ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2019
Просмотров: 3620
Скачиваний: 2
32. Проблемы типологии Тургеневских романов в современном литературоведении. Типология героев И.С. Тургенева в свете публичной речи «Гамлет и Дон-Кихот».
Главные герои тургеневских романов выражаю новые стремления новой России.
Идея развития, идея прогресса всегда была близка И.С. Тургеневу. Большой заслугой Тургенева является создание и разработка особой разновидности романа - романа общественного, в котором своевременно и быстро отражались новые и притом важнейшие веяния эпохи. Основные герои тургеневского романа - так называемые "лишние" и "новые" люди, дворянская и разночинно-демократическая интеллигенция, в течение значительного исторического срока предопределявшая нравственный и идейно-политический уровень русского общества, его чаянья и стремления.Социальные вопросы в романах Тургенева получили художественное воплощение при изображению исканий личности. Художник психологического течения не случайно стремится к значительной психологической разработке характера и использует для этого любовно-психологическую коллизию.Психологизм рассматривается нами как динамическая система; эволюция психологизма вызвана развитием и усложнением проблематики тургеневского романа.
Мы пытались показать, что любовно-психологическая коллизия в романах о "новых людях" утрачивает свои структурно-образующие функции, столь характерны для нее в романах "Рудин",
"Дворянское гнездо", поскольку характер нового героя, его общественно-нравственные позиции не могли быть раскрыты в рамках традиционной коллизии. В связи с изменением природы характера в романах "Накануне", "Отцы и дети" эволюционируют, обогащаются формы и средства психологического анализа.Нельзя согласиться с теми исследователями, которые считают Тургенева таким писателем, который достигал художественных вершин, лишь приближаясь к "диалектике души" Л.Толстого. Психологический анализ Тургенева был глубок, оригинален и эффективен в познании внутреннего мира человека.
В Петербурге в здании Пассажа 10 января 1860 года на публичном чтении в пользу «Общества для вспомоществования нуждающихся литераторов и ученых» (его казначеем был П. Лавров) с речью «Гамлет и Дон Кихот» выступил И. Тургенев, тепло встреченный слушателями. Писатель раскрыл свое понимание характера героев Шекспира и Сервантеса. Дон Кихот, по мнению Тургенева, выражал веру в вечное, веру в истину, «требующую служения и жертв». Он целиком живет для других, в нем нет и следа эгоизма, он отдает себя для «истребления зла». Гамлет — прежде всего эгоист, способный к анализу, проникнутый безверием, он «весь живет для самого себя».Идеи Тургенева о Гамлете и Дон Кихоте не носят локального характера, а в той или иной мере проникают во все творчество писателя. «Бесспорно, — пишет Лавров, — что борцы за лучшее будущее русского народа, выставленные автором в “Нови”, были для него сродни Дон Кихоту, но следует не забывать, что для него Дон Кихоты были “служителями идеи и обвеяны ее сиянием”…»3 Эту же мысль, по-своему, раскрыл и Петр Кропоткин, отметивший, что Дон Кихоты ведут за собою массы, твердо идут вперед, «ищут, падают, снова поднимаются, и, в конце концов, достигают цели».Тургенев в 1878 году под впечатлением речи И. Мышкина на политическом процессе сказал: «Я хотел бы знать все, касающееся его (Мышкина. — Б.И.) <…> Вот человек, — ни малейшего следа гамлетовщины»5 . Так идея воплощалась в жизнь. Для Лаврова выступление Тургенева имело и другое последствие — произошло личное знакомство с писателем, которое способствовало в ноябре 1860 года «устройству» в пользу того же фонда его «бесед о современном значении философии». «Беседы» Лаврова заняли три дня и прошли весьма успешно. 30 ноября Е. Штакеншнейдер записала в дневнике: «Опять он говорил, и сегодня в последний раз. И сегодня это был уже не успех, а триумф<…> Эти лекции очень увеличили его известность»6 .
