Файл: Организация и развитие коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 1528

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 1

Характеристика ресурсного потенциала супермаркета «Лента»

Показатели

2017

2018

2018 в % к 2017

1.Торговая пло­щадь, кв. м.

1500,00

1500,00

100,00

2. Среднесписочная численность ра­ботников, чел.

50,00

53,00

106,00

3. Среднегодовая стоимость основ­ных фондов, тыс. руб.

6579,00

8360,00

127,07

4. Кол-во дней работы предприя­тия за год, день

363,00

364,00

100,28

5. Количество ча­сов работы пред­приятия в день, час

14,00

15,00

107,14

Среднесписочная численность работников предприятия торгов­ли в отчетном году увеличилась на 3 человека или 6% по сравнению с прошлым годом. Среднегодовая стоимость основных фондов увеличи­лась на 27%, количество дней работы магазина за год увеличилось на 1 день (0,3%) и количество часов работы предприятия также увеличи­лось на 1 час или 7% по сравнению с прошлым годом.

Далее рассмотрим показатели хозяйственной деятельности ма­газина «Лента» (табл. 2).

Таблица 2.

Характеристика основных экономических показате­лей деятельности предприятия супермаркета «Лента»

Показатели

2017 год

2018 год

Откло­нение

+/-

2018 год в % к 2017

1. Товарооборот, тыс. руб.

1 396936

1 645996

+249060

117,8

2. Товарооборот в сопоставимых ценах, тыс. руб.

1 396 936

1 496 360

+99 424

107,1

3. Валовой до­ход:

-сумма, тыс. руб. - в % к товаро­обороту

562965 40,3

658398 40

+95433

116,9

4. Издержки об­ращения:

  • сумма, тыс.руб.
  • в % к товаро­обороту

202555,7 14,5

222209,5 13,5

+19653,3 2,1

109,7

5. Прибыль от основной дея­тельности:

сумма, тыс.руб. - в % к товаро­обороту

360409,3 25,8

436188,5 26,5

+75779,2 0,3

121,03

6. Прочие дохо­ды:

- сумма, тыс.руб.

5800

6200

400

106,9

7. Прочие расхо­ды:

- сумма, тыс.руб.

3 120

3560

440

114,1

8. Прибыль от финансово- хозяйственной деятельности: -сумма, тыс.руб. - в % к

товарообороту

363089,3 25,9

438828,5 26,7

75739,2 0,4

120,9

9. Налог на при­быль (20%): - сумма, тыс.руб.

72617,9

87765,7

15147,8

120,8

10. Чистая при­быль:

  • сумма, тыс.руб.
  • в % к товаро­обороту

290471,4 20,8

351062,8 21,3

60591,4 0,24

120,9


При анализе основных показателей хозяйственной деятельности предприятия прослеживается как положительная, так и отрицательная динамика экономических показателей. Товарооборот предприятия «Лента» в отчетном году по сравнению с прошлым увеличился на 17,8% и составил 1 645 996 тыс. руб. в отчетном году, издержки обращения увеличились на 9,7% или на 19653,3 тыс. руб.

Валовой доход от реализации увеличился на 16,9%, что привело к увеличению издержек обращения на 19 653,3 тыс. руб., что повлекло за собой увеличение объема продаж.

Прибыль от основной деятельности увеличилась на 75 779,2 тыс. руб. или на 21,03% к 2017 году. Это говорит о том, что товары предприятия пользуются спросом.

Прочие доходы и расходы магазина увеличились в сравнении с прошлым годом на 400 и 440 тыс. руб. соответственно, что является естественным в связи с инфляцией.

В связи с увеличением товарооборота, увеличился и налог на прибыль в абсолютном выражении на 15 147,8 тыс. руб. (или на 20,8%).

В конечном итоге чистая прибыль увеличилась на 20,9% и составила в отчетном году 351 062,8 тыс. руб., соответственно, изменение произошло на 60 591,4 тыс.руб. Из всего этого можно сделать вывод о том, что рыночное положение рассматриваемого предприятия «Лента» улучшилось не по всем показателям.

Произведем анализ производительности труда и оценки динамики ее изменения за 2018 год в сравнении с динамикой показателей товарооборота и численности работников, представленный в таблице 3.

Таблица 3

Динамика производительности труда работников торгового предприятия

Показатели

2017 год

2018 год

Отклонение

2018 год в % к 2017

1. Розничный товаро­оборот, тыс.руб.

1 396 936

1 645 996

+249060

117,8

2. Численность работ­ников, чел.

