ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.09.2019

Просмотров: 6236

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

86

 

Правило

 29 

МСП

 

закрепляет

 

три

 

фактора

которые

 

должны

 

всегда

 

оп

-

ределяться

 

законом

 

или

 

же

 

распоряжениями

 

компетентных

 

администра

-

тивных

 

властей

: a) 

поведение

составляющее

 

дисциплинарный

 

проступок

b) 

вид

 

и

 

продолжительность

 

наказания

которому

 

может

 

быть

 

подвержен

 

заключенный

; c) 

орган

имеющий

 

право

 

налагать

 

наказания

Аналогичные

 

требования

 

выдвигает

 

правило

 57 

Европейских

 

тюремных

 

правил

  (

далее

 

ЕТП

). 

Рассмотрим

удовлетворяет

 

ли

 

этим

 

требованиям

 

нормы

 

Федераль

-

ного

 

закона

 Â«

О

 

содержании

 

по

 

стражей

». 

Во

-

первых

что

 

касается

 

поведе

-

ния

составляющего

 

дисциплинарный

 

проступок

В

 

статье

 38 

ФЗ

  Â«

О

 

со

-

держании

 

по

 

стражей

» 

указано

что

 

меры

 

взыскания

  (

все

к

 

подозревае

-

мым

 

и

 

обвиняемым

 

могут

 

применяться

 

за

 

невыполнение

 

установленных

 

обязанностей

Более

 

того

ст

. 40 

дает

 

исчерпывающий

 

перечень

 

наруше

-

ний

за

 

которые

 

лицо

 

может

 

быть

 

выдворено

 

в

 

карцер

Во

-

вторых

вид

 

и

 

продолжительность

 

наказания

которому

 

может

 

быть

 

подвержен

 

заклю

-

ченный

Статья

 38 

Закона

 Â«

О

 

содержании

 

по

 

стражей

» 

дает

 

исчерпываю

-

щий

 

перечень

 

взысканий

налагаемых

 

на

 

подозреваемых

 

и

 

обвиняемых

Их

как

 

и

 

мер

 

поощрения

тоже

 

два

 â€“ 

выговор

 

и

 

водворение

 

в

 

карцер

Что

 

же

 

касается

 

продолжительности

то

 

выговор

 

не

 

является

 

срочным

 

наказа

-

нием

а

 

водворение

 

в

 

карцер

 

или

 

в

 

одиночную

 

камеру

 

на

 

гауптвахте

 

осу

-

ществляется

 

на

 

срок

 

до

 

пятнадцати

 

суток

Причем

 

для

 

несовершеннолет

-

них

 

продолжительность

 

снижена

 

до

 

семи

 

суток

И

наконец

в

-

третьих

ст

. 39 

четко

 

закрепляет

что

 

взыскания

 

налага

-

ет

 

начальник

 

места

 

содержания

 

под

 

стражей

 

или

 

его

 

заместитель

Помимо

 

этого

начальник

 

места

 

содержания

 

под

 

стражей

 

имеет

 

право

 

отсрочить

 

исполнение

 

взыскания

 

в

 

виде

 

водворения

 

в

 

карцер

сократить

 

срок

 

содер

-

жания

 

в

 

карцере

 

либо

 

досрочно

 

освободить

 

подозреваемого

 

или

 

обвиняе

-

мого

 

из

 

карцера

 

с

 

учетом

 

медицинских

 

показаний

 

или

 

по

 

иным

 

основани

-

ям

Если

 

подозреваемый

 

или

 

обвиняемый

 

в

 

период

 

отсрочки

 

не

 

совершил

 

нового

 

нарушения

он

 

может

 

быть

 

освобожден

 

от

 

взыскания

Обратившись

 

к

 

Европейским

 

пенитенциарным

 

правилам

  (

правило

 

60.4), 

можно

 

увидеть

 

требование

касающееся

 

того

что

 

наказание

 

не

 

должно

 

предусматривать

 

полного

 

запрещения

 

контактов

 

с

 

семьей

В

 

оте

-

чественном

 

законодательстве

 

устанавливается

 

норма

в

 

период

 

содержа

-

ния

 

в

 

карцере

 

подозреваемым

 

и

 

обвиняемым

 

запрещаются

 

переписка

свидания

кроме

 

свиданий

 

с

 

защитником

 (

ст

. 40 

Федерального

 

закона

 Â«

О

 

содержании

 

по

 

стражей

»). 

