ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2019
Просмотров: 7588
Скачиваний: 2
восстали против своего князя Изяслава, освободили Всеслава и объявили его большим
князем Киевской Руси.
Подальше события разворачивались следующим образом. Лишенный киевского престола,
Изяслав обратился за помощью к польскому королю Ба-ляслава; последний из армиями
появился под Киевом. Навстречу ему выступил Всеслав из киевским ополчением. Средь
киевлян была, по-видимому, какое-то несогласие. Не желающий впутываться в
недостоверное дело, князь-чародей бросил армию и средь ночи убежал на родину - в
Полацк. Феодальные усобицы продолжались. 3 конца 70-х годов XI ст. в борьбу из
полоцкими князьями включился Владимир Мономах. В ее итога сильно потерпели
полоцкие города: в 1078 г. - Логойск, Лукомль, Друцк, а около 1084 г. - Минск. После
смерти Всеслава Полоцкая земля была разделена между его сыновьями (их было 6),
которые потом стали наделять валасцямі своих ребят. Появилась шеренга отдельных
княжеств: Полоцкое, Минское, Витебское, Друцкое, Изяславльское, Логойское,
Стрэжаўскае, Городецкое. Престол в Полоцка считался главным. Этот город продолжал
оставаться наиважнейшим политическим центром.
В XII ст. большая значимость приобретает Минское княжество. Первый минский князь
Глеб Всеславич в 1116 г. захватил часть территории дрыгавічоў. Владимир Мономах
вместе из черниговским, смоленским, переяславльским князьями начал поход на Минской
и Друцкой княжества. Оршу и Копысь
Мономах сообщил Смоленску. В 1119 г. ему вдалось захватить Минск и на некоторое
время приобщить к велікакняжацкіх обладаний. Плененный Глеб Всеславич был
отправленный в Киев.
В середине XII ст. попытку объединить Минское и Полоцкое княжества сделал минский
князь Ростислав Глебович, приглашенный полоцким вечам на княженье в Полацк. Своего
князя Рогволода полочане отправили в Минск, где его удерживали в "большой нужде". Но
Рогволод сумел убежать, ему вдалось ворочать себе Друцк. В самом Полоцке вспыхнул
мятеж горожан против Ростислава и его людей. Разузнав про сговор, Ростислав убежал в
Минск, а полочане опять позвали к себе Рогволода. Война между Ростиславом и
Рогволодом не привела к победе ни одного из их, объединить княжества не вдалось.
В современной исторической литературы высказываются новые взгляды по вопросам
феодальной раздробленасці. Да, М.Ермаловіч считать, что разобщенность беларуских, в
конфиденциальности полоцких, зямель в XIII ст. не надо преувеличивать, что феодальная
раздробленасць, которая была итогам феодального способа производства, появилась на то
время не только закономерным, но и прогрессивным этапам исторического развития.
Справа в том, что в недрах самой феа-дальнай раздробленасці вызревали условия для
укрепления беларуских зямель. Создавались лучшие возможности для освоения зямель и
природных ресурсов, роста городов, развития земледелия и ремесел. А это содействовало
товарного производства, вело к экономичному и политическому сближению раздельных
зямель. В качества примера Ермаловіч приводить Полоцкую землю. "Именно в Полоцкой
земли, - утверждает он, - раньше начался процесс феа-дальнай раздробленасці, он раньше
и окончился" (Ермаловіч М.И. По следам одного мифа. Мн., 1991. С. 11).
Тенденция к сближению из другими беларускими землями наблюдалась также в Турово-
Пинском княжестве. 1 хотя на территории Турово-Пинской земли после ее выхождения
из-под влияния Киева (1158) возникла шеренга отдельных участий, князья их действовали
сплоченная. В начала XIII ст. Турово-Пинская земля все более и более связывает своя
судьба из Новагародскай землей в борьбе против общего врага - галичско-волынских
князей. О этом свидетельствовать то, что в 1228 г. новагародцы участвовали на баке
Ростислава Пинского в его борьбе из Данилой Галичским.
О росте сплоченности, а не раздробленасці беларуских зямель свидетельствовать, на
мысль М.Ермаловіча, возвышение Новагародскай земли, на участь которой "выпала
историческая роль стать во второй половине XIII ст. ядром объединения беларуских и
балтско-литовских зямель в единственную дзяр-жаву".
К середине XIII ст. Новагародская земля достигла высокого экономичного и культурного
развития. Этому содействовала шеренга причин. Тут было хорошо развита земледелие.
