ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.09.2019

Просмотров: 6222

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

46

 

нях

Не

 

стала

 

исключением

 

и

 

принятая

 14 

октября

 2010 

г

Концепция

 

раз

-

вития

 

уголовно

-

исполнительной

 

системы

 

Российской

 

Федерации

 

до

 

2020 

года

 (

далее

 â€“ 

Концепция

). 

На

 

основании

 

ч

. 5 

раздела

 III 

Концепции

 

предполагается

 

увеличение

 

к

 2020 

г

общей

 

численности

 

лиц

осужденных

 

к

 

наказаниям

не

 

связанным

 

с

 

изоляцией

 

осужденного

 

от

 

общества

на

 200 

тыс

человек

 

за

 

счет

 

применения

 

ограничения

 

свободы

 

и

 

других

 

видов

 

на

-

казаний

увеличения

 

количества

 

санкций

предусматривающих

 

наказания

не

 

связанные

 

с

 

изоляцией

 

от

 

общества

и

 

расширения

 

практики

 

назначе

-

ния

 

данных

 

наказаний

 

судами

Эффективное

 

применение

 

наказаний

аль

-

тернативных

 

лишению

 

свободы

в

 

отношении

 

лиц

совершивших

 

преступ

-

ления

 

небольшой

 

и

 

средней

 

тяжести

должно

 

обеспечивать

 

защиту

 

обще

-

ства

 

от

 

преступника

снижение

 

уровня

 

криминализации

 

общества

разоб

-

щение

 

преступного

 

сообщества

снижение

 

численности

 

лиц

содержащих

-

ся

 

в

 

учреждениях

 

уголовно

-

исполнительной

 

системы

В

 

настоящее

 

время

 

политика

 

в

 

сфере

 

назначения

 

и

 

исполнения

 

уго

-

ловных

 

наказаний

 

проводится

 

по

 

двум

 

направлениям

Во

-

первых

расши

-

рятся

 

круг

 

преступлений

за

 

которые

 

предусмотрены

 

альтернативные

 

на

-

казания

Во

-

вторых

вводятся

 

новые

 

виды

 

наказаний

не

 

связанных

 

с

 

изо

-

ляцией

 

осужденного

 

от

 

общества

Так

Федеральный

 

закон

 

от

 7 

декабря

 2011 

г

№

 420-

ФЗ

  Â«

О

 

внесении

 

изменений

 

в

 

Уголовный

 

кодекс

 

Российской

 

Федерации

 

и

 

отдельные

 

законо

-

дательные

 

акты

 

Российской

 

Федерации

» 

ввел

 

новое

 

наказание

 â€“ 

принуди

-

тельные

 

работы

В

 

соответствии

 

с

 

ч

. 3 

ст

. 8 

указанного

 

Федерального

 

закона

данное

 

наказание

 

будет

 

применяться

 

с

 1 

января

 2013 

г

Новая

 

редакция

 

уголовного

 

наказания

 

в

 

виде

 

ограничения

 

свободы

 

была

 

введена

 

Федеральным

 

законом

 

от

 27 

декабря

 2009 

г

№

 377-

ФЗ

 

«

О

 

внесении

 

изменений

 

в

 

отдельные

 

законодательные

 

акты

 

Российской

 

Федерации

 

в

 

связи

 

с

 

введением

 

в

 

действие

 

положений

 

Уголовного

 

кодекса

 

Российской

 

Федерации

 

и

 

Уголовно

-

исполнительного

 

кодекса

 

Российской

 

Федерации

 

о

 

наказании

 

в

 

виде

 

ограничения

 

свободы

». 

Таким

 

образом

в

 

настоящее

 

время

 

уже

 

сложилась

 

определенная

 

практика

 

назначения

 

и

 

ис

-

полнения

 

данного

 

вида

 

наказания

Необходимо

 

отметить

что

 

уголовное

 

наказание

 

в

 

виде

 

ограничения

 

свободы

 

достаточно

 

эффективно

 

вписалось

 

в

 

систему

 

наказаний

Числен

-

ность

 

осужденных

 

к

 

ограничению

 

свободы

состоявших

 

на

 

учете

 

в

 

уго

-

ловно

-

исполнительных

 

инспекциях

 

за

 

январь

 â€“ 

сентябрь

 2011 

г

составила

 

16 360, 

что

 

на

 203,13 % 

больше

чем

 

за

 

аналогичный

 

период

 2010 

г

Вме

-

сте

 

с

 

тем

по

 

прежнему

остается

 

не

 

разрешенным

 

ряд

 

вопросов

связан

-

ных

 

с

 

назначением

 

и

 

исполнением

 

данного

 

вида

 

наказания

.  

