ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.09.2019

Просмотров: 6241

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

121

 

за

 

процессуальной

 

деятельностью

 

органов

 

дознания

 

за

 

период

 2011 

г

В

 

течение

 2011 

г

органами

 

дознания

 

УФСИН

 

России

 

по

 

Рязанской

 

области

 

проведена

 61 

проверка

 

порядке

 

ст

. 144–145 

УПК

 

РФ

передано

 

по

 

под

-

следственности

 288 

сообщения

 

о

 

преступлениях

Из

 

указанного

 

количест

-

ва

 

материалов

 

об

 

отказе

 

в

 

возбуждении

 

уголовного

 

дела

 

отменено

 

проку

-

рором

 

и

 

его

 

заместителем

 

и

 

направлено

 

для

 

дополнительной

 

проверки

 

12 

материалов

.  

В

 

течение

 

последнего

 

года

 

факты

 

укрытия

 

от

 

учета

 

сообщений

 

и

 

заяв

-

лений

 

о

 

преступлениях

а

 

также

 

фальсификации

 

материалов

 

проверок

про

-

веденных

 

в

 

порядке

 

ст

. 144–145 

УПК

 

РФ

 

в

 

исправительных

 

учреждениях

 

УФСИН

 

России

 

по

 

Рязанской

 

области

 

не

 

выявлялась

Таким

 

образом

над

-

зор

 

за

 

исполнением

 

законов

 

органами

 

дознания

 

ФСИН

 

России

 

в

 

стадии

 

воз

-

буждения

 

уголовного

 

дела

 

является

 

одним

 

из

 

важнейших

 

направлений

 

дея

-

тельности

 

прокуратуры

 

по

 

надзору

 

за

 

соблюдением

 

законов

 

в

 

ИУ

а

 

наруше

-

ния

 

закона

 

не

 

выявленные

 

на

 

данном

 

этапе

 â€“ 

препятствием

 

в

 

осуществлении

 

задач

 

и

 

целей

 

уголовного

 

судопроизводства

обеспечения

 

прав

 

и

 

законных

 

интересов

 

его

 

участников

Еще

 

одной

 

важной

 

функцией

 

прокуратуры

реализуемой

 

в

 

данном

 

на

-

правлении

 

является

 

прокурорская

 

координация

Так

в

 

целях

 

устранения

 

на

-

рушений

 

законов

 

при

 

приеме

регистрации

 

и

 

разрешении

 

сообщений

 

о

 

пре

-

ступлениях

 

в

 

июне

 2012 

г

в

 

Рязанской

 

прокуратуре

 

по

 

надзору

 

за

 

соблюде

-

нием

 

законов

 

в

 

ИУ

 

было

 

проведено

 

координационное

 

совещание

 

с

 

начальни

-

ками

 

исправительных

 

учреждений

 

Рязанской

 

области

на

 

котором

 

обсужда

-

лось

 

состояние

 

организации

 

работы

 

по

 

данному

 

направлению

 

деятельности

В

 

целях

 

обеспечения

 

единого

 

учета

 

преступлений

 

и

 

происшествий

повышения

 

качества

 

и

 

эффективности

 

деятельности

 

органов

 

дознания

 

ФСИН

 

России

 

в

 

сфере

 

уголовно

-

правовой

 

регистрации

а

 

также

 

повыше

-

ния

 

эффективности

 

прокурорского

 

надзора

 

целесообразно

 

введение

 

еди

-

ного

 

журнала

 

учета

 

сообщений

 

о

 

преступлениях

 

и

 

происшествиях

 

Д

.

А

Гришин

начальник

 

кафедры

 

административного

 

и

 

финансового

 

права

кандидат

 

юридических

 

наук

доцент

  

(

Академия

 

ФСИН

 

России

 

О

 

совершенствовании

 

ведомственного

 

нормативно

-

правового

 

регулирования

 

в

 

сфере

 

производства

 

по

 

делам

  

об

 

административных

 

правонарушениях

 

в

 

учреждениях

  

и

 

органах

 

ФСИН

 

России

 

 

Одной

 

из

 

ключевых

 

областей

 

правового

 

регулирования

в

 

рамках

 

ко

-

торой

 

органически

 

сочетаются

 

и

 

дополняют

 

друг

 

друга

 

нормы

 

админист

-


background image

122

 

ративного

 

и

 

уголовно

-

исполнительного

 

права

является

 

сфера

 

обеспече

-

ния

 

безопасности

 

учреждений

 

и

 

органов

 

уголовно

-

исполнительной

 

