Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (особенности развития).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дети младшего дошкольного возраста не всегда могут отли­чить возможное от невозможного, поэтому иногда со­здается впечатление о беззаботности их фантазии. Эта беззаботность, некритическое отношение к образам во­ображения объясняются бедностью прошлого опыта детей, незнанием того, что и как бывает в действитель­ности. Дети младшего дошкольного возраста часто не отличают фантастических образов от реальных — порой они готовы согласиться с любым вымыслом. Но чем старше дошкольник, чем богаче его прошлый опыт, тем полнее отражается действительность в его играх, в изо­бразительной деятельности и тем критичнее он относит­ся к образам своей фантазии.

Опыты Т. А. Репиной, изучающей особенности воображения ребенка в игре по сюжету сказки «Пету­шок Золотой гребешок», показали, что у младших дошкольников еще нет критического анализа при отборе игрового материала. Их отбор идет по прин­ципу: «все может быть всем». «Например, большая ело­вая шишка может быть в игре «горошиной», а маленький камешек — «пирогом», длинный деревянный брусок — «мальчиком», большой игрушечный медведь — «петуш­ком» и т. д. Но к старшему дошкольному возрасту от­бор материала подчинялся особым требованиям» [11, с. 89].

Реалистический подход к сказочной фантастике вы­рабатывается у ребенка лишь на определенной ступени развития. Реализм детского воображения требует активного воспитания. Необходимо, чтобы во­ображение ребенка развивалось в связи с обогащением его опыта знаниями о действительности, а не превратилось бы в бесплодное фантазирование, не было бы уходом ребенка от действительности. Т. А. Репина изучала понимание детьми некоторых сказочных образов на протяжении дошкольного возраста (анализировались пересказы детьми сказки «Петушок Золотой гребешок и чудо-меленка», детские рисунки в этой сказке и игры по ее содержанию). «Дети младшего дошкольного возраста чудо-меленку чаще всего изобра­жают в виде простой вертикальной палочки или в виде такой же палочки с крестом наверху, а чудесный горох— как вертикальную палочку с примыкающими к ней или нанизанными на нее кружочками. Петушок также изо­бражается очень схематично, чаще всего это голова с клювом и ноги, которые идут непосредственно от го­ловы. У средних дошкольников содержание рисунков и отдельных изображений становится уже несколько бо­гаче: чудесный горох это не просто палочки с кружоч­ками—на его стебле уже имеются веточки, на которых листья и горошины располагаются в симметричном по­рядке. Изображение петуха также становится более полным (в некоторых случаях детьми даже изобра­жается гребень, бородка). Видоизменяется у детей и об­раз чудо-меленки. Средние дошкольники чаще всего представляют ее в виде круга с ручкой, за которую ее можно было бы крутить. В старшем дошкольном возра­сте изображение фантастических образов становится еще более полным. Так, горох чаще всего изображается в виде большого развесистого дерева, с которого свисают стручки; усложняется и обогащается содержание рисун­ков, изображающих мельницу» [11, с. 90].


Опыт воспитательной работы по обогащению представлений дошкольников путем ознакомления с разными сторонами действительности показывает, что расшире­ние запаса представлений влияет на содержательность и богатство образов их воображения. М. М. Рыбакова при изучении воображения дошкольников проводила с детьми большую работу по обогащению круга их пред­ставлений, а затем сравнивала пересказы детей по кар­тинке до и после проведенной работы. Выявилось, что рассказы, составленные детьми после обогащения их представлений, отличались более сложным содержанием и сюжетом.

Особенностью образов воображения ребенка-до­школьника является большая их конкретность и нагляд­ность, недостаточно обобщенный характер. Изучение этой особенности связано с проблемой соотношения об­раза и слова.

А. М. Леушина указывает, что при восприятии сказки и рассказа дети на основе словесного описания создают наглядные образы. «При задании рассказать о чем-либо или пересказать то, что ребенок слышал от взрослых, в его сознании возникает «картина» и только при этом условии он в состоянии вести рассказ» [21, с. 91]

Л. С. Выготский в свое время отмечал, что дет­ское воображение развивается в непосредственной связи с усвоением речи, которая способствует формированию представлений ребенка о предмете и позволяет ему представить предмет, которого он никогда не видел. Л. С. Выготский указывал на то, «что у детей с задержками в развитии речи отстает и развитие воображения» [7, с. 25].

