Файл: Прогнозная оценка спроса на рынке товаров (на примере СП «Санта Бремор).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 344

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нормативное прогнозирование структуры потребительского спроса заключается в определении возможностей дости­жения рационального уровня и структуры потребительского спроса в будущем на основе заранее заданных критериев и норм. Ориен­тированность данной группы методов, в основном, на долгосроч­ную перспективу снижает актуальность их применения. Однако, в перспективе в условиях стабильно развивающейся рыночной экономики обоснованные нормы потреб­ления товаров и услуг становятся необходимым ориентиром при формировании рациональной структуры потребления и потреби­тельского спроса.

В развитых рыночных странах нормативное прогнозирование спроса за­ключается в стохастическом программировании личного спроса, исходя из нормативных предположений о склонности к потреблению, уровня личных доходов, с учетом прошлых и настоящей тенденций, рациональных норм потребления.

Например, в Беларуси национальной Академией наук совместно с Министерством здравоохранения Республики Беларусь разработаны физиологические нормы потребления продуктов питания. Национальным центром маркетинга и конъюнктуры цен раз­работаны нормативы рациональной обеспеченности основными товарами длительного пользования на основе рациональных норм потребления непродовольственных товаров с учётом их физического и морального износа, но основе которых определяются макропрогнозы темпов роста спроса и предложения непродовольственных товаров на отечественном потребительском рынке. При нормативном прогнозировании наиболее сложным явля­ется расчет возможного спроса на товары длительного пользования, так как совокупный спрос на эти товары образуют первоначальный спрос новых покупателей и спрос на замену выбывающих изделий.

Методы экспертных оценок при эвристическом подходе к прогнозированию спроса базируются на оценках тенденций развития спроса на отдельные товары в будущем, которые дают высококвалифицированные специалисты, имеющие большой на­учный и практический опыт и выступающие в качестве экспертов. Их основное содержание заключается в рациональной организации проведения экспертизы прогнозирования спроса и в обработке результатов индивидуальных экспертных оценок. Обобщенная оценка индивидуальных резуль­татов экспертов принимается в качестве прогноза спроса. Применяются следующие методы опросов и формирования экс­пертных оценок:

- анкетирование — письменный опрос экспертов с помощью
анкет;

- интервьюирование — устный опрос экспертов в форме беседы-
интервью;


- метод Дельфи — многотуровая процедура анкетирования с
обработкой и сообщением результатов каждого тура экспертам, работающим независимо друг от друга;

- «мозговая атака» — групповое обсуждение проблемы прогнозирования спроса с целью получения новых идей и путей ее решения;

- дискуссия — открытое коллективное обсуждение проблемы
с целью всестороннего анализа и оценки факторов и условий
динамики спроса.

В соответствии с принятой гипотезой о том, что эксперты явля­ются достаточно точными «измерителями» анализируемых и про­гнозируемых тенденций развития спроса, обобщающие оценки строятся на основе осреднений индивидуальных оценок экспертов. Наиболее распространенными способами получения обобщающих оценок являются расчеты с помощью простой арифметической средней и с помощью взвешенной арифметической средней. Их применение наиболее эффективно при среднесрочном и долгосрочном прогнозировании.

Методы аналогии основываются на использовании опыта высо­коразвитого процесса для прогнозирования возможной структуры спроса менее развитого процесса или при определении возможного спроса на новые виды товаров. Прогнозирование спроса по аналогии включает:

- анализ закономерностей развития более высокой структуры
спроса для товара — аналога нового товара;

- оценку возможностей использования этих закономерностей
для прогнозирования развития в этом направлении менее
развитой структуры потребительского спроса.

