Файл: Сумма психоанализа. Антология. Том 11.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2019

Просмотров: 4330

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

41

чистоту

 

марксизма

-

ленинизма

наводит

 

на

 

мысль

скорее

о

 

религиозных

 

догматах

нежели

 

о

 

научных

 

идеях

Но

 

об

 

этом

 

речь

 

еще

 

впереди

Тут

 

возникает

 

еще

 

один

 

вопрос

говоря

 

о

 

психоанализе

я

 

только

 

что

 

сам

 

употребил

 

слово

  «

психология

», 

да

 

и

 

без

 

этого

 

упоминания

 

и

 

этимологическое

и

 

сущностное

 

родство

 

этих

 

областей

 

очевидно

В

 

таком

 

случае

не

 

является

 

ли

 

все

 

приведенное

 

рассуждение

 

излишним

 

усложнением

 

вопроса

и

 

не

 

лучше

 

ли

 

просто

 

сказать

что

 

место

 

психоанализа

 — 

в

 

ряду

 

прочих

 

психологических

 

дисциплин

В

 

каком

-

то

 

смысле

  (

а

 

именно

 

в

 

отношении

 

того

чем

 

психоанализ

 

занимается

, — 

изучением

 

психических

 

явлений

 

и

 

их

 

отражения

 

в

 

поведении

), 

это

бесспорно

так

хотя

как

 

известно

у

 

психологии

 

тоже

 

не

 

все

 

гладко

 

с

 

определением

 

своего

 

предмета

да

 

и

 

с

 

рядом

 

других

 

общепринятых

 

признаков

 

научности

Но

 

дело

 

в

 

том

что

 

нас

 

сейчас

 

интересует

 

не

 

содержательная

 

близость

 

психоанализа

 

к

 

тем

 

или

 

другим

 

областям

 

научной

 

и

 

практической

 

деятельности

 — 

с

 

этим

 

как

 

раз

 

все

 

более

 

или

 

менее

 

ясно

, — 

а

 

вопрос

 

его

 

места

 

в

 

смысловой

 

структуре

 

современной

 

культуры

А

 

к

 

решению

 

этого

 

вопроса

 

констатация

 

того

 

очевидного

 

факта

что

 

психоанализ

 

можно

 

назвать

 

областью

 

психологии

нас

 

никак

 

не

 

подвигает

2. 

Итак

у

 

нас

 

появились

 

серьезные

 

сомнения

 

в

 

том

что

 

психоанализ

 — 

наука

Собственно

 

говоря

я

 

не

 

вижу

 

в

 

этом

 

ничего

 

страшного

понятно

почему

 

Фрейд

воспитанный

 

в

 

традициях

 

позитивизма

 XIX 

века

 

и

 

столкнувшийся

 

с

 

резким

 

неприятием

 

его

 

идей

в

 

том

 

числе

 

и

 

в

 

научном

 

сообществе

боролся

 

за

 

признание

 

их

 

в

 

качестве

 

научных

но

 

сейчас

 

это

 

дело

 

прошлое

Тем

 

более

 

что

 

в

 

нашем

 

отечестве

 

статус

 

науки

 

в

 

последнее

 

время

 

существенно

 

снизился

так

 

что

 

отказ

 

психоанализа

 

от

 

этого

 

почетного

 

когда

-

то

 

звания

 

может

 

только

 

увеличить

 

его

 

популярность

 

у

 

публики

поставив

 

его

 

в

 

один

 

ряд

 

со

 

значительно

 

более

 

привлекательными

 

для

 

нее

 

паранаучными

 

областями

  (

что

 

часто

 

и

 

происходит

 

на

 

уровне

 

обыденного

 

сознания

). 

