ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.09.2019
Просмотров: 1996
Скачиваний: 2
Использование этих приемов отвлекает зрителя от восприятия основного содержания сюжета. Такие приемы лучше всего применять не чаще 1–2 раз в новостном сюжете и исключительно для того, чтобы подчеркнуть какие-то детали видеоряда. В любом случае, это не хуже можно сделать путем последовательного использования крупного, среднего и общего планов.
Снятые планы обязательно должны быть длиннее, чем они будут использованы в реальности. Причин этому несколько: необходим запас длины ленты для наложения управляющего (служебного) сигнала (см. далее); запас дает возможность выбора при монтажном редактировании по содержанию; в случае необходимости можно использовать в разных местах различные по содержанию и по масштабу фрагменты плана; это страхует на случай обнаружения брака на пленке.
Из тех же соображений съемка одного и того же объекта по возможности должна проводиться в двух-трех ракурсах.
***
Образ телеведущего и его популярность.
«Коммуникативная система образуется тогда, когда продукт речевой деятельности коммуникатора практически одновременно становится предметом активного смыслового восприятия реципиента. Коммуникатор (автор, ведущий) и телезрители образуют коммуникативную систему в процессе порождения (воспроизведения) и смыслового восприятия телевизионного текста». О.А. Сусская (исследователь в области научной психологии).
Данный процесс взаимодействия крайне специфичен. Одной из особенностей коммуникации, опосредованной техническими средствами, является пространственная и временная разделенность партнеров по общению. Собственно «встречи» субъектов в таком общении не происходит (исключение - прямой эфир). Таким образом, центральным звеном в телекоммуникации оказывается телевизионное сообщение. Именно оно активно воздействует на аудиторию, вовлекая ее в коммуникацию, протекающую в ином времени и пространстве.
Другая, не менее важная специфическая черта, заключается в том, что в телекоммуникации по причине аудио-визуального способа передачи информации наиболее широко представлен весь набор коммуникативных средств воздействия на реципиента - визуальных, моторных, слуховых, вербальных. Другими словами телевизионное сообщение ВСЕГДА содержит информацию, позволяющую зрителю реконструировать образ автора.
В то же время и автор сообщения, как правило, имеет обобщенный образ своей аудитории - иначе сообщение оказывается безадресным.
Таким образом, в структуре коммуникативного акта в условиях опосредования можно выделить три основных элемента:
-
коммуникатор;
-
телевизионное сообщение;
-
аудитория.
В данном случае нас интересует первый элемент - коммуникатор.
При просмотре телепередачи у зрителя формируется образ собеседника, в данном случае: специфический экранный образ телеведущего. Необходимо подчеркнуть, что экранный образ телеведущего являет собой комплекс свойств, особенностей, компонентов, которыми коммуникатор наделен по мнению телезрителей. Следовательно, изучение экранного образа - всегда попытка понять, как выглядит телеведущий во внутреннем мире телезрителя между его собственным «Я» и сформированным образом телевизионного коммуникатора.
Образ телеведущего в восприятии зрителей включает в себя два уровня:
-
имиджевый (внешний) уровень, проявляющийся в статичных элементах (одежда, прическа, грим) и в поведенческих реакциях (эмоциональная вовлеченность, взаимодействие ведущего в кадре);
-
личностно-образный (внутренний) уровень, проявляющийся через элементы поведения и речи - создает определенный образ личности ведущего.
Имидж имеет успех, если он не противоречит сложившейся системе ценностей, непосредственным интересам людей и устойчивым представлениям - стереотипам. (Стереотип - упрощенная интерпретация идей и людей. Имидж и стереотип - разные ракурсы интерпретации действительности в сознании человека, дополняющие друг друга).
Эталоны смотрибельности.
Если имиджевый уровень восприятия образа легко корректируется через простую смену элементов и поведения ведущего, то личностно-образный уровень столь легкой коррекции не поддается.
Психосемантический анализ выявил на значимом уровне несколько факторов восприятия зрителем телеведущих. Главные из них в порядке убывания веса факторов:
-
«сила образа» в представлении зрителей;
-
«динамичность образа» - отражает поведенческие и речевые элементы, взятые в движении. В него входят переменные, которые обычно образуют структуру хорошо известного осгудовского фактора «активность» - общительность, раздражительность, энергичность и тд. в данном контексте он дополнен профессиональной характеристикой «темпоритм» и двумя дополнительными элементами - «эмоциональность» и «агрессивность».
