Файл: Сумма психоанализа. Антология. Том 11.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2019

Просмотров: 4323

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

46

не

 

преминул

 

отметить

каждая

 

из

 

этих

 

революций

 

отодвигала

 

познающего

 

субъекта

 

все

 

дальше

 

от

 

центра

 

Вселенной

7. 

Теперь

 

попробуем

 

дать

 

еще

 

одно

 

рабочее

 

определение

 

психоанализу

 

— 

оно

 

пригодится

 

нам

 

в

 

дальнейших

 

рассуждениях

Выглядит

 

оно

 

так

психоанализ

 — 

это

 

метод

 

интеграции

 

личности

 

человека

 

в

 

квазипространственном

 

и

 

временном

 

аспектах

Прежде

 

всего

что

 

значит

 

несколько

 

тяжеловесное

 

слово

 

«

квазипространственный

»? 

Оно

 

характеризует

 

одну

 

из

 

основных

 

метафор

 

психоаналитической

 

теории

 — 

пространственное

 

представление

 

личности

 (

в

 

первую

 

очередь

 

классическую

 

трехчастную

 

схему

 

самого

 

Фрейда

а

 

также

 

различные

 

схемы

 

его

 

последователей

). 

Понятно

что

 

речь

 

здесь

 

может

 

идти

 

только

 

о

 

квазипространстве

так

 

как

 

в

 

психике

 

никакого

 

пространства

 

нет

есть

 

только

 

время

Тем

 

не

 

менее

пытаясь

 

хоть

 

сколько

-

нибудь

 

наглядно

 

представить

 

себе

 

ее

 

содержание

мы

 

неизбежно

 

прибегаем

 

к

 

пространственным

 

метафорам

и

 

несколькими

 

строками

 

выше

 

я

 

сам

 

пользовался

 

ею

говоря

 

о

 

том

что

 

психоанализ

 

открыл

 

в

 

психике

 

человека

 

новое

 

измерение

Это

 

рассуждение

 

можно

 

продолжить

он

 

не

 

только

 

открыл

 

для

 

человека

 

Новый

 

Свет

 

в

 

нем

 

самом

но

 

и

 

предложил

 

метод

 

интеграции

 

этого

 

прежде

 

неизвестного

 

континента

 

с

 

уже

 

известным

 

миром

 

сознания

 — 

метод

 

свободных

 

ассоциаций

То

 

есть

 

Фрейд

 

не

 

только

 

заставил

 

представителей

 

западной

 

цивилизации

 

осознать

 

тот

 

факт

что

 

их

 

личность

 

была

 

и

 

остается

 

расколотой

 

с

 

момента

 

начала

 

истории

  (

каковым

по

 

созданной

 

им

 

мифологеме

было

 

убийство

 

праотца

 

и

 

последовавшее

 

за

 

ним

 

введение

 

убийцами

-

сыновьями

 

запретов

 

на

 

каннибализм

 

и

 

инцест

), 

но

 

и

 

дал

 

им

 

в

 

руки

 

инструмент

 

преодоления

 

этого

 

раскола

что

 

смогло

 

хотя

 

бы

 

частично

 

примирить

 

их

 

с

 

подобного

 

рода

 

открытием

8. 

Прежде

 

чем

 

идти

 

дальше

я

 

хотел

 

бы

 

сделать

 

одно

 

замечание

которое

 

представляется

 

мне

 

важным

Как

 

нетрудно

 

видеть

  (

и

 

как

 

я

 

уже

 

мельком

 

упомянул

 

выше

), 

все

что

 

здесь

 

говорится

, — 

общая

 

логика

 

изложение

 

предмета

используемые

 

метафоры

примеры

 

и

 

рабочие

 

определения

 — 

относится

скорее

к

 

классическому

 

психоанализу

 

времен

 

Фрейда

нежели

 

к

 

современному

 

его

 

пониманию

В

 

чем

 

же

 

причина

 

подобного

 «

возвращения

 

к

 

корням

», 

и

 

не

 

лучше

 

ли

 

поговорить

 

о

 

том

каким

 

психоанализ

 

видится

 

сейчас

Причина

 

есть

и

 

даже

 

не

 

одна

а

 

несколько

Прежде

 