Но

 

интересующий

 

нас

 

вопрос

 

все

 

же

 

не

 

решен

 — 

если

 

это

 

не

 

наука

то

 

что

 

же

Альтернатива

почти

 

автоматически

 

приходящая

 

в

 

голову

, — 

искусство

Действительно

наука

 

и

 

искусство

 — 

стандартная

 

пара

 

противоположностей

и

 

если

 

нечто

 

не

 

является

 

наукой

то

 

есть

 

шанс

что

 

оно

 

будет

 

признано

 

искусством

что

 

тоже

 

неплохо

И

 

надо

 

сказать

что

 

некоторые

 

существенные

 

черты

 

психоаналитического

 

процесса

 

в

 

самом

 

деле

 

имеют

 

отношение

 

к

 

искусству

 (

я

 

сейчас

 

говорю

 

об

 

искусстве

 

в

 

собственном

 

смысле

 

слова

а

 

не

 

в

 

широком

 — 

понятно

что

 

любая

 

психотерапевтическая

 

практика

как

 

и

 

врачебная

, — 

своего

 

рода

 

искусство

). 

Что

 

я

 

имею

 

в

 

виду

То

что

 

в

 

ходе

 

анализа

 

часто

 

возникают

 

феномены

эстетически

 

значимые

 

и

 

для

 

пациентов

и

 

для

 

аналитиков

и

 

для

 

читателей

 

психоаналитической

 

литературы

Их

 

можно

 

разделить

 

на

 

два

 

вида

во

-

первых

, «

красивые

» 

сны

 

и

 

ассоциации

 

сами

 

по

 

себе

  (

здесь

 

автором

 

«

произведения

» 

является

 

пациент

), 

и

во

-

вторых

, «

красивый

» 

анализ

 

этого

 

материала

 (

в

 

этом

 

случае

 

в

 

роли

 

автора

 

выступает

 

аналитик

). 

Хотя

 

на

 

самом

 

деле

 

это

 

разделение

 

довольно

 

условно

и

 

по

 

сути

 

оба

 

действующих

 

лица

 


background image

 

42

психоаналитического

 

процесса

 

выступают

 

в

 

качестве

 

полноправных

 

соавторов

 

возникающих

 «

художественных

 

произведений

». 

При

 

этом

 

принципиально

 

важно

что

 

возникновение

 

эстетически

 

воспринимаемых

 

феноменов

 

в

 

ходе

 

психоаналитической

 

терапии

 

не

-

обходимо

 

для

 

успеха

 

работы

 

и

 

является

 

одним

 

из

 

его

 

важнейших

 

индикаторов

Недаром

 

с

 

момента

 

возникновения

 

психоанализа

 

им

 

так

 

интересуются

 

люди

 

искусства

 — 

и

 

как

 

теоретической

 

основой

и

 

как

 

сюжетом

 

для

 

своих

 

произведений

Однако

хотя

 

в

 

практике

 

психоанализа

безусловно

есть

 

черты

роднящие

 

его

 

с

 

искусством

попытка

 

поставить

 

между

 

ними

 

знак

 

равенства

 

не

 

удается

 — 

нам

 

снова

 

возражает

 

Кун

во

-

первых

для

 

психоанализа

 

слишком

 

важна

 

теория

чтобы

 

можно

 

было

 

безоговорочно

 

счесть

 

его

 

явлением

 

искусства

а

во

-

вторых

, — 

и

 

это

 

главное

 

— 

к

 

его

 

истории

без

 

сомнения

можно

 

приложить

 

категорию

 

прогресса

  (

в

 

смысле

 

улучшения

 

качества

 

со

 

временем

), 

а

 

к

 

искусству

 

это

 

понятие

 

принципиально

 

неприложимо

Действительно

можно

 

ли

 

всерьез

 

говорить

 

о

 

прогрессе

 

в

 

искусстве

 

со

 

времен

 

создания

 

Парфенона

 

или

  «

Джоконды

»? 

