Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18174

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Однако с этим не могли смириться другие государства. В конце XVI века и в начале XVII века Англия, а также Нидерланды вы­ступили за свободу открытого моря. Теоретическое обоснование принципа свободы открытого моря дал Г. Гроций в опубликованной в 1609 году работе «Свободное море». Он также обосновал право го­сударств на прибрежные воды, то есть на территориальное море. Иными словами, в международном праве стали появляться нормы, призванные регулировать отношения государств в связи с использо­ванием Мирового океана. Эти нормы касались не только правового режима судов в таких пространствах, как территориальное море и открытое море, но и в портах. На становление правового режима портов оказали большое влияние сборники морских обычаев, такие как Родосское право, Олеронские свитки, Консолато дель маре, Висбийские законы и др.

В Средние века война считалась естественным состоянием, и средства и способы ее ведения ничем не ограничивались. Имущество неприятеля в случае его поражения доставалось победителю. Захва­ченные города и поселения подвергались разграблению. Однако су­ществовали определенные обычаи, которые в той или иной степени соблюдались государствами. В частности, государства прибегали к обоснованию начала войны. Кроме того, началу войны предшест­вовало ее официальное объявление. Постепенно войны стали подраз­делять на законные и незаконные. Законная война должна была быть обязательно объявлена.

На церковных соборах принимались постановления, направлен­ные на ограничение способов и средств ведения войны, а такжеторговли оружием. Так, Латеранский собор в 1139 году запретил использовать арбалеты, продажу, мусульманам судов и оружия под угрозой отлучения от церкви.

Пленных не запрещалось убивать. Это же относилось и к ране­ным. Тем не менее появлялись и такие ограничения, как запрещение убивать безоружных и просящих пощады. Поскольку в европейских государствах рабства не существовало, то постепенно стали исполь­зовать выкуп пленных.

Развитие морской торговли обусловило появление специальных норм, касающихся ведения морских войн. В частности, в XIIIXIV веках возникает институт каперства. Капер – любой частный судовладелец, получивший от государства каперское свидетельство на захват неприятельских судов и находящегося на них имущества. Захваченные суда и имущество получили наименование приза.

В Средние века получают дальнейшее развитие такие мирные спо­собы разрешения международных споров, как посредничество и арбитраж. Заключаются специальные договоры об арбитражном раз­бирательстве.

В IX веке появляется Древнерусское государство. Его междуна­родная практика, как и практика последующих русских государств, в принципе не отличалась от практики западноевропейских. В част­ности, это относится к войнам, договорам, положению пленных и т.д. В то же время нужно обратить внимание на то, что в некоторых слу­чаях эта практика имела отличия. Так, еще в договорах Киевской Руси с Византией 911 и 944 годов предусматривался отказ Руси от берегового права.


Хотя в рассматриваемый период самостоятельной науки между­народного права не было, в трудах богословов, философов и юристов можно встретить отдельные высказывания по вопросам международ­ного права. Большое влияние на взгляды ученых средневековья ока­зал труд жившего в 345-430 годах Августина Блаженного «О граде божьем». В этом труде обосновывалась необходимость соблюдения международных договоров. Августин Блаженный подразделял войны на справедливые и несправедливые. Войны могут рассматриваться как справедливые только в том случае, если их начало было вызвано законными причинами, например необходимостью отражения напа­дения врагов. Другой богослов, Фома Аквинский (1225-1275 гг.), также подразделял войны на справедливые и несправедливые. Спра­ведливой война может считаться в том случае, если она вызвана, на­пример, необходимостью к принуждению исполнения договорных обязательств.

Взгляды Фомы Аквинского оказали большое влияние на после­дующие правовые концепции, в том числе и международно-правовые. Прежде всего это касается его идеи о естественном праве, которое он рассматривал в качестве части божественного права.

Из юристов можно выделить итальянцев Бальда (1237-1400 гг.) и Бартола (1314-1350 гг.), которые в своих трудах, в частности, затронули вопрос о законности заключенных монархами междуна­родных договоров.

В XVI столетии ученые все больше внимания уделяют вопросам международного права. Так, испанский теолог Ф. Виториа, вопреки политике Испании, считал, что индейцы Америки должны рассмат­риваться в качестве народов со своими законными интересами. Война испанцев против индейцев может быть оправдана только на основе справедливой причины. Поскольку он полагал, что междуна­родное право является частью естественного права, то и народы, про­живающие за пределами Европы, подпадают под его действие.

