ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.09.2019

Просмотров: 6240

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

96

 

1. 

Совершение

 

побега

 

при

 

нападении

 

на

 

личный

 

состав

 

караула

Со

 

стороны

 

конвоируемых

 

лиц

 

в

 2005–2010 

гг

было

 

совершено

 

более

 80 

на

-

падений

 

на

 

состав

 

караулов

что

 

свидетельствует

 

о

 

повышенной

 

крими

-

нальной

 

активности

 

осужденных

 

в

 

отношении

 

совершения

 

побегов

 

с

 

при

-

менением

 

данного

 

способа

В

 2011 

г

отражены

 4 

нападения

 

на

 

сотрудни

-

ков

 

караула

 

по

 

конвоированию

 (

АППГ

 â€“ 2). 

В

 

общей

 

структуре

 

нападений

 

на

 

караулы

 20,8 % 

совершено

 

в

 

период

 

вывода

 

осужденных

 

в

 

туалет

 

спе

-

циального

 

вагона

, 33,3 % – 

в

 

период

 

проведения

 

обмена

 

спецконтинген

-

том

, 37,5 % – 

в

 

период

 

проведения

 

обыска

 

конвоируемых

 

лиц

 

в

 

специаль

-

ном

 

вагоне

, 4,2 % – 

при

 

переводе

 

из

 

камеры

 

в

 

камеру

 

специального

 

ваго

-

на

, 4,2 % – 

нападение

 

неизвестных

 

лиц

 

с

 

применением

 

огнестрельного

 

оружия

Причинами

обусловливающими

 

совершение

 

нападений

 

при

 

побегах

в

 

основном

являются

невнимательность

 

должностных

 

лиц

 

караула

на

-

рушение

 

ими

 

правил

 

обращения

 

с

 

оружием

слишком

 

близкая

 

дистанция

 

между

 

конвоируемым

 

и

 

сотрудником

формальное

 

проведение

 

обысков

когда

 

спецконтингенту

 

удается

 

спрятать

 

и

 

держать

 

при

 

себе

 

оружие

 

и

 

предметы

его

 

заменяющие

 (

заточки

ножи

гвозди

 

и

 

др

.) 

2. 

Побеги

 

с

 

использованием

 

оружия

.

 

Эти

 

побеги

 

наиболее

 

опасны

по

-

скольку

 

они

 

сопровождаются

 

насилием

 

и

 

могут

 

повлечь

 

жертвы

 

как

 

со

 

стороны

 

сотрудников

 

УИС

так

 

и

 

посторонних

 

граждан

Оружие

 

может

 

оказаться

 

в

 

руках

 

преступников

 

в

 

результате

 

халатности

 

сотрудников

 

при

 

несении

 

службы

нападения

 

на

 

личный

 

состав

 

караула

путем

 

использова

-

ния

 

неслужебных

 

связей

 

сотрудников

 

с

 

конвоируемыми

 

лицами

 

или

 

их

 

родственниками

знакомыми

 

и

 

т

.

д

Нередко

 

такие

 

случаи

 

могут

 

сопровож

-

даться

 

захватом

 

заложников

3. 

Захват

 

заложников

 

при

 

совершении

 

побега

Захват

 

заложников

 â€“ 

отдельное

самостоятельное

 

преступление

относящееся

 

к

 

особо

 

тяжким

 

преступлениям

ответственность

 

за

 

которое

 

предусмотрена

 

статьей

 206 

УК

 

РФ

В

 

большинстве

 

случаев

захваты

 

заложников

 

сопровождаются

 

причинением

 

вреда

 

здоровью

 

сотрудников

 

УИС

 

или

 

иных

 

лиц

оказав

-

шихся

 

жертвами

а

 

также

 

угрозами

 

убийства

побоями

истязанием

При

 

совершении

 

данного

 

преступления

преступник

как

 

правило

выдвигает

 

требования

 

сотрудникам

 

караула

  (

а

 

также

 

МВД

прокуратуры

органам

 

власти

 

и

 

др

.) 

