Файл: Организация и развитие коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 1556

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3 Анализ эффективности коммерческой деятельности предприятия

Анализ эффективности коммерческой деятельности является связующим звеном между учетом и принятием управленческих реше­ний. Наиболее главным показателем является прибыль торгового предприятия, от ее объемов зависят пополнение фондов, уплата нало­гов и др. Но для всесторонней оценки работы предприятия необходи­мо провести оценку системы показателей.

Для начала проанализируем конкурентов супермаркета «Лен­та», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Савушкина улица, 112. Основными конкурентами являются супер- и гипермаркеты, тер­риториально близко расположенные к исследуемому объекту. А имен­но:

  • «Пятерочка», расположенная по адресу: улица Щербако­ва, 11, что находится в пешей доступности от исследуемо­го супермаркета «Лента».
  • «Перекресток», расположенный по адресу улица Репище- ва, 13А, что также находится в пешей доступности от ис­следуемого супермаркета «Лента».
  • «Сезон», расположенный по адресу проспект Сизова, 28.

Вышеперечисленные супермаркеты имеют свои особенности и

преимущества, проводят различные акции, совершенствуют свою ра­боту. Для конкурентного анализа выберем несколько критериев для оценки конкурентов. Далее по 5-бальной шкале, в которой оценка «5» будет говорить о том, что критерий ярко выражен, «4»-«хорошо выра­жен», «3»-«выражен нормально», «2»-«слабо выражен», «1»- «отсутствует» оценим каждого из конкурентов. Полученную сравни­тельную характеристику представим в виде таблицы 7

Таблица 7

Сравнительная характеристика конкурентов супер­маркета «Лента»

Критерий

«Пятёрочка»

«Перекресток»

«Сезон»

1

Имидж компа­нии

4

5

3

2

Широта ассор­тимента

3

4

3

3

Наличие акций и скидок

4

3

4

4

Качество про­дукции

3

4

3

5

Удобное рас­положение

5

5

5

6

Качество об­служивание

4

5

4

Итого:

23

26

22


Таким образом, исходя из значений проведенного анализа, можно сделать вывод, что приоритетным конкурентом супермаркета «Лента» является «Перекресток», так как он показал наиболее высокий результат количества баллов. Наименьший результат показал супер­маркет «Сезон», так как широта его ассортимента и качество продук­ции оставляют желать лучшего.

Чтобы сформулировать предложения по совершенствованию коммерческой деятельности, помимо анализа хозяйственной деятель­ности предприятия, необходимо выявить его сильные и слабые сторо­ны. Одним из наиболее распространенных методов, оценивающих по­ложение предприятия, является SWOT-анализ, где сильные и слабые стороны отражают факторы внутренней среды предприятия, а возмож­ности и угрозы - факторы внешней среды. Данные, полученные в ходе анализа, помогут определить, насколько эффективна или неэффектив­на работа предприятия, сделать вывод, в каком направлении продол­жить разите предприятия. Результатом анализа будет являться разра­ботка маркетинговой стратегии. Таблица SWOT-анализа ООО «Лента» представлена в таблице 8, а матрица в таблице 8.

Таблица 8

Таблица SWOT-анализа

Сильные стороны

Слабые стороны

  1. Удобное месторасположе­ние;
  2. Широкий ассортимент товаров;
  3. Увеличение потребитель­ского спроса по причине стабильного экономическо­го положения в стране;
  4. Открытие новых магазинов сети;
  5. Расширение ассортимента;
  6. Наблюдается увеличение среднего чека;
  7. Привлечение новых потре­бителей за счет активной рекламы;
  8. Поиск способов снижения затрат на аренду, хранения товаров, персонал и других организационных расходов.
  1. Нехватка персонала;
  2. Высокая текучесть кадров;
  3. Высокий процент брака;
  4. Недостаточная организация рекламной деятельности.

Возможности

Угрозы

  1. Увеличение среднего чека за счет акций;
  2. Увеличение потребитель­ского спроса по при­чине стабильного экономи­ческого положения в стране;
  3. Расширение ассортимента;
  4. Привлечение новых потре­бителей за счет рекламы;
  5. Ослабление ограничиваю­щего законодательства.
  6. Поиск способов снижения затрат на аренду и другие организационные расходы.
  1. Появление конкурентов;
  2. Снижение покупательной способности населения;
  3. Увеличение закупочных цен на товары;
  4. Увеличение затрат на арендную плату;
  5. Законодательное регулиро­вание цены, чувствитель­ность к нестабильности внешних условий бизнеса.

