Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18709
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
В ряде учебников и учебных пособий встречается понятие «право внешних сношений». Концепция права внешних сношений состоит в том, что объективно данные условия международной жизни, кодификация и прогрессивное развитие норм международного права в этой области привели к тому, что этой отраслью регулируется не только деятельность дипломатических и консульских представительств государств, аккредитованных за рубежом, но и деятельность внутригосударственных органов внешних сношений, специальных миссий, делегаций на международных конференциях, представительства государств при международных организациях и миссии постоянных наблюдателей при них. Именно этим объясняется введение в научный оборот более емкого понятия «право внешних сношений».
Основными источниками дипломатического права являются договор и обычай. Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 года является основным источником в сфере дипломатической деятельности. Вместе с тем, дипломатическое право регулирует деятельность специальных миссий государств, а также правовой статус представительств при международных конференциях. Это, прежде всего Конвенция о специальных миссиях 1969 года, Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 года.
Провозглашение независимости и приобретение суверенитета Республикой Казахстан расширили политические, экономические, научно-технические, культурные и другие отношения с иностранными государствами. Это создало необходимость обновления форм и методов общения с международным сообществом. Возрастание международных отношений, увеличение казахстанских представительств и количества казахстанских граждан, находящихся за рубежом внесли качественные изменения в содержание дипломатической и консульской служб. Весной 1993 года Казахстан присоединился к международным стандартам в области отправления внешней политики. В соответствии с Венской Конвенцией 1961 г. о дипломатических сношениях, Венской Конвенцией 1963 г. о консульских сношениях Республика Казахстан устанавливает отношения на уровне посольства, миссии или консульского округа. При дипломатических отношениях мы использовали различные формы. К примеру, формой установления дипломатических отношений были личные послания глав государств Президенту Республики Казахстан /CША, Новая Зеландия/, совместное коммюнике министров иностранных дел об установлении дипломатических отношений /КНР, Испания, Австрия/, протокол об установлении дипломатических отношений /Монголия, Франция, Индия/, обмен нотами /ЮАР, Египет, Израиль/. Для консульских отношений наиболее распространенной формой являются подписание консульских конвенций /Российская Федерация, Венгерская Республика/, соглашений о взаимном признании виз /Республика Грузия, страны СНГ/, меморандумов о взаимных поездках граждан и взаимопонимании по выдаче виз /Исламская Республика Пакистан, Исламская Республика Иран/, консульских договоров / Украина, Туркменистан/.
Учитывая опыт зарубежных государств, Казахстан принимает собственное законодательство об организации дипломатической и консульской служб, совершенствует работу внешнеполитического ведомства – Министерства Иностранных дел, разрабатывает специальные инструктивные материалы о консульской легализации; о порядке истребования документов, касающихся обеспечения прав и законных интересов граждан Республики Казахстан, иностранных лиц и лиц без гражданства через учреждения МИД; о порядке учета и регистрации казахстанских граждан за рубежом; о порядке оформления разрешения на постоянное место жительство за границей граждан Казахстана и многие другие.
Дипломатическая служба в Республике Казахстан является профессиональной деятельностью граждан в государственных органах, которые осуществляют внешнеполитическую деятельность в соответствии с национальным законодательством и международными договорами. Порядок назначения на дипломатические должности соответствуют международному стандарту. Так, например, на дипломатическую службу назначаются граждане Казахстана, имеющие высшее образование, владеющие иностранным языком, обладающие специальными знаниями, необходимыми для работы. По нашему мнению, в скором будущем мы обязаны будем оговорить такие условия как наличие специального высшего образования и знания государственного языка. Эти изменения будут продиктованы объективными обстоятельствами времени. Порядок назначения министра иностранных дел, особенности прохождения и прекращения дипломатической службы, вопросы обеспечения, гарантии и компенсации, объем прав и обязанностей, ответственность сотрудников дипломатической службы обеспечивают этой части государственной службы особое положение.