Между

 

тем

любой

 

выпускник

 

современного

 

психоаналитического

 

института

 

знает

 

и

 

умеет

 

в

 

своей

 

области

 

куда

 

больше

 

Фрейда

подобно

 

тому

как

 

любой

 

участковый

 

врач

 

в

 

науке

 

врачевания

 

неизмеримо

 

сильнее

 

Гиппократа

Это

 

обстоятельство

 

проводит

 

четкую

 

грань

 

между

 

психоанализом

 

и

 

искусством

вновь

 

сближая

 

его

 

с

 

наукой

 

и

 

снова

 

оставляя

 

нас

 

в

 

недоумении

 

относительно

 

его

 

места

 

среди

 

различных

 

областей

 

человеческой

 

деятельности

3. 

Чтобы

 

нащупать

 

выход

 

из

 

возникшего

 

тупика

попробуем

 

дать

 

хоть

 

какое

-

нибудь

 

определение

 

предмету

 

нашего

 

интереса

  (

памятуя

 

о

 

неудаче

 

комиссии

 

Международной

 

ассоциации

 

и

 

не

 

надеясь

 

на

 

особый

 

успех

), 

например

такое

психоанализ

 — 

это

 

метод

 

дешифровки

 

текстов

 

сознания

 (

и

 

проникновения

 

таким

 

образом

 

в

 

бессознательное

познавать

 

которое

 

непосредственно

 

нельзя

 

по

 

определению

). 

Это

 

весьма

 

несовершенное

 

определение

 

хотя

 

бы

 

уже

 

потому

что

 

в

 

нем

 

ни

 

слова

 

не

 

говорится

 

об

 

альфе

 

и

 

омеге

 

психоаналитического

 

процесса

 — 

динамике

 

переноса

 

и

 

контрпереноса

Кроме

 

того

оно

скорее

относится

 

к

 

классическому

 

психоанализу

 

фрей

-

довской

 

эпохи

 

с

 

его

 

метафорами

 

археологии

разгадывания

 

шифров

 

и

 

психоаналитика

 

как

 

экрана

 

для

 

проекций

 

пациента

а

 

не

 

к

 

современному

 

его

 

пониманию

ставящему

 

во

 

главу

 

угла

 

взаимодействие

 

пациента

 

с

 

другими

 

людьми

в

 

том

 

числе

 

с

 

психоаналитиком

и

 

рассматривающему

 

аналитика

скорее

не

 

как

 

экран

а

 

как

 

контейнер

 

для

 

чувств

 

пациента

Но

 

для

 

нас

 

сейчас

 

самое

 

важное

 — 

это

 

слово

  «

сознание

» (

и

 

«

бессознательное

» 

как

 

тесно

 

связанная

 

с

 

ним

 

противоположность

), 

и

 

оно

 

проливает

 

некоторый

 

свет

 

на

 

то

почему

 

оказалось

 

невозможным

 

четко

 

отнести

 

психоанализ

 

к

 

науке

 

или

 

искусству

они

 

не

 

имеют

 

дела

 

с

 

сознанием

 

как

 

таковым

  (

лишь

 

психология

 

пыталась

 

одно

 

время

 

сделать

 

его

 

своим

 

предметом

но

 

вынуждена

 

была

 

от

 

этого

 

отказаться

). 

Наука

 

занимается

 

естественными

 

объектами

искусство

 

же

 

творит

 

объекты

хотя

 

и

 

являющиеся

 


background image

 

43

продуктами

 

человеческого

 

сознания

  (

и

 

бессознательного

), 

но

 

продуктами

 

объективированными

4. 

Теперь

вычленив

 

понятие

 

сознания

 

в

 

качестве

 

ключевого

попытаемся

 

использовать

 

его

 

как

 

ориентир

 

в

 

наших

 

дальнейших

 

поисках

 

места

 

психоанализа

 

в

 

культуре

Спросим

 

себя

какие

 

еще

 

области

 

культуры

 

непосредственно

 

связаны

 

с

 

этим

 

понятием

? — 

Религия

 

и

 

философия

Можно

 

ли

 

назвать

 

психоанализ

 

религией

Очевидно

нет

хотя

 

в

 

отношении

 

адептов

 

психоанализа

 

к

 

своему

 

учению

 

и

 

его

 

основателю

 

иногда

 

проглядывает

 

нечто

 

религиозное

  (

выше

 

я

 

уже

 

говорил

 

о

 

гонителях

 

еретиков

 

и

 

ревнителях

 

чистоты

 

идей

 

в

 

рядах

 

психоаналитиков

). 