Примером применения аналогии является структурное модели­рование и прогнозирование потребительского спроса. Суть его заключается в применении для целей прогнозирования спроса известного закона Энгеля. Если, например, имеются данные ста­тистических выборочных обследований структуры потребления в разрезе экономических групп, выделенных в зависимости от уровня денежных доходов на одного человека, тогда, анализируя их дина­мику, заметим, что по мере роста средне­душевых доходов определенная часть населения низших групп переходит в более высокие группы доходности. При этом структура спроса населения более низких групп доходности по мере перехода в более высокие группы доходности приближается к более про­грессивной структуре спроса последних. Следовательно, процедура структурного моделирования и про­гнозирования спроса включает два основных расчета:

- обоснование возможных темпов или масштабов перемещения в будущем населения из более низких в более высокие группы доходности;


- прогнозную оценку возможной структуры потребительского спроса в разрезе экономических групп и, в целом, по всем группам населения.

При этом могут быть использованы закономерности развития структуры потребительского спроса (в том числе, спроса на анало­гичные товары) в развитых странах или регионах.

На основании анализа рассмотренных подходов, методов и направлений прогнозиро­вания потребительского спроса можно сделать следующие выводы:

- экономно-статистические методы прогнозирования спроса опира­ются на инерционный характер динамики спроса и в конечном счете сводятся к перенесению зависимостей прошлого и настоящего на будущее. Основной недостаток экономико-статистического прогнозирования спроса заключается в том, что оно не содержит полной совокупности условий прогнозирования спроса на перспективу, поскольку основано на принципе инерционности развития экономики;

- нормативное же прогнозирование связано с регулированием экономики и основывается на рациональных целях ее развития, которые необходимо достичь в прогнозируемом периоде. Нормативный подход не обеспечивает необходимого соответствия возможностей динамики факторов потребительского спроса намечаемым целям экономического роста;

- основной недостаток методов экспертных оценок заключается в их субъективности, которую нельзя исключить, поэтому они применяются в тех случаях, когда отсутствует достаточная маркетинговая информация о про­гнозируемом спросе на данную товарную группу или вид товаров и, следовательно, неприменимы формальные методы прогнозирования;

- методы аналогии целесообразно ис­пользовать, в основном, для качественного описания возможного развития потребительского спроса в прогнозируемом периоде на макроуровне. Их применение должно опираться на всесторонний анализ специфи­ческих экономических, природно-климатических и национально-исторических условий развития спроса в данной стране или в данном регионе, чтобы избежать механического копирования закономер­ностей развития аналога.

- при анализе достоинств и недостатков рассмотренных подходов и методов прогнозиро­вания потребительского спроса вытекает необходимость использования достоинств всех подходов на основе сочетания их возможностей и нивелирования недостатков.

Таким образом, экономической теорией разработаны и на прак­тике применяются разнообразные методы прогнозирования товарно-групповой структуры потребительского спроса. Однако, примене­ние каждого метода прогнозирования в отдельности, как правило, малоэффективно. Современная практика свидетельствует об эф­фективности многовариантных расчетов прогнозов структуры по­требительского спроса на основе сочетания различных методов. В результате обеспечивается комп­лексный подход и активная роль прогнозирования спроса в системе государственного регулирования рынка и обращения потребитель­ских товаров.


2. АНАЛИЗ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СПРОСА НА ТОВАРЫ СП «САНТА БРЕМОР»

2.1. Организационно-экономическая характеристика СП «Санта Бремор»

Открывшееся весной 1993 года совместное белорусско-германское предприятие "Санта Импэкс Брест" в качестве основных направлений своей деятельности определило переработку морепродуктов, а также оптовую и розничную торговлю рыбой и рыбопродукцией. С целью расширения производства, внедрения новых прогрессивных технологий на базе СП "Санта Импэкс Брест" ООО создано дочернее производственно-торговое совместное предприятие СП «Санта Бремор» общество с ограниченной ответственностью. Юридический адрес СП «Санта Бремор»: Республика Беларусь, 224025, Брестская обл., г. Брест, Катин Бор, д.106.