совершить

 

какие

-

либо

 

действия

 

либо

 

воздержаться

 

от

 

их

 

со

-

вершения

 

при

 

условии

 

сохранения

 

жизни

 

заложникам

Например

открыть

 

камеру

окно

изменить

 

маршрут

 

движения

 

спецавтомобиля

 

или

 

сделать

 

остановку

 

поезда

разрешить

 

беспрепятственно

 

уйти

 

из

-

под

 

охраны

 

ка

-

раула

передать

 

ему

 

оружие

деньги

документы

 

и

 

т

д

Захват

 

заложников

 

при

 

конвоировании

 

может

 

совершаться

а

в

 

целях

 

совершения

 

самого

 

побега

  (

на

 

первоначальном

 

этапе

), 

когда

 

преступник

 

требует

 

своего

 

освобождения

взяв

 

в

 

заложники

 

сотрудника

  (

либо

 

не

-


background image

97

 

скольких

караула

 

или

 

иных

 

лиц

б

в

 

процессе

 

побега

при

 

преследова

-

нии

когда

 

преступник

 

использует

 

захват

 

заложника

 

для

 

ухода

 

от

 

задер

-

жания

 

и

 

решения

 

проблемы

 

своего

 

освобождения

в

на

 

заключительном

 

этапе

 

побега

.  

4. 

Имитация

 

конфликта

 

в

 

целях

 

совершения

 

побега

Создавая

 

кон

-

фликтную

 

ситуацию

 

среди

 

спецконтингента

преступники

 

могут

 

восполь

-

зоваться

 

моментом

когда

 

караульные

 

будут

 

проводить

 

мероприятия

 

по

 

изолированию

 

зачинщика

 

беспорядков

 

и

 

в

 

это

 

время

 

попытаются

 

совер

-

шить

 

нападение

 

на

 

личный

 

состав

 

караула

Они

 

могут

 

провоцировать

 

состав

 

караула

 

на

 

неправомерные

 

действия

подстрекать

 

остальной

 

спецконтингент

 

к

 

противоправным

 

действиям

 (

не

-

повиновению

нападению

 

и

 

др

.). 

Конфликтная

 

ситуация

 

может

 

быть

 

вы

-

звана

 

и

 

поведением

 

одного

 

осужденного

например

отказывающегося

 

выйти

 

из

 

камеры

 

спецвагона

 

или

 

спецавтомобиля

заблокировавшегося

 

в

 

помещении

Чаще

 

всего

 

осужденные

 

затевают

 

драку

 

или

 

демонстратив

-

ную

 

ссору

чтобы

 

отвлечь

 

внимание

 

караула

совершают

 

преступные

 

дей

-

ствия

5. 

Совершение

 

побега

 

на

  Â«

рывок

». 

В

 

некоторых

 

случаях

 

конвоируе

-

мые

 

лица

 

пытаются

 

совершить

 

побег

 

на

 Â«

рывок

», 

т

.

е

внезапно

 

преодолеть

 

линию

 

охраны

В

 2005–2010 

гг

таким

 

способом

 

был

 

совершен

 

один

 

побег

и

 

еще

 16 

аналогичных

 

побегов

 

были

 

предотвращены

 

силами

 

должностных

 

лиц

 

караулов

 (68% 

от

 

всех

 

зарегистрированных

 

случаев

 

совершенных

 

и

 

предотвращенных

 

побегов

). 

В

 2011 

г

на

 

обменном

 

пункте

 

железнодорож

-

ной

 

станции

 Â«

Тверь

» 

встречным

 

караулом

 

отдела

 

по

 

конвоированию

 

пре

-

дотвращена

 

попытка

 

побега

 

осужденного

 Â«

на

 

рывок

» (

АППГ

 â€“ 2).  

Эти

 

побеги

 

происходят

как

 

правило

в

 

условиях

когда

 

нарушаются

 

требования

 

действующих

 

нормативных

 

актов

определяющих

 

службу

 

конвоирования

.  

Сущность

 

ухищрений

 

при

 

пешем

 

конвоировании

 

на

 

обменных

 

пунк

-

тах

 

сводится

 

к

 

тому

чтобы

 

создать

 

ситуацию

 

замешательства

нарушить

 

нормальную

 

работу

 

караула

 

и

 

сбить

 

его

 

с

 

толку

Для

 

этого

 

осужденные

например

преднамеренно

 

нарушают

 

порядок

 

построения

давая

 

возмож

-

ность

 

выйти

 

из

 

транспортного

 

средства

 

лишнему

 

человеку

готовящемуся

 

совершить

 

побег

или

наоборот

пытаются

 

оставить

 

там

 

укрывшегося

 

осужденного

Наиболее

 

характерные

 

для

 

данных

 

случаев

 

приемы

приме

-

няемые

 

осужденными

, – 

это

 

самовольный

 

переход

 

осужденных

 

из

 

одних

 

шеренг

 

в

 

другие

выход

 

из

 

строя

скученное

 

следование

 

конвоируемых

имитация

 

драки

ускорение

 

или

 

замедление

 

темпа

 

движения

 

и

 

т

п

Конвоируемые

 

выбирают

 

подходящий

 

момент

 

и

 

совершают

 

побег

 

на

 Â«

рывок

» 

в

 

места

 

скопления

 

людей

 

или

 

используют

 

для

 

этого

 

различ

-

ные

 

рельефы

 

местности

 

и

 

производственные

 

строения

находящиеся

 

по

-

близости


background image

98

 

6. 

