Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Экономическая сущность и роль страхового рынка в экономике страны
1.1 Понятие и структура страхового рынка
1.2. Страховая услуга на страховом рынке
1.3. Структура и регулирование страхового рынка РФ
2. Динамика развития российского страхового рынка
2.1. Основные показатели рынка страховых услуг России
2.2. Виды страховых услуг, осуществляемых ОАО СК «Альянс»
По состоянию на 31 декабря 2016 года балансовая стоимость инвестиционной собственности составляет 594 911 тыс. рублей, включая фактические затраты в сумме 799 984 тыс. рублей и накопленную амортизацию в размере 205 073 тыс. рублей. Амортизация инвестиционной собственности рассчитывается линейным способом с использованием ставки 2,0-2,5% в год. Доход от аренды в 2016 году составил 101 688 тыс. рублей и отражен в составе прочих доходов.
По состоянию на 31 декабря 2016 года справедливая стоимость инвестиционной собственности составляет 1 199 260 тыс. рублей и относится к уровню 3 иерархии справедливой стоимости.
Справедливая стоимость была определена с использованием комбинации из доходного (метод дисконтированных денежных потоков) и сравнительного подходов.
По состоянию на 31 декабря 2016 года доля перестраховщиков, за исключением материнской компании и её дочерних структур, в РЗНУ по трем крупнейшим убыткам составила 69 397 тыс.
рублей или 5% от общей суммы заявленных перестрахованных убытков. По состоянию на 31 декабря 2015 года доля перестраховщиков, за исключением материнской компании и её дочерних структур, в РЗНУ по трем крупнейшим убыткам составила 657 606 тыс. рублей или 13% от общей суммы заявленных перестрахованных убытков.
10 ноября 2016 года Компания уменьшила уставный капитал, чтобы покрыть накопленные убытки в составе капитала. Сумма уменьшения составила 3 608 663 тыс. рублей и включает:
▪ уменьшение зарегистрированного уставного капитала на 3 003 875 тыс. рублей, осуществленное путем уменьшения номинальной стоимости обыкновенных акций с 40,0 до 19,5 рублей;
▪ пропорциональное списание соответствующей корректировки на гиперинфляцию в сумме 604 788 тыс. рублей, ранее признанной в соответствии с МСФО (IAS)
«Финансовая отчетность в условиях гиперинфляционной экономики» в отношении вкладов в уставный капитал, осуществленных до 1 января 2003 года. По состоянию на 31 декабря 2016 года и 2015 года зарегистрированный, выпущенный и полностью оплаченный уставный капитал Компании состоит из 146 530 499 обыкновенных акций. Все акции имеют номинальную стоимость 19,5 рублей (31 декабря 2015 года: 40,0 рублей), относятся к одному классу и дают владельцу право одного голоса на годовых и внеочередных общих собраниях акционеров Компании.
По состоянию на 31 декабря 2016 года уставный капитал, отраженный в бухгалтерской (финансовой) отчетности по российским стандартам, составляет 2 857 345 тыс. рублей (2015 год: 5 861 220 тыс. рублей).
Разница в учете по российским стандартам бухгалтерского учета и МСФО связана с применением МСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции», в соответствии с которым взносы в уставный капитал, произведенные до 1 января 2003 года, были увеличены на 575 286 тыс. рублей (2015 год: 1 180 074 тыс. рублей) для отражения изменения покупательной способности рубля.
По состоянию на 31 декабря 2016 года средняя эффективная процентная ставка по рублевым депозитам составляет 8,5% годовых (2015 год: 17% годовых), по депозитам в евро – 0,2% годовых (2015 год: депозиты в евро отсутствуют) и по депозитам в украинских гривнах – 13% годовых (2015 год: 13% годовых). По всем депозитам в банках проценты начисляются по фиксированной ставке.
Таблица 2
Финансовые инструменты, имеющиеся для продажи
Показатель, в российских рублях |
2016 год |
2015 год |
Российские государственные облигации -Корпоративные облигации -Муниципальные облигации -Пай инвестиционных фондов -Прочие |
2 281 207 1 087 497 451 012 1 580 |
1 499 237 4 100 511 1 040 658 3 389 |
Номинированные в долларах США -Российские корпоративные и государственные еврооблигации Номинированные в евро -Российские корпоративные и государственные еврооблигации Номинированные в украинских гривнах -Государственные облигации |
692 669 382 851 - |
488 543 286 183 36 |
Всего финансовых инструментов, имеющиеся для продажи |
5 066 385 |
7 664 471 |
В 2016 году Группа признала убыток от обесценения в сумме 25 057 тыс. рублей в отношении паев инвестиционных фондов.