всего

поскольку

 

нас

 

интересует

 

вопрос

 

о

 

возникновении

 

психоанализа

логично

 

обсуждать

 

и

 

его

и

 

общество

 

такими

какими

 

они

 

были

 

в

 

момент

 

его

 

появления

 

на

 

исторической

 

сцене

тем

 

более

 

что

 

в

 

аспекте

 

отношения

 

к

 

практической

 

философии

 

западное

 

общество

 

за

 

последние

 

сто

 

лет

 

особенно

 

не

 

изменилось

Соответственно

как

 

представляется

не

 

слишком

 

изменилось

 

и

 

то

что

 

является

 

темой

 

нашего

 

обсуждения

 — 

место

 

и

 

роль

 

психоанализа

 

в

 

нашей

 

культуре

И

наконец

последней

 

причиной

 

такого

  «

консервативного

» 

под

-

хода

 

к

 

обсуждаемой

 

теме

 

является

 

факт

который

 

мне

 

кажется

 

весьма

 

многозначительным

но

 

не

 

оцененным

 

в

 

достаточной

 

степени


background image

 

47

Он

 

заключается

 

в

 

том

что

 

кардинальных

 

изменений

 

в

 

идеологии

теории

 

и

 

практике

 

психоанализа

произошедших

 

со

 

времен

 

Фрейда

общество

 

попросту

 

не

 

заметило

 — 

причем

 

не

 

только

 

на

 

уровне

 

обыденного

 

сознания

что

 

было

 

бы

 

понятно

но

 

и

 

на

 

уровне

 

гуманитариев

не

 

являющихся

 

психоаналитиками

но

 

высказывающихся

 

по

 

поводу

 

этого

 

учения

 

устно

 

и

 

письменно

До

 

сих

 

пор

 

для

 

многих

  (

если

 

не

 

для

 

большинства

философов

культурологов

 

и

 

пр

психоанализ

 — 

это

 

средство

 

лечения

 

неврозов

 

при

 

помощи

 

доведения

 

до

 

сознания

 

пациента

 

его

 

вытесненных

 

сексуальных

 

влечений

Поэтому

если

 

рассматривать

 

психоаналитическое

 

учение

 

как

 

явле

-

ние

 

культуры

,

 

то

 

оно

 

ни

 

на

 

йоту

 

не

 

изменилось

 

с

 

фрейдовских

 

времен

изменилась

  (

и

 

очень

 

сильно

лишь

 

теория

 

и

 

практика

 

некоего

 

психотерапевтического

 

метода

который

 

относительно

 

широко

 

распространен

но

 

мало

 

кого

 

интересует

 

за

 

пределами

 

круга

 

посвященных

В

 

чем

 

причина

 

этого

Может

 

быть

именно

 

в

 

том

что

 

Фрейд

 

как

 

провозвестник

 

нового

 

для

 

нашей

 

культуры

 

явления

 

был

 

и

 

остается

 

для

 

нее

 

харизматической

 

фигурой

в

 

то

 

время

 

как

 

его

 

последователи

 (

за

 

исключением

 

Юнга

для

 

нее

 

всего

 

лишь

 

более

 

или

 

менее

 

талантливые

 

ученые

трудами

 

которых

 

интересуются

 

только

 

их

 

коллеги

Конечно

подобный

 

ответ

если

 

и

 

проясняет

 

что

-

то

не

 

может

 

нас

 

полностью

 

удовлетворить

потому

 

что

 

сам

 

порождает

 

массу

 

новых

 

вопросов

но

 

на

 

этом

 

месте

 

я

 

хотел

 

бы

 

прервать

 

обсуждение

 

данной

 

темы

 

— 

Она

 

слишком

 

обширна

 

и

 

ей

видимо

следует

 

посвятить

 

отдельное

 

исследование

Укажу

 

лишь

 

на

 

одно

 

любопытное

на

 

мой

 

взгляд

следствие

 

подобного

 

невнимания

 

к

 

современному

 

психоанализу

 

со

 

стороны

 

общества

 — 

оно

 

еще

 

больше

 

приблизило

 

это

 

учение

 

по

 

структуре

 

к

 

восточным

 

системам

 

практической

 

философии

создав

 

