Файл: Организация и развитие коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 1565
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности
1.1 Понятие и сущность коммерческой деятельности
1.2 Организация коммерческой деятельности в розничных торговых предприятиях
Глава 2. Анализ коммерческой деятельности ООО «Лента»
2.1 Анализ организационной структуры супермаркета «Лента»
2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности ООО «Лента»
2.3 Анализ эффективности коммерческой деятельности предприятия
Главным участником, помимо предпринимательской структуры, в коммерческой деятельности выступает потребитель, важный субъект деловых отношений между розничным звеном и поставщиком товара. Более наглядно структура представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Структура задач коммерческой деятельности
Для решения поставленных задач следует руководствоваться следующими принципами:
- Расстановка приоритетов;
- При меняющихся условиях и требованиях рынка гибкость коммерции;
- Следования принципам маркетинга;
- Личная инициатива;
- Ответственность за соблюдением обязательств по сделкам;
- Стремление к достижению конечного результата - прибыли.
- Умение прогнозировать коммерческие риски [11, с. 364]. Способность предвидеть риски - важный принцип для каждого предпринимателя, занятого в сфере торговли. Риск является степенью неопределенности конечного результата.
Коммерческий риск - в первую очередь связан с хозяйственной деятельностью самого предприятия и ее финансовым успехом. Иными словами, для предпринимателя коммерческий риск - угроз понести убытки в виде незапланированных расходов или доходов ниже планируемых.
Воздействие некоторых факторов на деятельность фирмы приводит к возникновению коммерческого риска в виду неопределенности условий и невозможности всестороннего анализа компании. При таких условиях сложно предугадать конечный результат, так как нет достаточной информации для точного прогноза событий. Риск может возникать вследствие: ухудшения финансового состояния фирмы, инфляции, нестабильности политической ситуации в стране, заключения рискованных сделок, действий конкурентов, возникновения незапланированных расходов, стихийных бедствий и др.
Потребность в совершенствовании коммерческой деятельности, возникающая в ходе развития рыночных отношений, удовлетворяется следующим образом: адаптировать коммерческие операции и функции к условиям рынка, совершенствовать методы продажи и сервиса, формировать конкурентные свойства товара, рассчитывать и принимать меры по снижению коммерческих рисков, подходить к решению задач творчески, использую инновационные методы, снижать затраты, удовлетворять настоящие и предугадывать будущие потребности.
Использование принципов, методов и инструментов маркетинга в организации коммерческой деятельности способствует ее эффективному развитию. Маркетинговые методы помогают ориентировать коммерческую деятельность на конечного потребителя, его желания и потребности к товарам. Такое взаимодействие позволяет достигать поставленных целей при одновременном снижении затрат и рисков.
Какие же особенности у коммерции, основанной на концепции маркетинга?
Главная цель у торговых предприятий, работающих в современных рыночных условиях, коммерческая. Она достигается путем выявления, формирования и удовлетворения потребностей покупателя. Таким образом, для достижения коммерческой цели и обоснования коммерческих решений важно акцентировать внимание на результатах маркетинговых исследований и анализов.
Главным двигателем к совершенствованию коммерческой деятельности торговой организации становится конкуренция, и чем она сложнее, тем более грамотными, активными и инновационными становятся торговые предприятия, стремящиеся занять стабильную позицию на рынке. Наиболее эффективному достижению этой цели способствует применение организацией инструментов и методов маркетинга.
В условиях высокого уровня насыщения рынка коммерческая деятельность должна быть направлена на эффективное управление коммерческим процессом, комплексное изучение рынка, требований потребителей к производимой продукции и удовлетворения их с минимальными затратами. Для этого важно экономически обосновывать решения и воспользоваться рыночными механизмами управления коммерческой деятельностью.
В условиях рыночной конкуренции важно уделять внимание маркетинговой и коммерческой поддержке товара, а не только самому продукту и его качеству. [14, с. 64]
В новых условиях организации и ведения бизнеса на потребительском рынке необходимо использование маркетинговой концепции для того, чтобы повысить эффективность коммерческой деятельности, гарантировать конкурентное превосходство и решить стратегические задачи. Это и есть практическая значимость маркетинга в коммерческой деятельности.