Во

-

первых

несоответствие

 

карательного

 

содержания

 

наказания

 

в

 

ви

-

де

 

ограничения

 

свободы

 

его

 

месту

 

в

 

системе

 

наказаний

Федеральный

 

за

-

кон

 

№

 377-

ФЗ

 

должен

 

был

 

изменить

 

его

 

место

 

в

 

иерархической

 

лестнице

 


background image

47

 

наказаний

однако

 

законодатель

 

этого

 

не

 

сделал

В

 

связи

 

с

 

этим

 

ограниче

-

ние

 

свободы

 

по

 

идее

 

законодателя

 â€“ 

наказание

 

более

 

строгое

нежели

 

ис

-

правительные

 

и

 

обязательные

 

работы

.  

Однако

 

ограничение

 

свободы

 

в

 

настоящее

 

время

 â€“ 

более

 

мягкий

 

вид

 

уголовного

 

наказания

поэтому

 

оно

 

не

 

может

 

находиться

 

под

 

п

. «

з

» 

ст

. 44 

УК

 

РФ

Оно

 

должно

 

занять

 

более

 

высокую

 

ступень

 

в

 

иерархической

 

лест

-

нице

 

наказаний

 

перед

 

обязательными

 

работами

Кроме

 

того

ограничение

 

свободы

 

может

 

назначаться

 

в

 

качестве

 

дополнительного

 

наказания

Все

 

смешанные

 

наказания

 

по

 

своей

 

репрессивной

 

силе

 

не

 

могут

 

быть

 

жестче

 

основных

 

наказаний

Во

-

вторых

схожесть

 

ограничения

 

свободы

 

с

 

условным

 

осуждением

а

 

также

 

с

 

институтом

 

административного

 

права

 â€“ 

административным

 

над

-

зором

Анализ

 

содержания

 

УК

 

РФ

УИК

 

РФ

а

 

также

 

Федерального

 

закона

 

от

 6 

апреля

 2011 

г

№

 64-

ФЗ

  Â«

Об

 

административном

 

надзоре

 

за

 

лицами

освобожденными

 

из

 

мест

 

лишения

 

свободы

» 

показывает

что

 

ограничение

 

свободы

условное

 

осуждение

 

и

 

административный

 

надзор

 

имеют

 

множе

-

ство

 

схожих

 

черт

– 

связанные

 

с

 

установлением

 

определенных

 

ограничений

 (

изменение

 

постоянного

 

места

 

жительства

работы

учебы

посещение

 

определенных

 

мест

явка

 

в

 

специализированный

 

государственный

 

орган

). 

– 

связанные

 

с

 

порядком

 

осуществления

  

надзора

 (

персональный

 

учет

 

и

 

регистрация

 

лиц

вызовы

 

в

 

специализированный

 

государственный

 

орган

наблюдение

 

за

 

соблюдением

 

лицами

 

по

 

месту

 

жительства

 

или

 

пребывания

 

установленных

 

судом

  

ограничений

); 

– 

связанные

 

с

 

привлечением

 

к

 

ответственности

 

за

 

нарушение

 

порядка

 

и

 

условий

 

отбывания

 

соответствующей

 

меры

  (

уклонение

 

от

 

соблюдения

 

ограничений

нарушение

 

общественного

 

порядка

воспрепятствование

 

осужденными

 

осуществлению

 

за

 

ними

 

контроля

 

или

 

надзора

). 

Таким

 

образом

существует

 

прямая

 

конкуренция

 

норм

 

различных

 

от

-

раслей

 

права

что

 

не

 

правильно

как

 

минимум

с

 

позиций

 

юридической

 

техники

Кроме

 

того

в

 

соответствии

 

с

 

ч

. 4 

ст

. 73 

УК

 

РФ

 

при

 

условном

 

осуждении

 

могут

 

быть

 

назначены

 

дополнительные

 

виды

 

наказаний

 (

в

 

том

 

числе

 

и

 

ограничение

 

свободы

). 

Однако

 

в

 

этом

 

случае

 

основное

 

и

 

дополни

-

тельное

 

наказания

 

по

 

содержанию

 

правоограничений

 

будут

 

частично

 

или

 

полностью

 

совпадать

В

-

третьих

для

 

обеспечения

 

надзора

предупреждения

 

преступлений

 

и

 

в

 

целях

 

получения

 

необходимой

 

информации

 

о

 

поведении

 

осужденных

 

к

 

ограничению

 

свободы

 

уголовно

-

исполнительные

 

инспекции

 

вправе

 

ис

-

пользовать

 

аудиовизуальные

электронные

 

и

 

иные

 

технические

 

средства

 

надзора

 

и

 

контроля

.  