Дипломатические и консульские отношения нашего государства обеспечивают представительство с иностранными государствами и международными организациями; участие Казахстана в деятельности ООН, обеспечение интересов государства в различных вопросах внешней политики. С помощью дипломатических средств и методов реализуются усилия государства по обеспечению международного мира, коллективной и региональной безопасности.
9.2.Органы внешних сношений.
Во внешних сношениях государство выступает как единое образование, обладающее в силу своего суверенитета международной правосубъектностью. Органы внешних сношений выступают в качестве представителей государстваза рубежом, и все действия, предпринимаемые в пределах их компетенции, рассматриваются как действия представляемого государства за рубежом и налагают на него ответственность в соответствии с нормами международного права. Органы внешних сношений любого государства подразделяются на внутригосударственные (или центральные) и зарубежные.
К внутригосударственным органам внешних сношений в Республике Казахстан относятся: глава государства – Президент Республики Казахстан, Парламент Республики Казахстан, глава Правительства и Правительство, Министерство иностранных дел - орган непосредственного оперативного руководства внешними сношениями государства.
Зарубежные органы внешних сношений государств в свою очередь подразделяются на постоянные и временные. К постоянным органам внешних сношений в Республике Казахстан относятся дипломатические представительства (посольства и миссии) Республики Казахстан, аккредитованные в странах, с которыми Казахстан установил и поддерживает дипломатические отношения; консульские учреждения, постоянные представительства и миссии постоянных наблюдателей при международных организациях. К этой же группе относятся торговые представительства. К временным зарубежным органам внешних сношений Республики Казахстан относятся различные специальные миссии, делегации и группы наблюдателей на международных конференциях, делегации для участия в работе сессий международных органов и их организаций и другие.
Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.
Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.
Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:
-
разработка концепции и основных направлений внешней политики республики и представление соответствующих предложений Президенту и правительству Республика Казахстан;
-
реализация внешнеполитического курса государства;
-
выработка для Президента Республики Казахстан предложений по внешнеполитической стратегии Казахстана и реализации международных инициатив Президента – совместно с Государственным секретарем республики;
-
обеспечение дипломатическими средствами и методами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности и нерушимости границ Республики Казахстан, ее интересов во взаимоотношениях с другими государствами на международной арене;
-
защита прав и интересов граждан и юридических лиц Казахстана за рубежом;
-
осуществление дипломатических и консульских отношений государства с иностранными государствами, сношения с международными отношениями;
-
координация деятельности и контроль за работой других исполнительных органов в целях обеспечения проведения единого внешнеполитического курса государства в отношениях с иностранными государствами и международными организациями.
Министерство в соответствии с возложенными на него задачами имеет право разрабатывать и представлять в установленном порядке Президенту и Правительству Республики Казахстан предложения и рекомендации по вопросам отношений государства с другими государствами и международными организациями, а также подготавливает предложения о заключении, ратификации, исполнении, приостановлении действия и денонсации международных договоров и в установленном порядке вносит эти предложения на рассмотрение Президенту и Правительству Казахстана. Кроме того, в деятельность Министерства входят следующие функции: осуществление общего наблюдения за исполнением международных договоров и содействие в реализации международных норм в правовой практике Республики Казахстан и подготовка предложений по совершенствованию законодательства Казахстана, приведению его в соответствии с международными обязательствами государства.
Министерство участвует в разработке конкретных мероприятий по обеспечению прав и свобод граждан Республики Казахстан, ее обороны и национальной безопасности, охране правопорядка, защите окружающей среды, развитию и расширению торгово-экономических и финансовых связей, научно-технических, культурных и иных обменов Казахстана с иностранными государствами и международными организациями, обеспечивает участие государства в деятельности ООН, других международных организаций, конференций, совещаний, форумов, содействует повышению роли Республики Казахстан как члена международного сообщества в решении глобальных и региональных международных проблем, участвует в международных акциях по борьбе с голодом и отсталостью, международным терроризмом, организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков, а также по ликвидации последствий в зонах экологического неблагополучия и техногенных катастроф.
