Файл: Прогнозная оценка спроса на рынке товаров (на примере СП «Санта Бремор).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 344
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СПРОСА НА РЫНКЕ ТОВАРОВ
1.1. Спрос и предложение в рамках конъюнктуры товарного рынка
1.2. Тенденции изменения конъюнктуры товарного рынка
1.3. Методика прогнозирования спроса на рынке товаров
2. АНАЛИЗ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СПРОСА НА ТОВАРЫ СП «САНТА БРЕМОР»
2.1. Организационно-экономическая характеристика СП «Санта Бремор»
3. ПРОГНОЗ СПРОСА НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ СП «САНТА БРЕМОР»
3.1. Разработка прогноза на продовольственные товары СП «Санта Бремор»
Нормативное прогнозирование структуры потребительского спроса заключается в определении возможностей достижения рационального уровня и структуры потребительского спроса в будущем на основе заранее заданных критериев и норм. Ориентированность данной группы методов, в основном, на долгосрочную перспективу снижает актуальность их применения. Однако, в перспективе в условиях стабильно развивающейся рыночной экономики обоснованные нормы потребления товаров и услуг становятся необходимым ориентиром при формировании рациональной структуры потребления и потребительского спроса.
В развитых рыночных странах нормативное прогнозирование спроса заключается в стохастическом программировании личного спроса, исходя из нормативных предположений о склонности к потреблению, уровня личных доходов, с учетом прошлых и настоящей тенденций, рациональных норм потребления.
Например, в Беларуси национальной Академией наук совместно с Министерством здравоохранения Республики Беларусь разработаны физиологические нормы потребления продуктов питания. Национальным центром маркетинга и конъюнктуры цен разработаны нормативы рациональной обеспеченности основными товарами длительного пользования на основе рациональных норм потребления непродовольственных товаров с учётом их физического и морального износа, но основе которых определяются макропрогнозы темпов роста спроса и предложения непродовольственных товаров на отечественном потребительском рынке. При нормативном прогнозировании наиболее сложным является расчет возможного спроса на товары длительного пользования, так как совокупный спрос на эти товары образуют первоначальный спрос новых покупателей и спрос на замену выбывающих изделий.
Методы экспертных оценок при эвристическом подходе к прогнозированию спроса базируются на оценках тенденций развития спроса на отдельные товары в будущем, которые дают высококвалифицированные специалисты, имеющие большой научный и практический опыт и выступающие в качестве экспертов. Их основное содержание заключается в рациональной организации проведения экспертизы прогнозирования спроса и в обработке результатов индивидуальных экспертных оценок. Обобщенная оценка индивидуальных результатов экспертов принимается в качестве прогноза спроса. Применяются следующие методы опросов и формирования экспертных оценок:
- анкетирование — письменный опрос экспертов с помощью
анкет;
- интервьюирование — устный опрос экспертов в форме беседы-
интервью;
- метод Дельфи — многотуровая процедура анкетирования с
обработкой и сообщением результатов каждого тура экспертам, работающим независимо друг от друга;
- «мозговая атака» — групповое обсуждение проблемы прогнозирования спроса с целью получения новых идей и путей ее решения;
- дискуссия — открытое коллективное обсуждение проблемы
с целью всестороннего анализа и оценки факторов и условий
динамики спроса.
В соответствии с принятой гипотезой о том, что эксперты являются достаточно точными «измерителями» анализируемых и прогнозируемых тенденций развития спроса, обобщающие оценки строятся на основе осреднений индивидуальных оценок экспертов. Наиболее распространенными способами получения обобщающих оценок являются расчеты с помощью простой арифметической средней и с помощью взвешенной арифметической средней. Их применение наиболее эффективно при среднесрочном и долгосрочном прогнозировании.
Методы аналогии основываются на использовании опыта высокоразвитого процесса для прогнозирования возможной структуры спроса менее развитого процесса или при определении возможного спроса на новые виды товаров. Прогнозирование спроса по аналогии включает:
- анализ закономерностей развития более высокой структуры
спроса для товара — аналога нового товара;
- оценку возможностей использования этих закономерностей
для прогнозирования развития в этом направлении менее
развитой структуры потребительского спроса.
