ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.09.2019
Просмотров: 1107
Скачиваний: 1
Конечно, у каждого опытного интервьюера есть арсенал собственных приемов, помогающих вызвать собеседника на откровенность. Обобщение опыта многих журналистов позволило американским исследователям Уолтеру Бингхему и Брюсу Муру разработать методику проведения интервью.
Работа над интервью включает четыре фазы.
Подготовка к интервью.
1. Точная формулировка проблемы (что именно надо узнать и с какой целью).
2. Ознакомление с проблемой путем сбора уже имеющейся о ней информации (из различных источников - литература, пресса, статистические данные и т.д.). Это повышает компетентность журналиста, помогает лучше понять суть проблемы и избежать ошибок на следующих этапах подготовительной работы.
3. Формулировка вопросов. Составление общего списка вопросов, выделение наиболее важных, ответы на которые обязательно надо получить. Главные вопросы целесообразно формулировать в нескольких вариантах (прямой вопрос, косвенный вопрос, вопрос-утверждение, вопрос-предположение и т.д.) – на случай, если собеседник не ответит на прямой вопрос.
4. Выбор собеседника. Сведения по интересующей проблеме можно получить у разных людей. Идеальный вариант - найти наиболее
компетентного и одновременно согласного поделиться информацией человека. Но даже в таком случае полезно узнать о характере собеседника, его привычках, интересах и т. д. Неплохо иметь резервную кандидатуру - на случай, если взять интервью у первого кандидата по какой-то причине не удастся.
5. Предварительная договоренность о встрече. Заранее согласовав наиболее удобное место и время, журналист обеспечивает психологический комфорт себе и собеседнику. Практика показывает, что в большинстве случаев люди чувствуют себя комфортнее в привычной обстановке - дома, на работе, в любимом месте отдыха. А журналисту это дает возможность увидеть естественную для интервьюируемого среду, совместить интервью с личными наблюдениями.
Интервьюирование.
1. Представление. Назвать полное имя, СМИ, которое представляете, если интервью официальное – показать служебное удостоверение. Иногда необходимо обозначить тему разговора, убедиться, готов ли собеседник к интервью именно по интересующей вас проблеме.
Главная задача данного этапа - произвести на собеседника благоприятное впечатление. Имеет значение: внешний вид журналиста, его манера держаться, точность высказываний (правильно ли произносит журналист имя собеседника, называет его должность и т.п.).
Часто, чтобы убедить собеседника в важности разговора, журналисты ссылаются на большой интерес к предмету интервью со стороны аудитории; с другой стороны, можно дать понять собеседнику, что он интересует вас не только как носитель определенной информации, но и как личность.
Некоторые журналисты используют такой прием: в начале беседы напоминают собеседнику о чем-то приятном для него (спортсмену - о лучшем результате, ученому - о сделанном открытии или вышедшей из печати книге и т.д.).
2. Начало интервью.
Начинать интервью следует с легких и наименее спорных вопросов.
Время от времени надо задавать вопросы, ответы на которые известны журналисту - это позволит увидеть, насколько правдив собеседник.
Вопросы задаются в четкой, ясной форме. Не стоит задавать вопросы, допускающие односложные ответы (кроме случаев, когда нужен именно конкретный однозначный ответ).
Иногда хороший результат приносят незавершенные вопросы - собеседнику кажется, что журналист в затруднительном положении, у него возникает желание помочь. Однако злоупотреблять этим приемом не стоит.
Распространенная ошибка - чрезмерно сложная структура вопросов, стремление задать несколько вопросов в одном. Собеседник в такой ситуации теряется, путает главное и второстепенное, сбивается с темы беседы.
Внимательно слушайте собеседника. Если ответ на какой-то из вопросов непонятен, попросите объяснить или уточнить сказанное. Не бойтесь избыточной информации - ее можно оставить за рамками материала. Зато по главным вопросам будет полная ясность.
Необходимо отличать факты, приводимые собеседником, от его догадок, предположений, гипотез. В случае необходимости можно в корректной форме уточнить, является ли сказанное фактом или это мнение вашего собеседника.
Формулируйте вопросы так, чтобы всегда предполагался развернутый ответ. Нельзя спрашивать: “Не хотите ли рассказать о...”. При такой постановке вопроса в ответ можно услышать просто “нет”.
Если собеседник уклоняется от ответа, вопрос надо перефразировать и вновь задать несколько позже. Иногда помогает такой прием: журналист дает понять собеседнику, что знает ответ на поставленный вопрос, что ему нужна не собственно информация, мнение, оценка собеседника.
Самые сложные или неприятные для собеседника вопросы задаются в конце беседы. Во-первых, собеседник уже разговорился, уже не воспринимает журналиста как абсолютно незнакомого человека. Во-вторых, даже если острые вопросы вызовут негативную реакцию собеседника, это не испортит интервью, так как на большую часть вопросов уже получены ответы.
