Файл: Управления Каналами сбыта в системе товародвижения реально существующей организации.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 233
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие сбытовой политики и структуры каналов сбыта
1.2 Процесс оптимизации структуры каналов сбыта
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАО «САРАНСКИЙ ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД»
2.2 Организация управления каналами сбыта продукции на предприятии
2.3 Оценка сбытовой деятельности ПАО «Саранский Приборостроительный завод»
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СБЫТОВОЙ ПОЛИТИКИ ПАО «САРАНСКИЙ ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД»
Основываясь на международной практике ведения бизнеса, можно предложить 3 основных подхода к ведению конкурентной борьбы:
- стремление иметь самые низкие издержки производства;
- поиск путей дифференциации производимой продукции от продукции конкурентов;
- фокусирование на узкой части, а не на всем рынке.
В процессе стратегического управления издержками производства первостепенное значение в настоящее время имеет не только и не столько анализ внутрифирменных факторов, сколько анализ процессов, влияющих на издержки, которые действуют за пределами фирмы, т.е. внешних факторов. К наиболее значимым из них относятся поставщики, потребители, конкуренты, посредники, правительственные и законодательные институты.
Контроль издержек как таковой редко способен приносить конкурентные преимущества в издержках в течение очень долгого времени. Хотя политика тугого затягивания поясов может приносить временные преимущества в затратах, эти преимущества скоро оказываются утраченными в связи с падением морального настроя сотрудников и доброй воли поставщиков или из-за товаров-имитаторов, выпускаемых конкурентами. Устойчивые преимущества в издержках достигаются не за счет постоянного затягивания поясов, а за счет эффективного использования ресурсов.
Для ПАО «СПЗ» применимо три способа, используя которые предприятие может сократить свои затраты на единицу продукции благодаря эффективной организации своих внутренних операций:
- экономия за счет ассортимента. Цель планирования выпуска продукции - в том, чтобы подобрать синергетический «портфель» товаров;
- экономия за счет масштаба;
- экономия за счет накопленного опыта. Это сокращение издержек, которое возникает с ростом кумулятивных объемов производства, что отличает ее от экономии за счет масштаба, зависящей от текущего объема производства.
В дополнение к эффективности внутренних издержек предприятие также может снизить издержки за счет правильного выбора и управления своими внешними контактами с клиентами и поставщиками. Она может организовать это с помощью маркетинговых мероприятий для использования экономии от концентрации и организации закупочной деятельности (экономия от интеграции). Внешние издержки могут принести следующие конкурентные преимущества:
- Экономия от концентрации на покупателе.
- Экономия от интеграции материально-технического обеспечения (логистики).
- Эффективность трансфертного ценообразования.
Стратегия управления издержками, включающая в себя учет многообразных экономических связей фирмы, позволит ПАО «СПЗ» адаптироваться к постоянно меняющимся внешним условиям и добиваться ощутимых конкурентных преимуществ.
Дифференциация как способ получения конкурентного преимущества - это способность обеспечить компанию уникальной и большей стоимостью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания. Стратегии дифференциации уместны в тех случаях, когда потребности и вкусы покупателей слишком отличаются от покупателя к покупателю и поэтому не могут быть удовлетворены путем производства стандартной продукции.
Успешно проведенная дифференциация позволит ПАО «СПЗ» увеличить конкурентоспособность за счет таких преимуществ, как:
- продажа большего объема продукции (поскольку привлекается дополнительное число покупателей);
- сделать торговую марку фирмы более популярной среди покупателей.
Способы дифференциации продукции ПАО «СПЗ» от продукции конкурирующих фирм могут быть различными:
- сервисное обслуживание;
- поставка запасных частей, качество производства;
- полный ассортимент продукции.
Наибольший эффект предприятию может дать дифференциация, основывающаяся на:
- технологическом превосходстве;
- высоком качестве продукции.
Следующим этапом, по управлению каналами сбыта продукции в ПАО «СПЗ», является работа по установлению контакта с потенциальным покупателями. Наиболее распространена практика телефонных звонков. По телефону выясняется, нужен ли организации продукт, с кем можно обсудить этот вопрос. Хотя чаще всего клиент сам связывается с ПАО «СПЗ». В данном случаи предприятию - заказчику необходимо отправить на адрес ПАО «СПЗ» письмо - заявку с указанием необходимой продукции и ее технических характеристик. Заявка поступает и рассматривается на предмет соответствия требуемой продукции возможностям предприятия. В том случае если предприятие уже сталкивалось с подобными заказами, принятие заказа подтверждается, и он передается группе договоров и ОМ, которые составляют договор и отправляют его заказчику вместе с требованием о предоплате. Если заказчик согласен с требованиями договора и совершил предоплату, заказ передается в группу текущего планирования и размещается на производство. Этот заказ автоматически включается в план реализации продукции на следующий месяц, план находится в ОМ. После изготовления в ОМ поступает заявка, которая обязывает ФСО организовать отгрузку, транспортировку и складирование продукции потребителю. В случае возникновения проблем с качеством заказчик решает ее с группой договоров.
