ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.07.2019

Просмотров: 13318

Скачиваний: 66

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ветеринарно-санитарная оценка. Та­кая же, как и при описторхозе.

Метагонимоз. Болезнь распростра­нена у рыб в реках Амур, Днепр, Дунай, Днестр. Возбудитель — Metagonimus Jokogawai. Поражаются рыбы семейства кар­повых и лососевых. Гельминт развивается с участием дефинитивного хозяина, кото­рым является человек, плотоядные жи­вотные и рыбоядные птицы. Половозре­лая стадия паразитирует в кишечнике, выделяет яйца, которые с фекалиями попадают в воду. Дальнейшее развитие проходит с участием моллюсков и рыб. Церкарии проникают в кожный покров рыбы, под чешую, плавники, а также в жабры. Цисты имеют шаровидную фор­му диаметром 0,15-0,2 мм. Диагностику проводят с помощью микроскопа. Для этого берут чешую, помещают между двух предметных стекол, обрабатывают 50% глицерином и рассматривают под малым увеличением.

Ветеринарно-санитарная оценка. В ре­гионах, неблагополучных по заболева­нию, рыбу зачищают, удаляя плавники, жабры, чешую и подвергают варке в те­чение 30 минут, либо замораживанию до -20°С с последующей выдержкой 8-10 суток.

Триэнофороз. Это болезнь пресновод­ных рыб, человек не принимает участия в биологическом цикле развития. Воз­будители — Triaenophorus nodulosus и Tr. crassus. Дефинитивным хозяином яв­ляется щука, половозрелый паразит в ки­шечнике которой достигает 30 см. Яйца половозрелого паразита попадают в воду, из них развивается корацидий. Они за­глатываются рачками. Это первые про­межуточные хозяева. В дальнейшем ра­чок попадает в кишечник окуня, нали­ма, судака, форели, корюшки — вторые промежуточные хозяева. Из кишечника рыбы личинки проникают в полость тела и поселяются в печени или брыжейке, превращаясь в плероцеркоид.

Развитие Tr. crassus проходит не­сколько по-другому. Дефинитивным хо­зяином является также щука, но личи­ночная стадия развивается, преимуще­ственно, у сигов, и личинки локализуются не в полости тела, а в мускулатуре в кап­сулах размером с горошину.

При рассмотрении тех или других возбудителей под микроскопом находят личинки с наличием на головном конце крючьев.

Ветеринарно-санитарная оценка. Щук следует выпускать в реализацию в по­трошеном виде. У рыб, пораженных плероцеркоидами, устанавливают степень зараженности, при слабой — использу­ют на пищевые цели. Если у сигов пора­жена мускулатура, то такую рыбу ути­лизируют.

Лигулез. Болезнь регистрируется у рыб семейства карповых, они являются промежуточным хозяином. Возбудитель — Ligula intestinalis. Дефинитивные хозяе­ва — чайки, каравайки, утки. Яйца гель­минта попадают в воду, превращаются в корацидиев, которых заглатывают рач­ки, и в них образуется процеркоид. У рыб, заглотивших таких рачков, развивается личинка — плероцеркоид, который за несколько лет в брюшке достигает дли­ны до 1 м. Их называют лигулами (рамнецами). Брюшко рыбы сильно вздуто, иногда отмечается гидремия.


Ветеринарно-санитарная оценка. Учи­тывая безопасность лигул для человека, рыбу после потрошения можно реализовывать на пищевые цели, если нет гидремии. При наличии гидремии рыбу на­правляют на утилизацию или на корм животным.

При поражении рыб пиявками и ра­кообразными их удаляют, а рыбу ис­пользуют без ограничений. При выявле­нии истощения или наличии изъязвле­ний направляют на утилизацию.


ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНАЯ

ЭКСПЕРТИЗА ВЯЛЕНОЙ,

СОЛЕНОЙ, СУШЕНОЙ,

КОПЧЕНОЙ РЫБЫ

И РЫБНЫХ ПРОДУКТОВ


ЭКСПЕРТИЗА

СОЛЕНОЙ РЫБЫ

Методика исследования консервиро­ванной рыбы практически не отличается от исследований неконсервированной или обработанной холодом. Соленая доброка­чественная рыба серебристо-белого или тем­но-серого цвета, поверхность чистая. Кон­систенция мышечной ткани плотная, за­пах специфический, при этом допускается слабоокисленный запах жира на поверх­ности. У сельди допускается ослабление брюшка в области грудных плавников. Структура мышечных пучков сохранена. При порче соленой рыбы поверхность туск­лая, покрыта желтовато-коричневым на­летом, с неприятным запахом. Консистен­ция дряблая, кожа легко разрывается, мышечная ткань грязно-серого цвета, с затхлым запахом. Тузлук грязно-серого цвета с неприятным запахом.