По итогам деятельности супермаркета «Лента», выявим, насколько результативна работа предприятия. Для начала произведем расчет показателя критического объема продаж в прошлом году и от­четном.:

Первоначально мы располагаем исходными данными, пред­ставленными в таблице 9

Таблица 9

Исходные показатели хозяйственной деятельности исследуемого предприятия

Показатели

2017 год

2018 год

1.Валовый доход, тыс. руб.

562 965

658 398

-% к обороту

40,3

40

2.Издержки обращения всего, тыс. руб.

333 448,6

363 765,1

-% к обороту

23,87

22,1

2.1 Условно-постоянные из­держки, тыс. руб.

202 555,7

222 209,5

- % к обороту

14,5

13,5

3. Прочие доходы, тыс. руб.

5 800

6 200

4. Прочие расходы, тыс. руб.

3 120

3 560

5. Товарооборот, тыс. руб.

1 396 936

1 645 996

Для отчетного года сумма переменных издержек обращения будет равна:

ИОпер = ИОобщ - ИОпост = 363 765,1 - 222 209,5 = 141 555,6 тыс. руб.

Для прошлого года сумма переменных издержек равна 130 892,9 тыс. руб.

Следующим шагом необходимо рассчитать показатель това­рооборота в покупных ценах через торговую набавку.

Рассчитаем для отчетного года: Тпц = 1 645 996 - 658 398 = 987 598 тыс. руб. Для прошлого года рассчитаем аналогичным спосо­бом и получим значение товарооборота в покупных ценах, равного 833 971 тыс. руб.

Найдем значение переменных затрат для отчетного года, под­ставив значение товарооборота в покупных ценах:

Зпер = 987 598 + 141 555,6 = 1 129 153,6 тыс.руб.

Выявив значения переменных затрат, определим совокупные

затраты:

Зсов = 1 129 153,6 + 222 209,5 = 1 351 363,1 тыс.руб.

Произведем расчеты показателей для прошлого года, результаты расчетов сведем в таблицу 10

Таблица 10

Расчет критического товарооборота

Показатели

2017 год

2018 год

Валовой доход, тыс. руб.

562 965

658 398

Розничный товарооборот, тыс.

руб.

1 396 936

1 645 996

Товарооборот в покупных ценах, тыс. руб.

833 971

987 598

Затраты переменные, тыс. руб.

964 863,9

1 129 153,6

Затраты совокупные, тыс. руб.

1 167 419,6

1 351 363,1

Доля переменных затрат

0,83

0,84

Критический товарооборот, тыс.

руб.

1 191 504,1

1 388 809,4


Исходя из значений таблицы 10 можно сделать вывод, что исследуемое предприятие реализовало товаров, как в отчетном, так и в прошлом году, на сумму необходимую для безубыточной деятельно­сти.

Важнейшим показателем степени финансовой устойчивости является запас финансовой прочности. Было выяснено, что показатель запаса финансовой прочности имеет положительные значения. В про­шлом году он составляет 205 431,9 тыс. руб., в отчетном году составил 257 186,6 тыс. руб. Или в процентном выражении: 14,7% в прошлом и 15,6% в отчетном году. Для дальнейшего повышения данного показа­теля необходимо усилить контроль над планированием объемов това­рооборота в будущих периодах.

Хоть прибыль и является конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности торгового предприятия, однако финансо­вым результатом может выступать и убыток, возникший, к примеру, из-за чрезмерно высоких затрат или недополучения доходов от реализации товаров в связи с уменьшением объёма поставок товаров, сни­жением покупательского спроса.

Исходя из значений показателя рентабельности текущих рас­ходов, можно сделать следующие выводы. Предприятие получило 143.4 рубля с каждого 1 рубля издержек обращения в прошлом году, а в отчетном данные этого показателя увеличились на 14,5 рублей, что является отличным значением для действующей политики исследуе­мого предприятия розничной торговли «Лента».

Следующими задачами становится всестороннее исследование издержек обращения:

  • установление тенденций изменения степени и суммы издержек;
  • определение отклонения значений издержек отчетно­го периода от предшествующего;
  • выявление главных причин, послуживших причиной отклонений.

