Файл: Прогнозная оценка спроса на рынке товаров (на примере СП «Санта Бремор).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 347

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 3.4 - Прогноз роста розничный товарооборота продовольственных

товаров Брестской области на период до 2020 года(в млрд.руб.)

При прогнозировании потребительского спроса маркетологам СП «Санта Бремор» необходимо учитывать, что, несмотря на снижение веса продовольственных товаров в структуре розничного товарооборота, товарная структура продовольственных товаров в объеме розничного товарооборота по Брестской области может измениться, так как налицо потенциал роста потребления населением рыбы, морепродуктов, сельди и рыбных консервов в, среднем на 10-15% ежегодно, за счёт сокращения в структуре потребления алкогольных напитков, табачных изделий, мясных и колбасных изделий.

Потенциальные рыночные возможности СП «Санта Бремор» как стабильно развивающегося совместного предприятия пищевой промышленности Брестской области, что видно по результатам его производственной и торгово-хозяйственной деятельности в динамике достаточно велики как на внутреннем, так и на внешнем целевых рынках как рыбной продукции, где он является лидером, так и на насыщенном рынке мороженого и ограничиваются лишь размерами наличных производственных мощностей. Проблема увеличения производственных мощностей будет решена после ввода в эксплуатацию нового цеха в 2020 году. Кроме того, у СП «Санта Бремор» постоянно расширяется сегмент на целевом рынке рыбной продукции стран ближнего зарубежья.

Основными целевыми рынками для СП «Санта Бремор» является Брестская область и г.Брест, проводимые маркетинговые исследования на которых подтвердили позитивный имидж СП за счёт высокого качества выпускаемой пищевой продукции. Как показывают результаты маркетингового анализа внутреннего потребительского рынка продовольственных товаров Брестской области за 2017 год, удельный вес государственных предприятий составляет 16,4% и имеет тенденцию сокращения, а удельный вес частных предприятий, который составляет 81,9%, включая предприятия потребительской кооперации и иностранных предприятий(1,7%), имеет тенденцию роста.

Прогнозы развития внутреннего целевого рынка продовольственных товаров предполагает более замедленные темпы роста по сравнению с целевым рынком непродовольственных товаров, темпы роста которых составят до 2020 года соответственно 3% и 6%, а удельный вес 55% и 45% согласно Основным направлениям социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года.

Причём, импортные сегменты данных целевых рынков будут расти более низкими темпами по сравнению с отечественными, в среднем, на 3-5% ежегодно за счёт ускоренного роста объёма производства потребительских товаров(в 2015 году в 1,3 раза к уровню 2010года), расширения внутреннего спроса на продукцию импортозамещения при реализации программы «Импортозамещение», активного стимулирования потребительского спроса на социально значимые товары и расширение товарного кредитования, в том числе за счёт выдачи беспроцентного кредита на непродовольственные товары длительного пользования отечественного производства.


При сборе и обработке маркетинговой информации о спросе населения на продовольственные товары СП «Санта Бремор» необходимо учитывать негативное влияние внешней среды на внутренний белорусский рынок потребительских товаров, а также на рынок Союзного государства РФ и РБ, которое проявляется в виде комплекса различного вида рисков (маркетингового, производственного, коммерческого, финансового и других).

Для СП «Санта Бремор» наиболее актуальным после завершения реконструкции в 2020 году будет являться маркетинговый риск снижения потребительского спроса на принципиально новые виды рыбной продукции вследствие их высокой цены при выводе на целевой рынок. Для его предотвращения следует провести мощную рекламную компанию по стимулированию спроса на инновационную рыбную продукцию, включая морепродукты.

В связи с усложнением проблемы защиты авторских прав на рецепты приготовления как рыбной продукции, так и мороженого СП «Санта Бремор», в последнее время наиболее реальным стал правовой риск. Тем более, что патентно-правовой защиты требуют не только инновационные виды продукции и рецепты их приготовления, но и модернизированные технологические процессы. Гарантию существующих в стране политических рисков (забастовки, экспроприации и т.д.) дает международная страховая компания MIGA.

Реализация продукции СП «Санта Бремор» ООО осуществляется по двум каналам:

1. На внутренний рынок - через фирменную оптово-розничную торговую сеть и дистрибьюторскую сеть СП «Санта Импэкс Брест» как одного из учредителей СП «Санта Бремор» в соответствии с генеральным договором купли-продажи;

2. На внешние рынки (Россия, Казахстан) – путем заключения прямых договоров с оптовыми покупателями.

