Файл: Школьная психологическая служба: цели, задачи, принципы деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 363

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

Если брать всестороннее и полное психическое развитие ребенка на различных этапах онтогенеза, то это и будет основа психического здоровья ребёнка. Поэтому развитие высших психических функций обеспечивает психическое здоровье школьника. У ребёнка есть не только потребность в понимании этого мира, но и в его познании. Познание и понимание окружающего ребёнка мира, это главная задача при развитии в образовательном процессе на протяжении всего времени обучении. Если у ребёнка наблюдается проблемы с высшие психические функции, они могут быть, плохо развиты или совсем неразвиты, то это всё создаёт негативную ситуацию в процессе формирования ребёнка как личности. Такая ситуация не помогает ребенку полноправно взаимодействовать с окружающем его мире и может создать так называемую депривационную ситуацию. А это уже ведет к тяжелым последствиям и нарушению психического здоровья взрослеющего ребёнка. Такие реакции в итоге могут провялятся в различные видах фобий и комплексах, страхах, отчуждениях, тревогах, неадекватных реакциях и негативных переживаниях. Всё эти негативно сложившиеся ситуации и приведшие к определённому негативному поведению может, изменить путь становления ребёнка как самостоятельной личностью и тормозит позитивное развитие.

2. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

2.1 РАБОЧАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ШКОЛЕ

Документации педагога-психолога, которая должна быть в любом кабинете специалиста, это нормативно-правовая документация Министерства образования Российской Федерации:

  1. Положение о практической школьной психологии службе в системе Министерства образования (приказ № 636 от 22.10.99).
  2. Директивное письмо Министерства образования Российской Федерации № 29/1886-6 от 24.12.2001 о рабочего времени и распорядке дня педагога-психолога в рамках психологической службы в образовательной организации и его использовании.
  3. Стандартное Положение о школьной психологической службе в образовательной организации для школьников, нуждающихся в психологической помощи (приказ № 2210 от 24.08.98).

На основе нормативных актов, вышеизложенных документов регулирующих деятельность психологов в системе общеобразовательных учреждений Российской Федерации существует обязательный пакет учётной и отчётной документации, с которой должен работать каждый специалист школьной психологической службы.

И так, какие же должны находится документы в кабинете психолога, что бы школьный кабинет психолога функционировал на высшем уровне. Ниже я перечислю рабочие формы кабинета школьной психологической службы и приведу примеры:

  1. План работы педагога-психолога образовательного учреждения (Форма № 1). 
  2. Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования (Форма № 2).
  3. Журнал консультаций психолога (Форма № 3). 
  4. Журнал учета групповых форм работы (Форма № 4). 
  5. Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку (Формы № 5, 5А, 5Б, 5В). 
  6. Программа работы педагога-психолога с группой (Формы № 6, 6А).
  7. Коррекционная работа (Форма № 7). 
  8. Программа коррекционно-развивающих занятий (Форма № 8). 
  9. Требования к авторским программам (Форма № 9). 
  10. Аналитический отчет о работе педагога-психолога (Форма № 10). 
  11. Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной методической службы (Форма № 11).

По итогам года педагоги-психологи предоставляют аналитический отчет о своей работе (Форма № 10) руководителю образовательного учреждения и руководителю муниципальной психологической службы.

  1. План работы педагога-психолога школьной психологической службы образовательной организации. При составлении плана необходимо учитывать цели и задачи психологической деятельности в школе. Важно учитывать все интересы и права школьника в соответствии с Конституцией Российской «Конвенцией о правах ребенка», нормативными документами Минобразования России, приказами и распоряжениями субъектов Российской Федерации. И главное в плане обязательно, при возможности, надо учитывать количество времени, которое будет затрачено на тот или иной вид деятельности. Еще план работы школьного педагога-психолога можно разделить на две формы простой план и перспективный. Так простой план работы школьного кабинета может составляется на неделю, месяц, квартал, полугодие или на учебную четверть. Перспективный же план составляется на учебный год. Простой план работы школьного психолога должен включать в себя:

Приложение 1.

Вид деятельности

Условия проведения

Ответственное лицо

Сроки реализации

Предполагаемый результат

1

2

3

4

5

6


Перспективный план работы педагога-психолога включает направление работы, определение целей:

Приложение 2.

Вид деятельности

Планируемый результат

Сроки

Примечание

1

2

3

4

5

План работы педагога-психолога

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 29 городского округа Самара

на 2018-2019 учебный год.

