ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.09.2019

Просмотров: 6218

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

41

 

С

 

учетом

 

решения

 

первой

 

проблемы

при

 

рассмотрении

 

в

 

судебном

 

заседании

 

представления

 

о

 

замене

 

неотбытой

 

части

 

наказания

 

в

 

виде

 

при

-

нудительных

 

работ

 

лишением

 

свободы

 

может

 

возникнуть

 

другая

 

правовая

 

проблема

В

 

случае

если

 

доводы

 

представителя

 

исправительного

 

центра

 

окажутся

 

аргументированными

 

и

 

убедительными

и

 

суд

 

согласится

 

с

 

мне

-

нием

 

о

 

необходимости

 

удовлетворения

 

рассматриваемого

 

представления

руководствоваться

 

он

 

будет

в

 

первую

 

очередь

ч

. 6 

ст

. 53.1 

УК

 

РФ

со

-

держащей

 

основание

 

замены

 

принудительных

 

работ

 

лишением

 

свободы

В

 

качестве

 

такого

 

основания

 

указано

 

только

 

на

 

уклонение

 

осужденного

 

от

 

отбывания

 

принудительных

 

работ

Отметим

что

 

это

 

лишь

 

одно

 

из

 

осно

-

ваний

предусмотренных

 

УИК

 

РФ

такого

 

основания

 

как

 Â«

признание

 

осу

-

жденного

 

злостным

 

нарушителем

 

порядка

 

и

 

условий

 

отбывания

 

принуди

-

тельных

 

работ

» 

УК

 

РФ

 

не

 

содержит

а

 

значит

суд

 

его

 

не

 

сможет

 

принять

 

его

 

во

 

внимание

Решением

 

данной

 

проблемы

 

может

 

быть

 

внесение

 

изменений

 

ст

. 53.1 

УК

 

РФ

 

и

 

изложение

 

содержания

 

ч

. 6 

данной

 

статьи

 

в

 

следующем

 

виде

: «

В

 

случае

 

признания

 

осужденного

 

злостным

 

нарушителем

 

порядка

 

и

 

условий

 

отбывания

 

принудительных

 

работ

 

или

 

уклоняющимся

 

от

 

отбывания

 

при

-

нудительных

 

работ

 

они

 

заменяются

 

лишением

 

свободы

 

из

 

расчета

 

один

 

день

 

лишения

 

свободы

 

за

 

один

 

день

 

принудительных

 

работ

.». 

Подводя

 

краткие

 

итоги

отметим

что

 

применяться

 

положения

 

законо

-

дательства

 

в

 

части

 

принудительных

 

работ

 

начнут

 

совсем

 

скоро

 â€“ 

с

 

января

 2013 

г

., 

и

 

немногим

 

больше

 

времени

 

остается

 

до

 

того

как

 

с

 

вы

-

шеуказанными

 

проблемами

 

столкнутся

 

исправительные

 

центры

 

и

 

суды

Для

 

их

 

решения

 

требуется

 

внести

 

соответствующие

 

изменения

 

в

 

ст

. 397 

УПК

 

РФ

 

и

 

ст

. 53.1 

УК

 

РФ

Отметим

что

 

схожие

 

проблемы

 

встречаются

 

и

 

при

 

анализе

 

иных

 

особенностей

 

исполнения

 

и

 

отбывания

 

наказания

 

в

 

виде

 

принудительных

 

работ

например

при

 

уклонении

 

от

 

получения

 

предписа

-

ния

 

о

 

направлении

 

к

 

месту

 

отбывания

 

наказания

однако

это

 

тема

 

отдель

-

ного

 

доклада

 

Я

.

С

Ивасенко

преподаватель

 

кафедры

 

уголовно

-

исполнительного

 

права

  

(

Академия

 

ФСИН

 

России

 

Образование

 

как

 

средство

 

исправления

 

осужденных

 

к

 

наказаниям

,  

не

 

связанным

 

с

 

изоляцией

 

от

 

общества

 

 

В

 

соответствии

 

с

 

ч

. 2 

ст

. 9 

Уголовно

-

исполнительного

 

кодекса

 

Рос

-

сийской

 

Федерации

 

к

 

основным

 

средствам

 

исправления

 

осужденных

 

от

-

несены

установленный

 

порядок

 

исполнения

 

и

 

отбывания

 

наказания

  (

ре

-

жим

), 

воспитательная

 

работа

общественно

 

полезный

 

труд

получение

 

