Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Разработка концепции гостиничного предприятия
Глава 2. Классификация гостиниц
2.2 Сегментирование рынка гостиничных услуг
2.3 Туристические компании, специализирующиеся на въездном туризме
Глава 3. Выбор целевого рынка (РЫНКОВ)
3.1 Примерами концентрированной стратегии маркетинга являются
По мнению же специалистов гостиничного бизнеса, Российскому гостиничному делу следует присмотреться к привлечению иностранцев, посещающих Россию по деловым вопросам.
По статистике гостиничного бизнеса: 60% принадлежит крупным отелям, 40% доля приходится на малые форматы гостиничного бизнеса.
Основная особенность гостиничного бизнеса малого формата — возможность создать индивидуальную атмосферу уюта и комфорта, в которой клиент чувствует себя как дома, а такое ощущение в большой гостинице порой трудно получить даже за очень большие деньги. Малые отели позволяют оптимизировать объем предоставляемых услуг, оперативно контролировать их качество и количество, а также выбирать наиболее эффективное соотношение числа сотрудников и посетителей.[17]
Оценивая экономический потенциал[18] города и объем местного гостиничного рынка, выраженный в объеме номерного фонда, можно определить привлекательность региона для инвестиций (рис. 1). В качестве объектов для сравнения отобраны 14 региональных центров, расположенных в различных географических зонах и имеющих различный экономический потенциал. Охват выборки — от Владивостока до Калининграда, представлены города-миллионники и небольшие областные центры на 200—500 тыс. жителей. Санкт-Петербург, как «вторая столица», из сравнения исключен. Кроме того, в выборку сознательно не были включены центры туристического спроса, включая Сочи, Новгород, Иркутск, Петрозаводск.[19]
Рис. 1 Сравнение гостиничного потенциала в центрах регионов России[20]
Рис.1 на рисунке наглядно изображено на сколько сильно разница потенциал развития гостиничного рынка в регионах. Рационально было бы направить инвестиции в города в которых высокий потенциал для увеличения потребности на гостиничные номера, так как высока вероятность того, что в таких городах не будет перекрыт действующими предложениями в этой сфере. Для данного этапа стоит направлять свои ресурсы в такие города как Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Воронежа и Новосибирска, в то время как такие города как Казань и Екатеринбург практически приблизились к своему максимуму в этой сфере[21], это видно из приближения их показателей к точке насыщения, однако согласно этих данных Владивосток, Новороссийск и Калининград должны стать лидерами в развитии гостиничной сферы
Однако будет некорректно делать вывод основываясь только на одном показателе. Для гостиничного рынка большое значение имеет также и географический фактор, касательно определяющий уровень развития межрегиональных связей. Из-за этого города у морей и пограничные города более подходят для гостиничных инвесторов, чем города в глубинке.
Еще одним фактором позволяющим измерить степень развития гостиничного бизнеса и позволяющим делать предположения касаемо его перспектив роста, является анализ главных параметров деятельности[22] гостиничного бизнеса, таких как средняя цена за номер и загрузка. Именно эти два параметра определяют рентабельность бизнеса, а следовательно, и интерес, который инвесторы проявляют к тому или другому региону. Последнее обстоятельство наглядно проявляется в количестве объектов, которые были выведены на региональный уровень за последние несколько лет.
Стоит отметить и тот факт, что гостиничные рынки в региональных центрах представлены объектами в качестве советских построек, иначе говоря, морально устаревших. Ситуация со времен СССР[23] в таких местах особо не поменялась и взятое сравнение выше во многом это описывает Коррективы, которые внесла в него рыночная экономика, отражаются в динамике расширения гостиничного сектора региональных городов. При этом значимыми для анализа следует считать следующие аспекты:[24]
• количество гостиниц последних лет постройки вместимостью более 100 номеров;
• степень развития верхнего сегмента гостиничного рынка (количество объектов класса 4—5 звезд);
• степень проникновения на местный рынок новых форм управления гостиничными объектами и перспективы их будущего развития.
2.1 Сравнение городов России
Согласно данным, приведенных на рисунке 1, в последнее время наиболее популярным для гостиничного дела был рынок Казани[25]. Это отразилось как в количестве реализованных бизнес-проектов, так и в степени заполнения верхнего сегмента рынка. Также в Казани расположено максимальное количество объектов, включенные в гостиничные сети, но пока только Российского происхождения, хотя и не которые международные операторы проявляют интерес к данному рынку. Чуть позади следует Екатеринбург, но в отличии от Казани, в перспективе ресурс города менее исчерпан.
проявленный интерес гостиничными операторами к рынку того или иного города, может служить индикатором для инвестиций, то можно сказать следующее.
Во-первых, города юга страны обещают высокую отдачу от гостиничной сферы[26] в целом такие как: Краснодар, Ростов-на-Дону, Новороссийск. Высокий потенциал имеют портовые города, о важности которых было описано выше, а приведенная диаграмма этим аргументам соответствует.
Во-вторых, следует учесть тот факт, что при отдалении того или иного города от основного генератора спроса. В России в качестве центра генерации спроса выступает Москва, так как 25-50% спроса на гостиничные номера формируются москвичами. Можно заметить такую тенденцию: в радиусе 180-400 км от столицы активность гостиничной сферы инвесторов замедляется. Естественно, Москва в таком случае является источником спроса предлагая альтернативную ночевку, а также перетягивая на себя конгрессно-выставочную активность[27], на прямую цепляя гостиничный бизнес. Однако вдали от столицы степень развитости гостиниц Сибири говорит нам о том, что отдалятся слишком сильно не стоит.[28]
Следует сделать вывод, что оптимальным для вложения денежных средств в гостиничный бизнес являются региональные центры Урала[29], Поволжья и центрального округа (частично), а также упомянутые ранее южные города России и портовые центры. Давайте рассмотрим Владивосток, здесь наблюдается две противоположные тенденции. Во-первых интегрированность города в международный и межрегиональный контекст и высокая интенсивность приграничных обменов ведут к росту заинтересованности инвесторов к гостиничному бизнесу. С дугой стороны расположение города вдали от столицы, вызывает сложности в контроле инвестиций и управлением бизнесом.
