ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.09.2019

Просмотров: 6214

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

31

 

Специально

-

предупредительная

 

работа

 

уголовно

-

исполнительных

 

ин

-

спекций

 

должна

 

акцентироваться

 

на

 

лицах

склонных

 

к

 

совершению

 

право

-

нарушений

И

 

здесь

 

наиболее

 

важным

 

направлением

 

является

 

работа

 

по

 

их

 

выявлению

В

 

настоящее

 

время

 

нет

 

единого

 

методологического

  

подхода

 

к

 

решению

 

данной

 

задачи

В

 

связи

 

с

 

этим

 

нам

 

представляется

 

целесообразным

 

использование

 

опыта

 

по

 

организации

 

профилактической

 

работы

 

в

 

исправи

-

тельных

 

учреждениях

 

с

 

учетом

 

специфики

 

деятельности

 

УИИ

Кроме

 

того

необходимо

 

учесть

 

и

 

достижения

 

международной

 

юриспруденции

. «

Токий

-

ские

 

правила

» 

предписывают

 

определять

 

вид

 

надзора

  

и

 

обращения

 

для

 

каж

-

дого

 

конкретного

 

случая

Порядок

 

надзора

 

и

 

обращения

 

следуют

 

периоди

-

чески

 

пересматривать

 

и

 

по

 

необходимости

 

корректировать

Указанные

 

ре

-

комендации

 

отвечают

 

требованиям

 

основных

 

принципов

 

уголовно

-

исполнительного

 

права

 

и

 

должны

 

стать

 

в

 

российском

 

законодательстве

 

од

-

ной

 

из

 

форм

 

индивидуальной

 

профилактической

 

работы

Помимо

 

контроля

 

к

 

специально

-

предупредительным

 

мерам

 

относится

 

и

 

воспитательная

 

работа

проводимая

 

сотрудниками

 

УИИ

В

 

свою

 

оче

-

редь

воспитательная

 

работа

 

отнесена

 

уголовно

-

исполнительным

 

законом

 

к

 

одному

 

из

 

средств

 

исправления

Ее

 

содержание

 

применительно

 

к

 

нака

-

заниям

не

 

связанным

 

с

 

лишением

 

свободы

законодатель

 

не

 

раскрывает

Более

 

того

при

 

осуществлении

 

контроля

 

за

 

поведением

 

условно

 

осужден

-

ных

 

и

 

осужденных

которым

 

предоставлена

 

отсрочка

 

отбывания

 

наказа

-

ния

она

 

не

 

предусмотрена

Очевидно

что

 

данное

 

положение

 

формально

 

не

 

противоречит

 

целям

 

наказания

так

 

как

 

ни

 

условное

 

осуждение

ни

 

от

-

срочка

 

таковыми

 

не

 

являются

но

 

и

 

не

 

соответствует

 

целям

 

уголовно

-

исполнительного

 

законодательства

.  

Воспитательная

 

работа

 

законом

 

вме

-

нена

 

в

 

обязанность

 

уголовно

-

исполнительным

 

инспекциям

 

при

 

исполне

-

нии

 

наказаний

 

в

 

виде

 

запрета

 

занимать

 

определенные

 

должности

 

или

 

за

-

ниматься

 

определенной

 

деятельностью

исправительных

 

работ

ограниче

-

ния

 

свободы

В

 

связи

 

с

 

чем

представляется

 

обоснованным

 

разработка

 

и

 

внедрение

 

в

 

практическую

 

деятельность

 

уголовно

-

исполнительных

 

ин

-

спекций

 

основных

 

средств

 

и

 

методов

 

воспитательной

 

работы

критериев

 

оценки

 

такой

 

работы

Фактически

 

исправительное

 

воздействие

 

инспекции

 

осуществляют

 

только

 

путем

 

исполнения

 

требований

 

режима

 (

порядка

 

ис

-

полнения

 

и

 

отбывания

 

наказания

). 