об

-


background image

42

 

щего

 

образования

профессиональная

 

подготовка

 

и

 

общественное

 

воздей

-

ствие

Юридическое

 

толкование

 

рассматриваемой

 

нормы

 

предполагает

 

ее

 

распространение

 

в

 

равной

 

степени

 

на

 

все

 

виды

 

уголовных

 

наказаний

Без

-

условно

следует

 

учитывать

что

 

ч

. 3 

ст

. 9 

УИК

 

РФ

 

подобную

 

трактовку

 

исключает

закрепляя

 

следующее

  Â«

средства

 

исправления

 

осужденных

 

применяются

 

с

 

учетом

 

вида

 

наказания

характера

 

и

 

степени

 

общественной

 

опасности

 

совершенного

 

преступления

личности

 

осужденных

 

и

 

их

 

пове

-

дения

». 

В

 

тоже

 

время

в

 

указанной

 

норме

 

не

 

конкретизируется

 

на

 

какие

 

виды

 

уголовных

 

наказаний

 

их

 

невозможно

 

распространить

Логическое

 

толкование

 

положений

 

ч

. 2, 3 

ст

. 9 

УИК

 

РФ

 

предполагает

что

 

к

 

осужденным

 

к

 

наказаниям

 

в

 

виде

 

штрафа

лишению

 

права

 

занимать

 

определенные

 

должности

 

или

 

заниматься

 

определенной

 

деятельностью

применяемым

 

в

 

качестве

 

как

 

основных

так

 

и

 

дополнительных

 

видов

 

уго

-

ловных

 

наказаний

а

 

равно

 

лишению

 

специального

воинского

 

или

 

почет

-

ного

 

звания

классного

 

чина

 

и

 

государственных

 

наград

ограничению

 

по

 

военной

 

службе

 

и

 

смертной

 

казни

 

сложно

 

применять

 

все

 

перечисленные

 

средства

 

исправления

Тем

 

не

 

менее

 

к

 

наказаниям

 

в

 

виде

 

обязательных

исправительных

 

и

 

принудительных

 

работ

ограничению

 

свободы

аресту

содержанию

 

в

 

дисциплинарной

 

воинской

 

части

лишению

 

свободы

 

на

 

оп

-

ределенный

 

срок

 

и

 

пожизненному

 

лишению

 

свободы

 

такие

 

средства

 

ис

-

правления

 

применять

 

реально

Применительно

 

к

 

теме

 

исследования

 

ряд

 

уголовных

 

наказаний

не

 

связанных

 

с

 

изоляцией

 

осужденных

 

от

 

общества

исполняемых

 

учрежде

-

ниями

 

уголовно

-

исполнительной

 

системы

  (

УИС

целесообразно

 

реализо

-

вывать

 

с

 

использованием

 

всех

 

основных

 

средств

 

исправления

в

 

том

 

числе

 

получение

 

общего

 

образования

профессиональной

 

подготовки

В

 

первую

 

очередь

 

это

 

обусловлено

 

тем

что

 

образование

 

осужденных

 

обладает

 

высоким

 

воспитательным

 

потенциалом

 

и

 

способно

 

формировать

  

у

 

данных

 

лиц

 

положительные

 

нравственные

 

качества

интересы

 

и

 

потреб

-

ности

стимулировать

 

их

 

правопослушное

 

поведение

тем

 

самым

содейст

-

вуя

 

достижению

 

целей

 

уголовного

 

наказания

 (

в

 

частности

 

исправления

). 

Реализация

 

прав

 

на

 

образование

 

и

 

выбор

 

профессии

 

в

 

настоящее

 

время

 

возведена

 

в

 

ранг

 

одного

 

из

 

приоритетных

 

направлений

 

политики

 

государства

 

и

 

все

 

чаще

 

привлекает

 

внимание

 

представителей

 

власти

 

нашего

 

государства

международных

 

правозащитных

 

организаций

уче

-

ных

практиков

 

и

 

общественности

За

 

последнее

 

время

 

существенно

 

возросло

 

количество

 

правовых

 

норм

 

и

 

институтов

посвященных

 

вопро

-

сам

 

развития

 

системы

 

образования

 

и

 

правоприменительной

 

деятельно

-

сти

 

в

 

указанном

 

спектре

 

общественных

 

правоотношений

однако

мно

-

гие

 

из

 

них

 

пока

 

остаются

 

неразрешенными

 

на

 

практике

из

-

за

 