На

 

наш

 

взгляд

это

 

спорное

 

правило

ибо

 

нака

-

зание

 

подразумевает

 

под

 

собой

 

лишение

 

каких

-

либо

 

прав

которое

 

в

 

даль

-

нейшем

 

должно

 

вызвать

 

стимулирование

 

правопослушного

 

поведения

Остановимся

 

на

 

вопросе

 

злостного

 

нарушения

 

подозреваемыми

 

и

 

об

-

виняемыми

 

установленного

 

порядка

 

содержания

 

под

 

стражей

В

 

отличие

 

от

 

наказания

 

в

 

виде

 

лишения

 

свободы

 (

рассмотри

 

именно

 

наказание

 

в

 

ви

-

ду

 

его

 

максимальной

 

схожести

 

с

 

мерой

 

пресечения

 

в

 

виде

 

заключения

 

под

 


background image

87

 

стражу

понятие

 

злостного

 

нарушения

 

установленного

 

порядка

 

содержа

-

ния

 

под

 

стражей

 

нет

Статья

 116 

УИК

 

РФ

 

дает

 

исчерпывающий

 

перечень

 

таких

 

нарушений

условия

при

 

которых

 

осужденный

 

признается

 

злост

-

ным

 

нарушителем

а

 

п

. «

г

»–«

е

» 

ч

. 1 

ст

. 115 

меры

 

взыскания

применяемые

 

к

 

таким

 

осужденным

Всего

 

перечисленного

 

нет

 

в

 

законодательстве

рег

-

ламентирующем

 

содержание

 

под

 

стражей

Между

 

тем

 

необходимость

 

в

 

аналогичных

 

нормах

на

 

наш

 

взгляд

есть

Мы

 

считаем

 

необходимо

 

внести

 

изменение

 

в

 

Федеральный

 

закон

 

«

О

 

содержании

 

под

 

стражей

 

подозреваемых

 

и

 

обвиняемых

 

в

 

совершении

 

преступлений

», 

дополнив

 

текст

 

закона

 

ст

. 38

1

 Â«

Злостное

 

нарушение

 

уста

-

новленного

 

порядка

 

содержания

 

под

 

стражей

 

подозреваемыми

 

и

 

обвиняе

-

мыми

» 

следующего

 

содержания

«1. 

Злостным

 

нарушением

 

подозреваемыми

 

и

 

обвиняемыми

 

установ

-

ленного

 

порядка

 

содержания

 

под

 

стражей

 

являются

употребление

 

спирт

-

ных

 

напитков

 

либо

 

наркотических

 

средств

 

или

 

психотропных

 

веществ

мелкое

 

хулиганство

угроза

неповиновение

 

представителям

 

администра

-

ции

 

места

 

содержания

 

под

 

стражей

 

или

 

их

 

оскорбление

 

при

 

отсутствии

 

признаков

 

преступления

изготовление

хранение

 

или

 

передача

 

запрещен

-

ных

 

предметов

уклонение

 

от

 

исполнения

 

принудительных

 

мер

 

медицин

-

ского

 

характера

 

или

 

от

 

обязательного

 

лечения

назначенного

 

судом

 

или

 

решением

 

медицинской

 

комиссии

организация

 

забастовок

 

или

 

иных

 

групповых

 

неповиновений

а

 

равно

 

активное

 

участие

 

в

 

них

мужеложство

лесбиянство

организация

 

группировок

 

подозреваемы

 

и

 

обвиняемых

на

-

правленных

 

на

 

совершение

 

указанных

 

в

 

настоящей

 

статье

 

правонаруше

-

ний

а

 

равно

 

активное

 

участие

 

в

 

них

2. 