Часто на предприятие поступают нестандартные заказы, которые оно всегда старается выполнять. Главной задачей ОМ в этом случае является приложить все усилия к его реализации в наикратчайшие сроки. Это требует, прежде всего, согласования заказа с техническими службами предприятия. Поэтому после поступления нестандартного заказа зам. начальника ОМ передает заказ в конструкторский отдел, где рассматривается возможность производства этого изделия собственными силами, либо закупка отдельных узлов и деталей вне предприятия. Также этот вопрос необходимо согласовать с отделом главного технолога (ОГТ) и затем подсчитать стоимость готового изделия. Все данные вносятся в маршрутную карту. Для упрощения всех подсчетов на предприятии введен показатель стоимости тонны готового изделия в соответствии, с которым рассчитывают стоимость отельных узлов и изделия в целом. В случаи возникновения проблемы с этими службами проблема решается в техническом совете. После положительного решения проблемы разрабатывается соответствующая документация, и заказ передается в группу договоров, а дальше идет по обычному сценарию. Как показывает практика предприятия, отказов на такие заказы фактически не бывает.
Одним из важнейших направлений в управлении каналами сбыта предприятий является контроль за функционированием управления каналами сбыта продукции. Он проводится на основе сопоставления прогнозируемых и полученных результатов и служит основой для оценки существующих каналов сбыта.
Каждый товарный рынок имеет свои особенности распределения, определенный характер деятельности по планированию, организации и контролю за фактическим перемещением товаров от места их производства к местам пользования. Приборостроение в связи с продолжительным падением отечественного производства сегодня испытывает большие трудности. В условиях, когда внутренние и внешние экономические связи оказались надолго разрушенными, государственный заказ на товары минимален и большинство предприятий начали свою хозяйственную деятельность с нуля, сбыт продукции приборостроения крайне осложняется.
Таким образом, можно сделать вывод, что в ПАО «СПЗ» существует два «условных» этапа управления каналами сбыта - выбор каналов и мотивация. «Условны» они потому, что в действительности осуществляется не выбор, а анализ каналов сбыта продукции, и заводу приходится соглашаться сотрудничать с теми посредниками, что ему предлагаются, в виду отсутствия всякой альтернативы. Это говорит о том, что мотивация возможных посредников неэффективна, и завод стремиться добиться больших продаж от уже существующих дилеров, чем привлекать новых. Этапы по установлению задач по каналам сбыта и их планированию не существуют. Это указывает на неотлаженность системы каналов реализации, на невозможность определить их эффективность и соответственно снизить издержки по реализации продукции. Большим минусом является то, что практически отсутствует послепродажное общение с покупателями. ПАО «СПЗ» теряет информацию о своей продукции от непосредственных клиентов, которая могла бы быть использована для улучшения качества и модернизации производимой продукции.
2.3 Оценка сбытовой деятельности ПАО «Саранский Приборостроительный завод»
Инициатором заключения договора обычно выступает посредник, следовательно, предприятие использует пассивный сбыт наряду с активным. В случае работы через посредническую фирму она либо самостоятельно заключает договор с заказчиком и покупает продукцию у ПАО «СПЗ», либо предоставляет заказ предприятию, а сама получает плату за посреднические услуги.
ПАО «СПЗ» использует два пути получения заказов и реализации продукции предприятия напрямую и через дилерскую сеть. Продукция завода реализуется на напрямую к конечным потребителям: «УралВагонзавод», «Тамбовмаш», «Волжский дизель» и д.р., через дилерскую сеть завода: «Мегаприбор», «Ростр II», «РАСКО» и д.р.
