Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18184

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

  • Обеспечение повышенной защиты от посягательств частных лиц. Обязанность государства пребывания обеспечивать повышенную защиту дипломатов от посягательств частных лиц устанавливается двумя многосторонними конвенциями- 1961 и 1973 годов. В указанной обязанности государств выделяют пять компонентов: предупреждение посягательств, пресечение посягательств, наказание виновных, компенсация нанесенного ущерба и сотрудничество государств в рассматриваемом вопросе.

  • Иммунитет от юрисдикции и возможности привлечения дипломатов к уголовной ответственности. Освобождение от уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства пребывания не означает, что дипломаты всегда остаются безнаказанными в случае совершения ими различных правонарушений.

Может возникнуть проблема, если суд аккредитующего государства сочтет себя некомпетентным в отношении рассмотрения правонарушения, совершенного за границей. Другая проблема может возникнуть, если совершенное деяние рассматривается как правонарушение только в государстве пребывания, а не в аккредитующем государстве.

Универсального и эффективного решения вопроса об ответственности дипломатов за уголовные, гражданские и административные правонарушения за уголовные, гражданские и административные правонарушения не предлагается ни в Конвенции 1961 года, ни в доктрине международного права. При практическом решении этого вопроса государства стремятся скорее побудить аккредитующее государство к отказу от иммунитетов виновного дипломата, чем к привлечению его к ответственности на родине.

  • Тенденция к ограничению таможенного иммунитета. Таможенный иммунитет состоит из трех основных компонентов: свобода ввоза и вывоза предметов, предназначенных для личного пользования; освобождение указанных предметов от таможенных пошлин; освобождение в виде общего правила личного багажа дипломатов от таможенного досмотра.

Теоретическое решение данного вопроса обеспечит баланс интересов государства пребывания и аккредитующего государства. С одной стороны, следует обеспечить освобождение дипломатов от досмотра, но, с другой стороны, исключить возможность незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации преступников, которые могут действовать под видом дипломатов. Одним из возможных вариантов решения данного вопроса могла бы быть разработка и закрепление в международных соглашениях специальной процедуры доступа дипломатов к воздушным судам. Как отмечается в литературе, эта процедура могла бы предусматривать, например, освобождение дипломатов от досмотра при условии уведомления авиакомпании о предстоящем полете конкретного дипломата МИДом государства пребывания.1

  • Неприкосновенность частной резиденции, свобода передвижения, неприкосновенность бумаг, корреспонденции и имущества.


Одной из особенностей использования временных резиденций является обязанность дипломатов уважать правила проживания в них. Это означает, что дипломаты не вправе запретить представителям администрации этой резиденции входить в нее для выполнения предусмотренных правилами обычных функций. Все иные должностные лица государства пребывания могут войти во временную резиденцию только с разрешения дипломата.

Свобода передвижения имеет важное значение для нормального функционирования дипломатического представительства, в частности для беспрепятственного выполнения таких функций, как информационная, консульская и другие. В целом доктрина международного права допускает возможность лишь временного ограничения свободы передвижения иностранных дипломатов при возникновении в государстве пребывания каких- либо чрезвычайных обстоятельств.

Бумаги и корреспонденция дипломатов не могут подвергаться задержанию, вскрытию, использоваться местными властями в официальных целях и должны обеспечиваться защитой от посягательств частных лиц. На практике могут возникнуть определенные сложности, связанные с обеспечением неприкосновенности корреспонденции, пересылаемой по почтовым каналам, поскольку эта корреспонденция не имеет внешних знаков, позволяющих местным властям установить ее характер.

Необходимость исследования вопроса об иммунитетах и привилегиях административно-технического и обслуживающего персонала обусловлена в первую очередь тем, что значительную часть персонала дипломатических представительств составляют именно эти категории. Административно-техническому персоналу предоставляется объем иммунитетов, почти равный дипломатическому. Обслуживающему персоналу предоставляется всего три иммунитета.

  • Проблема служебного иммунитета.