Есть смысл продолжить беседу и после того, как вы закрыли блокнот или выключили диктофон. Часто именно в это момент человек начинает говорить абсолютно искренне. Старайтесь точнее запомнить то, что вас интересует. Если вы сумеете корректно распорядиться этими сведениями, ваш собеседник, возможно, разрешит оставить их в тексте материала.
Закончив интервью, поблагодарите собеседника - он потратил на вас свое время. Договоритесь о том, как с ним связаться, если в процессе подготовки материала к печати возникнут новые вопросы.
В ходе интервью абсолютно недопустимо:
-
подсказывать ответы;
-
стремиться к доминированию над собеседником;
-
задавать провокационные вопросы, вопросы, унижающие достоинство собеседника;
-
вести себя нескромно.
Типы вопросов.
Основные.
Прямой вопрос – ясный вопрос, побуждающий собеседника к прямому и конкретному ответу (Правда ли, что вы являетесь сторонником смертной казни?).
Непрямой вопрос – вопрос, позволяющий собеседнику рассуждать по определенной теме в обобщенной форме (Как вы в принципе относитесь к смертной казни?).
Открытый вопрос – вопрос общего характера, не ограничивающий ответ по форме и содержанию (Чем, по вашему мнению, вызван очередной скачек цен на сырую нефть?).
Закрытый вопрос – вопрос, требующий утвердительного или отрицательного ответа (Вы лично будете голосовать за данный законопроект?).
Функциональные (дополнительные) вопросы.
Уточняющие вопросы (задаются после неясного или двусмысленного ответа на основной вопрос). Пример: Мне показалось, что вы не согласны с позицией своей фракции. Так ли это?
Развивающие вопросы (вопросы, позволяющие собеседнику расширить тему или ввести в ней новый аспект). Пример: Вы сказали, что принимаемые правительством меры не приведут к снижению инфляции. Почему?
Уличающие вопросы (задаются, если в ответах есть явные противоречия; когда ответы противоречат проверенной информации, имеющейся у журналиста). Пример: Вы говорили, что в городе снизилось число ДТП. А вот официальная статистика свидетельствует о росте ДТП на 5% за прошедший квартал. Кто ошибается?
Количественные вопросы (задаются для выяснения количественных характеристик объекта или события). Пример: И все-таки, сколько бюджетных мест будет сокращено?
Гипотетические вопросы (побуждающие собеседника к прогнозированию, выдвижению гипотез, предположений). Пример: Чем же грозит человечеству глобальное потепление?
Переходные вопросы (вопросы, позволяющие менять направление беседы). Пример: Ну вот, о работе поговорили. А как вы отдыхаете?
Вопросы, которых следует избегать:
- риторические;
- подсказывающие;
- льстивые;
- провокационные.
3. Постинтервью. Закончив беседу, сразу зафиксируйте все, что показалась вам важным (результаты наблюдения за поведением собеседника, возникавшие ассоциации, детали обстановки и т.д.). Это поможет нарисовать верный психологический портрет собеседника - для аудитории важно не только то, что говорится, но и то, кто это говорит.
Серьезная проблема на данном этапе - проверка полученной информации. Дело в том, что даты, имена, географические названия и многое другое люди обычно называют по памяти. Если же речь идет о событиях, отдаленных по времени, ошибки почти неизбежны. Не исключен и другой вариант - собеседник может иметь собственные планы относительно интервью и сознательно искажать факты.
4. Работа над текстом. Сначала разрабатывается структура материала. Как представить собеседника? Как скомпановать вопросы? Нужны ли авторские комментарии? Если да, то как их лучше подать?, - вот далеко не полный перечень вопросов, стоящих перед журналистом.
Немалых усилий требует и литературная обработка ответов собеседника. Главная трудность состоит в том, чтобы, не нарушая норм литературного языка, сохранить специфику речи собеседника и одновременно сделать текст понятным массовому читателю.
Визирование – согласование окончательного текста интервью с собеседником. С точки зрения закона – не обязательно, сточки зрения профессиональной этики – обязательно.
ЛЕКЦИЯ 8
Информационные жанры радио и телевидения.
План:
-
Информационные жанры радиожурналистики.
-
Информационные жанры тележурналистики.
1. Информационные жанры радиожурналистики.
Система жанров складывалась на радио исторически. Некоторые жанры перешли в радиожурналистику из системы печати, другие возникли и развивались уже на радио в силу его специфики.
Как и в печати, жанры радиожурналистики делятся на три основные группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические.
При этом критерии разграничения жанровых групп, свойственные жанрам печати, сохранились.
