Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18729
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
В чем предназначение специальных миссий?
Что такое консульский патент?
Для чего необходима консульская экзекватура?
Каковы функции дипломатического и консульского представительств?
В чем смысл и назначение дипломатических и консульских иммунитетов и привилегий, чем и почему они отличаются друг от друга?
Каковы особенности правового статуса главы государства, правительства при осуществлении функций внешних сношений?
Охарактеризуйте компетенцию Министерства иностранных дел в вопросах осуществления функций органа внешних сношений.
Литература:
Блищенко Н.П. Дипломатическое право М. 1990.
-
Бобылев Г.В., Зубков Н.Г. Основы консульской службы. М. 1986.
-
Борунков А.Ф. Дипломатический протокол в России. М. Международные отношения. 1999.
-
Ганюшкин Б.В. Дипломатическое право международных организаций. М. 1972.
-
Демин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонала. М. Международные отношения. 1995.
-
Зорин В.А. Основы дипломатической службы. М. Международные отношения. 1977.
-
Ильин Ю.Д. Основные тенденции в развитии консульского пава. М. Юридическая литература. 1969.
-
Кузнецов С.А. Представители государств при международных организациях. М.1980
-
Молочков Ф.Ф. Дипломатический протокол и дипломатическая практика. М. 1977.
-
Консульское право и консульская служба. Под ред. М.А. Сарсембаева. Данекер. 2000.
-
Никифоров Д.С., Борунков А.Ф. Дипломатический протокол в СССР, М. Международные отношения. 1985.
-
Сандровский К.К. Право внешних сношений. - Киев. 1986.
-
Сарсембаев М.А. Дипломатическое и консульское право. Данекер. 1999.
-
Положение о Посольстве Республика Казахстан 1992 года.
-
Положение о Чрезвычайном и Полномочном После Республики Казахстан 1992 года.
-
Закон РК 1997г. “О дипломатической службе”.
-
Консульский устав Республики Казахстан 1999.
-
Сборник документов по международному праву. Под редакцией К.К. Токаева. Т.2. С. 27-122.
Глава 10. Право международной безопасности.
-
Понятие права международной безопасности, цели и принципы.
-
Понятие и виды коллективной безопасности.
-
Разоружение и ограничение вооружений.
-
Международный контроль и меры укрепления доверия.
-
Движение неприсоединения и международная безопасность.
-
Понятие права международной безопасности, цели и принципы.
Рассматривая проблему безопасности государств с позиций системы международного права, где государство является основным его компонентом, возможно наличие единого механизма обеспечения безопасности. Обеспечение безопасности государства, как и содействие укреплению мира и развитию международного сотрудничества, рассматриваются в качестве основных задач для всех участников международного сообщества. Внешнеполитический курс государств предусматривает использование норм современного международного права, действующих в сфере обеспечения международного мира и безопасности.
В международной практике имеется значительный опыт государств по отдельным аспектам проблемы международно-правовой безопасности. Это позволяет провести некоторый анализ в вопросах формирования и развития правовых гарантий безопасности государства. При этом, представляется верным отметить, что особое внимание уделяется взаимосвязанности и взаимообусловленности принципов, норм и институтов международного права. Мы разделяем мнение польского ученого М. Добросельского о том, что «любая попытка дать четкое определение понятия «безопасность» заранее обречена на неудачу и не имеет никакого практического значения, так как невозможно предвидеть и учесть те элементы, структуры или процессы, гарантирующие безопасность во всех возможных ситуациях».1
Любое государство как субъект международного права, оперируя понятием «безопасность» подразумевает: во-первых, состояние сохранности, надежности от негативного воздействия; во-вторых - способности данного государства преодолеть это воздействие самостоятельно, или при помощи международно-правовых механизмов.
Механизм обеспечения международной безопасности государства в его отношениях с другими субъектами международного права представляет собой совокупность условий, гарантирующих взаимную сохранность и существование. Представляется верным, при определении структуры механизма акцентировать внимание на следующих вопросах:
-
С какими вопросами теории и практики международного права связана проблема безопасности?
-
Каковы правовые средства обеспечения международной безопасности?
-
Какими ресурсами (природными, экономическими) обладает государство?
