Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление (Сущность современного менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Система контроля исполнения бюджета предприятия (подразделения) является индикатором выполнения планов и целей по местам возникновения затрат, а также мониторингом состояния исполнения бюджета предприятия в целом.На практике сложившаяся система финансового управления ООО

«Аларт-Сервис» характеризуются следующими недостатками:

  • недостатком четкого разграничения прав и обязанностей по уровням управления;
  • ослаблением дисциплины взаимодействия структурных подразделений в процессе формирования бюджетов и контроля их исполнения;

Состояние системы оперативного планирования и управления на данном предприятии можно оценить как хорошее. Однако, необходим регламент подготовки планов.

3. Рекомендации по совершенствованию организационно-целевого управления

3.1 Создание бюджетного регламента

Современный этап развития профессионального мира характеризуетсявозросшей потребностью в профессиональных грамотных управленцах, способных успешно контролировать работу других в изменяющихся информационно-экономических условиях. Реальная практика хозяйственной деятельности демонстрирует, что грамотная организация контроля в менеджменте, выстраивания правильного информационного обеспечения в процессе контроля является залогом успеха управления в целом.

Бюджетирование, учет и оценка деятельности центра ответственности должны быть регламентированы. Для этого создаются положения по центру ответственности, инструкции по учету, графики документооборота. Для упрощения процедуры формирования бюджетов и обработки управленческих данных целесообразно каждому центру ответственности присвоить идентификационный номер (код). Он должен содержать условное обозначение вида центра ответственности, уровня подчиненности, а также его порядковый номер.


По окончании каждого месяца отчет представляется службе, ответственной за ведение управленческого учета, для проверки и для выявления условного финансового результата центров ответственности и

бизнес-процессов с учетом кодов причин выявленных отклонений, которые проставляются в соответствии с классификаторами причин и виновников отклонений от норм, разработанных в организации. Причин отклонений от норм анализируются, выявляются виновники, если их причиной стал непосредственно центр ответственности.

На основе регистров "Выполнение плана по затратам центром ответственности" производится заполнение документа "Сводный отчет по центрам ответственности и бизнес-процессам", который обобщает данные регистров, предоставленных центрами ответственности. Этот отчет позволяет рассчитать условный результат каждого бизнес-процесса, выявить центры ответственности, которые оказали наибольшее влияние на результат бизнес-процесса, проанализировать причины выявленных отклонений. Отчет представляется руководству компании для анализа и принятия управленческих решений.

Таким образом, система организации учета по центрам ответственности позволяет использовать принцип управления по отклонениям. Суть такого принципа заключена в анализе текущих отклонений фактических показателей от запланированных. На основе полученных данных принимают управленческие решения корректирующего воздействия, направленных на устранение причин, появления отрицательных отклонений.

ООО «Аларт-Сервис» необходим регламент подготовки планов. Согласно структуры предприятия участники процесса планирования в организации должны нести ответственность за выполнение своих функций в процессе бюджетного планирования. Для общего согласованного действия системы оперативного планирования необходим регламент по оперативному планированию, который охватывает, координирует, контролирует процесс планирования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Также этот документ объединяет с управленческой и финансовой позиции все основные стадии как производственного, так и прочих процессов планирования в

организации. С помощью данного внутреннего документа в компании разрабатывают стратегию эффективного развития хозяйствующего субъекта в условиях жесткой конкуренции. Разработан предлагаемый бюджетный регламент в Приложении 6. Правильно выстроенный алгоритм позволит учесть все запросы и требования менеджмента, а также учесть внешние и внутренние особенности функционирования предприятия.


3.2 Построение системы контроллинга как составляющей организационно-целевого управления

Формирование и закрепление конкурентных преимуществ для каждого предприятия в современном трансформационном мире является одной из основных задач обеспечения его выживаемости и процветания. Результативность решения данной задачи во многом определяется достигнутым уровнем и эффективностью. Конкуренция подталкивает предприятия обеспечивать запас экономической прочности как за счет более выгодного использования имеющихся производственных и финансовых ресурсов, Основные факторы возникновения кризисных финансовых ситуаций в экономике предприятий малого бизнеса приведены на схеме на рис.9.

Демография

Экономика

Политическая стабильность

Развитие науки и техники

Культура

Неплатежеспосо бность партнеров

Философия фирмы

Принципы деятельности фирмы

Ресурсы и их использование

Качество и уровень использования маркетинга

Рис. 9. Основные факторы возникновения кризисных ситуаций

Финансовое состояние

Действительно, современный бизнес еще достаточно молод, однако, он прошел значительный путь развития. С точки зрения динамики изменений сегодня год равен десятилетию в прошлом веке. и ключевые факторы успеха

  • способность конкурировать, что определяет успех сегодня и завтра. Без понимания внутреннего устройства, собственных возможностей и перспектив организация не может развиваться.

