ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.09.2019

Просмотров: 1106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Радиорепортаж - наиболее специфический жанр радиожурналистики. Именно в нем особенно ярко реализуется способность радио рассказывать о событии в тот момент, когда оно происходит.

Выполняя ту же функцию, что и газетный репортаж (оперативно, достаточно подробно и эмоционально сообщить об авторском видении неординарного события), радиорепортаж использует для этого собственные выразительные средства радио - слово, шумы, музыку.


Рассказ журналиста о событии по мере его развития с одновременной передачей в эфир называется прямым репортажем. Именно этот вид репортажа развивался на радио до внедрения электромагнитной звукозаписи. И хотя современная техника позволяет радиожурналистам вести “репортажи” не выходя из студии, профессионал всегда понимает, что только прямая причастность репортера к событию создает ту эмоциональную искренность, адекватную происходящему динамичность, без которых слушатели никогда не ощутят эффект присутствия.

И все-таки необходимость записи репортажа на пленку есть. Во-первых, событие может происходить в то время, когда большая часть аудитории не слушает радио. Во-вторых, не всегда на освещение события можно выделить столько эфирного времени, сколько оно длилось в действительности. В таких случаях, перемещая событие во времени или сокращая его действительное время, журналист выбирает для монтажа самое существенное, динамичное, эмоциональное - те наиболее яркие фрагменты, совокупность которых воссоздаст достаточно полную картину происходившего.


Разумеется, такой репортаж уже нельзя назвать прямым - мы имеем дело не с реальным событием, а с его воспроизведением. Факты, отраженные в рассказе репортера, сжимаются, уплотняются, соединяются друг с другом путем исключения разделявших их промежутков времени.

Воспроизводимые фрагменты события соединяются не механически - журналист связывает их своим комментарием, описательным рассказом или иным способом.


Композиция радиорепортажа. Вводная часть включает два обязательных элемента - мотивировка темы и описание места события. Мотивируя тему репортажа, журналист сообщает, о чем идет речь, объясняет значение события и определяет свою задачу. Описательный рассказ предполагает описание места действия, погоды, обстановки, внешности и настроения участников события.


Основная часть - рассказ репортера о событии. Кроме речи автора, может содержать интервью с участниками и очевидцами, комментарии специалистов.


В заключительной части автор подводит итог происшедшего, дает его оценку.

Репортажи о крупных, многоплановых событиях могут вести несколько репортеров. В такой ситуации особенно важно четко распределить их обязанности. Один журналист, например, может описывать развитие события, другой - комментировать и оценивать происходящее, третий - интервьюировать участников. Поочередное включение микрофонов позволит слушателям получить более полную информацию о событии.



Радиорепортаж функционирует как самостоятельно, так и в качестве составной части большой радиопередачи. При этом, однако, он полностью сохраняет свое основное качество - представляет собой достоверное отражение реального события, увиденного автором.



Интервью. Интервью, как и репортаж, пришло на радио из печатных СМИ. Используется и как самостоятельный материал, и как составная часть сложной радиопередачи (новостной программы, радиожурнала), и как элемент другого жанра (репортажа, очерка).


В первом варианте интервью обладает композиционной и сюжетной завершенностью.


Композиция:

- вводная часть (мотивировка темы, представление собеседника, постановка задачи);

- основная часть (взаимосвязанные и взаимообусловленные вопросы журналиста в рамках определенной темы и соответственно ответы собеседника, освещающие тему);

- заключение (как правило, журналист напоминает, с кем и о чем шел разговор и повторяет основные выводы).


Совпадая с газетным по предмету отражения, по функции и другим критериям, радиоинтервью имеет специфические черты, обусловленные способом передачи информации. Так, журналист-газетчик сам излагает ответы собеседника. Даже диктофонная запись беседы, как правило, специально обрабатывается для печати. Радиоинтервью нередко идет в прямой эфир, то есть создается в тот момент, когда его получает слушатель.

Конечно, предварительная запись на пленку позволяет вносить в текст коррективы, например, изменить порядок вопросов, переформулировать некоторые из них, сократить затянутые ответы. Но и в этом случае радиоинтервью сохраняет голос, стиль речи, интонацию говорящего. Таким образом, если в газетном интервью важно, что сказал собеседник, то в радиоинтервью - что и как сказал.


Следовательно, интервью для радио требует особенно тщательной подготовки. Чаще всего она проводится в форме предварительной беседы с интервьюируемым, во время которой выясняется его взгляд на обсуждаемую проблему, настрой на беседу, корректируются и уточняются вопросы, определяется их последовательность.


