ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2019
Просмотров: 7575
Скачиваний: 2
веры отцов и дедов, разора старых духовных каштоў-насцей, само сам происходить не
может. Замена бывших мифов новыми сопровождалась уничтожением защитников
бывшей веры, готовых отстаивать свои убеждения. Это уничтожение приняло форму
государственной политики, было одной из полицейских функций велікакняжацкай власти.
Забараня-лося старуха и вводилась новая обрядность; подлежали забвению имена
стариков божастваў, места языческих мольб разрушались.
Чем да сильно полонило христианство пламенную языческую душу князя Владимира,
понять не просто. Но, приняв христианство, Владимир стал крестить киевский народ и
первейше уничтожил языческих богов - Даждьбога, Стрибога, Сімаргла, Макошу, Перуна.
По его приказу Перуна привязали к лошадиному хвосту, потянули к Днепру, и слуги князя
по дороге билли его бичами. Потом верховного ббга сбросили в реку. Люди, которые
верили в свайто бога, плакали, бежали за им. Вопреки ожиданиям волшебников, гром не
брякнул, молнии в
Киев не ударили. Князь Владимир остался живой и был здоровый многие годы. Однако,
чтобы народ молчал, князь перед крещением объявил: кто не придет к Днепру - враг ему,
Владимиру. Спорить из князем посмели немногие. Те же, кто не посмел, пришли утром к
днепровскому берегу и по знаку прыбыўшага вместе из Владимиром митрополита и под
угрозой бичей княжеской дружины вошли в воду по шею. Вышли из воды, получили
крестик - и стали христианами.
В Киеве крестить народ было не очень сложна. Киев издавна находился в тесных
отношениях из Константинополем, и христианство из его храмами и церемониями для
многих киевлян чудесам не представлялась.
После уничтожения Перуна в Киеве принадлежало победить язычество в других землях.
По водному пути отправились из Киева из миссией христианизации греческие и
болгарские священники, а из ими дядя князя Владимира - Добрыня из армией. Маріпрут
их пролегал через Полоцкое княжество к Новгороду, и первым на их пути был Туров, где
миссионерам оказали упрямое сопротивление. Про кровавое крещение тураўцаў
свидетельствовать легенда о красных камнях, которые вроде бы приплыли по реке в
город, в чем бесспорно слышится помять про резню, которую обрушил на местных
язычников Добрыня. Позже, як сообщает леталіс, люди говорили, что Пуцята крестил
огнем, а Добрыня - мячом. '
О том, как распространялось христианство в Полоцкой земли, мы также маем некоторые
сведения. Приняв крещение, в той же грд Владимир вспомнил о своей страціўшай ласку
жене - Рогнеде. Он пристлал в Изяслав, где жила Рогнеда, своих пасланцоў, которые
сообщили ей такие слова князя: "Теперь, окрещенный, я должен иметь одну жонйу,
которую взял, христианку, а ты выбери себе мужа из моих баяр, кого пажа-даешь".
Рогнеда ответила, что она к этому времени княгиня 1 не хочет сделаться рабыней, но
хочет быть невестой Хрыстоса и принять ангельский образ под именем Анастасии. Для
манахші-княгини был построенный монастырь, в каком она калила несколько годов к
своей смерти в 1000 г.
Когда появились первые христиане в Полоцкой земли, сказать тяжело. Согласно
предоставлению, уже в IX ст. тут были христиане. Оно находить себе подтверждение в
историческом материале. Как конечно, земли Беларуси размещались на большом водном
пути "из варягов в греки", по которому не только шла торговля из Византией, но и
распространялись христианская вера и культура. Новая вера не пришла сюда как вера,
установленная огнем и мячом. Правда, была и борьба между священниками новой веры и
волшебниками, сторонниками язычества, но все же такой христианские взгляды
перенимались, как и вся культура, относительно мирным путям. Яны выжали из жизни
общества старые, языческие взгляды, часто сливаясь из ими. Да, святой пророк Ілья пруд
похожий к Перуна. Язычество в основном оставалась бытовой религией крестьянства из
его натуральным хозяйством, патриархальным образам жизни, полным зависимости от
сил природы.
