ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.09.2019

Просмотров: 6244

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

116

 

рения

 

тактико

-

технических

 

возможностей

 

таких

 

технических

 

средств

 

и

 

систем

– 

создавать

 

и

 

внедрять

 

компьютеризированные

 

информационные

 

сис

-

темы

позволяющие

 

прогнозировать

 

преступления

 (

правонарушения

осу

-

жденных

 

в

 

конкретных

 

учреждениях

 

УИС

– 

определять

 

научно

 

обоснованные

 

сроки

 

эксплуатации

 

ресурса

 

тех

-

нических

 

средств

которые

 

должны

 

опираться

 

на

 

реальное

 

время

 

смены

 

элементной

 

базы

совершенствование

 

технологии

критерии

 

сроков

 

и

 

стоимости

 

разработки

 

приборов

устройств

 

и

 

систем

а

 

также

 

частоту

 (

пе

-

риодичность

их

 

применения

территориально

-

географические

 

условия

 

функционирования

 

учреждений

исполняющих

 

наказания

Совершенствованию

 

технического

 

обеспечения

 

деятельности

 

учреж

-

дений

исполняющих

 

наказания

несомненно

способствуют

 

процессы

 

ре

-

формирования

 

УИС

мероприятия

связанные

 

с

 

проведением

 

научно

-

исследовательской

 

и

 

опытно

-

конструкторской

 

деятельности

 

по

 

разработке

 

для

 

нужд

 

учреждений

исполняющих

 

наказания

новейших

 

интегрирован

-

ных

 

систем

 

охраны

 

и

 

безопасности

мониторинга

 

за

 

поведением

 

осужден

-

ных

Вместе

 

с

 

тем

 36,8 % 

опрошенных

 

нами

 

сотрудников

 

УИС

 

отметили

что

 

их

 

не

 

удовлетворяет

 

существующая

 

нормативно

-

правовая

 

база

 

по

 

во

-

просам

 

применения

 

специальной

 

техники

Недостатки

 

в

 

сфере

 

норматив

-

но

-

правового

 

регулирования

особенно

 

отсутствие

 

ведомственных

 

инст

-

рукций

 

по

 

методами

 

применения

 

технических

 

средств

 

при

 

обеспечении

 

правопорядка

 

в

 

исправительных

 

учреждениях

выступают

 

негативным

 

фактором

сдерживающим

 

применение

 

специальной

 

техники

 

персоналом

 

при

 

выполнении

 

служебных

 

обязанностей

Акцентируем

 

внимание

 

на

 

том

что

 

наличие

 

в

 

п

. 1 

ст

. 83 

УИК

 

РФ

 

сло

-

восочетания

 Â«

аудиовизуальные

электронные

 

и

 

иные

 

технические

 

средст

-

ва

 

надзора

 

и

 

контроля

» 

представляет

 

собой

 

попытку

 

неудачной

неокон

-

ченной

 

и

 

неверной

 

классификации

 

используемых

 

в

 

исправительных

 

учре

-

ждениях

 

технических

 

средств

По

 

существу

аудиовизуальные

 

средства

 

отнесены

 

к

 

одной

а

 

электронные

 

средства

 â€“ 

к

 

другой

 

категории

 

техники

Вместе

 

с

 

тем

 

совершенно

 

ясно

что

например

средства

 

аудиозаписи

 

или

 

видеонаблюдения

невольно

 

отнесенные

 

законодателем

 

в

 

разряд

  Â«

аудио

-

визуальных

 

средств

», 

по

 

своей

 

сути

 

являются

 

электронными

 

средствами

.  