Характерной особенностью детского воображения является его яркость, большая эмоциональность. Много­численные наблюдения показывают, что в своей игровой и изобразительной деятельности, в словесном творчестве ребенок дошкольного возраста воспроизводит те объек­ты и события, которые поражают его воображение, эмо­ционально его захватывают. Интересный рассказ, спек­такль, события, взволновавшие ребенка, сейчас же нахо­дят отражение в его рисунках, играх.

Как правило, сами сюжеты творческих игр у до­школьников определяются областью явлений, эмоционально значимой для детей. В игре для ребенка чрезвы­чайно важно, чтобы взятая им роль была эмоционально привлекательна. Часто дети-дошкольники отказываются брать на себя роль отрицательного персонажа или иг­рают ее с большой неохотой.

В процессе воображения у ребенка имеет место как комбинирование ранее полученных представлений, так и их преобразование, которое осуществляется путем ана­лиза и синтеза имеющихся представлений. В процессе воображения происходит выделение отдельных черт из тех образов, которые возникли при восприятии, и созда­ние на их основе новых образов.


Особый интерес имеет процесс построения образов детьми при восприятии ими сказочного материала. Э. К. Урусова изучала, как дети-дошкольники отра­жают в своих рисунках сказочные персонажи Кощея Бес­смертного, бабы-яги, ведьмы, как представляют себе волшебные превращения Иванушки в козленка, Васили­сы Прекрасной — в кукушку и т. д. Исследование пока­зало, что представление сказочных персонажей — Кощея, бабы-яги — для детей задача более легкая, чем представление волшебных превращений. Сам момент превра­щения представляют себе лишь немногие дети, причем они изображают его реалистически, подчеркивая посте­пенность перехода из одного состояния в другое.

Комбинаторные приемы не являются у дошкольников основными приемами преобразования сказочных обра­зов. Наблюдения Т. А. Репиной показали, что представ­ление «комбинированного» образа по описанию — чрез­вычайно трудная задача для дошкольника. Почти никто из детей дошкольного возраста не мог создать по описа­нию такого образа и выложить его из составных частей разрезного лото. Некоторые дети, чтобы найти выход из положения, пытались охарактеризовать образ по одной какой-нибудь его составной части. «Так как им предлага­лось описание сразу двух образов, каждый из которых состоял из трех частей, то некоторые дети сами эти части отбирали правильно, но не могли их правильно скомби­нировать соответственно описанным образам» [21, с. 92].

В зачатках воображения у преддошкольников их воображение проявляется в не­произвольной трансформации образов, которая совер­шается независимо от какой-либо сознательной цели. Только в дошкольном возрасте у детей наряду с непро­извольным воображением начинает формироваться про­извольное активное воображение.

Оперирование образами, подчиненное сознательной цели, сначала (особенно в младшем дошкольном возра­сте) еще очень неустойчиво и непродолжительно. Ребенок не в состоянии долго удерживать цель и замысел воображения.

Но целенаправленность воображения ребенка, устойчивость его замыслов постепенно возрастают от млад­шего дошкольного возраста к старшему. Это отмечается многими исследователями игры и изобразительной дея­тельности детей дошкольного возраста.

Первоначально образы произвольного воображения возникают у дошкольников под влиянием словесных воз­действий взрослых. Позже элементы произвольного во­ображения начинают возникать в коллективной игре с замыслом и при рисовании на определенную тему, где необходим предварительный план. Исследование Т. А. Репиной показало, что «при игре на тему прослу­шанной сказки у детей младшего дошкольного возраста встречаются лишь элементы планирования — каждый из детей берет на себя ту роль, которая ему больше нра­вится. Кроме того, ребенок из игрового материала отби­рает 2—3 предмета для изображения объектов, необхо­димых для начала игры» [51, с. 92].


В тесной связи с развитием произвольного воображе­ния формируется творческое воображение дошкольника. Первые элементы творческого воображения встречаются уже при воспроизведении ребенком услышанного, напри­мер, он дополняет образ героя сказки новыми чертами, придумывает новые события. При рисовании элемен­ты творческого воображения проявляются в компози­ции рисунка, в использовании цвета. Еще больше твор­ческих моментов содержится в ролевой игре дошколь­ника.