33. Своеобразие жанра романа Тургенева (характер культурных и исторических отсылок, предыстории героев, роль эпилога, пространственно-временная организация, авторская позиция, тип героя, уровни сюжета, соединение реалистического и романтического методов, символическое начало в сюжете). Достаточно велико влияние повестей Тургенева на его роман. Однако между повестями писателя и его романами существует как преемственность, так и сильные различия. В научной же среде существуют различные точки зрения на характер соотношения этих двух жанров в творчестве Тургенева.По мнению одних ученых, тургеневский роман - это роман-повесть (например, так считает А. Г. Цейтлин).Но едва ли при определении жанра тургеневских романов можно опираться на то, как называл их сам писатель. Так, одно и то же произведение в разных своих письмах Тургенев называл по-разному: то романом, то повестью. По мнению же большинства исследователей, повесть оказала существенное влияние на роман Тургенева, но это не является поводом квалифицировать его как гибридный жанр. Талант Ивана Сергеевича Тургенева уникален. Любая его мысль, любое высказывание поражает своей точностью, логичностью, простотой и меткостью. Причем такие мысли или высказывания могут содержаться не только в его художественных произведениях, критических статьях, но и в самых обычных дружеских письмах. Подобные высказывания позволяют лучше понять мировоззрение писателя.Остановим внимание на высказываниях Ивана Сергеевича Тургенева касательно жанра романа.Многие высказывания Ивана Сергеевича Тургенева позволяют заключить, что для писателя важно наличие в произведении типических характеров. "Вдохновенная и простая поэзия, великая любовь к правде, сочетающаяся с редкостной чуткостью ко всякой лжи или пустословию, поразительная сила психологического анализа, а также тонкое чувство природы, непревзойденный дар создавать типы, нечто очень живое и в то же время возвышенное - вот чем определяется этот прекрасный талант, который, оставаясь сугубо русским, уже обрел в Европе поклонников, число коих будет неизменно возрастать" (Тургенев, 1956: 414).Бледность персонажей, их неяркость, нетипичность - существенный недостаток любого романа. Герои, которые не являются типичными, не останутся в памяти читателей, не привлекут их внимания.Существенный недостаток романа - это его риторичность, вычурность, растянутость. Истинный талант писателя заключается в умении найти точные и емкие слова, с помощью которых тем не менее перед глазами читателя вставала бы ясная и конкретная картина. По мнению Тургенева, болтливость автора, его погоня за красивостью не делает ему чести. Анализируя роман Е. Тур "Племянница", писатель указывает, что одни части повествования отмечены явной риторичностью слога, а в иных частях язык автора не оставляет желать ничего лучшего:"Слог г-жи Тур, как мы сказали выше, небрежен. Речь ее болтлива, часто водяниста и вообще более музыкальна, чем живописна; но в этом мы ее упрекать не станем. Это ее недостаток, и это ее достоинство в одно и то же время. Но неприятно нам было встретить на иных страницах "Племянницы" следы риторики иногда почти школьной, что-то такое, от чего веет "Собранием, образцовых сочинений", какие-то претензии на сочинительство, на литературные украшения"
34. Художественный
мир И.С. Тургенева: основные особенности.
Тургенев-художник
наделен особым чувством времени, его
неумолимого и стремительного хода. Ведь
он жил в эпоху интенсивного, ускоренного
развития России, когда «в несколько
десятилетий совершались превращения,
занявшие в некоторых старых странах
Европы целые века»2. Писателю довелось
быть свидетелем кризиса дворянской
революционности 20-30-х годов, он видел
борьбу двух поколений революционно-демократической
интеллигенции 60-х и 70-х годов, борьбу,
приносившую всякий раз не радость побед,
а горечь поражений.«Наше время, - говорил
Тургенев, - требует уловить современность
в ее преходящих образах; слишком запаз
дывать нельзя». И он не запаздывал: все
шесть его романов не только попали в
«настоящий момент» жизни общества, но
и по-своему этот момент предвосхищали.
