ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.09.2019

Просмотров: 6226

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

56

 

перь

 

заключается

 

в

 

установлении

 

судом

 

осужденному

имеющему

 

место

 

постоянного

 

проживания

 

в

 

Российской

 

Федерации

ряда

 

ограничений

: «

не

 

уходить

 

из

 

дома

  (

квартиры

иного

 

жилища

в

 

определенное

 

время

 

суток

не

 

посещать

 

определенные

 

места

расположенные

 

в

 

пределах

 

территории

 

соответствующего

 

муниципального

 

образования

не

 

выезжать

 

за

 

пределы

 

территории

 

соответствующего

 

муниципального

 

образования

не

 

посещать

 

места

 

проведения

 

массовых

 

и

 

иных

 

мероприятий

 

и

 

не

 

участвовать

 

в

 

ука

-

занных

 

мероприятиях

не

 

изменять

 

место

 

жительства

 

или

 

пребывания

ме

-

сто

 

работы

 

и

  (

или

учебы

 

без

 

согласия

 

специализированного

 

государст

-

венного

 

органа

осуществляющего

 

надзор

 

за

 

отбыванием

 

осужденными

 

наказания

 

в

 

виде

 

ограничения

 

свободы

». 

По

 

данным

 

Судебного

 

департа

-

мента

 

при

 

Верховном

 

Суде

 

РФ

в

 2010 

г

с

 

применением

 

наказания

 

в

 

виде

 

ограничения

 

свободы

 

осуждено

 8053 

человека

 (0,95 % 

от

 

количества

 

всех

 

осужденных

 

в

 2010 

г

. – 845 071); 

в

 2011 

г

. – 11 093 

человека

 (1,42 % 

от

 

ко

-

личества

 

всех

 

осужденных

 

в

 2011 

г

. – 782 274). 

В

 

Уголовном

 

законодательстве

 

Республики

 

Казахстан

 

и

 

Кыргызской

 

Республики

 

требования

 

к

 

ограничениям

 

также

 

установлены

 

в

 

Уголовных

 

кодексах

 (

ст

. 45 

УК

 

Республики

 

Казахстан

ст

. 46-3 

УК

 

Кыргызской

 

Рес

-

публики

). 

Содержание

 

норм

 

УК

 

этих

 

республик

 

аналогично

 

по

 

содержа

-

нию

 

и

 

заключается

 

в

 

следующем

:  

– 

не

 

менять

 

постоянного

 

места

 

жительства

работы

 

и

 

учебы

 

без

 

уве

-

домления

 

уголовно

-

исполнительной

 

инспекции

 (

далее

 â€“ 

УИИ

);  

– 

не

 

посещать

 

определенных

 

мест

 

в

 

свободное

 

от

 

учебы

 

и

 

работы

 

время

;  

– 

не

 

покидать

 

места

 

жительства

;  

– 

не

 

выезжать

 

в

 

другие

 

места

 

без

 

разрешения

 

УИИ

.  

Суд

 

может

 

возложить

 

исполнение

 

и

 

других

 

обязанностей

способст

-

вующих

 

его

 

исправлению

.  

В

 

Республике

 

Беларусь

содержание

 

ограничений

 

в

 

УК

 

не

 

регламен

-

тируется

но

 

подробно

 

детализировано

 

в

 

УИК

Согласно

 

УИК

 

Республики

 

Беларусь

 (

ч

. 2 

ст

. 48.1), 

осужденный

 

к

 

ограничению

 

свободы

 

без

 

направ

-

ления

 

в

 

исправительное

 

учреждение

 

открытого

 

типа

 

обязан

– 

являться

 

в

 

орган

 

внутренних

 

дел

 

для

 

регистрации

периодичность

 

и

 

время

 

которой

 

устанавливаются

 

УИИ

 

с

 

учетом

 

возможностей

 

осужденно

-

го

 

к

 

передвижению

исходя

 

из

 

состояния

 

его

 

здоровья

 

и

 

возраста

Перио

-

дичность

 

регистрации

 

не

 

может

 

превышать

 

четырех

 

раз

 

в

 

месяц

– 

проходить

 

по

 

требованию

 

сотрудников

 

ОВД

 

освидетельствование

 

для

 

установления

 

состояния

 

алкогольного

 

или

 

иного

 

опьянения

– 

не

 

менять

 

места

 

жительства

 

без

 

разрешения

 

УИИ

– 

не

 

выезжать

 

за

 

пределы

 

населенного

 

пункта

 