50,00

53,00

+3

106,0

3 .Производительность труда (выработка) - товарооборот в расчете на одного работника, тыс. руб.

27 938,72

31 056,53

+3 117,81

111,2

По результатам таблицы вышеприведённой можно сделать вывод, что на предприятии при росте товарооборота в отчетном году на 17,8% и увеличении численности работников на 6% производитель­ность труда возросла на 3117,8 тыс.руб. или на 11,2% это связано как с увеличением товарооборота, так и с ростом числа работников.

Эффективность финансово-хозяйственной деятельности торго­вого предприятия во многом зависит от персонала, выполняющего все необходимые функции, его численности, состава и рациональности использования работников, поэтому особое значение имеет эконо­мический анализ всех процессов, связанных с использованием такого важного трудового ресурса, как численность работников.


Таблица 4

Показатели общей численности работников торгового предприятия

Показатели

Среднесписочная численность

Отклонение

Отчет чет­ный год в % к про-

2017 год

2018 год

по численности, чел.

по структуре, %

человек

в % к итогу

человек

в % к итогу

1.Административно- управленческий пер­сонал

8

16,0

8

15,09

- 0,91

100,0

2.Торгово- оператив­ный персо­нал

35

70,0

36

67,92

+ 1

- 2,08

102,9

3.Прочие работники

7

14,0

9

16,98

+ 2

2,98

128,2

Всего ра­ботников

50

100,0

53

100

+ 3

106,0

Информация, приведенная в табл. 4, свидетельствует, что на торговом предприятии при росте товарооборота на 17,8 % и увели­чении численности работников на 6 % производительность труда воз­росла с 27938,7 тыс. руб. до 31056,5 тыс. руб., то есть повысилась на 11,2 %, или на 3117,8 тыс. руб.

Изменение величины выработки в стоимостном выражении на 3117,8 тыс. руб. связано как с увеличением товарооборота, так и с рос­том числа работников. Способ цепной подстановки позволяет выявить количественную степень воздействия этих факторов на про­изводительность труда (ПТ):

ПТ6аз = 1396936 / 50 = 27938,7 тыс. руб.,

ПТрасч = 1396936 / 53 = 26357,3 тыс. руб.,

ПТотч = 1645996 / 53 = 31056,5 тыс. руб.

Следовательно, повышение численности работников с 50 до 53 человек явилось фактором снижения производительности труда на 1581,4 тыс. руб. (26357,3 - 27938,7), а рост товарооборота обеспечил ее увеличение на 4699,2 тыс. руб. (31056,5 - 26357,3). Суммарное вли­яние двух факторов составило исходную разницу 3117,8 тыс. руб.

В ходе анализа можно определить не только влияние товаро­оборота на производительность труда, но и обратную взаимосвязь этих показателей, то есть выявить, какова роль выработки в достигнутом приросте товарооборота в отчетном году по сравнению с прошлым годом на 249060 тыс. руб. В предприятии возросла как численность персонала (106%), так и производительность труда (111,2%) — следо­вательно, увеличение товарооборота связано с воздействием обоих факторов, причем значимость последнего выше, что отражает интен­сивный характер развития товарооборота, если рассматривать его ди­намику в действующих ценах.


Доля прироста товарооборота за счет изменения выработки:

Дт = (1 - (6 / 17,8)) x 100 % = 66 %.

Таким образом, из общего прироста товарооборота в объеме 249060 тыс. руб. 66% или 164379,6 тыс. руб. достигнуто на основе по­вышения производительности труда, а 34% прироста или 84680,4 тыс. руб. обусловлено ростом численности работников.

В процессе анализа необходимо учитывать, что стоимостной показатель производительности труда изменяется в результате воздей­ствия разных причин, но в наибольшей степени он отражает действие факторов роста (снижения) товарооборота.

Скорректированный показатель, характеризующий изменение числа работников с учетом роста товарооборота за 2018 год в со­поставимых ценах на 7,1%, позволил сделать вывод, что на пред­приятии наблюдается относительная экономия численности ра­ботников:

50 х 1,071 = 53,56 чел.,

53 - 53,56 = - 0,56 чел.

Это означает, что рост числа торговых работников на предприя­тии оправдан, поскольку связан с производственной необходимостью (увеличением объема торговой деятельности, повышением уровня об­служивания и т. п.).