Примером применения аналогии является структурное моделирование и прогнозирование потребительского спроса. Суть его заключается в применении для целей прогнозирования спроса известного закона Энгеля. Если, например, имеются данные статистических выборочных обследований структуры потребления в разрезе экономических групп, выделенных в зависимости от уровня денежных доходов на одного человека, тогда, анализируя их динамику, заметим, что по мере роста среднедушевых доходов определенная часть населения низших групп переходит в более высокие группы доходности. При этом структура спроса населения более низких групп доходности по мере перехода в более высокие группы доходности приближается к более прогрессивной структуре спроса последних. Следовательно, процедура структурного моделирования и прогнозирования спроса включает два основных расчета:
- обоснование возможных темпов или масштабов перемещения в будущем населения из более низких в более высокие группы доходности;
- прогнозную оценку возможной структуры потребительского спроса в разрезе экономических групп и, в целом, по всем группам населения.
При этом могут быть использованы закономерности развития структуры потребительского спроса (в том числе, спроса на аналогичные товары) в развитых странах или регионах.
На основании анализа рассмотренных подходов, методов и направлений прогнозирования потребительского спроса можно сделать следующие выводы:
- экономно-статистические методы прогнозирования спроса опираются на инерционный характер динамики спроса и в конечном счете сводятся к перенесению зависимостей прошлого и настоящего на будущее. Основной недостаток экономико-статистического прогнозирования спроса заключается в том, что оно не содержит полной совокупности условий прогнозирования спроса на перспективу, поскольку основано на принципе инерционности развития экономики;
- нормативное же прогнозирование связано с регулированием экономики и основывается на рациональных целях ее развития, которые необходимо достичь в прогнозируемом периоде. Нормативный подход не обеспечивает необходимого соответствия возможностей динамики факторов потребительского спроса намечаемым целям экономического роста;
- основной недостаток методов экспертных оценок заключается в их субъективности, которую нельзя исключить, поэтому они применяются в тех случаях, когда отсутствует достаточная маркетинговая информация о прогнозируемом спросе на данную товарную группу или вид товаров и, следовательно, неприменимы формальные методы прогнозирования;
- методы аналогии целесообразно использовать, в основном, для качественного описания возможного развития потребительского спроса в прогнозируемом периоде на макроуровне. Их применение должно опираться на всесторонний анализ специфических экономических, природно-климатических и национально-исторических условий развития спроса в данной стране или в данном регионе, чтобы избежать механического копирования закономерностей развития аналога.
- при анализе достоинств и недостатков рассмотренных подходов и методов прогнозирования потребительского спроса вытекает необходимость использования достоинств всех подходов на основе сочетания их возможностей и нивелирования недостатков.
Таким образом, экономической теорией разработаны и на практике применяются разнообразные методы прогнозирования товарно-групповой структуры потребительского спроса. Однако, применение каждого метода прогнозирования в отдельности, как правило, малоэффективно. Современная практика свидетельствует об эффективности многовариантных расчетов прогнозов структуры потребительского спроса на основе сочетания различных методов. В результате обеспечивается комплексный подход и активная роль прогнозирования спроса в системе государственного регулирования рынка и обращения потребительских товаров.
2. АНАЛИЗ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СПРОСА НА ТОВАРЫ СП «САНТА БРЕМОР»
2.1. Организационно-экономическая характеристика СП «Санта Бремор»
Открывшееся весной 1993 года совместное белорусско-германское предприятие "Санта Импэкс Брест" в качестве основных направлений своей деятельности определило переработку морепродуктов, а также оптовую и розничную торговлю рыбой и рыбопродукцией. С целью расширения производства, внедрения новых прогрессивных технологий на базе СП "Санта Импэкс Брест" ООО создано дочернее производственно-торговое совместное предприятие СП «Санта Бремор» общество с ограниченной ответственностью. Юридический адрес СП «Санта Бремор»: Республика Беларусь, 224025, Брестская обл., г. Брест, Катин Бор, д.106.