в

 

нем

 

нечто

напоминающее

 

эзотерическое

 

ядро

В

 

роли

 

этого

 

ядра

 

выступают

 

теперь

 

современные

 

психоаналитические

 

теории

известные

 

лишь

 

немногим

а

 

классическому

 

психоанализу

 

в

 

этой

 

схеме

 

отводится

 

роль

 

экзотерической

 

оболочки

 — 

знания

 

для

 

широких

 

масс

И

 

пусть

 

нас

 

не

 

смущает

 

тот

 

факт

что

 

книги

 

современных

 

психоаналитиков

 

свободно

 

продаются

настоящее

 

эзо

-

терическое

 

знание

 

вовсе

 

не

 

скрывается

им

 

просто

 

не

 

интересуются

 

те

кому

 

оно

 

не

 

нужно

9. 

Закончив

 

это

 

несколько

 

затянувшееся

 

отступление

обратимся

 

теперь

 

к

 

временному

 

аспекту

 

интеграции

 

психики

упомянутому

 

в

 

приведенной

 

мной

 

формуле

Он

 

имеет

 

два

 

уровня

Первый

 

из

 

них

 

заключается

 

в

 

том

что

 

человек

пришедший

 

на

 

прием

 

к

 

психоаналитику

с

 

психологической

 

точки

 

зрения

 

целостной

 

и

 

последовательной

 

биографией

 

не

 

обладает

Что

 

я

 

имею

 

в

 

виду

? — 

То

что

 

в

 

силу

 

определенных

 

психологических

 

механизмов

 

целый

 

ряд

 

важнейших

 

событий

 

его

 

жизни

 

и

главное

связанных

 

с

 

ними

 

чувств

 

находится

 

вне

 

его

 

сознания

а

значит

психологическая

  (

а

 

часто

 

и

 

фактологическая

!) 

история

 

его

 

жизни

 

представляет

 

для

 

него

 

не

 

непрерывную

 

линию

а

 

пунктир

Иногда

 

эта

 

пунктирность

 

пациентом

 

осознается

что

 

несколько

 

облегчает

 

задачу

 

психоаналитика

а

 

иногда

 

и

 

нет

но

 

суть

 

дела

 

это

 

не

 

меняет


background image

 

48

Понятно

что

 

в

 

этом

 

смысле

 

задача

 

психоанализа

 

и

 

заключается

 

в

 

интеграции

 

этой

 

истории

восстановлении

 

целых

 

фраз

 

и

 

отдельных

 

восклицаний

вымаранных

 

цензурой

и

 

превращении

 

ее

 

в

 

связную

 

и

 

понятную

 

последовательность

 

фактов

 

и

 

эмоциональных

 

проявлений

То

 

же

 

самое

 

делает

 

психоанализ

 

и

 

для

 

культуры

 

в

 

целом

 — 

работая

 

с

 

отдельными

 

индивидами

он

 

увеличивает

 

число

 

членов

 

общества

 

с

 

интегрированной

 

историей

 

жизни

а

 

на

 

уровне

 

социума

 

в

 

целом

 

эту

 

задачу

 

решает

 

психоаналитический

 

подход

 

к

 

истории

Второй

 

уровень

 

рассмотрения

 

понятия

 

временной

 

интеграции

 

психики

 

заключается

 

в

 

следующем

Согласно

 

известной

 

психоаналитической

 

метафоре

, «

в

 

бессознательном

 

время

 

не

 

движется

», 

точнее

 

говоря

оно

 

не

 

линейное

а

 

как

 

бы

 

закольцованное

Это

 

означает

что

 

бессознательные

 

чувства

стремления

запреты

 

и

 

оценки

 

реальных

 

событий

 

мало

 

изменяются

 

со

 

временем

 

и

 

остаются

 

такими

какими

 

они

 

были

 

в

 

первые

 

годы

 

и

 

даже

 

месяцы

 

жизни

Вновь

 

и

 

вновь

 

возникающие

 

в

 

бессознательном

 

чувства

 

вины

ненависти

 

и

 

страха

 

в

 

какой

-

то

 

степени

 

закольцовывают

 

и

 

реальное

 

время

 

человека

заключая

 

его

 

в

 

