ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2019
Просмотров: 7572
Скачиваний: 2
4161 г. Крест исполнял роль ковчега для сохранения христианских реликвий. Его основой
являлось кипарисовое дерево. Сверху и снизу дерево закрывали золотые пластины (всего
21), отделанные ценными камнями, орнаментальными композициями и иконками, какие
были выка-наны в технике перагародкавай эмали. По мастерству выполнения
произведение Лазаря Богшы не уступал лучшим византийским узорам, произведенным в
этой наитончайшей технике. Шестиконечный крест имел высоту около 52 см, пасярэдзіяе
в 5 квадратных подписанных гнездах находились реликвии. Его стороны были
обложенный серебряными из позолотою пластинами, исполняемыми в технике тиснения.
Крест был обведенный шнурком перлаў.
Крест Ефросиньи Полоцкой является не только отличным произведением декоративно-
прыкладнога искусство, но и ценным памятникам ста-ражытнабеларускага письменность.
Сделанные на кресты надписи условно разделяют на две части. В первой части
сообщается о годе создания святыни, цене материалов и работы, во второй же записанное
проклятие потому, кто снесет крест со Спасской церкви, которой даровала его Ефросинья.
Непростая судьба постигла крест Ефросиньи Полоцкой, много раз изменял он владельцев
и местонахождение. Уже на границе XII -XIII вв. его вывезли из Полоцко смоленские
князья, в XVI ст. крест ненадолго попал в руки московских князей, а затем сохранялся в
Софийском соборе, который принадлежал униатам. После упразднения унии он был
возвращенный в Спасо-Евфросиниевскую церковь. 3 1929 г. крест находился в
Могилевском краеведческом музее. В годы Большой Ай-деятельной войны крест исчез, и
его местонахождение неизвестно. В 90-я годы брестским мастерам М.Кузьмичом была
сделана точная копия этого креста.
Таким образом, богатая, яркая и многогранная культура Беларуси в IX - XIII вв. стояла в
шеренги передовых культур своего времени, была частью восточнославянской культуры.
Она заняла главенствующее Место в Большом княжестве Литовским.
ВЫВОДЫ
1. Этническая история Беларуси берет начало из эпохи старажытнака-меннага века, из
времени. заселения ее территории человекам (40 тыс. гг. назад). Это начало'
доиндоевропейского периода этнической истории Беларуси. Определить этническую
принадлежность населения, его культуру, язык в это время невозможно.
2. Этнический состав населения полностью изменился в эпоху раннего металла. В III - II
тысячелетия к н.э. на территории Беларуси расселились индоевропейские племена.
Змяшэнне этих плямѐн с древним неолитическим населением привело к возникновению
нового этносу - балтов. Начался новый, индоевропейский период этнической истории
Беларуси, его балтский этап.
3. Следующий, славянский этап в этнической истории Беларуси начался в раннем
средневековье. Его характерная черта - широкое расселение
славян, ассимиляция местного даславянскага (балтского) население и формирование
первоначальных восточнославянских этнических суполь-насцей - дрыгавічоў, радимичей,
крывічоў. Змяшэнне, сращивание этих и других славянских супольнасцей привело к
возникновению но-вай, агульнаўсходнеславянскай древнего этнического сообщества из
общей территорией, которая получила название "Русь".
4. 3 самого начала своего формирования и существования этническая терри-тория "Русь"
делилась на регионы, которые не совпадали из прежними этническими территориями
первоначальных восточнославянских этнических супольнасцей. Территория современной
Беларуси согласно местным асаблівасцей языки и культуры входила в две диалектно-
этнографические зоны - по-припятскую и падзвінска-днепровскую. В итога интенсивных
этнических уза-емадзеянняў между этими зонами, из одной стороны, и узае&іадзеянняў из
отдельными группами неўсходнеславянскага население, из второго, на широкой
территории, размещенной между Припятью на юга и Западной Двиной на полночи,
Неманом на западе и Днепром на усходе, сформировалась новая этническая территория,
которая атрьмала название "Белая Русь".
5. Формирование феодальных отношений привело к возникновению в IX ст. в восточных
славян первой в их истории Древнерусского государства из центром в Киеве. Западные ее
земли складывали территорию современной Беларуси. Киевская Русь была
раннефеодальной монархией. Для беларуских зямель это был период дальнейшего
развития производительных сил, укрепления раннефеодальных княжеств, в особенности
Полоцкого, по-шырэння торговли, развития культуры, возникновения городов.
