Файл: Прогнозная оценка спроса на рынке товаров (на примере СП «Санта Бремор).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 339
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СПРОСА НА РЫНКЕ ТОВАРОВ
1.1. Спрос и предложение в рамках конъюнктуры товарного рынка
1.2. Тенденции изменения конъюнктуры товарного рынка
1.3. Методика прогнозирования спроса на рынке товаров
2. АНАЛИЗ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СПРОСА НА ТОВАРЫ СП «САНТА БРЕМОР»
2.1. Организационно-экономическая характеристика СП «Санта Бремор»
3. ПРОГНОЗ СПРОСА НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ СП «САНТА БРЕМОР»
3.1. Разработка прогноза на продовольственные товары СП «Санта Бремор»
В современной практике отечественного товарного обращения особое внимание уделяется конъюнктурной информации о товарных рынках, с помощью которой решаются конъюнктурные и маркетинговые задачи исследования и прогнозирования потребительского спроса. Данные статистической отчетности и статистических наблюдений применяются для обобщающих оценок состояния внутреннего национального белорусского потребительского рынка, а также региональных рынков, отраслей товарного обращения и тенденций их развития.
2. Разработка гипотезы о предполагаемых социально-экономических условиях развития спроса в прогнозируемом периоде. Разрабатываемая на втором этапе гипотеза о спросе представляет собой научно обоснованные предположение о характере взаимосвязи спроса и факторов, формирующих его динамику. Она разрабатывается для объяснения факторов спроса и содержит общие направления и тенденции его развития. Например, разработка гипотезы о более полном удовлетворении спроса белорусского населения в перспективе может включать предположения о том, что:
- рост денежных доходов населения будет способствовать
увеличению общего объема и улучшению структуры потребительского спроса;
- будет совершенствоваться государственная социальная политика,
направленная на сокращение дифференциации населения по
уровню денежных доходов на одного члена семьи, что будет
способствовать росту массовости спроса на потребительские
товары и услуги;
- умеренный рост потребительских цен будет способствовать
насыщению отечественного рынка товарами и услугами;
- развитие материально-технической базы и современных торгово-технологических процессов в отраслях товарного обращения, а также поддержка белорусских производителей позволит обеспечить повсеместное удовлетворение спроса населения.
3. Расчет прогнозных показателей. В процессе расчетов прогнозов спроса на перспективу, выполняемых на третьем этапе, рекомендуется, с одной стороны, исходить из объективной оценки факторов и условий, формирующих основные тенденции развития потребительского спроса, а с другой стороны— абстрагироваться от влияния некоторых текущих условий. Поэтому расчеты прогнозов спроса базируются на прогнозах важнейших факторов, формирующих уровень и динамику потребительского спроса:
- роста внутреннего валового продукта(ВВП) и основных направлений
его использования;
- прогнозного баланса денежных доходов и расходов населения;
- изменения индекса цен на потребительские товары и услуги;
- изменения численности населения, а также его социально-экономической и половозрастной структуры.
Кроме перечисленных факторов, учитывается влияние специфических факторов, формирующих спрос на отдельные группы потребительских товаров. Например, при расчете прогнозов спроса на товары длительного пользования необходим предварительный прогноз роста числа семей, уровня обеспеченности семей данными товарами, сроков их физического и морального износа и т. п.
4. Оценка полученных результатов прогнозирования спроса и разработка правил их возможной корректировки. Поскольку прогнозирование спроса содержит элементы детерминированности и неопределенности его будущего развития, постольку оно всегда имеет вероятностный характер. Поэтому прогнозирование потребительского спроса на четвертом этапе завершается расчетами вероятностных оценок и доверительных интервалов полученных прогнозов. Разрабатывается также система мер, направленная на корректировку полученных прогнозов при возможном изменении факторов и условий развития потребительского спроса в прогнозируемом периоде.
