ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.09.2019

Просмотров: 6239

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

91

 

шись

 

в

 

новых

более

 

жестких

 

условиях

 

режима

 

исправительного

 

учрежде

-

ния

молодой

 

совершеннолетний

 

правонарушитель

 

неизбежно

 

подверг

-

нется

 

негативному

 

влиянию

 

со

 

стороны

 

взрослых

 

осужденных

 

и

 

после

 

ос

-

вобождения

 

может

 

оказать

 

отрицательное

 

воздействие

 

на

 

несовершенно

-

летних

 

из

 Â«

группы

 

риска

» 

своего

 

круга

 

общения

1

В

 

этой

 

связи

обозначим

 

свою

 

позицию

 

по

 

изучаемой

 

проблеме

На

 

наш

 

взгляд

принятие

 

Федерального

 

закона

 

от

 22 

декабря

 2008 

г

№

 261-

ФЗ

 

было

 

неизбежно

так

 

как

 

на

 

тот

 

исторический

 

момент

 

воспитательные

 

ко

-

лонии

 

УИС

 

России

 

нуждались

 

в

 

скорейшей

 

стабилизации

 

оперативной

 

об

-

становки

осложнение

 

которой

 

было

 

вызвано

 

всплеском

 

криминальной

 

ак

-

тивности

 

совершеннолетних

 

осужденных

оставленных

 

в

 

этих

 

учреждениях

 

до

 

достижения

 21 

года

В

 

то

 

же

 

время

преобразование

 

системы

 

ВК

обу

-

словленное

 

принятием

 

Федерального

 

закона

 

от

 9 

марта

 2001 

г

№

 25-

ФЗ

не

 

оставило

 

пенитенциарной

 

системе

 

иного

 

варианта

 

разрешения

 

вопроса

кроме

 

снижения

 

предельного

 

возраста

 

пребывания

 

в

 

подростковых

 

ИУ

.  

Нам

 

представляется

 

глубоко

 

ошибочным

 

упразднение

 

Федеральным

 

законом

 

от

 9 

марта

 2001 

г

№

 25-

ФЗ

 

воспитательных

 

колоний

 

усиленного

 

режима

которые

 

в

 

случае

 

их

 

наличия

 

в

 

арсенале

 

УИС

 

могли

 

при

 

внесении

 

изменений

 

в

 

ч

. 6 

ст

. 88 

Уголовного

 

кодекса

 

РФ

определявшей

 

категории

 

несовершеннолетних

 

лиц

 

для

 

отбывания

 

наказания

 

в

 

том

 

или

 

ином

 

виде

 

ВК

 

сконцентрировать

 

в

 

своих

 

пределах

 

этих

 

осужденных

тем

 

самым

 

ис

-

ключив

 

их

 

пагубное

 

влияние

 

на

 

результаты

 

учебно

-

воспитательного

 

про

-

цесса

 

и

 

исправление

 

основной

 

массы

 

спецконтингента

и

быть

 

может

по

-

зволили

 

бы

 

несколько

 

уменьшить

 

масштабы

 

противоправной

 

активности

достигшей

 

своего

 

пика

 

в

 

подростковых

 

учреждениях

 

на

 

конец

 2007 

г

В

 

научной

 

литературе

 

вопрос

 

о

 

целесообразности

 

оставления

 

недав

-

них

 

подростков

ставших

 

совершеннолетними

 

в

 

воспитательных

 

колони

-

ях

поднимался

 

неоднократно

 

на

 

протяжении

 

довольно

 

таки

 

длительного

 

периода

 

времени

Сторонники

 

рассматриваемого

 

института

 

говорили

 

о

 

непрерывности

 

воспитательного

 

процесса

противники

 

ссылались

 

на

 

пре

-

ступность

 

в

 

учреждениях

 

со

 

стороны

 

указанной

 

категории

 

лиц

Законодательная

 

деятельность

 

государственных

 

органов

 

шла

 