Белорусско-российско-немецкое совместное предприятие «Санта Бремор» как общество с ограниченной ответственностью (СП «Санта Бремор» ООО) образовано в соответствии с Учредительным Договором от 12 января 1998г. и зарегистрировано распоряжением Администрации свободной экономической зоны «БРЕСТ» от 23.03.1998г. № 22-р в Реестре общереспубликанской регистрации за № 10.

СП «Санта Бремор» распоряжением № 25-р от 30 марта 1998 г. зарегистрировано в качестве резидента СЭЗ ''Брест'' в Реестре №1 регистрации резидентов свободной экономической зоны ''Брест'' за № 23.; распоряжением № 70-р от 17 декабря 2001 г. зарегистрировано также в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 200656098. Учредителями СП являются:

1. Белорусский Участник – юридическое лицо СП «Санта Импэкс Брест» ООО, расположенное по адресу: Республика Беларусь, 224032, г. Брест, ул. Советской Конституции, д.26/1:

2. Российский участник - физическое лицо, гражданин Российской Федерации;

3. Немецкий Участник: юридическое лицо «АЛЬФА MAP СИАФУД ИМПОРТ ЭКСПОРТ» ГмбХ, г. Бремерхавен, Германия. Номер в торговом реестре - HRB2641.

Предприятие создано с целью осуществления хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли, для удовлетворения социальных и экономических интересов участников СП "Санта Импэкс Брест" ООО и его работников. Предметом деятельности предприятия является:


• переработка и консервирование рыбы и рыбных продуктов;

• производство мороженого;

• переработка и консервирование фруктов и овощей, кроме картофеля

• производство пластмассовых изделий для упаковки;

• производство пряностей;

• оптовая и розничная торговля пищевыми продуктами, включая рыбу и морепродукты;

• производство макарон, лапши и аналогичных мучных изделий;

Общая площадь земельного участка СП «Санта Бремор» ООО составляет 3,5 га. Предприятие является крупной производственной базой по переработке рыбной продукции. Площадь рыбоперерабатывающего цеха составляет 6198 м. кв., из них:

  • основное производство-1041 м. кв.,
  • складские помещения 362 м. кв.,
  • бытовые помещения 745 м. кв.

В структуру СП «Санта Бремор» ООО входят цех мороженного и два цеха по переработке рыбы и морепродуктов, производительность цехов превышает 40 тонн рыбопродукции в сутки. В июне 2000г. на СП начал свою работу цех по выпуску мороженого. Площадь цеха по производству мороженного-970,2 м. кв., бытовые помещения 258,6 м. кв. В производственных цехах установлено современное оборудование из Германии, Голландии, Италии, Польши, Литвы.

На 1.01.2018г. ассортиментный перечень продукции двух рыбных цехов составлял более 100 наименования, из них:

- около 25 наименований - пресервы в стеклобанке,

- более 35 наименований - пресервы в полиэтиленовой упаковке,

- около 30 наименований - пресервы в полистирольных и алюминиевых банках,

- около 10 наименований — весовая продукция.

Для производства рыбной продукции СП «Санта Бремор» ООО активно внедряет и использует новые, современные технологии, производственные цеха оснащены новейшим оборудованием, соответствующим мировым стандартам. В цеху по выпуску филе сельди деликатесного «Матиас» и «Морячок» установлены 4 немецкие линии «TIROMAT» для вакуумной упаковки пресервов. Вся продукция предприятия вырабатывается из высококачественной рыбы 15-19-процентной жирности.

За счет вакуумной упаковки и заливки натуральным растительным маслом обеспечивается длительный срок хранения продукта. Использование в производстве технологических «ноу-хау» позволяет продукции собственного производства СП «Санта Бремор» ООО быть конкурентоспособной по отношению к продукции ведущих европейских производителей продуктов питания.

Высшим органом управления СП «Санта Бремор» ООО является общее собрание участников предприятия, которое выбирает из своего состава председателя сроком на 3 года, который руководит работой собрания участников, председательствует на заседаниях собрания участников, созывает заседания собраний участников и контролирует выполнение его решений, подписывает протоколы заседаний собрания.