Белорусско-российско-немецкое совместное предприятие «Санта Бремор» как общество с ограниченной ответственностью (СП «Санта Бремор» ООО) образовано в соответствии с Учредительным Договором от 12 января 1998г. и зарегистрировано распоряжением Администрации свободной экономической зоны «БРЕСТ» от 23.03.1998г. № 22-р в Реестре общереспубликанской регистрации за № 10.
СП «Санта Бремор» распоряжением № 25-р от 30 марта 1998 г. зарегистрировано в качестве резидента СЭЗ ''Брест'' в Реестре №1 регистрации резидентов свободной экономической зоны ''Брест'' за № 23.; распоряжением № 70-р от 17 декабря 2001 г. зарегистрировано также в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 200656098. Учредителями СП являются:
1. Белорусский Участник – юридическое лицо СП «Санта Импэкс Брест» ООО, расположенное по адресу: Республика Беларусь, 224032, г. Брест, ул. Советской Конституции, д.26/1:
2. Российский участник - физическое лицо, гражданин Российской Федерации;
3. Немецкий Участник: юридическое лицо «АЛЬФА MAP СИАФУД ИМПОРТ ЭКСПОРТ» ГмбХ, г. Бремерхавен, Германия. Номер в торговом реестре - HRB2641.
Предприятие создано с целью осуществления хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли, для удовлетворения социальных и экономических интересов участников СП "Санта Импэкс Брест" ООО и его работников. Предметом деятельности предприятия является:
• переработка и консервирование рыбы и рыбных продуктов;
• производство мороженого;
• переработка и консервирование фруктов и овощей, кроме картофеля
• производство пластмассовых изделий для упаковки;
• производство пряностей;
• оптовая и розничная торговля пищевыми продуктами, включая рыбу и морепродукты;
• производство макарон, лапши и аналогичных мучных изделий;
Общая площадь земельного участка СП «Санта Бремор» ООО составляет 3,5 га. Предприятие является крупной производственной базой по переработке рыбной продукции. Площадь рыбоперерабатывающего цеха составляет 6198 м. кв., из них:
- основное производство-1041 м. кв.,
- складские помещения 362 м. кв.,
- бытовые помещения 745 м. кв.
В структуру СП «Санта Бремор» ООО входят цех мороженного и два цеха по переработке рыбы и морепродуктов, производительность цехов превышает 40 тонн рыбопродукции в сутки. В июне 2000г. на СП начал свою работу цех по выпуску мороженого. Площадь цеха по производству мороженного-970,2 м. кв., бытовые помещения 258,6 м. кв. В производственных цехах установлено современное оборудование из Германии, Голландии, Италии, Польши, Литвы.
На 1.01.2018г. ассортиментный перечень продукции двух рыбных цехов составлял более 100 наименования, из них:
- около 25 наименований - пресервы в стеклобанке,
- более 35 наименований - пресервы в полиэтиленовой упаковке,
- около 30 наименований - пресервы в полистирольных и алюминиевых банках,
- около 10 наименований — весовая продукция.
Для производства рыбной продукции СП «Санта Бремор» ООО активно внедряет и использует новые, современные технологии, производственные цеха оснащены новейшим оборудованием, соответствующим мировым стандартам. В цеху по выпуску филе сельди деликатесного «Матиас» и «Морячок» установлены 4 немецкие линии «TIROMAT» для вакуумной упаковки пресервов. Вся продукция предприятия вырабатывается из высококачественной рыбы 15-19-процентной жирности.
За счет вакуумной упаковки и заливки натуральным растительным маслом обеспечивается длительный срок хранения продукта. Использование в производстве технологических «ноу-хау» позволяет продукции собственного производства СП «Санта Бремор» ООО быть конкурентоспособной по отношению к продукции ведущих европейских производителей продуктов питания.
Высшим органом управления СП «Санта Бремор» ООО является общее собрание участников предприятия, которое выбирает из своего состава председателя сроком на 3 года, который руководит работой собрания участников, председательствует на заседаниях собрания участников, созывает заседания собраний участников и контролирует выполнение его решений, подписывает протоколы заседаний собрания.