чего

 

по

-

ложение

 

дел

 

в

 

сфере

 

образовательных

 

услуг

 

подвергается

 

обоснованной

 

критике


background image

43

 

Именно

 

поэтому

 

в

 

УИС

 

в

 

рамках

 

выполнения

 

требований

 

Всеобщей

 

декларации

 

прав

 

человека

Европейской

 

Конвенции

 

о

 

защите

 

прав

 

челове

-

ка

 

и

 

основных

 

свобод

других

 

международных

 

правовых

 

актов

постоянно

 

осуществляется

 

работа

 

по

 

совершенствованию

 

уголовно

-

исполнительного

 

законодательства

механизма

 

его

 

реализации

с

 

уделением

 

особого

 

внима

-

ния

 

воспитательной

 

работе

 

с

 

осужденными

получению

 

ими

 

образования

профессии

.  

Нормативным

 

правовым

 

актом

закрепляющим

 

основные

 

задачи

принципы

систему

 

образования

 

является

 

Закон

 

Российской

 

Федерации

 

от

 

10 

июля

 1992 

г

№

 3266-1  Â«

Об

 

образовании

». 

Данный

 

закон

 

закладывает

 

основы

 

получения

 

образования

 

на

 

территории

 

нашего

 

государства

 

граж

-

данами

 

Российской

 

Федерации

иностранными

 

гражданами

 

и

 

лицами

 

без

 

гражданства

.  

Государственная

 

политика

 

в

 

области

 

образования

 

основывается

 

на

 

определенных

 

в

 

ст

. 2 

Закона

 

РФ

 Â«

Об

 

образовании

» 

принципах

к

 

которым

 

относятся

:

 

1) 

гуманистический

 

характер

 

образования

приоритет

 

общече

-

ловеческих

 

ценностей

жизни

 

и

 

здоровья

 

человека

свободного

 

развития

 

личности

Воспитание

 

гражданственности

трудолюбия

уважения

 

к

 

пра

-

вам

 

и

 

свободам

 

человека

любви

 

к

 

окружающей

 

природе

Родине

семье

2) 

единство

 

федерального

 

культурного

 

и

 

образовательного

 

пространства

Защита

 

и

 

развитие

 

системой

 

образования

 

национальных

 

культур

регио

-

нальных

 

культурных

 

традиций

 

и

 

особенностей

 

в

 

условиях

 

многонацио

-

нального

 

государства

; 3) 

общедоступность

 

образования

адаптивность

 

системы

 

образования

 

к

 

уровням

 

и

 

особенностям

 

развития

 

и

 

подготовки

 

обучающихся

воспитанников

; 4) 

светский

 

характер

 

образования

 

в

 

госу

-

дарственных

 

и

 

муниципальных

 

образовательных

 

учреждениях

;  5) 

свобода

 

и

 

плюрализм

 

в

 

образовании

; 6) 

демократический

государственно

-

общественный

 

характер

 

управления

 

образованием

Автономность

 

образо

-

вательных

 

учреждений

Также

 

следует

 

учитывать

что

 

государство

 

продолжает

 

реализацию

 

молодежной

 

политики

являющейся

 Â«

деятельностью

 

государства

направ

-

ленной

 

на

 

создание

 

правовых

экономических

 

и

 

организационных

 

условий

 

и

 

гарантий

 

для

 

самореализации

 

личности

 

молодого

 

человека

… 

в

 

числе

 

прочих

 

основывается

 

на

 

принципе

 

предоставления

 

гарантированного

 

го

-

сударством

 

минимума

 

социальных

 

услуг

 

по

 

обучению

воспитанию

ду

-

ховному

 

и

 

физическому

 

развитию

охране

 

здоровья

профессиональной

 

подготовке

 

и

 

трудоустройству

объем

виды

и

 

качество

 

которых

должны

 

обеспечивать

 

необходимое

 

развитие

 

личности

 

и

 

подготовку

 

к

 

самостоя

-

тельной

 

жизни

». 

Одной

 

из

 

основных

 

задач

 

законодательства

 

Российской

 

Федерации

 

в

 

области

 

образования

 

является

 

обеспечение

 

и

 

защита

 

конституционного

 

права

 

граждан

 

Российской

 

Федерации

 

на

 

образование

 

(

п

. 2 

ст

. 4

 

Закона

 


background image

44

 

РФ

  Â«

Об

 

образовании

»). 

