ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.09.2019
Просмотров: 1997
Скачиваний: 2
Психографические приемы позволяют выявить восприятие аудиторией отдельных телеканалов и их конкурентов, а также создают представление о сильных и слабых сторонах их деятельности.
Одно из основных направлений психографии связано с так называемым сегментированием аудитории, которая изучается по подгруппам, имеющим общие демографические характеристики и жизненный уклад. Выявление подгрупп помогает правильной разработке и проверке эффективности программирования и рекламы. Так, изучая жанровые предпочтения любителей кинопродукции, фонд «Общественное мнение» обнаружил, что единственным жанром, который любят и смотрят все без исключения, является комедия. Также были сделаны заключения, что среди любителей психологических драм преобладают (70%) женщины, сильный же пол отдает предпочтение остросюжетным фильмам (среди любителей фантастики мужчин вдвое, а среди любителей боевиков вчетверо больше, чем женщин).
Сегментирование аудитории по психологическим характеристикам и по стилю жизни позволяет лучше приспособить к рынку продукцию СМК. Однако все типологизации не стабильны и условны. Из-за непродолжительного срока годности результатов на практике к сегментированию прибегают относительно редко.
Разновидностью качественных исследований считаются имиджевые исследования, цель которых определить каким образом общественность воспринимает отдельную телепередачу или телекомпанию в целом. Именно имиджевые опросы позволяют вещательным организациям убедиться в том, что их передачи созвучны настроениям аудитории.
Основные классификации медиаисследований.
По географическому охвату:
-
всероссийские медиаисследования, как правило проводятся одновременно несколькими крупными исследовательскими компаниями;
-
региональные медиаисследования, проводятся в регионах с развитым рынком, где информация о медиапредпочтениях находит спрос;
-
локальные медиаисследования, проводятся для достаточно конкретных целей - исследование медиапредпочтений целевого рынка какого-либо товара, предвыборные исследования; для изучения непосредственно аудитории СМК имеет второстепенное значение.
По периодичности проведения медиаисследования можно классифцировать:
-
разовые медиаисследования, чаще всего реализуются в рамках более общего опроса (изучение потребительских предпочтений, предвыборные исследования). Обычно они направлены на получение медиаданных не о населении в целом, а о какой-либо группе потребителей (потребители пива), населении определенного округа и тд. Примерами разовых опросов могут служить исследования face-to-face, телефонные опросы и тд.
-
систематические (волновые) медиаисследования - проводятся через определенные промежутки времени (обычно 3 или 6 месяцев). как правило, каждая волна исследований проводится с использованием одинаковых методов сбора данных и отбора респондентов. Благодаря этому, есть возможность проследить динамику изменения ситуации на основе информации, полученной в разных волнах медиаисследования.
-
панельное исследование - метод сбора информации, основанный на длительном изучении одних и тех же объектов (респондентов, домохозяйств). Панельное исследование может осуществляться как непрерывно, так и систематически. В панельных исследованиях применяется ротация - частичное обновление состава панели через определенные промежутки времени (например: каждый квартал 25% респондентов заменяются новыми). За участие в панельном исследовании респонденты получают определенное вознаграждение, между ними и организатором исследования заключается договор.
-
постоянные медиаисследования - ведутся непрерывно в течении продолжительного периода.
По используемым средствам измерения медиаисследования классифицируют:
-
опросные;
-
дневник телезрителя - исследователь обращается в семью с просьбой как можно более тщательно зафиксировать все случаи просмотра телепередач всеми членами семьи. Для этого на бланке дневника представлена «табличка»: по горизонтали на 15-минутные отрезки, по вертикали обозначены каналы. Зритель «отмечает квадратик», даже если он смотрел не всю передачу. Таким образом, реальная аудитория оказывается ниже фиксируемой. Качество полученной информации на прямую зависит от индивидуальных качеств исполнителей.
-
day-after recall - зрителям дают программу передач предыдущего дня и после того, как они отметили в ней то, что смотрели, передают ее на обработку.
-
личные интервью - интервьюер посещает вас дома с вопросом: «что вы смотрели накануне?»;
-
интервью по телефону - тоже, но по телефону;
-
анкетирование - самый распространенный способ общения социолога с людьми. Главный минус - респонденты зачастую отвечают не искренне, выдавая социально одобряемые предпочтения за действительные. Другой минус заключается в том, что у нас в три квартиры из четырех анкетера вообще не пускают, что значительно искажает выборку.
-
аппаратные.
