Файл: Прогнозная оценка спроса на рынке товаров (на примере СП «Санта Бремор).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 346

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Увеличение потребительского спроса на какой-либо продукт повышает цену этого товара сверх издержек его производства, включающих заработную плату, ренту, процент и нормальную прибыль. Образующаяся в результате экономическая прибыль служит, по существу, сигналом для производителей о том, что потребитель требует большее количество этого продукта. Именно конкуренция – особенно способность новых фирм вступать в данную отрасль – одновременно вызывает расширение производства и понижение цены продукта до уровня, точно соответствующего среднеотраслевым издержкам производства.

Между тем конкуренция не ограничивает свою роль гарантированием надлежащей реакции на потребности общества. Именно конкуренция заставляет фирмы переходить на самые эффективные технологии производства. На конкурентном рынке неспособность некоторых фирм использовать самую экономичную технологию производства, в конечном счете, означает их устранение другими конкурирующими фирмами, которые применяют наиболее эффективные методы производства. Например, как мы уже видели, конкуренция обеспечивает рост технического прогресса.

1.2. Тенденции изменения конъюнктуры товарного рынка

Любой рынок, в тои числе и потребительский рынок, независимо от его конкретного вида базируется на трех основных элементах[26 ].:

- Во-первых, это цены. Изменение относительных цен служит для производителя ориентиром при определение необходимости изменения объемов производства. Изменение цен влияет на выбор технологии производства. Цены, в конечном итоге, предопределяют и категорию потребителей, обусловленную стратификацией(расслоением) населения на группы(богатые, бедные, средний класс).

- Во-вторых, это спрос и предложение. Спрос (платежеспособный) - это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах.

Предложение - это количество товара, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением в рамках рыночной конъюнктуры порождает колебание рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и, в конечном итоге, равновесие производства и потребления.


- В-третьих, это конкуренция. Она является необходимым элементом рыноч­ного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия[17 ]..

Как показала практика рыночного развития развитых стран, наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством по­купателей и продавцов, однородностью продаваемой про­дукции, свободным доступом фирм на рынок. При совер­шенной конкуренции ни один из продавцов или покупате­лей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

Основополагающие понятия спроса и предложения на потребительском рынке нельзя рассматривать обособленно, ибо они находятся во взаимосвязи и взаимообусловлены. Кривую спроса можно изобразить графически как количество товаров, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени (см. рисунок 1.1).

P

P1

P2

D

0 Q1 Q2 Q

Рисунок 1.1 – Графическая интерпретация кривой спроса

Обратную связь между ценой продукта и величиной спроса можем изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину спроса Q и цену Р. Каждая точка представляет собой конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решит купить по этой цене.

Коренное отличие спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса, т.е. налицо обратно пропорциональная зависимость, объясняющаяся «законом спроса». На спрос, кроме ценовых, влияют также и неценовые факторы[18 ].:

1. Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменениями моды, будет означать, спрос возрастет по каждой цене. Важно отметить, что технологические изменения в виде появления инновационного продукта способны привести к изменению потребительских вкусов.

2. Число покупателей. Очевидно, что увеличение на рынке числа потребителей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса.

3. Доход. Воздействие на спрос изменений дохода несколько более сложно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. По мере роста доходов потребители, как правило, покупают больше дорогих вещей. И, наоборот, при снижении дохода спрос на такие вещи падает. Товары, на которые спрос изменяется в прямой связи с изменением дохода, называются товарами высшей категории или нормальными товарами. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении дохода, называются товарами низшей категории.


4. Цены на сопряженные товары. Здесь объяснение я нахожу в одном простом примере. Повышение цены на сливочное масло влечет за собой повышение спроса на более дешевый маргарин.

5. Ожидания. Потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способны изменить спрос. Ожидания потребителей относительно возможного повышения цен в будущем могут побудить их покупать теперь, чтобы упредить угрожающее повышение цен. И наоборот ожидание понижения цен на товары ведет к сокращению спроса.

С точки зрения продавцов или производителей предложение можно определить как шкалу, показывающую разные количества продуктов, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени. Данное Кэмпбеллом Р. Макконелломм и Стэнли Л. Брю определение предложения показывает, какое количество товаров будет предъявлено к продаже по разным ценам, притом все остальные факторы остаются неизменными, т.е. между ценой и предложением существует прямая или прямо пропорциональная связь: с повышением цены возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение, что объясняется законом предложения[15 ]..

Он показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего товара по высокой цене, чем они хотели бы это сделать по низкой цене, что можно изобразить графически с помощью кривой предложения на рис.1.2., где Q – количество товара, доставленного на рынок. Р – движение цены. S – кривая предложения.

P

S

P2

P1

0 Q1 Q2 Q

Рисунок 1.2 – Графическая интерпретация кривой предложения

Существующая тесная связь между предложением и спросом не исключает различия целей продавцов и покупателей: если покупателя при приобретении товара на рынке интересует, прежде всего, его полезность, то для продавца (производителя) центральное место занимает минимизация издержек производства и максимизация прибыли. Поскольку в условиях совершенной конку­ренции производитель практически не может воздейство­вать на уровень рыночной цены, постольку именно уровень издержек производства оказывает определяющее воздейст­вие на уровень прибыли, и на возможности расширения производства, и на то, останется ли фирма вообще на данном рынке или будет вынуждена покинуть его[23 ]..