беличье

 

колесо

 

повторяющихся

 

однотипных

 

симптомов

и

 

он

 

репродуцирует

 

их

 

раз

 

за

 

разом

 

на

 

каждом

 

повороте

 

этого

 

колеса

 

в

 

тщетной

 

попытке

 

вырваться

 

из

 

него

 

и

  «

выпрямить

 

время

», 

сделав

 

его

 

линейным

 

и

 

однонаправленным

Тут

-

то

 

и

 

приходит

 

на

 

помощь

 

психоанализ

проникая

 

в

 

бессо

-

знательное

 

и

 

освобождая

 

заключенные

 

в

 

нем

 

чувства

 

и

 

стремления

он

 

выпускает

 

пациента

 

из

 

беличьей

 

клетки

 

симптомов

разрывая

 

временное

 

кольцо

 

и

 

превращая

 

его

 

в

 

стрелу

летящую

 

из

 

прошлого

 

в

 

будущее

10. 

Теперь

 

можно

 

сказать

что

 

вопрос

 

о

 

том

как

 

психоаналитический

 

процесс

 

интегрирует

 

личностное

 

время

 

человека

мы

 

вкратце

 

обсудили

Но

 

это

 

отнюдь

 

не

 

означает

что

 

тема

 

взаимоотношения

 

психоанализа

 

и

 

времени

 

для

 

нас

 

исчерпана

за

 

пределами

 

обсуждения

 

остался

 

один

 

из

 

ее

 

самых

 

сложных

 

и

 

самых

 

важных

на

 

мой

 

взгляд

аспектов

И

 

прежде

 

чем

 

начать

 

разговор

 

о

 

нем

я

 

хотел

 

бы

 

опять

 

отступить

 

на

 

некоторое

 

время

 

в

 

сторону

 

и

 

обратиться

 

к

 

работе

 

исследователя

 

из

 

Тарту

 

Вадима

 

Руднева

1

в

 

которой

 

он

 

анализирует

 

традиционную

 

для

 

современных

 

мыслителей

 

проблему

 

предмета

 

как

 

текста

Руднев

 

начинает

 

с

 

хорошо

 

известного

 

положения

 

о

 

том

что

 

многие

 

(

если

 

не

 

все

окружающие

 

нас

 

предметы

 

представляют

 

собой

 

не

 

только

 

вещи

но

 

и

 

тексты

то

 

есть

 

совокупности

 

знаков

По

 

сути

мысль

 

эта

если

 

выразить

 

ее

 

простыми

 

словами

почти

 

тривиальна

 — 

окружающие

 

нас

 

предметы

 

имеют

 

для

 

нас

 

не

 

только

 

утилитарное

 

значение

  (

то

 

есть

 

являются

 

вещами

используемыми

 

с

 

той

 

или

 

иной

 

целью

), 

но

 

и

 

что

-

то

 

для

 

нас

 

означают

будят

 

определенные

 

воспоминания

чувства

 

и

 

мысли

Ярким

 

примером

 

предметов

чья

 

текстовая

 

функция

 

часто

 

превалирует

 

над

 

их

 

утилитарным

 

значением

являются

 

подарки

причем

 

значение

 

этих

 

текстов

 

может

 

быть

 

достаточно

 

сложным

Еще

 

один

 

пример

 

противоположного

 

содержания

топор

лежащий

 

                                                 

1

 

Руднев

 

Я

Введение

 

в

 XX 

век

. — 

Родник

, 1988, 2–3.

 


background image

 

49

в

 

сарае

представляет

 

собой

 

вещь

 

вполне

 

очевидного

 

назначения

но

 

тот

 

же

 

топор

подброшенный

 

к

 

двери

 

дома

 

в

 

определенных

 

обстоятельствах

выступает

 

как

 

текст

 

угрожающего

 

содержания

вполне

 

понятный

 

адресату

При

 

этом

 

необходимо

 

сделать

 

важное

 

замечание

любой

 

объект

 

может

 

выступать

 

в

 

качестве

 

текста

 

только

 

в

 

присутствии

 

читателя

способного

 

его

 

понять

Надписи

 

на

 

непонятном

 

языке

 

текстом

 

для

 

нас

 

не

 

