Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Разработка концепции гостиничного предприятия
Глава 2. Классификация гостиниц
2.2 Сегментирование рынка гостиничных услуг
2.3 Туристические компании, специализирующиеся на въездном туризме
Глава 3. Выбор целевого рынка (РЫНКОВ)
3.1 Примерами концентрированной стратегии маркетинга являются
ВВЕДЕНИЕ
Гостеприимство, или сфера гостиничного и ресторанного бизнеса - это отрасль, которую называют «курицей, несущей золотые яйца». Объясняется это тем, что сфера гостеприимства является ведущим фактором и базой туризма. Развитие рекреационной сети всегда тесно связано с политико-экономической обстановкой в стране. Происшедшие в последние годы коренные изменения в политике, экономике и социальной сфере самым непосредственным образом сказались на состоянии гостиничного хозяйства России. Формированию гостиничного дела в России повлияло множество факторов. Появление и разделение потребностей людей в общении, становлении торговых отношений с соседними государствами. На сегодняшний день в России очень бурно развивается сеть гостиничных предприятий. Но гостиницы, это не только пункт приёма и размещения, но и целый набор дополнительных услуг не входящих в стоимость оплаты проживания, например: туристско-экскурсионные услуги, прокат, обмен валюты, дополнительное питание, индивидуальный транспорт, хранение вещей, развлечения, резервирование и бронирование билетов и т.п. Конкуренция в гостиничном бизнесе растет, поэтому даже самая хорошая репутация и высококлассный сервис - ещё не гарантия успеха. Клиент стал разборчив и взыскателен, его не удивишь ни хитроумным телевизионным хайтеком, ни беспроводным Интернетом, ни услугами нянь и личных, закрепленных за конкретными номерами дворецких. Даже самые престижные, но весьма похожие по набору базовых сервисных услуг, «одинаковые» отели в разных городах уже не привлекают туристов, требуется чем-то выделиться, проявить индивидуальность. Приветствуются новые, оригинальные идеи. Приветствуется креатив. Изучение особенностей гостиничного дела очень важно для социально-культурного сервиса и туризма. Возможность предугадать тенденции его развития позволит избежать препятствий, возникающих в данной сфере.
Объектом исследования является гостиничный бизнес в целом, предметом - особенности деятельности гостиничных предприятий. Цель курсовой работы - выявить особенности деятельности гостиничных предприятий в России. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) дать общую характеристику гостиничного комплекса;
2) рассмотреть классификации гостиниц по различным критериям;
3) выявить специфические особенности гостиничного сервиса;
4) рассмотреть экономическую структуру гостиничных предприятий;
5) проанализировать основные показатели деятельности гостиниц.
Теоретическую базу исследования составляют труды Барчукова И. С., Баумгартена Л. В., Башина Ю. Б., Зайцева А. В. Иванов В.В., Волов А.Б. Р. И., Сухов Р. Р., Гареев Шамшина Ю. О., Баумгартен Л. В., Барчуков И. С., Баумгартен Л. В., Башин Ю. Б., Зайцев А. В., Л.Л. Руденко, Н.П. Овчаренко, А.Б. Косолапов., Балабан В. А., Елисеева Т. И., Лойко О.Т., Иванов В. В., Волов А. Б., Вакуленко Р.Я.,
Глава 1. Разработка концепции гостиничного предприятия
Каждый бизнес, а именно его концепция, должны отражать структуру бизнеса в будущем и модель его функционирования в настоящем. Также данная концепция, должна обосновывать финансовую привлекательность бизнеса для его владельца и объяснять преимущества оказываемых услуг для будущих клиентов. Спланированная в печатном виде концепция отеля - в будущем превращается в технические задания и архитектурный эскиз - становясь первой контрольной точкой этапа реализации будущего проекта.
Концепция гостиничного предприятия[1] — фундаментальная основа его деятельности, которая обеспечивает стратегически успех гостиничной компании на рынке.
Для открытия гостиницы, не считая разрешительных документов на строительство здания, достаточно зарегистрироваться как Индивидуальный предприниматель или открыть юридическое лицо.