Издержки обращения - это затраты предприятия, которые вы­званы рыночным оборотом товара. Издержки обращения включают в себя: расходы на обслуживание производственных помещений и обо­рудования, на транспортировку товаров, на заработную плату работ­ников данных помещений, затраты на процен­ты по кредитам и так далее.

Произведем анализ издержек обращения, исходные данные занесем в таблицу 11

Таблица 11

Анализ издержек обращения предприятия розничной торговли «Лента»

Наименование показателя

2017 год

2018 год

Отклонение

2017 год в % к отчетному

Товарооборот, тыс. руб.

1 396936

1 645996

+249060

117,8

Сумма издер­жек обраще­ния, тыс. руб.

202555,7

222209,5

+19653,3

109,7

Уровень из­держек обра­щения в % к товарообороту

14,49

13,50

-0,99


Исходя из приведенных данных, следует, что в отчетном году сумма издержек обращения составила 222209,5 тыс. руб., а их удель­ный вес в процентном соотношении составил 13,5% к общей величине товарооборота. По сравнению с прошлым годом сумма издержек об­ращения увеличилась на 19653,3 тыс. руб. или 9,7% а их уровень уменьшился с 14,49% до 13,5%.

АЭП = 222209,5 - 202555,7 =19653,3 Отсюда получаем, что в отчетном году наблюдается абсолют­ное увеличение издержек обращения на сумму 19653,3 тысячи рублей, но был вызван ростом товарооборота. Для получения более объектив­ной информации о изменении издержек обращения на предприятии необходимо скоррелировать его со значением товарооборота. Вос­пользуемся следующей формулой:

Сумма относительного уменьшения издержек обращения со­ставила 16295,4 тыс. руб.

Обобщающий показатель эффективности коммерческой дея­тельности можно рассчитать, как отношение товарооборота к издерж­кам обращения, используя следующую формулу:

Эпр = 6,9 руб; Эотч = 7,4 руб; ДЭ = 7,4 - 6,9 = 0,51 руб.

Из вышеприведенных вычислений следует, что в отчетном го­ду показатель объема товарооборота, составил 7,4 рубля, приходяще­гося на 1 рубль издержек обращения. Это значит, что показатель вырос на 0,51 рубль в отчетном году. Следовательно, эффективность исполь­зования вложенных средств возросла.

Подводя итоги второй главы курсовой работы, можно сде­лать вывод, что рассмотренное предприятие розничной торговли ООО «Лента» находится в стабильном положении. У предприятия есть свои сильные стороны: широкий ассортимент, лояльная ценовая политика, наличие выгодных для покупателей акций, а также программа лояль­ности для постоянных покупателей. Компания Лента успела завоевать хорошую репутацию и узнаваемость бренда. Магазин находится в спальном районе, в пешей доступности от автобусной остановки.

Для привлечения большего числа покупателей предприятие может создавать новые бонусные программы в сотрудничестве с дру­гими организациями.

Экономические показатели хозяйственной деятельности пред­приятия увеличиваются. Товарооборот на исследуемом предприятии в отчетном году увеличился на 249060 тысяч рублей или на 17,8%. При­быль от продаж выросла на 75779,2 тысячи рублей или 21,3%, а уро­вень издержек обращения снизился на 0,99%. Исследуемое предприя­тие реализовало товаров, как в отчетном, так и в прошлом году, на сумму необходимую для безубыточной деятельности. Показатель за­паса финансовой прочности имеет положительные значения. В про­шлом году он составляет 205 431,9 тыс. руб., в отчетном году составил 257 186,6 тыс. руб. Или в процентном выражении: 14,7% в прошлом и 15,6% в отчетном году. Для дальнейшего повышения данного показа­теля необходимо усилить контроль над планированием объемов това­рооборота в будущих периодах. Предприятие получило 143.4 рубля с каждого 1 рубля издержек обращения в прошлом году, а в отчетном данные этого показателя увеличились на 14,5 рублей, что является от­личным значением для действующей политики исследуемого предпри­ятия розничной торговли «Лента». В отчетном году наблюдается абсо­лютное увеличение издержек обращения на сумму 19653,3 тысячи рублей, но был вызван ростом товарооборота. А уровень издержек обращения снизился в отчетном году по сравнению с прошлым на 0,99%. В отчетном году показатель объема товарооборота, составил 7,4 рубля, приходящегося на 1 рубль издержек обращения. Следовательно, эффективность использования вложенных средств возросла.