Интервью, использованное в качестве элемента сложной передачи или другого жанра, чаще всего не имеет композиционной и сюжетной завершенности и может существовать только в рамках целого.

Информационные жанры тележурналистики.


Телевидение возникло как электронный способ передачи на расстояние звукозрительных образов реальной действительности и, став новым средством массовой информации, во многом восприняло функции, методы и формы творчества печати и радио.

Естественно, этот процесс не был механическим. Как жанровая система публицистики в целом, так и отдельные жанры приобрели на телевидении немало специфических черт. Изменения обусловливались в первую очередь богатством выразительных средств ТВ - движущийся зрительный образ, звук, неподвижное изображение, текст.



Однако определение жанра телевизионного произведения возможно на основе критериев, применяемых общей теории журналистики - своеобразия объекта познания, функции, масштаба освещения действительности, авторской позиции и уровня выводов и обобщений, особенностей выразительно-изобразительных средств.


Что же касается жанровых групп, то здесь практика телевидения выработала свой, особый подход, увязав общепублицистический функциональный критерий с тремя основными вариантами изображения реальности и соответствующими им способами композиционной организации телематериалов.

1. Простая фиксация реальности. Автор стремится с максимальной объективностью показать конкретное событие. Композиция таких материалов диктуется развитием самого объекта. Такой подход к изображению реальности характерен для новостной тележурналистики.

2. Интерпретация фактов, явлений и событий в русле стоящей творческой задачи. Композиция определяется не фабулой события, а замыслом автора. Этот подход реализуется в жанрах аналитической тележурналистики.

3. Образное отражение действительности. Сохраняя документальность, автор может использовать художественные выразительные средства вплоть до актерской игры. Композиция зависит от образной системы, избранной автором.

Доминирующая функция как общий, объединяющий признак жанровой группы не утрачивает свое значение: новостные жанры сообщают, аналитические интерпретируют, художественно-публицистические типизируют, обобщают, раскрывают типическое через индивидуальное.


Жанровая система современного телевидения:

новостные жанры - заметка (сюжет), выступление, интервью (его разновидность - пресс-конференция), репортаж;

аналитические жанры - беседа, комментарий, корреспонденция, обозрение;

художественно публицистические жанры - зарисовка, очерк, эссе, фельетон, памфлет.

Заметка (сюжет). На телевидении заметкой называют как короткое устное сообщение о событии, так небольшой видеоматериал, показывающий основные моменты развития события в их естественной последовательности. Заметка (сюжет) - основной жанр телевизионных новостных программ.

Вербальная (устная) заметка передается без видеоряда. Это происходит, когда новость представляет несомненный интерес для аудитории, а сделать видеосъемку события невозможно (или видеоматериалы еще не получены). Иногда вербальные заметки передаются блоками (подборками), объединенными по тематике.

Видеозаметки (сюжеты) разделяются на две группы.

К первой относятся сообщения о традиционных по форме событиях (чаще всего - официального характера) - сессии законодательных органов, визиты, пресс-конференции и так далее. Стандартный монтажный лист, применяемый в таких случаях, позволяет оператору самому, без участия журналиста, отобрать нужный визуальный материал. Дальнейшая работа - монтаж отснятого материала и написание закадрового текста. Закадровый текст заметок этого типа читает ведущий информационной программы или диктор.


Вторая разновидность - сценарная (авторская) заметка - требует активного участия журналиста во всем творческо-производственном процессе. Журналист отбирает событие, заранее продумывает характер съемки и монтажа. Нередко готовится полный сценарный план, включающий определение идеи и темы сюжета, краткое изложение содержания, поэпизодное изобразительное решение.

Таким образом, работа журналиста при подготовке авторской заметки включает следующие действия: выбор темы, разработка идеи, изучение объекта, создание сценарного плана, участие в съемке и монтаже, написание текста.

Закадровый текст сюжета обычно читает сам автор. Работая над ним, журналист должен учитывать два важнейших обстоятельства. Во-первых, отличие устной речи от письменной. Во-вторых - наличие видеоряда. Текст телевизионной авторской заметки должен быть информационно насыщенным, но лаконичным, не содержать сложных языковых конструкций и труднопроизносимых слов, канцеляризмов, профессионализмов и непонятных аудитории терминов. Недопустимо дублирование видеоряда вербальной частью заметки.