Воображение ребенка связано в своих истоках с зарождаю­щейся к концу раннего детства знаковой функцией сознания. Одна линия развития знаковой функции ведет от замещения предметов другими предметами и их изображениями к исполь­зованию речевых, математических и других знаков и к овладе­нию логическими формами мышления. Другая линия ведет к по­явлению и расширению возможности дополнять и замещать реальные вещи, ситуации, события воображаемыми, строить из материала накопленных представлений новые образы).

Воображение ребенка складывается в игре. На первых по­рах оно неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действии). Ребенок скачет верхом на палочке и в этот момент он всадник, а палка — лошадь. Но он не может вообразить лошадь при отсутствии предмета, пригодного для скакания, и не может мысленно преобразовать палку в лошадь в то время, когда не действует с ней.

В игре детей трех-, четырехлетнего возраста существенное значение имеет сходство предмета-заместителя с предметом, ко­торый он замещает.

У детей более старшего возраста воображение может опи­раться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на заме­щаемые.

Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинении ребенком сказок, стишков. Здесь так же, как в игре, дети вначале опираются на непосредственно вос­принимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге.

Сочиняя сказки, стишки, дети воспроизводят знакомые обра­зы и нередко просто повторяют запомнившиеся фразы, строки. При этом дошкольники трех-четырех лет обычно не осознают, что воспроизводят уже известное.

Преобразование действительности в воображении ребенка происходит не только путем комбинирования представлений, но и путем придания предметам не присущих им свойств. Так, дети в своем воображении с азартом преувеличивают или преумень­шают предметы.

Существует мнение, что воображение ребенка богаче, чем воображение взрослого человека. Это мнение основано на том, что дети фантазируют по самым различным поводам. Однако воображение ребенка на самом деле не богаче, а во многих отношениях беднее, чем воображение взрослого. Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, так как у детей более ограниченный жизненный опыт и, следо­вательно, меньше материала для воображения. Менее разнооб­разны и комбинации образов, которые строит ребенок. Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает зна­чительно более легкий отлет от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения — это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окру­жающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта. Но эта работа требует постоянного контроля со стороны взрослых, под руководством которых ребенок овладевает умением отли­чать воображаемое от действительности.


О.М. Дьяченко указывает на то, что «развитие произвольного, преднамеренного воображения так же, как развитие произвольных форм внимания и памяти, яв­ляется одной из сторон общего процесса формирования речевой регуляции поведения ребенка. Постановка цели и руководство построением замысла в продуктивных видах деятельности осу­ществляются при помощи речи)» [12, с. 75].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. Воображение детей дошкольного возраста по большей части непроизвольно. Предметом воображения становится то, что сильно взволновало ребенка. Расшире­ние запаса представлений влияет на содержательность и богатство образов их воображения.

Воображение ребенка питается тем, что он видит в действительности, тем, что его интересует и волнует. В своих представлениях он перерабатывает увиденное и услышанное и воспроизводит это в играх, сказках, рисунках. Отличительная особенность образов воображения у дошкольника – их яркость и эмоциональность, легкость возникновения и смены.

1.3. Использование игровых методов и приемов для развития воображения дошкольников

Ценными методами развития творческого воображения можно назвать игровые методы, так как игра — ведущая деятельность дошкольников, главное содержание детской жизни. В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поисковые действия, мыслить и творить. Игровые методы и приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчают работу мышления и воображения. Применение игровых методов и приемов на занятиях лепкой способствует развитию воображения детей, созданию ими выразительных образов. Игра особенно близка изобразительной деятельности, так как обе они по своей сущности — проявление детского творчества. Т. С. Комарова считает, что «благодаря связи с игрой изодеятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает у него яркий эмоциональный отклик, создает мягко значимый мотив деятельности, что в свою очередь обеспечивает ей более высокую эффективность» [14, с.61].

В.Г. Березина указывает, что «игровые приемы вводят детей в изображаемые ситуации, направляют на поиск своих способов изображения, помогают поддерживать интерес к деятельности» [2, с.33].