Однако

 

для

 

любой

 

религии

 

индиви

-

дуальное

 

сознание

 

есть

 

прежде

 

всего

 

продукт

 

надындивидуальных

 

и

 

сверхъестественных

 

сил

и

 

только

 

в

 

этом

 

качестве

 

и

 

рассматривается

Психоанализ

 

же

 (

и

 

в

 

этом

 

он

 

опять

-

таки

 

близок

 

к

 

науке

в

 

гипотезе

 

наличия

 

божественных

 

сил

как

 

известно

не

 

нуждается

хотя

 

никак

 

ей

 

и

 

не

 

противоречит

а

 

рассматривает

 

сознание

 

и

 

бессознательное

 

отдельных

 

людей

 

и

 

их

 

групп

 

вне

 

связи

 

с

 

божественными

 

сущностями

Остается

 

последний

 

шанс

психоанализ

 — 

это

 

философия

Тут

 

я

 

сразу

 

же

 

хочу

 

оговориться

что

доверяя

 

суждениям

 

самих

 

философов

 

о

 

своей

 

области

я

 

рассматриваю

 

ее

 

не

 

как

 

науку

а

 

как

 

отдельное

 

поле

 

человеческой

 

деятельности

 

со

 

своим

 

собственным

 

видением

 

мира

понятийным

 

аппаратом

 

и

 

методологией

Подробное

 

же

 

рассмотрение

 

этого

 

вопроса

 

выходит

 

за

 

рамки

 

как

 

данной

 

статьи

так

 

и

 

моей

 

компетенции

Так

 

что

 

же

психоанализ

 — 

это

 

философия

Надо

 

сказать

что

пытаясь

 

найти

 

ответ

 

на

 

этот

 

вопрос

сразу

 

же

 

замечаешь

 

явные

 

черты

 

сходства

 

между

 

тем

 

и

 

другим

 — 

например

занимаясь

  (

кроме

 

прочего

сознанием

философия

как

 

и

 

психоанализ

имеет

 

право

 

не

 

задаваться

 

вопросом

 

о

 

его

 

связях

 

с

 

божественными

 

сущностями

 

и

 

часто

 

этим

 

правом

 

пользуется

Кстати

общепризнанного

 

определения

 

у

 

философии

 

тоже

 

нет

  (

если

 

не

 

принимать

 

в

 

расчет

 

редукционистскую

 

марксистскую

 

формулу

). 

Наверно

и

 

вправду

 

можно

 

назвать

 

психоанализ

 

философией

тем

 

более

 

что

 

серьезные

 

учебники

 

современной

 

западной

 

философии

 

обязательно

 

о

 

нем

 

упоминают

однако

согласившись

 

с

 

этим

мы

 

тут

 

же

 

сталкиваемся

 

с

 

проблемой

которая

на

 

мой

 

взгляд

чрезвычайно

 

важна

 

для

 

понимания

 

его

 

места

 

в

 

современной

 

культуре

Дело

 

в

 

том

что

 

на

 

Западе

 

философия

 

носит

 

сугубо

 

теоретический

 

характер

что

 

является

 

любопытным

 

исключением

 

среди

 

всех

 

культур

дошедших

 

до

 

создания

 

собственной

 

философии

и

 

в

 

Индии

и

 

в

 

Китае

  (

и

соответственно

во

 

всех

 

других

 

восточных

 

культурах

заимствовавших

 

начала

 

философии

 

из

 

этих

 

двух

 

источников

философия

 

имеет

 

как

 

теоретическую

так

 

и

 

практическую

 

часть

И

 

если

 

теория

 

философии

 — 

это

 

учение

 

о

 

бытии

 

человека

 

и

 

мира

то

 

ее

 

практическая

 

часть

 

— 

это

 

методика

 

усовершенствования

 

этого

 

бытия

Всем

 

известные

  (

по

 

названиям

йога

дзен

суфизм

 

и

 

т

.

