Файл: Управления Каналами сбыта в системе товародвижения реально существующей организации.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 235
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие сбытовой политики и структуры каналов сбыта
1.2 Процесс оптимизации структуры каналов сбыта
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАО «САРАНСКИЙ ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД»
2.2 Организация управления каналами сбыта продукции на предприятии
2.3 Оценка сбытовой деятельности ПАО «Саранский Приборостроительный завод»
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СБЫТОВОЙ ПОЛИТИКИ ПАО «САРАНСКИЙ ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД»
Полученные результаты позволят нам пронаблюдать динамику объема реализации готовой продукции внутри каждого канала сбыта.
Сумма прибыли в 2016-2018 году от реализации готовой продукция ПАО «СПЗ» по действующим каналам сбыта представленным в таблице 2.9.
Таблица 2.9 – Реализация готовой продукции ПАО «СПЗ» по каналам сбыта
Каналы сбыта |
сумма прибыли по гадам |
всего |
В % |
||
2016 |
2017 |
2018 |
|||
Прямые каналы сбыта: |
|||||
ПАО Тамбовмаш |
1131651 |
1822593 |
527879 |
7575393 |
15% |
УралВагонЗавод |
471464 |
679996 |
922894 |
||
Волжский дизель |
689710 |
480163 |
840043 |
||
Дилеры: |
|||||
РАСКО |
972146 |
1771255 |
1559462 |
37320153 |
85% |
Ростр II |
5012723 |
5214279 |
17811527 |
||
Мегаприбор |
2510561 |
1389794 |
1078396 |
Из выше сказанного следует, что наибольший объем в реализованной продукции основных групп товаров и суммы прибыли занимают косвенные продажи. Товары народного потребления реализуются предприятием самостоятельно. Реализацией этой продукции занимается отдел товаров народного потребления совместно с ОМ. Вследствие малой доли этой продукции в общем, объеме производства, а также давно налаженным сбытовым каналам процесс управления носит формальный характер и проблемам сбыта этой продукции и его расширение внимание практически не уделяется. Наибольшая часть этой продукции используется заводом для осуществления операций по взаимозачету с поставщиками.
Основным параметром оценки каналов распределения является оценка их эффективности. Экономическая эффективность каналов распределения определяется размером получаемой прибыли в долгосрочной перспективе.
Итак, анализируя каналы сбыта готовой продукции ПАО «СПЗ», можно сделать вывод, что, несмотря на значительные объемы реализации они недостаточно эффективны. Кроме того, технология сбыта довольно запутана и характеризуется большим документооборотом, который значительно усложняет работу.
Сегодняшнее положение предприятия требует новых подходов к формированию каналов сыта, более глубокому анализу рынка, финансового состояния предприятия, выработке новой сбытовой политики. Это требует новых специалистов, повышения квалификации управленческого персонала. Однако, ПАО «СПЗ» в настоящее время уже имеет определенные успехи. Об этом нам свидетельствует приоритетное направлений в программе увеличения объемов реализуемой продукции, развитии существующих, поиске новых каналов сбыта продукции является филиальная сеть завода. В данный момент у завода 4 филиала в городах Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Киев. Приборы завода охотно также покупают американские, японские и германские фирмы. В ближайших планах развития филиальной сети обозначены страны ближнего зарубежья (страны СНГ): второй филиал в Украине в г. Харьков, филиал в Республике Беларусь в г. Минск, в Узбекистане и Казахстане усиление позиций в регионах России за счет открытия филиалов в городах: Пенза, Самара, Ульяновск, Комсомольск-на-Амуре, Пермь.
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СБЫТОВОЙ ПОЛИТИКИ ПАО «САРАНСКИЙ ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД»
В ходе анализа сбытовой деятельности ПАО «СПЗ» мы столкнулись с трудностью документальной (не абсолютной но в большинстве) фиксации сбытовой деятельности предприятия, поэтому мы полагаем, что такие документы крайне необходимы для более эффективной сбытовой деятельности, как по отдельным каналам сбыта, так и всего предприятия в целом.