На

 

основании

 

ч

. 1 

ст

. 60 

УИК

 

РФ

 

порядок

 

применения

 

указанных

 

технических

 

средств

 

определяется

 

федеральным

 

органом

 

исполнительной

 


background image

48

 

власти

осуществляющим

 

функции

 

по

 

выработке

 

и

 

реализации

 

государст

-

венной

 

политики

 

и

 

нормативно

-

правовому

 

регулированию

 

в

 

сфере

 

испол

-

нения

 

уголовных

 

наказаний

К

 

сожалению

данный

 

порядок

 

до

 

настояще

-

го

 

времени

 

не

 

определен

Вместе

 

с

 

тем

 

в

 

ряде

 

регионов

 

Российской

 

Феде

-

рации

 

электронные

 

и

 

иные

 

технические

 

средства

 

надзора

 

и

 

контроля

 

при

-

меняются

.  

Как

 

показала

 

судебная

 

практика

имеются

 

прецеденты

 

по

 

отказу

 

уго

-

ловно

-

исполнительным

 

инспекциям

 

в

 

замене

 

ограничения

 

свободы

 

на

 

лишение

 

свободы

 

на

 

основании

 

данных

 

электронных

 

средств

 

надзора

 

и

 

контроля

так

 

как

 

отсутствует

 

необходимая

 

правовая

 

база

 

и

кроме

 

того

погрешность

 

приборов

 

достаточно

 

высокая

 

для

 

принятия

 

однозначного

 

решения

 

о

 

нарушении

 

условий

 

отбывания

 

ограничения

 

свободы

Это

 

далеко

 

не

 

полный

 

перечень

 

проблем

связанных

 

с

 

назначением

 

и

 

исполнением

 

ограничения

 

свободы

Вопросы

 

правового

 

регулирования

 

и

 

практики

 

применения

 

данного

 

вида

 

уголовного

 

наказания

 

требуют

 

даль

-

нейшего

 

рассмотрения

 

и

 

анализа

 

А

.

И

Ломакин

слушатель

 

факультета

 

управления

  

(

Академия

 

ФСИН

 

России

 

Международные

 

стандарты

 

назначения

 

и

 

исполнения

 

наказаний

,  

не

 

связанных

 

с

 

изоляцией

 

от

 

общества

 

 

Минимальные

 

стандартные

 

правила

 

ООН

 

в

 

отношении

 

мер

не

 

свя

-

занных

 

с

 

тюремным

 

заключением

 (

Токийские

 

правила

приняты

 

Резолю

-

цией

 

Генеральной

 

Ассамблеи

 

ООН

 

№

45/110 

от

 14 

декабря

 1990 

г

Токий

-

ские

 

правила

 

содержат

 

свод

 

основных

 

принципов

 

для

 

содействия

 

исполь

-

зованию

 

мер

не

 

связанных

 

с

 

тюремным

 

заключением

таких

 

как

 

общест

-

венно

-

полезные

 

работы

домашний

 

арест

условное

 

освобождение

 

от

 

от

-

ветственности

 

и

 

др

Документ

 

описывает

 

меры

 

по

 

надзору

 

за

 

выполнени

-

ем

 

таких

 

санкций

устанавливает

 

принципы

 

набора

 

персонала

 

для

 

приме

-

нения

 

этих

 

наказаний

а

 

также

 

указывает

 

на

 

необходимость

 

проведения

 

исследований

 

в

 

области

 

обращения

 

с

 

правонарушителями

 

и

 

выработки

 

программ

 

мер

не

 

связанных

 

с

 

заключением

 

под

 

стражу

Этот

 

документ

 

рекомендован

 

государствам

 â€“ 

членам

 

ООН

 

к

 

применению

 

в

 

национальной

 

политике

 

и

 

практике

Устанавливая

 

свод

 

основных

 

принципов

 

для

 

содействия

 

более

 

широ

-

кому

 

использованию

 

альтернативных

 

мер

Токийские

 

правила

 

не

 

опреде

-

ляют

 

конкретное

 

место

 

соответствующего

 

исполнительного

 

органа

 

в

 

сис

-

теме

 

уголовной

 

юстиции

Указано

 

лишь

что

 Â«

если

 

какая

-

либо

 

не

 

связан

-

ная

 

с

 

тюремным

 

заключением

 

мера

 

предусматривает

 

надзор

то

 

он

 

осуще

-


background image

49

 

ствляется

 

компетентным

 

органом

 

в

 

соответствии

 

с

 

конкретными

 

условия

-

ми

предусмотренными

 

законом

 (

ст

. 10.2)». 