Следующим

 

компонентом

 

предупредительной

 

деятельности

 

уголов

-

но

-

исполнительных

 

инспекций

 

является

 

специально

-

криминологическое

 

предупреждение

Оно

 

по

 

своему

 

содержанию

 

шире

 

уголовно

-

правового

 

и

 

вступает

 

в

 

действие

 

тогда

когда

 

иные

 

меры

 

оказываются

 

не

 

эффективны

-

ми

Изучение

 

нормативно

-

правовых

 

актов

регулирующих

 

деятельность

 

инспекций

позволяет

 

утверждать

 

о

 

том

что

 

криминологическое

 

преду

-

преждение

 

при

 

исполнении

 

наказаний

 

без

 

изоляции

 

от

 

общества

 

реализу

-

ется

 

в

 

виде

 

профилактики

.  


background image

32

 

В

 

широком

 

смысле

 

это

 

означает

 

деятельность

 

по

 

выявлению

 

причин

 

и

 

условий

способствующих

 

совершению

 

правонарушения

и

 

их

 

нейтрали

-

зации

Сложность

 

специального

 

криминологического

 

предупреждения

 

правонарушений

 

осужденных

не

 

изолированных

 

от

 

общества

заключает

-

ся

 

в

 

том

что

 

оно

 

нормативно

 

не

 

определено

и

 

в

 

тоже

 

время

 

не

 

может

 

вы

-

ходить

 

за

 

пределы

 

компетенции

 

органа

 

исполняющего

 

наказание

На

 

са

-

мом

 

деле

 

дминистрация

 

инспекции

 

самостоятельно

 

определяет

как

 

ей

 

ра

-

ботать

 

в

 

данном

 

направлении

Существующее

 

положение

 

позволяет

 

мно

-

гим

 

сотрудникам

 

устраняться

 

от

 

такой

 

деятельности

что

 

в

 

целом

 

отрица

-

тельно

 

сказывается

 

на

 

результатах

 

специальной

 

превенции

Размывается

 

и

 

основной

 

принцип

 

профилактики

 â€“ 

упреждение

С

пециальные

 

криминологические

 

меры

 

социально

 

обусловлены

и

 

их

 

основными

 

объектами

 

должны

 

являться

 

личность

 

преступника

 

и

 

среда

 

его

 

обитания

По

 

данным

 2010 

г

., 67 % 

выявленных

 

преступников

 

жили

 

без

 

постоянного

 

источника

 

дохода

, 5 % – 

безработных

, 36 % – 

ранее

 

судимых

15,5 % – 

женщин

 

и

 

это

 

при

 

более

 

гуманном

 

отношении

 

правосудия

 

к

 

женщинам

 (

идет

 

процесс

 

феминизации

 

преступности

), 16 % 

лиц

прибыв

-

ших

 

из

 

других

 

стран

почти

 20% 

пьяниц

 

и

 

наркоманов

 

и

 

т

д

.  

Следовательно

специально

-

криминологические

 

меры

 

должны

 

при

-

меняться

 

в

 

отношении

 

конкретного

 

преступника

 

и

 

воздействовать

 

на

 

те

 

элементы

 

окружающей

 

среды

которые

 

оказывают

 

негативное

 

влияние

 

на

 

его

 

личность

.  

Кроме

 

того

необходимо

 

четко

 

определить

 

основания

 

при

-

менения

 

этих

 

мер

то

 

есть

 

в

 

отношении

 

кого

 

и

 

когда

 

целесообразно

 

их

 

реализовывать

В

 

связи

 

с

 

этим

 

представляется

 

обоснованным

 

установле

-

ние

 

в

 

уголовно

-

исполнительном

 

законодательстве

 

тех

 

признаков

 

личности

 

преступника

которые

 

наиболее

 

полно

 

бы

 

отражали

 

ее

 

антиобщественную

 

направленность

 

и

 

служили

 

бы

 

основаниями

 

для

 

возможного

 