Пороки соленой рыбы. Они могут быть различными: механические повреждения, лопнувшее брюшко, затхлый запах в жаб­рах, значительное окисление жира с на­личием «ржавчины», гнилостного распа­да поверхностных покровов. Начальную стадию разложения соленой рыбы назы­вают «затяжкой», при этом характерно легкое покраснение мяса. В отдельных случаях на поверхности рыбы появляет­ся красный налет «фуксин». Связано это с развитием галофильных пигментообразующих микроорганизмов. На соленой рыбе могут развиваться личинки сырной мухи — «прыгунки». При наличии поро­ков в рыбе отмечают и порчу тузлука.

Ветеринарно-санитарная оценка. Ры­ба с омылением, «фуксином», поверхно­стной «ржавчиной», подвергается зачист­ке и крепкому посолу. Рыба, поражен­ная «прыгунком», проникающим под кожу, с признаками гнилостного распа­да, наличия «ржавчины», «фуксина», проникающих под кожу, направляется на утилизацию.


ЭКСПЕРТИЗА ВЯЛЕНОЙ

И СУШЕНОЙ РЫБЫ

Доброкачественная вяленая рыба име­ет чистую сухую поверхность, серовато­го или темно-серого цвета. Допускается слабое пожелтение поверхности разреза мышц в брюшной части. Консистенция мышц плотная или твердая, вкус и за­пах, характерные для рыб данного вида. На разрезе возможен слабый запах окис­лившегося жира. Недоброкачественная вяленая рыба с поверхности влажная, липкая, с запахом затхлости. У разделан­ной рыбы поверхность разреза брюшной полости желтоватого цвета, с резким за­пахом окислившегося жира. Консистен­ция мяса мягкая, мышцы не разделяются на отдельные пучки. Основной вредитель сушено-вяленых рыбных продуктов — жук-кожеед (его взрослая личинка полу­чила название «шашел»). Шашел портит только сильно обезвоженную рыбу, вяле­ную, пресно-сушеную, солено-сушеную (естественной и горячей сушки). Личин­ки жука-кожееда обнаруживают в полос­ти тела, жабрах, в подкожном слое и глу­боких слоях мускулатуры. При сильном поражении и проникновении в мышеч­ную ткань у рыбы появляется неприят­ный («мышиный») запах.


Ветеринарно-санитарная оценка. Вя­леную и сушеную рыбу, недоброкачествен­ную по органолептическим показателям и при поражении жуком-кожеедом, на­правляют на утилизацию.


ЭКСПЕРТИЗА

КОПЧЕНОЙ РЫБЫ

Доброкачественная рыба холодного и горячего копчения с чистой неувлажненной поверхностью. Цвет наружных по­кровов рыбы различных видов от слабожелтого или золотистого, до темно-ко­ричневого. У неразделанных рыб брюш­ко целое, плотное или мягкое, но не взду­тое. Консистенция мясистых частей рыбы сочная или плотная, у сельдевых может быть мягкой или жестковатой. Запах и вкус свежей копченой рыбы характерны для рыбы данного вида. У сельди на по­верхности возможен слабый запах окис­лившегося жира. Для рыбы горячего копчения характерны пороки качества, связанные с недостаточностью свежести рыбы-сырца, использованной для копче­ния, или главным образом с задержкой реализации этого скоропортящегося про­дукта (омыление поверхности рыбы, по­ражение плесенями, появление затхлого неприятного запаха и т. д.). Недоброка­чественная рыба холодного копчения с поверхности влажная, тускло-золотисто­го цвета. Брюшко дряблой консистенции, внутренние органы лизированы, с непри­ятным запахом. Рисунок мышечной тка­ни нечеткий, мутный, консистенция мяса слабая, дряблая, запах затхлый или гни­лостный.