систе

-

мы

В

 

данной

 

работе

 

мы

 

постараемся

 

затронуть

 

отдельные

 

вопросы

 

адми

-

нистративно

-

правового

 

регулирования

складывающиеся

 

при

 

исполнении

 

уголовных

 

наказаний

 

для

 

определения

 

четких

 

границ

 

действия

 

уголовно

-

исполнительных

 

и

 

административно

-

правовых

 

норм

 

в

 

целях

 

формирова

-

ния

 

и

 

совершенствования

 

ведомственной

 

нормативно

-

правовой

 

базы

за

-

крепляющей

 

механизмы

 

осуществления

 

отдельных

 

административных

 

процедур

 

в

 

уголовно

-

исполнительной

 

системе

Для

 

упорядочения

 

процедуры

 

применения

 

законодательства

 

об

 

адми

-

нистративных

 

правонарушениях

 

должностными

 

лицами

 

уголовно

-

исполнительной

 

системы

 

необходима

 

переработка

 

действующих

 

норма

-

тивных

 

документов

регламентирующих

 

досмотровые

 

мероприятия

 

в

 

уч

-

реждениях

 

ФСИН

 

России

При

 

этом

 

можно

 

выбрать

 

один

 

из

 

вариантов

 

решения

 

данной

 

проблемы

либо

 

объединить

 

в

 

рамках

 

одного

 

приказа

 

по

-

рядок

 

осуществления

 

комплекса

 

административно

-

правовых

 

и

 

режимных

 

досмотров

либо

что

 

на

 

наш

 

взгляд

 

является

 

более

 

правильным

 

с

 

точки

 

зрения

 

юридической

 

техники

 

подходом

разработать

 

самостоятельный

 

ве

-

домственный

 

нормативный

 

правовой

 

акт

 

Федеральной

 

службы

 

исполне

-

ния

 

наказаний

 

либо

 

Министерства

 

юстиции

 

Российской

 

Федерации

в

 

форме

 

инструкции

 (

методических

 

указаний

), 

закрепляющей

 

организацию

 

деятельности

 

должностных

 

лиц

 

органов

 

и

 

учреждений

 

уголовно

-

исполнительной

 

системы

 

при

 

производстве

 

по

 

делам

 

об

 

административ

-

ных

 

правонарушениях

В

 

подтверждение

 

данной

 

позиции

 

можно

 

отметить

 

следующее

1) 

Закон

 

РФ

 

от

 21.07.1993 

№

 5473-1 «

Об

 

учреждениях

 

и

 

органах

испол

-

няющих

 

уголовные

 

наказания

 

в

 

виде

 

лишения

 

свободы

» 

в

 

качестве

 

само

-

стоятельного

 

правомочия

 

выделяет

 

право

 

учреждения

исполняющего

 

уго

-

ловные

 

наказания

 

составлять

 

протоколы

 

об

 

административных

 

правонару

-

шениях

осуществлять

 

административное

 

задержание

 

и

 

применять

 

другие

 

предусмотренные

 

законодательством

 

Российской

 

Федерации

 

об

 

админист

-

ративных

 

правонарушениях

 

меры

т

.

е

фактически

 

выделяя

 

данную

 

функ

-

цию

 

для

 

учреждения

 

УИС

 

в

 

самостоятельную

и

 

отделяя

 

ее

 

от

 

правомочия

 

по

 

производству

 

досмотра

 

и

 

обыск

 

осужденных

иных

 

лиц

их

 

вещей

транс

-

портных

 

средств

2) 

действующий

 

Кодекс

 

Российской

 

Федерации

 

об

 

административных

 

правонарушениях

 

содержит

 

в

 

себе

 

ряд

 

обязательных

 

к

 

исполнению

 

право

-

вых

 

предписаний

 

требующих

 

принятия

 

Федеральной

 

службой

 

исполнения

 

наказаний

 

нормативных

 

документов

 

для

 

легальной

 

реализации

 

отдельных

 

административных

 

процедур

 

в

 

рамках

 

административно

-

юрисдикционного

 

производства

а

 

именно

в

 

соответствии

 

с

 

ч

. 2 

ст

. 27.3. 