Можно также отметить такого выдающегося ученого, как А. Джен-тили (1552-1608 гг.), который известен своими работами «О посоль­ствах» (1585 г.) и «Право войны» (1598 г.). Эти работы оказали заметное влияние на развитие науки международного права. Он вы­делял справедливые войны, для ведения которых необходимы спра­ведливые причины. И далее: посол, хотя и совершивший преступле­ние, может быть подвергнут судебному преследованию, однако в интересах государства его следует выслать.

Необходимо отметить, что в XVI столетии появляется понятие суверенитета. Это понятие было выдвинуто и научно обосновано французским ученым Ж. Боденом (1530-1596 гг.) в его произведении «Шесть книг о республике», вышедшем в 1576 году. Под суверени­тетом понималась абсолютная и постоянная власть монарха. Она проявляется: в издании законов, которые распространяют свое дейст­вие на все лица и учреждения государства; в решении вопросов войны и мира; в назначении должностных лиц; в действии в качестве выс­шего суда; в помиловании. В XVII веке понятие суверенитета было воспринято международным правом, и с тех пор суверенитет призна­ется необходимым юридическим свойством государства.


В конце рассматриваемого исторического периода появляется первое систематизированное произведение, в котором исследованы все основные вопросы международного права. Это труд Гуго Гроция (1583-1654 гг.) «О праве войны и мира. Три книги», вышедший в 1625 году. Его влияние на развитие как науки международного права, так и самого международного права весьма велико. Г. Гроций пони­мал международное право как право, основанное на соглашении го­сударств (на договоре или обычае). В то же время он считал, что источниками международного права являются природа либо боже­ственные законы. Иными словами, Т. Гроций различал естественное право и позитивное (положительное) право.

Эти взгляды впоследствии обусловили появление в юридичес­ких науках двух направлений – естественного права и позитивного права.

4. Международное право с 1648 года до 1815 года

1648 год знаменуется заключением Вестфальского мира, завер­шившего Тридцатилетнюю войну в Европе (1618-1648 гг.), вызван­ную прежде всего религиозными причинами.

Вестфальский договор – это два связанных между собой подпи­санных 24 октября 1648 г. договора: Оснабрюкский и Мюнстерский. Первый подписали император Священной Римской империи с союз­никами с одной стороны и Швеция с союзниками – с другой. Мюнстерский договор подписали император Священной Римской империи и Франция с союзниками. Со стороны Швеции гарантом Вестфальского мира выступил великий князь Московский.

Этот договор разрешил ряд международно-правовых вопросов, что оказало существенное влияние на последующее развитие международ­ного права и на историю европейских государств. Им впервые была установлена система политического равновесия, сущность которой заключалась в том, что созданная договором общность европейских государств считалась неизменной и против государства – нарушителя договорных положений могла вестись справедливая война.

Договор признал равенство вероисповеданий – католического и протестантского. Кроме того, был подтвержден Аугсбургский дого­вор 1555 года, в соответствии с которым религия монарха определяла религию его подданных.

Все государства не только считались равноправными, но и обла­дающими правом на территорию и верховенством, то есть призна­вался суверенитет государства на его территорию. Были признаны в качестве независимых государств Швейцария и Нидерланды. Герман­ские государства (в количестве 355) получили независимость, но с одним условием: они не имели права заключать договоры, которые могли бы нанести ущерб интересам других германских государств. Вестфальский договор содержал положения, направленные на ограничение войны в ответ на нарушение договора. В течение трех лет государства должны были попытаться решить спор путем заклю­чения мирного соглашения или судебного разбирательства. И только в том случае, если спор не мог быть решен названными способами и все участники договора приходили к такому выводу, потерпевший имел право обратиться к войне. Однако данное положение так и не было применено на практике.


Вестфальский договор заложил основу классического междуна­родного права, которое формировалось в последующие столетия.

Наряду с нормами международного права, провозглашенными Вест­фальским договором, в XVII-XVIII веках появлялись новые и претер­певали изменения действовавшие международно-правовые нормы.

Развитие международного права в этот период непосредственно связано с идеей равноправия государств и понятием суверенитета, который олицетворялся с независимостью и полновластием государ­ства. В то же время равноправие не всегда признавалось. В част­ности, соблюдалась определенная иерархия послов в зависимости от того, какое государство они представляли. Так, французские и ис­панские послы при английском дворе требовали более почетного места для себя по сравнению с другими.