без

 

разрешения

 

УИИ

– 

в

 

свободное

 

от

 

работы

 (

учебы

время

 

постоянно

 

находиться

 

в

 

своем

 

жилище

 

или

 

на

 

придомовой

 

территории

не

 

отходя

 

от

 

жилища

 

далее

 

рас

-


background image

57

 

стояния

определенного

 

уголовно

-

исполнительной

 

инспекцией

а

 

с

 

девят

-

надцати

 

часов

 

вечера

 

до

 

шести

 

часов

 

утра

 â€“ 

только

 

в

 

своем

 

жилище

Учи

-

тывая

 

режим

 

рабочего

 

времени

 

или

 

расписание

 

занятий

 

осужденного

УИИ

 

может

 

устанавливаться

 

иное

 

время

 

постоянного

 

нахождения

 

осуж

-

денного

 

в

 

своем

 

жилище

– 

предоставлять

 

возможность

 

беспрепятственного

 

входа

 

в

 

свое

 

жилище

 

сотрудникам

 

УИИ

 

и

 

уполномоченным

 

сотрудникам

 

других

 

служб

 

ОВД

 

дел

 

с

 

целью

 

контроля

 

за

 

соблюдением

 

порядка

 

и

 

условий

 

отбывания

 

наказания

– 

иметь

 

постоянное

 

место

 

работы

включая

 

надомный

 

труд

или

 

зани

-

маться

 

предпринимательской

 

деятельностью

если

 

осужденный

 

подлежит

 

обязательному

 

привлечению

 

к

 

труду

– 

осужденным

 

запрещается

употреблять

 

алкогольные

 

напитки

нар

-

котические

 

и

 

токсические

 

средства

посещать

 

места

 

проведения

 

спортив

-

ных

 

и

 

иных

 

зрелищных

 

мероприятий

игорные

 

заведения

а

 

также

 

торго

-

вые

 

объекты

где

 

осуществляется

 

распитие

 

алкогольных

 

напитков

жили

-

ща

 

иных

 

лиц

  (

уголовно

-

исполнительной

 

инспекцией

 

может

 

быть

 

разре

-

шено

 

посещение

 

жилища

 

близких

 

родственников

и

 

др

Местом

 

исполнения

 

наказания

 

в

 

Республике

 

Казахстан

 

и

 

Кыргызской

 

республике

 

является

   

место

 

проживания

 

осужденного

в

 

Российской

 

Фе

-

дерации

 â€“ 

место

 

жительства

 

осужденного

УИК

 

Республики

 

Беларусь

 

со

-

держит

 

более

 

точное

 

указание

 â€“ 

постоянное

 

место

 

жительства

 

осужденно

-

го

Органом

 

надзора

 

за

 

отбыванием

 

наказания

 

в

 

Российской

 

Федерации

Республике

 

Казахстан

 

и

 

Кыргызской

 

Республике

 

является

 

уголовно

-

исполнительная

 

инспекция

в

 

Республике

 

Беларусь

   

органами

 

надзора

 

за

 

отбыванием

 

наказания

 

являются

 

УИИ

 

и

 

уполномоченные

 

сотрудники

 

дру

-

гих

 

служб

 

органов

 

внутренних

 

дел

Уголовно

-

исполнительное

 

законодательство

 

Российской

 

Федерации

 

и

 

Республики

 

Казахстан

 

не

 

устанавливают

 

требований

 

обязательного

 

тру

-

доустройства

 

осужденных

В

 

уголовно

-

исполнительном

 

законодательстве

 

Кыргызской

 

Республики

 

установлено

что

 

осужденные

 

привлекаются

 

к

 

труду

 

в

 

организациях

 

различных

 

форм

 

собственности

 

при

 

условиях

 

обес

-

печения

 

порядка

 

отбывания

 

наказания

.  

В

 

законодательстве

 

Республики

 

Беларусь

осужденные

 

привлекаются

 

к

 

труду

 

в

 

организациях

 

независимо

 

от

 

форм

 

собственности

если

 

осуж

-

денный

 

к

 

моменту

 

начала

 

исполнения

 

наказания

 

не

 

имеет

 

постоянного

 

места

 

работы

обязан

 

в

 

течение

 

пятнадцати

 

дней

 

трудоустроиться

 

само

-

стоятельно

если

 

осужденный

 

не

 

устроился

 

на

 

работу

 

по

 

истечении

 

ука

-

занного

 

срока

он

 

направляется

 

уголовно

-

исполнительной

 

