ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.09.2019
Просмотров: 1800
Скачиваний: 1
Фактологическая информация. Факты, так же как и иные виды знания, устанавливаются в ходе познания действительности разными методами3. Чаще всего под фактом в журналистике понимают описание какого-то явления, события, процесса, ситуации. Хотя на самом деле это понятие гораздо шире изложенного и представляет собой достоверное знание о существовании самых разнообразных явлений как предметного, так и информационного плана. Надо заметить, что фактами иногда называют и сами события, явления, процессы и пр. В этом случае говорят об онтологическом плане факта. Для журналиста факты – это прежде всего достоверные сведения, устанавливающие реальность существования каких-либо явлений (предметного или идеального, т.е. информационного ряда) в настоящем или прошлом.
Вероятностная информация. Она включает предположение или совокупность предположений о настоящем, прошлом или о будущем каких-либо явлений. Предположения могут опираться на достоверную информацию о предмете суждения или же могут быть вообще лишены всяких оснований.
Предположения, относящиеся к будущему, называются прогнозами (прогноз означает в переводе с латыни – предвидение). Как уже говорилось ранее, прогнозы бывают разными по степени их обоснованности, серьезности. В любом случае их реализация зависит как от известных «прогнозисту» факторов, так и от неизвестных. Чем больше таких «неизвестных», тем труднее предсказать будущее того или иного интересующего читателя явления. И даже если предположить, что автору прогноза известны все факторы (что вряд ли возможно), то и в этом случае он не всегда может «просчитать», какой в итоге будет «равнодействующая» их взаимного влияния. Предположения могут относиться и к прошлому. В этом случае их обычно не называют прогнозами, поскольку намерение «предвидеть» по отношению к событиям, которые уже когда-то произошли, выглядит несуразно. Чаще всего предположения, адресованные прошлому, называются гипотезами (хотя иная гипотеза может представлять собой суждение о будущем). Если существует множество предположений относительно одного и того же предмета, то каждое из них называется версией.
Превентивная информация. Под ней понимают сообщения о событиях, которые «запланированы» и с большой степенью вероятности должны произойти в ближайшем будущем. Превентивную информацию можно считать разновидностью вероятностной. Однако она обладает и своими особыми чертами, позволяющими относить ее к самостоятельному типу информации.
Оценочная информация. Как известно, оценка представляет собой отношение субъекта оценки (журналиста или любого другого человека) к оцениваемому предмету. Это отношение возникает в результате сравнения предмета оценки с определенными критериями, в качестве которых могут выступать потребности, интересы, идеалы, нормы, образцы, стандарты и пр. Оценочными часто являются сообщения о всевозможных явлениях информационного плана (книгах, фильмах, пьесах и пр.). Но оценка, разумеется, может выноситься по отношению к любому предмету выступления.
16. Отчёт как жанр новостной журналистики
Отчет - информационный жанр, представляющий собой развернутое, детализированное и хронологически последовательное сообщение о социально-значимом или интересном для аудитории событии.
Как и заметка, отчет - один из старейших жанров печатной периодики. Уже в первых европейских газетах публиковались подробные сообщения о королевских приемах, о встречах иностранных послов. В петровских “Ведомостях” читатели находили отчеты о военных действиях, о поездках царя, о состоянии торговых дел.
Так, в номере «Ведомостей» от 2 июля 1709 года было помещено письмо Петра царевичу, сообщавшее о победе над шведами под Полтавою. Сообщение, написанное по свежим следам события, содержало главные сведения о событии, на что указывал сам автор: «подробно вскоре писать будем, а ныне за скоростию невозможно».
Подробный отчет Петра «о зело превеликой виктории», которая была одержана благодаря храбрости солдат «малою войск наших кровию», о тысячах взятых в плен шведских солдат и офицеров, среди которых оказались и «генерал фелтмаршал господин Рейншилт, купно с четырми генералы», а также «министр граф Пепер с секретарями Емерлином и Ци-дергермом», появился в номере от 15 июля.
Но, хотя в отчетах рассказывалось о самых разных событиях, этому жанру изначально был присущ некоторый официальный оттенок. Эта специфическая черта в полной мере сохранилась в русской журналистике 19 века и перешла в советскую. “О чем сообщают в отчетах? О собраниях и конференциях, о встречах и совещаниях, о судебных заседаниях и тому подобных событиях...” (“Жанры советской газеты”, М., 1980).
Действительно, тематика жанра в советской журналистике весьма узка - предметом отчета становились преимущественно официальные мероприятия (партийные съезды, пленумы и собрания, сессии Советов, официальные торжества, приезды зарубежных политических деятелей и т.д.). За эти тематические рамки выходили только спортивные и судебные отчеты, но последние появлялись на страницах газет не очень часто.
Приданный жанру официальный характер обусловливал жесткий схематизм материалов, протокольный язык и стиль, использование штампов, лишал журналистов возможности творчески подойти к освещению события. Поэтому особой популярностью у авторов жанр отчета не пользовался.
