Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18176

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Определяющим элементом режима исключительной экономической зоны является сбалансированное сочетание ресурсных прав и правомочий других государств с правами, основанных на свободах открытого моря в отношении судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и других правомерных с точки зрения международного права видов деятельности

Континентальный шельф – это морское дно и его недра, расположенные за внешней границей, территориального моря прибрежного государства до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не распространяется на такое расстояние.

Если подводная окраина материка простирается и за пределы 200 миль, внешняя граница континентального шельфа должна находиться не далее 350 миль от исходной линии территориального моря, или не далее 100 миль от изобаты 2500 м. Карты и информация о внешней границе континентального шельфа сдаются Генеральному секретарю ООН, который надлежащим образом публикует их.

Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях его разведки и разработки его ресурсов. Исключительность этих прав заключается в том, что, если прибрежное государство не производит разведку и разработку ресурсов шельфа, никто не может делать этого без определенно выраженного согласия данного прибрежного государства.



Контрольные вопросы:


  1. Дайте определение международного морского права.

  2. Каковы особенности международного морского права?

  3. Какова история становления международного морского права?

  4. В чем особенности I, II, III Конференции ООН по морскому праву?

  5. Каково содержание основных принципов международного морского права?

  6. Какие существуют виды морских пространств?

  7. Что представляют собой исторические воды и исторические заливы?

  8. В чем заключается правовой режим архипелажных вод?

  9. Определите правовой режим открытого моря.

  10. Каков правовой режим исключительной экономической зоны?

  11. Какие существуют виды прилежащих зон?



Литература:


  1. Бекяшев К.А., Волков А.А., Каргополов С.Г. Морское и рыболовное право. М. 1990.

  2. Колодкин А.Л. Мировой океан: международно-правовой режим. Основные проблемы. М. 1973.

  3. Лазарев М.И. Теоретические вопросы современного морского права. М. 1983.

  4. Молодцов С.В. Международное морское право.М.1987.

  5. Яковлев И.И. Международный орган по морскому дну. М. 1986.

  6. Словарь международного морского права. М. 1985.



























Глава 16. Международное экономическое право.


16.1. Понятие, становление и источники международного экономического права.

16.2. Принципы международного экономического права.

    1. Международные экономические договоры.

    2. Международные организации в сфере межгосударственных экономических отношений.




16.1. Понятие, становление и источники международного экономического права.


Обеспечение экономической стабильности зависит от адекватной экономической политики и системы организационно-правовых мероприятий государства. В современный период большое значение придается экономическому реформированию, разработке эффективных путей выхода из очевидных и очередных неудач экономической политики любого государства. Практическое значение для экономического развития имеет проблема возможности с помощью права воздействовать на экономику, управлять экономическими проблемами.

В современном мире для международных экономических отношений характерно рассмотрение все большего количества вопросов исключительно не национальным правом, а с участием норм, принципов, институтов международного права или, в основном, международным правом. «Фактически речь идет о постепенной передаче власти внутренней компетенции государств, о сознательном, скоординированном на разных уровнях ограничении суверенитета (выделено мною) с тем, чтобы в утверждаемых нормах права получили отражение не только национальные, региональные, блоковые интересы, но и интересы международного сообщества в целом.»1 Тенденция к интернационализации, или, как принято сейчас говорить, глобализации хозяйственной жизни является очевидной и общепризнанной.2 Наибольшему влиянию подвергается международное право, так как большое воздействие на государство и ее национальное право осуществляется именно через международное право. Процесс глобализации еще раз доказывает особенность системы международного права, продуктивное функционирование международной системы в целом.

История развития международного права насчитывает ни одно тысячелетие. Эта одна из древнейших правовых систем, которая постоянно влияет, воздействует на право других государств, с одной стороны; взаимозависим от национальных систем – с другой.1 Авторитет современного международного права достаточно высок. Вряд ли можно найти государство, которое не считается с ее правовой природой. Более того, для международного права характерно установление отношений между субъектами на высоком уровне доверия. А последнее, в свою очередь, является гарантом построения справедливого международного (мирового) правопорядка. Предпосылкой для справедливого миропорядка является безопасность всего мирового сообщества. Всеобъемлющая система международной безопасности обеспечена безопасностью отдельного государства.

