ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2019
Просмотров: 6408
Скачиваний: 3
41
Сущность
управления
охраной
труда
заключается
в
выработке
системы
мер
,
обеспечивающих
получение
объективной
информации
об
объекте
управления
,
для
выработки
и
принятия
управленческого
решения
по
изменению
его
состояния
.
Некоторые
термины
:
Согласно
государственному
стандарту
Республики
Беларусь
СТБ
18001-2009 «
Система
управления
охраной
труда
.
Требования
»,
система
управления
охраной
труда
-
часть
общей
системы
управления
организацией
,
которая
способствует
управлению
рисками
в
области
охраны
труда
,
связанными
с
деятельностью
организации
.
Она
включает
организационную
структуру
,
планирование
,
ответственность
,
практическую
деятельность
,
процедуры
,
процессы
и
ресурсы
для
разработки
,
внедрения
,
осуществления
,
анализа
и
корректировки
политики
организации
в
области
охраны
труда
рисунок
1.25).
Международные
(
современные
)
принципы
управления охраной труда
1.
Управление охраной труда
= «
техника безопасности
» +
управление персоналом
(
менеджмент
)
2.
Охрана труда
дисциплина труда
культура
производства
эффективность производства
процветание предприятия
высокий уровень жизни
здоровье работников
(
населения
)
3.
Предупреждение потерь более эффективно
,
но требует
больше знаний
,
внимания
,
а возмещение вреда
–
менее
эффективно
,
но не требует привлечения интеллектуальных
ресурсов
4.
Обязательные требования выполнимы
и безусловно
выполняются
,
а
превышение требований
–
поощряется
государством
(
от имени общества
)
Рисунок
1.25 -
Современные
принципы
СУОТ
Руководители
предприятий
в
вопросах
организации
работы
по
охране
труда
должны
исходить
из
признания
и
обеспечения
42
приоритета
жизни
и
здоровья
работников
в
процессе
производственной
деятельности
.
При
этом
безопасность
труда
должна
учитываться
при
принятии
решений
по
всем
вопросам
производства
и
на
всех
его
уровнях
.
Это
значит
,
что
на
всех
стадиях
,
начиная
от
проектирования
,
строительства
и
эксплуатации
производства
,
вплоть
до
выпуска
и
отгрузки
готовой
продукции
,
должны
соблюдаться
требования
по
охране
труда
.
Обеспечение
безопасности
и
надлежащих
условий
труда
работников
должно
быть
первоочередной
задачей
нанимателя
.
В
целях
реализации
данной
задачи
наниматель
должен
выработать
систему
мер
по
организации
работы
в
этой
области
.
Принятый
в
Республике
Беларусь
стандарт
СТБ
18001-2009
«
Система
управления
охраной
труда
.
Требования
»
предусматривает
следующие
элементы
такой
системы
:
политика
в
области
охраны
труда
;
планирование
;
внедрение
и
функционирование
;
контролирующие
и
корректирующие
действия
;
анализ
со
стороны
руководства
(
рисунок
1.26).
Национальные особенности СУОТ
Европа
Беларусь
Сфера управления ОТ
в организации
Сфера управления ОТ
в организации
Сфера государственного
регулирования ОТ
Сфера государственного
регулирования ОТ
Уровень исполнения
в организации
Уровень исполнения
в организации
Рисунок
1.26 -
Национальные
особенности
СУОТ
В
организациях
должна
быть
разработана
политика
в
области
охраны
труда
,
одобренная
руководством
организации
.
Политика
в
области
охраны
труда
определяет
общую
направленность
и
принципы
деятельности
организации
.
Политика
должна
быть
документально
оформлена
и
доведена
до
сведения
всех
работников
с
тем
,
чтобы
каждый
знал
и
добросовестно
исполнял
свои
обязанности
(
рисунок
1.27).
43
Анализ со стороны
руководства
Проверочные и
корректирующие
действия
Политика
организации
Планирование
Внедрение и
функционирование
Управление
Исполнение
94%
6%
Цели
Рисунок
1.27 -
Цели
СУОТ
в
организации
В
рамках
элемента
«
Планирование
»
должны
быть
разрешены
вопросы
:
по
планированию
идентификации
опасностей
,
оценке
рисков
и
управлению
рисками
;
разработки
и
поддержания
в
рабочем
состоянии
процедур
для
идентификации
и
обеспечения
доступности
законодательных
и
других
применяемых
требований
в
области
охраны
труда
;
определения
цели
по
охране
труда
для
каждой
соответствующей
ступени
и
уровня
в
пределах
управления
охраной
труда
.