прибор, используемый для регистрации телесмотрения, называется ТВ-метр. Механизм довольно прост: каждый респондент перед началом просмотра регистрируется (что позволяет осуществлять фиксацию индивидуального телесмотрения), в дальнейшем датчики системы ежесекундно автоматически регистрируют факт включения - выключения телевизора, а также переключения каналов на телевизоре. Данные по каждому респонденту обобщаются в секундные интервалы. Эта информация периодически снимается головным компьютером, находящимся в исследовательской фирме. Таким образом информация мгновенно может быть обобщена в рамках отдельного региона или всей страны: какая передача собирает наибольшую аудиторию. ТВ-метры не только упростили сбор информации, но и позволили увеличить ее точность, достоверность и скорость доставки потребителю.
Основные понятия медиаметрии.
Генеральная совокупность и выборка.
Вся потенциальная зрительская аудитория образует генеральную совокупность.
Совокупность опрашиваемых людей называется выборкой.
Этапы работы над созданием экранного сообщения.
-
Подготовительный.
-
Замысел.
- выбор темы, идеи, на уровне замысла прикидка сценарного плана.
-
Знакомство с материалом.
- первое знакомство с жизнью объекта и героев (на месте или по источникам)
- конкретизация темы и идеи.
-
Заявка.
- написание заявки, обсуждение ее с редактором и режиссером, утверждение темы и заявки редакцией.
-
Накопление материала.
- первый, а иногда повторный выезд на объект, детальное его исследование, изучение.
-
Анализ материала.
- отбор фактов, событий и лиц, которые должны войти в произведение.
Здесь автору порой приходится отказываться от очень ярких моментов. Для чего? Во имя того, что бы главное прозвучало во весь голос. Эпизоды, не имеющие отношения к теме – аппендикс!
-
Написание сценария.
- поиск композиционного решения.
- непосредственно само написание сценария.
-
Утверждение сценария редакцией.
-
Съемочный.
-
Монтажный.
-
расшифровка (раскадровка) отснятого материала.
-
анализ отснятого материала, его отбор.
-
написание окончательного сценария и актерско-дикторской части.
-
монтаж.
-
Актерско-дикторская часть иногда пишется после монтажа, это считается более грамотным!?
Что служит материалом для любого документального произведения?
Материал произведения – та социальная реальность, которая не безразлична автору и которую он изучил настолько хорошо, что бы рассказать о ней глубоко и интересно. Он увидел в ней черты и стороны, не замеченные другими людьми.
Наблюдаемый жизненный материал всегда шире того, что входит в сценарий => журналист должен выбрать из него только те пласты, которые нужны для утверждения его идеи, раскрытия его темы. И при этом не исказить действительность!!!
Драматургия возникает там, где таится противоречие, конфликт. Если во время «прицельного» изучения определенной сферы деятельности автор руководствуется этим принципом, он всегда верно выберет материал.
Итак, что служит материалом для любого документального произведения?
Сама жизнь, во всевозможных ее воплощениях.
А каковы источники этого материала?
-
окружающая среда.
-
официальные источники.
-
средства массовой информации.
-
архивный материал.
-
иконографический материал.
-
кино.
-
телевидение.
-
литература.
Одна из самых больших трудностей при создании телепроизведения – это достижение цельности, внутреннего единства. Цельность произведения проявляется в таких элементах драматургии, как тема, идея, композиция.
Тема – это предмет изложения, который разъясняют или о котором рассуждают; это так же постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненного материала и характер художественного повествования.
Тема – это вопрос, выделенный автором как самый важный для данного материала и времени его рассмотрения.
Идея – это основная мысль произведения, с помощью которой автор выражает свою нравственную позицию. Идея может предшествовать изучению материала. Она целиком зависит от автора, его строя мыслей, его эрудиции, моральных норм, вкусов и склонностей. Это как бы квинтэссенция взглядов автора на действительность, выражение гражданских и этических принципов на примере того или иного жизненного факта.
Идея – это стержень (что я хочу своим материалом сказать?!)
Тема – это русло (о чем я хочу рассказать?!)
Тема шире, чем идея. Одной теме могут быть посвящены разные передачи и сюжеты, но идея у каждой будет своя.
Итак, тема – то о чем?!; идея – то ради чего!?
Сценарий – что это такое и с чем его едят?
Сценарий – это литературная запись изобразительного и звукового решения будущего экранного сообщения.
Или: сценарий – это идейно-художественная основа, литературный проект будущего экранного сообщения.
Без предварительно написанного сценария или сценарного плана не может быть осуществлена ни одна телевизионная передача.