Закрепленный

 

в

 

УИК

 

РФ

 

обобщенный

 

термин

 Â«

технические

 

средства

 

надзора

 

и

 

контроля

» 

фактически

 

не

 

получил

 

своего

 

понятийного

 

опреде

-

ления

 

в

 

законодательных

 

и

 

подзаконных

 

актах

Ведомственные

 

акты

 

Минюста

 

России

 

и

 

ФСИН

 

России

 

регламентируют

 

вопросы

 

оборудования

 

и

 

технической

 

эксплуатации

 

инженерно

-

технических

 

средств

 

охраны

 

и

 

надзора

а

 

не

 

технических

 

средств

 

надзора

 

и

 

контроля

По

 

нашему

 

глубо

-

кому

 

убеждению

будет

 

целесообразно

 

нормативно

 

закрепить

 

в

 

ст

. 83 

УИК

 

РФ

 

требования

 

безопасности

 

применения

 

в

 

исправительных

 

учреж

-


background image

117

 

дениях

 

инженерных

 

и

 

технических

 

средств

так

 

как

 

используемые

 

инже

-

нерные

 

и

 

технические

 

средства

 

при

 

правопослушном

 

поведении

 

осужден

-

ных

 

не

 

должны

 

наносить

 

вред

 

их

 

здоровью

  (

имеется

 

в

 

виду

 

причинение

 

какого

-

либо

 

преднамеренного

умышленного

 

вреда

). 

Вместе

 

с

 

тем

 

риск

 

причинения

 

вреда

 

здоровью

 

осужденного

 

может

 

иметь

 

место

 

при

 

совер

-

шении

 

им

 

преступления

 

или

 

грубого

 

нарушения

 

установленного

 

порядка

 

отбывания

 

наказания

Кроме

 

того

нельзя

 

забывать

 

о

 

субъектах

 

примене

-

ния

 

техники

 

в

 

учреждениях

 

УИС

остального

 

персонала

 

и

 

иных

 

лицах

на

-

ходящихся

 

на

 

территории

 

ИУ

Использование

 

инженерных

 

и

 

технических

 

средств

 

должно

 

быть

 

безопасным

 

для

 

их

 

здоровья

 

и

 

не

 

должно

 

причинять

 

вреда

 

окружающей

 

среде

.  

Для

 

совершенствования

 

надзора

 

целесообразно

 

разработать

 

и

 

утвер

-

дить

 

ведомственную

 

инструкцию

 

по

 

применению

 

инженерно

-

технических

 

средств

 

в

 

целях

 

надзора

 

за

 

осужденными

содержащую

 

нормы

регламен

-

тирующие

 

основные

 

приемы

 

использования

 

специальной

 

техники

 

при

 

осуществлении

 

надзора

В

 

целях

 

совершенствования

 

правового

 

регулиро

-

вания

 

использования

 

достижений

 

научно

-

технического

 

прогресса

 

в

 

опера

-

тивно

-

розыскной

 

деятельности

 

учреждений

 

УИС

 

требуется

 

разработка

 

специальной

 

ведомственной

 

инструкции

 

по

 

применению

 

технических

 

средств

 

оперативными

 

подразделениями

 

учреждений

 

и

 

органов

 

уголовно

-

исполнительной

 

системы

с

 

отражением

 

основных

 

способов

 

и

 

порядка

 

применения

 

специальных

 

технических

 

средств

.

 

Указанные

 

преобразова

-

ния

 

законодательных

 

норм

разработка

 

и

 

утверждение

 

предлагаемой

 

ве

-

домственной

 

инструкции

на

 

наш

 

взгляд

будут

 

способствовать

 

совершен

-

ствованию

 

правового

 

обеспечения

 

применения

 

технических

 

средств

ак

-

тивизации

 

деятельности

 

персонала

 (

в

 

первую

 

очередь

 

неспециалистов

по

 

применению

 

специальной

 

техники

 

в

 

обеспечении

 

правопорядка

 

в

 

учреж

-

дениях

 

УИС

 

В

.

В

Жук

,  

рязанский

 

прокурор

 

по

 

надзору

  

за

 

соблюдением

 

законов

 

в

 

исправительных

 

учреждениях

;

 

Н

.