В данных процедурах должно быть предусмотрено, чтобы каждое управленческое решение или действие того или иного должностного лица было каким-либо образом зарегистрировано или задокументировано (свидетельство о выполненной работе), так как из этих данных формируется корпоративная память. На ее основе впоследствии проводится оценка эффективности и целесообразности разработанных и закрепленных процедур. Разработкой процедур контроля сбытовой деятельности должны заниматься высококвалифицированные специалисты, знающие все доскональности процессов сбыта и способные предусмотреть многочисленные нестандартные ситуации. Целесообразно, чтобы за разработку формальных процедур контроля отвечал один из руководителей отдела сбыта или внутренний аудитор. Далее приведены алгоритмы возможных контрольных процедур, в которых выражены основные объекты, параметры и методики контроля сбытовой политики.
В целом же сбытовая деятельность должна быть ориентирована на достижение следующих показателей эффективности:
- получение предпринимательской прибыли в текущем периоде, а также гарантии ее получения в будущем;
- максимальное удовлетворение платежеспособного спроса потребителей;
- долговременная рыночная устойчивость организации, конкурентоспособность ее продукции;
- положительная репутация на рынке и признание со стороны общественности.
Документальное закрепление сбытовой деятельности целесообразно по следующим причинам:
- формальное установление и документальное закрепление стандартов деятельности по сбыту снизит возможность злоупотреблений (сговор
сбытовиков с покупателями и т. д.) и ошибок; - наглядно демонстрирует взаимосвязь различных аспектов сбытовой деятельности и формирует единое видение сбытовой работы и возникающих проблем всеми ответственными работниками, что заставит их понимать проблемы не только своего отдела, но и других подразделений предприятия;
- способствует более четкой координации предпринимаемых усилий по сбыту;
- ведет к установлению формальных показателей сбытовой деятельности для планирования и контроля;
- делает организацию более подготовленной к внезапным переменам;
- на базе документально закрепленных положений сбытовой деятельности функциональные специалисты могут разрабатывать свои подробные
планы (планы исследований различных аспектов рынка, планы рекламных мероприятий, сметы затрат на сбытовую деятельность, планы
формирования портфеля заказов и т. д.); - заставляет руководителей мыслить перспектив но и более ответственно относиться к своим решениям.
Персонал, имеющий отношение к реализации готовой продукции, должен быть формально ознакомлен (обязательно наличие отметок об ознакомлении) с «Положением о сбытовой политике» (полностью или с отдельными разделами) и обязан четко придерживаться принятых решений. Обязанности по осуществлению контроля на предмет соблюдения утвержденного «Положения о сбытовой политике» всеми структурными подразделениями организации целесообразно возложить на руководителя отдела сбыта. Сбытовая политика должна разрабатываться на каждый отчетный год, а любые изменения (дополнения) оформляться соответствующим приказом. И условиях рыночной конкуренции информация, содержащаяся в «Положении о сбытовой политике», представляет определенный интерес для конкурентов организации и поэтому должна быть отнесена приказом руководителя к сведениям, составляющим коммерческую тайну. Соответственно, следует определить и документально закрепить приказом руководителя круг должностных лиц, имеющих право доступа к указанным сведениям. В целях контроля за соответствием отдельных положений принятой сбытовой политики быстро меняющимся внутренним и внешним условиям и адекватного реагирования на изменения рыночной конъюнктуры целесообразно периодически (ежемесячно или ежеквартально в зависимости от размеров организации и объемов реализации) проводить рабочие совещания. В них должны участвовать лица, ответственные за ее разработку, а также лица, участвовавшие в ее согласовании, в том числе заместители директора по коммерческим, экономическим, производственным вопросам, главный инженер, начальник ОМТС и начальник финансового отдела. Такие совещания позволяют:
- лучше контролировать эффективность отдельных элементов сбытовой политики и вносить необходимые поправки;
- оценивать целесообразность принятых стратегий ценообразования и сбытовых стратегий маркетинга (с учетом определения стадии жизненного цикла товарных групп);
оценивать политику товародвижения (на основеанализа продаж), соответствие товарного ассортимента потребительскому спросу; принимать решения по упразднению нерентабельных видов изделий, их модификации, разработке новых или улучшенных (модифицированных) изделий.
