Файл: Управления Каналами сбыта в системе товародвижения реально существующей организации.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 242
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие сбытовой политики и структуры каналов сбыта
1.2 Процесс оптимизации структуры каналов сбыта
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАО «САРАНСКИЙ ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД»
2.2 Организация управления каналами сбыта продукции на предприятии
2.3 Оценка сбытовой деятельности ПАО «Саранский Приборостроительный завод»
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СБЫТОВОЙ ПОЛИТИКИ ПАО «САРАНСКИЙ ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД»
Как видно из приведенного перечня, потребителями являются, предприятия газовой, нефтяной, машиностроительной и медицинской промышленности. Наибольший интерес к приобретению продукции ПАО «СПЗ» проявляют отечественные фирмы, а так же среди потребителей продукции имеются и зарубежные фирмы, однако их доля не значительна и составляет около 1% от общего объема продаж.
Одним из важнейших показателей работы предприятия является величина получаемой прибыли. Существенное влияние на величину получаемой чистой прибыли оказали факторы отображенные в таблице 2.4.
Чистая прибыль в 2018 году по сравнению с 2017 годом возросла на 11732 тыс. рублей. Решающее значение на величину прибыли оказывает прибыль (убыток) от продаж. Прибыль (убыток) от продаж в 2018 году возросла по сравнению с 2017 годом на 21776 тыс. рублей. Величина прочих вне реализационных расходов не значительно влияет на чистую прибыль. Их доля в чистой прибыли составила 23,4%. Существенное влияние на чистую прибыль оказывают операционные доходы и прочие операционные расходы. Так, в 2018 году их доля составила 33,1% к чистой прибыли, причем со знаком «минус».
Таблица 2.4 - Основные составляющие чистой прибыли ПАО «СПЗ» в 2016-2018гг.
Показатель |
По годам в тыс. руб. |
|||
2016 |
2017 |
2018 |
2018/2016 |
|
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
221987 |
306312 |
234947 |
-71365 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
183985 |
251047 |
155415 |
-95632 |
Прибыль (убыток) от продаж |
30293 |
50015 |
71791 |
21776 |
Прочие операционные доходы |
119131 |
10469 |
32031 |
21562 |
Прочие операционные расходы |
126134 |
19051 |
47257 |
28206 |
Вне реализационные доходы |
546 |
1653 |
225 |
-1428 |
Вне реализационные расходы |
6753 |
8844 |
10816 |
1972 |
Чистая прибыль |
17083 |
34242 |
45974 |
11732 |
В 2018 году продано продукции производственно – технологического направления на сумму 117133,4 тыс. рублей. Сведения о продаже продукции представлены в таблице 2.5
Таблица 2.5 - Сведения о продаже продукции ПАО «СПЗ» в 2018 г. по регионам России и за ее пределами
Регион |
Сумма тыс. руб. |
Алтайский край |
1726,9 |
Белгородская область |
1708,2 |
Волгоградская область |
1305,3 |
Воронежская область |
547,5 |
Иркутская область |
165,2 |
Калужская область |
957,1 |
Краснодарский край |
2675,6 |
Красноярский край |
582,9 |
Курганская область |
177,5 |
Липецкая область |
439,2 |
Мордовия |
15385,3 |
Москва и Московская область |
24633,8 |
Нижегородская область |
11127,9 |
Новгородская область |
1296,6 |
Новосибирская область |
6728,3 |
Омская область |
1225,3 |
Орловская область |
5386,4 |
Пензенская область |
495,9 |
Республика Башкортостан |
1720,2 |
Республика Мари-Эл |
138,3 |
Республика Дагестан |
119,6 |
Республика Татарстан |
2023,6 |
Республика Хакасия |
14,5 |
Республика Белоруссия |
138,9 |
Ростовская область |
1498,2 |
Рязанская область |
3045,8 |
Самарская область |
3703,9 |
Санкт-Петербург |
3126,7 |
Саратовская область |
3941,9 |
Свердловская область |
1754,1 |
Тюменская область |
1795,5 |
Ульяновская область |
248,5 |
Хабаровский край |
153,4 |
Челябинская область |
3494,4 |
Чувашская республика |
215,3 |
Ярославская область |
2300,5 |
Латвия |
136,8 |
США |
435,2 |
Прочие |
10558,2 |
Всего |
117133,4 |
Как видно из таблицы, основными потребителями продукции ПАО «СПЗ» являются предприятия расположенные в различных регионах России (99,51%). Основными потребителями продукции ПАО «СПЗ» за рубежом являются: Латвия (0,12%), и США (0,37%).