инспекцией

 

в

 

трудовую

 

инспекцию

в

 

этом

 

случае

 

осужденный

 

не

 

вправе

 

отказываться

 

от

 

работы

предложенной

 

ему

Надзор

 

за

 

отбыванием

 

осужденными

 

наказания

 

в

 

виде

 

ограничения

 

свободы

 

заключается

 

в

 

наблюдении

 

за

 

поведением

 

осужденных

соблюде

-


background image

58

 

нием

 

ими

 

установленных

 

судом

 

ограничений

 

и

 

принятии

 

в

 

случае

 

необхо

-

димости

 

установленных

 

законом

 

мер

 

воздействия

В

 

этой

 

связи

отдельно

-

го

 

внимания

 

заслуживает

 

вопрос

 

об

 

использовании

 

технических

 

средств

 

надзора

 

и

 

контроля

используемых

 

уголовно

-

исполнительными

 

инспек

-

циями

 

для

 

обеспечения

 

надзора

 

за

 

осужденными

 

к

 

наказанию

 

в

 

виде

 

огра

-

ничения

 

свободы

.  

В

 

Российской

 

Федерации

 

уголовно

-

исполнительные

 

инспекции

 

впра

-

ве

 

использовать

 

аудиовизуальные

электронные

 

и

 

иные

 

технические

 

сред

-

ства

 

надзора

 

и

 

контроля

перечень

 

которых

 

определен

 

Постановлением

 

Правительства

 

РФ

 

от

 31.03.2010 

№

 198. 

Порядок

 

применения

 

указанных

 

технических

 

средств

 

определен

 

в

 

Инструкции

 

по

 

организации

 

исполнения

 

наказания

 

в

 

виде

 

ограничения

 

свободы

утвержденной

 

приказом

 

Минюста

 

России

 

от

 11.10.2010 

№

 258. 

Приказом

 

министра

 

внутренних

 

дел

 

Республики

 

Казахстан

 

от

 

14 

марта

 2012 

г

№

 141 «

Некоторые

 

вопросы

 

исполнения

 

наказаний

не

 

связанных

 

с

 

изоляцией

 

осужденного

 

от

 

общества

» 

утверждены

 

Правила

 

применения

 

электронных

 

средств

 

слежения

 

и

 

организации

 

деятельности

 

уголовно

-

исполнительной

 

инспекции

 

по

 

осуществлению

 

надзора

 

за

 

отбы

-

вающими

 

наказание

 

в

 

виде

 

ограничения

 

свободы

.  

В

 

Республике

 

Беларусь

 

проводится

 

эксперимент

 

по

 

применению

 

электронных

 

средств

 

надзора

который

 

заключается

 

в

 

том

что

 

на

 

ногу

 

че

-

ловека

 

надевается

 

водонепроницаемый

 

электронный

 

браслет

 

со

 

встроен

-

ным

 GPS-

передатчиком

В

 

июне

 2012 

г

нижняя

 

палата

 

белорусского

 

пар

-

ламента

 

приняла

 

в

 

первом

 

чтении

 

поправки

 

в

 

Гражданский

 

уголовно

-

исполнительный

 

кодекс

предусматривающие

 

внедрение

 

электронных

 

средств

 

контроля

 

над

 

осужденными

 

к

 

ограничению

 

свободы

 

без

 

направ

-

ления

 

в

 

исправительное

 

учреждение

.  

Проведенное

 

исследование

позволяет

 

сделать

 

отдельные

 

выводы

 

о

 

правовом

 

регулировании

 

исполнения

 

наказания

 

в

 

виде

 

ограничения

 

сво

-

боды

 

в

 

законодательстве

 

стран

 

СНГ

.  

1. 

Ограничение

 

свободы

 

как

 

вид

 

уголовного

 

наказания

 

не

 

применяет

-

ся

 

в

 

Республике

 

Туркменистан

Республике

 

Армения

Республике

 

Узбеки

-

стан

 

и

 

Республике

 

Молдова

Применяется

 

данный

 

вид

 

наказания

 

в

 

Азер

-

байджанской

 

Республике

Республике

 

Таджикистан

Кыргызской

 

Респуб

-

лике

Российской

 

Федерации

Республике

 

Казахстан

Республике

 

Беларусь

 

и

 

в

 

Украине

2. 