Городская общая жизнь, напротив, склоняла к пониманию и успрыняцця положений
христианской религии, ее символики. Таким образом, создавалось то двухвер'е, которое
существовала на территории Беларуси
из давнишних времен и позволяла сла-вянскаму язычеству мирно употребляться из
восточным и западным христианством.
1 сегодня в памяти народа живут разные мифологические воображения о происхождении
живой и неживой при-роды (существование "того мира", праздников-ковка Дедов,
Радуницы), рассказываются истории про русалок, леших, чертей, ведьм. Существуют
разнообразные заговоры, проклятия, "предохранительные" действия от стихийных
невзгод, сацы-яльных катаклизмов. Продолжается традиция уважительных отношений к
огню, в фольклоре прославляются солнце, месяц, звезды, деревья, рэки и т.д. Сохраняются
некоторые обряды - ауканье весны, купол-ле, валачобніцтва, юр'еўскія и троицкие уставы.
Но уже все они потеряли свою магическую силу.
~~ Культура древних беларуских зямель изобилует общего из культурой других
восточнославянских народов. Этой общей выявляется в стили, композиции, способе
украшения орнаментам предметов прыкладнога искусство.
При всей общности культуры Древней Руси на территории современной Беларуси она
имела специфику. Наиболее ярко это выявилось в материальной и духовной культуры
Полоцкой земли. В IX - XIII вв. в Полоцка цвела высокая раннефеодальная куль-тура,
развивалась письменность, велось летописание, широко распространялись ремесла -
кузнечное, ювелирное, кожевенно-сапожник-кае, деревообрабатывающее, кастарэзнае,
гончарное. Полацк влиял на хозяйственное и культурное развитие соседних неславянских
народов.
Высшим узорам древнерусской культуры является манумен-тальная архитектура. В Х -
ХПІ вв. в архитектуры Европы доминировал романский стиль. Гражданские и культовые
романские построения определялись массивностью, суровой монументальностью и
крепостными чертами. В кладке обязательно употреблялся очесанный и природный
камень, подчас вместе из кирпичом. Черты романского стиля есть в многих памятниках
беларуского зодчества.
К концу Х ст. на Руси не было каменно-кирпичного строительства. 3 принятием
христианства берет начало возведение монументальных культовых построений. На
начальном этапе русские зодчие перенимали византийские архитектурные формы, потом
их переосмыслили в соответствия со своими художественными вкусами, традициями.
Строительству соборов на Руси придавалась государственная и политическая значимость.
В середине XI ст. в Полоцка, следом за Киевом и Новгородом, был построенный
старажытнейшы из известных на территории Беларуси каменный Софийский собор. Иен
изобиловал общего из новгородской Софией. Строительным материалам были плітачная
кирпич и мощеный камень. План храма отличается строгой симметрией. Внутреннее
пространство падзяля-лося 16 столбами на 5 уздоўжных нефаў1. Посредине строения
змяш-чаўся главный купол, кругом которого группировалась еще 4 меньших. Стены
внутри собора были расписанный фресками и украшенный мозаикой.
Скорый рост городов, ремесел и торговли, распространение христианства создали условия
для дальнейшего развития каменной архитектуры. В XII ст. в Витебска была построена
Благавеш-чанская церковь (остались руины). Ее черты (необычная вытяну-тасць плано, 6
колонн) напоминают западноевропейские базілікі2. Позже базилики были повторенный в
построениях Полоцко, Гродно, Сма-ленска. В XII - XIII вв. в Полоцка появились
несколько каменных соборов. Средь их - Спасский, был построенный в середине XII ст.
Неподалеку от Полоцко, в Бельчыцах, в XII ст. был основанный монастырь.