Тут выплавлялось железо и была настроена производство разнообразных изделий из
его, обрабатывались цветные и ценные металлы. Существовали гончарное, кастарэзнае и
другие ремесла. По насыщенности железными находками Новагародак был одним из
самых богатых в этих отношениях городов (Гуревпч Ф.Д. Древннй Новогрудок. Л., 1981.
С. 138 - 139 ). Новагародак имел широкие внешние связи. Он вел оживленную торговлю
из южнорусскими городами, Прибалтикой и Полылчай, Византией и Блізкім'усходам. На
Новагародскай земли было много городов: Слоним, Волковыск, Гродно, Зельва, Свислочь
и др. Эти города являлись центрами отдельных участий. Однако все они объединялись
кругом Новагародка. Летописи, отмечает М.Ермаловіч, не зарегистрировали ни одного
случая междоусобной борьбы князей Новагародскай земли. Да что нет оснований
говорить о феодальной раздробленасці на этой земле.
Одновременно тут в условиях пересечения этническо разнообразного населения
формировалась новая оригинальная культура. Археолог Ф.Д.Гурэвіч пишет, что в ей
дивно переплетались местные, южные и западные черты, но доминировала
восточнославянская куль-тура. Возможно, что именно в этих условиях были заложенный
охаживай-шаасновы белар.ускай народности. Еще более смелые выводы делает
М.Ермаловіч. Он пишет, что в середине XIII ст. центр политической жизни Беларуси
перешел из Полоцко в Новагародак, какой "пруд ася-родкам зарождения новой
государственности". Эти выводы являются дискуссионными. 3 ими нельзя помириться
целиком. Но наличие разных точек зрения по таким актуальным вопросам содействует па-
глыбленаму изучению нашего былого.
§ 3. Борьба против крестоносцев и татаро-монголов
Северо-западными соседями Полоцкой земли из давнишних времен были
многочисленные прибалтийские племена - ятвяги, литовцы, аукштайты, земгалы, ливы и
др. Славяне столкнулись из ими еще в VI - VII вв. н. э. Во время славянской колонизации
балты отступили на полночь и запад, часть их была ассимилирована.
Развитие феодальных отношений в балтов началось чуть позже за славян. Между
населением северо-западных зямель Руси и мяжуючымі балтскими племенами
существовали давние политические, экономичные, культурные и этнические связи. 3
русских областей в Прибалтику попадали традиционные предметы экспорта: шуба, воск,
шиферные прасліцы, изделия со стекла, металлические украшения (бронзовые грыўны,
браслеты).
На территории латгалов, в нижнем цячэнні Западной Двины, в XII -XIII вв. существовали
два небольшие княжества - Кукенойс и Герцыке, за-лежныя от Полоцко. Тут возникли
города со смешанным населением,
резиденции местных князей и их дружин, православные церкви. Кукенойс размещался на
правом берегу Западной Двины в истоках ее притока Персе (раньше Кокна). Кукенойс
упоминается в "Хронике Ливонии" в 1205 г., когда там княжил Вячка. В Герцыке, втором
важном укрепленном пункте, на начале ХШ ст. княжил Всеволод (Шты.хов Г.В. Города
Полоцкой землн (XI - XIII вв.). Мн., 1978. С. 59 - 63 ).
3 давнишних времен Русь поддерживала политические и торговые связи из многими
странами Европы, в том числе и из Германией. Правители Руси и Германии обменивались
посольствами; русские купцы торговали в немецких городах, немецкие часто бывали в
Новгороде, Киеве, Сма-ленску, Луцку, Полоцка.
В начала XIII ст. эти мирные отношения трусились. Летописцы в разных городах
засвидетельствовали тревожные сведения: немецкие рыцари высадились в истоках
Западной Двины и основали тут крепость Ригу (1201), которая стала опорой немецкой
агрессии в землю балтов. Неўзаба-ве датчане напали на эстонское прибрежье, разрушили
древнюю крепость Калывань (Таллинн) и основали свою - Ревель (1209).
Каким образом немецкие рыцари очутились в Прибалтике, около русских границ?
3 конца XI ст. бусы, графы, князья Франции, Англии, Германии и других европейских
стран стремились сохранить богатое прибрежье Средиземного моря, неаднойчы
отправлялись в кровавые походы против Егіпта, Сирии. Эти войны поддерживала
католическая церковь, которая выступила организаторам крестовых походов. Она
объявила их целью освобождение от мусульман Палестины и "гроба гасподня". В армиях
крестоносцев создавались отдельные манашаска-рыцарские организации: их называли
духовно-рыцарскими орденами. Вступая в ор-дэн, рыцарь оставался воінам, но давал обет
монашества: не мог иметь семьи. 3 этого времени он смиренно слушал голову ордена -
гроссмейстера, большого магистра ли.