П

Белая

доцент

 

кафедры

 

уголовного

 

процесса

 

и

 

криминалистики

кандидат

 

юридических

 

наук

доцент

 

(

Академия

 

ФСИН

 

России

 

Обеспечение

 

законности

 

в

 

стадии

 

возбуждения

 

уголовного

 

дела

  

в

 

исправительных

 

учреждениях

 

ФСИН

 

России

 

 

Возбуждение

 

уголовного

 

дела

 â€“ 

первоначальный

 

этап

 

уголовного

 

су

-

допроизводства

на

 

котором

 

уполномоченные

 

государственные

 

органы

 

и

 


background image

118

 

должностные

 

лица

располагающие

 

сведениями

 

о

 

совершенном

 

или

 

гото

-

вящемся

 

преступлении

устанавливают

 

достаточные

 

данные

указываю

-

щие

 

на

 

наличие

 

или

 

отсутствие

 

признаков

 

преступления

и

 

принимают

 

решение

 

возбуждать

 

или

 

не

 

возбуждать

 

уголовное

 

дело

Данный

 

этап

 

уго

-

ловного

 

судопроизводства

 

начинается

 

с

 

поступления

 

в

 

органы

 

предвари

-

тельного

 

расследования

 

сообщения

 

о

 

преступлении

После

 

этого

 

сообще

-

ние

 

о

 

преступлении

 

регистрируют

рассматривают

 

и

при

 

необходимости

проверяют

Завершается

 

этот

 

этап

 

принятием

 

одного

 

из

 

предусмотренных

 

УПК

 

России

 

решений

о

 

возбуждении

 

уголовного

 

дела

об

 

отказе

 

в

 

возбу

-

ждении

 

уголовного

 

дела

о

 

передаче

 

сообщения

 

по

 

подследственности

 (

по

 

делам

 

частного

 

обвинения

 â€“ 

по

 

подсудности

) – 

ч

. 1 

ст

. 145 

УПК

 

РФ

Так

 

как

 

процедура

 

принятия

 

и

 

регистрации

 

заявлений

 

о

 

преступлени

-

ях

 

в

 

УПК

 

РФ

 

урегулирована

 

фрагментарно

подробный

 

ее

 

регламент

 

со

-

держится

 

в

 

ведомственных

 

и

 

межведомственных

 

нормативных

 

актах

Та

-

ким

 

образом

прокурор

 

при

 

проведении

 

проверок

 

законности

 

деятельно

-

сти

 

органов

 

дознания

 

при

 

приеме

регистрации

 

и

 

разрешении

 

сообщений

 

о

 

преступлениях

вынужден

 

руководствоваться

 

подзаконными

 

правовыми

 

актами

В

 

учреждениях

 

и

 

органах

 

ФСИН

 

России

 

данный

 

вид

 

деятельности

 

урегулирован

 

Инструкцией

 

о

 

приеме

регистрации

 

и

 

проверке

 

в

 

учрежде

-

ниях

 

и

 

органах

 

уголовно

-

исполнительной

 

системы

 

сообщений

 

о

 

преступ

-

лениях

 

и

 

происшествиях

утвержденной

 

приказом

 

Минюста

 

России

 

от

 

11 

июля

 2006 

г

№

 250. 

Задачей

 

прокуроров

 

на

 

данном

 

этапе

 

является

 

вы

-

явление

 

нарушений

 

порядка

 

приема

регистрации

 

и

 

разрешения

 

сообще

-

ний

 

о

 

преступлениях

их

 

устранение

а

 

при

 

обнаружении

 

признаков

 

долж

-

ностного

 

правонарушения

 

принятие

 

мер

 

к

 

привлечению

 

виновных

 

лиц

 

к

 

ответственности

в

 

том

 

числе

 

уголовной

В

 

ходе

 

осуществления

 

надзора

 

за

 

соблюдением

 

закона

 

при

 

приеме

ре

-

гистрации

 

и

 

разрешении

 

сообщений

 

о

 