Отчет. Предметом отчета на телевидении выступают, как правило, события повышенной социальной значимости.

Некомментированный отчет готовится следующим образом: событие (чаще всего - какое-то официальное мероприятие) полностью записывают, затем показывают в сокращенном варианте.

Комментированный отчет. Сценарный план отчета заранее не пишется, но журналист, задумавший комментировать событие, должен наблюдать его развитие. Кроме того, присутствие журналиста на съемке поможет и при монтаже, и при написании текста.

Специфической разновидностью отчета можно назвать и прямую трансляцию какого-либо события (важные политические события, спортивные состязания). В таких ситуациях журналист комментирует происходящее «по ходу» действия, что возможно только при наличии опыта и специальных знаний, умений и навыков.


Интервью. Английское interview переводится как «беседа». Любопытна семантика термина: префикс inter имеет значение взаимодействия, а одно из значений слова view - взгляд, мнение. Интервью, таким образом, можно трактовать и как обмен мнениями, взглядами.

В печати такой обмен информацией осуществляется лишь в интервью-беседе. На телевидении же диалог, общение является формой существования многих публицистических программ («Герой дня», «Час пик», «Времена», «Момент истины» и другие). Тележурналист в таких случаях не просто берет интервью, он строит на основе беседы целостную передачу, выступает как интервьюер и как ведущий одновременно.

Нас, однако, интересует телеинтервью как информационный жанр журналистики, поэтому остановимся на наиболее часто встречающихся в новостных программах типах интервью.

Протокольное интервью проводится для получения официальных разъяснений по каким-то важным и актуальным проблемам. Интервьюируются политики, государственные деятели, служащие органов управления, бизнесмены и другие лица, обладающие необходимой информацией, способные полно и компетентно ответить на вопросы.


Вопросы протокольного интервью, как правило, заранее согласовываются; официальный характер беседы не позволяет “по ходу” менять ее сценарий, задавая внезапно появившиеся вопросы или добиваясь от собеседника развития темы, дополнений и уточнений. Роль журналиста в данном случае сводится к четкой, точной и корректной формулировке вопросов. Высказывать в протокольном интервью собственное мнение журналиста не принято.

Интервью-анкета позволяет выяснить мнения различных людей по какому-либо вопросу. Обычно проводится как серия стандартных интервью - собеседникам задается один и тот же вопрос (или вопросы). Хотя интервью-анкета и не представляет большой сложности, начинающих журналистов иногда постигают неудачи из-за неверно выбранного предмета разговора. Избранный для интервью вопрос должен отвечать трем требованиям: быть дискуссионным, вызывать общественный интерес, находиться на уровне компетенции опрашиваемых.

Информационное интервью можно встретить как в новостных, так и в публицистических программах. Собеседником может быть любой человек, располагающий необходимыми журналисту сведениями. Беседа не носит официального характера, поэтому ее тон близок к обычному, может иметь эмоциональную окраску.

Получение нужной информации - главная цель интервью. Но опытные журналисты нередко усложняют задачу, стремятся одновременно выявить особенности личности собеседника. Средством достижения этой цели выступают индивидуализированные вопросы и импровизация.

Кроме названных, современное телевидение активно использует и другие виды интервью: портретное интервью, проблемное интервью, пресс-конференцию, телемост, дискуссию. Однако эти разновидности интервью выходят за рамки информационности и по своей функции, содержанию, структуре, изобразительным средствам примыкают к группе аналитических жанров.

Репортаж. На телевидении, как и в печати, репортажем называют оперативный образно-эмоциональный рассказ о событии, очевидцем или участником которого был журналист.


Газетный репортер должен словами “нарисовать” увиденное событие, описание - главная составляющая его творческой работы. Это относится и к радиорепортерам.

На телевидении все иначе. Событие здесь фиксируется телекамерой, нередко журналист и зритель наблюдают его одновременно. Рассказывать о происходящем, описывать его нет смысла. Телерепортер должен сосредоточить внимание на закадровых пояснениях, на рассказе о тех обстоятельствах события, которые зрители не могут наблюдать.

По способу трансляции репортаж на ТВ бывает прямым (транслируется в эфир в момент события) и фиксированным (предварительно записывается на видео).

По особенностям звукового сопровождения различают синхронный (содержащий естественные шумы события и речь его участников) и немой (видеоряд лишен естественных шумов и звуков, закадровый текст читает диктор или сам репортер) репортажи.