В посольском (дипломатическом) праве утвердился принцип не­прикосновенности посла, а также неприкосновенности посольских помещений. Было признано, что посол неподсуден судам государства пребывания за совершенные преступления или долги.

Рост международной торговли и ее значение для внутренней эко­номики вызвали интерес государств к такому институту, как консу­лы. Если раньше консулы выбирались купцами из своей среды или из почетных граждан, то теперь консулы находятся на государствен­ной службе и назначаются только государствами. Правовое положе­ние консулов и их функции закрепляются в международных дого­ворах. Особое значение консульской службе придавал Наполеон I.

Среди договоров этого периода выделяются договоры о торговле и мореплавании, которые, в частности, касались правового положе­ния иностранцев. Появившийся еще в XV веке принцип наибольшего благоприятствования широко используется в договорной практике XVIII столетия. Под ним понималось предоставление подданным до­говаривающихся государств таких же прав и льгот, какие они предо­ставили подданным третьих государств.

Приобретение территорий осуществлялось на основе цессии; при этом использовались ее разнообразные формы (обмен, купля-прода­жа, дарение и др.). Колонизация новых земель обусловила появление такого института как первичная оккупация в качестве основания завладения ничейной территорией.

Колонизация территорий была связана с успехами в мореплава­нии, что не могло не сказаться и на правовом режиме морских про­странств? Появляются такие международно-правовые институты, как открытое море и территориальное море. В частности, термин «тер­риториальное море», появившийся в конце XVIII столетия, стал впоследствии общепризнанным. Государство имело право на такое пространство территориального моря, ширина которого опреде­лялась дальностью пушечного выстрела. Поскольку в конце XVII и на протяжении XVIII века эта дальность не превышала трех миль, это явилось основанием для образования соответствующего обычая. Было признано, что открытое море находится в общем пользовании, что привело к закреплению принципа свободы открытого моря.


Законы и обычаи войны по-прежнему оставались жестокими. Появление наемных армий способствовало произволу в войнах. Вою­ющие государства не проводили различия между комбатантами и некомбатантами. Однако уже во второй половине XVIII столетия заключаются договоры, в соответствии с которыми признается на взаимной основе1 неприкосновенность военных госпиталей, оказание помощи взятым в плен больным и раненым, неприкосновенность мирных жителей (женщин, детей и других лиц).

В морской войне признавалось каперство, однако только государ­ство было вправе выдавать каперские свидетельства. Наряду с эффек­тивной блокадой широко применялась и фиктивная, «кабинетная» блокада. Каждое государство само определяло, какие товары отно­сятся к контрабанде. Это вело к произволу, прежде всего каперов, при захвате призов. Выдвигается принцип «неприятельского зараже­ния», когда груз, принадлежащий неприятельскому государству или его подданным и находящийся на нейтральном судне, подлежал за­хвату в качестве законного приза. Делаются попытки определить пу­тем заключения договоров (например, Утрехтские договоры 1713 г.), какие предметы составляют военную контрабанду.

Значительной вехой в развитии законов и обычаев морской войны стала Декларация о вооруженном нейтралитете, с которой в 1780 го­ду выступила Россия. В ней выдвигались следующие принципы права морской войны: свобода плавания нейтральных кораблей (воен­ных и гражданских) даже вблизи берегов воюющих государств; за­прет захвата на нейтральных судах собственности, принадлежащей подданным неприятельских государств (принцип «флаг покрывает груз»); определялось, какие предметы составляют военную контра­банду; признавалась только эффективная блокада, условия установ­ления которой определялись Декларацией. Положения Декларации легли в основу двусторонних договоров, заключенных Россией, либо были в одностороннем порядке признаны некоторыми государст­вами.

Революция во Франции 1789-1793 годов оказала существенное влияние на все последующее развитие международного права. Идеи, выдвинутые в ходе революции и частично закрепленные в Деклара­ции прав человека и гражданина 1789 года, а также Конституциях Франции 1791 и 1793 годов, касались таких вопросов, как признание суверенитета народа, невмешательство во внутренние дела, призна­ние неприкосновенности территории, правовое положение иност­ранцев (иностранцы на территории Франции обладали теми же правами, что и французы). Вводится понятие гражданина, что пред­полагает наличие у индивида не только обязанностей по отношению к государству, но и прав. Революционные идеи оказали значительное влияние на последующее развитие международного права.

Франция в вопросах ведения войны проводит различие между комбатантами и мирным населением.