Законодательство

 

стран

 

СНГ

в

 

которых

 

наказание

 

в

 

виде

 

ограни

-

чения

 

свободы

 

применяется

дифференцирует

 

режим

 

отбывания

 

наказания

 

на

 

два

 

вида

Первый

 

вид

 

режима

 

заключается

 

в

 

содержании

 

осужденного

 

в

 

специальном

 

уголовно

-

исполнительном

 

учреждении

 

без

 

изоляции

 

от

 

общества

 

в

 

условиях

 

осуществления

 

за

 

ним

 

надзора

  (

Азербайджанская

 

Республика

Республика

 

Таджикистан

Украина

 

и

 

Республика

 

Беларусь

). 


background image

59

 

Отбывание

 

наказания

 

осужденным

 

по

 

месту

 

жительства

 

с

 

наложением

 

ря

-

да

 

ограничений

 

и

 

обязанностей

установленных

 

для

 

него

 

судом

преду

-

смотрено

 

в

 

законодательстве

 

Российской

 

Федерации

Республики

 

Казах

-

стан

Кыргызской

 

Республики

 

и

 

Республики

 

Беларусь

3. 

Исполнение

 

наказания

 

в

 

виде

 

ограничения

 

свободы

 

с

 

наложением

 

судом

 

ряда

 

ограничений

 

и

 

обязанностей

 

достаточно

 

полно

 

регулируется

 

пенитенциарным

 

законодательством

 

и

 

ведомственными

 

правовыми

 

акта

-

ми

принятыми

 

в

 

развитие

 

норм

 

УИК

.  

Сравнительный

 

анализ

 

законодательства

показывает

что

 

для

 

пени

-

тенциарного

 

законодательства

 

России

 

представляют

 

интерес

 

и

 

могут

 

быть

 

реализованы

 

нормы

 

законодательства

 

об

 

исполнении

 

наказания

 

в

 

виде

 

ог

-

раничения

 

свободы

предусмотренные

 

законодательством

 

иных

 

стран

 

СНГ

.  

В

 

Российской

 

Федерации

 

целесообразно

 

законодательно

 

закрепить

запрет

 

на

 

употребление

 

осужденным

 

алкогольных

 

напитков

наркотиче

-

ских

 

и

 

токсических

 

средств

оказывать

 

содействие

 

со

 

стороны

 

государства

 

осужденному

 

в

 

трудоустройстве

 (

в

 

случае

 

отсутствия

  

у

 

него

 

постоянного

 

места

 

работы

); 

право

 

сотрудников

 

уголовно

-

исполнительной

 

инспекции

 

доставлять

 

осужденного

 

в

 

организации

 

здравоохранения

 

для

 

проведения

 

медицинского

 

освидетельствования

 

для

 

установления

 

состояния

 

алко

-

гольного

наркотического

 

и

 

иного

 

токсического

 

опьянения

 

А

.

А

Сташ

 

(

УФСИН

 

России

 

по

 

Республике

 

Адыгея

 

Политика

 

в

 

сфере

 

исполнения

 

наказаний

не

 

связанных

 

с

 

изоляцией

 

осужденного

 

от

 

общества

в

 

свете

 

Концепции

 

развития

 

уголовно

-

исполнительной

 

системы

  

Российской

 

Федерации

 

до

 2020 

года

 

 

Российская

 

Федерация

в

 

соответствии

 

со

 

ст

. 7 

Конституции

соци

-

альное

 

государство

политика

 

которого

 

направлена

 

на

 

создание

 

условий

обеспечивающих

 

достойную

 

жизнь

 

и

 

свободное

 

развитие

 

человека

Поли

-

тика

 

государства

 

оказывает

 

существенное

 

влияние

 

на

 

формирование

 

и

 

развитие

 

общественных

 

отношений

правовой

 

системы

различных

 

отрас

-

лей

 

законодательства

общественного

 

сознания

.  

Современная

 

уголовная

 

политика

 

Российской

 

Федерации

 

направлена

 

на

 

усиление

 

борьбы

 

с

 

тяжкими

 

и

 

особо

 

тяжкими

 

преступлениями

 

при

 

одновре

-

менном

 

смягчении

 

уголовной

 

ответственности

 

за

 

преступлении

 

небольшой

 

и

 

средней

 

тяжести

Проявляется

 

это

в

 

том

 

числе

и

 

при

 

формировании

 

уго

-

ловно

-

исполнительной

 

политики

частью

 

которой

 

является

 

политика

 

в

 

сфере

 

исполнения

 

наказаний

не

 

связанных

 

с

 

изоляцией

 

осужденного

 

от

 

общества

.  


background image

60

 

В

 

Российской

 

Федерации

 

наказаниям

не

 

связанным

 

с

 

изоляцией

 

осу

-

жденного

 

от

 

общества

в

 

силу

 

различных

 

причин

уделяется

 

повышенное

 

внимание

В

 1990 

г

ООН

 

приняла

 

Стандартные

 

минимальные

 

правила

 

Организации

 

Объединенных

 

Наций

 

в

 

отношении

 

мер

не

 

связанных

 

с

 

тю

-

ремным

 

заключением

  (

Токийские

 

правила

), 

в

 

которых

 

провозгласила

 

важность

 

и

 

необходимость

 

применения

 

альтернативных

 

наказаний

.  