Проблема обеспечения международной экономической безопасности становится новым важным направлением деятельности Организации Объединенных Наций. Генеральная Ассамблея ООН в своих резолюциях 39/210 от 18 декабря 1984 года «О мерах укрепления доверия в международных экономических отношениях», 40/173 от 17 декабря 1985 года «Международная экономическая безопасность», в Меморандуме «О развитии международного права» 1987 года, принятом на ХХХХ! сессии Генеральной Ассамблеи ООН, излагают позицию универсальной международной организации в вопросе создания взаимовыгодных экономических отношений. Эти отношения должны строиться на справедливой, равноправной и демократической основе, которая является неотъемлемой частью всеобъемлющей системы международной безопасности.


Международные экономические отношения играют большую роль в решении глобальных проблем человечества. Они возникают вследствие необходимости регулирования экономического оборота между странами и имеют политический характер. Государства как основные субъекты современного международного права решают задачи своей внешней политики, частью которых является внешнеэкономическая политика. Возникает объективная необходимость демократизации экономических отношений, что обеспечивает решение многих сложных проблем международного экономического права. Таким образом, международное экономическое право – одна из отраслей международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с их деятельность в области международных экономических отношений.

Наука международного права в полном объеме стала заниматься вопросами международных экономических отношений лишь тогда, когда началось быстрое развитие мирового капиталистического рынка. Международное право фактически не регулировало обширную область международных экономических отношений. Тем временем, на международной арене возрастает число участников экономических отношений. Возникла объективная необходимость определения юридической природы объекта регулирования. Экономическая деятельность государств нуждалась в международном правовом регулировании. Обнаруживается практика государств действовать соответствующим образом, т.е. можно говорить о существовании какого-либо порядка, а конкретнее, об экономическом порядке.

Первые научные исследования, посвященные международному экономическом праву появились после второй мировой войны. В 1964 году была проведена Женевская конференция ООН по торговле и развитию. Данный международный форум положил начало многочисленным дискуссиям о правовой природе международного экономического права. При этом сложилось два направления: международно-правовое и хозяйственно-правовое.

Международно-правовое направление трактует международное экономическое право как часть или отрасль международного публичного права. Второе направление относит к международному экономическому праву любые нормы, имеющие своим объектом международные экономические отношения. Вопрос о формировании международного экономического права стал вновь обсуждаться в 1967 году в трудах Г.И.Тункина. Он отметил увеличение объема норм общего международного права, касающихся торговых и других экономических отношений между государствами. Этот процесс вел к формированию международного экономического права. В работах Е.Т. Усенко международное экономическое право рассматривалась как отрасль международного публичного права. Вместе с тем, было высказано предложение для обозначения ее «комплексной дисциплиной», изучающей различные методы регулирования международных хозяйственных отношений. Г.И.Вельяминов предлагал именовать ее международным торговым правом, так как предметом ее регулирования являются, в первую очередь, являются торгово-экономические отношения государств.


В результате сложного и противоречивого развития в правовой науке в большей мере утвердилась концепция, согласно которой совокупность норм, регулирующих межгосударственные экономические отношения междувластного характера, представляют собой отрасль международного права – международное экономическое право.

Проблема определения международного экономического права тесно связана с анализом идей и принципов нового международного экономического порядка (НМЭП). Развивающиеся страны определили цели нового международного экономического порядка:

  • осуществление таких принципов, как полный и постоянный суверенитет государств над своими природными ресурсами, суверенное равенство, свобода выбора экономической и социальной системы и недопущение дискриминации;

  • обеспечение развивающимся странам справедливо роли в международном процессе принятия решений;

  • удовлетворение требований этих стран в конкретных сферах экономических взаимосвязей на мировом рынке.

