Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18198

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

В чем предназначение специальных миссий?

Что такое консульский патент?

Для чего необходима консульская экзекватура?

Каковы функции дипломатического и консульского представительств?

В чем смысл и назначение дипломатических и консульских иммунитетов и привилегий, чем и почему они отличаются друг от друга?

Каковы особенности правового статуса главы государства, правительства при осуществлении функций внешних сношений?

Охарактеризуйте компетенцию Министерства иностранных дел в вопросах осуществления функций органа внешних сношений.



Литература:

Блищенко Н.П. Дипломатическое право М. 1990.

  1. Бобылев Г.В., Зубков Н.Г. Основы консульской службы. М. 1986.

  2. Борунков А.Ф. Дипломатический протокол в России. М. Международные отношения. 1999.

  3. Ганюшкин Б.В. Дипломатическое право международных организаций. М. 1972.

  4. Демин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонала. М. Международные отношения. 1995.

  5. Зорин В.А. Основы дипломатической службы. М. Международные отношения. 1977.

  6. Ильин Ю.Д. Основные тенденции в развитии консульского пава. М. Юридическая литература. 1969.

  7. Кузнецов С.А. Представители государств при международных организациях. М.1980

  8. Молочков Ф.Ф. Дипломатический протокол и дипломатическая практика. М. 1977.

  9. Консульское право и консульская служба. Под ред. М.А. Сарсембаева. Данекер. 2000.

  10. Никифоров Д.С., Борунков А.Ф. Дипломатический протокол в СССР, М. Международные отношения. 1985.

  11. Сандровский К.К. Право внешних сношений. - Киев. 1986.

  12. Сарсембаев М.А. Дипломатическое и консульское право. Данекер. 1999.

  13. Положение о Посольстве Республика Казахстан 1992 года.

  14. Положение о Чрезвычайном и Полномочном После Республики Казахстан 1992 года.

  15. Закон РК 1997г. “О дипломатической службе”.

  16. Консульский устав Республики Казахстан 1999.

  17. Сборник документов по международному праву. Под редакцией К.К. Токаева. Т.2. С. 27-122.






Глава 10. Право международной безопасности.


    1. Понятие права международной безопасности, цели и принципы.

    2. Понятие и виды коллективной безопасности.

    3. Разоружение и ограничение вооружений.

    4. Международный контроль и меры укрепления доверия.

    5. Движение неприсоединения и международная безопасность.



    1. Понятие права международной безопасности, цели и принципы.


Рассматривая проблему безопасности государств с позиций системы международного права, где государство является основным его компонентом, возможно наличие единого механизма обеспечения безопасности. Обеспечение безопасности государства, как и содействие укреплению мира и развитию международного сотрудничества, рассматриваются в качестве основных задач для всех участников международного сообщества. Внешнеполитический курс государств предусматривает использование норм современного международного права, действующих в сфере обеспечения международного мира и безопасности.


В международной практике имеется значительный опыт государств по отдельным аспектам проблемы международно-правовой безопасности. Это позволяет провести некоторый анализ в вопросах формирования и развития правовых гарантий безопасности государства. При этом, представляется верным отметить, что особое внимание уделяется взаимосвязанности и взаимообусловленности принципов, норм и институтов международного права. Мы разделяем мнение польского ученого М. Добросельского о том, что «любая попытка дать четкое определение понятия «безопасность» заранее обречена на неудачу и не имеет никакого практического значения, так как невозможно предвидеть и учесть те элементы, структуры или процессы, гарантирующие безопасность во всех возможных ситуациях».1

Любое государство как субъект международного права, оперируя понятием «безопасность» подразумевает: во-первых, состояние сохранности, надежности от негативного воздействия; во-вторых - способности данного государства преодолеть это воздействие самостоятельно, или при помощи международно-правовых механизмов.

Механизм обеспечения международной безопасности государства в его отношениях с другими субъектами международного права представляет собой совокупность условий, гарантирующих взаимную сохранность и существование. Представляется верным, при определении структуры механизма акцентировать внимание на следующих вопросах:

  • С какими вопросами теории и практики международного права связана проблема безопасности?

  • Каковы правовые средства обеспечения международной безопасности?

  • Какими ресурсами (природными, экономическими) обладает государство?