Целесообразность

 

более

 

широкого

 

использования

 

наказаний

 

без

 

изо

-

ляции

 

осужденного

 

от

 

общества

 

очевидна

То

 

количество

 

граждан

кото

-

рые

 

содержатся

 

в

 

местах

 

изоляции

 

от

 

общества

 

тяжким

 

бременем

 

ложится

 

на

 

бюджет

 

государства

сдерживает

 

решение

 

многих

 

социальных

 

задач

способствует

 

распространению

 

обычаев

 

и

 

традиций

 

криминальной

 

среды

 

среди

 

населения

.  

На

 

протяжении

 

последнего

 

времени

 

необходимость

 

повсеместного

 

внедрения

 

альтернативных

 

наказаний

 

находила

 

свое

 

отражение

 

на

 

самых

 

различных

 

уровнях

Не

 

стала

 

исключением

 

и

 

принятая

 14 

октября

 2010 

г

«

Концепция

 

развития

 

уголовно

-

исполнительной

 

системы

 

Российской

 

Фе

-

дерации

 

до

 2020 

года

» (

далее

 â€“ 

Концепция

).  

На

 

основании

 

ч

. 5 

разд

. III 

Концепции

 

предполагается

 

увеличение

 

к

 

2020 

году

 

общей

 

численности

 

лиц

осужденных

 

к

 

наказаниям

не

 

связанным

 

с

 

изоляцией

 

осужденного

 

от

 

общества

на

 200 

тыс

человек

 

за

 

счет

 

примене

-

ния

 

ограничения

 

свободы

 

и

 

других

 

видов

 

наказаний

увеличения

 

количества

 

санкций

предусматривающих

 

наказания

не

 

связанные

 

с

 

изоляцией

 

от

 

об

-

щества

и

 

расширения

 

практики

 

назначения

 

данных

 

наказаний

 

судами

Эффективное

 

применение

 

наказаний

альтернативных

 

лишению

 

сво

-

боды

в

 

отношении

 

лиц

совершивших

 

преступления

 

небольшой

 

и

 

средней

 

тяжести

должно

 

обеспечивать

 

защиту

 

общества

 

от

 

преступника

сниже

-

ние

 

уровня

 

криминализации

 

общества

разобщение

 

преступного

 

сообще

-

ства

снижение

 

численности

 

лиц

содержащихся

 

в

 

учреждениях

 

уголовно

-

исполнительной

 

системы

С

 

целью

 

обеспечения

 

эффективного

 

контроля

 

за

 

выполнением

 

осуж

-

денным

 

обязанностей

 

и

 

ограничений

 

предполагается

 

использование

 

ау

-

диовизуальных

электронных

 

и

 

иных

 

технических

 

средств

 

надзора

 

и

 

кон

-

троля

автоматизированного

 

компьютерного

 

их

 

учета

внедрение

 

в

 

прак

-

тику

 

работы

 

учреждений

исполняющих

 

наказания

не

 

связанные

 

с

 

изоля

-

цией

 

осужденных

 

от

 

общества

программы

 

психологической

 

коррекции

 

личности

 

и

 

изменения

 

поведения

В

 

связи

 

с

 

расширением

 

правоприменительной

 

практики

 

судов

 

по

 

назна

-

чению

 

наказаний

альтернативных

 

лишению

 

свободы

дальнейшей

 

гумани

-

зацией

 

уголовных

 

наказаний

предполагаемой

 

передачей

 

в

 

уголовно

-

исполнительную

 

систему

 

полномочий

 

по

 

осуществлению

 

контроля

 

за

 

ус

-

ловно

-

досрочно

 

освобожденными

 

из

 

мест

 

лишения

 

свободы

 

прогнозируется

 

увеличение

 

численности

 

лиц

состоящих

 

на

 

учете

 

в

 

уголовно

-