по

 

по

-

хожему

 

пути

Например

Исправительно

-

трудовой

 

кодекс

 

РСФСР

 1970 

г

предусматривал

 

в

 

ст

. 78, 

что

 

в

 

целях

 

закрепления

 

результатов

 

исправления

 

и

 

перевоспитания

завершения

 

общеобразовательного

 

или

 

профессио

-

нально

-

технического

 

обучения

 

осужденные

достигшие

 

восемнадцатилет

-

него

 

возраста

в

 

случае

если

 

они

 

твердо

 

встали

 

на

 

путь

 

исправления

мо

-

гут

 

быть

 

оставлены

 

в

 

воспитательно

-

трудовой

 

колонии

 (

далее

 â€“ 

ВТК

до

 

                                                 

1

 

См

.: 

Кашуба

 

Ю

.

А

., 

Пономарев

 

С

.

Н

Основы

 

современной

 

уголовно

-

исполнительной

 

политики

 

России

 

в

 

отношении

 

несовершеннолетних

монография

Рязань

, 2002. 

С

. 39. 


background image

92

 

окончания

 

срока

 

наказания

но

 

не

 

более

 

чем

 

до

 

достижения

 

ими

 

двадцати

-

летнего

 

возраста

.  

По

 

сравнению

 

с

 

ИТК

 

РСФСР

 

первоначально

 

УИК

 

РФ

 

по

-

новому

 

ре

-

шал

 

вопрос

 

об

 

оставлении

 

в

 

воспитательных

 

колониях

 

осужденных

дос

-

тигших

 

совершеннолетия

Если

 

по

 

ИТК

 

РСФСР

 

осужденный

достигший

 

восемнадцатилетнего

 

возраста

переводился

 

для

 

дальнейшего

 

отбывания

 

наказания

 

из

 

ВТК

 

в

 

исправительно

-

трудовую

 

колонию

 

общего

 

режима

то

 

по

 

УИК

 

РФ

 

он

как

 

правило

должен

 

быть

 

оставлен

 

в

 

воспитательной

 

колонии

но

 

не

 

более

 

чем

 

до

 

достижения

 

им

 

возраста

 21 

года

ИТК

 

РСФСР

 

исходил

 

из

 

того

что

 

переводу

 

не

 

подлежат

 (

точнее

 â€“ 

мо

-

гут

 

быть

 

оставлены

 

в

 

воспитательно

-

трудовой

 

колонии

только

 

осужден

-

ные

твердо

 

вставшие

 

на

 

путь

 

исправления

Их

 

оставление

 

в

 

ВТК

 

должно

 

было

 

производиться

 

в

 

целях

 

закрепления

 

результатов

 

исправления

 

и

 

пере

-

воспитания

а

 

также

 

завершения

 

общего

 

образования

 

или

 

профессиональ

-

ной

 

подготовки

УИК

 

РФ

 

в

 

этом

 

случае

 

никаких

 

требований

 

к

 

осужденным

 

не

 

предъ

-

являл

В

 

отличие

 

от

 

ИТК

 

он

 

определял

 

скорее

 

не

 

основания

 

оставления

 

осужденных

 

в

 

воспитательных

 

колониях

а

 

основания

 

их

 

перевода

 

в

 

ис

-

правительные

 

колонии

Они

 

предусмотрены

 

в

 

ст

. 140 

УИК

 

РФ

Принципиально

 

новый

 

подход

 

к

 

решению

 

этого

 

вопроса

 

объяснялся

 

рядом

 

причин

Во

-

первых

тем

что

 

при

 

переводе

 

осужденного

 

в

 

исправи

-

тельную

 

колонию

 

ухудшаются

 

условия

 

его

 

исправления

 â€“ 

едва

 

выйдя

 

из

 

подросткового

 

возраста

он

 

оказывается

 

в

 

среде

 

взрослых

 

осужденных

обладающих

как

 

правило

более

 

стойкими

 