Злостным

 

нарушением

 

также

 

признается

 

совершение

 

в

 

течение

 

од

-

ного

 

года

 

повторно

 

иного

 

нарушения

 

установленного

 

порядка

 

отбывания

 

наказания

если

 

за

 

каждое

 

из

 

этих

 

нарушений

 

подозреваемый

 

или

 

обви

-

няемый

 

был

 

подвергнут

 

взысканию

 

в

 

виде

 

водворения

 

в

 

карцер

3. 

Подозреваемый

 

или

 

обвиняемый

совершивший

 

злостное

 

наруше

-

ние

признается

 

злостным

 

нарушителем

Решение

 

о

 

признании

 

подозре

-

ваемого

 

или

 

обвиняемого

 

злостным

 

оформляется

 

постановлением

 

началь

-

ника

 

места

 

содержания

 

под

 

стражей

». 

Введение

 

институтов

  Â«

злостного

 

нарушения

» 

и

  Â«

злостного

 

наруши

-

теля

» 

позволит

на

 

наш

 

взгляд

более

 

качественно

 

обеспечивать

 

правопо

-

рядок

 

в

 

следственных

 

изоляторах

К

 

тому

 

же

 

признание

 

подозреваемого

 

или

 

обвиняемого

 

злостным

 

нарушителем

 

порядка

 

содержания

 

под

 

стра

-

жей

 

автоматически

 

делает

 

его

 

злостным

 

нарушителем

 

порядка

 

отбывания

 

наказания

 

со

 

всеми

 

вытекающими

 

последствиями

 

и

 

предусмотренными

 

законодательством

 

ограничениями

 

в

 

отношении

 

этого

 

лица

Таким

 

образом

применение

 

мер

 

поощрения

 

и

 

взыскания

 

играет

 

важ

-

ную

 

роль

 

в

 

обеспечении

 

правопорядка

 

в

 

следственных

 

изоляторах

Вместе

 


background image

88

 

с

 

тем

 

существует

 

рад

 

проблем

связанных

 

с

 

этим

во

-

первых

из

 

трех

 

мер

 

поощрения

закрепленных

 

в

 

российском

 

законодательстве

реально

 

дейст

-

вует

 

только

 

одно

предусмотренное

 

для

 

несовершеннолетних

Во

-

вторых

наличие

 

всего

 

двух

 

видов

 

взыскания

ограничивают

 

работу

 

по

 

обеспече

-

нию

 

правопорядка

В

 

связи

 

с

 

этим

 

виды

 

мер

 

как

 

поощрения

 

так

 

взыскания

 

применяемые

 

к

 

лицам

содержащимся

 

под

 

стражей

требуют

 

расширения

В

-

четвертых

необходимо

 

ввести

 

институт

 

злостного

 

нарушения

 

содержа

-

ния

 

под

 

стражей

 

А

.

Н

Кимачев

преподаватель

 

кафедры

 

организации

 

режима

 

и

 

надзора

 

в

 

УИС

 

 (

Академия

 

ФСИН

 

России

 

Проблемы

 

института

 

исполнения

 

лишения

 

свободы

  

в

 

отношении

 

лиц

достигших

 

совершеннолетнего

 

возраста

,  

в

 

воспитательных

 

колониях

 

ФСИН

 

России

 

 

В

 

соответствии

 

с

 

ч

. 9 

ст

. 74 

УИК

 

РФ

 

до

 

недавнего

 

времени

 

в

 

воспита

-

тельных

 

колониях

 

отбывали

 

наказание

 

несовершеннолетние

осужденные

 

к

 

лишению

 

свободы

а

 

также

 

осужденные

оставленные

 

в

 

них

 

до

 

достиже

-

ния

 

ими

 

возраста

 21 

года

.  