Общеизвестно, что средствами обеспечения безопасности являются военная сила и дипломатия. Соответственно, объектом обеспечения военных и дипломатических средств являются интересы безопасности. Вышеупомянутые средства являются разными по форме методами выражения и продолжения политики государства, выполняют разные функции в обеспечении безопасности. При этом, государство, обеспечивая безопасность, должно располагать определенными природными, материальными ресурсами.
Безопасность поддерживает определенное равновесие между негативным воздействием на субъекта права и его способностью преодолеть это воздействие собственными силами, или при поддержке других субъектов своего или иностранного государства, а иногда - международного сообщества. В том случае, когда государство обеспечивает свою сохранность от негативного воздействия другого или других государств, говорят о национальной безопасности. В международном праве утвердилось понятие «национальной безопасности» как «безопасность государств». При этом, в Декларации об укреплении международной безопасности; в Концепции всеобъемлющей безопасности, принятой в 1986 году по инициативе СССР, было провозглашено комплексное понимание неделимости безопасности.1 В Хельсинском документе от 10 июля 1992 года «Вызов времени и перемен» отмечается, что безопасность неделима и безопасность каждого государства неразрывно связано с безопасностью других государств.
Под национальной безопасностью понимается безопасность многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в любом государстве. Например, Концепция национальной безопасности РФ, принятая в 1997 году и уточненная в 2000 году2, определяет место России в мировом сообществе. Национальные интересы России представлены как совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства. Определяя сферы применения, Концепция обозначает виды национальной безопасности: экономическая, военная, информационная, экологическая, демографическая, физическая, техническая, социальная, международная, продовольственная, пограничная, энергетическая и иные.
Роль международного права в создании всеобъемлющей системы мира и безопасности обеспечивается путем эффективного функционирования механизма поддержания мира, выработкой новых международно-правовых обязательств и норм. В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 5 декабря 1986 года «О создании всеобъемлющей системы международного мира и безопасности» в пункте 1 отмечается, что система коллективной безопасности, воплощенная в Уставе ООН, по- прежнему является фундаментальным и незаменимым инструментом для сохранения международного мира и безопасности. Кроме того, становление новых международно-правовых обязательств соответствует системе принципов международного права. В соответствии с резолюцией 43/170 Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1988 года Специальный комитет по Уставу Организации Объединенных Наций и усилению роли Организации по установлению фактов начал в 1989 году на своей сессии разработку документа по установлению фактов Организацией Объединенных Наций в области поддержания международного мира и безопасности. Специальный комитет продолжил свою работу по этой теме на своей сессии 1990 года. На своей сессии 1991 года он завершил проект и представил Генеральной Ассамблее для рассмотрения и принятия. 9 декабря 1991 года Генеральная Ассамблея приняла без голосования Декларацию об установлении фактов Организацией Объединенных Наций в области поддержания мира и безопасности.
Общепризнанным является тот факт, что расширяющееся межгосударственное сотрудничество укрепляет международную безопасность. Это достигается путем углубления доверия и взаимопонимания между государствами. В современных отношениях существует система правовых норм, создающая условия для мирного урегулирования возникающих споров и исключающая возникновение военных действий. Совокупность этих мер составляет содержание права международной безопасности.
Право международной безопасности – это совокупность правовых и иных способов, соответствующих системе основных принципов международного права, направленных на обеспечение мира и применяемых государствами коллективных мер против актов агрессии и ситуаций, угрожающих миру и безопасности мирового сообщества.
К основным международно-правовым средствам обеспечения международной безопасности относятся:
-
мирные средства разрешения споров;
-
всеобщая и региональная (коллективная) безопасность;
-
разоружение; меры по ослаблению международной напряженности и прекращению гонки вооружений; меры по предотвращению ядерной войны;
-
политика неприсоединения и нейтралитета;
-
система мер по пресечению актов агрессии, самооборона; мероприятия, проводимые международными организациями;
-
нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий, ликвидация иностранных военных баз; создание безъядерных зон;
-
система мер по укреплению доверия между государствами
Система этих мер не носит исчерпывающего характера. По мере накопления мирового опыта в вопросах обеспечения международной безопасности появятся новые средства. Существующие международно-правовые средства обеспечения безопасности будут совершенствоваться в целях повышения их эффективности.