Можно сделать вывод, что в 2018 году объем поставок возрос, спрос на производимую продукцию ПАО «СПЗ» увеличился.
Служба маркетинга старается выяснить, насколько, еще может увеличиться спрос. Для этого совместно с экономическим отделом разрабатываются долгосрочные и кратковременные прогнозы в разрезе внутригруппового ассортимента кондитерских изделий.
В настоящее время ПАО «СПЗ» является высокомеханизированным и организованным предприятием с высокой культурой производства, укомплектованное квалифицированными кадрами, является одним из лидирующих предприятий Мордовии по реализации, объему и качеству производимой продукции.
На сегодняшний день сбыт готовой продукции играет важную роль в системе маркетинга предприятия и является заключительным этапом процесса жизненного цикла продукции. Безусловно, ПАО «СПЗ» заинтересованно в оптимизации структуры и поиску новых каналов сбыта, это объясняется тем, что основной целью предприятия – увеличение объема продаж.
ПАО «СПЗ» имеет давно сложившуюся систему сбыта готовой продукции, и каких-либо больших изменений в её структуре не производится. Отсутствие точных форм расчета затрат на складирование и транспортировку продукции ведет к тому, что предприятие теряет часть прибыли на покрытие издержек товародвижения. Поэтому на наш взгляд этой деятельности должно уделяться особое внимание, так как может привести к сокращению издержек и соответственно увеличению прибыли.
2.2 Организация управления каналами сбыта продукции на предприятии
Так на современном этапе организация управления каналами сбыта продукции на предприятии ПАО «СПЗ» заключается в ряде последовательных этапов и представляет собой некий процесс организации сбытовой деятельности данного предприятия, который включает в себя:
- складирование готовой продукции ПАО «СПЗ»
- операции, осуществляемые на начальной стадии (т.е. когда продукция уже продана или подготавливается к реализации осуществляется упаковка, размещение в нужном и удобном для отгрузки состоянии, маркируется и, наконец, отгружается и загружается на транспортные средства) завершающий процесс непосредственно производства продукции и начинающие ее перемещение за пределами собственно производства;
- перевозка продукции;
- разгрузка, приемка товаров у конечных потребителей.
Планирование способов отгрузки, транспортировки, уровня обслуживания, выбора размера партии грузов, тары, скидок с количества заказа также нет. Данные виды деятельности установлены и более подробно оговариваются при заключении коммерческой сделки.
Договор поставки составляется ответственным лицом отдела подготовки производства в соответствии с требованиями стандартов, который прорабатывается всеми службами, участвующими в организации распределения: планово - экономический, финансовый, юридический отделы и заключительная виза ставится заместителем генерального директора по экономике. Все разногласия, либо их отсутствие по договору визирует ответственное лицо каждого отдела на листе согласования.
На готовую продукцию собираются необходимые материалы:
-договора поставки;
- документы об оплате;
- протоколы согласования цен;
- сертификаты происхождения товара (по требованию заказчика).
Составляется отчет по сдаче готовой продукции и наличию документов в ОМ.
После заключения договоров о поставке составляется график отгрузки поступившей продукции.
Погрузка продукции и контроль за ней осуществляют мастера транспортного цеха. Отгрузка готовой продукции происходит самовывозом (транспортом покупателя), либо транспортом производителя (автомобильным или железнодорожным). За несвоевременный вывоз продукции на покупателя накладывается пени в размере 0,1% от общей стоимости оборудования.
Контроль за отгрузкой, транспортировкой готовой продукции осуществляют мастер ОГК и иногда представитель заказчика.
Управление каналами сбыта начинается уже на этапе сбора информации о потенциальных потребителях в целях расширения рынков сбыта продукции и увеличения объемов продаж подразделения занимающиеся сбытом продукции, изготовленной ПАО «СПЗ», постоянно демонстрируют желание удовлетворить требования потребителей, предоставить потребителям объективные доказательства выполнения требований к продукции, а также возможность проверить и оценить систему менеджмента качества.
Так подразделения поддерживают постоянную связь с имеющимися постоянными потребителями, собирают и хранят любую информацию, касающуюся как потенциальных так и перспективных потребителей, причем имеющиеся информация имеет зарегистрированную форму. Поэтому руководители подразделений назначают лиц, ответственных за регистрацию и хранение информации о потребителях, которые в свою очередь сбирают и хранят следующие документы:
- документы, подтверждающие проведение процедуры анализа и внесение изменений в договор;
- карточки учета договоров с потребителями;
- журналы регистрации договоров;
- журналы регистрации отгрузки продукции;
- документы, включающие в себя письма, предложения, заказы, претензии потребителей.
