ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.09.2019
Просмотров: 1509
Скачиваний: 1
Есть смысл продолжить беседу и после того, как вы закрыли блокнот или выключили диктофон. Часто именно в это момент человек начинает говорить абсолютно искренне. Старайтесь точнее запомнить то, что вас интересует. Если вы сумеете корректно распорядиться этими сведениями, ваш собеседник, возможно, разрешит оставить их в тексте материала.
Закончив интервью, поблагодарите собеседника - он потратил на вас свое время. Договоритесь о том, как с ним связаться, если в процессе подготовки материала к печати возникнут новые вопросы.
В ходе интервью абсолютно недопустимо:
-
подсказывать ответы;
-
стремиться к доминированию над собеседником;
-
задавать провокационные вопросы, вопросы, унижающие достоинство собеседника;
-
вести себя нескромно.
Типы вопросов.
Основные.
Прямой вопрос – ясный вопрос, побуждающий собеседника к прямому и конкретному ответу (Правда ли, что вы являетесь сторонником смертной казни?).
Непрямой вопрос – вопрос, позволяющий собеседнику рассуждать по определенной теме в обобщенной форме (Как вы в принципе относитесь к смертной казни?).
Открытый вопрос – вопрос общего характера, не ограничивающий ответ по форме и содержанию (Чем, по вашему мнению, вызван очередной скачек цен на сырую нефть?).
Закрытый вопрос – вопрос, требующий утвердительного или отрицательного ответа (Вы лично будете голосовать за данный законопроект?).
Функциональные (дополнительные) вопросы.
Уточняющие вопросы (задаются после неясного или двусмысленного ответа на основной вопрос). Пример: Мне показалось, что вы не согласны с позицией своей фракции. Так ли это?
Развивающие вопросы (вопросы, позволяющие собеседнику расширить тему или ввести в ней новый аспект). Пример: Вы сказали, что принимаемые правительством меры не приведут к снижению инфляции. Почему?
Уличающие вопросы (задаются, если в ответах есть явные противоречия; когда ответы противоречат проверенной информации, имеющейся у журналиста). Пример: Вы говорили, что в городе снизилось число ДТП. А вот официальная статистика свидетельствует о росте ДТП на 5% за прошедший квартал. Кто ошибается?
Количественные вопросы (задаются для выяснения количественных характеристик объекта или события). Пример: И все-таки, сколько бюджетных мест будет сокращено?
Гипотетические вопросы (побуждающие собеседника к прогнозированию, выдвижению гипотез, предположений). Пример: Чем же грозит человечеству глобальное потепление?
Переходные вопросы (вопросы, позволяющие менять направление беседы). Пример: Ну вот, о работе поговорили. А как вы отдыхаете?
Вопросы, которых следует избегать:
- риторические;
- подсказывающие;
- льстивые;
- провокационные.
3. Постинтервью. Закончив беседу, сразу зафиксируйте все, что показалась вам важным (результаты наблюдения за поведением собеседника, возникавшие ассоциации, детали обстановки и т.д.). Это поможет нарисовать верный психологический портрет собеседника - для аудитории важно не только то, что говорится, но и то, кто это говорит.
Серьезная проблема на данном этапе - проверка полученной информации. Дело в том, что даты, имена, географические названия и многое другое люди обычно называют по памяти. Если же речь идет о событиях, отдаленных по времени, ошибки почти неизбежны. Не исключен и другой вариант - собеседник может иметь собственные планы относительно интервью и сознательно искажать факты.
4. Работа над текстом. Сначала разрабатывается структура материала. Как представить собеседника? Как скомпановать вопросы? Нужны ли авторские комментарии? Если да, то как их лучше подать?, - вот далеко не полный перечень вопросов, стоящих перед журналистом.
Немалых усилий требует и литературная обработка ответов собеседника. Главная трудность состоит в том, чтобы, не нарушая норм литературного языка, сохранить специфику речи собеседника и одновременно сделать текст понятным массовому читателю.
Визирование – согласование окончательного текста интервью с собеседником. С точки зрения закона – не обязательно, сточки зрения профессиональной этики – обязательно.
ЛЕКЦИЯ 8
Информационные жанры радио и телевидения.
План:
-
Информационные жанры радиожурналистики.
-
Информационные жанры тележурналистики.
1. Информационные жанры радиожурналистики.
Система жанров складывалась на радио исторически. Некоторые жанры перешли в радиожурналистику из системы печати, другие возникли и развивались уже на радио в силу его специфики.
Как и в печати, жанры радиожурналистики делятся на три основные группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические.
При этом критерии разграничения жанровых групп, свойственные жанрам печати, сохранились.
А вот сами радиожанры существенно отличаются и от жанров периодической печати.