Федеральный закон от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[2] в редакции от 27.12.2010 года определяет виды деятельности, которые попадают под лицензирование. Гостиничный бизнес в данном законе не упоминается, поэтому лицензий не требует. Если гостиница в дополнение оказывает услуги, требующие лицензии, то такие лицензии должны быть получены.
Формирование концепции[3] происходит путем сопоставления различных значений нижеперечисленных элементов.
1. Оценка месторасположения.
2. Определение целевой аудитории (выбор сегмента рынка).
3. Определение целевых групп отеля в различные периоды потребления;
4. Выбор стратегии позиционирования и продвижение услуг;
5. Выбор формата (малая гостиница, отдельно стоящая гостиница, гостиничный комплекс).
6. Выбор типа гостиницы и звездности.
7. Разработка дизайна гостиницы, подбор оборудования.
8. Определение широты и глубины предоставляемых услуг.
9. Определение уровня сервиса и комплекса дополнительных услуг.
10. Формирование политики ценообразования[4].
11. Формирование программы рекламы и продвижения.
12. Формирование политики в области стимулирования сбыта.
13. Разработка методов достижения и поддержания конкурентоспособности гостиничного предприятия.
14. Прогноз загрузки гостиничного комплекса по годам (прогноз на 5—7 лет)
15. Доходы гостиничного комплекса.[5]
16. Расчет параметров операционной деятельности гостиничного комплекса.
Концепция предприятия может быть разработана с привлечением специалистов, которые проведут маркетинговые исследования по оценке конкретной территории и вынесут рекомендации о перспективности конкурентного места застройки или здания, предусмотренного под реконструкцию гостиницы. В этом случае все риски по созданию и последующему функционированию гостиничного предприятия инвестор берет на себя.
Но инвестором[6] может быть принято другое стратегическое решение — открытие гостиницы по франчайзинговой схеме. Как правило, перспективы работы под международным брендом учитываются на стадии проектировании объекта. Преимущества сотрудничества с международным оператором следующие
• проще привлечь финансирование[7], особенно при обращении в международный банк;
• все технические условия, предусмотренные требованиями бренда, «закладываются в проект», а значит и конструкция, и архитектурно-планировочное решение полностью будут соответствовать принятым в мире стандартам;
• привлечение международного оператора помогает повысить загрузку на 20%;
• иностранные туристы выбирают известный бренд;[8]
• доступ к единой системе бронирования, участие в глобальных маркетинговых программах и программах лояльности гостей, представительство отеля международными офисами продаж, что помогает привлечь гостей с других рынков.
В связи со спецификой развития российского рынка гостиничных услуг особый интерес у международных сетей вызывает сегмент бизнес-отелей[9] и конгресс-отелей.
Рассмотрим на примере Гостиничного комплекса «Россия» в г.Ноябрьск в промышленном районе на окраине Верхне-Тазовского заповедника данный гостиничный комплекс имеет три этажа ,12 номеров класса люкс и 27 номеров класса комфорт. Гостиница «Россия» имеет три звезды. Располагается по адресу ул.Республики д.12 в пешей доступности от центра города. На территории гостиницы предоставляется доступ в интернет, что не может не радовать иностранных гостей, а также гостей прибывших с других регионов России. На территории располагается удобная парковка, и трансфер от/до аэропорта. Из оказываемых услуг гостиница предоставляет Химчистку, хранение багажа, услуга звонок будильник, завтрак в ресторане, завтрак в номере. Так же на территории отеля имеется салон красоты. Гостиничный комплекс «Россия» не является франчайзинговой схемой, что в данном случае очень выгодно для владельца. Поскольку в городе Ноябрьск основной спрос на гостиницы делают люди, приехавшие на работу, командировки туристического аспекта, к сожалению, в данном случае нет и спросом франчайзинговые системы гостиниц не пользуются.
Глава 2. Классификация гостиниц
Классификация гостиниц[10] — это определение соответствия конкретной гостиницы к общим стандартам номеров и обслуживания. Принятая в каждой стране классификация включает в себя категорию разрядности, а она в свою очередь является параметром качества. Разрядность гостиницы влияет на клиентскую базу, стоимость услуг и спрос.
Классификация гостиниц, устанавливается на международном уровне.