применения

 

специально

-

предупредительных

 

мер

К

 

числу

 

таких

 

признаков

 

можно

 

от

-

нести

 

следующие

неоднократное

 

отбывание

 

наказания

 

в

 

исправительных

 

учреждениях

совершение

 

повторного

 

преступления

 

во

 

время

 

отбывания

 

наказания

алкоголизм

наркомания

наличие

 

у

 

преступника

 

высокого

 

не

-

формального

 

статуса

 

в

 

криминальной

 

среде

 («

вор

 

в

 

законе

»), 

заключение

 

специалиста

 

или

 

эксперта

 

об

 

агрессивном

 (

опасном

состоянии

 

личности

в

 

том

 

числе

 

данные

полученные

 

с

 

помощью

 Â«

полиграфа

».  

Кроме

 

того

существенный

 

вклад

 

при

 

осуществлении

 

контроля

 

за

 

пове

-

дением

 

осужденных

 

может

 

внести

 

население

 

с

 

высоким

 

правосознанием

 

и

 

чувством

 

гражданского

 

долга

Так

в

 

Англии

 

действует

 

программа

 Â«

Наблю

-

дение

 

за

 

домом

 

соседа

», 

в

 

которой

 

принимают

 

участие

 

свыше

 

одного

 

мил

-

лиона

 

жителей

 

Лондона

а

 

в

 

США

 â€“ 

это

 

система

 

«

соседского

 

надзора

»

Сущ

-

ностью

 

этих

 

программ

 

является

 

постоянное

 

наблюдение

 

живущих

 

рядом

 

жи

-

телей

 

за

 

всеми

 

преступными

 

проявлениями

 

в

 

их

 

районе

в

 

том

 

числе

 

и

 

за

 

осу

-

жденными

находящимися

 

под

 

домашним

 

арестом

 

или

 

в

 

состоянии

 

пробации

.  


background image

33

 

Введение

 

гражданского

 

надзора

 

за

 

осужденными

 

будет

 

способство

-

вать

 

повышению

 

правовой

 

культуры

 

населения

росту

 

доверия

 

между

 

гражданами

 

и

 

правоохранительными

 

органами

Конечной

 

его

 

целью

 

явля

-

ется

 

повышение

 

эффективности

 

предупреждения

 

правонарушений

 

осуж

-

денных

 

и

 

снижение

 

уровня

 

латентной

 

преступности

.   

Существенным

 

фактором

 

предупредительной

 

работы

 

является

 

ее

 

уп

-

реждающий

 

характер

то

 

есть

 

возможность

 

органа

исполняющего

 

наказа

-

ние

предостеречь

 

осужденного

 

от

 

совершения

 

общественно

 

опасного

 

проступка

Для

 

оперативности

 

и

 

неотлагательности

 

реализации

 

этого

 

принципа

   

предоставляется

 

целесообразным

 

предоставление

 

права

 

уго

-

ловно

-

исполнительной

 

инспекции

налагать

 

временные

 

ограничения

 

или

 

обязанности

 

для

 

осужденного

установив

 

их

 

перечень

 

и

 

основания

 

приме

-

нения

 

в

 

уголовно

-

исполнительном

 

законе

 (

указанная

 

норма

 

ранее

 

сущест

-

вовала

 

в

 

уголовно

-

исполнительном

 

законодательстве

).  

Однако

 

не

 

все

 

специально

-

предупредительные

 

меры

 

связаны

 

с

 

при

-

нуждением

.

 

Социальный

 

характер

 

криминологического

 

предупреждения

 

вызывает

 

необходимость

 

привлечения

 

к

 

предупредительной

 

работе

 

орга

-

нов

 

государственной

 

и

 

муниципальной

 

власти

общественных

 

неправи

-

тельственных

 

организаций

волонтеров

К

 

числу

 

таких

 

мер

 

можно

 

отнести

 

следующие

оказание

 

помощи

 

осужденному

 

в

 

получении

 

или

 

восстанов

-

лении

 

необходимых

 

документов

предоставление

 

жилища

 

бездомному

трудоустройство

разработка

 

и

 

осуществление

 

федеральных

 

или

 

регио

-

нальных

 

программах

 

по

 

реабилитации

 

и

 

др

 

 

Н

.