Развитие коммерческой деятельности зависит от факторов, под влиянием которых меняются методы и инструменты, используемые при решении возникающих проблем и задач. Это обуславливает необходимость определения факторов, оказывающих наибольшее влияние. Их можно разделить на внутренние и внешние.
Внутренние факторы зависят от самой организации, ее деятельности: степени эффективности методов и форм работы с потребителями и субъектами хозяйственных отношений, инновационности коммерческих стратегий и решений, использования современных методов организации и ведения коммерческой деятельности, ее масштаба, структуры и квалификации коммерческого аппарата.
Внешние факторы не зависят от организации, к ним относят: тенденцию развития экономики, развитие товарно-денежных отношений, уровень и темп роста или снижения доходов, систему финансирования и налогообложения в стране, степень стабильности и лояльности законодательной базы по отношению к бизнесу, тенденции внешнеэкономических отношений, разнообразие правовых форм хозяйствующих субъектов, которые действуют на рынке.
Подводя итоги параграфа, можно сделать вывод, что коммерческая деятельность выступает как средство осуществления коммерческих отношений между субъектами рынка. В условиях рыночно ориентированной экономики эти субъекты становятся доминирующими, а отношения между ними призваны развивать потребности, стимулировать производство, активизировать товарно-денежный обмен. Именно поэтому коммерческая деятельность является необходимой категорией рыночной экономики, занимая ведущее место, имеет приоритетное значение.
Суть коммерческой деятельности заключается в совокупном подходе к организации комплекса коммерческих операций и процессов, которые направлены на выполнение функций коммерции на всех этапах осуществления товарно-денежного обмена.
1.2 Организация коммерческой деятельности в розничных торговых предприятиях
Розничная торговля - любая деятельность по продаже товаров или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования. Такое определение предполагает организацию широкого доступа к продукции, её продажу потребителям с различными требованиями небольшими партиями - что и является главным отличием розничной торговли от оптовой. Розница является конечной точкой цепочки поставок всех продуктов. В ней же завершается процесс товарного обращения, доведения товаров от производства до конечного потребителя. Из сферы обращения, в процессе розничной продажи, товар переходит в сферу личного потребления, компенсируя затраты на производство, продажу и товародвижение товара. Товар переходит из товарной формы в денежную. А деньги в свою очередь идут на развитие производства. Для эффективной работы розничного предприятия коммерческая деятельность должна выполнять ряд функций:
- Поддерживать баланс между спросом и предложением;
- Удовлетворять потребности населения в товарах;
- Влиять на производство с целью увеличения объемов продаж и расширения ассортимента;
- Совершенствовать технологии торговли и улучшать качество обслуживания клиентов. [2, с. 30]
Для развития торгового бизнеса коммерческий цикл должен быть непрерывным. При его прерывании, например не будет продан товар в розничной торговле, могут возникнуть серьезные проблемы: все участники процесса не получат компенсации затрат, прибыли. Это определяет важное место коммерческой работы, так как в случае возникновения таких проблем деятельность участников процесса будет экономически нецелесообразна. Для работы в этой сфере, имеющей свои особенности по сравнению с оптовой, необходима специализированная подготовка среднего и старшего звена персонала.
Безусловно, розничная торговля имеет экономическое значение. Через товарооборот удовлетворяется спрос конечного потребителя, создается огромное количество рабочих мест. Показатель, оценивающий вклад этой отрасли в экономику, доля в валовом внутреннем продукте страны. Место розничной торговли оценивается также по доле розничного товарооборота в общем, валовом объеме продаж.
Розничная торговля имеет социальное значение. Она рассматривается как фактор повышения уровня жизни, возрождения отдельных регионов, развития средних городов, сел и деревень. Новое поведение покупателя формируется за счет изменений, происходящих в экономике страны, оно становится более требовательным к розничной торговле. Розничная торговля является социальной ценностью для общества, что способствует повышению ее роли и ответственности в общественной жизни.