Первым был созданный в 1119 г. орден тамплиеров (храмовников), вторым - орден
шпітальераў-янітаў (свое название получил от госпиталя Святого Яна, который помогал
больным пилигримам - странникам). В концы XII ст. создался третий орден - Тевтонский,
который позже переселился из Палестины в Пруссию. В 1202 г. рижский епископ Альберт
Буксгаўдэн, желающий обернуть в христианства населения Прибалтики, основал
рыцарский орден мечаносцаў. Новые рыцари носили белый плащ из красным крестам,
вместо которого позже стали нашивать звезду. В 1237 г. оба эти ордены объединились по
замо-ганню падший римского Грыгорыя IX и создали Прусский (Ливонский) ор-дэн.
Потерпевший тяжелое паражэнне в войне из арабами, немецкие князья в концы XII ст.
решили перенести войну в Прибалтику и Русь, завоевание каких им обещала новые земли
и прибыли.
Получая большую помощь людзыяі, оружием и деньгами из стороны немецких феодалов
и северогерманских городов, рыцари-крестоносцы расширяли занятые территории,
воздвигая могучие замки.
Закрепление крестоносцев около истоков Двины поставила под их ребро-роль важный для
Полоцкой земли торговый путь, закрывал выход в Б'алтыйскае море. Рыцари стремились
держать в своих руках да-сама права собирать дань из ливов. Летом 1203 г. армии
полоцкого князя Владимира обложили крепости Ікскюль и Гольм. В том же хватит
герцыкскі князь Всеволод обложил Ригу. Князь Кукенойса Вячка несколько раз получал
победу над крестоносцами; после одной из их он постлал полоцкому князю Владимиру
богатые подарки: "лучших
тевтонских коней, панцири, баллисты".
Однако крестоносцы, умела умиротворяя богатыми подарками по-лацкага князя, смогли
его нейтрализовать. В решительный час вассальные князья полоцкого князя - Кукенойса и
Герцыке - не получили поддержки, в 1207 - 1214 гг. их земли были приобщенный к
обладаниям Ливонского ордена. В 1209 г. на места сожженного Кукенойса был за-снаваны
немецкий каменный замок Кокэнхаўзэн.
Впрочем, крестоносцы добились того, что избавили полоцкого князя и право собирания
дани из ливов. Полоцкий князь со своей стороны запретил немецким купцам въезжать в
границы княжества. Не обращая внимания на неудачи, Полоцкое княжество было еще
достаточно сильным, и немецкие рыцари не отвешивались шагать на его территорию. По
соглашению между орденом и полоцким князем в 1210 г. последний отказывался от
Нижнего Подвинья, однако добился права свободного проезда полоцким купцам по
Западной Двине. В 1216 г. полоцкий князь Владимир начал готовить совместный поход из
эстами и ливами против крестоносцев, однако
внезапно умер.
В это время по приказу католической церкви под черный из белым крестам
флаг собрались рыцари из разных частей Германии. Крестовый поход по-чаўся успешно.
В Прибалтике не было больших армий, могучих крэпасцей, и жители ее были
вооруженный хуже за закованных в заплаты рыцарей. Покорив Эстонию и значительную
часть Латвии, рыцари стали угрожать Руси. Когда бы объединились дружины всех
русских князей, то собралась бы более чем 100 тыс. воінаў. Такая армия наверняка
отбросила бы рыцарей. Но, як писал летописец, в разные стороны смотрели боевые
хоругви русских князей. Почти беспрерывно воевали меж собой князья волынские и
черниговские, суздальские и смоленские, полоцкие и минские; не утихали заядлые ссоры
князей из боярами Большого Новгорода и Пскова.
Военная экспансия немцев против Полоцкого княжества и Наўгарод-скай земли привела
Полацк и Новгород к политическому союзу, который был закрепленный бракам
Александра Невского из дочкой полоцкого князя Брячислава. В битве на Неве с
шведскими армиями в 1240 г. новгородцам помогали полочане. В этой битве определился
полоцкий воін Якуб. Уничтожение Александрам Невским немецких рыцарей на льде
Чудского озера в 1242 г. остановила крыжацкую агрессию на полу-
ночным западе.
3 востока на русские земли обрушились татаро-монгольские полчища. В 1223 г. на
р.Калцы сошлись на первую битву татаро-монголы и
русские. Паражэнне, которое потерпели в этой битве объединенные силы русских
княжеств и половцев, послужила предпосылкой к Батыевому нашествию. В трагичной
битве на Калцы принимали участие и беларуские хоругви. Перечисляя павших князей,
летописи называют средь их и несвижского князя Юрия.