Следовательно, сущность и содержание процесса прогнозирования потребительского спроса заключается в определении и синтезе комплекса факторов, формирующих основные тенденции его развития. Выбор же конкретных методов его прогнозирования в значительной мере зависит от продолжительности периода прогнозирования и степени детализации или агрегирования потребительского спроса.
В зависимости от продолжительности периода прогнозирование потребительского спроса может быть краткосрочным (на 1—2 года), среднесрочным (на 3—5 лет) и долгосрочным (на срок свыше 5 лет). В силу инерционности развития товарно-групповой структуры потребительского спроса в течение краткосрочного периода существенных изменений в действии основных факторов спроса не происходит. Поэтому краткосрочное прогнозирование базируется на широком использовании показателей выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, товарно-конъюнктурной информации и методов экономико-статистического моделирования динамики спроса.
При среднесрочном прогнозировании, особенно макроструктуры спроса, также исходят из инерционности действия основных факторов потребительского спроса. Однако, здесь могут учитываться и новые тенденции в развитии факторов спроса. При этом особое значение приобретают динамические факторные модели прогнозирования спроса, которые могут быть дополнены методами экспертных оценок и аналогий.
При долгосрочном прогнозировании снижается доля инерционных факторов и возрастает роль новых тенденций в развитии факторов спроса. При таких условиях наиболее эффективны методы прогнозирования, основанные на нормах потребления отдельных товаров, а также экспертных оценок и аналогий.
В зависимости от степени детализации или агрегированния структуры спроса различают:
1) прогноз общего объема платежеспособного спроса или расчет общей емкости рынка на перспективу производится на основе разработки балансов денежных расходов и доходов населения. Среднесрочное прогнозирование может производиться с помощью небалансовых методов экономико-статистического моделирования динамики общего объема спроса.
2) прогноз макроструктуры спроса включает расчеты спроса в разрезе укрупненных групп товаров. Например, в разрезе продовольственных и непродовольственных товаров, а в составе продовольственных товаров — в разрезе товаров растительного и животного происхождения и т.д. Прогноз макроструктуры спроса связан со стабильными процессами длительного действия и осуществляется с помощью экономико-статистических моделей, а на долгосрочную перспективу — методов экспертных оценок и аналогий.
3) прогноз спроса на отдельные товары может производиться методами экономико-статистических моделей, а на долгосрочную перспективу — на основе норм рационального потребления товаров, методов экспертных оценок и аналогий.
4) прогноз микроспроса или расчет сегмента рынка отдельного предприятия производится на основе расчёта отдельных показателей.
Рассмотренные виды прогнозов потребительского спроса различаются между собой как по содержанию, так и по применяемым методам расчетов. В совокупности они представляют собой систему комплексного изучения и прогнозирования спроса, позволяющую производить многовариантные расчеты прогнозов на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Важнейшей характеристикой взаимодействия спроса и предложения товаров и исходной основой прогнозирования потребительского спроса и предложения является емкость рынка. Под емкостью рынка понимается возможный объем реализации товаров, определяемый платежеспособностью потребителей товаров при данном уровне потребительских цен на рынке. В условиях насыщенности товарного рынка его емкость находится в прямой зависимости от совокупного спроса потребителей и в обратной от уровня цен на товары. Повышение уровня цен уменьшает емкость рынка, снижение их уровня увеличивает платежеспособность покупателей на данном рынке.
Прогнозирование и регулирование емкости потребительского рынка предполагает изучение, выявление и анализ закономерностей и тенденций развития спроса и его прогнозирование на основе маркетинговых исследований. В рыночной экономике сложились следующие закономерности изучения развития спроса:
- рост общего объема потребления и спроса на товары;
- улучшение структуры потребительского спроса;
- сближение уровней и структур потребления и спроса населения различных регионов страны и отдельных категорий и групп населения.
Первую закономерность — динамику и масштаб развития общего объема реализованного спроса принято выражать показателями объема продаж товаров и услуг относительно показателей: валового национального продукта или валового внутреннего продукта(ВНП или ВВП), национального дохода(НД), денежных доходов населения(ДДН).