Ссылки

 

на

 Â«

компетентный

 

ор

-

ган

» 

содержатся

 

также

 

в

 

ст

. 12.1, 12.4, 13.4, 13.6 

Токийских

 

правил

Кроме

 

того

 

Правила

 

используют

 

термин

  Â«

службы

которым

 

поручено

 

примене

-

ние

 

не

 

связанных

 

с

 

тюремным

 

заключением

 

мер

  (

ст

. 22.1)». 

Эти

 

службы

 

включаются

 

в

 Â«

систему

 

органов

 

уголовного

 

правосудия

 (

ст

. 22.1)». 

В

 

отличие

 

от

 

тюремной

 

системы

организация

 

такой

 

службы

 

в

 

разных

 

странах

 

различна

что

 

определяется

 

неодинаковым

 

механизмом

 

государ

-

ственного

 

управления

разным

 

соотношением

 

между

 

центральной

 

и

 

мест

-

ной

 

властью

государственными

 

институтами

 

и

 

государственными

 

фор

-

мированиями

неодинаковым

 

взаимодействием

 

государственных

 

институ

-

тов

 

с

 

гражданским

 

обществом

Этим

 

и

 

вызвана

 

неопределенность

 

и

 

широ

-

та

 

терминологии

 

Токийских

 

правил

Вместе

 

с

 

тем

 

в

 

них

 

довольно

 

четко

 

отражены

 

такие

 

принципы

 

организации

 

рассматриваемых

 

органов

как

 

профессионализм

 

их

 

персонала

 

и

 

поощрение

 

участия

 

общественности

 

в

 

их

 

деятельности

Аналогом

 

таких

 

правил

 

для

 

европейских

 

государств

 

стала

 Â«

Рекомен

-

дация

 

№

 R (92) 16 

Комитета

 

Министров

 

государствам

-

членам

 

относи

-

тельно

 

Европейских

 

правил

 

по

 

применению

 

общественных

 

санкций

 

и

 

мер

 

взыскания

». 

Она

 

была

 

принята

 

Советом

 

Европы

 

в

 1992 

г

и

 

содержит

 90 

правил

которые

 

дополняют

 

Европейские

 

тюремные

 

правила

Рекоменда

-

ция

 

настоятельно

 

просит

 

государства

-

члены

 

достичь

 

соответствующего

 

баланса

 

между

 

защитой

 

общества

 

и

 

интересами

 

потерпевшего

ресоциали

-

зацией

 

преступника

 

и

 

приверженностью

 

международным

 

стандартам

Учитывая

 

разнообразную

 

европейскую

 

практику

упомянутые

 

Пра

-

вила

 

также

 

не

 

определяют

 

детально

 

статус

 

органов

исполняющих

 

меры

не

 

связанные

 

с

 

лишением

 

свободы

Чаще

 

всего

 

в

 

них

 

упоминается

 

об

 

«

исполнительном

 

органе

» (

ст

. 29, 42, 45, 50, 57 

и

 

др

.). 

В

 

соответствии

 

с

 

приложенным

 

к

 

Правилам

 

Глоссарию

  (

словарю

 

терминологии

) «

орган

исполняющий

 

решение

 â€“ 

это

 

орган

 

или

 

органы

обладающий

 

правом

 

принимать

 

решение

который

 

несет

 

основную

 

ответственность

 

за

 

ис

-

полнение

 

общественных

 

санкций

 

и

 

мер

 

наказания

Во

 

многих

 

странах

 

органом

исполняющим

 

решения

является

 

служба

 

условного

 

осужде

-

ния

». 

Как

 

видно

этим

 

понятием

 

охватывается

не

 

только

 

орган

непо

-

средственно

 

реализующий

 

надзор

 

или

 

иные

 

формы

 

контроля

 

за

 

осуж

-

денным

но

 

и

 

орган

имеющий

 

право

 

выносить

 

решение

 

об

 

отмене

 

или

 

замене

 

альтернативных

 

мер

Немаловажным

 

является

 

и

 

то

 

обстоятель

-

ство

что

в

 

отличие

 

от

 

Токийских

 

правил

 

Европейские

 

правила

 

содер

-

жат

 

гораздо

 

более

 

подробные

 

рекомендации

 

относительно

 

методов

 

ра

-

боты

 

исполнительных

 

органов

участия

 

в

 

их

 

деятельности

 

общественно

-

сти

частных

 