В рамках вопроса, к оценки существующих каналов сбыта готовой продукции ПАО «СПЗ», считается рациональным проанализировать объем реализации по основных групп товаров, действующих каналов данного предприятия. В результате анализа были получены следующие результаты:
Таблица 2.7 – Объем реализации основных групп товаров по прямым каналам сбыта в шт. за период 2016-2018 года
Наименование товаров основных групп |
«УралВагонзавод» |
«Тамбовмаш» |
«Волжский дизель» |
|||||||||
2016 |
2017 |
2018 |
2016/2018 |
2016 |
2017 |
2018 |
2016/2018 |
2016 |
2017 |
2018 |
2016/2018 |
|
Приборы для измерения и учет энергоресурсов |
3237 |
1046 |
2875 |
7258 |
3986 |
2674 |
4028 |
10688 |
2504 |
1840 |
2909 |
7253 |
Приборы для измерения и регулирования давления |
1780 |
2175 |
1539 |
5587 |
2017 |
2544 |
2909 |
7470 |
1806 |
1690 |
1903 |
5399 |
Регулирующие и исполнительные устройства |
663 |
944 |
1032 |
2639 |
1074 |
1080 |
2727 |
4881 |
736 |
573 |
1000 |
2309 |
Приборы для измерения параметров движения |
2129 |
1980 |
2396 |
6505 |
2562 |
2895 |
3100 |
8557 |
2575 |
1386 |
839 |
4800 |
Вторичные приборы |
1592 |
1154 |
869 |
3615 |
1736 |
1750 |
1972 |
5458 |
1204 |
901 |
923 |
3028 |
Упругие чувствительные элементы |
853 |
1023 |
1680 |
3556 |
1274 |
1370 |
1030 |
3674 |
7044 |
7055 |
597 |
14696 |
Медицинская техника и ТНП |
403 |
706 |
967 |
2076 |
836 |
1200 |
973 |
3009 |
346 |
125 |
571 |
1042 |
итого |
9224 |
9037 |
11358 |
27680 |
13485 |
13513 |
16739 |
43737 |
16215 |
13570 |
8742 |
38527 |
Из таблице видно что, за период 2016-2018 год «УралВагонзавод» приобрел 27680 тыс. шт. производимой продукции ПАО «СПЗ» по семи группам, что составило в 2016 г. - 9224 тыс. шт., 2017 – 9037 тыс. шт., 2018 – 11358 тыс. шт.; «Тамбовмаш» - 43737 тыс. шт. продукции за 2016-2018 г.: 2016 – 13485 тыс. шт., 2017 – 13513 тыс. шт., 2018 – 43737 тыс. шт.; «Волжский дизель» - 38527 тыс. шт. готовой продукции за 2016-2018 г.: 2016 – 16215тыс. шт., 2017 – 13570 тыс. шт., 2018 – 8742 тыс. шт.
Таблица 2.8 – Объем реализации основных групп товаров через дилерскую сеть в шт. за период 2016-2018 года
Наименование товаров основных групп |
«Ростр II» |
«Мегаприбор» |
«РАСКО» |
|||||||||
2016 |
2017 |
2018 |
2016/2018 |
2016 |
2017 |
2018 |
2016/2018 |
2016 |
2017 |
2018 |
2016/2018 |
|
Приборы для измерения и учет энергоресурсов |
7648 |
12537 |
13420 |
33605 |
4856 |
5376 |
5803 |
16035 |
6877 |
7231 |
7450 |
21558 |
Приборы для измерения и регулирования давления |
8466 |
9742 |
10375 |
28583 |
6774 |
7762 |
5900 |
20436 |
7623 |
4975 |
3871 |
16469 |
Регулирующие и исполнительные устройства |
11369 |
11276 |
14098 |
36743 |
4936 |
4365 |
5896 |
15197 |
6435 |
5209 |
6241 |
17885 |
Приборы для измерения параметров движения |
14757 |
15507 |
15360 |
45624 |
8487 |
6243 |
6021 |
20751 |
5097 |
7340 |
6254 |
18691 |
Вторичные приборы |
8362 |
7980 |
8571 |
24913 |
7460 |
8123 |
10841 |
26424 |
4538 |
7579 |
5038 |
17155 |
Упругие чувствительные элементы |
6639 |
6503 |
5047 |
18189 |
5089 |
5904 |
6133 |
17126 |
8376 |
5365 |
5741 |
19482 |
Медицинская техника и ТНП |
9237 |
9288 |
8752 |
27277 |
7524 |
4968 |
5749 |
18241 |
4783 |
4609 |
5005 |
14397 |
итого |
66478 |
72833 |
75623 |
214934 |
45126 |
34741 |
46343 |
134210 |
43728 |
42308 |
39600 |
125610 |