Общеизвестно, что средствами обеспечения безопасности являются военная сила и дипломатия. Соответственно, объектом обеспечения военных и дипломатических средств являются интересы безопасности. Вышеупомянутые средства являются разными по форме методами выражения и продолжения политики государства, выполняют разные функции в обеспечении безопасности. При этом, государство, обеспечивая безопасность, должно располагать определенными природными, материальными ресурсами.

Безопасность поддерживает определенное равновесие между негативным воздействием на субъекта права и его способностью преодолеть это воздействие собственными силами, или при поддержке других субъектов своего или иностранного государства, а иногда - международного сообщества. В том случае, когда государство обеспечивает свою сохранность от негативного воздействия другого или других государств, говорят о национальной безопасности. В международном праве утвердилось понятие «национальной безопасности» как «безопасность государств». При этом, в Декларации об укреплении международной безопасности; в Концепции всеобъемлющей безопасности, принятой в 1986 году по инициативе СССР, было провозглашено комплексное понимание неделимости безопасности.1 В Хельсинском документе от 10 июля 1992 года «Вызов времени и перемен» отмечается, что безопасность неделима и безопасность каждого государства неразрывно связано с безопасностью других государств.


Под национальной безопасностью понимается безопасность многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в любом государстве. Например, Концепция национальной безопасности РФ, принятая в 1997 году и уточненная в 2000 году2, определяет место России в мировом сообществе. Национальные интересы России представлены как совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства. Определяя сферы применения, Концепция обозначает виды национальной безопасности: экономическая, военная, информационная, экологическая, демографическая, физическая, техническая, социальная, международная, продовольственная, пограничная, энергетическая и иные.

Роль международного права в создании всеобъемлющей системы мира и безопасности обеспечивается путем эффективного функционирования механизма поддержания мира, выработкой новых международно-правовых обязательств и норм. В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 5 декабря 1986 года «О создании всеобъемлющей системы международного мира и безопасности» в пункте 1 отмечается, что система коллективной безопасности, воплощенная в Уставе ООН, по- прежнему является фундаментальным и незаменимым инструментом для сохранения международного мира и безопасности. Кроме того, становление новых международно-правовых обязательств соответствует системе принципов международного права. В соответствии с резолюцией 43/170 Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1988 года Специальный комитет по Уставу Организации Объединенных Наций и усилению роли Организации по установлению фактов начал в 1989 году на своей сессии разработку документа по установлению фактов Организацией Объединенных Наций в области поддержания международного мира и безопасности. Специальный комитет продолжил свою работу по этой теме на своей сессии 1990 года. На своей сессии 1991 года он завершил проект и представил Генеральной Ассамблее для рассмотрения и принятия. 9 декабря 1991 года Генеральная Ассамблея приняла без голосования Декларацию об установлении фактов Организацией Объединенных Наций в области поддержания мира и безопасности.

Общепризнанным является тот факт, что расширяющееся межгосударственное сотрудничество укрепляет международную безопасность. Это достигается путем углубления доверия и взаимопонимания между государствами. В современных отношениях существует система правовых норм, создающая условия для мирного урегулирования возникающих споров и исключающая возникновение военных действий. Совокупность этих мер составляет содержание права международной безопасности.

Право международной безопасности – это совокупность правовых и иных способов, соответствующих системе основных принципов международного права, направленных на обеспечение мира и применяемых государствами коллективных мер против актов агрессии и ситуаций, угрожающих миру и безопасности мирового сообщества.


К основным международно-правовым средствам обеспечения международной безопасности относятся:

  • мирные средства разрешения споров;

  • всеобщая и региональная (коллективная) безопасность;

  • разоружение; меры по ослаблению международной напряженности и прекращению гонки вооружений; меры по предотвращению ядерной войны;

  • политика неприсоединения и нейтралитета;

  • система мер по пресечению актов агрессии, самооборона; мероприятия, проводимые международными организациями;

  • нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий, ликвидация иностранных военных баз; создание безъядерных зон;

  • система мер по укреплению доверия между государствами

Система этих мер не носит исчерпывающего характера. По мере накопления мирового опыта в вопросах обеспечения международной безопасности появятся новые средства. Существующие международно-правовые средства обеспечения безопасности будут совершенствоваться в целях повышения их эффективности.