Вторая закономерность развития потребительского спроса связана с первой и заключается в улучшении его структуры в следующих основных направлениях:
- увеличение удельного веса платных услуг в общем
объеме товарного потребления и спроса;
- увеличение удельного веса непродовольственных товаров в структуре спроса на товары;
- высокие темпы роста спроса на товары длительного пользования;
- возрастание удельного веса высококачественных и более ценных продуктов питания;
- постепенная замена сырьевых продуктов и полуфабрикатов готовыми к употреблению изделиями;
- расширение и обновление ассортимента, повышение качества товаров и торговых услуг.
Таким образом, сложившиеся в развитых рыночных странах прогрессивные тенденции развития спроса и предложения потребительских товаров основаны на его расширении посредством стимулирования потребительского спроса и поддержки отечественных производителей товаров и услуг при обеспечении их конкурентоспособности.
В современной практике отечественных предприятий применяются различные подходы к прогнозированию товарно-групповой структуры потребительского спроса: генетический, нормативный, эвристический, сравнительный. Каждый из них реализуется посредством определенной группы методов прогнозирования спроса, которые схематически представлены на рисунке 1.4.
Генетический подход |
Нормативный подход |
Эвристический подход |
Сравнительный подход |
|||||||
МЕТОДЫ |
ПРО- |
ГНО- |
ЗИРОВАНИЯ |
МЕТОДЫ ПРОГ- |
НОЗИ- |
РОВАНИЯ |
||||
Экономико-статистические методы |
Рациональные нормы потребления |
Методы экспертных оценок |
Методы аналогии |
Рисунок 1.4 - Подходы и методы прогнозирования товарной структуры потребительского спроса
Генетический подход к прогнозированию потребительского спроса основывается на инерционном характере его развития, т. е. на оценках устойчивых тенденций развития потребительского спроса, перенесении зависимостей прошлого и настоящего на будущее. Этот подход наиболее полно реализуется посредством экономико-статистического моделирования динамики спроса, которое сформировалось в самостоятельное направление прогнозирования спроса в 20—30-е годы XX в.
Экономико-статистические модели в зависимости от способов моделирования их параметров делятся на два вида:
- трендовые модели оценки и прогнозирования спроса;
- факторные модели оценки и прогнозирования спроса.
Основное достоинство трендовых моделей заключается в простоте используемых моделей и расчетов прогнозов потребительского спроса на их основе. Они применяются для прогнозирования спроса, динамика которого характеризуется монотонным возрастанием или снижением. Надежность прогнозов при этом зависит от устойчивости тенденции изменения спроса. Вопрос оценки динамики и прогноза спроса решается в зависимости оттого, в какой точке цикла оценивается спрос. Очевидно, что в условиях перехода от одной фазы цикла к другой применение трендовых моделей требует чрезвычайной осторожности и сдержанности, поэтому их рекомендуется использовать в основном при краткосрочном прогнозировании спроса.
Основной же недостаток трендовых моделей прогнозирования заключается в том, что они не позволяют вскрыть внутренние взаимосвязи процесса изменения спроса и факторов, формирующих его уровень и динамику. В этом отношении более значительными возможностями обладают факторные модели оценки и прогнозирования спроса.
Сущность данных методов заключается в том, что спрос на какую-либо группу товаров выражается в виде функции одного или нескольких аргументов — факторов, определяющих его развитие. Они позволяют перейти от кинематического описания прогнозируемого спроса к моделированию движущих сил, формирующих его уровень и динамику. Различают однофакторные и многофакторные модели оценки и прогнозирования потребительского спроса.
Особым инструментом факторного моделирования и прогнозирования потребительского спроса, применяющиеся, в основном при прогнозировании макроспроса, являются коэффициенты эластичности спроса(как по фактору цены, так и по фактору дохода потребителей), введенные в арсенал исследователей рынка английским экономистом А. Маршаллом.