Писатель был особенно чуток к тому, что
стояло «накануне», что еще только
носилось в воздухе. По словам Н. А.
Добролюбова, Тургенев «быстро угадывал
новые потребности, новые идеи, вносимые
в общественное сознание, и в своих
произведениях непременно обращал...
внимание на вопрос, стоявший на очереди
и уже смутно начинавший волновать
общество». Появившиеся в 1852 году отдельным
изданием «Записки охотника» Тургенева
предвосхищали пафос русской литературы
1860-х годов, особую роль в художественном
сознании эпохи «мысли народной». А
романы писателя превратились в
своеобразную летопись смены разных
умственных течений в культурном слое
русского общества: идеалист-мечтатель,
«лишний человек» 30-40-х годов в романе
«Рудин»; стремящийся к слиянию с народом
дворянин Лаврецкий в «Дворянском
гнезде»; «новый человек»,
революционер-разночинец - сначала
Дмитрий Инсаров в «Накануне», а потом
Евгений Базаров в «Отцах и детях»; эпоха
идейного бездорожья в «Дыме»; новая
вол-HJI общественного подъема 70-х годов
в «Нови». «Физиономия русских людей
культурного слоя» в эпоху Тургенева
менялась очень быстро - и это вносило
особый оттенок драматизма в романы
писателя, отличающиеся стремительной
завязкой и неожиданной развязкой,
«трагическими, как правило, финалами»2.
Романы Тургенева строго приурочены к
узкому отрезку исторического времени,
точная хронология играет в них существенную
роль. Жизнь тургеневского героя крайне
ограничена по сравнению с героями
романов Пушкина, Лермонтова, Гончарова.
В характерах Онегина, Печорина, Обломова
«отразился век», в Рудине, Лаврецком
или Базарове - умственные течения
нескольких лет. Жизнь тургеневских
героев подобна ярко вспыхивающей, но
быстро угасающей искре. История в своем
неумолимом движении отмеряет им
напряженную, но слишком короткую по
времени судьбу. Все тургеневские романы
подчиняются жестокому ритму годового
природного цикла. Действие в них
завязывается, как правило, ранней весной,
достигает кульминации в знойные дни
лета, а завершается под «свист осеннего
ветра» или «в безоблачной тишине
январских морозов». Тургенев показывает
своих героев в счастливые минуты
максимального подъема и расцвета их
жизненных сил. Но минуты эти оказываются
трагическими: гибнет на парижских
баррикадах Рудин, на героическом взлете,
неожиданно обрывается жизнь Инсарова,
а потом Базарова, Нежданова.С Тургеневым
не только в литературу, но и в жизнь
вошел поэтический образ спутницы
русского героя, тургеневской девушки
- Натальи Ласунской, Лизы Калитиной,
Елены Стаховой, Марианны. Писатель
изображает в своих романах и повестях
наиболее цветущий период в женской
судьбе, когда в ожидании избранника
расцветает женская душа, пробуждаются
к временному торжеству все потенциальные
ее возможности.Вместе с образом
тургеневской девушки входит в произведение
писателя образ «тургеневской любви».
Это чувство сродни революции:
«„.однообразно-правильный строй
сложившейся жизни разбит и разрушен в
одно мгновенье, молодость стоит на
баррикаде, высоко вьется ее яркое знамя,
и что бы там впереди ее ни ждало - смерть
или новая жизнь, - всему она шлет свой
восторженный привет». Все тургеневские
герои проходят испытание любовью -
своего рода проверку на жизнеспособность
не только в интимных, но и в общественных
убеждениях. Любящий герой прекрасен,
духовно окрылен, но чем выше взлетает
он на крыльях любви, тем ближе трагическая
развязка и - падение. Любовь, по Тургеневу,
трагична потому, что перед ее стихийной
властью беззащитен как слабый, так и
сильный человек. Своенравная, роковая,
неуправляемая, любовь прихотливо
распоряжается человеческой судьбой.