Совершение

 

побегов

 

в

 

результате

 

подмены

 

одним

 

конвоируемым

 

другого

Еще

 

один

 

способ

применяемый

 

осужденными

 

для

 

совершения

 

побега

, – 

это

 

подмена

 

одного

 

осужденного

 

другим

 (

как

 

правило

имеюще

-

го

 

некоторое

 

внешнее

 

сходство

с

 

целью

 

выхода

 

на

 

обменном

 

пункте

Причинами

способствующими

 

совершению

 

вышеуказанного

 

побега

 

мо

-

гут

 

являться

 

множество

 

факторов

основные

 

из

 

них

временной

 

фактор

  -

ограниченное

 

количество

 

времени

 

между

 

железнодорожными

 

станциями

большое

 

количество

 

принятого

 

спецконтингента

плохое

 

освещение

 

в

 

ночное

 

время

невнимательность

 

должностных

 

лиц

 

караула

в

 

недостаточ

-

ной

 

степени

 

организованная

 

встречным

 

караулом

 

охрана

 (

малочисленный

 

состав

 

караула

сложный

 

ландшафт

 

местности

 

обменного

 

пункта

большое

 

расстояние

 

конвоирования

 â€“ 

от

 

спецвагона

 

до

 

спецавтомобиля

необходи

-

мость

 

преодоления

 

нескольких

 

железнодорожных

 

путей

 

и

 

т

п

.). 

7. 

Совершение

 

побега

 

путем

 

подкупа

 

должностных

 

лиц

 

караула

Стремление

 

осужденных

 

войти

 

в

 

доверие

 

к

 

должностным

 

лицам

 

караула

 

и

 

использовать

 

их

 

беспечность

 

для

 

реализации

 

своих

 

преступных

 

замы

-

слов

 â€“ 

одно

 

из

 

самых

 

коварных

 

ухищрений

 

со

 

стороны

 

конвоируемых

 

лиц

С

 

каждым

 

годом

 

увеличивается

 

количество

 

случаев

 

попыток

 

подкупа

 

личного

 

состава

 

караулов

как

 

со

 

стороны

 

конвоируемых

так

 

и

 

их

 

родст

-

венников

 

и

 

знакомых

 

с

 

целью

 

пособничества

 

в

 

совершении

 

побега

В

 

последние

 

годы

 

происшествий

связанных

 

с

 

попыткой

 

подкупа

 

со

-

трудников

 

специальных

 

подразделений

 

по

 

конвоированию

допущено

 

не

 

было

но

 

грубые

 

нарушения

 

правил

 

несения

 

службы

способствующие

 

со

-

вершению

 

побегов

имели

 

место

8. 

Обман

 

и

 

использование

 

доверия

 

сотрудников

 

УИС

 

при

 

совершении

 

побега

 

из

-

под

 

охраны

 

караулов

 

по

 

конвоированию

Многие

 

из

 

преступни

-

ков

 

являются

 

хорошими

 

психологами

умеют

 

располагать

 

к

 

себе

 

людей

 

и

 

имитировать

 

любое

 

состояние

соответствующее

 

их

 

потребностям

 â€“ 

тоску

радость

агрессивность

любовь

 

и

.

т

.

д

., 

как

 

и

 

симулировать

 

состояние

 

бо

-

лезни

В

 

таких

 

случаях

 

необходимо

 

проявлять

 

особую

 

бдительность

по

-

скольку

 

данные

 

состояния

 

могут

 

использоваться

 

осужденными

 

и

 

лицами

содержащимися

 

под

 

стражей

 

в

 

целях

 

совершения

 

побега

Особенно

 

серьезную

 

угрозу

 

совершения

 

побега

 

содержит

 

отпуск

 

кон

-

воируемых

 

лиц

 

из

-

под

 

охраны

Классификация

 

побегов

 

в

 

зависимости

 

от

 

места

 

совершения

1. 