антисоциальными

 

свойствами

способными

 

существенно

 

помешать

 

процессу

 

его

 

исправления

Во

-

вторых

нарушается

 

непрерывность

 

процесса

 

перевоспитания

 

осужденно

-

го

 â€“ 

значительного

 

времени

 

требует

 

его

 

перемещение

 

из

 

одной

 

колонии

 

в

 

другую

ознакомление

 

с

 

особенностями

 

его

 

личности

 

администрации

 

но

-

вого

 

исправительного

 

учреждения

вхождение

 

его

 

в

 

новый

 

коллектив

 

и

 

т

.

п

В

-

третьих

нарушается

 

непрерывность

 

общеобразовательного

 

обуче

-

ния

 

осужденного

 

и

 (

или

его

 

профессиональной

 

подготовки

В

-

четвертых

смена

 

обстановки

 

и

 

устоявшегося

 

образа

 

жизни

 

часто

 

очень

 

неблагопри

-

ятно

 

сказывается

 

на

 

самом

 

осужденном

Он

 

нередко

 

становится

 

ожесто

-

ченным

 

и

 

менее

 

восприимчивым

 

к

 

мерам

 

по

 

его

 

исправлению

Негативное

 

воздействие

 

отмеченных

 

обстоятельств

 

усугубляется

 

тем

что

 

они

 

оказы

-

вают

 

влияние

 

на

 

осужденного

находящегося

как

 

правило

в

 

положении

 

краткосрочника

Давно

 

установлено

что

 

эта

 

категория

 

осужденных

 

осо

-

бенно

 

трудно

 

поддается

 

исправительному

 

воздействию

В

 

последующем

 

вступившие

 

в

 

силу

 

изменения

 

и

 

дополнения

 

в

 

УИК

 

РФ

,

 

предусмотренные

 

Федеральным

 

законом

 

от

 9 

марта

 2001 

г

№

 25-

ФЗ

вернули

 

редакцию

 

статьи

 139 

об

 

условиях

 

оставления

 

в

 

воспитательных

 


background image

93

 

колониях

 

осужденных

 

к

 

лишению

 

свободы

достигших

 

совершенноле

-

тия

к

 

прежнему

 

пониманию

 

изучаемой

 

проблемы

Таким

 

образом

за

 

несущественными

 

изменениями

вновь

 

было

 

определено

что

 

в

 

целях

 

за

-

крепления

 

результатов

 

исправления

завершения

 

среднего

  (

полного

общего

 

образования

 

или

 

профессиональной

 

подготовки

 

осужденные

достигшие

 

возраста

 18 

лет

могут

 

быть

 

оставлены

 

в

 

воспитательной

 

ко

-

лонии

 

до

 

окончания

 

срока

 

наказания

но

 

не

 

более

 

чем

 

до

 

достижения

 

ими

 

возраста

 21 

года

На

 

сегодняшний

 

день

 

уголовно

-

исполнительная

 

система

 

России

 

стоит

 

на

 

пороге

 

серьезных

 

преобразований

связанных

 

с

 

оптимизацией

 

деятель

-

ности

 

всех

входящих

 

в

 

нее

 

учреждений

в

 

том

 

числе

 

и

 

воспитательных

 

колоний

В

 

отношении

 

последних

 

изучаются

 

перспективы

 

их

 

реорганиза

-

ции

 

в

 

учреждения

 

смешанного

 

типа

предназначенные

 

для

 

содержания

 

под

 

стражей

 

и

 

в

 

период

 

отбывания

 

наказания

как

 

несовершеннолетних

так

 

и

 

взрослых

 

лиц

в

 

несколько

 

ином

 

формате

чем

 

предусмотрено

 

дейст

-

вующим

 

законодательством

Вновь

 

возвращаясь

 

к

 

генезису

 

вопроса

справедливости

 

ради

 

надо

 

отметить

что

 

на

 

протяжении

 

всей

 

истории

 