Составила: педагог-психолог О. А. Буйнова

Цель: создание социально-психологических условий, способствующих как успешному обучению и развитию каждого ребенка в конкретной школьной среде, так и адекватному взаимодействию взрослого и ребенка, а также создание благоприятного климата в педагогическом коллективе.

Задачи:

1. Совершенствование благоприятных условий адаптации первоклассников к школе;

2. Формирование Личностных Универсальных Учебных Действий;

3. Содействие созданию благоприятных условий адаптации пятиклассников к обучению в средней школе;

4. Содействие созданию условий для формирования у подростков готовности к личностному и профессиональному самоопределению;

5. Выявление и оказание психологической помощи детям и подросткам с трудностями в обучении и общении;

6. Предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

7. Содействие сохранению психологического обеспечения индивидуально - дифференцированного подхода в образовательном процессе;

8. Повышение психологической компетентности родителей и педагогов;

9. Проведение профилактических мероприятий с целью повышения психологической толерантности учащихся школы и работников педагогического коллектива;

10. Укрепление психологического здоровья педагогов.

Основные направления деятельности:

Приложение 3.

Виды деятельности

Планируемые мероприятия

Сроки

Примечание

1

Просветительская и профилактическая работа

Проведение классных часов по запросу классных руководителей:

1 классы

Беседа «Что такое школа?»

5-6 классы

«Агрессия. Хорошо или плохо?»

8-11 классы

«Профессия – моё будущее!»

9,11 классы

«Как справиться со стрессом на экзамене?»

Педагогический коллектив

«Профилактика суицида в школе»

в течение года

Участие в организации и проведении родительских собраний на психологические темы:

«Трудности адаптации первоклассников к школе»;

«Особенности адаптации учащихся 5 классов»

​«Родительская роль в психологической поддержке выпускника»

«Особенности развития личности в подростковом возрасте»

в течение года

Организация лекций для учителей:

​«Психологическая готовность детей к обучению»

«Здоровьесберегающие техники в работе педагогов»

в течение года

Оформление стенда «Школьный психолог»

в течение года

2

Психологическая диагностика

Диагностика уровня адаптации и

готовности к обучению учеников 1-х классов (если ребенок не посещал ДОУ, нет информации, информация недостаточная)

Адаптация учащихся 1-х классов. Схема экспертной оценки В.Чирков, О.Соколова

Сентябрь- декабрь

Сдача отчетности в январе

Адаптация учащихся 5-х классов.

1.Схема экспертной оценки В.Чирков, О.Соколова.

2.Методика «САН»

3. Социометрия.

  1. Тест А. Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях»
  2. Исследование внимания «Шульте-Платонов»

Сентябрь-декабрь

Сдача отчетности в январе

Исследование уровня тревожности учащихся 1-11 классов. Методика Т. Филлипса.

Октябрь

Сдача отчетности 31 октября

Психологическое выгорание педагогов (здоровье педагогов) А.А.Рукавишников.

Январь - февраль

Профориентационная диагностика 9-х,11-х классов (опросник Холланда)

январь

Диагностическая работа с учащимися и их семьями, относящимся к категориям:

группы риска, СОПы, социально-неблагополучные семьи, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации

В течение всего года

Психологический климат в детских коллективах 1-4-х классов. Методика оценки уровня психологического климата коллектива А.2Н. Лутошкин

ноябрь

Сдача отчетности 28 ноября

Определение творческих способностей (по Торренсу) у 2-х классов

февраль

Изучение межлич​ностных отношений в учебной и внеурочной деятель​ности 1-х классов, «Социометрия» Дж, Морено.

январь

Изучение мотивации учащихся 7-х классов-8 классов. Методика М.И.Лукьянова

март

Изучение межличностных отношений учащихся.

Социометрия. Определение коэф. сплочен. Коллектива. По запросу педагога

В течение года

Эмоциональное состояние (позитивный фон настроения) учащихся 5-11-х классов. Методика САН (Самочувствие. Активность. Настроение) В.А. Доскин, Н.А.Лаврентьева, В.Б. Шарай, М.П.Мирошников

апрель

Оценка уровня воспитанности учащихся

декабрь

Сдача отчетности 19 декабря

Удовлетворенность родителей процессом

обучения. (Анкета).1-х и 2-х классов.