6. Некоторые беларуские историки отказывают существование прочного Древнерусского
государства. Утверждается, что в этой дзяр-жаве не было единство восточных славян,
общего письменного языка, культуры, общих достижений в хозяйственной деятельности,
градостроительстве, духовной жизни. При этом они ссылаются на независимость
Полоцкого княжества от Киева. Киевская Русь - вымысел историков.
3 этим нельзя помириться.
Во-первых, любое феодальное княжество, в том числе и Полоцкое, являлась
своеобразным государством, ведь имела все атрибуты власти - законодательной,
исполнительной и судебной. Только на беларуской земле кня-стваў можно начислить
более десяти, и каждое из их в некотором смысле было независимым. Міжкняжацкая
борьба являлась общей закономерностью развития государств Европы раннего
средневековья. Однако, несмотря на это, все княжества Киевской Руси, как внутри ее, да и
ее соседями, воспринимались как единственная Русь. Население этой Руси в соседних
странах называли русами, русинами, русичами, а сами русины назывались людьми
русской веры или местными названиями-этнонимами - "киевлянин", "полочанин",
"туравец", "пінянін", "новгородец" и т.д. Значить, восточнославянское единство,
единственное государство существовали.
Во-вторых, после введения христианства в Х ст. в Киевской Руси функцыяніравала
единственная православная вера, которая и сегодня частью беларусов называется як
"русская".
В-третьих, практично единственными были общий тип города, его планировка, внешний и
внутренний вид, образ жизни. Единственной для всех княжеств была и древнерусский
письменный язык. Достаточно по-раўнаць письменные памятники Киева, Полоцко,
Турова, Новгорода времен Ефросиньи Полоцкой, чтобы увериться , что не существовало
языки крывічоў и дрыгавічоў, полочан и тураўцаў, а Ііанавала единственный
древнерусский язык. А разве три храмы Софии в Киеве, Полоцка и Новгороде не
свидетельствуют про это обстоятельство? Пересчет агульнасцей можно продолжить.
7. Дальнейшее укрепление системы феодальных отношений, возникновение могучих
местных феодальных центров, сепаратизм местных феа-далаў привели к упадку Киевской
Руси. В начала XII ст. она распа-лося на множество отдельных княжеств и феодальных
рэспублік.
8. Отрицательно повлияла на дальнейшую историю Беларуси немецкая агрессия.
Полоцкое княжество было отрублена от Балтийского моря. Весь-ным факторам в
организации отпора немецким рыцарям было умаца^ ванне сувязей Полоцкой земли из
балтско-литовскими, а также и из соседними русскими землями, и в первую очередь из
Новгородской и Псковской. Это было важным условием победы над немецкими
агрессорами на Чудском озере в 1242 г., что в дальнейшем поспособствовала защите
беларуских зя-мель от крестоносцев. Нельзя отказывать угрозы татарского нашествия на
беларуские земли. Но нельзя ее и преувеличивать. Беларусь, за выключэн-нем ее крайних
южных обителей, не знала татаро-монгольского нашествия.
9. Большая значимость в судьбе Древней Руси, в том числе и ее западных зямель, имело
принятие в Х ст. христианство. Оно способствовало укреплению более развитых
общественных отношений, чем першабытнааб-шчынныя, помогала преодолеть пережитки
племенной обособленности, содействовала подъема культуры, письменности, умаца-
ванню международных сувязей.
10. При всей общности культуры Киевской Руси (язык, вера и др.) на территории
современной Беларуси она имела свою специфику, свои отличительные особенности.
Наиболее ярко они выявились в культуры Полоцкой земли, где уже в начала XII ст.
сложились самобытные школы зодчества, живописи, пластики, декоративно-прыкладнога
искусство, которые не имеют аналогов в других землях Древней Руси.
11. Древние беларуские земли имели тесные экономичные и куль-турныя связи из Южной
Русью, Византией, Арабским Востоком, Прибалтикой, Скандинавией, а также из Западом.