Средство передачи информации на радио - звук (речь, музыка, шумы). Именно этот факт и обусловил как специфическое использование в радиожурналистике традиционных жанров печати, так и появление особых радиожанров (беседа, радиоперекличка, радиокомпозиция).
К информационным (новостным) жанрам радиожурналистики относят информационную заметку, радиокорреспонденцию, радиорепортаж и интервью.
Как и в печати, новостные жанры радио имеют общую функцию - оперативно сообщать слушателям важнейшую информацию об актуальных или интересных событиях.
Информационная заметка - основной жанр новостных радиопрограмм. Всегда связана с конкретным событием, сообщает аудитории новость или дополнительные сведения об известных событиях.
Тематика информационной заметки весьма широка. Основные требования - точность, объективность, оперативность, актуальность.
Для подготовки текста радиозаметки вполне годятся схемы построения новостных материалов, применяемые в печати. Однако есть и специфический прием - повторение сути сообщения. Радиослушатель не может вернуться к тому, что уже произнес диктор, поэтому повторение важнейшей информации в конце сообщения помогает ему понять и запомнить сказанное.
Отсюда - особая композиционная схема. Например, “перевернутая пирамида” для радио выглядит так:
ХЕДЛАЙН - ХЕДЛАЙН - ХЕДЛАЙН - ХЕДЛАЙН
ЛИД - ЛИД - ЛИД - ЛИД - ЛИД - ЛИД - ЛИД
КОРПУС - КОРПУС - КОРПУС
КОРПУС ------ КОРПУС
КОРПУС
ХЕДЛАЙН – ХЕДЛАЙН - ХЕДЛАЙН – ХЕДЛАЙН
Такое построение может использоваться и в отдельном материале, и в радиопрограмме в целом:
АНОНС - АНОНС - АНОНС - АНОНС - АНОНС
НОВОСТНЫЕ СООБЩЕНИЯ
по степени убывания значимости
------------------ // -----------------
-------------- // -------------
--------- // ---------
---- // ----
КРАТКОЕ ПОВТОРЕНИЕ ГЛАВНОГО
Технические возможности радио позволяют достигать полной оперативности, то есть рассказывать о событии в тот момент, когда оно происходит. Наиболее полно это проявляется в радиорепортаже, но и в заметке активно используются приемы актуализации новости за счет подчеркивания оперативности сообщения. Многие радиозаметки начинаются, например, так: “Только что нам стало известно...”, “В эти минуты в Москве начинается матч...” и т. п.
Еще одна уникальная возможность радио - документальная звукозапись. В радиозаметке она чаще всего используется в виде речи участника (очевидца) события, логически продолжающей предшествующий дикторский текст.
Заметки пишут корреспонденты, а читают, как правило, дикторы. Этот факт вместе со спецификой восприятия информации аудиторией (на слух) обусловливает особые требования к языку радиозаметки. Суть их в том, что текст должен быть удобопроизносимым и полностью понятным.
Не следует:
- употреблять незнакомые слушателям слова. Если без этого нельзя обойтись - обязательно пояснить, расшифровать;
- усложнять фразы. Оптимальное количество слов в предложении - 10 - 12. Средняя фраза газетного сообщения превышает 20 слов и содержит несколько смысловых единиц, что оправдано - читатель всегда может приостановить чтение и вникнуть в смысл. Радиослушатель такой возможности лишен. Поэтому в радиозаметке лучше использовать простые предложения, каждое из которых логически продолжает предшествующее.
- употреблять аббревиатуры, сокращения.
На слух с трудом воспринимаются личные имена (особенно иностранные), должности, цифры. Чтобы облегчить их восприятие и запоминание, имена и должности можно повторять в различных формах, сокращения - расшифровывать, цифры - давать в сравнении с тем, что хорошо известно слушателю.
Радиокорреспонденция.
В печати корреспонденция относится к группе аналитических жанров. Радиокорреспонденция - жанр информационный, ее можно соотнести с расширенной информацией.
Функция радиокорреспонденции состоит в том, чтобы более подробно, чем в радиозаметке, рассказать о событии и дать ему оценку.
Нередко заметка и корреспонденция для радио готовятся одновременно - заметка для выпусков новостей, корреспонденция - как самостоятельный материал. Корреспонденцию, как правило, читает не диктор или ведущий, а сам автор - это повышает уровень достоверности.
Иногда радиокорреспонденция строится как подробный, детализированный и хронологически последовательный рассказ о событии. В этом случае она напоминает газетный отчет.
Другая схема предполагает условное разделение материала на два элемента - собственно сообщение о новости и авторский комментарий к ней. Такую разновидность радиокорреспонденции называют комментированной новостью.