развития

 

исправительных

 

учреждений

предназначенных

 

для

 

содержания

 

несовершеннолетних

неоднократно

 

высказывалась

 

идея

 

создания

 

воспитательного

 

центра

 â€“ 

вида

 

исправительного

 

учреждения

аккумулирующего

 

направления

 

работы

 

различных

 

типов

 

структурных

 

подразделений

 

УИС

  (

СИЗО

 â€“ 

ВК

 â€“ 

ИК

)

1

На

 

основании

 

ч

. 2 

ст

. 10 

Федерального

 

закона

 

от

 15 

июля

 1995 

г

№

 103-

ФЗ

  Â«

О

 

содержании

 

под

 

стражей

 

подозреваемых

 

и

 

обвиняемых

 

в

 

совершении

 

преступлений

» 

при

 

воспитательных

 

колониях

 

предусмотре

-

но

 

создание

 

помещений

функционирующих

 

в

 

режиме

 

следственного

 

изолятора

  (

далее

 â€“ 

ПФРСИ

). 

Целью

 

их

 

создания

 

является

 

обеспечение

 

изоляции

 

несовершеннолетних

 

подозреваемых

 

и

 

обвиняемых

от

 

взрос

-

лых

 

преступников

улучшение

 

их

 

бытовых

 

условий

 

в

 

период

 

нахождения

 

под

 

следствием

ограждение

 

от

 

тюремной

 

субкультуры

сокращение

 

сро

-

ка

 

адаптации

 

к

 

условиям

 

лишения

 

свободы

Но

к

 

сожалению

здравая

 

инициатива

 

в

 

силу

 

многих

 

причин

 

не

 

получила

 

своего

 

широкого

 

распро

-

странения

 

и

 

на

 

конец

 2009 

года

 

в

 

УИС

 

России

 

функционировали

 

лишь

 12 

таких

 

учреждений

                                                 

1

 

См

., 

напр

.: 

Перцова

 

Л

.

В

Основные

 

направления

 

и

 

перспективы

 

института

 

ис

-

полнения

 

наказания

 

в

 

отношении

 

несовершеннолетних

 

осужденных

 // 

Актуальные

 

проблемы

 

исполнения

 

наказаний

 

в

 

отношении

 

несовершеннолетних

М

., 2000. 

С

. 180–

193; 

Злодеев

 

В

.

Ф

Проблемы

 

исполнения

 

наказания

 

в

 

виде

 

лишения

 

свободы

 

в

 

отно

-

шении

 

несовершеннолетних

 

на

 

современном

 

этапе

 // 

Актуальные

 

проблемы

 

пенитен

-

циарной

 

науки

 

и

 

практики

сб

материалов

 

Междунар

науч

.-

практ

конф

. / 

под

 

общ

ред

О

.

Г

Ковалева

М

., 2004. 

Ч

. 2. 

С

. 245–254. 


background image

94

 

Похожая

 

проблемная

 

ситуация

 

сложилась

 

в

 

отношении

 

изолирован

-

ных

 

участков

 

воспитательных

 

колоний

функционирующих

 

как

 

ИК

 

обще

-

го

 

режима

заключающаяся

по

 

сути

в

 

практическом

 

отсутствии

 

таковых

 

(

за

 

исключением

 

Рязанской

 

ВК

). 

Ведь

 

до

 

сих

 

пор

 

так

 

и

 

не

 

образованы

 

ло

-

кальные

 

участки

 

в

 

воспитательных

 

колониях

 

для

 

содержания

 

лиц

дос

-

тигших

 18-

летнего

 

возраста

 (

хотя

 

с

 

момента

 

принятия

 

соответствующего

 

Федерального

 

закона

 

от

 8 

декабря

 2003 

г

№

 161-

ФЗ

 

прошло

 

восемь

 

лет

). 