Итак, осуществив анализ спроса и предложения, попытаемся определить, что же лежит в основе действия механизма спроса и предложения, определяющем в своем соотношении конъюнктуру рынка. Ограниченное количество имеющихся в обществе товаров распределено между возможными их потребителями. Это было, как утверждает П. Самюэльсон, «распределение по кошельку». Если мы наложим друг на друга кривую спроса и кривую предложения мы увидим, что в какой–то определенной точке рыночного равновесия они пересекутся, что видно на рис. 1.3.


Рисунок 1.3 – Графическая интерпретация соотношения спроса и предложения как конъюнктуры рынка

Здесь в точке Е будет равновесная цена, или как еще называют – цена рыночного клиринга, при которой устанав­ливается равенство не покупок и продаж — такое равенство существует при любой цене. При цене равновесия количество продукции, в пределах которой потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок. Только при такой цене будет отсутствовать тенденция к повышению или пониже­нию цены.

Таким образом, конкуренция и колебания спроса и предложения привели к установлению равновесия на рын­ке. Ограниченное количество имеющегося в обществе дан­ного товара распределено между возможными его потреби­телями. Но это лишь частичное равновесие на единичном рынке. Надо учитывать, что цены на рынке находятся в постоянном движении вследствие изменений в предложе­нии или спросе товаров. Эти изменения не являются независимыми друг от друга, а, напротив, все взаимосвя­заны. Каждое изменение цены одного товара приводит к изменениям в цене других товаров. Существует целая сис­тема цен, которая может оказаться в равновесии, если рассматривать ее в определенный момент и одновременно в ее совокупности. В этом случае говорят об общем равно­весии потребительского рынка[17]..

В точке равновесия экономическое движение прекращается. Для того, чтобы оно началось вновь, должны измениться внешние условия — уровень цен, технология, ожидания и предпочтения производителей или потребителей. Конечно, равенство спроса и предложения — это теоретическая абстракция, ибо в реальной рыночной практике такое совпадение бывает весьма редким. Однако, именно эта абстракция позволяет выявить наиболее важные законо­мерности функционирования рыночного механизма. Рыночный механизм предложения и спроса сообщает желания потребителей предприятиям, а через них и поставщикам ресурсов. Однако именно конкуренция заставляет предприятия и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять эти желания[18 ]..

Рыночный механизм с высокой степенью эффективно­сти решает проблему производства необходимых потреби­телям товаров и услуг. Через рыночную конъюнктуру происходит приспособление объемов и структуры производства к объ­ему и структуре общественных потребностей, распределе­ние факторов производства между различными отраслями, т. е. решается вопрос, что и в каком количестве произво­дить. Рыночная экономика в принципе не знает таких традицион­ных для командно-административной системы явлений, как дефицит, товарный голод, очереди и т. д.


1.3. Методика прогнозирования спроса на рынке товаров

Прогнозирование спроса — это научное предвидение общего объема и структуры спроса на потребительские товары и услуги, которые могут быть предъявлены на рынке в прогнозируемом пе­риоде при определенных условиях изменения платежеспособности потребителей и предложения товаров. Прогнозы потребительского спроса необходимы для разработки стратегий развития производст­венных и торговых предприятий, для выработки рациональной политики государственного регулирования товарного обращения. Процесс прогнозирования потребительского спроса включает следующие этапы(1-4):

1. Подготовка и обработка исходной информации для расчета прогноза. На первом этапе осуществляется подготовка необходимых фактических, нормативных и прогнозируемых показателей о раз­витии потребительского спроса и предложения товаров, факторов, формирующих их динамику, а также обеспечение достоверности и сопоставимости исходных данных.

Основными источниками информации при изучении и прогнозировании потребительского спроса являются:

- отчетные и плановые балансы денежных доходов и расходов
населения Республики Беларусь, разрабатываемые государственным Комитетом по статистике и анализу Республики Беларусь, а также местными органами управления и самоуправления;

- данные выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств, проводимые районными, областными и республиканскими органами статистики;

- данные о динамике цен на потребительские товары и услуги,
получаемые на основании проводимых управлениями антимонопольной и ценовой политики выборочных наблюдений за потребительскими ценами;

- данные статистической отчетности торговых предприятий, районов и областей Республики Беларусь о динамике показателей
розничного товарооборота;

- нормы рационального потребления основных продовольственных и непродовольственных товаров, утверждённые Министерством по труду и социальной защите Республики Беларусь совместно с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Весьма полезны данные выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств, позволяющие оценивать и прогнозировать уро­вень и структуру потребительского спроса в зависимости от уров­ня среднедушевых доходов белорусского населения. В настоящее время такие обследования охватывают около 0,1% всех домохозяйств Республики Беларусь в 6 областях и проводятся по 150 наиме­нованиям потребительских товаров и услуг. Но специалисты отмечают недостаток последнего источника информации в связи с расширением неорганизованных форм закупки и реализации потребительских товаров(около трети общего объема розничного товарооборота).