Это чувство трагично еще и потому, что
идеальная мечта, которой отдается
влюбленная душа, не может полностью
осуществиться в пределах земного,
природного круга.И однако драматические
ноты в творчестве Тургенева не являются
следствием усталости или разочарования
в смысле жизни и истории. Скорее наоборот.
Они порождаются страстной влюбленностью
в жизнь, доходящей до жажды бессмертия,
до желания, чтобы человеческая
индивидуальность не угасала, чтобы
красота явления превратилась в вечно
пребывающую на земле, нетленную красоту.
Сиюминутные события, живые социально
типические характеры и конфликты
раскрываются в романах и повестях
Тургенева перед лицом вечности.
Философский фон укрупняет характеры и
выводит проблематику произведений за
пределы узковременных интересов.
Устанавливается напряженная диалогическая
взаимосвязь между философскими
рассуждениями писателя и непосредственным
изображением героев времени в
кульминационные моменты их жизни.
Тургенев любит замыкать мгновения на
вечность и придавать преходящим явлениям
вневременной интерес и смысл. «Стой!
Какою я теперь тебя вижу - останься
навсегда такою в моей памяти! - восклицает
писатель в стихотворении в прозе «Стой!».
- Вот она - открытая тайна, тайна поэзии,
жизни, любви! Вот оно, вот оно, бессмертие!
Другого бессмертия нет - и не надо. В это
мгновение ты бессмертна.
Оно пройдет
- и ты снова щепотка пепла, женщина,
дитя... Но что тебе за дело! В это мгновенье
- ты стала выше, ты стала вне всего
преходящего, временного. Это твое
мгновение не кончится никогда». По
складу своего характера Тургенев был
сомневающимся в себе и во всем «Гамлетом»,
а по политическим убеждениям -
либералом-постепеновцем, сторонником
медленных экономических и политических
реформ. Но на протяжении всего творческого
пути он питал «влеченье -род недуга» к
революционерам-демократам. В либерализме
Тургенева были очень сильны демократические
симпатии, окрепшие еще в юности благодаря
дружескому общению с В. Г. Белинским.
Неизменное преклонение вызывали у
Тургенева «сознательно-героические
натуры». К их числу он относил «новых
людей», революционеров-демократов круга
Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова,
а потом и революционных народников.
Тургенева привлекала в них цельность
характеров, отсутствие противоречий
между словом и делом, волевой темперамент,
окрыленный идеей революционных борцов.
Он восхищался их героическими порывами,
но в то же время полагал, что они слишком
торопят русскую историю. А потому он
считал их деятельность трагически
обреченной: это верные и доблестные
рыцари революционной идеи, но история
своим неумолимым ходом превращает их
в рыцарей на час.
С умеренными
общественно-политическими убеждениями
Тургенева органически связаны его
эстетические взгляды. В условиях
дисгармонического века социальных
потрясений и революционных катаклизмов
он пытался удержать в своем творчестве
эстетический идеал пушкинского,
гармонического мироощущения. Искусство
Тургенева пробивается к гармонической
полноте изображения жизни, но она
непосредственно не выявлена в его
романах, читатель лишь приближается к
ее постижению. Здесь обнаруживается
неведомый Пушкину, но неизбежный в
послепушкинскую эпоху драматизм в
развитии самого искусства.
Гармонию
в условиях дисгармонического времени
оно отвоевывает у жизни с большим трудом,
с известного рода напряжением. Но
постоянная и упорная погоня Тургенева
за ускользающей из рук полнотой и
гармоничностью мира составляет
существенную черту его художественной
индивидуальности, придает его искусству
неповторимый облик, отличает Тургенева
в кругу его литературных соратников.