КоАП

 

РФ

 

ФСИН

 

Рос

-

сии

 

должен

 

быть

 

определен

 

перечень

 

должностных

 

лиц

правомочных

 

осу

-


background image

123

 

ществлять

 

административное

 

задержание

также

 

ведомству

 

необходимо

 

принять

 

нормативные

 

акты

устанавливающие

 

правила

 

оборудования

 

специ

-

ально

 

отведенных

 

помещений

 

уголовно

-

исполнительной

 

системы

 

для

 

со

-

держания

 

лиц

задержанных

 

за

 

административное

 

правонарушение

 

и

 

поря

-

док

 

хранения

 

и

 

учета

 

изъятых

 

в

 

порядке

 

ст

. 27.10 

КоАП

 

РФ

 

вещей

 

и

 

доку

-

ментов

Отсутствие

 

в

 

уголовно

-

исполнительной

 

системе

 

сегодня

 

данных

 

нормативных

 

документов

 

обусловлено

 

как

 

нам

 

кажется

 

тем

что

 

в

 

соответ

-

ствии

 

с

 

Указом

 

Президента

 

РФ

 

от

 13.10.2004 

№

 1314 «

Вопросы

 

Федераль

-

ной

 

службы

 

исполнения

 

наказаний

» 

функция

 

по

 

организации

 

и

 

обеспечению

 

производства

 

по

 

делам

 

об

 

административных

 

правонарушениях

подведом

-

ственных

 

учреждениям

 

и

 

органам

 

УИС

 

не

 

выделена

 

в

 

качестве

 

самостоя

-

тельной

 

государственной

 

функции

реализуемой

 

центральным

 

органом

 

управления

 

уголовно

-

исполнительной

 

системой

а

 

обозначена

 

в

 

числе

 

иных

 

функции

 

в

 

установленной

 

сфере

 

деятельности

При

 

этом

 

необходимо

 

заме

-

тить

что

 

большинство

 

государственных

 

органов

выполняющих

 

правоохра

-

нительные

 

функции

 

и

 

реализующих

 

практическое

 

применение

 

Кодекса

 

Рос

-

сийской

 

Федерации

 

об

 

административных

 

правонарушениях

 

выделяют

 

дан

-

ное

 

направление

 

деятельности

 

в

 

самостоятельное

 

и

 

отражают

 

его

 

в

 

соответ

-

ствующих

 

нормативных

 

правовых

 

актах

3) 

помимо

 

административного

 

правонарушения

предусмотренного

 

ст

. 19.12 

КоАП

 

РФ

 Â«

Передача

 

либо

 

попытка

 

передачи

 

запрещенных

 

пред

-

метов

 

лицам

содержащимся

 

в

 

учреждениях

 

уголовно

-

исполнительной

 

системы

следственных

 

изоляторах

 

или

 

изоляторах

 

временного

 

содержа

-

ния

» 

в

 

случае

 

совершения

 

которого

сотрудники

 

УИС

 

имеют

 

право

 

при

-

менить

 

меру

 

обеспечения

 

производства

 

по

 

делу

 

об

 

административном

 

правонарушении

 

в

 

виде

 

личного

 

досмотра

досмотра

 

вещей

находящихся

 

при

 

физическом

 

лице

 

должностные

 

лица

 

органов

 

и

 

учреждений

 

УИС

 

вправе

 

составлять

 

протоколы

 

об

 

административных

 

правонарушениях

предусмотренных

 

ст

. 9.19, 17.7, 17.9, 

ч

. 1 

и

 2 

ст

. 19.3, 

ч

. 1 

ст

. 19.5, 

ст

. 19.6, 

19.7, 

ч

. 1 

ст

. 20.25, 

при

 

выявлении

 

которых

 

личный

 

досмотр

 

либо

 

может

 

не

 

применяться

 

по

 

решению

 

должностного

 

лица

 

УИС

либо

 

вообще

 

за

-

прещен

Что

 

еще

 

раз

 

подтверждает

 

практическую

 

необходимость

 

в

 

разра

-

ботке

 

и

 

утверждении

 

на

 

ведомственном

 

уровне

 

самостоятельного

 

норматив

-

ного

 

документа

регламентирующего

 

организацию

 

производства

 

по

 

делам

 

об

 

административных

 

правонарушениях

 

в

 

уголовно

-

исполнительной

 

систе

-

ме

 

с

 

включением

 

в

 

него

 

в

 

виде

 

отдельных

 

приложений

предусмотренных

 

КоАП

 

РФ

 

обязательных

 

документов

обозначенных

 

в

 

пункте

 2 

настоящей

 

статьи

а

 

также

 

отдельных

 

разделов

 

посвященных

 

организации

 

составле

-

ния

 

протокола

 

об

 

административном

 

правонарушении

порядку

 

примене

-

ния

 

мер

 

обеспечения

 

производства

 

по

 

делам

 

об

 

административных

 

право

-

нарушениях

механизму

 

рассмотрения

 

дел

 

об

 

административных

 

правона

-

рушениях

 

и

 

обжалования

 

или

 

опротестования

 

постановлений

 

по

 

делу

 

об

 


background image

124

 

административном

 

правонарушении

а

 

также

 

исполнению

 

постановлений

 

по

 

делам

 

об

 

административных

 

правонарушениях

 

О

.