Будет не лишнем проанализировать экономические показатели гостиниц, действующих в разных городах, чтобы понять направление вливание инвестиций. Узко направленный спрос, сложившийся в региональных рыночных отношениях из-за влияния дефицита предложений и отсутствия центров спроса, позволяет участникам рынка максимально завышать цену на номера и услуги, все региональные предложения похоже по своей ценовой политике. Естественно, чем выше цены тем быстрей вернутся инвестиции в проекты и способствует росту привлекательности гостиничных рынков регионов. С этой точки зрения сибирские города демонстрируют не менее высокий потенциал, чем лидеры южных регионов России.[30]
После выбора региона, следующим важным вопросом является расположение: наличие удачного участка земли или же здания для покупки или аренды.
Размещение гостиницы в городе возможно в следующих вариантах:[31]
1) в центре города;
2) на территориях, прилегающих к центру;
3) в центре жилых районов и микрорайонов;
4) на пороге города;
5) за пределами города.
Размещение гостиниц на пороге города и за его пределами имеет свою специфику. Такие гостиницы, как правило, предназначены для автотуристов. Они в основном размещаются на основных автомагистралях города или в зоне въезда в большие города.
Обязательным условием для данных участков, являются удобные съезды с транспортной магистрали и видимость здания с дальних расстояний.
Расположение гостиниц за чертой города и подъездах к нему вызывает определенные трудности, сюда можно отнести удобный доступ к центру города, а также возможностью работы отдельных участков гостиниц таких как к примеру: ресторана, парикмахерских предназначенных на обслуживание в первую очередь горожан[32].
Одна из самых главных проблем гостиничного дела сегодня — это недвижимость. Гостиницы Советских времен[33] не соответствуют международным стандартам, из-за чего для выхода на международный уровень, требуются новые постройки, под которые нужно найти участки, что не всегда возможно.
В регионах гостиницы имеют тенденцию работать под индивидуальным брендом советского типа, при этом постепенно изменяя здание.
Небольшие отели типично размещены в центре города в выкупленных и перестроенных коммуналках или квартир жилых домов.
Строительство загородных отелей как правило идеально будет размещать в рекреационных зонах[34], в местах с где природа имеет свой не повторимый отпечаток на местности дополненного историческим и культурным наследием.
Отели, находящиеся за пределами оптимальной транспортной удаленности от городов, не будут испытывать проблем с загрузкой лишь при условии наличия «аттрактивного фактора», т.е. чего-то такого, зачем гости могли бы ехать дальше, нежели обычно. Очень хорошо, если отель будет удовлетворять оптимальным критериям удаленности и площади, и при этом иметь еще и «аттрактивный фактор».[35]
Практики гостиничного бизнеса не рекомендуют инвесторам «нацеливаться» на центр города, выбирая место для строительства новой гостиницы или подходящее здание для реконструкции (исключение из этого правила — реконструкция уже действующей гостиницы).
В центре труднее получить разрешение и намного выше стоимость строительства. Наконец, если строительство или реконструкция потребуют от инвестора покупки «на снос» находящихся рядом со зданием соседних строений (а это бывает очень часто), можно гарантировать, что цена этих строений тут же возрастет и достигнет астрономических высот.
Спальные же районы имеют один-единственный, но очень существенный для будущей гостиницы минус — удаленность от делового и культурного центра города. Поэтому оптимальным местом для размещения, скажем, четырех звездочной гостиницы или реконструкции здания под нее большинство экспертов считают районы, прилегающие к центру в пределах «пешеходной досягаемости»[36].
Пользуются спросом и рассчитанные на менее привередливых и более экономных клиентов двух- и трехзвездные гостиницы, построенные между центром и спальными районами. Роль главной приманки в этих случаях играет более низкая по сравнению с центром (иногда почти в два раза) стоимость номеров, но срабатывает она только при условии высокого уровня комфортабельности и хорошего транспортного сообщения с центром.
Специалисты считают целесообразным возведение небольших мини-гостиниц в регионах[37]. Во-первых, такие объекты создаются достаточно быстро. Во-вторых, небольшое количество апартаментов номерного фонда вряд ли будет простаивать.[38]
Стратегические решения принимаются только после сбора всей необходимой информации, и если решение положительно и инвестор или предприниматель решается осуществлять свою деятельность на гостиничном рынке, то следующим шагом является разработка концепции гостиничного предприятия. Необходимо отметить, что в некоторых случаях, когда на рынок планирует выйти не международная сеть, у которой уже четко регламентированные стандарты, а начинающая инвестиционная компания или предприниматель, то гла-венствуюшим фактором при разработке концепции будет свободная территория, пригодная под строительство.
Проведенные маркетинговые исследования[39] позволяют выявить соотношение спроса и предложения на услуги размещения в отеле для данной территории и уровень конкуренции, описать будущий сегмент потребителей его услуг и дать характеристику предпочтений, ожиданий и финансовых возможностей этих людей. На основе анализа полученных данных можно предположить основные конкурентные преимущества будущего гостиничного комплекса, которые лягут в основу концепции отеля.