35. «Что делать?» Н.Г. Чернышевского как роман-утопия. Основные положения эстетической доктрины Н.Г. Чернышевского. 7 июля 1862г – арест, Петропавловская крепость. Следствие будет идти 2 года, он находится в одиночной камере, где пишет роман «Что делать?» (4 декабря 1862 – 14 апреля 1863). Причины обращения к беллетристике: 1)Беллетристическая форма была для Ч-го вынужденной, помогала доводить идеи до широкой аудитории. В к. 40-х Ч. обращается к повестям: повесть 49г. «Пониманье», «теория и практика» - как опровержение первой точки зрения.2)Ю. Лебедев: у Ч. давно была заветная мечта написать роман, а напряжённая жизненная работа просто не способствовала осуществлению этого замысла.3)Тамарченко. Ст. «Что делать?»: обращение к жанру романа было вызвано ходом идейно-творческой эволюции писателя, которая привела его к новой проблематике, требовавшей художественной разработки.Процессы зарождения нового соц-психологического типа, новой этики и психологии («новые люди»).Несмотря на слабость романа, у него была оглушительная слава. Это программная книга русской демократии. В советском литературоведении роман был канонизирован, стал эталоном соц-го звучания литературы. Особенности «Что делать?» связаны с его жанровым своеобразием: интеллектуальный философско-утопический роман. Мысль о жизни преобладает в нём над её непосредственным изображением. Роман рассчитан на рациональные способности читателя.Чёткое, рационально-продуманное построение.Старые люди – мир старых понятий, в нём две группы характеров. Различия между ними объясняются образом жизни: 1. Герои дворянского происхождения (Серж, Соловцев). Для них типичны бессмысленность существования и праздность. Это – «грязь фантастическая» (2 сон Веры П). Это мир, где отсутствуют труд и нормальные человеческие потребности; 2. Люди бурж-мещанской среды (семейство Розальских во главе с Марьей Алексеевной). Эти герои деятельны, предприимчивы, но движет ими эгоистический расчёт получения личной выгоды. Это – «грязь реальная», которая может давать всходы => новых людей. Новые люди – Вера Павловна, Лопухов, Кирсанов. По-новому понимают человеческую выгоду, эгоизм. Она заключается в общественной значимости их труда, в наслаждении творить добро и приносить пользу, или в «разумном эгоизме» (все желания и поступки человека сообразуются с его убеждениями).Лопухову приятно заниматься наукой, одновременно это полезно; Вере Павловне приятно заводить швейные мастерские. Ч. считал, что источником всех личных драм является неравенство между мужчиной и женщиной => эмансипация изменит сам характер любви, т.к. участие женщины в общественных делах снимет драматизм в любовных отношениях, уничтожит чувство ревности. Реализация в любовном треугольнике: Лопухов – Вера Павловна – Кирсанов.В связи с этими идеями автора по-новому решается люб треуг-к: Лопухов добровольно уступает дорогу Кирсанову, узнав о любви ВП. Причём это не жертва, а выгода.Толстой рьяно полемизировал с Ч-м в этом вопросе (Наташа Р. в эпилоге «В и м»).Высшие люди – Рахметов – это профессиональный революционер. Чернышевский показывает процесс становления героя, 3 стадии: теоретическая подготовка; практическое приобщение к жизни народа; переход к проф-й революц-й деятельности.На всех 3х этапах Рахметов действует с полной самоотдачей, не воспринимает свой путь как жертвенный, т.к. для него дело исторического масштаба и есть смысл ист-го существования.С Рахметовым в роман входит тема подполья, конспирации.Заканчивается роман перспективой в будущее. Идея нерасторжимой связи прошлого с настоящим, а настоящего с будущим развита не только через действ-х лиц, но и через сны Веры Павловны: композиц-й приём восходит к традиции Радищева. Ключевое место занимает 4 сон ВП, где развиваются утопические картины светлого будущего: рисуется общество, где личные интересы подчинены интересам общественным, где человек научился разумно управлять силами природы, где исчезло разделение между физическим и умственным трудом, а личность обрела гармонич завершённость. Ориентация Ч. на идеи утопистов. В романе обнаруживаются и философское эссе, и любовная история, и детектив, научный трактат, публицистич статья. Повествование ведётся во всех 3х временах. Слабы в романе любовные диалоги, скучны и неинтересны. Но положительность так и выпирает из героев. Любовь Кирсанова к проститутке была много интересней его любви к ВП. Но есть моменты, где Ч. даёт тонкий псих анализ: разбор Лопуховым отношений между Кирсановым и ВП, основанный на тончайших деталях и впечатлениях. Книга производит впечатление неуклюжести. Д.