А вот сами радиожанры существенно отличаются и от жанров периодической печати.
Средство передачи информации на радио - звук (речь, музыка, шумы). Именно этот факт и обусловил как специфическое использование в радиожурналистике традиционных жанров печати, так и появление особых радиожанров (беседа, радиоперекличка, радиокомпозиция).
К информационным (новостным) жанрам радиожурналистики относят информационную заметку, радиокорреспонденцию, радиорепортаж и интервью.
Как и в печати, новостные жанры радио имеют общую функцию - оперативно сообщать слушателям важнейшую информацию об актуальных или интересных событиях.
Информационная заметка - основной жанр новостных радиопрограмм. Всегда связана с конкретным событием, сообщает аудитории новость или дополнительные сведения об известных событиях.
Тематика информационной заметки весьма широка. Основные требования - точность, объективность, оперативность, актуальность.
Для подготовки текста радиозаметки вполне годятся схемы построения новостных материалов, применяемые в печати. Однако есть и специфический прием - повторение сути сообщения. Радиослушатель не может вернуться к тому, что уже произнес диктор, поэтому повторение важнейшей информации в конце сообщения помогает ему понять и запомнить сказанное.
Отсюда - особая композиционная схема. Например, “перевернутая пирамида” для радио выглядит так:
ХЕДЛАЙН - ХЕДЛАЙН - ХЕДЛАЙН - ХЕДЛАЙН
ЛИД - ЛИД - ЛИД - ЛИД - ЛИД - ЛИД - ЛИД
КОРПУС - КОРПУС - КОРПУС
КОРПУС ------ КОРПУС
КОРПУС
ХЕДЛАЙН – ХЕДЛАЙН - ХЕДЛАЙН – ХЕДЛАЙН
Такое построение может использоваться и в отдельном материале, и в радиопрограмме в целом:
АНОНС - АНОНС - АНОНС - АНОНС - АНОНС
НОВОСТНЫЕ СООБЩЕНИЯ
по степени убывания значимости
------------------ // -----------------
-------------- // -------------
--------- // ---------
---- // ----
КРАТКОЕ ПОВТОРЕНИЕ ГЛАВНОГО
Технические возможности радио позволяют достигать полной оперативности, то есть рассказывать о событии в тот момент, когда оно происходит. Наиболее полно это проявляется в радиорепортаже, но и в заметке активно используются приемы актуализации новости за счет подчеркивания оперативности сообщения. Многие радиозаметки начинаются, например, так: “Только что нам стало известно...”, “В эти минуты в Москве начинается матч...” и т. п.
Еще одна уникальная возможность радио - документальная звукозапись. В радиозаметке она чаще всего используется в виде речи участника (очевидца) события, логически продолжающей предшествующий дикторский текст.
Заметки пишут корреспонденты, а читают, как правило, дикторы. Этот факт вместе со спецификой восприятия информации аудиторией (на слух) обусловливает особые требования к языку радиозаметки. Суть их в том, что текст должен быть удобопроизносимым и полностью понятным.
Не следует:
- употреблять незнакомые слушателям слова. Если без этого нельзя обойтись - обязательно пояснить, расшифровать;
- усложнять фразы. Оптимальное количество слов в предложении - 10 - 12. Средняя фраза газетного сообщения превышает 20 слов и содержит несколько смысловых единиц, что оправдано - читатель всегда может приостановить чтение и вникнуть в смысл. Радиослушатель такой возможности лишен. Поэтому в радиозаметке лучше использовать простые предложения, каждое из которых логически продолжает предшествующее.
- употреблять аббревиатуры, сокращения.
На слух с трудом воспринимаются личные имена (особенно иностранные), должности, цифры. Чтобы облегчить их восприятие и запоминание, имена и должности можно повторять в различных формах, сокращения - расшифровывать, цифры - давать в сравнении с тем, что хорошо известно слушателю.
Радиокорреспонденция.
В печати корреспонденция относится к группе аналитических жанров. Радиокорреспонденция - жанр информационный, ее можно соотнести с расширенной информацией.
Функция радиокорреспонденции состоит в том, чтобы более подробно, чем в радиозаметке, рассказать о событии и дать ему оценку.
Нередко заметка и корреспонденция для радио готовятся одновременно - заметка для выпусков новостей, корреспонденция - как самостоятельный материал. Корреспонденцию, как правило, читает не диктор или ведущий, а сам автор - это повышает уровень достоверности.
Иногда радиокорреспонденция строится как подробный, детализированный и хронологически последовательный рассказ о событии. В этом случае она напоминает газетный отчет.
Другая схема предполагает условное разделение материала на два элемента - собственно сообщение о новости и авторский комментарий к ней. Такую разновидность радиокорреспонденции называют комментированной новостью.