В 2015 году Группа признала убыток от обесценения в сумме 121 889 тыс. рублей в отношении паевых инвестиционных фондов, убыток в размере 184 057 тыс. рублей в отношении инвестиций в негосударственные пенсионные фонды и убыток в размере 2 691 тыс. рублей в отношении прочих инвестиций.
3. Основные направления развития страхового рынка в России
Во всем мире страхование является важнейшей частью экономике. Развитие страховых отношений способствует стабилизации деятельности коммерческих предприятий и организаций. Страхование становится одним из основных рыночных механизмов социальной стабильности и обеспечения достойного качества жизни. На сегодняшний день проблем развития страхового рынка РФ действительно много. Наиболее общие из них – мошенничество, несовершенство законодательной базы, практически полное отсутствие института брокеров, неквалифицированный уход с рынка компаний банкротов, ограниченные возможности инвестиционной деятельности, недостаток квалифицированных кадров, низкий уровень финансовой грамотности населения и др.
На данный момент в нашей стране важной задачей является формирование цивилизованного рынка страховых услуг. За последние годы произошли значительные экономические изменения: люди стали жить лучше, у них появилось больше собственности, да и само разнообразие форм собственности стало больше. Так как стало больше собственности возникла, необходимая потребность в страховых услугах, ведь есть риск повреждения имущества, потери и утраты его. Поэтому в данных условиях экономической жизни и на данном этапе развития нашей страны и нашего общества, именно страхование является наиболее удачным способом защиты все более растущих интересов населения и конечно же список того, что подлежит страхованию растет. [22,с.141]
Основные факты, которые подтверждают важность страхования:
· Страхование дает гарантии восстановления имущества в случаях каких-либо катаклизмов или явлений;
· Оно позволяет возмещать понесенные убытки;
В современной России идет успешное развитие данной отрасли, страхование становится все более и более разнообразно, тем более развитию страхования способствует и наше государство. Ярким тому примером может служить введение обязательного автострахования в нашей стране.
Прогрессивная роль страхования в экономике, обозначена следующими функциями:
1. создание специального фонда денежных средств, через данную функцию осуществляется инвестирование денежных средств.
2. возмещение понесенного ущерба, через данную функцию реализуется необходимость в услугах страхования.
3. профилактика страхового случая, предпринимаются определенные меры по предотвращению и снижению неблагоприятных последствий различных страховых случаев.
Так что страхование имеет очень важное значение, однако в России, несмотря на то, что оно развивается, имеет место быть отставание от европейского страхового рынка. На сегодняшний день в нашей стране оно еще до сих пор отлаженным механизмом, который бы обеспечивал стабильное состояние общества. Несмотря на это, если сначала в страховании в нашей стране не было так востребовано, то и сейчас есть все предпосылки того, что страхование становится все более и более популярным, также растет его значимость в экономике страны. Все же говорить о том, что страховой рынок стал единым механизмом, можно будет только тогда, когда он будет основываться на хорошей законодательной базе, когда на рынке будет осуществляться строгий контроль и надзор и самое главное — он будет платежеспособен.
До сих пор еще не достаточно сформирована база, благодаря которой бы происходило развитие страхования, а именно долгосрочного страхования жизни, благодаря которому решаются основные проблемы населения и происходит стабильный рост экономики во многих развитых странах. На европейских рынках долгосрочное страхование жизни составляет от 14,5 % до 68 % от общего объёма премий по долгосрочному страхованию жизни.
Страховой рынок является частью экономики, которая развивается в тесной связи с ее другими секторами. Как известно, основные "двигатели" страхового рынка – это
1. увеличение доходов населения,
2. рост платежеспособности предприятий,
3.приобретение населением дорогостоящего имущества – автомобилей и недвижимости, например,
4. рост кредитной задолженности потребителей,
5. реализация бизнесом крупных инвестиционных проектов.