В данное время во всех странах гостиничные предприятия проходят обязательную классификацию. Цель классификаций заключается в определении соответствия номеров и гостиницы установленным общим нормам. В настоящее время нет единой мировой классификации так как мешают установившиеся национальные традиции и культурно исторические различия государств.
В Российской федерации классификацию[11] гостиниц осуществляют согласно приказу №86 от 21 июля 2005 года «об утверждении системы классификации гостиниц и других средств размещения». Данный нормативный документ определяет организационную структуру системы классификации ее участников и необходимые документы для классификации, а также другие нем менее важные моменты. Особое внимание сосредоточено на оказываемых услугах, предоставляемом питании и качестве обслуживания (классификация персонала).
В настоящее время существует более 30 классификаций. Первая и самая основная это местоположение:
- В черте города ним относятся в основном гостиницы делового назначения, отели-люкс, среднего класса;
- На морском побережье в данном случае очень важным является береговая линия (50 метров, 100,150,200 и т.д)
- Расположены в горах чаще всего это небольшие гостиницы с живописной местностью, расположенные в горах на туристическом маршруте в наиболее удобном месте для отдыха.
Расположение — основной вопрос для формирования стратегических и тактических вопросов гостиничного предприятия. Наилучшее расположение гостинцы гарантирует ему важнейшее конкурентное преимущество. Местоположение является одной из главных целей выбора места размещения туристом.
При выборе места для новой гостиницы, нужно принять во внимание ряд факторов, основными из которых являются [12]: 1. Объем рынка, должен быть достаточен для эффективного функционирования и окупаемости. 2. Данные потенциальных клиентов. 3. Политические и социальные факторы развития региона. 4. Наличие свободных участков для строительства или же свободного здания, которое в перспективе можно реконструировать. 5. Конкуренты. 6. Наличие вблизи популярных мест отдыха, достопримечательностей, торгово-развлекательных центров. 7. Экология.
От этих факторов будет зависеть рентабельность инвестиций[13].
Воплощение моделей в гостиничном бизнесе берет начало с анализа рынка,[14] оценка все возможных рынков, а так же перспектив роста, возможной конкуренции, подводных камней и прочее. Для начало нужно провести логистическое исследование рынка потребителей, найти и оценить все возможные риски. По территории России состояние гостиничного бизнеса определяется несколькими факторами, влияющими на динамику туристов в определенном направлении. Наиболее часто используемые направления формируют объемы мест размещения, а цель поездки характеризует список услуг необходимых клиентам гостиниц, уровень обслуживания. По туристам принято выделять гостиницы для деловых людей, приехавших в командировки и просто туристов и отдыхающих.
Для России большую часть гостиниц требуется для деловых людей[15], порядка 67% всех отечественных гостиниц. Соответственно по количеству долевых контактов косвенно можно судить и о перспективах областного гостиничного рынка. Как следствие развитие гостиниц заточенных для "деловых" туристов прямопропорцианально росту экономики, от сюда можно вывести связь в межрегиональных связей или положение городов системе межнациональных или межрегиональных обменов. естественно что большой спрос на услуги таких гостиниц будут места с возможным высоким потенциальным экономическим ростом. От сюда следует что на состояние экономики места можно соотнести с численностью людей в городах, как пример можно привести город с численностью 2 млн. человек однозначно будет развит лучше, чем город с численностью 300-400 тыс. человек.
по данным опроса нашу страну посещают с деловым визитом порядка 45% иностранцев, когда в свою очередь такого же порядка процент туристов приезжают в нашу страну с целью отдыха и посещения исторических мест и достопримечательностей.
В данном вопросе лидирует исторические регионы России - Северо-запад и Центральный федеральный округ. Большим интересом у иностранцев пользуются Сибирь и Урал. Так, многие туристы посещают экскурсии по Байкалу и Волге. С такими природными зонами иностранцы формируют образ России. Отсюда следует сделать вывод, что гостиничному бизнесу в регионах стоит сделать ставку на формирование национального колорита. Ведь туристы посещают Россию с целью приобщиться к русской культуре[16]. Традиционные шапка-ушанка, матрёшка и балалайка, как атрибуты русской экзотики, по-прежнему формируют образ России в глазах иностранцев.