май

3

Развивающая и коррекционная работа

Групповые коррекционно-развивающие занятия 1-х классов с целью адаптации к условиям школы, сплочение классного коллектива (программа «Лесная школа». М. А. Панфилова)

Сентябрь-октябрь

Групповые и индивидуальные психолого-коррекционные работы с учащимися (по запросу родителей, педагогов):

Программа «Путешествие в сообразию» А. З. Зака (начальная школа)

Тренинг «Ответственное поведение» (подростки)

Тренинг для старшеклассников Т. Липской (5-занятий)

в течение года

По запросу педагогов или родителей

4

Психологическое консультирование

Индивидуальное консультирование учащихся, родителей и педагогов по результатам психодиагностики (по запросу)

в течение года

Консультационные дни для родителей определены в графике работы психологического кабинета

Индивидуальные консультации учащихся 8-11 классов по вопросам профдиагностики и профориентации.

в течение года

По предварительной записи учащихся либо запросу родителей

5

Экспертная работа

Изучение документации

(сведения из ДОУ, мед. карты,

анкеты для родителей):

уточнение уровня

готовности к обучению.

октябрь

Обработка и анализ данных, полученных после проведенной психодиагностики.

в течение года

Подбор и подготовка стимульного материала для проведения психодиагностики

в течение года

Участие в работе МО и методическом совете школы

в течение года

6

Организационно-методическая работа

Представление результатов диагностики администрации школы

ежемесячно

Составление плана работы на новый учебный год

1-15 сентября

Подготовка годового отчета

май

Работа по самообразованию:

Посещение психологических семинаров;

Изучение специальной литературы.

в течение года


Педагог-психолог__________________________________ Буйнова О. А.

  1. Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования: Причина исследования (в изложении обратившегося); Разработка плана исследования, построение гипотезы, обоснование выбора методик психодиагностического исследования (разработчик: Ф.И.0., должность, место работы, рабочий телефон); Диагносты (Ф.И.0., должность по месту работы); Сроки проведения исследования; Название оценочных шкал, принятых как значимые в данном исследовании, например: вербальный интеллект, осведомленность, понятливость, речевое развитие, общая оценка); Результаты исследования: количественные данные представлены в таблицах на каждый класс (группу), обобщенная интерпретация данных (аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам), рекомендации по результатам исследования.

Применение методики описать по следующей схеме:

Приложение 4.

Название

шкалы

Автор теста,

название теста

Исследуемая

функция

Фактор, влияющий на

результат

1

2

3

4

5

Схема учета результатов тестирования

Приложение 5.

Заключение

Ф.И.0.

тестируемого

Результаты выполнения

диагностического задания

1

2

3

N

Заключение по результатам проведённого психодиагностического исследования.

Цель: Изучение особенностей адаптации учащихся 1А класса к условиям обучения в школе № 29.

План исследования:

1 Определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу (выяснить, есть ли у них интерес к обучению);

2 Исследование эффективности учебно-познавательного процесса. При определении готовности детей к школе.


Данное исследование необходимо провести для того, чтобы выявить детей с проблемами, и в дальнейшем помочь первоклассникам в период адаптации. К условиям обучения в школе № 29.

Сроки проведения: октябрь – ноябрь 2019 года.

Приложение 6.

Используемые методики:

Название

шкалы

Автор теста,

название теста

Исследуемая

функция

1

2

3

4

1

Исследование адаптации

методом Люшера

Модифицированная

методика

Выявление преобладающих

эмоций

2

Оценка школьной мотивации учащихся:

- анкета оценки школьной

мотивации

Н.Г. Лусканова

Мотивация учащихся

3

Социометрическое

Обследование

Морено

Выявление эмоциональных

контактов в группе

Оценочная шкала: уровни адаптации (высокий, средний, поверхностный, ниже среднего, низкий)

Анализ полученных данных:

Приложение 7.

1. Исследование адаптации методом Люшера

Ф.И. обучающихся

Отрицательные эмоции

Эмоциональное состояние в №

Положительные эмоции

Количество баллов

1

Б. Д.

+

10

2

Б. А.

+

20

3

В. Г.

+

24

4

В. Д.

+

12

5

К. С.

+

15

6

К. Н.

+

18

7

Л. В.

+

16

8

М. К.

+

22

9

Ф. Н.

+

20

10

Х. С.

+

18

11

Ш. С.

+

14

12

Ц. П.

+

20

Количество

4

8

-