являются

Продолжая

 

линию

 

своего

 

рассуждения

Руднев

 

задается

 

вопросом

 

о

 

том

как

 

воздействует

 

время

 

на

 

предметы

 

в

 

этих

 

двух

 

ипостасях

 — 

вещи

 

и

 

тексте

Ответ

 

таков

по

 

отношению

 

к

 

предметам

 

как

 

вещам

 

время

 

всегда

 

выступает

 

в

 

роли

 

разрушителя

делающего

 

их

 

все

 

менее

 

пригодными

 

для

 

выполнения

 

их

 

практических

 

функций

 

и

в

 

конце

 

концов

уничтожающего

 

их

Но

 

диаметрально

 

противоположно

 

воздействие

 

времени

 

на

 

предметы

 

как

 

тексты

 — 

оно

 

постоянно

 

дополняет

 

их

 

новыми

 

зарубками

-

знаками

все

 

время

 

обогащая

 

их

 

значение

  (

и

 

личностный

 

смысл

!) 

для

 

владельца

которому

 

старые

 

вещи

 

говорят

 

куда

 

больше

 

новых

 

и

 

поэтому

 

часто

 

бережно

 

им

 

хранятся

В

 

этом

 

смысле

 

сам

 

факт

 

частичного

 

или

 

даже

 

полного

 

разрушения

 

предмета

 

может

 

прочитываться

 

как

 

важный

 

для

 

читателей

 

текст

 

и

 

в

 

силу

 

этого

 

намного

 

повышать

 

его

 

ценность

 

для

 

них

 (

например

дом

разрушенный

 

в

 

результате

 

военных

 

действий

 

и

 

превращенный

 

в

 

памятник

 

сражавшимся

). 

Следующий

 

шаг

 

Руднева

 

таков

он

 

переходит

 

от

 

неодушевленных

 

объектов

 

к

 

людям

 

и

 

спрашивает

каковы

 

взаимоотношения

 

с

 

временем

 

у

 

них

При

 

этом

 

он

 

и

 

людей

 

рассматривает

 

в

 

том

 

же

 

ключе

 — 

как

 

материальные

 

объекты

которые

 

старятся

 

со

 

временем

 

и

 

в

 

конце

 

концов

 

умирают

и

 

как

 

тексты

которые

 

время

 

пишет

 

на

 

их

 

телах

 

и

 

в

 

их

 

душах

Ответ

 

очевиден

для

 

человека

-

вещи

 

время

 — 

это

 

грабитель

 

и

 

убийца

а

 

для

 

человека

-

текста

 — 

наоборот

созидатель

Как

 

же

 

реально

 

ощущали

 

и

 

ощущают

 

время

 

европейцы

 

в

 

различные

 

эпохи

Сравнивая

 

современного

 

человека

 

со

 

средневековым

можно

 

сказать

что

 

характернейшей

 

чертой

 

культуры

 

прошлых

 

веков

 

было

 

присутствие

 

в

 

сознании

 

всех

 

без

 

исключения

 

людей

 

того

 

времени

 

самого

 

внимательного

 

в

 

мире

 

читателя

 — 

Бога

который

прочитав

 

жизнь

 

каждого

 

человека

 

после

 

его

 

смерти

выносил

 

решение

 

о

 

его

 

посмертной

 

судьбе

При

 

этом

как

 

и

 

в

 

любом

 

литературном

 

тексте

его

 

самой

 

важной

 

частью

 

являлся

 

финал

последняя

 

фраза

и

 

не

 

случайно

 

в

 

житиях

 

святых

 

самое

 

большое

 

внимание

 

уделялось

 

обстоятельствам

 

их

 

смерти

которая

 

придавала

 

их

 

жизни

 

окончательный

 

смысл

Причем

 

с

 

интересующей

 

нас

 

точки

 

зрения

 

даже

 

и

 

не

 

столь

 

важно

хорошо

 

или

 

нет

 

прожил

 

свою

 

жизнь

 

тот

 

или

 

иной

 

человек

 — 

ведь

 

любой

 

связный

 

текст

по

 

определению

имеет

 

смысл

и

 

это

 

самое

 

главное

Поэтому

 

средневековые

 

люди

скорее

 