А

Малышева

,  

профессор

 

кафедры

 

уголовного

 

процесса

  

и

 

криминалистики

кандидат

 

юридических

 

наук

доцент

 

(

Академия

 

ФСИН

 

России

 

Обеспечение

 

законности

 

при

 

разрешении

 

сообщений

  

о

 

преступлениях

совершенных

 

в

 

исправительных

 

учреждениях

,  

в

 

свете

 

реализации

 

Концепции

 

развития

  

уголовно

-

исполнительной

 

системы

 

Российской

 

Федерации

 

до

 2020 

года

 

 

Одной

 

из

 

целей

 

Концепции

 

развития

 

уголовно

-

исполнительной

 

сис

-

темы

 

Российской

 

Федерации

 

до

 2020 

года

 

является

 

повышение

 

гарантий

 

соблюдения

 

прав

 

и

 

законных

 

интересов

 

лиц

заключенных

 

под

 

стражу

и

 

лиц

отбывающих

 

наказание

 

в

 

виде

 

лишения

 

свободы

Для

 

достижения

 

отмеченной

 

цели

 

необходимо

 

решение

 

таких

 

задач

как

 

совершенствова

-

ние

 

ведомственного

 

контроля

 

за

 

деятельностью

 

уголовно

-

исполнительной

 

системы

обеспечение

 

гласности

 

в

 

деятельности

 

уголовно

-

исполнительной

 

системы

 (

п

. 2 

Концепции

).  

Важность

 

и

 

необходимость

 

достижения

 

указанного

 

следует

 

из

 

анализа

 

официальной

 

статистики

 

о

 

количестве

 

совершенных

 

преступлений

 

в

 

следст

-

венных

 

изоляторах

исправительных

 

колониях

воспитательных

 

колония

 

и

 

тюрьмах

В

 

частности

в

 2009 

г

в

 

указанных

 

учреждениях

 

ФСИН

 

России

 

было

 

совершенно

 979 

преступлений

в

 2010 

г

. – 1023 

преступлений

в

 

2011 

г

. – 887 

преступлений

.  

Из

 

этого

 

вытекает

по

 

крайней

 

мере

два

 

вывода

Первый

Данные

 

по

-

казатели

 

не

 

отвечают

 

реальным

 

фактам

о

 

чем

 

свидетельствует

 

анализ

 

изучения

  Â«

отказных

» 

материалов

 

по

 

сообщениям

 

о

 

преступлениях

со

-

вершенных

 

в

 

местах

 

лишения

 

свободы

Второй

Возникает

 

необходимость

 

в

 

осуществлении

 

деятельности

связанной

 

с

 

приемом

регистрацией

про

-

веркой

 

и

 

разрешением

 

сообщения

 

о

 

преступлении

 

и

 

регламентируемой

 

УПК

 

РФ

Данную

 

деятельность

 

можно

 

градировать

 

на

 

три

 

этапа

: 1) 

прием

 

и

 

регистрация

 

сообщения

 

о

 

преступлении

; 2) 

проверка

 

сообщения

 

о

 

пре

-

ступлении

; 3) 

разрешение

 

сообщения

 

о

 

преступлении

То

 

есть

 

разрешение

 

сообщения

 

о

 

преступлении

 

выступает

 

заключительным

 

этапом

 

правовой

 

регламентации

 

стадии

 

возбуждения

 

уголовного

 

дела

.  

Согласно

 

ст

. 145 

УПК

 

РФ

 

одним

 

из

 

процессуальных

 

решений

 

по

 

ре

-

зультатам

 

проверки

 

сообщения

 

о

 

преступлении

 

выступает

 

вынесение

 

реше

-

ния

 

о

 

возбуждении

 

уголовного

 

дела

Ввиду

 

отсутствия

 

в

 

УПК

 

РФ

 

подслед

-

ственности

 

органов

 

и

 

учреждений

 

уголовно

-

исполнительной

 

системы

 

по

 


background image

125

 

расследованию

 

в

 

форме

 

дознания

 

и

соответственно

штатных

 

дознавателей

 

в

 

указанных

 

