Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление (Сущность современного менеджмента).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Менеджмент как организационно-целевое управление
1.1 Сущность современного менеджмента
1.2 Стратегия как основа организационно-целевого управления
1.3 Бюджетирование, как метод организационно-целевого
2. Анализ организационно-целевого управления ООО «Адарт-Сервис»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Система управления и финансовые результаты деятельности
2.3. Анализ использования технологии бюджетирования, как инструмента управленческого учета
3. Рекомендации по совершенствованию организационно-целевого управления
3.1 Создание бюджетного регламента
3.2 Построение системы контроллинга как составляющей организационно-целевого управления
Итак, цели организации находят свое отражение в ее стратегии и миссии. Любоеорганизационно-целевого управление существует в условиях ограниченных ресурсов (финансовых, производственных, интеллектуальных, клиентских, технологических и пр.), но они должны способствовать получению максимального результата. Кроме того, имеют место ограничения
ресурсов менеджмента, к которым можно отнести следующие факторы:
-
- недостаточная квалификация менеджмента,
- финансовые возможности организации для проведения нововведенй,
- недостаточность собственных оборотных средств,
- ограниченные возможности кредитования,
- ограниченные технические возможности для использования информационных технологий
- прочие ограничения5.
Исключение перечисленных ограничений могут помочь менеджерам найти правильный выход в каждой конкретной управленческой ситуации.
На данном уровне будут приниматься управленческие решения в качестве результата анализа прогноза, оптимизации и экономического обоснования. Управленческое решение будет принято для того, чтобы преодолеть возникшие проблемы, представляющие собой противоречие, которое требует разрешения6. Однако, в процессе хозяйственной деятельности между руководителями и акционерами складываются отношения, которые порой достаточно непростые. В настоящее время залогом успешного развития предприятия является совпадение взглядов собственников и руководства на способы ведения бизнеса, Шансы на успех предприятия любого бизнеса растут по мере ее развития и повышения
5Вахрушина М.А., Малиновская Н.В. Управленческий учет деятельности государственных (муниципальных) учреждений: организационные подходы // Международный бухгалтерский учет. 2017. N 41. С. 16
6 Аммельбург Г. Предприятие будущего: структура, методы и стили руководства / Г. Аммельбург; Пер. с нем. В.А. Чекмарева. – М.: Международные отношения, 2016, с. 112
квалификации и опыта руководителя. Организации, давно функционирующие при одном собственнике, отличаются более высоким и стабильным доходом, чем фирмы, часто меняющие владельцам.
Повышение эффективности деятельности организации строится на стабильном или даже улучшенном функционировании приоритетных направлений развития. Человеческий фактор очень важен для руководящих должностей на предприятии, так как для принятия решений, рациональной организации необходимо много знаний, лидерских качеств, опыта в управлении и т.д. При этом судить о качестве управления можно и следует лишь на основе оценки качества работы объекта управления, которое, в свою очередь, определяется качеством продукта его деятельности.
1.3 Бюджетирование, как метод организационно-целевого
управления
Анализ материалов по проблемам целевого менеджмента выявляет главную особенность деятельности руководителя - ее направленность на изучение причин возникновения определенных достижений или неудач в управлении и их последствий. Таймасханов Х.Э., Сагов А.И. в своей статье
«Бюджетирование как метод управления ресурсами» обращают внимание на финансовую сторону управления организацией. Они отмечают, что бюджетирование является наиболее современным и эффективным управлением расходами организации.Под расходами организации понимаются затраты материальных, денежных и трудовых ресурсов при доведении услуг от производителя до потребителя. При росте объема оказываемых услуг, динамика затрат выглядит как показано на рис.1 и 2:
┌─┐/│\ * ┌─┐/│\
│3│ │ * │3│ │
│а│ │ * │а│ │
│т│ │ * │т│ ├───────────────
│р│ │ * │р│ │
│а│ │ * │а│ │
│т│ │* │т│ │
│ы│ └──────────────> │ы│ └──────────────>
└─┼────────────────┐ └─┼────────────────┐
│Объем реализации│ │ Объем прибыли │
└────────────────┘ └────────────────┘
Рис.1. Динамика условно-переменных затрат
┌─┐/│\ ┌─┐ *
│3│ │а│ │т│ │р│ |
│ │ ├─────────────── │ |
│3│ │а│ │т│ │р│ |
* * |
|
│а│ │т│ |
│ │ |
│а│ │т│ |
* |
* |
│ы│ └──────────────> │ы│ --------------->
└─┼────────────────┐ └─┼────────────────┐
│Объем реализации│ │ Объем прибыли │
└────────────────┘ └────────────────┘
Рис.2. Динамика условно-постоянных затрат7
Уровень постоянных затрат: высок в силу отсутствия собственных помещений, т.е. организация не может варьировать ценами без ущерба для покрытия постоянных затрат, основной статьей постоянных затрат является аренда помещений, коммунальные услуги, а также зарплата персонала.
Отсутствие информации для управления и контроля достижения целей является сдерживающим фактором развития организации. Если задан вектор для достижения высоких результатов, а путь для достижения этой цели не отслеживается, наиболее вероятно, что долгосрочные цели организации не будет достигнуты. Вахрушина М.А., Малиновская Н.В. в журнале
«Международный бухгалтерский учет» пишут об актуальности управленческого учета для обеспечения эффективности расходов в любой деятельности: важно оценивать не только эффективность работы в целом, но и отдельных его составных единиц – структурных подразделений, филиалов и т.п. организации8. Если такой аспект управления не налажен, то не стоит удивляться, что деятельность организации здравоохранения развивается не прогнозируемо и не приносит ожидаемых результатов, хотя потенциал для развития и есть,
Схема экономического управления в организации представлена на рис.3.