преступлениях

 

органами

 

дознания

 

исправительных

 

учреждений

Рязанской

 

прокуратурой

 

по

 

надзору

 

за

 

соблю

-

дением

 

законов

 

в

 

исправительных

 

учреждениях

 

за

 9 

месяцев

 2012 

года

 

было

 

выявлено

 10 

нарушений

 

законодательства

за

 2011 

г

. – 8 

нарушений

Из

 

вы

-

явленных

 

за

 9 

месяцев

 2012 

г

нарушений

 

закона

 

с

 

незаконным

 

отказом

 

в

 

возбуждении

 

уголовного

 

дела

 

были

 

связаны

 6, 

а

 

за

 9 

месяцев

 2011 

года

 

все

 

выявленных

 

нарушений

Нарушений

 

связанных

 

с

 

необоснованным

 

списанием

 

в

 

номенклатурное

 

дело

неправомерным

 

направлением

 

сообщения

 

в

 

суд

 

в

 

соответствии

 

с

 

ч

. 2 

ст

. 20 

УПК

 

РФ

отказом

 

в

 

приеме

 

и

 

нерегистрацией

 

сообщения

 

о

 

преступле

-

нии

фальсификацией

 

материалов

 

доследственной

 

проверки

склонением

 

заявителя

 

к

 

изменению

 

обстоятельств

 

совершенного

 

преступления

 

на

 

не

-

криминальные

 

версии

ненаправлением

 

копии

 

постановления

 

об

 

отказе

 

в

 

возбуждении

 

уголовного

 

дела

 

заявителю

 

и

 

прокурору

а

 

также

 

необоснован

-


background image

119

 

ным

 

направлением

 

сообщения

 

по

 

подследственности

 

за

 

исследуемый

 

пери

-

од

 2011–2012 

гг

не

 

выявлялось

.  

Неоднократно

 

в

 

информационных

 

письмах

 

Генеральной

 

прокуратуры

 

РФ

 

обнаруживались

 

проблемы

 

и

 

давались

 

разъяснения

 

относительно

 

про

-

цессуального

 

оформления

 

и

 

разрешения

 

сообщения

 

о

 

преступлениях

 

в

 

орга

-

нах

 

и

 

учреждениях

 

ФСИН

 

России

Так

зачастую

 

на

 

практике

 

в

 

специальные

 

номенклатурные

 

дела

 

списывается

 

значительное

 

число

 

сообщений

 

о

 

престу

-

плениях

 

под

 

видом

 

неподтвердившейся

 

информации

 

о

 

происшествиях

тогда

 

как

 

это

 

возможно

 

только

 

в

 

том

 

случае

когда

 

из

 

содержания

 

сообщений

 

о

 

происшествия

 

следует

 

единственно

 

возможный

 

вывод

 

об

 

отсутствии

 

осно

-

ваний

 

для

 

проверки

 

изложенных

 

в

 

нем

 

сведений

 

о

 

наличии

 

либо

 

отсутствии

 

признаков

 

преступления

В

 

ряде

 

случаев

 

в

 

таких

 

делах

 

прокуроры

 

обнару

-

живают

 

укрытые

 

сообщения

 

о

 

тяжких

 

и

 

особо

 

тяжких

 

преступлениях

Самыми

 

распространенными

 

способами

 

укрытия

 

преступлений

 

от

 

учета

 

являются

вынесение

 

незаконного

 

и

 

необоснованного

 

постановле

-

ния

 

об

 

отказе

 

в

 

возбуждении

 

уголовного

 

дела

списание

 

сообщения

 

о

 

пре

-

ступлении

 

в

 

номенклатурное

 

дело

 

без

 

принятия

 

по

 

нему

 

процессуального

 

решения

вынесение

 

незаконного

 

решения

 

о

 

направлении

 

материала

 

по

 

подследственности

 

либо

 

подсудности

отказ

 

в

 

приеме

 

сообщения

 

о

 