Совершение

 

побегов

 

из

 

специального

 

автомобиля

Для

 

совершения

 

побегов

 

из

 

спецавтомобиля

 

спецконтингентом

 

используются

наряду

 

со

 

всеми

 

другими

 

условиями

облегчающими

 

их

 

совершение

  (

невниматель

-

ность

 

сотрудников

 

караула

создание

 

конфликтной

 

ситуации

 

при

 

пере

-

движении

и

 

др

.), 

следующие

 

благоприятные

 

условия

 

и

 

обстоятельства

технические

 

неисправности

 

машины

 

и

 

изношенность

 

транспортных

 

средств

непредвиденные

 

сбои

 

в

 

маршруте

 

и

 

процессе

 

движения

 (

останов

-


background image

99

 

ки

изменения

 

маршрута

 

движения

), 

вступление

 

в

 

неслужебные

 

связи

 

с

 

осужденными

.

 

2. 

Совершение

 

побега

 

из

 

специального

 

вагона

 

при

 

конвоировании

 

осужденных

 

и

 

лиц

содержащихся

 

под

 

стражей

Ухищрения

применяе

-

мые

 

осужденными

 

при

 

перевозке

 

их

 

в

 

спецвагонах

 

или

 

спецавтомобилях

имеют

 

много

 

общего

 

с

 

ухищрениями

применяемыми

 

при

 

пешем

 

конвои

-

ровании

однако

 

имеют

 

свои

 

специфические

 

особенности

присущие

 

толь

-

ко

 

этому

 

виду

 

конвоирования

В

 

частности

конвоируемые

 

лица

 

могут

 

устроить

 

различные

 

виды

 

тайников

 

с

 

тем

чтобы

 

использовать

 

для

 

сокры

-

тия

 

в

 

них

 

запрещенных

 

предметов

 

с

 

последующим

 

их

 

применением

 

при

 

совершении

 

нападения

 

на

 

личный

 

состав

 

караула

 

при

 

совершении

 

побега

Используя

 

различные

 

запрещенные

 

предметы

не

 

обнаруженные

 

в

 

хо

-

де

 

проведения

 

обыска

а

 

также

 

неудовлетворительную

 

организацию

 

служ

-

бы

 

караула

преступники

 

могут

 

проделывать

 

прорезы

 

и

 

проломы

 

в

 

кузовах

 

транспортных

 

средств

Ситуация

 

открывания

 

камерных

 

дверей

 

транс

-

портных

 

средств

при

 

неправильных

 

и

 

неумелых

 

действиях

 

сотрудников

 

караула

может

 

быть

 

использована

 

для

 

совершения

 

нападения

 

на

 

часового

производящего

 

посадку

 (

высадку

конвоируемых

 

лиц

В

 

специальном

 

вагоне

 

наиболее

 

уязвимым

 

местом

в

 

плане

 

возмож

-

ности

 

совершения

 

побега

является

 

окно

 

в

 

туалете

 

тамбура

Осужденные

пользуясь

 

ситуацией

 

недостаточного

 

контроля

 

со

 

стороны

 

часового

 

при

 

выводе

 

их

 

в

 

туалет

могут

 

использовать

 

подручный

 

инструмент

 

для

 

ос

-

лабления

 

крепежных

 

винтов

 

рамы

 

окна

 

туалета

а

 

в

 

дальнейшем

привя

-

зав

 

веревкой

 (

ремнем

лентой

 

и

 

т

п

.) 

ручку

 

двери

 

туалета

 

к

 

крану

 

умы

-

вальника

  (

чтобы

 

не

 

было

 

возможности

 

открыть

 

дверь

 

снаружи

), 

выста

-

вить

 

решетку

 

и

 

стекло

 

окна

 

туалета

 

и

 

совершить

 

побег

 

в

 

процессе

 

дви

-

жения

 

поезда

3. 

Побеги

совершаемые

 

из

-

под

 

охраны

 

караула

 

при

 

конвоировании

 

осужденных

 

и

 

лиц

содержащихся

 

под

 

стражей

на

 

воздушном

 

и

 

водном

 

транспортных

 

средствах

Ухищрения

применяемые

 

конвоируемыми

 

в

 

целях

 

совершения

 

побегов

 

при

 

конвоировании

 

на

 

воздушных

 

и

 

водных

 

видах

 

транспорта

фактически

 

не

 

отличаются

 

от

 

ранее

 

рассмотренных

Но

 

в

 

условиях

 

совместного

 

нахождения

 

сотрудников

 

караула

и

 

преступников

 

на

 

воздушном

 

или

 

водном

 

транспортном

 

средстве

без

 

возможности

 

при

-

влечь

 

дополнительные

 

силы

 

и

 

средства

 

в

 

необходимых

 

случаях

резко

 

возрастает

 

риск

 

совершения

 

нападения

 

на

 

сотрудников

 

