Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление (Сущность современного менеджмента).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Менеджмент как организационно-целевое управление
1.1 Сущность современного менеджмента
1.2 Стратегия как основа организационно-целевого управления
1.3 Бюджетирование, как метод организационно-целевого
2. Анализ организационно-целевого управления ООО «Адарт-Сервис»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Система управления и финансовые результаты деятельности
2.3. Анализ использования технологии бюджетирования, как инструмента управленческого учета
3. Рекомендации по совершенствованию организационно-целевого управления
3.1 Создание бюджетного регламента
3.2 Построение системы контроллинга как составляющей организационно-целевого управления
Основные функции субъектов бюджетирования ООО «Аларт-Сервис»
Наименование субъекта |
Выполняемые функции |
Руководство организации |
Определение целей |
Утверждение бюджетов |
|
Общий контроль исполнения |
|
Принятие решений по результатам исполнения |
|
Планово-финансовый отдел |
Проверка регламента заполнения и оформления бюджетов структурными подразделениями |
Анализ бюджетов подразделений, вспомогательных бюджетов и сметы в целях определения возможности и целесообразности их выполнения |
|
Внесение уточнений в бюджеты структурных подразделений, вспомогательные бюджеты и сметы для достижения установленных целей |
|
Формирование и согласование бюджетов организации |
|
Формирование проекта основного бюджета организации |
|
Организация и проведение обсуждений основного бюджета с целью согласования интересов всех участников |
|
Доработка и повторное согласование бюджета в случае неутверждения проекта |
|
Получение и анализ отчетов об исполнении бюджетов подразделений, вспомогательных бюджетов и смет в целях выявления фактов и причин возникновения отклонений фактических значений от утвержденных |
|
Формирование отчета об исполнении бюджета организации и аналитических записок, обосновывающих причины произошедших изменений |
|
Контроль выполнения бюджетов структурными подразделениями и отчетов об их исполнении |
|
Подготовка аналитических записок об отклонениях исполнения бюджетов |
|
Финансовый директор |
Руководство выполнением бюджетных процедур и координация действий подразделений |
Отвечает за подготовительный процесс, стандартизацию проектных форм, сбор и сопоставление данных, проверку информации и предоставление отчетов |
|
Представляет бюджет руководителю |
|
Руководители структурных подразделений |
Обеспечение своевременного формирования и предоставления бюджетов подразделений, вспомогательных бюджетов и смет |
Подписание бюджетов подразделений, вспомогательных бюджетов и смет |
|
Участие в работе комиссии по бюджету, представление интересов своих подразделений при обсуждении и принятии бюджетов |
Обеспечение своевременного предоставления отчетов об исполнении бюджетов подразделений, вспомогательных бюджетов и смет |
|
Подписание отчетов об исполнении бюджетов подразделений, вспомогательных бюджетов и смет |
|
Сотрудники структурных подразделений |
Заполнение бюджетов подразделений |
Подготовка отчетов об исполнении бюджетов |
Бюджетный регламент
1.1.Общие положения
Бюджетный комитет создается как рабочий орган совета директоров для организации контроля за функционированием бюджетного процесса на предприятии, исполнением всех положений о бюджетировании и финансовом планировании. На него возлагается общее руководство бюджетным процессом и принятие соответствующих решений. Устанавливается двухуровневая система контроля за формированием и исполнением бюджетов предприятия.
Первый уровень: формирование бюджетов осуществляется в рамках полномочий бюджетной группы. При разработке бюджетов на данном уровне определяется, на какие финансовые показатели ориентируется предприятие, какие индикаторы принимаются в качестве критериев успеха деятельности на период планирования. Эти показатели должны быть связаны со стратегическими целями и определены предельно конкретно, определяя приоритеты для руководителей и менеджеров всех уровней. Финансовая ответственность бюджетной группы заключается в обеспечении соответствия потребляемых ресурсов в натуральном и стоимостном выражении и их расходования на работы и мероприятия по проектам, запланированным на период величинам, так же привязанным к проектам. За правильное распределение ресурсов, полученных для деятельности по проектам в соответствии с производственными планами бюджетная группа должна быть ответственна перед предприятием. В состав рабочей группы входит: руководитель предприятия, руководители подразделений предприятия. Второй уровень: Решение бюджетной группы утверждает совет директоров.
Принципы бюджетирования
Бюджетное планирование базируется на принципах единства, непрерывности, гибкости и точности.