В современной международной практике служебный (функциональный) иммунитет предоставляется довольно широкому кругу лиц. Существо проблемы служебного иммунитета заключается в неопределенности понятия «служебные обязанности». В связи с этим на практике нередко возникают трудности в определении того, находилось ли данное лицо в момент совершения преступления при исполнении своих служебных обязанностей и, следовательно, вправе ли государство пребывания привлекать его к ответственности. Не меньшие трудности возникают и в вопросе о том, кто правомочен решать эту проблему: государство пребывания или направляющее государство.

В доктрине международного права вопрос со статусом неаккредитованных дипломатов относится к числу малоисследованных. Возможны следующие варианты пребывания иностранных дипломатов на территории третьего государства:

  1. Пересечение территории третьего государства транзитом при следовании в другую страну;

  2. Въезд в третье государство по служебным делам или в личных целях;

  3. Пребывание на территории третьего государства в силу форс-мажорных обстоятельств.


Практический интерес представляет выяснение следующих вопросов: во всех ли случаях предоставляются неаккредитованным дипломатам иммунитеты и привилегии? Какие именно иммунитеты и привилегии им предоставляются? вопрос о конкретном объеме иммунитетов неаккредитованных дипломатов требует разрешения в ходе дальнейшей кодификации дипломатического права. Когда иностранные дипломаты следуют к месту службы, или возвращаются на родину, то в тех случаях, когда они находятся на территории государства транзита в своем официальном качестве, должны пользоваться всеми теми иммунитетами и привилегиями, которые им предоставляет в соответствии с Конвенцией государство пребывания.

Некоторые проблемы статуса дипломатических представительств.

В практике и теории современных международных отношений обсуждается вопрос о статусе внутренней охраны дипломатических представительств; определяются некоторые современные тенденции в предоставлении убежища и укрытия в помещениях дипломатических представительств.

В силу международного обычая дипломатические представительства пользуются привилегией на организацию внутренней жизни по своему усмотрению и в соответствии с традициями и обычаями своей страны. Ссылкой на эту привилегию можно объяснить и допустимость создания внутренней охраны в дипломатических представительствах. Важно отметить, что организация внутренней охраны в дипломатических представительствах стала в настоящее время широко распространенной практикой, которая почти не встречает возражений со стороны государств пребывания.

В дипломатической практике встречаются, хотя и крайне редко, двусторонние соглашения между аккредитующим государством и государством пребывания, регламентирующие организацию и статус внутренней охраны в дипломатических представительствах. Некоторые аспекты деятельности внутренней охраны, затрагивающие компетенцию государства пребывания, часто вызывают острые конфликтные ситуации в отношениях между аккредитующим государством и государством пребывания. К ним относятся следующее:

  • Вопрос о пределах компетенции внутренней охраны, особенно в тех случаях, когда она прибегает к принудительным действиям.

  • Не урегулированы вопросы ввоза, хранения, ношения и применения внутренней охраны оружия.

Действующее международное право эти вопросы не регулирует. Государство пребывания решают эти вопросы либо применяя нормы действующего законодательства, либо путем издания специальных законов и инструкций в отношении персонала иностранных дипломатических представительств. Демин Ю.Г. в вышеупомянутом источнике предлагает договорной путь как способ урегулирования всего комплекса вопросов, связанных с внутренней охраной, во избежании возникновения коллизионных ситуаций. По мнению автора, такой договор может содержать следующие положения:


  • возможность учреждения внутренней охраны;

  • ее количественный состав;

  • примерный объем ее компетенции;

  • наличие оружия у сотрудников внутренней охраны;

  • координация деятельности и организация сотрудничества внутренней охраны с местными правоохранительными органами.

В международном праве существует традиционный институт дипломатического убежища, под которым в настоящее время понимают предоставление лицу, преследуемому по политическим основаниям, укрытия в помещениях дипломатических представительств, консульских учреждений, на борту военного корабля или военно-воздушного судна, на территории военных баз и лагерей. Универсальных соглашений о дипломатическом убежище не существует. Общее международное право в принципе отрицает правомерность дипломатического убежища – его предоставление расценивается как использование помещений представительства в целях, несовместимых с дипломатическими функциями. Предоставление дипломатического убежища допустимо лишь при условии соблюдения закрепленных в конвенциях латиноамериканских стран правил и, в частности, только в тех государствах, которые признают этот институт.