Нельзя сказать, что сегодня в России задействованы все "двигатели" страхового рынка. Тем не менее, и заявление об их полной остановке было бы неправдой. За 2016 год реальные доходы населения выросли на 4%, реальная заработная плата – на 6%. По нашим прогнозам, расходы населения на конечное потребление вырастут в 2017 году не менее чем на 4-5% в реальном исчислении. При этом за счет того, что расходы населения растут быстрее ВВП, их доля в ВВП будет увеличиваться. Соответственно, отношение страховой премии к ВВП будет также расти. [22,с.141]
Более двух третей крупных и средних российских предприятий сохраняют положительный баланс прибылей и убытков, хотя доля прибыльных предприятий несколько снизилась по сравнению с аналогичными показателями прошлого года. В 2017 году платежеспособность российского бизнеса не будет снижаться против сегодняшних показателей. Не блестящими, но в то же время и вполне устойчивыми выглядят перспективы инвестиционной активности предприятий. Инвестиции в основной капитал по данным Росстата сегодня находятся на уровне прошлого года, причем в последние месяцы проявилась тенденция к росту этого показателя.
Что касается повышения инвестиционной привлекательности российского страхового рынка, то для него, необходимы два условия.
Первое: правила и регулирование этого рынка должны быть предсказуемыми. В противном случае слишком высока будет степень неопределенности для тех, кто вкладывает деньги в развитие бизнеса на таком рынке.
Кроме того, ни для кого не секрет, что сейчас очень многие компании стараются собирать как можно больший объем поступлений, для обеспечения притока кэш-фло в компанию. Так вот, второе условие привлечения иностранных инвестиций заключается в том, что такой метод андеррайтинга не должен быть широко распространен на рынке.
В Швеции и странах Центральной и Восточной Европы большое внимание уделяется обучению. Там важным считается наличие на рынке квалифицированных кадров, которые можно нанимать в качестве сотрудников и агентов в страховые компании. И большое внимание уделяется качеству консультирования клиентов, особенно по инвестиционным и пенсионным продуктам. Что касается модели найма и систем вознаграждения (фиксированная оплата, комиссионное вознаграждение для продавцов и пр.), здесь нет никакой существенной разницы между российским рынком и этими странами.
Основные направления развития страховой компании ОАО «Альянс»
У бренда «Альянс» пока еще нет такой высокой узнаваемости, в то время как «РОСНО» было одним из самых узнаваемых брендов на локальном рынке. При этом на мировом рынке Allianz - один из наиболее популярных страховых брендов.
Поэтому самая главная задача - это продолжать планомерно реализовывать проект интеграции компаний под единым брендом «Альянс». На данном этапе мы делаем шаги к приведению оформления более 400 офисов и отделений на территории России к единому стандарту - пока там будет присутствовать и «Альянс», и «РОСНО», но предусмотрена возможность трансформации к использованию сингл-бренда «Альянс» (предположительно, начиная с 2013 года).
Конечная задача - подразделения российской компании должны быть единообразны с офисами Allianz в других странах. Аналогичный ребрендинг Allianz успешно провел в прошлом году в 8 странах. Но в России было принято решение сделать этот процесс более длительным и постепенным, в силу высокой узнаваемости бренда «РОСНО».
Кроме того, очень важное значение сейчас уделяется тому, чтобы все сотрудники и агенты в общении с клиентами, при личных встречах и в телефонных разговорах рассказывали им о нашей компании как об «Альянс». Нам предстоит убедить всех в том, что у нас самое хорошее продуктовое предложение, у нас высокий уровень качества урегулирования убытков и т.д., чтобы клиенты доверяли новому бренду.
В перспективе предстоит также обновление ассортимента продуктов и перевод компании на максимально приближенную к западной продуктовую линейку.
Сейчас большую часть в портфеле занимает автострахование и медицинское страхование, и они по-прежнему останутся важнейшими в нашем бизнесе. А в целом структура портфеля будет такой: примерно 35 % должна занимать медицина, 35 % - моторные виды страхования и 30 % - остальные виды.
По 30 % займут продажи корпоративным клиентам и розничные агентские продажи, 20 % - партнерские продажи (автосалоны и пр.) и 20 % - продажи через банковский канал. В принципе, примерно такая структура есть и сейчас.