-
«отношенческие факторы» - «дружелюбие», «отзывчивость», «доверительность».
Комплексный анализ зрительских оценок по позициям «идеальный ведущий - автор», «идеальный диктор» и «самооценка» привел к следующему результату.
Идеальный ведущий любого типа должен быть добросовестным и уверенным в себе. Не должен производить впечатления человека раздражительного, напряженного и уступчивого.
Идеальный ведущий авторского типа - самостоятельным, независимым, решительным.
Идеальный диктор - дружелюбным, обаятельным, спокойным.
Популярность телеведущих.
«Привлекательность» экранного образа и «доверие» к тележурналисту повышают эффективность информационного влияния телекомпании. Часто популярность передачи связывается с популярностью ведущего. Именно популярность телеведущих служит основой для создания прочного позитивного внешнего имиджа телеканала в целом.
Что же такое популярность?
В обыденном сознании, в житейской психологии понятия «известность» и «популярность» практически никогда не разводятся и трактуются одинаково.
«Популярность - широкая известность; популярный - пользующийся большой известностью, широким признанием». Толковый словарь.
С точки зрения научной психологии эти термины характеризуют взаимосвязанные, но не тождественные социально-психические явления.
Понятие известности имеет непосредственную связь с фактором времени. Образ телеведущего может не обладать популярностью, но при этом быть известным за счет многократной, часто повторяющейся, постоянной трансляции. Известный образ сохраняется в памяти человека недолговременно, кроме того, он не способен свободно воспроизводиться без дополнительной стимуляции.
Известность - социально-психологический феномен, выражающийся в свойстве образа объекта сохраняться в памяти человека в результате постоянной, долговременной и многократной трансляции и быть воспроизведенным только при наличии дополнительного опосредующего стимула.
Для возникновения непосредственно популярности необходимо наличие у образа объекта не только известности, но и социальной привлекательности, объединенных в единую неразрывную систему.
Для того, что бы понять, что есть социальная привлекательность, разберем понятие непосредственно привлекательности.
Привлекательность определяется как сложная система качеств образа объекта, служащая основой для возникновения эмоционального отношения к нему у человека.
На эмпирическом уровне привлекательность выражается в появлении у индивида интереса, доверия к объекту, снижении критичности к нему и его информации. Кроме того, привлекательность образа вызывает желание продолжать взаимодействие и вступать в новые контакты с данным объектом. В нашем случае - использовать конкретный информационный продукт, обращаться к выпускам телепередач, которые ведет определенный ведущий.
Сама по себе привлекательность в чистом виде строго индивидуальна и для приобретения массового характера необходим ее выход с индивидуального уровня на групповой, то есть необходимо появление социальной привлекательности.
Социальная привлекательность - сложная система качеств образа объекта, служащая для возникновения эмоционального отношения к нему у нескольких представителей социума.
Чем выше уровень социальной привлекательности коммуникатора, тем у большего количества людей возникает эмоциональное отношение к нему.
Популярность - социально-психологический феномен, выражающийся в свойстве образа объекта актуализировать на себе внимание, вызывать определенные эмоции у представителей социума, сохраняться в долговременной памяти в результате трансляции и быть легко воспроизведенным даже при отсутствии дополнительного опосредующего стимула.
Существует три вида популярности. При этом основанием для данной классификации является сила и значение эмоций, вызываемых образом, который воспринимает человек.
Виды популярности:
-
положительная популярность - образ вызывает у человека сильные положительные эмоции.
Рассматриваемый вид популярности является высшим этапом ее развития. Ведущий, обладающий этим видом популярности обеспечивает информационному продукту, который он представляет, высокий рейтинг и выигрывая конкурентную борьбу у своих соперников, повышает имидж своего телеканала.
-
нейтральная популярность (безразличие) - образ вызывает очень слабые эмоции, при этом каким знаком они обладают, не имеет значения, так как сила этих переживаний крайне мала.
Нейтральная популярность располагается на последнем месте в иерархии видов популярности и служит деструктивным состоянием с точки зрения формирования имиджа любого предприятия.
-
отрицательная популярность - образ вызывает сильные отрицательные эмоции.
Он менее эффективен, чем положительная популярность, но куда более эффективен, чем нейтральная.
Данная закономерность базируется на феномене, согласно которому отрицательные эмоции включены в потребностно-мотивационную сферу человека, как и положительные. Иными словами: ситуативное стремление к отрицательным переживаниям, если они не представляют реальной угрозы человеку, можно наблюдать достаточно часто.