Принцип единства означает, что бюджетирование деятельности организации должно носить системный характер, и все подразделения (центры ответственности), участвующие в процессе составления бюджетов, должны быть устремлены к достижению единой цели - созданию генерального плана организации, контролю его выполнения и коррекции последующих планов по результатам контроля, а также анализу выполнения плана.
Принцип непрерывности заключается в том, что процессы корректировки и контроля за исполнением бюджетов должны происходить постоянно. По мере изменений фактических условий хозяйствования, а также возможностей организации в бюджеты вносятся необходимые поправки и уточнения.
Принцип точности означает, что составляемые бюджеты должны по возможности точно конкретизировать и детализировать оперативные планы деятельности организации.
-
- Основные задачи и функции
Для эффективного процесса управления предприятиями, эффективности управленческих решений и оптимального распределения ресурсов между направлениями бизнеса Группы компаний бюджет (Бюджет движения денежных средств (БДДС), бюджет доходов и расходов (БДР), операционный бюджет (ОБ)) служит одним из механизмов достижения целей и задач, поставленных БК перед центром финансовой ответственности (ЦФО) (перечень ЦФО по типам представлен в приложении №1) .
Основой для составления бюджета является бизнес идея, для осуществления которой создается соответствующая структура, определяется штат персонала, ее реализующий, и разрабатывается план мероприятий. Любая бизнес идея направлена на получение прибыли. Прогнозное ее значение определяется в бизнес-плане. Руководитель предприятия, руководитель департамента формируют пути реализации бизнес идеи, где главным критерием является конечный результат в соотношении «цена-качество» при
максимально возможном отсутствии экономических и политических рисков для предприятия.
Бюджет — это финансовый план, охватывающий все стороны деятельности на конкретный период, в котором определены вероятные доходы и расходы, порядок осуществления расчетов с поставщиками и клиентами (условия поступления денежных средств), расходования поступивших денежных средств по операциям, прирост стоимости (капитала) предприятия (вероятная динамика активов и обязательств). Бюджеты разрабатываются для центров финансовой ответственности и отдельных проектов (бизнес-планов), характеризующих коммерческую оценку конкретных новых направлений хозяйственной деятельности.
Цель бюджетирования – создание инструментария планирования, управления и контроля эффективности финансово-хозяйственной деятельности и ликвидности предприятия, основанном на систематическом прогнозировании будущего развития предприятия путем составления бюджетов и проведении план-фактового контроля исполнения бюджета в сравнении с данными бухгалтерского учета. Данный документ описывает общие принципы создания и функционирования бюджетной системы, возникающие информационные потоки, определяет набор плановых форм, порядок оформления и обработки плановых и отчетных документов подразделений при формировании бюджета
1.2. Бюджетный период
Временной период бюджетирования календарный год с делением по кварталам.
1.3.Виды и система бюджетов
Все бюджеты, формируемые в системе управленческого учета организации, можно разделить на текущие операционные бюджеты и финансовые планы.
Процесс бюджетирования включает несколько стадий:
-
-
- разработка планов деятельности по организации в целом, а также с выделением структурных подразделений - при участии руководителей всех центров ответственности;
- консолидация бюджетов подразделений в генеральный бюджет;
- обсуждение возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;
- определение показателей, которые будут использоваться при оценке деятельности;
- внесение корректировок в планы на основе предложенных поправок. Бюджетное планирование состоит из разработки бюджетов подразделений с последующей консолидацией их в генеральный бюджет организации.
- Порядок и сроки предоставления информации в процессе бюджетирования
-
Порядок представления информации при формировании бюджета.
Бюджет по статьям затрат |
Подразделение, ответственное за формирование |
Согласующие подразделения |
Утверждение бюджета |
Срок утверждения |
Бюджет доходов |
Финансовый менеджер, юридический отдел |
Бухгалтерская служба |
Фин.директор |
За 20 дней до начала периода действия бюджета |
Фонд опла- ты труда |
Бухгалтерия Финансовый менеджер |
Отдел персонала |
Фин.директор |
За 10 дней до начала периода действия бюджета |
Административны е затраты |
Финансовый менеджер |
Бухгалтерская служба, снаб- женческая служба |
Фин.директор |
За 10 дней до начала периода действия бюджета |
Прочие расходы |
Финансовый менеджер |
Финансовая служба, бух- галтерская служба |
Фин.директор |
За 10 дней до начала периода |
Погашение кредитов |
Финансовый менеджер |
Бухгалтерская служба |
Фин.директор |
За 10 дней до начала периода |
Налоги и платежи во внебюджет- ные фонды |
Бухгалтерия |
- |
Фин.директор |
За 10 дней до начала периода действия бюджета |
-
- Контроль исполнения бюджета