В нем было не меньше за 4 каменные соборы. Один из их имел двух-скатны крыша, на
грэбені которого была выставлена деревянная голова, что свидетельствовать про
использование в каменной архитектуры традиционного деревянного зодчества (Культура
Древней Русн. М., 1966. С. 137 - 199).
Значительным своеобразием отличаются монументальные постройки Гродно.'В
древнерусский период в городе было уже несколько кирпичных храмов и гражданских
построек. Най-более яркой чертой построений Гро-дна была живописность афарм-лення
фасадов вставками из около-ровых шлифованных валунов. В XII ст. были построенный
Борисоглебская (Коложская) церковь на окраине древнего Гродно, Крепостные башни,
Нижняя церковь на терри-тории Гродненской паперти, церковь в Волковыске, которые
создали яркую и самобытную гродненскую архитектурную школу. Сочетание красного
фона
цаглянан кладки из вмурованными разноцветными керамическими плитками и
полированными камнями придавала архитектурным ансамблям Гродно живописность и
непаўтор-насть.
На территории Беларуси конечно еще одна постройка -церковь в Турове, архитектурные
формы и строительная техника которой позволяют дотировать ее серединой или второй
половиной XII ст. Останки ее, выявленные при раскопках на Туровском городище, дают
падста-ву полагать, что это был шестистолбовый трохапсідны1 храм, который имел хоры.
Церковь была сооружена из плінфы способам раўнаслойнай кладки на растворы из
дамешкай цамянкі (мелко толченного кирпича).В XIII ст. условия для манумен-тальнага
строительство натэрыто-рыі Беларуси существенно изменились. В связи из драбленнем
Полоцкой земли на участия и политическим аслабленнем самого Полоцко тут прак-тычна
приостанавливается монументальное культовое строительство. Начинают преобладать
оборонческие постройки, что связана из узмац-неннем военной угрозы из стороны
крестоносцев и татар. В последней четверти XIII ст. в Каменце (около Бреста) была
возведена 30-метровая башня оборонческой значимости - Белая башня, которая
сохранилась к нашему времени. Круглая в плане, она имеет 5 ярусов из бойницами на
каждом из их. Есть сведения о том, что такие башни были в Гродно, Турове, Новагародку
и, возможно, в Полоцка.
В западных землях Руси высшего уровню достигла фресковая живопись, который получил
самостоятельное развитие, вобрав богатые на-еодныя традиции, лучшие достояния
византийских художественных школ. Иен был широко использованный в полоцких
Софийским и Спасским соборах, в храмах Бельчыцкага монастыря, витебской
Благавешчанскай и гро-дзенскай церквях. Его сюжеты - фигуры святых, иллюстрации к
евангельским и библейским сказанняў.
Культура древних беларуских зямель берет свое начало от ус-най народного творчества:
песен, былин, легенд, поговорок, казак, пла-
чаў-причитаний, загадок. Отдельное место в устного творчества подобает былинам. Их
исторические сюжеты часто идут от реальных событий. Про-образам былинного героя
Ольги Святославича стал полоцкий князь Всеслав.
В былинах про Всеслава народ дал толкование событиям 1068 г., связанным из
восстанием киевских нізоў, которые освободили из неволи Всеслава и объявили его
большим князем Руси. Былинная оценка Всеслава пера-аукается из той, какую яму дает
автор "Слово про поход Ігаравы". Судьба гордой Рогнеды, дочки полоцкого князя
Рогволода, также пруд сю-жэтам для серого предоставлений, былин и г. д.
Новым этапам в древнерусской культуры стала из яўленне письменность. 3 принятием
христианства Русь познакомилась из культурными достижениями развитых стран Европы
и Востока. Книжное просвещение западных зямель Руси от самого начала имела
христианскую направленность. Кругом церкви и монастырей группировались тогда адука-
ваныя люди. Да было не только на Полаччыне, но и на Киевщине, в Западной Европе,
Византии.