Оставление

 

в

 

ВК

 

осужденных

 

к

 

лишению

 

свободы

достигших

 

со

-

вершеннолетия

до

 

окончания

 

срока

 

наказания

но

 

не

 

более

 

чем

 

до

 

дости

-

жения

 

ими

 

возраста

 21 

года

 

осуществлялось

 

в

 

целях

 

закрепления

 

резуль

-

татов

 

исправления

завершения

 

среднего

  (

полного

общего

 

образования

 

или

 

профессиональной

 

подготовки

С

 

момента

 

вступления

 

в

 

силу

 

УИК

 

РФ

 

количество

 

осужденных

со

-

держащихся

 

в

 

воспитательных

 

колониях

в

 

возрасте

 

от

 18 

до

 21 

года

 

еже

-

годно

 

возрастало

Так

в

 1997 

г

их

 

доля

 

составляла

 17,8 %, 

в

 2000 – 19,7, 

в

 

2003 – 29,7, 

а

 

в

 2007 

г

уже

 32 %. 

В

 

отдельных

 

ВК

 

численность

 

этой

 

катего

-

рии

 

составляла

 

до

 50 % 

от

 

общего

 

числа

 

осужденных

Такое

 

положение

 

дел

 

на

 

практике

 

не

 

способствовало

 

успешной

 

работе

 

по

 

исправлению

 

осужден

-

ных

содержащихся

 

в

 

воспитательных

 

колониях

так

 

как

 

из

-

за

 

значительно

-

го

 

возрастного

 

разброса

 â€“ 

от

 14 

до

 21 

года

 

менялся

 

характер

 

данных

 

учре

-

ждений

Это

 

обстоятельство

 

создавало

 

условия

 

для

 

притеснения

 

взрослыми

 

осужденными

 

лиц

 

младшего

 

возраста

отрицательно

 

влияло

 

на

 

результаты

 

учебно

-

воспитательного

 

процесса

Поставленная

 

уголовно

-

исполнительным

 

законодательством

 

цель

 

оставления

 

в

 

ВК

 

осужденных

ставших

 

совершен

-

нолетними

 

в

 

результате

 

не

 

была

 

достигнута

Анализ

 

состояния

 

преступности

 

этих

 

лет

 

в

 

ВК

 

показывал

что

 

боль

-

шая

 

часть

 

преступлений

 

в

 

период

 

отбывания

 

наказании

 

в

 

виде

 

лишения

 

свободы

 

совершалась

 

лицами

 

в

 

возрасте

 

от

 18 

до

 21 

года

 

или

 

под

 

их

 

влия

-


background image

89

 

нием

С

 

целью

 

заработать

 

ложный

 

авторитет

 

эта

 

категория

 

осужденных

 

нарушала

 

установленный

 

порядок

 

отбывания

 

наказания

 

и

 

провоцировала

 

младших

 

осужденных

 

на

 

совершение

 

противоправных

 

действий

Правоприменительная

 

практика

подразумевающая

 

фактическое

 

при

-

равнивание

 

взрослых

 

осужденных

 

к

 

несовершеннолетним

заставила

 

сде

-

лать

 

вывод

 

о

 

его

 

неоправданности

 

и

 

противоречии

 

базовому

 

принципу

 

уголовно

-

исполнительного

 

законодательства

устанавливающему

 

раз

-

дельное

 

содержание

 

несовершеннолетних

 

и

 

взрослых

 

осужденных

 (

ст

. 80 

УИК

 

РФ

).  

Вместе

 

с

 

тем

 

перевод

 

из

 

воспитательной

 

колонии

 

в

 

исправительную

 

колонию

 

общего

 

режима

 

осужденных

достигших

 

возраста

 18 

лет

у

 

кото

-

рых

 

заканчивается

 

срок

 

отбывания

 

наказания

представляется

 

нецелесооб

-

разным

Поэтому

 

с

 

изданием

 

Федерального

 

закона

 

от

 22 

декабря

 2008 

г

№

 261-

ФЗ

 

было

 

принято

казалось

 

бы

, «

соломоново

» 

решение

все

 

же

 

по

-

зволяющее

 