И. Писарев. Мыслящий пролетариат: Всех, кого кормит и греет рутина, роман Ч-го приводит в неописуемую ярость. Они видят в нём и глумление над искусством, и неуважение к публике, и безнравственность и цинизм, и даже зародыша всяких преступлений. Конечно, они правы. Роман глумится над их эстетикой, разрушает их нравственность, показывает узость их целомудрия. На все остальные русские романы он похож только внешней формой, сюжет его прост и в нём мало действ-х лиц. Роман «Что делать?» создан работой сильного ума. Умел вглядываться в явления жизни, автор умеет обобщать и осмысливать их. Все симпатии автора лежат на стороне будущего.Чернышевский знает не только то, как думают и рассуждают «новые люди», но и то, как они чувствуют. Эстетика: Фигура Чернышевского весьма показательная для литературы 60-хг. Человек большой эрудиции, необыкновенно целеустремлённый, все свои способности Ч-й направил к идее революции. Отношение к Черныш-му было разным: демократическая молодёжь обожествляла его, восторгался им Некрасов. Был другой подход, опять-таки крайний. Владимир Набоков. «Дар» - карикатура на Черн-го. Он для Набокова – демоническая натура, предтеча Ленина, революции 1917г. С Черн-м полемизировал Достоевский через образ парадоксалиста в «Записках из Подполья» и в «Преступлении и наказании» через образ Лужина. В полемику с Черн-м вступал и Л. Толстой. В «Войне и мире» в размышлениях о женском вопросе. С 1853 – Ч становится ведущим критиком некрасовского «Современника». Примерно с ‘57г он оставляет критику, начинает активно обращаться к вопросам экономического и политического характера. 7 июля 1862г – арест, Петропавловская крепость. Следствие будет идти 2 года, он находится в одиночной камере, где пишет роман «Что делать?».3 мая 1855г вышла в свет книга «Эстетические отношения искусства к действительности.Сочинение Н.Чернышевского на степень магистра русской словесности». Неделю спустя состоялась публичная защита диссертации, воспринятая многими современниками как выдающееся общественное явление.Далеко не просто было выступить в те годы с литературной программой, не совпадающей с государственной идеологией, и Черныш-й прибегнул к эстетике, отвлечённость языка которой служила своеобразным прикрытием для выражения передовых философских и литературных взглядов. Конечно же, автора интересовали вообще отношения искусства к действительности, а не только собственно эстетические, но формулировать задачу таким образом – значит рассуждать о заведомо запретном. В заглавии диссертации важен термин «действительность». Под ним понимается действительная жизнь, т.е. окружающие человека природа и общество. Отношения искусства к действительности исследуются автором в целях критического пересмотра распространившейся теории искусства для искусства. Прекрасное существует не только в искусстве, но и в действительности, «прекрасное есть жизнь». Чернышевский утверждает необходимость критического отношения к окружающей действительности, понятия о которой у «простого народа» и «людей образованного общества», светских людей, различны. Ч призывает художника быть общественно активным, не просто воспроизводить жизнь, но и объяснять её, выносить ей свой приговор, если она не удовлетворяет гуманным нормам справедливости и нравственности. Сама эпоха вполне оправдывала требование к художнику слова быть прежде всего мыслителем, общественным деятелем, гражданином. Однако порой рассуждения Чернышевского страдали категоричностью, неточностью. Утверждая, что «жизнь выше, полнее, правдивее, даже художественнее всех творений учёных и поэтов», он ограничивал искусство значением «суррогата» действительности. Принижая роль искусства сравнительно с наукой, он писал, что «произведение искусства, оставаясь в области искусства, приобретает значение научное», назначение искусства – «приготовить к чтению источников, и потом от времени до времени служить для справок».На эти ошибки в своё время обратил внимание И.С. Тургенев. Чернышевский сделал попытку систематизировать материалистические объяснения важнейших эстетических категорий, максимально сближая теорию искусства с практикой живого общественно-литературного движения.Разработанная Чернышевским система эстетических воззрений, предусматривающая определяющую роль содержания в художественном произведении, обусловила его историко-литературную концепцию и литературно-критические принципы.