В городе Бресте и Брестской области СП «Санта Импэкс Брест» ООО как основной учредитель СП «Санта Бремор» имеет более 1000 оптовых покупателей на постоянной договорной основе. Оптовая торговля рыбой и рыбопродукцией осуществляется через фирменную оптово-розничную сеть и сеть региональных дилеров. Предприятие СП «Санта Импэкс Брест» ООО имеет представительства и разветвленную дилерскую сеть во всех областях Беларуси. В целом, по Республике Беларусь СП имеет более 3000 оптовых покупателей. Ежемесячно по Республике Беларусь реализуется до 2800 тонн рыбы и рыбопродуктов.

Если рассматривать структуру дистрибьюторской сети СП «Санта Бремор», то ее принцип основан на наличии представительств в населенных пунктах с населением свыше 200тыс. человек. Созданная система позволяет в полной мере реализовать таможенные и налоговые льготы, предоставленные СП «Санта Бремор» как резиденту СЭЗ «Брест». Основным рынком сбыта продукции по объективным причинам являются внутренний рынок Республики Беларусь и в меньшей степени рынки Российской Федерации, Казахстана и Молдовы.


СП «Санта Бремор» ООО является лидером в рыбной промышленности Республики Беларусь, его сегмент рынка составляет около 70%. Как показали результаты маркетингового анализа СП «Санта Бремор» по итогам 2017 года, оно конкурентоспособно как в разрезе экономического потенциала, так и производимых видов продукции. Причем, конкурентными преимуществами являются: высокое качество и относительно низкие цены(на 3-5%, в среднем, ниже среднеотраслевых цен и на 5-7% ниже цен основных конкурентов).

По прогнозам маркетологов СП «Санта Бремор» на 2020 год конкурентная борьба на внутреннем целевом рынке продовольственных товаров Брестского региона происходит между основными конкурентами СП «Санта Бремор» на внутреннем целевом рынке рыбной продукции Республики Беларусь, которые по итогам 2017 года имеют следующие сегменты рынка рыбной продукции Брестской области:

- ОАО «Рыбокомплекс», г. Минск – 5%;

- СП «Леор», г. Новогрудок – 10%;

- ОАО «Белрыба», г. Минск – 8%;

- СП «Негедар», г. Минск - 3%;

- Областные рыбные базы – 4%.

Прогноз сегментов рынка (состава продавцов) на внутреннем целевом рынке рыбной продукции Брестской области производится на основании расчётов по формуле 2.10:

(2.10)

где: Di - доля на рынке каждого i-го предприятия (за год);

Vi - объем предложения на рынке каждого i-го предприятия;

V - общая емкость рынка рыбной продукции (по прогнозу на 2020 год – 38200млн.руб.).

Для СП «Санта Бремор», г.Брест, сегмент рынка которого составляет по итогам 2017 года 70%, прогнозный сегмент на 2020 год составит:

D1 = (25500млн.руб./38200млн.руб.)*100 =67%

Для СП «Леор», г. Новогрудок, сегмент рынка которого составляет по итогам 2017 года 10%( конкурент № 1 СП «Санта Бремор»), прогнозный сегмент на 2020 год составит:

D1 = (4580млн.руб./38200млн.руб.)*100 =12%

Для ОАО «Белрыба», г. Минск, сегмент рынка которого составляет по итогам 2017 года 8%( конкурент № 2 СП «Санта Бремор»), прогнозный сегмент на 2020 год составит:

D2 = (3850млн.руб./ 38200млн.руб.)*100 =10,1%

Прочие конкуренты СП «Санта Бремор», сегмент рынка которых в 2017 году составил 12%:

D3 = (4270млн.руб./38200млн.руб.)*100 =10,9%

Таким образом, ведущими производителями и продавцами рыбной продукции на внутреннем целевом рынке Брестской области по прогнозу на 2020 год останутся: СП «Санта Бремор», г.Брест(прогнозный сегмент рынка снизился с 70% до 67% за счёт увеличения в структуре производства мороженого и прочих продовольственных товаров), а также СП «Леор», г. Новогрудок(прогнозный сегмент рынка повысился с 10% до 12%, т.е. на 2 процентных пункта) и (прогнозный сегмент рынка повысился с 8% до 10,1%, т.е. на т.е. на 2,1 процентных пункта).


Удельый вес сегмента рынка прочих производителей рыбопродуктов снизился с 12% до 10,9%, т.е. на 1,1 процентных пункта. Таким образом, конкурентная борьба на внутреннем целевом рынке рыбной продукции Брестского региона происходит между основными 3-я конкурентами и ведется методами ценовой и неценовой конкуренции.