пре

-

ступлении

фальсификация

 

материала

 

путем

 

внесения

 

заведомо

 

ложных

 

сведений

 

о

 

существенных

 

обстоятельствах

 

проверки

в

 

том

 

числе

 

изготов

-

ление

 

заведомо

 

подложных

 

документов

При

 

проведении

 

проверок

 

прокуроры

 

особое

 

внимание

 

уделяют

 

выявле

-

нию

 

фактов

 

сокрытия

 

преступлений

 

от

 

учета

проверке

 

сроков

 

регистрации

 

сообщений

 

о

 

преступлениях

 

и

 

их

 

проверок

порядка

 

продления

 

сроков

дос

-

товерности

 

документов

 

и

 

результатов

 

проверки

 

сообщений

проверке

 

пра

-

вильности

 

применения

 

норм

 

материального

 

и

 

процессуального

 

права

Так

например

в

 

ходе

 

проведения

 

Рязанской

 

прокуратурой

 

по

 

надзору

 

за

 

соблюдением

 

законов

 

в

 

исправительных

 

учреждениях

 

в

 

январе

 2012 

г

проверки

 

соблюдения

 

законодательства

 

при

 

приеме

регистрации

 

и

 

разре

-

шений

 

заявлений

сообщений

 

о

 

преступлениях

 

в

 

ФКУ

 

ИК

-4 

было

 

выявлено

что

 

в

 

нарушение

 

требований

 

ч

. 4 

ст

. 148 

УПК

 

РФ

 

копия

 

постановления

 

об

 

отказе

 

в

 

возбуждении

 

уголовного

 

дела

 

в

 

отношении

 

осужденного

 

Г

., 

выне

-

сенного

 10 

января

 2012 

г

была

 

направлена

 

прокурору

 

лишь

 16 

января

 

2012 

г

По

 

данному

 

и

 

иным

 

фактам

 

нарушения

 

уголовно

-

процессуального

 

законодательства

 

начальнику

 

УФСИН

 

России

 

по

 

Рязанской

 

области

 

проку

-

рором

 

было

 

внесено

 

представление

Виновное

 

должностное

 

лицо

 

привлече

-

но

 

к

 

дисциплинарной

 

ответственности

.  

Анализируя

 

практику

 

прокурорского

 

надзора

можно

 

отметить

 

наи

-

более

 

часто

 

выявляемые

 

нарушения

 

закона

 

на

 

этапе

 

принятия

 

решения

 

о

 

возбуждении

 

уголовного

 

дела

 

в

 

исправительных

 

учреждениях

 

ФСИН

 

Рос

-

сии

Нередко

 

проверки

 

сообщений

 

о

 

преступлениях

 

проводятся

 

не

 

в

 

пол

-


background image

120

 

ном

 

объеме

что

 

влечет

 

отмену

 

процессуального

 

решения

 

надзирающим

 

прокурором

Причем

 

невыясненными

 

остаются

 

различные

 

обстоятельства

Например

в

 

марте

 2012 

г

осужденный

 

Т

., 

содержащийся

 

в

 

камере

 

ШИЗО

 

не

 

подчинился

 

законным

 

требованиям

 

администрации

 

учреждения

оказал

 

сопротивление

 

сотрудника

 

ИК

 

и

 

при

 

применении

 

к

 

нему

 

физической

 

силы

 

по

 

собственной

 

неосторожности

 

упал

 

и

 

ударился

 

головой

 

об

 

пол

в

 

ре

-

зультате

 

чего

 

получил

 

ссадину

 

волосистой

 

части

 

головы

 

в

 

лобной

 

доли

Проводя

 

проверку

 

по

 

данному

 

факту

начальник

 

ИК

 

не

 

опросил

 

осужден

-

ного

 

Т

относительно

 

обстоятельств

 

получения

 

им

 

травмы

в

 

результате

 

чего

 

надзирающим

 

прокурором

 

было

 

вынесено

 

постановление

 

об

 

отмене

 

постановления

 

органа

 

дознания

 

об

 

отказе

 

в

 

возбуждении

 

уголовного

 

дела

 

и

 

даны

 

указания

 

об

 

устранении

 

допущенных

 

нарушений

.  