Кроме того, в подразделениях имеются эксплуатационные документы на продукцию или документация рекламного характера, в которой приведены основные технические характеристики продукции, а также документации подтверждающая качество продукции а именно – сертификаты соответствия, декларации о соответствии, при необходимости протоколы или акты испытаний.
Каждому потребителю предоставляется возможность получить необходимую и достоверную информацию о качестве продукции. Указанная информация в доступной форме доводится до сведения потребителя перед заключения договора о продажи или поставке продукции. Потребитель же, до получением продукции ознакамливается с эксплуатационной документацией.
По требованию потребителя может быть предоставлена следующая дополнительная информация о качестве продукции:
- по техническому контролю, испытаниям и приемке продукции в процессе производства, предоставляемая отделом технического контроля (ОТК);
- по испытаниям квалификационным, периодическим, на безопасность, воздействия внешних климатических факторов, на надежность, предоставляемая испытательной лабораторией приборов (ИЛП);
- по управлению технологическим процессом, предоставляемая отделом главного технолога (ОГТ);
- информация о системе менеджмента качества, предоставляемая Службой качества и стандартизации (СКС).
Информация потребителю может быть представлена в виде анкеты поставщика.
С целью демонстрации возможностей предприятия в обеспечении качества продукции поставщику предоставляется возможность оценки системы качества на предприятии.
Решение о допуске поставщика на предприятие для оценки системы менеджмента качества, организацию и обеспечение проведения работ по оценке системы менеджмента качества принимает Технический директор.
На ПАО «СПЗ» проводится мониторинг информации, касающийся восприятия потребителями соответствия продукции ПАО «СПЗ» требованиям потребителей.
Выявление требований потребителей и оценка их удовлетворенности осуществляется ОМ в результате анализа внешней и внутренней информации. Внешнюю маркетинговую информацию ОМ получает в результате маркетинговых исследований и независимых обращений (отзывов) потребителей. Внутреннюю маркетинговую информацию ОМ получает в результате договорной и производственно-хозяйственной деятельности.
Для определения удовлетворенности потребителей ОМ используются:
а) прямые пути (анкеты, интервью, «наблюдение» за потребителем);
б) косвенные пути (анализ жалоб потребителей, учет количества отказов, анализ затрат);
в) бессистемные (репутация, награды).
Анализ выпускаемых видов продукции показал, что спрос на данные виды продукции не зависит от сезона и определяется тем, что оборудование имеет определенный срок службы, по истечению которого подлежит замене и определяется также рыночными потребностями.
Внимание уделяется и сбору информации о конкурентах. В первую очередь ПАО «СПЗ» интересует, где производится аналогичная продукция и ее стоимость. Исследования проводятся по методу «телефонной разведки» т.е. сотрудник ОМ звонит предприятию конкуренту, интересуется продукцией и просит выслать на нее прайс - лист.
Анализируя историю становления и развития ПАО «Саранский приборостроительный завод», можно сделать вывод, что компания является крупным машиностроительным предприятием с производственной специализацией – приборостроение.
Рассматривая приоритеты предприятия по продукции, прослеживается стандартизированный тип производимых товаров:
- приборы учета энергоресурсов,
- приборы контроля и управления пневмодавлением.
Проводимые на предприятии маркетинговые исследования показывают присутствие на рынке приборной продукции следующих компаний, производящих приборы – аналоги (данные таблицы 2.6).
Таблица 2.6 - Производители приборов – субститутов
Производитель продукции |
Приборы учета энергоресурсов |
Приборы контроля и управления пневмодавлением |
ПАО «Арзамасский приборостроительный завод», г. Арзамас |
+ |
+ |
ПАО «Старорусприбор», г. Старая Русса |
+ |
+ |
ЗАО «Манотомь», г. Томск |
+ |
+ |
ЗАО «Бастор», г. Базарный Сызган |
- |
+ |
Концерн «Метран», г. Челябинск |
- |
+ |
ПАО «Теплоприбор», г. Рязань |
- |
+ |
ПАО «МЗЭП», г. Москва |
+ |
- |
ПАО «ЛЭМЗ», г. Санкт-Петербург |
+ |
- |
(+) выпускает, (–) не выпускает