лиц

о

 

кадрах

 

и

 

подборе

 

персонала

 

служб

исполняющих

 

наказание

 

без

 

изоляции

 

от

 

общества


background image

50

 

Последний

 

вопрос

 

признается

 

настолько

 

значимым

что

 

ему

 

посвяща

-

ется

 

специальный

 

региональный

 

международный

 

документ

Это

 

Принци

-

пы

 

набора

отбора

обучения

условий

 

работы

 

и

 

мобильности

 

персонала

исполняющего

 

наказания

 

и

 

меры

 

взыскания

Они

 

утверждены

 

Комитетом

 

министров

 

стран

 â€“ 

членов

 

Совета

 

Европы

 

в

 1997 

г

Изучение

 

данного

 

до

-

кумента

 

приводит

 

к

 

выводу

что

 

многие

 

его

 

положения

 

России

 

как

 

члену

 

Совета

 

Европы

 

еще

 

предстоит

 

реализовать

 

в

 

ходе

 

реформирования

 

уго

-

ловно

-

исполнительной

 

системы

1

 

И

.

С

Нистратова

курсант

 

(

Академия

 

ФСИН

 

России

 

Исполнение

 

уголовного

 

наказания

 

в

 

виде

 

штрафа

 

 

Среди

 

наказаний

не

 

связанных

 

с

 

лишением

 

свободы

особое

 

место

 

занимает

 

штраф

В

 

соответствии

 

с

 

ч

. 2. 

ст

. 45 

УК

 

РФ

штраф

 

применяется

 

в

 

качестве

 

как

 

основного

так

 

и

 

дополнительного

 

вида

 

наказания

2

Штраф

 

является

 

наиболее

 

мягким

 

видом

 

наказания

 

и

 

в

 

системе

 

нака

-

заний

 

он

 

стоит

 

на

 

первом

 

месте

В

 

качестве

 

основного

 

наказания

 

штраф

 

назначается

как

 

правило

за

 

преступления

 

небольшой

 

и

 

средней

 

тяжести

однако

 

в

 

некоторых

 

случаях

 

в

 

виде

 

такового

 

он

 

может

 

назначаться

 

и

 

за

 

тяжкие

 

преступления

.  

Во

 

многих

 

статьях

 

Особенной

 

части

 

УК

 

РФ

 

штраф

 

определяется

 

и

 

за

-

крепляется

 

как

 

альтернатива

 

лишению

 

свободы

в

 

частности

 

за

 

преступ

-

ления

 

в

 

сфере

 

экономики

В

 

качестве

 

дополнительного

 

наказания

 

штраф

 

может

 

назначаться

 

как

 

в

 

качестве

 

альтернативы

так

 

и

 

как

 

обязательное

 

дополнительное

 

наказание

Штраф

 

назначается

 

в

 

твердой

 

денежной

 

сумме

 

в

 

размере

 

от

 5000 

до

 1 

млн

руб

или

 

в

 

размере

 

заработной

 

платы

 

или

 

ино

-

го

 

дохода

 

осужденного

 

за

 

период

 

от

 

двух

 

недель

 

до

 

пяти

 

лет

В

 

качестве

 

дополнительного

 

наказания

 

штраф

 

не

 

может

 

быть

 

назначен

 

лишь

 

военно

-

служащим

3

Суду

 

предоставлено

 

право

 

назначать

 

штраф

 

с

 

рассрочкой

 

вы

-

платы

 

определенными

 

частями

 

в

 

срок

 

до

 

трех

 

лет

Несовершеннолетнему

 

штраф

 

может

 

быть

 

назначен

 

как

 

при

 

наличии

 

у

 

него

 

самостоятельного

 

за

-

работка

 

или

 

имущества

на

 

которое

 

может

 

быть

 

обращено

 

взыскание

так

 

                                                 

1

 

См

.: 

Телепяшин

 

П

.

В

.

 

Обусловленность

 

и

 

опыт

 

уголовно

-

правовой

 

борьбы

 

с

 

ук

-

лонениями

 

от

 

отбывания

 

лишения

 

свободы

 

в

 

зарубежном

 

законодательстве

Воронеж

2003. 

С

. 78. 

2

 

См

.: 

Никонов

 

В

.

А

Эффективность

 

общепредупредительного

 

воздействия

 

уго

-

ловного

 

наказания

М

., 2009. 

3

 

См

.: 

Будим

 

М

.

Н

Ограничение

 

свободы

 

в

 

действии

 // 

Ведомости

 

уголовно

-

исполнительной

 

системы

. 2010. 

№

 12.