Элемент
«
Внедрение
и
функционирование
»
предполагает
:
определение
структуры
управления
и
ответственности
работников
,
решение
вопросов
их
обучения
,
осведомленности
и
компетентности
;
установление
схем
обмена
информацией
и
проведения
консультаций
работников
;
ведение
соответствующей
документации
по
СУОТ
и
управление
документацией
;
разработку
мер
по
готовности
к
аварийным
ситуациям
и
ответным
действиям
.
Элемент
«
Контролирующие
и
корректирующие
действия
»
44
определяет
:
порядок
проведения
мониторинга
и
измерения
эффективности
СУОТ
;
полномочия
и
ответственность
за
несчастные
случаи
,
инциденты
,
несоответствия
,
а
также
разработку
и
реализацию
корректирующих
и
предупреждающих
мер
;
порядок
ведения
записей
и
управления
ими
,
проведение
аудита
.
Руководство
организации
должно
через
определенные
промежутки
времени
анализировать
СУОТ
с
целью
определения
ее
соответствия
целям
и
задачам
управления
и
вносить
при
необходимости
соответствующие
изменения
.
1.5
Государственный
контроль
за
соблюдением
законодательства
об
охране
труда
Согласно
статье
12
Закона
Республики
Беларусь
«
Об
охране
труда
»,
для
реализации
права
работающих
на
охрану
труда
государство
осуществляет
государственное
управление
охраной
труда
,
государственный
надзор
и
контроль
за
соблюдением
законодательства
об
охране
труда
.
Основными
задачами
государственной
инспекции
труда
являются
:
обеспечение
соблюдения
и
защиты
трудовых
прав
и
свобод
граждан
,
включая
право
на
безопасные
условия
труда
;
обеспечение
соблюдения
работодателями
трудового
законодательства
и
иных
нормативных
правовых
актов
,
содержащих
нормы
трудового
права
;
обеспечение
работодателей
и
работников
информацией
о
наиболее
эффективных
средствах
и
методах
соблюдения
положений
трудового
законодательства
и
иных
нормативных
правовых
актов
,
содержащих
нормы
трудового
права
и
др
.
Государственная
инспекция
труда
осуществляет
свою
деятельность
во
взаимодействии
с
правоохранительными
органами
,
с
государственными
органами
исполнительной
власти
,
которым
предоставлено
право
осуществлять
в
пределах
своих
полномочий
функции
надзора
и
контроля
,
с
органами
местного
самоуправления
,
объединениями
работодателей
и
объединениями
профессиональных
союзов
,
другими
государственными
и
общественными
организациями
.
45
Государственные органы
исполнительной власти
межотраслевой компетенции
Органы межотраслевой компетенции
при республиканских министерствах
Государственная инспекция труда РБ
Государственная
санитарно
-
эпидемиологическая служба
РБ
Ведомствен
ные
инспекции
Органы
внутриотрас
левой
компетен
-
ции
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Государственный надзор
Судебный
Прокурорский
Административный
Инспекция охраны окружающей среды
и экологической безопасности РБ
Другие государственные органы
исполнительной власти межотраслевой
компетенции
Государственный энергетический
надзор РБ
Государственная инспекция по
торговле
,
качеству товаров и защите
прав потребителей Министерства
торговли РБ
)
Другие органы межотраслевой компетенции
при республиканских министерствах
осуществляет нормативное регулирование
,
специальные
разрешительные
,
контрольные и надзорные функции в
области промышленной безопасности
,
а также в
пределах своей компетенции использования и охраны
недр
Государственный
промышленный надзор РБ
осуществляет государственное регулирование ядерной
,
радиационной
,
технической безопасности и физической
защиты оборудования АЭС
,
ядерных материалов
,
радиационных источников и радиоактивных отходов
Государственный надзор РБ по
атомной и радиационной
безопасности
Государственный комитет РБ по
стандартизации и метрологии
(
Госстандарт
)
Государственный комитет РБ по
строительству и жилищно
-
коммунальному хозяйству
(
Госстрой
)
Рисунок
1.28 -
Система
государственного
надзора
и
контроля
за
соблюдением
законодательства
об
охране
труда
В
стране
создана
система
государственных
органов
надзора
и
контроля
за
соблюдением
законодательства
об
охране
труда
.
В
частности
,
государственные
органы
надзора
и
контроля
осуществляют
:
надзор
за
безопасным
ведением
работ
в
промышленности
;
надзор
за
безопасным
ведением
работ
в
атомной
энергетике
;
контроль
в
сфере
обеспечения
безопасности
дорожного
движения
;