Взрослые сношения из Византией обогащали древнерусскую куль-туру. 3 греческого
языка заимствовались некоторые слова (например, "тетрадь", "лампа"), русским людям
давались греческие имена - Анд-рэй, Александр, Георгий, Софія. На Руси переводились
греческие книги на русский язык. Были средь их сочинения про создание мира,
библейских героев, о римских полководцах, жыціі святых и г. д.
К середине XI ст. на Руси вместе из переводными книгами являются и оригинальные
произведения, в том числе и первые летописи. В то время в Западной Европе
исторические хроники, церковные и другие книги писались на незразу-располагавшей
народу языку. На Руси книги сразу стали писать на новом, разговорном языке. Имеются
сведения о том, что летописи складывались в Полоцка, Турове, Новагародку.
Религиозными и культурно-просветительскими центрами на Руси были манастьфы. В их
(при ли их) существовали школы, ігісаліся и пераігісваліся книги, группировались
образованные люди. В некоторых городах при соборах существовали большие
библиотеки. Летаігісы сообщают о такой библиотеке при полоцком Софийском соборе.
Конечно, что внучка полоцкого князя Всеслава, Ефросинья,
пералісвала книги. Узорами древних рукописных книг, найденных на территории
Беларуси, являются: известное Туровское евангелие (XI ст.); Реймское евангелие (XI ст.),
названное да по месту знахо-джання в муниципальной библиотеке г.Реймсо в Германии;
служебник Валаама Худынскага (конец XII - начало XIII ст.); Оршанское еван-гелле (XIII
ст.) и некоторые другие. Основная часть старых рукописных книг погибла при пожарах,
была разграблена в период междоусобных войн. Много памятников древней культуры, в
том числе книг, было уничтожена позже иезуитами.
3 представителей книжного просвещения древнего периода нашей истории надо отметить:
в Смоленске - Климента Смаляціча, в Ту-ревет - Кириллу Туровского, в Полоцка - княжну
Прадславу-Ефросинью.
Климент Смаляціч жил в первой половине XII ст. Як сообщает летопись, это был
книжник, рявкни которому не было на всей Руси. Жил он в монастыри, но более был
ученым, чем монахам. В его кельи рядом из книгами Святого Писания можно было найти
и книги отцов церкви (да называли богословов, которые сформулировали догматику,
правила богаслу-жэння, законы унутраяага жизни). 3 их он дознавался про античных
авторов: Гомера, Платона, Аристотеля. Согласно сведениям, которые дошли к нам,
Климент был очень трудолюбивым авторам: он написал много книг, произнесений
(проповедей), посланий, толкований. 3 всех этих матэ-рыялаў к нашему времени дошло
только одно послание, написанное
Климентам смоленскому священнику фаме. Это послание имеет большую всаштоўнасць,
потому что оно свидетельствовать про направление мыслей Кяімента и его
современников. Мы видим, что общество того времени интересовалась учено-
религиозными вопросами Святого Писания. Одни говорили, что понимать Библию надо
да, как она написана, г. зн. буквально, вторые не удовлетворялись таким толкованием и
втолковывали, что понять свяшчэнныя книги маг-чыма только посредством светской
науки. Сам Климент (из 1147 по 1154 г. являлся митрополитом киевским), как это видимо
по направлению его мысли, прьггрымліваўся последнего точке зрения.
Кирилл Туровский - второй представитель просвещения XII ст. - происходил из семьи
зажиточных горожан. Учили его греки. По-
тем он стал монахам-отшельникам. Когда освободилась епископская кафедра в Турове,
его выбрали епископам. Православная церковь приобщила Кирилла Туровского к числу
святых. Это был не столько кабинетный ученый, сколько отличный церковный оратор.
Имя его суст-ракаем в общих курсах русской литературы древнего перыя-ду. Речи
Кириллы представляют собой узоры церковного красаэйоўства того времени. Его
произнесения и нравоучения созданный на основах византийской риторики.