На эмпирическом уровне данный феномен проявляется в том, что человек, испытывая негативные эмоции, связанные с телевизионным коммуникатором, не прекращает процесс просмотра телепередачи, которую тот представляет.
Телеаудитория.
Как мы с вами уже говорили, в структуре телевизионного коммуникативного акта выделяют три основных элемента: коммуникатор, телевизионное сообщение, аудитория. Сегодня речь у нас пойдет непосредственно о последнем.
Телеаудиторию можно охарактеризовать как неопределенно многочисленную и качественно неоднородную группу людей, вступающих во взаимодействие с телевидением.
Существует, по крайней мере, два теоретических подхода к институционализации зрителя:
-
аудитория как публика;
-
аудитория как рынок.
Первый подход основывается на идеях телевещания как общественной услуги, второй исходит из концепции коммерческого телевидения.
При подходе «аудитория как публика» телезрители рассматриваются как реципиенты сообщений - в области информации, знаний, просвещения, развлечений.
При подходе «аудитория как рынок» телевидение меньше интересует передача определенного смысла; главная задача - привлечь внимание аудитории, стимулировать покупателя, а затем продать ему продукт или услугу. Это модель «привлечения внимания», в отличии от модели «передачи сообщения». При модели «привлечения внимания» цель телевизионной коммуникации считается достигнутой, если вниманием аудитории завладели и его удерживают, вне зависимости от того, каким способом этого добились.
Таким образом, мы видим, что разница значительна: функция телевещания, направленного на аудиторию-публику - служить обществу, направленного на аудиторию-рынок - продавать.
В условиях рыночной экономики и постоянно растущей конкуренции в эфире особое значение приобретают медиаисследования.
Медиаисследования - это профессиональные измерения, проводимые независимыми организациями, предназначенные для того, чтобы дать точную информацию о СМК, а также о медиапредпочтениях и характеристиках аудитории СМК.
Данная информация нужна, прежде всего, крупным рекламодателям, так как без учета медиапредпочтений целевой группы не может обойтись ни одна успешная рекламная компания.
Вторая категория потребителей результатов медиаисследований - региональные и активно работающие на локальных рынках центральные рекламные агентства.
Наконец, медиаисследования нужны и самим средствам массовой коммуникации. Размер и состав аудитории, ее привычки, интересы и настроения важно знать вещательным организациям, стремящимся поднять уровень популярности своих передач. Кроме того, изучение рынка предшествует открытию телестанции, кабельной программы или спутникового канала. В «Положении о лецинзировании теле-и-радиовещания в Российской Федерации» прямо сказано, что при продлении действия лицензии на право вещания в течение очередного срока следует учитывать мнение потребителей о качестве вещания и передаваемых программ.
Медиаисследования включают в себя два основных направления: мониторинг эфира и непосредственно исследование телеаудитории.
Мониторинг эфира - это фиксация факта и времени выхода программы в эфир. Он является неотъемлемой частью медиаисследований и особенно актуален в специфических территориальных условиях России (множество часовых поясов, наличие «региональных окон» в сетке вещания и тд).
Строго говоря, исследование телеаудитории - это выборочные исследования, в результате которых появляются статистические данные о количестве зрителей телеканала среди определенной группы населения в некоторый период времени.
Регулярная информация о численности и основных параметрах состава зрителей создают демографический портрет аудитории.
Самые распространенные демографические категории, или разбивки, используемые при изучении СМК, основаны на возрасте и поле. Как правило, это дети: 2-11 лет; подростки: 12-17 лет; молодые взрослые: 18-34; взрослые: 35-54 и пожилые: старше 55лет.
Разбивку аудитории также осуществляют по национально-этническому признаку и социально-экономическому статусу. Индикатором последнего служит, прежде всего, уровень образования. Более образованные зрители охотнее смотрят по телевидению новости, публицистические и аналитические программы, в то время как малообразованные отдают предпочтение легкому развлечению. Другим индикатором социо-экономического положения являются характер труда (рабочие, служащие, ИТР, предприниматели) и наличие недвижимости.
Однако, демографические сведения не объясняют, почему люди смотрят одни телепрограммы и избегают другие. Они не связывают использование СМК с широким спектром личной деятельности.
Поэтому существует и другой вид исследований аудитории - психографический.
Психография призвана давать качественную информацию относительно аудитории ТВ. Психографические исследования описывают аудиторию в таких измерениях, как способы проведения досуга, стиль жизни, интересы, взгляды, потребности, ценностные ориентации и черты характера отдельной личности.