д

как

 

раз

 

и

 

представляют

 

собой

 

единство

 

теории

 

и

 

практики

 

философии

обязательно

 

имеющей

 

некое

 

эзотерическое

 

ядро


background image

 

44

В

 

западной

 

же

 

культуре

ведущей

 

начало

 

от

 

Древней

 

Греции

практическая

 

философия

 

странным

 

образом

 

отсутствует

и

соответственно

философ

 

совершенно

 

не

 

обязан

 

жить

 

в

 

согласии

 

со

 

своим

 

учением

хотя

 

на

 

Востоке

 

это

 

всегда

 

было

  (

и

 

есть

совершенно

 

обязательно

При

 

этом

 

надо

 

сказать

что

 

в

 

самой

 

Греции

 

многие

 

философы

 

тоже

 

не

 

ограничивались

 

созданием

 

теоретических

 

систем

 

и

 

старались

 

жить

 

согласно

 

выработанным

 

ими

 

самими

 

практическим

 

правилам

  (

тут

 

сразу

 

же

 

вспоминаются

 

хрестоматийные

 

имена

 

Сократа

Диогена

 

и

 

Эпикура

). 

Так

 

же

 

поступали

 

и

 

многие

 

римские

 

философы

но

 

в

 

последующей

 

истории

 

западной

  (

христианской

культуры

 

возобладала

 

противоположная

 

традиция

поэтому

 

биографии

 

большинства

 

западных

 

философов

 

нам

 

совсем

 

не

 

интересны

 — 

мы

 

и

 

не

 

рассчитываем

 

узнать

 

из

 

них

 

ничего

 

нового

 

об

 

их

 

учениях

так

 

как

 

заранее

 

понимаем

что

 

их

 

философия

 — 

это

 

одно

а

 

быт

 — 

совсем

 

другое

Мыслители

 

типа

 

Спинозы

жившего

 

в

 

соответствии

 

со

 

своей

 

философией

представляют

 

собой

скорее

исключение

а

 

фигуры

 

вроде

 

взяточника

 

Фрэнсиса

 

Бэкона

 

или

 

Хайдеггера

сотрудничавшего

 

с

 

нацистами

если

 

и

 

не

 

являются

 

правилом

то

 

уж

во

 

всяком

 

случае

никого

 

не

 

удивляют

5. 

Однако

 

какое

 

отношение

 

все

 

это

 

имеет

 

к

 

психоанализу

Самое

 

прямое

как

 

раз

 

он

-

то

по

 

моей

 

мысли

и

 

стремится

 

заполнить

 

вакантное

 

место

 

практической

 

философии

 

в

 

западной

 

культуре

 (

другой

 

вопрос

насколько

 

это

 

ему

 

удается

). 

Ведь

 

он

по

 

сути

представляет

 

собой

 

попытку

 

создать

 

методику

 

совершенствования

 

человеческой

 

личности

 

на

 

основе

 

западной

 

традиции

  (

естественнонаучного

 

позитивизма

и

 

в

 

условиях

 

западного

 

общества

При

 

этом

 

сторонники

 

этой

 

методики

 

вполне

 

следуют

 

основному

 

правилу

 

практических

 

философов

 — 

жить

 

в

 

соответствии

 

с

 

положениями

 

своего

 

учения

вначале

 

они

 

проходят

 

психоанализ

 

сами

и

 

лишь

 

после

 

этого

 

начинают

 

анализировать

 

