Файл: Б.3.Б.12 УМК Новостная журналистика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.09.2019

Просмотров: 1505

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Интервью как жанр журналистики сформировалось на базе интервью - метода сбора информации. В самостоятельный жанр оформилось в середине 19 века.

Современная теория журналистики определяет интервью как информационный жанр, предполагающий оперативное сообщение новостной информации, полученной журналистом от ее непосредственного носителя, в форме диалога (беседы).

Подобно заметке, отчету и репортажу интервью обладает общим признаком информационных жанров - оно предназначено для сообщения аудитории важных или интересных сведений. Вместе с тем интервью имеет собственные специфические черты, выраженные настолько ярко, что можно говорить об особом месте интервью в жанровой группе.

Специфические качества интервью (жанрообразующие признаки) отчетливо проявляются при сопоставлении его с другими жанрами по определенной выше системе критериев.

Жанрообразующие признаки интервью


Предмет интервью - событие или явление действительности в субъективно-личностном восприятии; собственно личность. Интервьюер не сам рассказывает о событии, а предоставляет такую возможность своему собеседнику. Задача журналиста - добиться, чтобы рассказ был полным, интересным, достоверным. Насколько успешно она решается, зависит от многих факторов, прежде всего от выбора собеседника, подготовки к интервью и умения вести беседу.

Функция интервью - передача информации о событии или явлении, полученной из первоисточника (очевидец, участник события, компетентный специалист); передача сведений личностного характера. Естественно, что журналист не может быть свидетелем всех происходящих событий. Чтобы грамотно рассказать о некоторых явлениях, нужны специальные знания; наконец, интерес для аудитории представляет и информация личностного характера, разглашать которую без согласия гражданина журналист не вправе (частная жизнь известных людей, их взгляды и убеждения и т.д.) Именно в таких ситуациях журналисты и прибегают к жанру интервью, обращаясь за нужными сведениями к их носителям.


Масштаб охвата действительности. Как правило, интервью связано с конкретным событием, имеет конкретный информационный повод. Однако данный жанр допускает более широкое освещение событий, чем другие новостные жанры. В качестве источника информации журналист выбирает наиболее компетентного собеседника, обладающего максимально полными знаниями по интересующему вопросу. Как правило, это позволяет получить не только общую, но и сущностную информацию о событии, узнать о его причинах, связях с другими


событиями и явлениями, возможных последствиях. К этому нередко добавляется и личностное отношение собеседника к предмету. В результате аудитория получает более глубокую и масштабную картину происходящего.


Авторская оценка, уровень выводов и обобщений. В получаемых от непосредственного носителя сведениях почти всегда присутствует субъективный момент. Следовательно, интервьюер может передать аудитории не только объективные факты, но и отношение своего собеседника к предмету разговора. В случаях, когда и сам журналист располагает важной информацией, возможна дискуссия, сопоставление взглядов, мнений и оценок. В совокупности данные факторы позволяют достигать в некоторых видах интервью высокого уровня обобщений, делать глубокие и обоснованные выводы. Можно говорить о том, что отдельные виды интервью, оставаясь по форме информационным жанром, в содержательном аспекте становятся аналитическими (интерпретация становится доминирующей функцией).



Способ познания действительности и характер литературно-стилистических средств. Жанр интервью предполагает активное использование различных способов и методов познания действительности. Случайный свидетель, например, необычного природного явления рассказывает журналисту о том, что он наблюдал, какие чувства и эмоции при этом испытывал. Информация ученого, которого журналист попросил прокомментировать событие, будет основана на анализе имеющихся сведений, на сравнении данного явления с другими... Нетрудно представить и ситуации, когда в основу материала составит информация, полученная, допустим, метафизическим или художественным способами познания.

Главная стилистическая особенность интервью - организация текста на основе диалога. Конечно, собеседников может быть и несколько, но и в этом случае материал оформляется как связанная общей темой беседа. Задавая вопросы, предлагая кому-либо высказаться, журналист направляет ее в нужное русло.

Очевидно: если журналист обращается к кому-то за информацией, значит, этот человек или лучше знает предмет разговора, или именно его точка зрения особенно интересна аудитории. На первый план, таким образом, выходит не автор интервью, а его собеседник. При этом читатель не только получает какие-то сведения, но и составляет свое представление о сообщающим их человеке.

Исходя из этого, автор интервью должен представить своего собеседника, в случае необходимости дать портретную характеристику и, что особенно важно, сохранить (а иногда и подчеркнуть) особенности его речи. Последнее, разумеется, делается с учетом требования декодируемости текста и норм литературного языка.