36. Философская лирика Ф.И. Тютчева. Влияние идей Ф. Шеллинга. Философия пантеизма. Традиции высокой одической поэзии.
Фил.лирика. Истинный Тютчев раскрылся в стихотворениях на философскую тему. Центральная тема творчества – тема природы и человека. Он осмысляет её как контекст, следуя идеям философии природы Шеллинга. Именно в природе ключ к истинному бытию, душа мира. У раннего Тютчева: античный пантеизм. «Не то, что мните вы – природа». Природа как блаженная прелесть. «Весенняя гроза», «летний полдень». Постепенно Тютчев начинает писать о преобладании в мире хаотичных сил. Темный корень мирового бытия,. Хаос для Тютчева – сущность мировой души, основа всего мироздания. Космические силы подчиняют хаос разумным законам, давая миру смысл и красоту. Но хаос постоянно даёт о себе знать мятежными порывами. «О чем ты воешь, ветр ночной?». Космос не искореняет хаос, а лишь покрывает его. «День и ночь» - метафорическое стихотворение. 2 части: день – светло, разум; ночь – демоническое, хаотичное, иррациональное. Творчеству ночная стихия более дорога (буря, гроза, огонь, ночной ветер) – борются с космосом (гармонией). Этой борьбой объясняется контрастность творческого художественного мира: Север-Юг, зима-лето, буря – тишина, зной-прохлада. Двойственность бытия. Двойственен и человек. Человека также влекут демонические проявления жизни. Безумие, смерть, любовь. Любовь для Тютчева – страсть, она приближает человека к хаосу. Любимые эпитеты – убийственный и роковой – трагическая концепция любви у поэта – роковой поединок. «Предопределение». Приверженность к хаосу – одиночество лирического героя Тютчева. «Странник» - лирический ерой – вечный скиталец, странник, но вместе с тем он стремится обрести гармонию с природой. Но полная гармония невозможна. «Певучесть есть в морских волнах». Тема разлада порождает мотив космического одиночество Тютчевского героя. «и от земли до крайних звезд…» (цитата. Откуда – не знаю). Космическое одиночество позволяет говорить об экзистенциальном сознании в лирике зрелого Тютчева: человек один на один с бытием, он вписан в вечность, космическое пространство, мучительно осознаёт свою смертность, одиночество, чувствует страшное бессилие что-либо изменить. Человеческий дух, по Тютчеву, всегда высок и стремится к познанию мира. «Silentium» - глубинное познание возможно только в молчании. Знаки истинного познания – образы звезд, ночи, подземные ключи. Познание до конца не постижимо, не достоверно. «Фонтан» - «водомет», струя всегда доходит до какого-либо предела. Так и познание всегда не выходит за пределы возможностей человеческого познания. Тема – духовный разлад, безверие современного человека. «я - лютеран, люблю богослужения». Тема поиска веры. Б.Козырев связывает эволюцию поэта с переходом от языческого пантеизма в ранней лирике (до 49 года) к христианскому мировоззрению (с 50гг): «О, вещая душа моя» (образы Марии и Христа), «Над этой тёмною толпой». Даётся негативная характеристика современности, которую должна излечить «риза чистая Христа». Но Тютчев так и не сможет преодолеть мучительную раздвоенность сознания.