А

Елисеева

  

(

ФКУ

 

УИИ

 

УФСИН

 

России

 

по

 

Рязанской

 

области

 

Проблемы

возникающие

 

при

 

исполнении

 

наказания

  

в

 

виде

 

исправительных

 

работ

 

 

Современная

 

политика

 

Российского

 

государства

 

в

 

развитии

 

пенитен

-

циарной

 

системы

нацелена

 

на

 

повышение

 

эффективности

 

и

 

избиратель

-

ности

 

уголовных

 

наказаний

 

и

 

приведение

 

их

 

в

 

соответствие

 

с

 

требования

-

ми

 

европейского

 

законодательства

В

 

связи

 

с

 

этим

 

в

 

современной

 

практике

 

судов

 

при

 

назначении

 

наказа

-

ний

 

за

 

преступления

 

небольшой

 

тяжести

 

все

 

больше

 

стали

 

применяться

 

к

 

осужденным

 

наказания

 

в

 

виде

 

исправительных

 

работ

.  

Этот

 

вид

 

наказания

 

отбывается

 

осужденными

 

по

 

основному

 

месту

 

ра

-

боты

а

 

осужденными

не

 

имеющими

 

основного

 

места

 

работы

 

в

 

местах

определяемых

 

органами

 

местного

 

самоуправлении

 

по

 

согласованию

 

с

 

уголовно

-

исполнительными

 

инспекциями

 (

далее

 â€“ 

УИИ

), 

но

 

в

 

районе

 

мес

-

та

 

жительства

 

осужденного


background image

34

 

Сам

 

по

 

себе

 

этот

 

вид

 

наказания

 

соответствуют

 

современным

 

требова

-

ниям

 

в

 

реформе

 

уголовно

 

исполнительной

 

системы

.  

Однако

 

при

 

их

 

реализации

 

в

 

современных

 

условиях

 

для

 

УИИ

 

и

 

осуж

-

денных

 

возникают

 

определенные

 

трудности

Согласно

 

ч

. 1 

ст

.50 

УК

 

РФ

 

исправительные

 

работы

 

назначаются

 

осу

-

жденному

имеющему

 

основное

 

место

 

работы

а

 

равно

 

не

 

имеющему

 

его

 

на

 

срок

 

от

 

двух

 

месяцев

 

до

 

двух

 

лет

Из

 

заработной

 

платы

 

осужденного

производятся

 

удержания

 

в

 

размере

установленном

 

приговором

 

суда

 

в

 

пределах

 

от

 5 

до

 20 

процентов

Казалось

 

бы

назначение

 

исправительных

 

работ

 

лицам

имеющим

 

ос

-

новное

 

место

 

работы

должно

 

было

 

разрешить

 

многие

 

вопросы

возни

-

кающие

 

при

 

исполнении

 

данного

 

вида

 

наказания

Однако

 

это

 

не

 

так

Мно

-

гие

 

осужденные

 

работают

 

без

 

заключения

 

трудовых

 

отношений

 

с

 

работо

-

дателем

 

или

 

же

 

заключают

 

гражданско

-

правовые

 

отношения

которые

 

разрываются

 

работодателем

 

в

 

одностороннем

 

порядке

Таким

 

образом

выходит

что

 

осужденный

 

на

 

момент

 

суда

 

числится

 

работающим

а

 

на

 

мо

-

мент

 

поступления

 

в

 

УИИ

 

приговора

 

он

 

не

 

работает

Как

 

правило

для

 

отбывания

 

наказания

органами

 

местного

 

само

-

управления

 

определяется

 

перечень

 

предприятий

где

 