В

 

связи

 

с

 

неполной

 

проведения

 

проверки

 

подлежат

 

отмене

 

постанов

-

ления

 

о

 

возбуждении

 (

или

 

отказе

 

в

 

возбуждении

уголовного

 

дела

 

в

 

слу

-

чае

когда

 

к

 

материалам

 

проверки

 

не

 

приобщены

 

документы

послужив

-

шие

 

основой

 

принятого

 

процессуального

 

решения

Так

процессуальное

 

решение

принятое

 

в

 

результате

 

проверки

 

по

 

факту

 

получения

 

травмы

 

на

 

производстве

 

осужденным

 

М

в

 

феврале

 2011 

г

., 

было

 

отменено

 

ввиду

 

от

-

сутствия

 

акта

 

расследования

 

несчастного

 

случая

 

на

 

производстве

 

и

 

не

 

ус

-

тановления

 

данный

 

о

 

допуске

 

его

 

к

 

работе

 

на

 

фуговальном

 

станке

Частым

 

нарушением

 

при

 

решении

 

вопроса

 

о

 

возбуждении

 

уголовного

 

дела

 

по

 

фактам

 

различных

 

травм

 

осужденных

является

 

непроведение

 

ме

-

дицинского

 

исследования

 

степени

 

тяжести

 

вреда

 

здоровью

Еще

 

одним

 

распространенным

 

нарушением

выявляемым

 

прокурора

-

ми

 

по

 

надзору

 

за

 

соблюдением

 

законов

 

в

 

ИУ

является

 

принятие

 

процес

-

суальных

 

решений

 

с

 

нарушением

 

требований

 

УПК

 

РФ

 

о

 

соблюдении

 

пра

-

вил

 

подследственности

Так

в

 

феврале

 2012 

г

осужденный

 

К

., 

находясь

 

в

 

помещении

 

отряда

 

одной

 

из

 

исправительных

 

колоний

 

УФСИН

 

России

 

по

 

Рязанской

 

области

при

 

выходе

 

из

 

туалета

 

поскользнулся

 

и

 

упал

ударившись

 

коленом

 

и

 

ли

-

цом

 

об

 

пол

По

 

данному

 

факту

 

начальником

 

ИК

 

проведена

 

проверка

 

в

 

по

-

рядке

 

ст

. 144–145 

УПК

 

РФ

по

 

результатам

 

которой

 

было

 

принято

 

реше

-

ние

 

об

 

отказе

 

в

 

возбуждении

 

уголовного

 

дела

 

за

 

отсутствием

 

события

 

преступления

 (

в

 

соотв

с

 

п

. 1 

ч

. 1 

ст

. 24 

УПК

 

РФ

), 

предусмотренного

 

ч

. 1 

ст

. 111, 

ст

. 115–116 

УК

 

РФ

Надзирающим

 

прокурором

 

данное

 

процессу

-

альное

 

решение

 

было

 

отменено

 

как

 

неправомерное

Основанием

 

к

 

отмене

 

послужило

 

нарушение

 

органом

 

дознания

 

правил

 

подсудности

установ

-

ленных

 

ст

ст

. 150,151 

УПК

 

РФ

так

 

как

 

предварительное

 

расследование

 

по

 

ч

. 1 

ст

. 111 

УК

 

РФ

 

производится

 

в

 

форме

 

следствия

 

и

 

подследственно

 

следователям

 

органов

 

внутренних

 

дел

.  

Рязанской

 

прокуратурой

 

по

 

надзору

 

за

 

соблюдением

 

законов

 

в

 

испра

-

вительных

 

учреждениях

 

проведен

 

анализ

 

практики

 

прокурорского

 

надзора