своих

 

пациентов

В

 

этой

 

связи

 

нельзя

 

не

 

заметить

 

и

 

то

что

 

жизнь

 

знаменитых

 

психоаналитиков

  (

в

 

первую

 

очередь

конечно

самого

 

Фрейда

вызывает

 

неостывающий

 

интерес

 

самых

 

широких

 

кругов

 

общества

 

и

 

окружена

 

ореолом

 

легенд

 

и

 

мифов

подобно

 

жизни

 

упомянутых

 

мной

 

древних

 

философов

Конечно

со

 

стороны

 

психоаналитиков

 

было

 

бы

 

смешно

 

тягаться

 

с

 

восточными

 

учениями

которые

 

так

 

влекут

 

сейчас

 

людей

 

Запада

ощущающих

 

описанную

 

мной

 

лакуну

 

в

 

своей

 

культуре

психоанализ

 

не

 

зиждется

 

на

 

авторитете

 

божественного

 

откровения

 

и

 

не

 

имеет

 

эзотерического

 

ядра

ему

 

всего

-

то

 

сто

 

лет

 

от

 

роду

да

 

и

 

степень

 

разработанности

 

его

 

теоретических

 

основ

 

и

 

практических

 

приемов

 

несравнима

 

с

 

глубочайшей

 

философией

 

и

 

филигранной

 

психотехникой

 

мастеров

 

дзен

 

или

 

йоги

Но

 

ценность

 

его

 

для

 

европейцев

 

и

 

американцев

 

в

 

том

что

 

это

 

продукт

 

их

 

культуры

гораздо

 

более

 

близкий

 

им

нежели

 

учения

 

Индии

 

или

 

Китая

на

 

пути

 

к

 

которым

 

стоят

 

труднопреодолимые

 

языковые

 

и

 

культурные

 

барьеры

Именно

 

этим

на

 

мой

 

взгляд

и

 

определяется

 

не

 

уменьшающийся

 

со

 

временем

 

интерес

 

западного

 

общества

 

к

 

этому

 

своему

 

порождению

неумолкающие

 

споры

эмоциональные

 

высказывания

 

и

 

полярные

 

его

 

оценки

Рискну

 

даже

 

предположить

что

 

терапевтическая

 

успешность

 

или

 

неуспешность

 


background image

 

45

психоанализа

которую

 

пытаются

 

оценить

 

в

 

процентах

 

излеченных

 

пациентов

 

и

 

о

 

которой

 

тоже

 

много

 

спорят

на

 

самом

 

деле

 

и

 

для

 

самих

 

спорящих

и

 

для

 

общества

 

в

 

целом

 

не

 

играет

 

такой

 

уж

 

первостепенной

 

роли

На

 

самом

 

деле

 

речь

 

тут

 

идет

 

совсем

 

о

 

другом

 — 

об

 

отношении

 

к

 

самому

 

феномену

 

появления

 

практической

 

философии

 

в

 

нашей

 

культуре

феномену

казалось

 

бы

вполне

 

закономерному

но

 (

по

 

непонятным

 

для

 

меня

 

причинам

в

 

этой

 

культуре

 

долгое

 

время

 

практически

 

отсутствовавшему

 

и

 

поэтому

 

все

 

еще

 

для

 

нее

 

не

 

совсем

 

привычному

6. 

Все

 

предыдущие

 

рассуждения

 

касались

 

места

 

психоанализа

 

в

 

культуре

 

и

 

обществе

и

 

будем

 

считать

что

 

это

 

место

 — 

место

 

практической

 

философии

 — 

мы

 

предположительно

 

очертили

Теперь

 

поговорим

 

о

 

его

 

роли

которая

 

тоже

 

значится

 

в

 

заголовке

 

этой

 

статьи

 (

понимая

конечно

что

 

это

 

разделение

 

весьма

 

условно

 

и

 

введено

в

 

основном

для

 

удобства

 

изложения

). 