Интересен анализ действующих инструкций и законов США по рассматриваемому вопросу. США в своей практике исходят из того, что существуют две разновидности убежища: дипломатическое убежище, которое может применяться лишь признающих его странах и которое США не признают, и временное укрытие, которое может использоваться в любой стране. Американская практика устанавливает три ограничения:

  • укрытие может предоставляться только в том случае, если жизнь ищущего его человека находится в непосредственной опасности от насилия толпы или беззакония властей;

  • укрытие нельзя обещать заранее в предвидении будущей потребности;

  • укрытие может предоставляться только как временное средство для спасения невинной человеческой жизни.

Институт временного укрытия используется также Великобританией и Канадой.

Таким образом, в современной дипломатической практике существуют эффективные способы обеспечения правового статуса посольств и их сотрудников.

Все эти спорные вопросы имеет теоретическое и практическое значение для суверенного Казахстана. К примеру, в казахстанской практике и теории очень актуален вопрос о единой системе органов дипломатической службы. Эту систему составляют не только Министерство Иностранных Дел, зарубежные представительства, аккредитованные в иностранных государствах и при международных организациях, но и другие государственные органы. К примеру, так называемые конституционные органы внешних сношений. К числу последних, например, можно отнести Президента, Правительство, Премьер-министра, торговые представительства.


9. 4. Правовой статус торговых представительств, специальных миссий.



С начала осуществления внешнеполитических функций бывшего СССР торговые представительства были созданы для осуществления за рубежом монопольного права государства на внешнеэкономическую деятельность. Таким образом, торговое представительство является представительным органом государства за границей, осуществляющее функции данного государства в области внешней торговли. Торговое представительство является составной частью дипломатического представительства в соответствующем государстве. Оно осуществляет свою деятельность под общим руководством посла (посланника). Во главе торгового представительства находится торговый представитель, назначаемый правительством.

Основные задачи торгового представительства заключаются в следующем:

  • представление государственных интересов в стране пребывания по всем вопросам внешнеэкономической деятельности и обеспечение их защиты;

  • проведение эффективной внешнеэкономической политики своего государства в соответствующих странах;

  • содействие развитию экономических отношений страны своего представительства и страны пребывания;

  • контроль за соблюдением субъектами внешнеэкономической деятельности собственных государственных интересов, координация их деятельности в стране пребывания;

  • защита экономических интересов своего государства и другие.

В соответствии с вышеизложенными задачами, торговое представительство осуществляет некоторые функции за границей. К таковым относятся:

  1. Производство операций по внешней торговле для организаций, участвующих во внешнеторговом обороте.

  2. Выдача разрешений учреждениям, участвующим во внешнеторговом обороте на совершение сделок.

  3. Регулирование н и контроль деятельности организаций, которые имеют самостоятельный выход на внешний рынок.

  4. Выдача разрешения на ввоз товаров, свидетельств о прохождении товаров, разрешения на транзит товаров.

  5. Наблюдение за выполнением участвующими во внешнеторговом обороте организациями в стране пребывания законов о внешней торговле.

  6. Изучение общих экономических условий и торговой конъюнктуры страны пребывания торгового представительства в интересах внешней торговли и другие.

Как часть посольства торговое представительство по смыслу Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 года пользуется всеми полагающимися дипломатическому представительству привилегиями и иммунитетами в полном объеме.

Торговые представительства учреждаются на основе международных договоров между заинтересованными государствами. Если в стране пребывания отсутствует посольство или консульство государства, то торговое представительство выступает самостоятельно.

Специальные миссии – разновидность временных зарубежных органов внешних сношений, состоящих из представителей, направляемых одним государством в другое для выполнения конкретных задач, определяемых между данными государствами.