Пороки копченой рыбы сходны с по­роками соленой. При осмотре копченой рыбы необходимо также выявлять неко­торые ее специфические дефекты: «пузы­ри» — участки сморщенной отстающей кожи вследствие длительного нахождения рыбы в чанах для отмочки; «ожоги» — участки темного цвета, образовавшиеся из-за перегрева рыбы; «подпарка» — свари­вание рыбы в процессе копчения; «потеря чешуи» — матовый оттенок и дряблость мускулатуры в результате использования для копчения рыбы из окисших тузлу­ков; «рапистость» — кристаллизация соли на поверхности рыбы как следствие пересоленности; «белобочка» — непрокопченные белые места, которые соприкасались между собой в камерах во время копче­ния рыбы.

Ветеринарно-санитарная оценка. При обнаружении небольших пузырей, незначительных ожогов и подпарки рыбу мож­но использовать после кулинарной обра­ботки. Рыбу с рапистостью вымачивают с последующей немедленной реализаци­ей. Рыбу с «белобочкой» следует возвра­щать для дополнительной обработки или подвергать немедленной реализации. Оцен­ка рыбы горячего и холодного копчения при поражении ее плесенями такая же, как и мяса убойных животных при плесневении. Недоброкачественную рыбу хо­лодного и горячего копчения направля­ют на утилизацию.


ЭКСПЕРТИЗА

РЫБНЫХ КОНСЕРВОВ

И ПРЕСЕРВОВ

Принципы и методы экспертизы этих продуктов аналогичны таковым при экс­пертизе мясных баночных консервов.


ОЦЕНКА РЫБЫ

И РЫБНЫХ ПРОДУКТОВ

С НАЛИЧИЕМ ОСТАТОЧНЫХ


КОЛИЧЕСТВ ПЕСТИЦИДОВ

И ДРУГИХ

ТОКСИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

Наличие остаточных количеств аб­солютного большинства пестицидов и других токсических веществ в рыбе, как и в мясе убойных животных, не допус­кается. Для отдельных пестицидов Мин­здравом установлены максимально до­пустимые уровни (МДУ) в мг/кг массы рыбы. МДУ гексахлорана (сумма изо­меров ГХЦГ) и гамма-изомера ГХЦГ (линдан, гексалин, гексаталп, ТАП-85) в рыбе пресноводной свежей, охлажден­ной и мороженой установлены в размере 0,03 мг/кг; в соленой, копченой и вяле­ной, а также морской (свежей, охлаж­денной и мороженой) — 0,2 мг/кг; ДДТ и его метаболитов в рыбе пресноводной свежей, охлажденной и мороженой — 0,3 мг/кг; в рыбе морской (свежей, ох­лажденной и мороженой) — 0,2 и в со­леной, копченой и вяленой всех видов — 0,4 мг/кг. Погибшую рыбу, выловленную в отравленных водоемах, независи­мо от токсического вещества, вызвавше­го отравление, уничтожают или направ­ляют на утилизацию.


ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНАЯ

ЭКСПЕРТИЗА МЯСА

МОРСКИХ МЛЕКОПИТАЮЩИХ

И БЕСПОЗВОНОЧНЫХ

ЖИВОТНЫХ


В водах Мирового океана, а также в прибрежных водах России обитает боль­шое количество видов морских млекопи­тающих и беспозвоночных животных. Морских млекопитающих представляют 2 больших отряда: ластоногие и китооб­разные. К отряду ластоногих относят мор­жей, ушастых сивучей, морских котиков и настоящих тюленей (беломорский и кас­пийский, хохлач, нерпа и др.). Отряд ки­тообразных составляют усатые киты (си­ний, или блювал, сельдяной, или финвал, ивасевый, или сейвал, горбатый, или длин­норукий, и редко встречаемые — малый полосатик, калифорнийский, гренланд­ский и южный) и зубатые киты (кашалот, клюворыл, касатка, белуха и дельфины).

Согласно Международной конвенции промысел и добыча морских млекопита­ющих регулируются и ограничиваются, а некоторых их видов временно запре­щены.


СЫРЬЕ

МОРСКИХ МЛЕКОПИТАЮЩИХ

И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Один из главных видов продукции промысла морских млекопитающих — жир. Покровное и брюшное сало как жировое сырье у различных видов мор­ских млекопитающих несколько отлича­ется по химическому составу и составля­ет у китов 18-25%, а у ластоногих — 20-60% массы всей туши. Содержание жира в сале колеблется от 50 до 98%. Жировое сырье перетапливают в местах промысла на судах или береговых пере­рабатывающих предприятиях. Жир мор­ских млекопитающих используют в ме­дицинской и ветеринарной практике, пи­щевой промышленности (полуфабрикат для получения маргарина), парфюмерии (изготовление косметических средств), в технике (приготовление специальных смазок, в том числе для точных прибо­ров, эмульсий для холодной обработки металлов и др.). Из шквары сала выра­батывают пищевой и технический же­латин.