7Управление затратами на предприятии : учебное пособие / Г.Г. Серебренников. –Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун- та, 2016. – 80 с.
8Вахрушина М.А., Малиновская Н.В. Управленческий учет деятельности государственных
(муниципальных) учреждений: организационные подходы // Международный бухгалтерский учет. 2017. N 41. С. 2 - 16
┌───────────────────┐ |
┌──────────────────────┐ |
┌──────────────────────┐ |
│ Технология │ |
│ Учетная политика │ |
│Нормативы деятельности│ |
│ бизнес-процессов │ └─────────┬─────────┘ |
│ │ └───────────┬──────────┘ |
│ │ └───────────┬──────────┘ |
└─────────────────────┐ │ ┌──────────────────────┘
\│/ \│/ \│/
┌───────┴───┴───┴──────┐
│ Управленческий учет │
└───────┬───┬───┬──────┘
┌─────────────────────┘ │ └──────────────────────┐
\│/ \│/ \│/
┌─────────┴─────────┐ ┌───────────┴──────────┐ ┌───────────┴──────────┐
│ Система учета │<->│ Система показателей │<->│Система управленческих│
│ затрат │ │ деятельности │ │ отчетов │
└─────────┬─────────┘ └──────────────────────┘ └───────────┬──────────┘
/│\ /│\
└────────────────────────────────────────────────────┘
Рис.3. Схема экономического управления в организации 9
Известно, что в практике общепризнанной информационной системой, обеспечивающей потребности менеджеров организации во внутрифирменном управлении, является система управленческого учета. Планирование и управление во многих организацияхреализуется в виде бюджетирования. Для достижения наилучшего результата в организации нужно уметь сочетать все эти составляющие. Бюджетное планирование и управление организации– это процесс составления и исполнения бюджета. Система бюджетирования выполняет контрольную функцию, определяя сферу ответственности менеджеров всех уровней и соотнося ее с плановыми показателями.
Сравнение бюджетных и фактически достигнутых показателей осуществляется контролем с обратной связью. Причем контроль с прямой связью основан на сопоставлении бюджетных показателей с поставленными компанией целями.
В бюджетном управлении очень важно понятие организационной структуры управления (ОСУ) организации, которое используется в финансовом управлении организации.Структура организации, конфигурация подразделений определяется организацией самостоятельно. Распределение
9Управление затратами на предприятии : учебное пособие / Г.Г. Серебренников. –Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун- та, 2016. – 80 с.
полномочий делает структуру иерархической. Полномочия разделяются по функциям, по масштабам управления и по объему полномочной деятельности. В первую очередь ОСУ компании стремится установить между подразделениями четкие взаимосвязи и распределить права и ответственности между участниками. Для организации основу структуры выполняют функциональные единицы: - отделы. Для построения организационной структуры управления учитывают требования максимально эффективного управления всей системой организации.
Схема организации документооборота в системе бюджетного планирования и управления организацией показана на рис. 4.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Основные элементы организации процесса управления │
│─────────────────── ────────────────────────── ─────────────────── │
│ \ Организация \ \ Организация \ \ Организация труда\ │
│ \ бизнес-процессов \ \технологического процесса\ \ \│
│ / управления / / лечения / / /│
│ / / / / / / │
│─────────────────── ────────────────────────── ─────────────────── │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌┐ |
┌─────────────────────────┐ |
/\ |
││ \┘└/ \/ |
│Эффективность организации│ │ планирования │ └─────────────────────────┘ |
/┐┌\ ││ └┘ |
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Вход .┌─────────────────────────┐. Выход│
│ .│ Процесс подготовки │. │
│ │\ .│ планов и │. /│ │
│┌───────────────┘ \ .│ отчетности │. / └───────────────┐│
││ \ .└─────────────────────────┘. / Продукт ││
││ Бизнес-процессы \ . ┌───────────────────┐ . / организации - ││
││ / . │ Исполнители │ . \ информация ││
││ / . ├───────────────────┤ . \ ││
│└───────────────┐ / . │ Исполнители │ . \ ┌───────────────┘│
│ │/ . └───────────────────┘ . \│ │
│ . Процесс исполнения . │
│ . . │
│ Элементы организации информационной системы │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Рис.4. Схема организации системы бюджетного планирования организации
Для достижения наилучшего результата в организации нужно уметь сочетать все эти составляющие.
Бюджетирование - это процесс, в ходе которого персонал и руководство формируют в определенном виде (таблицы, графики) планы по
операционной, инвестиционной и финансовой видам деятельности Бюджетное планирование и управление организации – это процесс составления и исполнения бюджета10.
Итак, планирование и управление во многих организацияхреализуется в виде бюджетирования. Система бюджетирования выполняет контрольную функцию, определяя сферу ответственности менеджеров всех уровней и соотнося ее с плановыми показателями. Далее рассмотрим управление на примере бюджетное управление конкретной организации.
10Вахрушина М.А., Малиновская Н.В. Управленческий учет деятельности государственных (муниципальных) учреждений: организационные подходы // Международный бухгалтерский учет. 2017. N 41. С. 2 - 16
2. Анализ организационно-целевого управления ООО «Адарт-Сервис»
2.1 Краткая характеристика предприятия
ООО «Аларт-Сервис» создано в форме общества с ограниченной ответственностью для производственной. Основной вид деятельности – производственная деятельность в области полиграфии и рекламы.