Современники дали яму название Златавуста (длинновато к Кириллу жил отличный
церковный оратор, один из отцов восточной (праваслаў-най) церкви Иоан (около 350 -
407), которого за красноречие назвали
Златавустам).
Прадслава-Ефросинья, княжна полоцкая, также жила в XII ст.
Она была внучкой полоцкого князя-чародея Всеслава. Как рассказывают предоставления,
она своей красотой и умам стояла повыше за всех своих современниц. Женихи просили
руки княжны, но она отказывалась идти за'муж. Отцы .хотели отдать ее замуж неволей.
Поразузнав про это, она исподтишка оставила родную семью и убежала в женский
монастырь, во главе которого стояла ее тетка. Отцы просили ее ворочаться домой.
Прадслава же осталась в монастыри и через не-которое время приняла постриг. Еще в
доме отцов Прадслава любила во время отдыха читать книги, что в те времена было
редким явлением в обществе. Приняв монашество, она стала работать над ерапісваннем
книг. Кругом ее объединялись многочисленные последователи
просвещения и книжности. Монастырь, в котором жила и работала Прадслава-Ефросинья,
постепенно пруд крупным религиозным и культурным центрам, откуда книги
расходились по всех западным землям Руси. Во взрослом возрасте Прадслава совершило
паломничество в Палестину и Иерусалим. Там она и умерла в 1173 г. Мощи Ефросиньи
Полоцкой находятся теперь в Спасо-Евфросиниевском монастыре, построенным ею
(частично сохранился к нашим дням).
Широкое развитие на беларуских землях получила прыкладное ма-стацтва. Даже обычные
предметы из дерева, кости, глины, металла украшались резьбой, инкрустацией.
Своеобразная в этом смысле красота керамики XI - XIII вв. В ей мы не найдем яркости
красочных сочетаний эмали, переливал солнечного спектро стекла. Ее красота выявлялась
в строгости и сдержанности цветных звучаний, в шероховатости, аксамітнасці толсто
сделанной фактуры.
Немного другой характер имели предметы, предназначенные для феадаль-най
аристократии, зажиточных горожан. Яны часто украшались образами фантастичных
зверей и птиц, исполняемыми в особенной манеры - "зверином стиле". Любимыми
сюжетами древнерусского прыкладнога искусство были геральдические львы. Узорами
тонкой
резьбы по камню и кости являются шахматные фигурки, найденные в Гродно и
Волковыску.
Про высокое художественное мастерство тогдашних умельцов говорят предметы
христианского культа. Средь их выделяются наитончайшей художественной резьбой
каменные иконки из серого шифера, найденные во время раскопок на городища Минска в
1957 г. Один из этих иконок выявляет почитаемых в древности святых в полный рост из
фигурой Христа в верхней части. Что касается характеристики выявленных особ, способа
резьбы по камню, выражению лиц, так во всех выразительно про-яўляюцца особенности
народного искусства из его непосредственной перада-чай внешнего мира. Лица и облик
святых в многом напоминают зам беларуских крестьян. Ценность иконок обусловлена
тем, что в данном случае мы имеем своеобразное слияние мастерства создания абразоў,
заимствованного из Византии и южнославянских стран, из при-звычаенасцю и опытам
обработки дерева и камня, которая издревле существовала средь народа и происходила от
периода первобытного общества.
Для создания предметов домашнего быта, оружия, инструментов работы и украшений
использовались разные металлы: железо, бронза, медь, серебро, золото. Техника их
обработки в XI - XIII вв. дасяг-нула высокого уровню. В беларуских городах были
распространенный почти все известные в Европе технические способы обработки
металлов:
плавка, литье, коўка, золочение проволоке, гравирование, украшение металлических
изделий эмалью, чернением.
Памятники прыкладнога искусство немногие. Но и то небольшое, что сохранилось к
нашему времени, свидетельствовать про высокий уровень этого вида искусства в наших
предков. Мы имеем в виду первейше крест Ефросиньи Полоцкой, созданный местным
мастерам Лазарем Богшам в