учреждениях

 

автор

 

выделяет

 

необходимость

 

наличия

 

одновре

-

менно

 

ряда

 

условий

при

 

которых

 

начальник

 

исправительного

 

учреждения

 

правомочен

 

возбудить

 

уголовное

 

дело

Такими

 

условиями

 

являются

:  

1) 

наличие

 

признаков

 

преступления

по

 

которым

 

обязательно

 

произ

-

водство

 

предварительного

 

следствия

 (

ст

. 157 

УПК

 

РФ

);  

2) 

наличие

 

необходимости

 

производства

 

неотложных

 

следственных

 

действий

 (

ч

. 1 

ст

. 157 

УПК

 

РФ

);  

3) 

наличие

 

определенного

 

вида

 

преступления

  (

п

. 5 

ч

. 2 

ст

. 157 

УПК

 

РФ

): 

а

против

 

установленного

 

порядка

 

несения

 

службы

б

совершенных

 

сотрудниками

 

соответствующих

 

учреждений

 

и

 

органов

в

совершенных

 

в

 

расположении

 

указанных

 

учреждений

 

и

 

органов

 

иными

 

лицами

;  

4) 

передача

 

уголовного

 

дела

 

по

 

истечении

 10 

суток

 

по

 

подследствен

-

ности

 

руководителю

 

соответствующего

 

следственного

 

органа

При

 

отсутствии

 

необходимости

 

производства

 

неотложных

 

следствен

-

ных

 

действий

 

право

 

принятия

 

решения

 

о

 

проведении

 

проверки

 

заявления

сообщения

 

о

 

преступлении

 

и

 

процессуального

 

решения

 

по

 

ее

 

окончании

в

 

том

 

числе

 

на

 

возбуждение

 

уголовного

 

дела

предоставлено

 (

с

 

учетом

 

под

-

следственности

начальнику

 

исправительного

 

учреждения

Однако

 

по

-

следний

 

после

 

возбуждения

 

уголовного

 

дела

 

его

 

материалы

 

незамедли

-

тельно

 

должен

 

направить

 

прокурору

 

для

 

направления

 

в

 

соответствующий

 

орган

 

дознания

поскольку

 

производство

 

дознания

 

не

 

предусматривает

 

возможности

 

проведения

 

неотложных

 

следственных

 

действий

 

после

 

воз

-

буждения

 

уголовного

 

дела

 (

по

 

аналогии

 

со

 

ст

. 157 

УПК

 

РФ

). 

Однако

 

существует

 

и

 

иная

 

точка

 

зрения

согласно

 

которой

 

возбужде

-

ние

 

начальником

 

органа

учреждения

 

уголовно

-

исполнительной

 

системы

 

в

 

соответствии

 

со

 

ст

. 146 

УПК

 

РФ

 

выходит

 

за

 

рамки

 

его

 

компетенции

С

 

этим

 

утверждением

 

автор

 

согласиться

 

не

 

может

Как

 

показывает

 

изучение

 

прокурорско

-

следственной

 

практики

 

в

 

условиях

 

исправительного

 

учреж

-

дения

нередкими

 

являются

 

факты

 

возбуждения

 

по

 

правилам

 

ст

. 157 

УПК

 

РФ

 

уголовного

 

дела

 

по

 

результатам

 

проверки

 

заявления

сообщения

 

о

 

преступлении

 

в

 

исправительном

 

учреждении

 

лицом

являющимся

 

ненад

-

лежащим

 

субъектом

 

уголовно

-

процессуальной

 

деятельности

 â€“ 

замести

-

тель

 

начальника

 

исправительного

 

учреждения

на

 

которого

 

в

 

устной

 

фор

-

ме

 

возложено

 

исполнение

 

обязанностей

 

начальника

 

учреждения

 

на

 

период

 

временного

 

отсутствия

 

последнего

1

Как

 

следствие

процессуальные

 

дей

-

ствия

 

по

 

уголовному

 

делу

 

следователем

 

или

 

судом

 

могут

 

быть

 

признаны

 

незаконными

 

или

 

необоснованными

что

 

влечет

 

нарушение

 

конституци

-

онных

 

прав

 

граждан

утрату

 

судебной

 

перспективы

 

уголовного

 

дела

.  

                                                 

1

 

См

.: 

Абдуллаев

 

Ф

.

Г

., 

Зайцев

 

О

.

А

Уголовно

-

процессуальная

 

деятельность

 

на

-

чальника

 

исправительного

 

учреждения

М

., 2004. 

С

. 83.