Принципы права международной безопасности носят нормативный характер. К таковым относятся принцип равенства, принцип одинаковой безопасности, принцип ненанесения ущерба безопасности другого государства.
Эти принципы характеризуют юридическое содержание фактического военно-стратегического равновесия в мире. В соответствии с этим принципами государства обязаны не нарушать равновесие, стремясь к сокращению уровня вооружений. Любые меры в области обеспечения безопасности должны быть сбалансированы в связи с необходимостью сохранения военно-стратегического равновесия. Содержание принципов равенства и одинаковой безопасности не относится исключительно к сфере разоружения. Соответственно, военно-стратегическое равновесие не является простым равенством уровней вооружений и вооруженных сил. Военно-стратегическое равновесие включает стратегическую стабильность. Последнее зависит от военного потенциала страны и ее союзников, географического расположения государств, стратегической концепции, оснащенности армии новейшими видами оружия, от кадрового потенциала.
Юридическое содержание принципов права международной безопасности обеспечивается следующими компонентами:
-
право каждого государства, без каких-либо исключений, на безопасность;
-
всеобщее и равное обеспечение безопасности;
-
отсутствие дискриминации в обеспечении международной безопасности;
-
никто не может получить односторонних преимуществ в обеспечении безопасности;
-
запрет в укреплении безопасности собственного государства в ущерб безопасности других государств, отказ от таких действий, которые бы наносили такой ущерб.
Принцип равной безопасности является одной из форм проявления принципа суверенного равенства применительно к вопросам международной безопасности.
-
Понятие и виды коллективной безопасности.
Коллективная безопасность – это система совместных действий государств в целях поддержания международного мира и безопасности, установленная Уставом ООН и осуществляемая в рамках этой универсальной и других региональных организаций для предотвращения и устранения угрозы миру и актов агрессии или других нарушений мира.
Коллективная безопасность является отражением понятия неделимости мира в том смысле, что в современных международных отношениях безопасность любого государства тесно связана с безопасностью всех государств, всякий локальный конфликт может перерасти в мировую войну.
Коллективная безопасность представлена во-первых, системой общепризнанных принципов и норм международного права. В частности, важнейшими из них являются запрещение применения силы и угрозой силой; разрешение возникших международных споров исключительно мирными средствами; уважение суверенитета; равноправие государств; невмешательство во внутренние дела и другие. Во-вторых, коллективная безопасность представлена системой мирного разрешения международных споров. В-третьих, безопасность государств предполагает применение системы коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии. Наконец, в четвертых, коллективная безопасность предполагает применение коллективных мер по разоружению.
Для системы коллективной безопасности характерны следующие признаки:
-
Принятие государствами следующих обязательств: неприменение силы во взаимоотношениях между государствами, разрешение возникших споров мирным путем, активное сотрудничество в целях устранения любой опасности миру.
-
Наличие организационного единства государств. Это возможно посредством классической формы коллективной безопасности, а именно, деятельностью универсальных и региональных международных организаций. Кроме того, обеспечение организационного единства возможно путем учреждения консультативных или координационных органов, созыва международных конференций и совещаний.
Существуют два вида системы коллективной безопасности: универсальная и региональная.
Впервые система коллективной безопасности возникла в период второй мировой войны и вошла в историю под названием антигитлеровской коалиции. В первоначальном виде она объединяла 26 государств, к моменту разгрома гитлеровской Германии коалиция объединила 47 стран. Примером универсальной системы коллективной безопасности является создание Организации Объединенных Наций в 1945 году. Уставом ООН предусмотрена система коллективных мероприятий по поддержанию мира и международной безопасности. Система мер коллективной безопасности представлена следующим образом:
-
меры по запрещению угрозы силой или ее применения в отношениях между государствами (п. 4 статьи 2 Устава ООН);
-
меры разоружения (статья 11, 26, 47 Устава ООН);
-
меры по использованию региональных организаций безопасности (глава VIII Устава ООН);
-
меры по обеспечению безопасности в переходный период (глава X, VII Устава ООН);
-
временные меры по пресечению нарушений мира (статья 40 Устава ООН);
-
принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (статья 41 Устава ООН);
-
принудительные меры с использованием вооруженных сил (статья 42 Устава ООН).