В период кризиса существенно изменилось положение предприятий во многих регионах и необходимы меры по повышению эффективности менеджмента. В настоящие время проблема эффективной работы системы контроля в управлении является одной из самых интересных и дискуссионных в сфере управления. При этом особенно важно решение по адаптации системы традиционного контроля для конкретного субъекта хозяйственной деятельности.


В современных условиях ведения хозяйства одним из важных факторов эффективного долгосрочного функционирования отечественных предприятий является успешное осуществление процессов контроля в соответствии с требованиями рынка, в целях осуществления выживания и развития. Реформирование процессов контроля предприятия производится в

основном в предкризисных или кризисных условиях, такие условия характеризуются высокой степенью зависимости от внешней ситуации, ограниченностью средств. Процесс реформирования процессов контроля деятельности включает в себя такие направления как, бюджетирование и контроллинг. Все эти направления являются основными инструментами инновационного развития предприятия.

Современными экспертами в области экономики и управления рассматривается экономическая специфика процессов контроля, специальные темы, признанные отразить структуру, этапы, элементы, механизмы, способствующие эффективной реализации процессов контроля деятельности и бизнес-процессов предпринимательских структур. Высокий уровень конкуренции в предпринимательских структурах заставляет руководителей предприятий задумываться опроцессах способствующих улучшению конкурентного положения на рынке, укреплению его позиции в борьбе за экономическую эффективность деятельности.

Одним из способов решения проблемы повышения эффективности управления в во многих отраслях можно назвать контроллинг.

Контроллинг - это «новая концепция управления», порожденная практикой современного менеджмента" [11, с 45]. Несомненно, что такое определение, хотя и характеризует контроллинг как новое слово в практике управления, ничего не говорит о том, что это явление собой представляет. С теоретической точки зрения контроллинг - сложный и поэтапный процесс, включающий в себя: систему управленческого учета; систему реализации оперативного планирования; систему контроля реализации управленческих решений; систему информационного обеспечения; систему управленческой отчетности и анализа; систему мониторинга полученных с помощью показателей данных о затратах и результатах хозяйственной деятельности; систему управления рисками; систему менеджмента качества и др. Очевидно, что перечисленные компоненты контроллинга во многом уже реализованы в деятельности, т.е. применительно к практике управления было бы неверным

говорить о контроллинге как о совершенно новом явлении. Тем не менее дальнейшее развитие различных инструментов и методов контроллинга рассматривается как перспективное направление повышения эффективности системы управления персоналом11.


Обобщая и структурируя точки зрения различных авторов на сущность и задачи контроллинга, отраженные в отечественной и зарубежной литературе, можно выделить четыре основных аспекта рассмотрения:

  • система управления (сигнальная система);
  • философия (концепция управления);
  • инструмент (система оказания помощи);
  • подразделение компании12.

Обобщая различные определения контроллинга, можно интерпретировать следующим образом: контроллинг - это система управления достижением целей предприятия. При этом следует учитывать, что контроллингв высокотехнологичных областях ориентирован на достижение целей и специфики конкретного предприятия и его задачи будут прежде всего зависеть от целей организации и от выбранных методов реализации этих целей. Контроллинг не относится к областям, регламентируемым государством, не существует единого подхода к рассмотрению сущности данной системы. Основные методики контроллинга пришли в отечественную практику из зарубежной практики и литературы, что вызывает появление существенных различий с современной российской практикой.

Построение системы контроллинга на основе управленческого учета должно соответствовать общей стратегии (стратегический управленческий

11Управление затратами на предприятии : учебное пособие / Г.Г. Серебренников. –Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун- та, 2018. – 80 с.

12Юкаева, В.С. Принятие управленческих решений [Электронный ресурс]: учеб. / В.С. Юкаева, Е.В.

Зубарева, В.В. Чувикова. - М.: Дашков и К°, 2016. - 324 c. - Режим доступа:

http://www.biblioclub.ru/book/112334/. - Загл. с экрана

учет) и добиваться краткосрочных целей13.Экстенсивное использование ресурсов во второй половине XX в. привело к уменьшению эффективности деятельности бизнес-единиц, снижению их устойчивости, нарушению экономического равновесия. Для ведения деятельности на принципах устойчивого развития необходимо пересмотреть подход к использованию ресурсов.

Основные принципы системы контроллинга предполагают конкретные действия – это эффективное планирование и контроль ресурсов. Можно констатировать, что с развитием организации меняется позиция руководства по поводу планирования, анализа исходящей информации и контроля, учетной системы, текущей регистрации фактов хозяйственной жизни.

В настоящее время в условиях ограниченности ресурсов приоритетными конкурентными преимуществами являются не темпы роста, а эффективность деятельности. Такой подход вызывает повышенное внимание к проблемам использования ресурсов, оценке рисков бизнеса, внедрению систем планирования и бюджетирования, IT-технологий, сопровождение процессов инвестирования. Так, динамика промышленного производства в феврале оказалась существенно лучше ожиданий. Бюджетирование является эффективным элементом современного планирования.