караула

взятия

 

их

 

в

 

заложники

затрудняются

 

возможности

 

быстрого

 

и

 

результативного

 

пре

-

сечения

 

конфликтов

 

среди

 

осужденных

усложняется

 

сам

 

процесс

 

конвои

-

рования

в

 

том

 

числе

 

по

 

причинам

связанным

 

с

 

особенностями

 

движения

 

данного

 

вида

 

транспорта

Например

дальний

 

перелет

 

в

 

самолете

  (

верто

-

лете

редко

 

обходится

 

без

 

воздушных

 

ям

тряски

 

при

 

взлете

 

и

 

посадке

и

 

т

п

., 

также

как

 

процесс

 

передвижения

 

водным

 

транспортом

  (

теплоход


background image

100

 

катер

 

и

 

т

д

.), 

сопровождаемый

 

качкой

Данные

 

особенности

 

могут

 

быть

 

использованы

 

преступниками

 

при

 

подготовке

 

и

 

реализации

 

побега

в

 

ос

-

новном

осуществляемом

 

путем

 

захвата

 

транспортного

 

средства

Следует

 

особое

 

внимание

 

уделить

 

изучению

 

данных

 

о

 

конвоируемых

 

лицах

хорошо

 

знающих

 

технику

 

в

 

целом

и

 

способных

 

осуществить

 

управление

 

самолетом

 â€“ 

если

 

речь

 

идет

 

о

 

воздушных

 

перелетах

 

при

 

кон

-

воировании

 

спецконтингента

 

и

 

соответственно

имеющим

 

опыт

 

или

 

навы

-

ки

 

управления

 

водным

 

транспортным

 

средством

 

при

 

передвижении

 

вод

-

ным

 

путем

4. 

Побеги

 

осужденных

 

и

 

лиц

содержащихся

 

под

 

стражей

на

 

об

-

менных

 

пунктах

На

 

обменных

 

пунктах

 

осужденные

 

совершают

 

побе

-

ги

как

 

правило

, «

на

 

рывок

», 

при

 

этом

 

они

 

используют

 

ситуации

ос

-

ложняющие

 

несение

 

службы

 

караулами

как

короткий

 

промежуток

 

времени

 

при

 

стоянках

 

поездов

неблагоприятные

 

погодные

 

условия

удобное

 

для

 

побега

 

время

 

года

 

и

 

суток

высокая

 

интенсивность

 

движе

-

ния

 

людей

 

и

 

подвижного

 

состава

 

на

 

железнодорожных

 

станциях

от

-

сутствие

 

ограждения

 

на

 

обменном

 

пункте

отсутствие

 

бдительности

 

у

 

сотрудников

 

караула

 

по

 

конвоированию

 

при

 

осуществлении

 

обмена

Чтобы

 

не

 

допустить

 

побега

 

из

-

под

 

охраны

сотрудникам

 

подразделений

 

по

 

конвоированию

 

необходимо

 

постоянно

 

совершенствовать

 

свое

 

слу

-

жебное

 

мастерство

уметь

 

распознавать

 

и

 

своевременно

 

выявлять

 

ухищрения

применяемые

 

осужденными

 

для

 

совершения

 

побегов

как

 

с

 

помощью

 

теоретических

 

знаний

 

современных

 

методов

 

раннего

 

обна

-

ружения

 

подготовки

 

к

 

побегу

так

 

и

 

путем

 

наращивания

 

практического

 

опыта

 

их

 

реализации

 

в

 

системе

 

выполнения

 

задач

стоящих

 

перед

 

службой

 

караулов

 

по

 

конвоированию

 

И

.

В

Слепцов

профессор

 

кафедры

 

уголовного

,  

уголовно

-

исполнительного

 

права

 

и

 

криминологии

кандидат

 

юридических

 

наук

  

(

Академия

 

Комитета

 

уголовно

-

исполнительной

 

системы

  

МВД

 

Республики

 

Казахстан

)  

 

Процессуальный

 

порядок

 

применения

 

условно

-

досрочного

 

освобождения

 

от

 

отбывания

 

наказания

 

по

 

законодательству

 

Республики

 

Казахстан

 

 

Институт

 

условно

-

досрочного

 

освобождения

 

от

 

отбывания

 

наказания

 

является

 

комплексным

 

правовом

 

институтом

нормы

 

которого

 

содержатся

 

в

 

трех

 

отраслях

 

права

 (

уголовном

уголовно

-

процессуальном

 

и

 

уголовно

-

исполнительном

), 

вследствие

 

чего

 

существуют

 

определенные

 

особенности