постоянно

 

могут

 

быть

 

рабочие

 

вакансии

Заработная

 

плата

 

на

 

данных

 

предприятиях

сама

 

по

 

себе

 

очень

 

низкая

а

 

с

 

учетом

 

процентных

 

вычетов

может

 

и

 

не

 

дотяги

-

вать

 

до

 

прожиточного

 

минимума

Работать

 

же

и

 

соответственно

 

жить

на

 

такую

 

зарплату

 

необходимо

как

 

минимум

, 2 

месяца

а

 

то

 

и

 2 

года

А

 

в

 

число

 

злостных

 

неплательщиков

 

алиментов

зачастую

 

попадают

 

не

 

только

 

социально

 

опустившиеся

 

лица

но

 

в

 

силу

 

разных

 

жизненных

 

ситуаций

 

и

 

добропорядочные

 

граждане

которые

 

имеют

 

высшее

 

образование

хоро

-

шие

 

специалисты

но

 

в

 

силу

 

сложившейся

 

экономической

 

ситуации

 

в

 

стране

 

не

 

могут

 

трудоустроиться

Данная

 

категория

 

осужденных

 

считает

 

для

 

себя

 

второсортный

 

труд

 

унизительным

Особенно

 

это

 

касается

 

несо

-

вершеннолетних

 

и

 

молодых

 

людей

 

до

 30 

лет

которые

 

поясняют

что

 

хоте

-

ли

 

бы

 

отбывать

 

наказание

 

в

 

тех

 

местах

где

 

их

 

не

 

могут

 

увидеть

 

знакомые

боясь

 

насмешек

 

со

 

стороны

 

последних

В

 

связи

 

с

 

этим

 

большинство

 

осужденных

 

предпочитают

 

изначально

 

допускать

 

злостное

 

уклонение

 

от

 

отбывания

 

наказания

с

 

целью

 

после

-

дующей

 

замены

 

им

 

исправительных

 

работ

 

лишением

 

свободы

При

 

замене

 

наказания

 

более

 

строгим

один

 

день

 

лишения

 

свободы

 

считается

 

за

 

три

 

дня

 

исправительных

 

работ

т

.

е

при

 

сроке

 

исправительных

 

работ

 

в

 1 

год

в

 

места

 

лишения

 

свободы

 

осужденный

 

направляется

 

лишь

 

на

 4 

месяца

При

 

этом

 

осужденные

 

находятся

 

на

 

полном

 

государственном

 

обеспечении

 

и

как

 

правило

направляются

 

в

 

колонию

 â€“ 

поселение

где

 

условия

 

отбывания

 

наказания

 

достаточно

 

либеральные

 

в

 

сравнение

 

с

 

другими

 

исправитель

-

ными

 

учреждениями

.  


background image

35

 

В

 

течение

 2011 

г

по

 

учетам

 

УИИ

 

г

Рязани

 

и

 

Рязанской

 

области

 

про

-

шло

 526 

осужденных

 

к

 

наказанию

 

в

 

виде

 

исправительных

 

работ

, 160 

осу

-

жденным

 

данное

 

наказание

 

заменено

 

лишением

 

свободы

 

и

 

направлены

 

в

 

места

 

лишения

 

свободы

За

 9 

месяцев

 2012 

г

по

 

учетам

 

УИИ

 

г

Рязани

 

и

 

Рязанской

 

области

 

прошло

 540 

осужденных

 

к

 

наказанию

 

в

 

виде

 

исправи

-

тельных

 

работ

, 94 

осужденным

 

данное

 

наказание

 

заменено

 

лишением

 

сво

-

боды

В

 

практике

 

инспекции

 

имели

 

место

 

случаи

когда

 

исправительные

 

работы

 

назначались

 

лицам

которые

 

по

 

состоянию

 

здоровья

 

не

 

могут

 

ис

-

полнять

 

данный

 

вид

 

наказания

а

 

замена

 

исправительных

 

работ

 

более

 

мяг

-

ким

 

видом

 

наказания

законом

 

не

 

предусмотрена

что

 

становится

 

для

 

УИИ

 

неразрешимым

 

вопросом

.  