Помимо

 

известных

 

экономических

 

трудностей

на

 

лицо

 

нежелание

 

руко

-

водства

 

учреждений

 

и

 

территориальных

 

органов

 

обременять

 

себя

 

необхо

-

димостью

 

создания

 

во

 

вверенном

 

хозяйстве

 

своего

 

рода

 

замкнутой

 

терри

-

тории

 

для

 

содержания

 

недавних

 

несовершеннолетних

характеризующих

-

ся

 

к

 

тому

 

же

 

отрицательно

.  

Как

 

известно

ч

. 9 

ст

. 74 

УИК

 

РФ

 

отнесла

 

порядок

 

создания

 

указан

-

ных

 

участков

 

к

 

компетенции

 

федерального

 

органа

 

исполнительной

 

вла

-

сти

осуществляющего

 

функции

 

по

 

выработке

 

и

 

реализации

 

государствен

-

ной

 

политики

 

и

 

нормативно

-

правовому

 

регулированию

 

в

 

сфере

 

исполне

-

ния

 

уголовных

 

наказаний

В

 

свою

 

очередь

Минюст

 

России

 

своим

 

прика

-

зом

 

от

 26 

августа

 2005 

г

№

 144 

определил

 

и

 

утвердил

 

этот

 

порядок

Он

 

предусматривает

что

 

при

 

необходимости

 

создания

 

в

 

воспитательной

 

ко

-

лонии

 

изолированного

 

участка

функционирующего

 

как

 

исправительная

 

колония

 

общего

 

режима

для

 

содержания

 

осужденных

достигших

 

во

 

вре

-

мя

 

отбывания

 

наказания

 

возраста

 18 

лет

начальник

 

территориального

 

ор

-

гана

 

ФСИН

 

России

 

направляет

 

мотивированное

 

обращение

 

в

 

Федераль

-

ную

 

службу

 

исполнения

 

наказаний

Таким

 

образом

инициатива

 

по

 

созда

-

нию

 

изолированного

 

участка

 

полностью

 

находиться

 

в

 

руках

 

органа

полу

-

чающего

 

в

 

перспективе

 

от

 

такого

 

почина

гораздо

 

большее

 

количество

 

проблем

 

и

 

неприятностей

чем

если

 

бы

 

все

 

оставалось

 

на

 

своих

 

местах

без

 

всяких

 

организационных

 

новаций

таким

 

как

 

оно

 

есть

Созданные

 

та

-

ким

 

образом

 

уголовно

-

исполнительным

 

ведомством

 

условия

 

для

 

право

-

применительной

 

практики

 

полностью

 

противоречат

 

законам

 

прогрессив

-

ной

 

управленческой

 

деятельности

1

Следуя

 

по

 

пути

 

наименьшего

 

сопротивления

и

 

используя

предостав

-

ленную

 

ст

. 140 

УИК

 

РФ

возможность

территориальные

 

органы

 

вынуж

-

дены

 

направлять

 

из

 

ВК

 

совершеннолетних

 

лиц

имеющих

 

отрицательные

 

характеристики

в

 

ИК

 

общего

 

режима

к

 

сожалению

игнорируя

 

под

 

воз

-

действием

 

обстоятельств

идеи

 

прогрессивной

 

системы

 

отбывания

 

наказа

-

ния

 

несовершеннолетними

 

осужденными

нуждающейся

 

в

 

скорейшей

 

ка

-

чественной

 

доработке

Таким

 

образом

череда

 

законодательных

 

и

 

управ

-

ленческих

 

решений

по

 

сути

вернула

 

проблемы

 

института

 

исполнения

 

                                                 

1

 

См

.: 

Паркинсон

 

С

.

Н

.

 

Законы

 

Паркинсона

сб

. / 

пер

с

 

англ

., 

сост

и

 

предисл

В

.

С

Муравьев

М

., 1989. 