Не менее важный продукт промысла этих животных — их мясо. Оно съедоб­но, за исключением зубатых китов и не­которых видов тюленей (у последних оно имеет сильный и неприятный запах вор­вани). Мышечная ткань морских млеко­питающих, в отличие от убойных жи­вотных, крупноволокнистого строения и более темной окраски. Мясо китов со­держит до 30-50% соединительноткан­ных белков (коллаген и эластин) и не­белкового азота 18-23% к общему азоту мышцы. Химический состав мяса (мы­шечной ткани) некоторых видов мор­ских млекопитающих представлен в таб­лице 14.


Таблица 14

Химический состав мяса морских млекопитающих, %

Виды морских животных

Влага

Жир

Белок

Минеральные вещества

Синий кит

63,46-74,13

2,80-7,71

15,1-24,75

0,54-1,33

Финвал

62,29-76,5

0,7-16,1

15,7-24,1

0,93-1,33

Горбатый кит

62,94-74,83

3,17-17,96

18,05-21,13

1,01-1,27

Кашалот

72,9-74,96

1,84-3,11

22,08-23,45

0,99-1,16

Дельфин черноморский

73,2

1,70

24,0

1,2

Тюлень беломорский

69,5-76,2

0,8-6,1

19,25-21,40

1,2-1,6

Нерпа сахалинская

69,45-70,69

2,24-3,67

25,07-26,30

1,02-1,20

Ларга

69,33-74,65

0,65-5,04

23,07-24,06

1,17-1,38


Белок мышечной ткани морских мле­копитающих полноценный, в его соста­ве все незаменимые аминокислоты (лизин, гистидин, аргинин, треонин, трип­тофан, метионин, валин, фенилаланин, лейцин, изолейцин), а также цистин, цистеин, глутаминовая кислота, пролин и тирозин.

На пищевые цели мясо усатых ки­тов и некоторых видов ластоногих (фи­лейное мясо) используют в консервно-колбасном и кулинарном производстве, при изготовлении ливерных, вареных, варено-копченых колбас, сосисок, нату­ральных консервов и т. д. Однако зна­чительная часть из заготовляемого мяса морских млекопитающих направляется на кормовые цели пушным зверям и на производство мясо-костной муки. Печень морских млекопитающих идет для вы­работки концентрата витаминов А, В12, комполона МЖ или на пищевые цели. Язык китов, содержащий до 60% жира, ливер, почки используют для вытопки жира. Медицинские эндокринные пре­параты вырабатывают из гипофиза, над­почечников, щитовидной, поджелудоч­ной и половых желез морских млекопи­тающих.

Шкуры морского котика, каспийско­го, беломорского и других видов тюленей представляют ценное меховое сырье, а из шкур моржа, сивуча, китов выделы­вают легкие и тяжелые кожи (хром, юфть, замша) и др.


ВЕТСАНЭКСПЕРТИЗА

ТУШ И ОРГАНОВ

МОРСКИХ МЛЕКОПИТАЮЩИХ

Имеется ряд особенностей, вытекаю­щих из характера промысла, способа охо­ты, многообразия видов промысловых животных, морфологии и химии заготав­ливаемого сырья.

Добыча ластоногих и дельфинов ве­дется обычным огнестрельным оружием, гарпуном, сетевым ловом и др. Хоровина (покровное сало со шкурой) снимается двумя или четырьмя пластами вдоль туши. Мясо с туши срезают отдельными кусками и консервируют (посолом, холо­дом) или после нутровки с костями на­правляют на соответствующее производ­ство. Китов убивают гранатой, выстре­ленной из гарпунной пушки. После убоя туши поднимают по слипу на китобазу флотилии, где на кормовой разделочной палубе снимают покровное и брюшное сало, отсекают нижнюю челюсть и среза­ют китовый ус, а на центральной разде­лочной палубе отделяют голову от туло­вища, разделывают туши, снимают плас­ты мяса, проводят нутровку, резку и измельчение сырья.