Еще одна характерная черта интервью определяется спецификой вопроса. “Для меня самое главное - исследование вопроса, хотя может случиться, что при этом мы исследуем и того, кто спрашивает, то есть меня самого, и того, кто отвечает” (Сократ). Именно по вопросам аудитория судит о журналисте.

Вопрос в интервью - не только метод получения сведений, но форма движения авторской мысли, призванная обеспечить сотворчество журналиста и его собеседника.

Таким образом, кроме информативной функции в интервью вопрос имеет еще две:

  • психологическую (должен способствовать созданию атмосферы сотрудничества между журналистом и собеседником);

  • стилистическую (является композиционным стержнем будущего текста).

Виды интервью

Как и в случае с другими новостными жанрами, в литературе можно встретить различные классификации интервью.

По способу организации текста - интервью-монолог (подробный ответ собеседника на один вопрос) и интервью-диалог (серия вопросов и ответов).

По количеству участников - индивидуальное интервью (один собеседник); коллективное интервью (два и более участников); интервью-анкета (группа людей отвечает на один вопрос или одинаковые вопросы).


Некоторые исследователи классифицируют интервью по степени участия автора. Если роль журналиста сводится только к тому, чтобы направлять беседу в нужное русло, говорят о традиционном интервью; если же журналист спорит с собеседником, комментирует его ответы, высказывает собственные мнения и оценки, - такое интервью называют комментированным.

Однако наибольшее распространение получила классификация по целевому назначению, выделяющая следующие виды интервью:

Информационное интервью - материал, оперативно сообщающий основные сведения о событии в виде высказываний очевидца или участника;

Интервью- консультация - беседа журналиста с компетентным собеседником по вопросам, представляющим интерес для аудитории. Авторами вопросов часто выступают читатели, зрители или слушатели, что отражается в названиях рубрик: “Интервью по вашей просьбе”, “Интервью с письмом в руках” и т.п.;

Интервью-анкета (опрос) – беседа журналиста с группой людей, которым задаются одинаковые вопросы или вопрос (цель – выявление

мнений). Может проводиться в устной или письменной формах, по телефону;

Проблемное интервью - беседа журналиста с компетентным собеседником (собеседниками) с целью обсуждения актуальной проблемы. Этот вид интервью уже по своей задаче не может ограничиваться информационной функцией и предполагает, что собеседники не только поделятся с журналистом знаниями, но и проанализируют ситуацию, дадут объективную оценку, наметят пути решения проблемы.

Информационно-личностное интервью - беседа журналиста с человеком, личность или деятельность которого привлекает общественное внимание. Целью информационно-личностного интервью является духовных, нравственных качеств собеседника, раскрытие его внутреннего мира.


Все названные виды интервью отличаются по назначению, но имеют и общие свойства. В частности, можно утверждать, что во всех случаях поток информации направлен от собеседника к журналисту. Именно собеседник располагает необходимыми сведениями; задача журналиста состоит в том, чтобы получить их и ретранслировать аудитории.

Иное дело, когда сам журналист обладает большим объемом знаний по обсуждаемому вопросу. В этом случае участники интервью могут обмениваться информацией, сопоставлять свои точки зрения и оценки, вести дискуссию. Движение информационного потока происходит в двух направлениях - от собеседника к журналисту и от журналиста к собеседнику. Интервью такого типа называют интервью-беседа.


Интервью-беседа - самый сложный вид интервью, требующий серьезной подготовки. Как правило, за него берутся журналисты, специализирующиеся на определенной тематике.

Классификация интервью по М. Лукиной (Технология интервью. М., 2003).

- Информационное интервью

- Оперативное интервью (сжатый вариант информационного, краткий комментарий).


- Блиц-опрос

- Интервью-расследование

- Интервью-портрет

- Креативное интервью

Как видим, терминология слегка изменена, но по сути – полное совпадение с традиционной функциональной классификацией.


Формы организации интервью.

  1. Индивидуальное интервьюирование

  2. Пресс-конференция

  3. Брифинг

  4. «Круглый стол»

  5. Телефонное интервью

  6. Интернет-интервью (на форуме, в чате)

  7. Уличный опрос (street talk).


Технология работы над интервью

Эффективность процесса общения зависит от многих объективных и субъективных факторов. Значит, успех или неудача интервью определяется тем, насколько хорошо владеет журналист профессиональными умениями и навыками, позволяющими преодолевать всевозможные барьеры общения.

Конечно, у каждого опытного интервьюера есть арсенал собственных приемов, помогающих вызвать собеседника на откровенность. Обобщение опыта многих журналистов позволило американским исследователям Уолтеру Бингхему и Брюсу Муру разработать методику проведения интервью.