Сегодня тематика жанра значительно расширилась. Наряду с традиционными отчетами (о заседаниях правительства, государственной Думы, деловых поездках руководителей страны и т.д.) на страницах газет и журналов встречаем отчеты о конкурсах красоты, о религиозных службах, о тренировках космонавтов, о событиях светской жизни и о многом другом. Да и традиционные отчеты уже не пишутся по строгим канонам - тон их стал более свободным, язык - ярким, авторы не боятся выразить собственное отношение к событию, даже если оценивают его критически.
Жанрообразующие признаки отчета
Предметом отчета является завершившееся событие, актуальное или интересное для аудитории, или завершенный этап события.
Заметку можно написать и опубликовать даже до события, если журналист располагает достоверными сведениями о нем. Ведь задача автора - оперативно сообщить новость, рассказать только самое главное.
Отчет же пишется лишь о завершившемся событии, так как его функция - сообщение полной (насколько это возможно и необходимо) детализированной информации о событии в рамках его пространственно-временной схемы. Как новостной жанр отчет уступает заметке в оперативности, но несет большую информационную нагрузку.
Как и в заметке, масштаб охвата действительности в отчете определяется конкретным событием.
Авторская оценка, уровень выводов и обобщений. Хронологически последовательное воспроизведение уже завершившегося события позволяет автору отчета выделить его главные черты, наиболее характерные проявления, уделить внимание деталям, определить важность отдельных фактов и дать общую оценку.
Наличие достаточно полной информации о событии, знание (благодаря завершенности) его места в ряду других явлений действительности делают возможными в отчете авторские выводы и обобщения. При этом важно учитывать, что оценочные элементы в отчете могут быть как результатом чувственно-эмоционального восприятия события, так и итогом логического анализа.
Способ познания действительности и характер литературно-стилистических средств. Наряду с эмпирическими (главным образом наблюдением) автору отчета приходится активно применять такие теоретические методы познания действительности, как анализ, синтез, сравнение, аналогия.
Стилистические особенности отчета определяются, во-первых, его принадлежностью к новостным жанрам (отсюда - характерная тенденция к экономии языковых средств), и, во-вторых, конкретной темой.
Если отчет об официальном правительственном мероприятии предполагает определенную сдержанность тона, использование нейтральной лексики, то в отчете, например, о финале конкурса красоты “Мисс Москва” совершенно уместны и эпитеты, и метафоры, и слова молодежного жаргона. Вполне допустим и ироничный тон - так автор показывает свое отношение к этому и аналогичным конкурсам.
Жанр отчета позволяет использовать все схемы построения новостных материалов. Вместе с тем есть определенная зависимость между композицией отчета и его видом.
17.Специфика новостного элемента в разных видах отчёта. Деталь в отчёте
В отчете должны быть изложены основные темы, положения и идеи докладов, речей, выступлений лиц, принимающих участие в обсуждении. В качестве деталей выступают отдельные реплики, реакции слушателей на выступление (аплодисменты, дискуссия и т.д.). Отчету свойственна предельная документальность и близость к словам говорящих, а также определенная сухость слога. Одно из главных требований к автору отчета – точность передачи сути высказываний говорящих. Журналист может использовать как прямую речь, цитаты, косвенную речь, так и на основе полученных из доклада сведений написать текст. Информационный отчет-это развернутое информационное сообщение о событии сферы окружающей действительности (конференции, заседания, симпозиумы, семинары, собрания и пр.), т.е. о том событии, на котором совершается большой обмен информацией. В отчете должны быть представлены основные темы, положения и идеи докладов, речей, выступлений лиц, принимающих участие в обсуждении. В качестве деталей выступают отдельные реплики, реакции слушателей на выступление (аплодисменты, дискуссия и т.д.). Отчету свойственна предельная документальность и близость к словам говорящих, а также определенная сухость слога. Одно из главных требований к автору отчета – точность передачи сути высказываний говорящих. Журналист может использовать как прямую речь, цитаты, косвенную речь, так и на основе полученных из доклада сведений написать текст.
Виды отчета. Прямой информационный отчет – воспроизводит событие в хронологическом порядке. Журналист подробно отражает происходящее, ничего не комментируя. Однако его позиция может выражаться в акцентировании внимания на определенных деталях, например, доклады некоторых лиц могут быть более детализированы. Аналитический отчет – рассказывая о событии, журналист сообщает подробности с некоторыми комментариями. Для этого он имеет право привлекать дополнительные сведения, факты, цифры, мнения, вычленяя наиболее актуальные проблемы, затронутые в выступлениях рассказчиков. Тематический отчет – нарушает хронологический порядок события, автор выбирает доклады, связанные одной-двумя темами, проблемами, отказывается от побочных деталей и уделяет внимание выступлениям людей, затронувших выбранную им тему.