Прогнозный коэффициент концентрации внутреннего целевого рынка рыбной продукции Брестской области на 2020 год рассчитывается по формуле 2.11 и составит 67%:

(2.11),

где: Vк - объем продаж k-го крупного предприятия;

Оj - объем продаж j-го менее крупного предприятия;

m - число самых крупных (по сегменту рынка) предприятий;

n - число менее крупных предприятий.

СR= (25500) / (25500 +4580 + 3850 + 4270)= 0,67(67%)

Прогнозное значение индекса Гиршмана – Герфиндаля на 2020 год рассчитывается по формуле 2.12:

m

ННI = # D2k (2.12),

k

где: ННI - индекс Гиршмана – Герфиндаля

(определяется как сумма квадратов долей рынка каждой крупной фирмы):

Dk - доля k-го крупного предприятия на рынке;

m - число крупных предприятий,

ННI = 672 +122+ 10,12 = 4489 + 144 + 102 = 4735

- если СR>70%. ННI> 2000 - это высокая степень концентрации и слабое развитие конкурентной среды, т.е.рынок монополизированный;

  • если 45%<СR<70%, ННI <2000 - это умеренная степень концентрации рынка;
  • если СR<45%, ННI<1000 - это слабая степень концентрации рынка. Рынок
    демонополизированный.

Так как СR=67% или 70%, а ННI> 2000 , то налицо высокая степень концентрации и слабое развитие конкурентной среды на рынке рыбной продукции Брестского региона, т.е. данный рынок можно отнести к монополизированным, что затрудняет его нормальное функционирование и дальнейшее развитие.

3.2. Предложения и рекомендации по результатам исследования

Как показали результаты маркетингового анализа продукция СП «Санта Бремор» ООО отмечена следующими наградами:

1. ИНТЕРФУД-2013, г. Санкт-Петербург. Большая Золотая медаль

2. «Продукты питания мира-2014», г. Москва, Гран-при за высокое качество продукции. Золотая, Серебряная и Бронзовая медали за качество продукции.

3. Дипломом I степени «За широкий ассортимент и качество продукции» в номинации «Мороженое» на выставке «Продукт года - 2015», Минск.


4. Премия правительства Республики Беларусь за достижения в области качества 2015г. за внедрение высокоэффективных методов управления качеством и обеспечение на этой основе выпуска конкурентоспособной продукции.

5. Почетный диплом международной выставки «Белпродукт-2016», Минск «за широкий ассортимент и высокое качество продукции».

6. Почетный диплом за пресервы из филе сельди «Матиас», программа «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации».

7. Почетный диплом за пресервы из филе сельди «Матиас», программа «100 лучших товаров России».

8. «ПРОДЭКСПО-2017», г. Москва - почетный диплом лауреата международного конкурса «ЛУЧШИЙ ПРОДУКТ-2017»

9. Серебряная медаль за мороженое «ТОП», 2017.

Ускоренному росту потребительского спроса на продукцию СП «Санта Бремор» содействует её высокое качество и, как следствие, заслуженное доверие покупателей к торговой марке СП. Благодаря качеству сырья, современным технологиям производства, опыту высококвалифицированных специалистов конечный продукт СП «Санта Бремор» обладает совершенным вкусом и внешним видом.

После завершения реконструкции в 2020 году планируется создание филиала СП «Санта Бремор» в Республике Польша, что повысит конкурентные преимущества СП «Санта Бремор» и будет способствовать росту конкурентоспособности СП «Санта Бремор».

В СП «Санта Бремор» необходимо учитывать фактор сезонности при прогнозировании спроса населения на год с учётом сезонных колебаний спроса на продукцию СП, что отражено графически на рис 3.5.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

месяцы года

Рыбопродукция

мороженое

прибыль

объем

продаж

Рисунок 3.5 - Интерпретация максимального и минимального спроса

на мороженное и рыбопродукцию СП «Санта Бремор» в течение года

Анализ сезонного характера спроса на продовольственные товары СП «Санта Бремор» можно провести на основе графических данных на рис. 3.6.

Рыбопродукция

Прочая продукция

Мороженое

Рисунок 3.6 - Сезонный характер спроса на товары СП «Санта Бремор»

Оптимизация точек максимального и минимального спроса на мороженное и рыбопродукцию позволит СП «Санта Бремор» ООО стабилизировать уровень прибыли в течение года, так как оба вида продукции высокорентабельны, а также сгладить падение спроса на рыбную продукцию в летний период за счет роста продаж другой товарной группы, а именно, производимого на СП мороженого.