Право

 

на

 

образование

 

закреплено

 

в

 

ч

. 1 

ст

. 43 

Конституции

 

Российской

 

Федерации

Данное

 

право

 

распространяется

 

не

 

только

 

на

 

граждан

 

Российской

 

Федерации

но

 

и

 

иностранных

 

граждан

и

 

лиц

 

без

 

гражданства

Это

 

положение

 

находит

 

отражение

 

и

 

в

 

других

 

нор

-

мативных

 

актах

.  

Кроме

 

права

 

на

 

образование

 

Конституция

 

Российской

 

Федерации

 

в

 

ч

. 4 

ст

. 43 

провозгласила

 

обязательность

 

основного

 

общего

 

образования

Закон

 

РФ

 Â«

Об

 

образовании

» 

в

 

ч

. 3 

ст

. 19 

расширил

 

положения

 

Конститу

-

ции

 

закрепив

 

обязательность

 

общего

 

образования

куда

 

в

 

соответствии

 

с

 

ч

. 1 

ст

. 19 

того

 

же

 

Закона

кроме

 

основного

 

общего

 

входят

 

начальное

 

об

-

щее

 

и

 

среднее

 (

полное

общее

 

образование

Предполагается

что

 

такая

 

норма

 

должна

 

быть

 

закреплена

 

и

 

в

 

уголов

-

но

-

исполнительном

 

законодательстве

детализируя

 

правовое

 

положение

 

несовершеннолетних

 

осужденных

 

к

 

наказаниям

не

 

связанным

 

с

 

изоляци

-

ей

 

от

 

общества

В

 

соответствии

 

с

 

ч

. 2 

ст

. 43 

Конституции

 

в

 

Российской

 

Федерации

 

«

гарантируются

 

общедоступность

 

и

 

бесплатность

 

дошкольного

основно

-

го

 

общего

… 

образования

 

в

 

государственных

 

или

 

муниципальных

 

образо

-

вательных

 

учреждениях

». 

В

 

ч

. 3 

ст

. 5 

Закона

 

РФ

 Â«

Об

 

образовании

» 

данная

 

норма

 

конкретизируется

 

и

 

гласит

: – «

государство

 

гарантирует

 

гражданам

 

общедоступность

 

и

 

бесплатность

 

дошкольного

начального

 

общего

ос

-

новного

 

общего

среднего

  (

полного

общего

 

образования

…». 

При

 

этом

 

указанная

 

гарантированная

 

возможность

 

получения

 

образования

 

в

 

соот

-

ветствии

 

с

 

ч

. 1 

ст

. 5 

Закона

 

РФ

 Â«

Об

 

образовании

» 

представляется

 Â«

незави

-

симо

 

от

 

пола

расы

национальности

языка

происхождения

места

 

жи

-

тельства

отношения

 

к

 

религии

убеждений

принадлежности

 

к

 

общест

-

венным

 

организациям

  (

объединениям

), 

возраста

состояния

 

здоровья

со

-

циального

имущественного

 

и

 

должностного

 

положения

наличия

 

судимо

-

сти

». 

Проблемным

 

вопросом

 

в

 

рассматриваемой

 

сфере

 

является

 

то

что

 

в

 

уголовно

-

исполнительном

 

законодательстве

 

не

 

регламентированы

 

право

 

и

 

обязанность

 

на

 

получение

 

образования

 

осужденными

 

к

 

наказаниям

 

без

 

изоляции

 

от

 

общества

В

 

соответствии

 

с

 

ч

. 4 

ст

. 112 

УИК

 

РФ

 Â«

получение

 

осужденными

 

ос

-

новного

 

общего

 

и

 

среднего

  (

полного

общего

 

образования

 

поощряется

 

и

 

учитывается

 

при

 

определении

 

степени

 

их

 

исправления

». 

Степень

 

исправ

-

ления

 

осужденного

 â€“ 

это

 

обобщенная

 

оценка

 

всего

 

поведения

которая

 

по

 

своим

 

объективным

 

элементам

  (

признакам

свидетельствует

 

о

 

положи

-

тельных

 

изменениях

 

в

 

психике

 

осужденного

служит

 

доказательством

 

ус

-

пешного

 

достижения

 

целей

 

наказания

 

и

 

по

 

результату

 

является

 

социально

 

полезной

При

 

определении

 

степени

 

исправления

 

осужденного

 

отношение

 

к

 

обучению

 

рассматривается

 

как

 

важный

 

составной

 

показатель

 

