Файл: Прогнозная оценка спроса на рынке товаров (на примере СП «Санта Бремор).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 339

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В современной практике отечественного товарного обращения особое внимание уделяется конъюнктурной информации о товарных рынках, с помощью которой решаются конъюнктурные и маркетинговые задачи исследования и прогнозирования потребительского спроса. Данные статистической от­четности и статистических наблюдений применяются для обобща­ющих оценок состояния внутреннего национального белорусского потребительского рынка, а также региональных рынков, отраслей товарного обращения и тенденций их развития.

2. Разработка гипотезы о предполагаемых социально-экономи­ческих условиях развития спроса в прогнозируемом периоде. Разрабатываемая на втором этапе гипотеза о спросе пред­ставляет собой научно обоснованные предположение о характере взаимосвязи спроса и факторов, формирующих его динамику. Она разрабатывается для объяснения факторов спроса и содержит об­щие направления и тенденции его развития. Например, разработка гипотезы о более полном удовлетворении спроса белорусского населения в перспективе может включать предположения о том, что:

- рост денежных доходов населения будет способствовать
увеличению общего объема и улучшению структуры потребительского спроса;

- будет совершенствоваться государственная социальная политика,
направленная на сокращение дифференциации населения по
уровню денежных доходов на одного члена семьи, что будет
способствовать росту массовости спроса на потребительские
товары и услуги;

- умеренный рост потребительских цен будет способствовать
насыщению отечественного рынка товарами и услугами;

- развитие материально-технической базы и современных торгово-технологических процессов в отраслях товарного обра­щения, а также поддержка белорусских производителей позволит обеспечить повсеместное удовлетворение спроса населения.

3. Расчет прогнозных показателей. В процессе расчетов прогнозов спроса на перспективу, выпол­няемых на третьем этапе, рекомендуется, с одной стороны, исходить из объективной оценки факторов и условий, формиру­ющих основные тенденции развития потребительского спроса, а с другой стороны— абстрагироваться от влияния некоторых текущих условий. По­этому расчеты прогнозов спроса базируются на прогнозах важнейших факторов, формирующих уровень и дина­мику потребительского спроса:

- роста внутреннего валового продукта(ВВП) и основных направлений
его использования;

- прогнозного баланса денежных доходов и расходов населения;


- изменения индекса цен на потребительские товары и услуги;

- изменения численности населения, а также его социально-экономической и половозрастной структуры.

Кроме перечисленных факторов, учитывается влияние специфических факторов, формирующих спрос на отдель­ные группы потребительских товаров. Например, при расчете прогнозов спроса на товары длительного пользования необходим предварительный про­гноз роста числа семей, уровня обеспеченности семей данными товарами, сроков их физического и морального износа и т. п.

4. Оценка полученных результатов прогнозирования спроса и разработка правил их возможной корректировки. Поскольку прогнозирование спроса содержит элементы детер­минированности и неопределенности его будущего развития, по­стольку оно всегда имеет вероятностный характер. Поэтому про­гнозирование потребительского спроса на четвертом этапе завершается расчетами вероятностных оценок и доверительных интервалов полученных прогнозов. Разрабатывается также система мер, направленная на корректировку полученных прогнозов при возможном изменении факторов и условий развития потребитель­ского спроса в прогнозируемом периоде.

Сле­довательно, сущность и содержание процесса прогнозирования потребительского спроса заключается в определении и синтезе комплекса факторов, фор­мирующих основные тенденции его развития. Выбор же конкретных методов его прогно­зирования в значительной мере зависит от продолжительности периода прогнозирования и степени детализации или агрегирования потребительского спроса.

В зависимости от продолжительности периода прогнозирование потребительского спроса может быть краткосрочным (на 1—2 года), среднесрочным (на 3—5 лет) и долгосрочным (на срок свыше 5 лет). В силу инерционности развития товарно-групповой структуры потребительского спроса в течение краткосрочного периода сущест­венных изменений в действии основных факторов спроса не про­исходит. Поэтому краткосрочное прогнозирование базируется на широком использовании показателей выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, товарно-конъюнктурной информации и методов экономико-статистического моделирования динамики спроса.

При среднесрочном прогнозировании, особенно макроструктуры спроса, также исходят из инерционности действия основных факторов потребительского спроса. Однако, здесь могут учитываться и новые тенденции в развитии факторов спроса. При этом особое значение приобретают динамические факторные модели прогнозирования спроса, которые могут быть дополнены методами экспертных оценок и аналогий.


При долгосрочном прогнозировании снижается доля инерционных факторов и возрастает роль новых тенденций в развитии факторов спроса. При таких условиях наиболее эффективны методы про­гнозирования, основанные на нормах потребления отдельных товаров, а также экспертных оценок и аналогий.

В зависимости от степени детализации или агрегированния структуры спроса различают:

1) прогноз общего объема платежеспособного спроса или расчет общей емкости рынка на перспективу производится на основе разработки балансов денежных расходов и доходов на­селения. Среднесрочное прогнозирование может производиться с помощью небалансовых методов экономико-статистического мо­делирования динамики общего объема спроса.

2) прогноз макроструктуры спроса включает расчеты спроса в разрезе укруп­ненных групп товаров. Например, в разрезе продовольственных и непродовольственных товаров, а в составе продовольственных товаров — в разрезе товаров растительного и животного проис­хождения и т.д. Прогноз макроструктуры спроса связан со ста­бильными процессами длительного действия и осуществляется с помощью экономико-статистических моделей, а на долгосрочную перспективу — методов экспертных оценок и аналогий.

3) прогноз спроса на отдельные товары может произ­водиться методами экономико-статистических моделей, а на долгосрочную перспективу — на основе норм рационального по­требления товаров, методов экспертных оценок и аналогий.