оставлять

 

в

 

пределах

 

воспитательной

 

колонии

 

лиц

достигших

 

18-

тилетнего

 

возраста

 

до

 

окончания

 

срока

 

наказания

но

 

не

 

более

 

чем

 

до

 

достижения

 

ими

 

возраста

 19 

лет

Однако

изучение

 

материалов

 

подготовки

 

и

 

движения

 

проекта

 

фе

-

дерального

 

закона

 

№

 493301-4 «

О

 

внесении

 

изменений

 

в

 

отдельные

 

за

-

конодательные

 

акты

 

Российской

 

Федерации

 

в

 

части

 

отбывания

 

наказа

-

ния

 

осужденными

 

в

 

воспитательных

 

колониях

», 

обращает

 

на

 

себя

 

вни

-

мание

 

наличием

 

замечаний

 

ряда

 

организаций

делающих

 

доводы

 

сто

-

ронников

 

законопроекта

 

о

 

приравнивании

 

создания

 

изолированного

 

участка

функционирующего

 

как

 

ИК

 

общего

 

режима

для

 

содержания

 

осужденных

достигших

 

во

 

время

 

отбывания

 

наказания

 

возраста

 18 

лет

к

 

строительству

 

новой

 

исправительной

 

колонии

на

 

фоне

 

предполагае

-

мых

 

нарушений

 

прав

 

этих

 

лиц

весьма

 

блеклыми

 

и

 

несоизмеримо

 

ни

-

чтожными

Так

по

 

заключению

 

Правового

 

управления

 

Аппарата

 

Государствен

-

ной

 

Думы

 

ФС

 

РФ

 

от

 23 

сентября

 2008 

г

№

 2.2-1/3418, 

предусматривая

 

возможность

 

оставления

 

осужденных

достигших

 

возраста

 18 

лет

в

 

вос

-

питательных

 

колониях

 

до

 

окончания

 

срока

 

наказания

но

 

не

 

более

 

чем

 

до

 

достижения

 

ими

 

возраста

 21 

года

действовавшее

 

на

 

тот

 

момент

 

уголовно

-

исполнительное

 

законодательство

 (

ст

. 139 

УИК

 

РФ

исходило

 

из

 

того

что

 

подобная

 

мера

 

могла

 

применяться

 

только

 

к

 

положительно

 

характеризую

-

щимся

 

осужденным

  Â«

в

 

целях

 

закрепления

 

результатов

 

исправления

за

-

вершения

 

среднего

 (

полного

общего

 

образования

 

или

 

профессиональной

 

подготовки

». 

Вместе

 

с

 

тем

 

в

 

соответствии

 

со

 

статьей

 140 

УИК

 

РФ

отри

-

цательно

 

характеризующиеся

 

осужденные

 

к

 

лишению

 

свободы

достиг

-

шие

 

возраста

 18 

лет

должны

 

были

 

переводиться

 

для

 

дальнейшего

 

отбы

-

вания

 

наказания

 

из

 

воспитательной

 

колонии

 

либо

 

в

 

изолированный

 

уча

-

сток

 

воспитательной

 

колонии

функционирующий

 

как

 

исправительная

 

ко

-


background image

90

 

лония

 

общего

 

режима

при

 

его

 

наличии

либо

 

в

 

исправительную

 

колонию

 

общего

 

режима

Правовым

 

управлением

 

Аппарата

 

Государственной

 

Думы

 

ФС

 

РФ

 

бы

-

ла

 

высказана

 

мысль

 

о

 

том

что

 

снижение

 

предельного

 

возраста

по

 

дости

-

жении

 

которого

 

все

 

осужденные

отбывающие

 

наказание

 

в

 

воспитатель

-

ной

 

колонии

независимо

 

от

 

их

 

поведения

 

и

 

отношения

 

к

 

труду

 

и

 

учебе

в

 

обязательном

 

порядке

  (

после

 

утверждения

 

законопроекта

должны

 

будут

 

переводиться

 

в

 

исправительную

 