Принципы и нормы НМЭМ должны быть составной частью международного экономического права. Установление такого экономического порядка означает распространение основных принципов международного права на сферу международных экономических отношений. Отдельные важные идеи нового международного экономического порядка (НМЭП) впервые появились и разрабатывались в 60-е годы ХХ столетия, в рамках Движения Неприсоединения, Конференции по торговле и развитию ООН (ЮНКТАД), «группы 77», а в 70-е годы предыдущего столетия – постепенно изменялись в направлении формирования более или менее законченной концепции НМЭП. «Группа 77» организационно оформилась на первой конференции ЮНКТАД в 1964 году в Женеве и получила свое название по числу первоначально вошедших в нее развивающихся стран. В концепции НМЭП были сформулированы идеи о необходимости демократических начал в международных экономических отношениях. Последние должны были базироваться на принципах равноправия и справедливости, взаимного сотрудничества, невмешательства во внутренние дела.

Концепция нового международного экономического порядка /НМЭП/ - как одна из ведущих концепций перестройки международных экономических отношений, утвердилась по инициативе развивающихся государств. Последние развернули борьбу за свой экономический суверенитет, за демократизацию международных экономических отношений. Большое значение в формировании этой концепции имела нормативная база. Были приняты Декларация и Программа действий по установлению НМЭП, а также Хартия экономических прав и обязанностей государств, принятые соответственно, УI Специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН и ХХ1Х сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 1974 году. Программа содержала требование «установить справедливые, равноправные и взаимовыгодные отношения в мирохозяйственных связях, включая… устранение дискриминации и ограничений из сферы торговли и услуг…»1 Имея в целом положительную роль в демократизации и оздоровлении международных экономических отношений, в формировании международного экономического права, документы НМЭП в некоторой степени непоследовательны. Несмотря на недостатки, возникновение концепции НМЭП стало началом возникновения международных экономических отношений нового, более высокого порядка. Необходимо заметить, что в современном понимании расширяются границы содержания нового международного экономического порядка как правопорядка. Все субъекты международного права, (а не только развивающиеся, как это было в НМЭП) заинтересованы в международном (мировом) экономическом правопорядке. Для международного (мирового) экономического правопорядка характерно:


  • Господство экономической силы, хаотичное применение государствами экономических санкций.

  • Фактическая легализация различий государств в зависимости от уровня экономического развития и от степени рыночной экономики.

  • Становление различных правовых режимов, в последующем – легализация преференциального режима, режима наибольшего благоприятствования..

  • Переход участников международного сообщества с метода двустороннего регулирования на многосторонний.

  • Увеличение внутренней компетенции государства в сферу международно-правового регулирования.

В настоящее время тенденция к интернационализации (глобализации) хозяйственной жизни является очевидной и общепризнанной.

Наибольшему влиянию подвергается международное право, так как большое воздействие на государство и ее национальное право осуществляется именно через международное право. Процесс глобализации еще раз доказывает особенность системы международного права, продуктивное функционирование международной системы в целом.

В прошлом столетии произошли радикальные изменения в системе международных отношений, что в свою очередь потребовала переосмысления комплекса правовых проблем обеспечения международной и региональной безопасности. Несмотря на то, что на рубеже нового столетия большинству государств удалось преодолеть трудности мирового масштаба, мир не стал более стабильным, предсказуемым и, соответственно, безопасным.

Важным качественным фактором преобразования мировой системы в единое экономическое пространство является решительный переход большинства государств мира к открытой рыночной экономике и либерализации торгово-экономических связей. В связи с этими качественными преобразованиями процессы глобализации превратились в важнейший фактор мирового развития. Следует отметить, что анализируя специальную литературу, посвященную проблемам глобализации, нам не удалось найти единого мнения относительно сущности и самого понятия глобализации. Подчеркивая значимость глобализации, начавшейся в середине 90-х годов ХХ века, отмечаем, что это стало новой эпохой развития человечества.1

К примеру, эксперты Международного Валютного Фонда в конце прошлого столетия определили глобализацию как растущую экономическую взаимозависимость стран всего мира. Последнее обусловлено все возрастающим объемом и разнообразием трансграничных обменов товарами, услугами, международных притоков капитала, а также быстрым и широким распространением новых технологий. Процесс глобализации характеризуется объективностью; все чаще ассоциируется с формированием новейших направлений в экономике; придает процессам интернационализации мировой экономики новое качество; формирует глобальный финансовый рынок. Таким образом, период вступления в третье тысячелетие характеризуется нарастающей тенденцией глобализации мировой экономики.