За пять годов (1236 - 1240) татаро-монголы из мячом и огнем прошли все русские земли,
уничтожили Киев, галичские и волынские города, ошеломили Западную Европу
опустошением Венгрии, Малапольшчы и Силезии. В 1237 г. горели Рязань, Суздаль,
Владимир. Татаро-монголы трогали к Большому Новгороду, но добраться туда не смогли.
В 1240 г. татаро-монголы разрушили Владимир-на-Клязьме, Маск-ву. Уничтожили и
полонили сотни тысяч людей. Ценой огромных потерь русский народ обескровил силы
татаро-монголов и избавил их возможности завоевывать страны и народы Западной
Европы. Однако Русй, политическо раздробленная, терзалась междоусобицами и не
смогла объединить свои силы, чтобы дать отпор захватчикам, а потому попала под власть
сильных татаро-монгольских ханов.
Беларуские земли остались в баке от основного направления движения татаро-монголов.
Правда, "Хроника Быхаўца" упоминает про разбурэн-не армиями Батыя Бреста в 1240 г.,
сообщает, что некоторые города Южной Беларуси были обложенный данью. Имеются
сведения о битвах из татаро-монголами в низине р.Припять, под Мозырем. Татаро-
монгольские нашествия на заходнерускія земли происходили в 1258, 1275, 1277,
1287,1315,1325,1338 гг.
§ 4. Культура. Введение христианства на беларуских землях
Духовная и культурная жизнь наших предков тесно связана со стародавними верованиями
и культами. Сведения, сосредоточенные этнографами, историками, фольклористами и
другими исследователями культуры Беларуси, позволяют под слоем поздних
христианских воображений отыскать останки языческого мировоззрения и магическо-
обрядовой практики. Язычество (от церковнославянского "языцы" - народы, чужеземцы) -
принятый в богословии и условно в исторической литературы термин, который
обозначает стародавние верования и культы, что существовали к расширению т. зв.
"высших" религий - христианство, ислама и др. Язычество - чрезвычайно многогранная и
разветвленная религия. Она включает в себя разные воображения, идеологические
наслоения разных исторических эпох. Для далекого нашего предка молния означала гнев
Перуна, взбухали котики на иве - богиня весны взялась за дело. Камни под сахой посеял
черт, в доме хозяйничал домовой. Вокруг человека действовали силы, из которыми можно
было жить в согласии, но которых надо было слушаться, сохранять табу, чтобы не
нарушать согласие из навакйльным мирам.
3 принятием христианства умственное, духовное, религиозное состояние общества
изведал существенные смены. Христианство было вражеским язычеству, как вообще
вражеские религиозные системы, когда одни баги и
праздники не могут уступить место другим.
В различие от Римской империи, христианство на Древнюю Русь пришло в готовом виде,
из отшлифованными за девять ста-летий своего существования формулами, со Старым и
Новым Заветами, из литературой отцов церкви, культами Христа и Богородицы, со ста-
раславянскай языком, принесенной первыми миссионерами из Византии. При всей
сложности становления раннего христианства в Римской империи оно все же такой
развивалась в направления от нізоў к верхам, правительства, элиты. В славянском
обществе христианства настраивалась сверху - от элиты к народу, и эта
противоположность религиозных спадзя-
ванняў стала существенной.
Христианство Восточной Римской империи (как и Западной) к свай-го утверждения в
роли государственной религии вело длительную борьбу из язычеством, победило его и
закрепила свою нелегкую победу тем, что занесла всех языческих богов в "дьявольские
списки". "Языческое" для христианства было синонимам "варварского".
Христианство на Киевскую Русь пришло из Византии. Первая церковь была построена в
Киеве, очевидно, еще в IX ст. Современница Византийского императора Канстанціяа
Барвянароднага - русская княгиня Ольга - приняла христианство. А ее внук Владимир
Святославич в 988 - 989 гг. начал крещение Руси. Немедля миссионеры, объединенные из
воинскими отделами, повели хрыстовыя походы на язычество по всех древним землям.
Следом за Киевом принудительно подпадала под обряд крещения населения двух других
важных центров - Полоцко и Новгорода. А через какой-то термин - вовсе нет малый -
"вера греческая" стала "верой русской", своей, словно прирожденной, исконной. Но что
означает - "стала"? Действительно не сама собой, нв волшебствам, не чудесам, а
посредством бича и пряника.'Такой слом сознательности, который требует адмаў-лення от