Иными

 

словами

попробуем

 

описать

что

 

нового

 

внес

 

психоанализ

 

в

 

культуру

какие

 

ее

 

проблемы

 

решил

 

или

 

пытался

 

решить

 

и

 

какие

 

вопросы

 

перед

 

нею

 

поставил

Первое

что

 

приходит

 

в

 

голову

когда

 

речь

 

заходит

 

о

 

заслугах

 

психоанализа

— 

что

конечно

разработка

 

самого

 

понятия

 

бессознательного

 — 

альфы

 

и

 

омеги

 

психоаналитической

 

теории

 

и

 

практики

Но

 

тут

 

же

 

слышится

 

возражение

 — 

это

 

понятие

 

известно

 

еще

 

со

 

времен

 

Лейбница

 

и

 

с

 

начала

 XIX 

века

 

широко

 

использовалось

 

европейскими

 

романтиками

так

 

что

 

Фрейд

 

тут

 

отнюдь

 

не

 

первооткрыватель

Не

 

будем

 

спорить

 

с

 

очевидностью

более

 

того

охотно

 

согласимся

 

с

 

критиками

 

и

 

в

 

том

что

 

Фрейд

 

как

 

философ

 

является

 

прямым

 

наследником

 

немецких

 

романтиков

 (

хотя

 

сам

 

он

 

предпочитал

 

вести

 

свою

 

мировоззренческую

 

родословную

 

от

 

Гёте

с

 

одной

 

стороны

и

 

от

 

позитивизма

 — 

с

 

другой

) — 

чего

 

стоит

 

хотя

 

бы

 

попытка

 

представить

 

в

 

качестве

 

единственной

 

движущей

 

силы

 

психики

 

эрос

то

 

есть

 

любовь

К

 

сожалению

первая

 

мировая

 

война

 

быстро

 

разбила

 

эту

 

роман

-

тическую

 

мечту

и

 

Фрейду

 

пришлось

 

радикально

 

переработать

 

свою

 

теорию

признав

что

хотя

 

религия

 

европейцев

 

монистична

в

 

их

 

жизни

 

царит

 

дуализм

 

добра

 

и

 

зла

эроса

 

и

 

танатоса

Весьма

 

показательно

 

также

что

 

это

 

изменение

казалось

 

бы

вполне

 

соответствовавшее

 

пожеланиям

 

критиков

 

фрейдовского

 

пансексуализма

отнюдь

 

не

 

вызвало

 

с

 

их

 

стороны

 

энтузиазма

 

и

 

не

 

только

 

не

 

добавило

 

Фрейду

 

союзников

 

из

 

их

 

числа

но

 

и

 

отвратило

 

от

 

него

 

многих

 

из

 

его

 

бывших

 

сторонников

Однако

 

вернемся

 

к

 

проблеме

 

бессознательного

Конечно

не

 

Фрейд

 

его

 

открыл

но

 

ему

 

принадлежит

 

заслуга

 

качественного

 

описания

 

этого

 

понятия

его

 

операционализации

 

и

 

разработки

 

практической

 

методики

 

работы

 

с

 

ним

Подобным

 

же

 

образом

 

можно

 

сказать

что

 

электрические

 

явления

 

были

 

известны

 

еще

 

древним

однако

 

заслуг

 

Фарадея

 

и

 

Максвелла

 

это

 

никак

 

не

 

умаляет

Иными

 

словами

психоанализ

 

расширил

 

пределы

 

субъективного

 

мира

 

человека

открыв

 

в

 

нем

 

новую

 

координату

 — 

координату

 

бессознательного

и

 

неслучайно

 

Фрейд

 

сравнивал

 

себя

 

с

 

Коперником

 

и

 

Дарвином

радикально

 

изменившими

 

временную

 

и

 

пространственную

 

перспективу

 

мира

в

 

котором

 

человечество

 

осознает

 

себя

хотя

 (

что

 

он

 

также