Также

 

проблемой

 

является

 

отсутствие

 

мер

 

поощрения

 

к

 

осужденным

 

указанной

 

категории

Статья

 45 

УИК

 

РФ

позволявшая

 

сокращать

 

срок

 

от

-

бывания

 

исправительных

 

работ

 

за

 

добросовестное

 

отбывание

 

наказания

к

 

сожалению

утратила

 

силу

лишив

 

осужденных

дополнительного

 

стимула

 

к

 

исправлению

Большой

 

проблемой

 

при

 

исполнении

 

данного

 

вида

 

нака

-

зания

 

становится

 

и

 

отсутствие

 

у

 

осужденных

 

уже

 

на

 

момент

 

суда

 

доку

-

ментов

необходимых

 

для

 

трудоустройства

в

 

частности

 

паспорта

 

или

 

во

-

енного

 

билета

В

 

таких

 

случаях

 

сотрудники

 

УИИ

 

направляют

 

материалы

 

дела

 

в

 

суд

 

для

 

предоставления

 

осужденному

 

отсрочки

необходимой

 

для

 

восстановления

 

указанных

 

документов

Однако

 

в

 

дальнейшем

 

возникает

 

проблема

 

по

 

их

 

восстановлению

так

 

как

 

у

 

осужденных

 

отсутствуют

 

де

-

нежные

 

средства

 

для

 

уплаты

 

государственных

 

пошлин

Сотрудники

 

УИИ

 

сталкиваются

 

с

 

проблемами

 

и

 

при

 

замене

 

данного

 

вида

 

наказания

 

более

 

строгим

Судьи

 

отказывают

 

в

 

удовлетворении

 

дан

-

ных

 

представлений

ссылаясь

 

на

 

ст

.56 

УК

 

РФ

Так

осужденная

 

С

осуждена

 

к

 5 

месяцам

 

исправительных

 

работ

 

с

 

удержанием

 5 % 

в

 

доход

 

государства

За

 4 

месяца

 

отбывания

 

наказания

 

осужденная

 

отработала

 19 

дней

ей

 

вынесено

 4 

предупреждения

 

о

 

замене

 

исправительных

 

работ

 

более

 

строгим

В

 

суд

 

направлено

 

представление

 

о

 

замене

 

наказания

 

более

 

строгим

в

 

удовлетворении

 

представления

 

было

 

отказано

хотя

 

в

 

судебном

 

заседании

 

установлено

что

 

С

злостно

 

уклоня

-

ется

 

от

 

исполнения

 

наказания

 

в

 

виде

 

исправительных

 

работ

в

 

связи

 

с

 

чем

имеются

 

законные

 

основания

 

для

 

замены

 

данного

 

вида

 

наказания

 

на

 

более

 

строгий

 

вид

Ссылка

 

в

 

постановлении

 

суда

 

на

 

ч

.1 

ст

. 56 

УК

 

РФ

что

 

при

 

назначении

 

наказания

 

отсутствовали

 

отягчающие

 

обстоятельства

в

 

связи

 

с

 

чем

оснований

 

для

 

замены

 

не

 

имеется

.  

Однако

 

положения

 

ч

.1 

ст

. 56 

УК

 

РФ

 

применяются

 

только

 

при

 

назначении

 

наказания

.  

Таким

 

образом

при

 

назначении

 

наказания

 

в

 

виде

 

исправительных

 

ра

-

бот

 

необходимо

 

учитывать

 

личность

   

осужденного

его

 

социальный

 

ста

-

тус

наличие

 

судимостей

наличие

 

документов

 

необходимых

 

для

 

трудо

-

устройства

Также

 

необходимо

 

на

 

законодательном

 

уровне

 

закрепить

 

сти

-