МИД Республики Казахстан также обеспечивает интересы республики в области международной охраны и рационального использования окружающей среды, освоение ресурсов Мирового океана, изучение космического пространства, содействует распространению за рубежом внешней и внутренней политики Республики Казахстан, социально-экономической, культурной и духовной жизни страны, осуществляет протокольное обеспечение международных обменов на высшем и правительственном уровнях, а также контроль за соблюдением дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов, содействует осуществлению межпарламентских связей Республика Казахстан, развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом. МИД является депозитарием международных договоров, заключенных республикой и вступивших в силу, также формирует и содержит архив дипломатической службы Казахстана, оказывает содействие в функционировании иностранных дипломатических и консульских представительств на территории республики, а также взаимодействует по вопросам свое компетенции с центральными исполнительными органами Республики Казахстан, представительными органами, общественными объединениями.
Структура центрального аппарата Министерства иностранных дел Республики Казахстан представлена следующим образом:
-
Руководство
-
Департамент администрации и контроля
-
Департамент консульской службы
-
Департамент по обеспечению деятельности центрального аппарата Министерства иностранных дел и его загранучреждений
-
Первый Департамент (Управление ООН и международного экономического сотрудничества, Управление международной безопасности)
-
Второй Департамент (Управление Европы и Америки, Управление государственного протокола)
-
Четвертый Департамент (Управление Азии, Ближнего Востока и Африки, Договорно-правовое управление)1
Договорно-правовой отдел МИДа работает над текстами международных договоров, касающихся вопросов внешней политики государства. Например, это могут быть вопросы территорий, внешних границ государства. Управление государственного протокола МИДа является тем подразделением, через который послы и другие иностранные представители устанавливают свои первые контакты со страной пребывания. Это управление встречает и устраивает новых послов и оказывает им содействие в организации работы посольства. Прибывший посол наносит первый визит заведующему управления государственного протокола МИД и узнает у него установленный порядок вручения верительных грамот- документа, которым снабжается глава дипломатического представительства класса послов или посланников для удостоверения его представительского характера и аккредитования в иностранном государстве. Затем он наносит визит Министру иностранных дел или его первому заместителю, чтобы представиться и предать ему копию своих верительных грамот, а также текст речи, которую он намерен произнести при вручении верительной грамоты.
Верительная грамота подписывается главой государства, назначающего дипломатического представителя, и скрепляется подписью министра иностранных дел. Она адресуется главе государства пребывания, вручается ему в торжественной обстановке. Акт вручения верительной грамоты считается актом вступления посла к исполнению своих обязанностей. К составным элементам верительных грамот относят: ссылка на соответствующие статьи Основного закона государства, титулование главы этого государства, фамилия, имя, а также ранг дипломатического представителя, соответствующий уровню, на котором обе страны обмениваются дипломатическими представителями; просьба верить всему тому, что будет излагать дипломатический представитель от имени главы своего государства или от имени своего правительства.
Посол наносит визиты всем послам государств, с которыми его страна имеет дипломатические отношения, начиная со старшины (дуайена) дипломатического корпуса. Дуайен – протокольный глава дипломатического корпуса (в англоязычных странах обычно именуется деканом). Дуайен выступает от имени дипломатического корпуса на различного рода протокольных мероприятиях и является своеобразным посредником между соответствующими властями государства пребывания и дипломатическим корпусом по вопросам, касающимся статуса дипломатического корпуса. Дуайеном автоматически становится глава дипломатического представительства, имеющий наиболее высокий класс среди глав дипломатических представителей, аккредитованных в данном государстве. Если главы дипломатического представительства имеют одинаковый класс, то дуайеном избирается лицо, имеющее наибольший срок пребывания в этом государстве на данном посту по сравнению со своими коллегами.