4) прогноз микроспроса или расчет сегмента рынка отдельного предприятия производится на основе расчёта отдельных показателей.

Рассмотренные виды прогнозов потребительского спроса раз­личаются между собой как по содержанию, так и по применяемым методам расчетов. В совокупности они представляют собой систему комплексного изучения и прогнозирования спроса, позволяющую производить многовариантные расчеты прогнозов на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Важнейшей характеристикой взаимодействия спроса и предло­жения товаров и исходной основой прогнозирования потребитель­ского спроса и предложения является емкость рынка. Под емкостью рынка понимается возможный объем реализации товаров, опреде­ляемый платежеспособностью потребителей товаров при данном уровне потребительских цен на рынке. В условиях насыщенности товарного рынка его емкость нахо­дится в прямой зависимости от совокупного спроса потребителей и в обратной от уровня цен на товары. Повышение уровня цен уменьшает емкость рынка, снижение их уровня увеличивает пла­тежеспособность покупателей на данном рынке.


Прогнозирование и регулирование емкости потребительского рынка предполага­ет изучение, выявление и анализ закономерностей и тенденций развития спроса и его прогнозирование на основе маркетинговых исследований. В рыночной экономике сложились следующие закономер­ности изучения развития спроса:

- рост общего объема потребления и спроса на товары;

- улучшение структуры потребительского спроса;

- сближение уровней и структур потребления и спроса населения различных регионов страны и отдельных категорий и групп населения.

Первую закономерность — динамику и масштаб развития об­щего объема реализованного спроса принято выражать показате­лями объема продаж товаров и услуг относительно показателей: валового национального продукта или валового внутреннего продукта(ВНП или ВВП), национального дохода(НД), денежных доходов населения(ДДН).

Вторая закономерность развития потребительского спроса свя­зана с первой и заключается в улучшении его структуры в следующих основных направлениях:

- увеличение удельного веса платных услуг в общем
объеме товарного потребления и спроса;

- увеличение удельного веса непродовольственных товаров в структуре спроса на товары;

- высокие темпы роста спроса на товары длительного пользования;

- возрастание удельного веса высококачественных и более ценных продуктов питания;

- постепенная замена сырьевых продуктов и полуфабрикатов готовыми к употреблению изделиями;

- расширение и обновление ассортимента, повышение ка­чества товаров и торговых услуг.

Таким образом, сложившиеся в развитых рыночных странах прогрессив­ные тенденции развития спроса и предложения потребительских товаров основаны на его расширении посредством стимулирования потребительского спроса и поддержки оте­чественных производителей товаров и услуг при обеспечении их конкурентоспособности.

В современной практике отечественных предприятий применяются различные подходы к прогнозированию товарно-групповой структуры потребительского спроса: генетический, нормативный, эвристический, сравнительный. Каждый из них реализуется посредством определенной группы методов прогнозирования спроса, которые схематически представлены на рисунке 1.4.

Генетический

подход

Нормативный

подход

Эвристический

подход

Сравнительный

подход

МЕТОДЫ

ПРО-

ГНО-

ЗИРОВАНИЯ

МЕТОДЫ ПРОГ-

НОЗИ-

РОВАНИЯ

Экономико-статистические методы

Рациональные нормы потребления

Методы экспертных оценок

Методы аналогии


Рисунок 1.4 - Подходы и методы прогнозирования товарной структуры потребительского спроса

Генетический подход к прогнозированию потребительского спроса основывается на инерционном характере его развития, т. е. на оценках устойчивых тенденций развития потребительского спроса, перенесении зависимостей прошлого и настоящего на будущее. Этот подход наиболее полно реализуется посредством эконо­мико-статистического моделирования динамики спроса, которое сформировалось в самостоятельное направление прогнозирования спроса в 20—30-е годы XX в.

Экономико-статистические модели в зависимости от способов моделирования их параметров делятся на два вида:

- трендовые модели оценки и прогнозирования спроса;

- факторные модели оценки и прогнозирования спроса.

Основное достоинство трендовых моделей заключается в про­стоте используемых моделей и расчетов прогнозов потребительского спроса на их основе. Они применяются для прогнозирования спроса, динамика которого характеризуется монотонным возрастанием или сниже­нием. Надежность прогнозов при этом зависит от устойчивости тенденции изменения спроса. Вопрос оценки динамики и прогноза спроса решается в зави­симости оттого, в какой точке цикла оценивается спрос. Очевид­но, что в условиях перехода от одной фазы цикла к другой приме­нение трендовых моделей требует чрезвычайной осторожности и сдержанности, поэтому их рекомендуется использовать в основ­ном при краткосрочном прогнозировании спроса.

Основной же недостаток трендовых моделей прогнозирования заключается в том, что они не позволяют вскрыть внутренние вза­имосвязи процесса изменения спроса и факторов, формирующих его уровень и динамику. В этом отношении более значительными возможностями обладают факторные модели оценки и прогнозирования спроса.

Сущность данных методов заключается в том, что спрос на ка­кую-либо группу товаров выражается в виде функции одного или нескольких аргументов — факторов, определяющих его развитие. Они позволяют перейти от кинематического описания прогнози­руемого спроса к моделированию движущих сил, формирующих его уровень и динамику. Различают однофакторные и многофакторные модели оценки и прогнозирования потребительского спроса.

Особым инструментом факторного моделирования и прогнози­рования потребительского спроса, применяющиеся, в основном при прогнозировании макроспроса, являются коэффициенты эластичности спроса(как по фактору цены, так и по фактору дохода потребителей), введенные в арсенал исследователей рынка анг­лийским экономистом А. Маршаллом.