Оригинальное сочетание местных, византийских и романских форм является одной из
характерных асаблівасцей культуры древних беларуских зя-мель. Однако усвоение
мировых художественных стилей не было механическим процессам. Местные мастера
творческо переосмысливали лучшие достижения мирового искусства, создавали
благоприятные условия для развития самобытных черт, которые позже, в период
формирования беларуской народности, выявились в особенности выразительно. Богатая,
яркая и многогранная культура Беларуси в IX - XIII вв. стояла в шеренги передовых
культур своего времени.
Литература
Белоруссня в эпоху феодалнзма: Сб. док. н матерналов: В 4 т. Мн., 1959. Т. 1.
Памятннкн русского право. М., 1952. Вьш. 1,2.
Повестн Древней Русн. Л., 1983.
Полное собранне русскнх летопнсей. М., 1962. Т. 2.
Алексеев В.П" Першчц А.Н. Нсторня первобытного обіцества. М., 1990.
Алексеев Л.В. Полоцкая земля в IX ^ XIII вв.: Очеркн нсторнн Северной Белорусснн. М.,
1996.
Орлов У.А. Евфросиния Полоцкая. Мн., 1992.
Артеменко Н.Н. Племена Верхнего н Среднего Поднепровья в эпоху бронзы. М., 1967.
Археология и нумизматика Беларуси: Энцыклаледыя. М., 1993.
Гамкрелцдзе Т.В" Нванов В.В. Древняя Передняя Азня н нндоевропейская проблема //
Вестннк древней нсторнн. 1980. № 3.
История беларуского искусства: От древних времен к второй половине XVI ст. Мн., 1987.
Т.1.
История беларуской дакастрьічніцкай литературы. Мн., 1968, Т. 1.
Псторыя Беларуской ССР. Мн" 1972. Т. 1.
Греков &Д. Кневская Русь. М., 1953.
Гріінблат М.Я. Белорусы: Очеркн пронсхождення н этннческой нсторнн. Мн., 1968.
Гурееііч ФД. Древнне города Белорусского Понемонья. Мн., 1982.
Дучыц Л.В. Археологические памятники в названиях, верованиях и предоставлениях
беларусов. Мн., 1993.
Ермалоеіч М.И. Древняя Беларусь: Полоцкий и Новагародскі периоды. Мн., 1990.
Загорульскіій Э.М. Древннй Мннск. Мн., 1963.
Загорульскнй Э.М. Древняя нсторня Белорусснн: Очеркн этннческой нсторнн матерн-
альной культуры (до IX в.). Мн., 1977.
Зееруго Я.Г. Верхнее Понемонье в IX - Х вв. Мн., 1989.
Нсторня Белорусской ССР. Мн., 1977.
Нсторня БССР: Учеб. пособ. для студ. вузов республнкн. Мн., 1981. Ч. 1.
Калечнц Е.Г. Первоначальное заселенне террнторнн Белорусснн. Мн., 1984.
Карскнй Е.Ф. Белорусы. Внльно, 1904. Т. 1.
Кацер М.С. К вопросу о развнтнн белорусского нскусства пернода феодалнзма. Мн., 1957.
Кнев н западные землн Русн в IX - XIII вв. Мн., 1982.
Ксензов В.П. Палеолнт н мезолнт Белорусского Поднепровья. Мн., 1988.
Лис А.С. Валачобныя песни. Мн., 1989.
Лысенко П.Ф. Города Туровской землн. Мн., 1974.
Лысенко П.Ф. Открытне Берестья. Мн., 1989.
Міітрофанов А.Г. Железный век средней Белорусснн (VII - VI вв. до н. э - VIII в. н. э.).
Мн" 1978.
Народно-прнкладное нскусство Белорусснн: Вот первобытного обіцества до 1917 г. Мн.,
1972.
Очерки истории Веларусі: В 2 ч. Мн., 1994. Ч. 1.
Оргііш В.П. Древняя Русь: Образованне Кневского государства н введенне хрнстнанства.
Мн., 1988.
Поболь Л.Д. Славянскне древностн Белорусснн. Мн., 1971.
Пцлч.пенко М.Ф. Возннкновенне Белорусснн: Новая концепцня. Мн., 1991.
Поліікарповііч К.М. Палеолнт Верхнего Поднепровья. Мн., 1968.