Радиорепортаж - наиболее специфический жанр радиожурналистики. Именно в нем особенно ярко реализуется способность радио рассказывать о событии в тот момент, когда оно происходит.
Выполняя ту же функцию, что и газетный репортаж (оперативно, достаточно подробно и эмоционально сообщить об авторском видении неординарного события), радиорепортаж использует для этого собственные выразительные средства радио - слово, шумы, музыку.
Рассказ журналиста о событии по мере его развития с одновременной передачей в эфир называется прямым репортажем. Именно этот вид репортажа развивался на радио до внедрения электромагнитной звукозаписи. И хотя современная техника позволяет радиожурналистам вести “репортажи” не выходя из студии, профессионал всегда понимает, что только прямая причастность репортера к событию создает ту эмоциональную искренность, адекватную происходящему динамичность, без которых слушатели никогда не ощутят эффект присутствия.
И все-таки необходимость записи репортажа на пленку есть. Во-первых, событие может происходить в то время, когда большая часть аудитории не слушает радио. Во-вторых, не всегда на освещение события можно выделить столько эфирного времени, сколько оно длилось в действительности. В таких случаях, перемещая событие во времени или сокращая его действительное время, журналист выбирает для монтажа самое существенное, динамичное, эмоциональное - те наиболее яркие фрагменты, совокупность которых воссоздаст достаточно полную картину происходившего.
Разумеется, такой репортаж уже нельзя назвать прямым - мы имеем дело не с реальным событием, а с его воспроизведением. Факты, отраженные в рассказе репортера, сжимаются, уплотняются, соединяются друг с другом путем исключения разделявших их промежутков времени.
Воспроизводимые фрагменты события соединяются не механически - журналист связывает их своим комментарием, описательным рассказом или иным способом.
Композиция радиорепортажа. Вводная часть включает два обязательных элемента - мотивировка темы и описание места события. Мотивируя тему репортажа, журналист сообщает, о чем идет речь, объясняет значение события и определяет свою задачу. Описательный рассказ предполагает описание места действия, погоды, обстановки, внешности и настроения участников события.
Основная часть - рассказ репортера о событии. Кроме речи автора, может содержать интервью с участниками и очевидцами, комментарии специалистов.
В заключительной части автор подводит итог происшедшего, дает его оценку.
Репортажи о крупных, многоплановых событиях могут вести несколько репортеров. В такой ситуации особенно важно четко распределить их обязанности. Один журналист, например, может описывать развитие события, другой - комментировать и оценивать происходящее, третий - интервьюировать участников. Поочередное включение микрофонов позволит слушателям получить более полную информацию о событии.
Радиорепортаж функционирует как самостоятельно, так и в качестве составной части большой радиопередачи. При этом, однако, он полностью сохраняет свое основное качество - представляет собой достоверное отражение реального события, увиденного автором.
Интервью. Интервью, как и репортаж, пришло на радио из печатных СМИ. Используется и как самостоятельный материал, и как составная часть сложной радиопередачи (новостной программы, радиожурнала), и как элемент другого жанра (репортажа, очерка).
В первом варианте интервью обладает композиционной и сюжетной завершенностью.
Композиция:
- вводная часть (мотивировка темы, представление собеседника, постановка задачи);
- основная часть (взаимосвязанные и взаимообусловленные вопросы журналиста в рамках определенной темы и соответственно ответы собеседника, освещающие тему);
- заключение (как правило, журналист напоминает, с кем и о чем шел разговор и повторяет основные выводы).
Совпадая с газетным по предмету отражения, по функции и другим критериям, радиоинтервью имеет специфические черты, обусловленные способом передачи информации. Так, журналист-газетчик сам излагает ответы собеседника. Даже диктофонная запись беседы, как правило, специально обрабатывается для печати. Радиоинтервью нередко идет в прямой эфир, то есть создается в тот момент, когда его получает слушатель.
Конечно, предварительная запись на пленку позволяет вносить в текст коррективы, например, изменить порядок вопросов, переформулировать некоторые из них, сократить затянутые ответы. Но и в этом случае радиоинтервью сохраняет голос, стиль речи, интонацию говорящего. Таким образом, если в газетном интервью важно, что сказал собеседник, то в радиоинтервью - что и как сказал.
Следовательно, интервью для радио требует особенно тщательной подготовки. Чаще всего она проводится в форме предварительной беседы с интервьюируемым, во время которой выясняется его взгляд на обсуждаемую проблему, настрой на беседу, корректируются и уточняются вопросы, определяется их последовательность.
Интервью, использованное в качестве элемента сложной передачи или другого жанра, чаще всего не имеет композиционной и сюжетной завершенности и может существовать только в рамках целого.
Информационные жанры тележурналистики.