Принципы права международной безопасности носят нормативный характер. К таковым относятся принцип равенства, принцип одинаковой безопасности, принцип ненанесения ущерба безопасности другого государства.

Эти принципы характеризуют юридическое содержание фактического военно-стратегического равновесия в мире. В соответствии с этим принципами государства обязаны не нарушать равновесие, стремясь к сокращению уровня вооружений. Любые меры в области обеспечения безопасности должны быть сбалансированы в связи с необходимостью сохранения военно-стратегического равновесия. Содержание принципов равенства и одинаковой безопасности не относится исключительно к сфере разоружения. Соответственно, военно-стратегическое равновесие не является простым равенством уровней вооружений и вооруженных сил. Военно-стратегическое равновесие включает стратегическую стабильность. Последнее зависит от военного потенциала страны и ее союзников, географического расположения государств, стратегической концепции, оснащенности армии новейшими видами оружия, от кадрового потенциала.

Юридическое содержание принципов права международной безопасности обеспечивается следующими компонентами:

  • право каждого государства, без каких-либо исключений, на безопасность;

  • всеобщее и равное обеспечение безопасности;

  • отсутствие дискриминации в обеспечении международной безопасности;

  • никто не может получить односторонних преимуществ в обеспечении безопасности;

  • запрет в укреплении безопасности собственного государства в ущерб безопасности других государств, отказ от таких действий, которые бы наносили такой ущерб.

Принцип равной безопасности является одной из форм проявления принципа суверенного равенства применительно к вопросам международной безопасности.



    1. Понятие и виды коллективной безопасности.


Коллективная безопасность – это система совместных действий государств в целях поддержания международного мира и безопасности, установленная Уставом ООН и осуществляемая в рамках этой универсальной и других региональных организаций для предотвращения и устранения угрозы миру и актов агрессии или других нарушений мира.

Коллективная безопасность является отражением понятия неделимости мира в том смысле, что в современных международных отношениях безопасность любого государства тесно связана с безопасностью всех государств, всякий локальный конфликт может перерасти в мировую войну.

Коллективная безопасность представлена во-первых, системой общепризнанных принципов и норм международного права. В частности, важнейшими из них являются запрещение применения силы и угрозой силой; разрешение возникших международных споров исключительно мирными средствами; уважение суверенитета; равноправие государств; невмешательство во внутренние дела и другие. Во-вторых, коллективная безопасность представлена системой мирного разрешения международных споров. В-третьих, безопасность государств предполагает применение системы коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии. Наконец, в четвертых, коллективная безопасность предполагает применение коллективных мер по разоружению.

Для системы коллективной безопасности характерны следующие признаки:

  1. Принятие государствами следующих обязательств: неприменение силы во взаимоотношениях между государствами, разрешение возникших споров мирным путем, активное сотрудничество в целях устранения любой опасности миру.

  2. Наличие организационного единства государств. Это возможно посредством классической формы коллективной безопасности, а именно, деятельностью универсальных и региональных международных организаций. Кроме того, обеспечение организационного единства возможно путем учреждения консультативных или координационных органов, созыва международных конференций и совещаний.

Существуют два вида системы коллективной безопасности: универсальная и региональная.

Впервые система коллективной безопасности возникла в период второй мировой войны и вошла в историю под названием антигитлеровской коалиции. В первоначальном виде она объединяла 26 государств, к моменту разгрома гитлеровской Германии коалиция объединила 47 стран. Примером универсальной системы коллективной безопасности является создание Организации Объединенных Наций в 1945 году. Уставом ООН предусмотрена система коллективных мероприятий по поддержанию мира и международной безопасности. Система мер коллективной безопасности представлена следующим образом:

  • меры по запрещению угрозы силой или ее применения в отношениях между государствами (п. 4 статьи 2 Устава ООН);

  • меры разоружения (статья 11, 26, 47 Устава ООН);

  • меры по использованию региональных организаций безопасности (глава VIII Устава ООН);

  • меры по обеспечению безопасности в переходный период (глава X, VII Устава ООН);

  • временные меры по пресечению нарушений мира (статья 40 Устава ООН);

  • принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (статья 41 Устава ООН);

  • принудительные меры с использованием вооруженных сил (статья 42 Устава ООН).