Итак, детально проработанная и документально закрепленная сбытовая политика превращается в инструмент предварительного (упреждающего), текущего и последующего контроля за сбытовой деятельностью организации, а в более широком смысле — за ее деятельностью и положением на рынке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система сбыта товаров – ключевое звено сбытовой политики промышленного предприятия и своего рода финишный комплекс во всей деятельности фирмы по созданию, производству и доведению товара до потребителя. Собственно, именно здесь потребитель либо признаёт, либо не признаёт все усилия фирмы полезными и нужными для себя и, соответственно, покупает или не покупает ее продукцию и услуги.
Именно поэтому система сбыта является центральной во всей системе маркетинга. И это не лишено обоснования – именно в процессе сбыта готовой продукции выяснится, насколько точными и удачными были все использованные концепции и стратегии по продвижению товара на рынок. И если все оказалось так, как и было задумано, то покупатель обязательно заметит товар и прибыль – конечная цель любой предпринимательской деятельности – не заставит себя ждать. В противном случае, ни о каких высоких доходах и говорить не приходится. В бизнесе цена ошибки бывает весьма высока. Этим и подтверждается актуальность выбранной темы.
Главная цель сбыта — реализация экономического интереса производителя (получение предпринимательской прибыли) на основе удовлетворения платежеспособного спроса потребителей.
В результате проведенной работе было определено понятие сбытовой политики и ее задачи.
Cбытовая политика – направление на создание системы распространения товаров, обеспечивающих доступность продукта для целевых потребителей. Охватывает круг вопросов, связанных с организацией системы реализации продукции и товародвижении.
Главные задачи в разработке сбытовой политики:
1. Выбор канала распределения товара (сбытового канала);
2. Принятия решения о стратегии сбыта.
Выделяют большое множество каналов распределения. Основные из них:
- прямой
- косвенный
- комбинированный или смешанный.
Канал выбирают в связи с сложившимися условиями.
Однако важно отметить что, несмотря на предельную регламентированность сбытовой деятельности во всех возможных ситуациях, готового решения на все возникающие проблемы предусмотреть заранее невозможно из-за постоянно меняющихся обстоятельств, которые обусловливают чрезвычайную сложность взаимосвязей регламентированной системы и взаимодействующих с ней систем. Поэтому в современных условиях хозяйствования необходима оптимизация процесса структуры каналов сбыта промышленной продукции.
Объектом исследования является ПАО «Саранский приборостроительный завод». Это специализированное, одно из ведущих предприятий приборостроения по производству приборов и чувствительных элементов для автоматических систем контроля и управления технологическими процессами в нефтеперерабатывающей, газовой, металлургической, машиностроительной отраслях промышленности, предприятиях энергетической и пищевой промышленности.
Рассмотрена сбытовая политика предприятия, осуществляемая через различные каналы сбыта и используемые различные средства рекламы при этом.
На сегодняшний день сбыт готовой продукции играет важную роль в системе маркетинга предприятия и является заключительным этапом процесса жизненного цикла продукции. Безусловно, ПАО «СПЗ» заинтересованно в оптимизации структуры и поиску новых каналов сбыта, это объясняется тем, что основной целью предприятия – увеличение объема продаж.
ПАО «СПЗ» имеет давно сложившуюся систему сбыта готовой продукции, и каких-либо больших изменений в её структуре не производится. Отсутствие точных форм расчета затрат на складирование и транспортировку продукции ведет к тому, что предприятие теряет часть прибыли на покрытие издержек товародвижения. Поэтому на наш взгляд этой деятельности должно уделяться особое внимание, так как может привести к сокращению издержек и соответственно увеличению прибыли.
На современном этапе организация управления каналами сбыта продукции на предприятии ПАО «СПЗ» заключается в ряде последовательных этапов и представляет собой некий процесс организации сбытовой деятельности данного предприятия, который включает в себя:
- складирование готовой продукции ПАО «СПЗ»
- операции, осуществляемые на начальной стадии завершающий процесс непосредственно производства продукции и начинающие ее перемещение за пределами собственно производства;
- перевозка продукции;
- разгрузка, приемка товаров у конечных потребителей.
Проанализировав сбытовую деятельность предприятия, был сделан вывод, что не смотря на значительные объемы реализации продукции каналы распределения ПАО «СПЗ» недостаточно эффективны. Кроме того, технология сбыта довольно запутана и характеризуется большим документооборотом, который значительно усложняет работу. Поэтому предполагается, что такие документы крайне необходимы для более эффективной сбытовой деятельности, как по отдельным каналам сбыта, так и всего предприятия в целом.