Жанр информационного отчета – один из часто используемых информационными агентствами. Отчет представляет собой развернутое, детализированное сообщение о конкретном событии – конференции, заседании, симпозиуме, семинаре, собрании и т.д. В информационном отчете целью автора является точное (хотя и без подробностей и комментариев) изложение увиденного и услышанного.
18. Репортаж как жанр новостной журналистики
Латинское “reportare” - “передавать, сообщать”. В первой половине Х1Х века в Англии словом “репортер” стали называть журналистов, сообщавших в редакции новости о дебатах в парламенте, о судебных процессах. Позднее название закрепилось за сотрудниками СМИ, работающими в сфере новостной журналистики.
Как газетный жанр репортаж начал формироваться относительно рано. Отдельные репортажные элементы встречаются уже в первых периодических изданиях. Они появлялись тогда, когда авторы, стремясь полнее отразить описываемые события, сообщали не только об их фактической основе, но и о своих собственных впечатлениях, испытанных эмоциях, пережитых чувствах.
Во второй половине Х1Х века понятие «репортаж» прочно связывается с понятием «сенсация». Западные, прежде всего американские журналисты используют этот жанр, чтобы рассказывать читателям о пикантные истории из жизни миллионеров, высшего света, живописать ограбления, уличные происшествия и т.п.
Такой же процесс развивается и в России – «Русское слово», «Новое время», «Московский листок», «Газета-копейка» и другие издания охотно публикуют яркие и живые описания скандалов, происшествий. При этом авторы часто искусственно драматизируют происходящее. Материал для таких репортажей часто добывался «…окольными путями, хитростью, порой обманом и даже ценою риска быть спущенным с лестницы» (И.А. Волков. 20 лет по газетному морю).
Но уже в конце 19 века жанр репортажа начинают осваивать журналисты, решающие совсем иные задачи. Жанровые особенности репортажа позволяют ярко и правдиво показывать социальную действительность, реальную жизнь общества, прежде всего – острые социальные проблемы.
В США репортах активно используют «разгребатели грязи»; в России титул «Король репортеров» коллеги присваивают Владимиру Гиляровскому, материалы которого знакомят читателя с жизнью городского «дна», с подробностями Ходынской катастрофы, с ужасной эксплуатацией рабочих на подмосковных фабриках.
В советской журналистике репортах сразу оказался в центре острой дискуссии. С одной стороны, некоторые теоретики утверждали, что советской печати этот жанр чужд, что он создан на потребу буржуазной аудитории. Но с другой стороны, уже в годы гражданской войны на страницах «Правды» и «Известий» появляются яркие репортажи А. Серафимовича, Д. Фурманова, Л. Рейснер. В годы первых пятилеток М. Кольцов, А. Колосов, Л. Кассиль и другие репортеры рассказывают читателям о Днепрогэсе и Магнитогорске, о трудовом подвиге А. Стаханова, о полетах В. Чкалова…
8 сентября 1935 года в газете «Правда» публикуется передовая статья «О советском репортаже», в которой говорилось о большом значении этого жанра для развития всей советской печати.
В годы Великой Отечественной войны фронтовыми репортерами стали Б. Полевой, Е. Петров, К. Симонов, С. Борзенко, П. Лидов.
В послевоенные годы репортаж прочно утвердился в советской журналистике. Многие журналисты и исследователи считают его одним из самых эффективных жанров публицистики благодаря тому обстоятельству, что репортаж позволяет соединять оперативную подачу информации с ее анализом.
Сегодня репортаж востребован как печатными СМИ, так и ТВ и РВ. Причины – как уникальные возможности этого жанра, так и тенденция к сокращению доли собственно аналитических (корреспонденция, статья) и особенно художественно-публицистических (очерк) публикаций, явно просматривающаяся во многих изданиях. Репортаж в такой ситуации в определенной мере компенсирует недостаток как исследовательских, так и образных текстов.
Жанрообразующие признаки репортажа
Современный репортаж - новостной жанр, предполагающий оперативное, наглядное, эмоционально насыщенное освещение актуальных или интересных событий, участником или очевидцем которых является автор.
Предмет познания в репортаже имеет свою специфику. В случае с заметкой и отчетом мы подчеркивали два качества предмета – актуальность или интересность. Репортаж предполагает воспроизведение авторского, субъективно-личностного восприятия события. Значит, событие должно, как минимум, вызывать у журналиста эмоциональный отклик. Предметом репортажа становится, как правило, неординарное событие, глубоко заинтересовавшее автора.
В западной журналистике репортаж прочно связан с событием-сенсацией (катастрофы, громкие уголовные преступления, финансовые и политические скандалы и т. п.). Такого рода события нередко становились предметом репортерского интереса и в русской дореволюционной прессе, есть репортажи, основанные на событиях-сенсациях, и в современных СМИ.