«Если речь идет об оперативном репортаже с места события, то репортер пишет сценарий для себя и оператора непосредственно перед съемкой. Даже в тех случаях нельзя полагаться на стопроцентную импровизацию. … Такова мировая практика, лишь очень самонадеянные новые небольшие телеорганизации позволяют себе обходиться без сценариев, но это отнюдь не свидетельствует о высоком качестве их работы»
Преподаватель факультета журналистики МГУ, Бровченко Г.Н.
Телевизионный сценарий, являясь литературным произведением, не предназначен для широкого чтения, как, например, произведения газетной публицистики. В своем завершенном виде – он предстает лишь на телевизионном экране в качестве произведения публицистики телевизионной.
Понятие «сценарий» существует с давних времен. Сценарием называли план, конспект драматического произведения, который представлял собой краткое описание действий и порядок следования сцен. Вообще, само слово «сценарий» возникло от театрального «сценариус» - так называли человека за сценой, указывающего актерам, когда им выходить на сцену и с какой стороны кулис, а так же следящего за своевременным вступлением в действие всевозможных сценических эффектов.
Из театра термин «сценарий» перешел в кинематограф.
В те времена считалось, что документальному кино сценарий вообще не нужен, что фильм рождается сам по себе – на съемочной площадке и за монтажным столом.
По форме различают «железный» сценарий, его еще называют «номерной», он имел место быть в начале 20-х годов, тогда существовал взгляд на сценарий как на перечисление кадров.
Но уже в конце 20-х годов ему на смену пришла теория «эмоционального» сценария, назначение которого в том, чтобы возбуждать творческие эмоции, давать материал для фантазии режиссера, исключив из него конкретное описание того, что должно происходить перед камерой.
Надо сказать, истины ради, что поиски наиболее совершенной записи документального сценария все еще продолжаются.
Формы записи телесценариев.
В наши дни на телестудиях существует две формы записи сценария: «в два ряда» и литературный.
В литературном сценарии автор стремится выразить свою мысль в зрительных образах, записав их так, как это будет показываться на экране, точно обозначая содержание каждого фрагмента и их последовательность.
«в два ряда»: слева – ремарка, справа – текст, актерско-дикторская часть.
Итак, что же такое сценарий?
Сценарий – это предварительный этап творческой обработки изученного материала, предусматривающий возможность воссоздания замысла с помощью драматургических, пластических, монтажных и словесных средств выразительности.
Современные требования.
Главное требование – служить планом, который бы помогал творческой группе более четко и целенаправленно действовать в процессе съемки. Следовательно, в сценарной записи должны присутствовать и литературные и экранные черты, т.е. эта запись должна давать изображение того, что будет увидено и снято режиссером и оператором, отчетливо передавать не только замысел автора, но и предлагать пластическое, звуковое и монтажное решение эпизодов.
Кроме того, по сценарию редакция может проследить содержание и форму будущего экранного сообщения.
Всегда ли можно написать сценарий до съемки? Пожалуй, нет.
В тех случаях, когда экранное сообщение создается на материале, характер которого определить заранее нельзя и можно лишь высказать предположения, в основе будет лежать сценарный план.
Сценарный план – это лит. Проект будущего экранного сообщения, в котором намечен предполагаемый ход развития действия и тезисно изложены основные высказывания и закадровый комментарий.
Сценарный план – форма лит. записи будущего экранного сообщения, представляющая собой кратко изложенный замысел.
В сценарном плане должна быть ярко выражена идейная позиция автора, четко обозначена цель будущего экранного сообщения, определенна его структура, предложены изобразительные материалы, которые будут в нем использованы.
Может не быть детально выписанных персонажной и актерско-дикторской частей.
Заявка.
Как мы поняли сценарий не начальный, а скорее промежуточный этап работы над документальным произведением. Он завершает подготовительную часть и одновременно является началом нового периода – съемочного.
Что предшествует написанию сценария?
Практика телевизионного производства диктует необходимость еще на ранней стадии работы над созданием экранного сообщения формулировать замысел и оформлять его в виде литературной заявки.
Заявка – это сложившийся замысел. Она решает две задачи: развивает замысел и помогает вступить в контакт с редакцией , с производством, так как является юридическим документом и служит основанием для заключения договора на написание сценария.
Монтажный лист - контрольный документ, сопровождающий каждую копию фильма в прокате. Он содержит полное и точное покадровое описание фильма от первого до последнего плана и составляется по установленной форме:
1) порядковый номер монтажного плана;
2) описание и содержание монтажного плана;
3) точный диалог или содержание надписей;