Коммерческая работа в сфере розничной торговли состоит из следующих этапов:
- Прогнозирование и изучение потребительского спроса;
- Рекламно-информационные работы розничного предприятия;
- Формирование ассортимента товаров;
- Выбор оптимальных методов розничной торговли;
- Организация торгового обслуживания покупателей.
В отличие от организаций, занимающихся оптовой торговлей, у розничных предприятий имеются свои особенности в коммерческой работе.
Предприятия розничной торговли реализуют свою продукцию непосредственно населению, физическим лицам, используя собственные, специфические методы и способы розничной продажи. Торговое обслуживание подразумевает наличие оборудованных торговых помещений, специально устроенных для обслуживания покупателей, формирования оптимального ассортимента, а также возможности его варьирования в случае изменения спроса, изучения потребностей покупателей, потребительских запросов. Розничная сеть отличается от оптовой территориальной раздробленностью, т.е. большим количеством предприятий с небольшими торговыми площадями и товарооборотом. Преимущественно деятельность розничных предприятий можно отнести к сфере среднего, скорее малого бизнеса. В соответствии с установленными критериями численности работников, занятых в сфере розницы, большинство предприятий торговли классифицируются как малые предприятия. От руководителей требуется большая инициатива в коммерческой работе по организации сбыта товаров, умение качественно обслуживать клиентов, чтобы обеспечивать предприятие прибылью и противостоять конкурентам.
Розничная торговля в России ориентируется на торговлю в странах, где активно внедряются технологии, достижения науки, сосредоточены большие людские ресурсы и привлекаются значительные финансовые ресурсы, т.е. на страны с развитой рыночной экономикой. В таких странах доля розничной и оптовой торговли превышает в общей занятости 20% от общей численности трудоустроенного населения.
Западные страны характеризуются постоянным притоком рабочей силы в торговлю. Такая ситуация объясняется тем, что в сфере торговли возникает необходимость в новых видах коммерческой деятельности, обеспечивающих максимальную эффективность процесса реализации товаров. Создаются спецслужбы для прогнозирования и изучения спроса потребителей, анализа и определения эффективности методов и форм торговли, контроля деятельности магазинов, проектирования и разработки новых типов изделий по результатам прогнозов и анализа вероятного спроса, введения систематизации информации о потребительских свойствах и качестве существующих и новых товаров. А также для улучшения такого вида услуг, как послепродажное обслуживание, на которое приходится около 5% оборота фирмы. На сегодня широко распространены и создаются все новые фирмы, специализирующиеся на послепродажном обслуживании технически сложной продукции. В торговле таких стран отмечается укрупнение магазинов за счет закрытия мелких неэффективных магазинов и строительства новых более крупных объектов. На сегодняшний день наблюдается широкое развитие магазинов, работающих по системе супер- и ги- пермаркетов со средней торговой площадью, от 1500 м2 до 10000 м2. Очевидны преимущества таких магазинов. Большая площадь магазинов способствует высокой скорости товарооборота и низким издержкам обращения. В среднем расходы на заработную плату в супермаркетах ниже на 10-20%, чем в обычных магазинах. На долю супермаркетов в Западной Европе приходится более половины оборота продовольственной торговли, а в США - две трети.
Ни одно торговое предприятие не может успешно осуществлять реализацию товаров без использования рекламы в той или иной форме. Всеми известный лозунг "Реклама-двигатель торговли" максимально верно отражает сущность рекламы - двигать, стимулировать торговлю, бизнес. Любому торговому предприятию для продвижения товаров необходимо использовать различные виды рекламы. Эффективной рекламой может оказаться самая простая: оформление витрин, организация рекламных выставок продукции или более сложная: печатная, радио или телевизионная реклама и ее другие вариации. Выбор рентабельных методов розничной торговли является важнейшим этапом коммерческой работы для каждого торгового предприятия. От эффективности организации продажи товаров зависит рентабельность работы предприятия, рост его товарооборота и удовлетворение спроса населения.