Работа над интервью включает четыре фазы.

Подготовка к интервью.

1. Точная формулировка проблемы (что именно надо узнать и с какой целью).

2. Ознакомление с проблемой путем сбора уже имеющейся о ней информации (из различных источников - литература, пресса, статистические данные и т.д.). Это повышает компетентность журналиста, помогает лучше понять суть проблемы и избежать ошибок на следующих этапах подготовительной работы.

3. Формулировка вопросов. Составление общего списка вопросов, выделение наиболее важных, ответы на которые обязательно надо получить. Главные вопросы целесообразно формулировать в нескольких вариантах (прямой вопрос, косвенный вопрос, вопрос-утверждение, вопрос-предположение и т.д.) – на случай, если собеседник не ответит на прямой вопрос.

4. Выбор собеседника. Сведения по интересующей проблеме можно получить у разных людей. Идеальный вариант - найти наиболее

компетентного и одновременно согласного поделиться информацией человека. Но даже в таком случае полезно узнать о характере собеседника, его привычках, интересах и т. д. Неплохо иметь резервную кандидатуру - на случай, если взять интервью у первого кандидата по какой-то причине не удастся.

5. Предварительная договоренность о встрече. Заранее согласовав наиболее удобное место и время, журналист обеспечивает психологический комфорт себе и собеседнику. Практика показывает, что в большинстве случаев люди чувствуют себя комфортнее в привычной обстановке - дома, на работе, в любимом месте отдыха. А журналисту это дает возможность увидеть естественную для интервьюируемого среду, совместить интервью с личными наблюдениями.

Интервьюирование.

1. Представление. Назвать полное имя, СМИ, которое представляете, если интервью официальное – показать служебное удостоверение. Иногда необходимо обозначить тему разговора, убедиться, готов ли собеседник к интервью именно по интересующей вас проблеме.


Главная задача данного этапа - произвести на собеседника благоприятное впечатление. Имеет значение: внешний вид журналиста, его манера держаться, точность высказываний (правильно ли произносит журналист имя собеседника, называет его должность и т.п.).

Часто, чтобы убедить собеседника в важности разговора, журналисты ссылаются на большой интерес к предмету интервью со стороны аудитории; с другой стороны, можно дать понять собеседнику, что он интересует вас не только как носитель определенной информации, но и как личность.

Некоторые журналисты используют такой прием: в начале беседы напоминают собеседнику о чем-то приятном для него (спортсмену - о лучшем результате, ученому - о сделанном открытии или вышедшей из печати книге и т.д.).

2. Начало интервью.

Начинать интервью следует с легких и наименее спорных вопросов.

Время от времени надо задавать вопросы, ответы на которые известны журналисту - это позволит увидеть, насколько правдив собеседник.

Вопросы задаются в четкой, ясной форме. Не стоит задавать вопросы, допускающие односложные ответы (кроме случаев, когда нужен именно конкретный однозначный ответ).

Иногда хороший результат приносят незавершенные вопросы - собеседнику кажется, что журналист в затруднительном положении, у него возникает желание помочь. Однако злоупотреблять этим приемом не стоит.

Распространенная ошибка - чрезмерно сложная структура вопросов, стремление задать несколько вопросов в одном. Собеседник в такой ситуации теряется, путает главное и второстепенное, сбивается с темы беседы.

Внимательно слушайте собеседника. Если ответ на какой-то из вопросов непонятен, попросите объяснить или уточнить сказанное. Не бойтесь избыточной информации - ее можно оставить за рамками материала. Зато по главным вопросам будет полная ясность.

Необходимо отличать факты, приводимые собеседником, от его догадок, предположений, гипотез. В случае необходимости можно в корректной форме уточнить, является ли сказанное фактом или это мнение вашего собеседника.

Формулируйте вопросы так, чтобы всегда предполагался развернутый ответ. Нельзя спрашивать: “Не хотите ли рассказать о...”. При такой постановке вопроса в ответ можно услышать просто “нет”.

Если собеседник уклоняется от ответа, вопрос надо перефразировать и вновь задать несколько позже. Иногда помогает такой прием: журналист дает понять собеседнику, что знает ответ на поставленный вопрос, что ему нужна не собственно информация, мнение, оценка собеседника.

Самые сложные или неприятные для собеседника вопросы задаются в конце беседы. Во-первых, собеседник уже разговорился, уже не воспринимает журналиста как абсолютно незнакомого человека. Во-вторых, даже если острые вопросы вызовут негативную реакцию собеседника, это не испортит интервью, так как на большую часть вопросов уже получены ответы.