основных

 

средств

 

исправительно

-

трудового

 

воздействия

ибо

 

повышение

 

общеобра

-


background image

45

 

зовательного

 

и

 

профессионально

-

технического

 

уровня

 

лиц

отбывающих

 

наказание

является

 

одной

 

из

 

мер

 

предупреждения

 

рецидивной

 

преступ

-

ности

Честное

 

отношение

 

к

 

обучению

 

как

 

признак

 

исправления

 

предпо

-

лагает

 

старательную

 

и

 

добросовестную

 

учебу

 

осужденного

 

в

 

общеобразо

-

вательной

 

школе

 

и

 

в

 

системе

 

профессионально

-

технического

 

обучения

В

 

этой

 

связи

 

рассматриваются

 

такие

 

показатели

как

 

тот

 

или

 

иной

 

осужден

-

ный

 

соблюдает

 

установленные

 

правила

 

для

 

учащихся

  (

успеваемость

по

-

сещаемость

), 

проявляет

 

ли

 

интерес

 

к

 

учебе

осознанно

 

ли

 

воспринимает

 

процесс

 

обучения

 

или

 

только

 

по

 

принуждению

 

и

 

др

Отказ

 

осужденного

 

от

 

повышения

 

общеобразовательного

 

и

 

профессионального

 

уровня

 

следу

-

ет

 

оценивать

 

как

 

отсутствие

 

стремления

 

лица

 

к

 

перевоспитанию

посколь

-

ку

 

исправительно

-

трудовое

 

воздействие

 

на

 

осужденного

не

 

имеющего

 

соответствующего

 

уровня

 

образования

чрезвычайно

 

затруднено

В

 

тоже

 

время

 

сложно

 

говорить

 

об

 

учете

 

получения

 

образования

 

осу

-

жденными

 

к

 

наказаниям

 

без

 

изоляции

 

от

 

общества

 

в

 

деле

 

их

 

исправления

В

 

основе

 

правового

 

регулирования

 

профессионального

 

образования

 

осужденных

 

лежат

 

положения

 

Конституции

 

Российской

 

Федерации

 

о

 

пра

-

вах

  Â«

свободно

 

распоряжаться

 

своими

 

способностями

 

к

 

труду

выбирать

 

род

 

деятельности

 

и

 

профессию

» (

ч

. 1 

ст

. 37 

Конституции

 

РФ

), «

на

 

кон

-

курсной

 

основе

 

бесплатно

 

получать

 

высшее

 

образование

 

в

 

государствен

-

ном

муниципальном

 

образовательном

 

учреждении

 

и

 

на

 

предприятиях

»  

(

ч

. 3 

ст

. 43 

Конституции

 

РФ

и

 

гарантии

 Â«

общедоступности

 

и

 

бесплатно

-

сти

… 

среднего

 

профессионального

 

образования

 

в

 

государственных

 

или

 

муниципальных

 

образовательных

 

учреждениях

 

и

 

на

 

предприятиях

» (

ч

. 2 

ст

. 43 

Конституции

 

РФ

). 

При

 

этом

 

уголовно

-

исполнительное

 

законодательство

 

не

 

учитывает

 

тот

 

факт

что

 

получение

 

профессионального

 

образования

 

и

 

профессио

-

нальной

 

подготовки

 

должно

 

способствовать

во

-

первых

надлежащему

 

ис

-

полнению

 

целого

 

ряда

 

наказаний

не

 

связанных

 

с

 

изоляцией

 

осужденных

 

от

 

общества

например

обязательных

исправительных

 

и

 

принудительных

 

работ

во

-

вторых

их

 

ресоциализации

Существуют

 

и

 

другие

 

проблемы

 

в

 

вопросах

 

реализации

 

образования

 

осужденных

 

к

 

наказаниям

 

не

 

связанным

 

с

 

изоляцией

 

от

 

общества

 

как

 

средства

 

их

 

исправления

.  

 

А

.

С

Карпиевич

 

(

УФСИН

 

России

 

по

 

Саратовской

 

области

 

Особенности

 

правового

 

регулирования

 

назначения

  

и

 

исполнения

 

уголовного

 

наказания

 

в

 

виде

 

ограничения

 

свободы

 

 

В

 

последнее

 

время

 

необходимость

 

повсеместного

 

внедрения

 

альтер

-

нативных

 

наказаний

 

находила

 

свое

 

отражение

 

на

 

самых

 

различных

 

уров

-