колонию

повлечет

 

ужесточение

 

условий

 

отбывания

 

наказания

 

для

 

положительно

 

характеризующихся

 

осужденных

Это

с

 

позиции

 

указанного

 

Правового

 

управления

не

 

соответствует

 

госу

-

дарственной

 

политике

 

в

 

сфере

 

исполнения

 

уголовных

 

наказаний

направ

-

ленной

 

на

 

гуманизацию

 

репрессивных

 

функций

 

в

 

отношении

 

лиц

совер

-

шивших

 

преступление

 

в

 

несовершеннолетнем

 

возрасте

Другой

 

заслуживающей

 

внимание

 

позицией

 

стало

 

заключение

 

Коми

-

тета

 

Государственной

 

Думы

 

ФС

 

РФ

 

по

 

делам

 

семьи

женщин

 

и

 

детей

 

от

 14 

октября

 2008 

г

№

 3.6-12/23.3. 

С

 

точки

 

зрения

 

его

 

авторов

Минимальные

 

стандартные

 

правила

 

Организации

 

Объединенных

 

Наций

касающиеся

 

от

-

правления

 

правосудия

 

в

 

отношении

 

несовершеннолетних

 (

Пекинские

 

пра

-

вила

), 

рекомендуют

 

привлекать

 

к

 

ответственности

 

в

 

форме

отличающей

-

ся

 

от

 

формы

 

ответственности

применимой

 

к

 

взрослому

не

 

только

 

несо

-

вершеннолетних

но

 

и

 

молодых

 

совершеннолетних

 

правонарушителей

 

(

правило

 3.3). 

При

 

этом

 

любые

 

формы

 

воздействия

 

на

 

правонарушителя

 

должны

 

быть

 

соизмеримы

 

с

 

особенностью

 

его

 

личности

 (

правило

 5.1). 

Несомненно

связанно

 

это

 

с

 

тем

что

 

в

 

большинстве

 

случаев

 

хроноло

-

гический

 

возраст

 

несовершеннолетнего

 

правонарушителя

 

не

 

соответству

-

ет

 

его

 

психологическому

 

возрасту

Вместе

 

с

 

тем

одной

 

из

 

целей

 

Правил

 

Организации

 

Объединенных

 

Наций

касающихся

 

защиты

 

несовершеннолетних

лишенных

 

свободы

является

 

установление

 

минимальных

 

стандартов

 

для

 

защиты

 

несовершен

-

нолетних

 

в

 

соответствии

 

с

 

правами

 

человека

 

и

 

основными

 

свободами

 

и

 

с

 

целью

 

противодействовать

 

неблагоприятным

 

последствиям

 

всех

 

видов

 

за

-

ключения

 

и

 

способствовать

 

вовлечению

 

в

 

жизнь

 

общества

а

 

исправитель

-

ные

 

учреждения

 

должны

 

соответствовать

 

цели

 

перевоспитания

Таким

 

образом

установленный

 

на

 

тот

 

момент

 

в

 

УИК

 

РФ

 

предельный

 

возраст

 

оставления

 

в

 

воспитательных

 

колониях

 

осужденных

 

к

 

лишению

 

свободы

достигших

 

совершеннолетия

 (

до

 21 

года

), 

являлся

 

дополнитель

-

ной

 

гарантией

 

правовой

 

и

 

социальной

 

защищенности

 

несовершеннолетне

-

го

 

правонарушителя

так

 

как

 

в

 

условиях

 

изоляции

 

от

 

взрослых

 

осужден

-

ных

 

процесс

 

исправления

 

является

 

более

 

действенным

в

 

то

 

время

 

как

 

пе

-

ревод

 

в

 

ИК

 

остановит

 

процесс

 

воспитания

 

и

 

сделает

 

его

 

невыполнимым

Кроме

 

того

предложенные

 

изменения

по

 

мнению

 

авторов

 

изучаемого

 

За

-

ключения

нежелательны

 

и

 

с

 

криминологической

 

точки

 

зрения

Оказав

-