всего

воспринимали

 

время

 

как

 

созидателя

а

 

не

 

разрушителя

хотя

 

в

 

их

 

мироощущении

 

был

 

и

 

травмирующий

 

аспект

 — 

вечный

 

страх

 

перед

 

адом

куда

 

мог

 

отправить

 

душу

 

грешника

 

недовольный

 

читатель

Однако

 

времена

 

менялись

и

 

к

 

концу

 XIX 

века

 

европейцы

 

перестали

 

ощущать

 

на

 

себе

 

взгляд

 

самого

 

внимательного

 

читателя

хотя

 

формально

 

большинство

 

из

 

них

 

продолжало

 

считать

 

себя

 

верующими

Тогда

-

то

 

один

 

из

 


background image

 

50

героев

 

Достоевского

 

и

 

произнес

 

свою

 

знаменитую

 

фразу

 

о

 

том

что

 

раз

 

Бога

 

нет

то

 

все

 

позволено

а

 

другой

из

  «

Бесов

», 

дополнил

 

его

 

не

 

менее

 

знаменательным

 

высказыванием

: «

Если

 

Бога

 

нет

то

 

какой

 

же

 

я

 

после

 

этого

 

штабс

-

капитан

?» 

Смысл

 

этих

 

слов

оттененных

 

характерным

 

для

 

автора

 

юмором

понятен

 — 

если

 

нет

 

зрителя

считающего

 

сверху

 

звездочки

 

на

 

моих

 

погонах

то

 

они

а

 

вместе

 

с

 

ними

 

и

 

я

 

сам

, — 

не

 

текст

а

 

всего

 

лишь

 

вещь

смысл

 

существования

 

которой

 

определяется

 

только

 

мерой

 

ее

 

полезности

Тогда

-

то

 

время

 

стало

 

восприниматься

 

европейцами

 

как

 

нечто

 

разрушительное

  (

или

 

неуловимо

 

ускользающее

), 

образы

 

песочных

 

часов

растекшихся

 

циферблатов

 

и

 

часов

 

без

 

стрелок

 

заполонили

 

сознание

 

художников

а

 

одно

 

из

 

самых

 

знаменитых

 

литературных

 

творений

 XX 

века

во

 

многом

 

определившее

 

ход

 

дальнейшего

 

литературного

 

процесса

было

 

названо

 «

В

 

поисках

 

утраченного

 

времени

». 

11. 

Хорошо

но

 

при

 

чем

 

же

 

здесь

 

психоанализ

Разве

 

он

 

сотворил

 

для

 

западной

 

культуры

 

новое

 

божество

Конечно

нет

Мы

 

уже

 

говорили

 

о

 

том

что

 

психоанализ

 — 

не

 

религия

и

 

его

 

претензии

 

в

 

упомянутом

 

плане

 

намного

 

скромнее

он

 

проделывает

 

с

 

сознанием

 

пациентов

 

некоторую

 

процедуру

которая

 

позволяет

хотя

 

бы

 

в

 

малой

 

степени

заменить

 

им

 

исчезнувшую

 

для

 

нашей

 

безрелигиозной

 

культуры

 

фигуру

 

универсального

 

читателя

А

 

именно

он

 

рассматривает

 

их

 

жизнь

 

как

 

текст

  (

вспомним

 

определение

 

психоанализа

 

как

 

метода

 

дешифровки

 

текстов

 

сознания

), 

который

 

самым

 

внимательным

 

образом

 

читают

 

вместе

 

психоаналитик

 

и

 

сам

 

пациент

И

 

пусть

 

оба

 

читателя

 

— 

всего

 

лишь

 

смертные

не

 

наделенные

 

божественной

 

мудростью

 

и

 

всемогуществом

стоит

 

им

 

приступить

 

к

 

чтению

как

 

эта

казалось

 

бы

бессмысленная

 

последовательность

 

фактов

 

и

 

неясных

 

чувств

 

начинает

 

превращаться

 

в

 

текст

а

значит

обретает

 

смысл

 

вне

 

зависимости

 

от

 

его

 

конкретного

 

содержания

 

и

 

оценки

 

Московский

 

психотерапевтический

 

журнал

1996, 

 2, 

с

. 14-25