Рыбаков Б.А. Кневская Русь н русскне княжества XII - XIII вв. М., 1982.
Сапунов А. Полоцкнй Софнйскнй собор. Внтебск, 1888.
Седое В.В. Восточные славяне в VI - XIII вв. М., 1982.
Тарасов К. Память про легенды: Фигуры беларуского былого. Мн., 1990.
Третьякое П.Н. Фннно-угры, балты н славяне на Днепре н Волге. М.; Л., 1966.
Чантуріія Б.А. Архнтектурные памятннкн Белорусснн. Мн., 1982.
Чаропка В. Имя в летописи. Мн., 1994.
Чернявский М.М. Неолит Беларуского Панямоння. Мн., 1979.
Чернявский М.М. Бронзовый век на территории Беларуси. Мн., 1981.
Шадыро В.Н. Ранннй железный век северной Белорусснн. Мн., 1985.
Шгуіыхов Г.В. Города Полоцкой землн (IX - XIII вв.). Мн., 1978.
ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЙ И РОЛЬ БЕЛАРУСКИХ ЗЯМЕЛЬ В ЕГО
ПОЛИТИЧЕСКОМ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧНОМ И КУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ
(вторая половина XIII - первая половина XVI ст.)
ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАНИЕ БОЛЬШОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО:
РАЗНЫЕ ПОДХОДЫ И КОНЦЕПЦИИ
§ 1. Предпосылки и процесс образования Большого княжества Литовского: разные
теоретические подходы
Рассмотрение истории Большого княжества Литовского (ВКЛ) закономерно начать из
проблемы его возникновения. В истории исследования этого сложного вопроса можно
выделить три разные подходы. . Первый подход предоставленный в традиционной
историографии, в старой учебной и ученой литературы. Суть его в том, что
образование Большого княжества Литовского подавалась исключительно як возник
захвата литовцами заходнерускіх зямель и их насильственного присоединения к
Литовскому государству. Фактор внешней литовской агрессии в этом про-цэсе
абсолютизировался. Литва выступала в качества вражеского государства, какая силой
оружия захватила русские земли.
Роль объединительного центра русских княжеств традиционная историография
закрепляла за Московским княжеством, которое находилась в составе Владимирского. Тут
была "настоящая" Русь, которая, попрочнев, вступить в борьбу из вражеской Літвойза
старо-жытную наследство.
Присоединение мелких княжеств к московским обладаниям всегда считалась явлением
исключительно прогрессивным, своеобразным проявлением исторической
закономерности, перевесы централизации над феодальной раздробленасцю. Рост
территории Большого княжества Литовского звы-чайно исследователей печалил, потому
что тем самым отдалялась здзяй-сненне Москвой ее исторической миссии. Московские
князья подавались "собирателями", а литовские - иноземцами-захватчиками,
опустошителями Русской земли.
Этот подход отображал ученый взгляд, состояние исторических источников и знал и был
общепринятым. Потому много кто и сегодня удивиться, когда поразузнает, что для
православных жителей Большого княжества Литовского русскими были прежде всего они
сами и вся Русь, согласно их мнениям, объединялась именно в Литовско-Русском
государстве. О этом свидетельствуют многочисленные памятники и летописи. На-пример,
в "Летописи Рачынскага" указана, что в 1512 г. "князь велікіе московскіе Васілій, забывші
переміря и прісягі свое, до паньства Русского войско свое высылал и вреда
непрыятельскім обычаем чыніл" (речь шла про поход князя Васілія в Большое княжество
Литовской, на Смоленск). Жителей северо-востока, объединенных кругом Москвы,
представители русских зямель Большого княжества Литовского называли няйнакш как
псковичами, маскавітамі, цверычамі, но не русскими. Это, правда, не препятствовала им
помнить о бывшем единстве Руси.
Такое положение объясняться тем, что в период своего расцвета Большое княжество
Литовской простиралась от Балтии к Черному морю и от границ Польши и Венгрии к
Подмосковью. Явными были и реальные соотношения в нем литовского и славянского
элементов. Собственно Литва занимала в нем всего 1/12 страны, 3/4 население складывало
та часть древнерусской народности, которая уже во ВКЛ постепенно трансфар-мавалася в
беларускую, русскую и украинскую народности. Литовцы являлись в этом государстве
национальным меньшинством.