С

. 46–51. 


background image

95

 

лишения

 

свободы

 

в

 

отношении

 

лиц

достигших

 

совершеннолетнего

 

воз

-

раста

 

в

 

период

 

отбывания

 

уголовного

 

наказания

в

 

середину

 90-

х

 

годов

 

прошлого

 

столетия

В

 

то

 

же

 

время

 

следует

 

отметить

 

наметившиеся

 

поло

-

жительные

 

тенденции

 

в

 

исследуемой

 

сфере

современная

 

уголовно

-

исполнительная

 

политика

 

предусматривает

 

создание

 

воспитательных

 

цен

-

тров

Предстоящая

 

реконструкция

 

нынешних

 

ВК

 

в

 

учреждения

 

смешен

-

ного

 

типа

несомненно

должна

 

учитывать

 

опыт

 

функционирования

 

ПФРСИ

 

и

 

изолированных

 

участков

 

функционирующих

 

как

 

ИК

 

общего

 

режима

в

 

условиях

 

подростковых

 

ИУ

.  

К

 

сожалению

в

 

силу

 

ряда

 

обстоятельств

он

 

не

 

так

 

уж

 

и

 

велик

По

-

этому

 

уже

 

сейчас

 (

независимо

 

от

 

выбранной

 

в

 

итоге

 

модели

 

организации

 

обеспечения

 

режима

 

в

 

ВЦ

), 

при

 

современном

 

подходе

 

к

 

исполнению

 

нака

-

зания

 

в

 

отношении

 

несовершеннолетних

 

осужденных

не

 

дожидаясь

 

соз

-

дания

 

воспитательных

 

центров

необходимо

используя

 

условия

 

малочис

-

ленности

 

спецконтингента

 

нынешних

 

ВК

организовать

 

в

 

них

 

изолиро

-

ванное

 

содержание

 

лиц

достигших

 

совершеннолетия

апробировать

 

его

 

в

 

практической

 

деятельности

а

 

полученные

 

результаты

 

использовать

 

в

 

процессе

 

грядущих

 

преобразований

Правовой

 

основой

 

для

 

этого

 

могут

 

стать

 

изменения

 

уголовно

-

исполнительного

 

законодательства

предусмат

-

ривающие

 

увеличение

 

максимально

 

возможного

 

возраста

 

пребывания

 

в

 

ВК

 

вновь

 

до

 21 

года

 

В

.

Н

Котляр

доцент

 

кафедры

 

организации

 

режима

 

и

 

надзора

 

в

 

УИС

кандидат

 

педагогических

 

наук

 

(

Академия

 

ФСИН

 

России

 

Классификация

 

побегов

 

при

 

конвоировании

 

осужденных

  

и

 

лиц

заключенных

 

под

 

стражу

 

 

На

 

дестабилизацию

 

оперативной

 

обстановки

 

влияет

 

противоправная

 

активность

 

осужденных

выражающаяся

 

в

 

совершении

 

новых

 

преступле

-

ний

в

 

том

 

числе

побегов

Побеги

 

совершаются

как

 

правило

в

 

результате

 

имеющихся

 

недостатков

 

и

 

упущений

 

в

 

организации

 

службы

 

конвоирова

-

ния

оперативной

 

работы

игнорирования

 

требований

 

действующих

 

нор

-

мативных

 

правовых

 

актов

 

и

 

указаний

 

ФСИН

 

России

отсутствии

 

ком

-

плексного

 

подхода

 

в

 

использовании

 

сил

 

и

 

средств

 

по

 

постоянному

 

кон

-

тролю

 

поведения

 

осужденных

формального

 

или

 

недобросовестного

 

от

-

ношения

 

сотрудников

 

к

 

выполнению

 

своих

 

служебных

 

обязанностей

Анализ

 

побегов

 

и

 

попыток

 

их

 

совершения

 

при

 

конвоировании

 

спецкон

-

тингента

 

позволяет

 

систематизировать

 

причины

 

и

 

условия

 

побегов

 

из

-

под

 

охраны

 

в

 

целом

предложив

 

следующую

 

классификацию