Оценка структуры персонала предприятия свидетельствует, что наибольший удельный вес в нем занимают торгово-оперативные ра­ботники (70% и 67,92%). За два года резких изменений в соотношении отдельных категорий работников не произошло. Вместе с тем обраща­ет на себя внимание рост числа прочих работников и высокий удель­ный вес этой группы в общей численности персонала — 16,9 %. Такая тенденция требует выявления конкретных причин, объясняющих необходимость этого роста, а также принятия мер по оптимизации численности вспомогательного персонала в случае его необоснованно­го завышения.Для точного анализа работы предприятия немаловажным фак­тором является оценка структуры продаж по товарным группам. Ис­ходными данными для расчета будут являться показатели товарообо­рота по всем товарным группам в анализируемом периоде, представ­ленные в таблице .5.

Таблица 5

Динамика структуры ассортимента по отдельным то­варным группам

Товарная группа

Объем продаж, тыс. руб.

Удельный вес продаж, %

2017

2018

2017

2018

От- кло­не- ние

1. Бакалея

213731,2

255129,4

15,3

15,5

+0,2

2. Вино- водочные из­делия

182998,6

222209,5

13,1

13,5

+0,4

3. Безалкогольные

напитки

136899,7

149785,7

9,8

9,1

-0,7

4. Мясо, птица,

мясные про­дукты

111754,9

131679,7

8,0

8,0

0

5. Рыба и рыб­ные продукты

100579,4

120157,7

7,2

7,3

+0,1

6. Молочные

Продукты

96388,6

105343,8

6,9

6,4

-0,5

7. Хлебобулочные изделия

93594,7

105343,8

6,7

6,4

-0,3

8. Овощи-фрукты

86610,0

100504,8

6,2

6,1

-0,1

9. Кондитерские изделия

57274,4

79007,8

4,1

4,8

-0,7

10. Замороженные полуфабрикаты

79625,4

100504,8

5,7

6,1

+0,4

11. Отдел кулинарии

100579,4

118511,7

7,2

7,2

0

12. Непродовольственные

Товары

111754,9

126741,7

8,0

7,7

-0,3

13. Прочие

25144,9

31273,9

1,8

1,9

-0,1

Всего:

1396936,0

1 645996,0

100,0

100,0

-


Можно сделать вывод, что динамика структуры продаж по то­варным группам неоднородна. Такие товарные группы, как бакалея, вино-водочные изделия и замороженные продукты в отчетном году по сравнению с прошлым повысили свой удельный вес продаж. Осталь­ные же группы сократили значения своих удельных весов в отчетном году. В целом, можно сказать, что сдвиг удельных весов отдельных товарных групп в динамике отличается в среднем на 0,5% и является незначительным, что свидетельствует об устойчивости ассортимента. Но для того, чтобы определить какие группы товаров приносят боль­шую часть прибыли необходимо провести АВС-анализ. Первым шагом упорядочим товарные группы в порядке возрастания их удельного веса в товарообороте.

Таблица 6

АБС-анализ товарооборота предприятия торговли по отдельным товарным группам за 2018 период

Наименование то­

РТО, тыс.

Доля

Доля в РТО

АВС-

варной группы

руб.

в

РТО,

%

накопитель­ным эффек­том, %

группы

1. Бакалея

255129,4

15,5

15,5

А

2. Вино-водочные изделия

222209,5

13,5

29,0

А

3. Безалкогольные напитки

149785,7

9,1

38,1

А

4. Мясо, птица,

мясные продукты

131679,7

8,0

46,1

А

12. Непродовольственные товары

126741,7

7,7

53,8

А

5. Рыба и рыбные продукты

120157,7

7,3

61,1

А

11. Отдел кулина­рии

118511,7

7,2

68,3

А

6. Молочные про­дукты

105343,8

6,4

74,7

А

7. Хлебобулочные изделия

105343,8

6,4

81,1

В

8. Овощи-фрукты

100504,8

6,1

87,2

В

10. Замороженные полуфабрикаты

100504,8

6,1

93,3

С

9. Кондитерские изделия

79007,8

4,8

98,1

С

13. Прочие

79007,8

1,9

100,0

С

Из проведенного анализа можно сделать вывод, что больший процент прибыли приносят следующие товарные группы: 1,2,3,4,12,5,11 и 6. Эти товарные группы можно считать лидерами про­даж, именно они дают до 80% оборота, следовательно, на эти товарные группы следует обратить особое внимание. В следующую группу В относятся товарные группы 7 и 8, они являются товарами средней сте­пени важности. К последней категории С относятся 10,9 и 13 товарные группы, наименее важные товары