Файл: Сумма психоанализа. Антология. Том 11.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2019

Просмотров: 4259

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

56

его

 

этикой

 

и

 

метафизикой

Сексуальное

 

вожделение

 

вызывается

 

и

 

направляется

 

идеалом

 

красоты

Оно

 

одухотворено

 

устремлением

 

к

 

благу

 

и

 

бессмертию

Так

 

рождается

 

своеобразная

 

антропологическая

 

концепция

потребность

 

в

 

сексе

 

вызвана

 

не

 

физической

 

конструкцией

 

человека

она

 

коренится

 

в

 

бренности

 

и

 

несовершенстве

 

его

 

человеческой

 

природы

Вот

 

почему

 

в

 

иерархии

 

типов

 

любви

 

эротическая

 

любовь

 

предстает

 

у

 

Платона

 

как

 

низшая

 

ступень

единящая

 

его

 

с

 

животным

 

миром

Платону

 

показалась

 

бы

 

странной

даже

 

несуразной

 

мысль

 

Фрейда

 

о

 

том

что

 

инстинктуальная

 

природа

 

животного

 

и

 

человека

 

во

 

многом

 

сходна

Ведь

 

да

-

же

 

низшая

неодухотворенная

 

форма

 

любви

 

приводит

 

к

 

личному

 

бес

-

смертию

которое

 

связано

 

с

 

воспроизведением

 

потомства

Но

 

есть

по

 

Платону

и

 

более

 

высокие

 

ступени

 

любви

ведомые

 

только

 

человеку

Здесь

 

красота

 

обретает

 

не

 

эротическое

 

или

 

соматическое

 

наполнение

Она

 

носит

 

чисто

 

психический

 

характер

 

и

 

приближает

 

к

 

возвышенному

 

бессмертию

 

универсальной

 

красоты

Вот

 

они

 

основные

 

воззрения

которые

 

Фрейд

 

подвергнет

 

психоаналитической

 

экспертизе

Тяга

 

к

 

красоте

бессмертию

 

и

 

благу

 

отражает

 

суть

 

человеческой

 

природы

Она

 

обусловлена

 

разумом

поскольку

 

у

 

животных

 

ее

 

вообще

 

нет

Это

 

человеческое

 

устремление

 

и

 

рождает

 

высочайшие

 

достижения

 

науки

искусства

культуры

 

в

 

целом

Фрейд

 

объединяет

 

разнообразные

 

феномены

 

сексуальности

 

единым

 

понятием

 

либидо

В

 

ранних

 

работах

 

исследователь

 

раскрыл

 

природу

 

бессознательного

о

 

существовании

 

которого

 

смутно

 

толковали

 

философы

 

от

 

Платона

 

до

 

Лейбница

Но

 

австрийский

 

психиатр

 

показал

что

 

бессознательное

 

вторгается

 

в

 

такие

 

сферы

 

органической

 

и

 

сознательной

 

жизни

которые

 

ранее

 

казались

 

неприступными

Открыв

 

природу

 

бессознательного

Фрейд

 

первым

 

оценил

 

его

 

значение

О

 

любви

 

Фрейд

 

в

 

отличие

 

от

 

Платона

 

размышляет

 

не

 

в

 

ракурсе

 

творческого

 

духа

Опыт

 

в

 

области

 

медицины

 

и

 

эмпирической

 

психологии

 

навел

 

ученого

 

на

 

мысль

что

 

любовь

 

не

 

что

 

иное

как

 

род

 

недуга

Концепцию

 

либидо

по

 

Фрейду

можно

 

назвать

 

чем

-

то

 

вроде

 

симптоматологии

 

и

 

этиологии

 

любви

Если

 

человек

 

захвачен

 

этим

 

чувством

можно

 

выявить

 

симптомы

 

и

 

обнаружения

 

данного

 

переживания

Эти

 

признаки

 

потом

 

можно

 

дифференцировать

 

и

 

классифицировать

Что

 

же

 

касается

 

самой

 

любви

 

как

 

наваждения

то

 

ее

если

 

необходимо

можно

 

вообще

 

излечить

Платон

 

создавал

 

умозрительную

 

конструкцию

 

типов

 

любви

Фрейд

 

двигался

 

в

 

рамках

 

эмпирической

 

традиции

в

 

духе

 

позитивистского

 

времени

Отталкиваясь

 

от

 

идеи

 

эволюции

он

 

возвращался

 

к

 

такой

 

диагностике

которая

 

раскрывала

 

происхождение

 

и

 

развитие

 

опыта

 

любви

Фрейд

 

подчеркивает

либидо

 

наших

 

сексуальных

 

порывов

 

совпадает

 

с

 

объединяющим

 

все

 

живущее

 

эросом

 

поэтов

 

и

 

философов

Фрейд

 

открыл

 

феномен

 

ранней

 

сексуальности

 

и

 

его

 

роль

 

во

 

всей

 

жизни

 

человека

Этиология

  (

учение

 

о

 

причинах

 

болезни

любви

 

сформировалась

 

у

 

него

 

в

 

сексуальную

 

археологию

В

 

теоретическом

 

плане

 

Фрейд

 

ставит

казалось

 

бы

немыслимый

 

вопрос

как

 

возникла

 

любовь

По

 

его

 

убеждению

все

 

разновидности

 

любви

в

 

том

 

числе

 


background image

 

57

романтическая

семейная

 

и

 

дружеская

включая

 

также

 

влечение

 

к

 

харизматическому

 

лидеру

рождены

 

сексуальными

 

побуждениями

Более

 

того

такую

 

же

 

природу

 

имеют

 

все

 

проявления

 

привязанности

 

к

 

конкретным

 

объектам

абстрактным

 

идеям

 

и

 

отношение

 

к

 

человечеству

 

в

 

целом

Платон

ценя

 

телесную

 

красоту

вовсе

 

не

 

рассматривал

 

ее

 

как

 

источник

 

сексуальности

Фрейд

 

же

напротив

усматривал

 

концепцию

 

полового

 

влечения

 

в

 

анатомии

 

и

 

физиологии

 

человека

Именно

 

сексуальные

 

импульсы

которые

 

обнаруживаются

 

у

 

детей

 

с

 

младенческого

 

возраста

обуславливают

 

природу

 

всякой

 

любви

В

 

фокусе

 

наблюдения

 

у

 

Платона

 

только

 

взрослые

 

люди

Он

 

не

 

проявляет

 

исследовательского

 

интереса

 

к

 

ранним

 

обнаружениям

 

сексуальности

Правда

в

 

истолковании

 

понятия

  «

эрос

» 

античный

 

философ

 

использует

 

аргументы

 

генетического

 

и

 

исторического

 

характера

Однако

 

Платон

 

имеет

 

в

 

виду

 

не

 

пору

 

младенчества

а

 

предшествующее

 

существование

 

душ

свободных

 

к

 

тому

 

же

 

от

 

телесного

 

покрова

Теория

 

вытеснения

 

и

 

бессознательного

разработанная

 

Фрейдом

не

 

имеет

 

аналога

 

в

 

концепции

 

Платона

... 

Задавшись

 

вопросом

 

о

 

причинах

 

неврозов

Фрейд

 

приходит

 

к

 

выводу

 

об

 

их

 

половом

 

происхождении

Размышляя

 

о

 

том

как

 

зарождается

 

патогенный

 

процесс

Фрейд

 

обратил

 

внимание

 

на

 

тот

 

факт

что

 

невроз

 

скрывал

 

действие

 

не

 

каких

-

то

 

определенных

 

аффектов

 

и

 

эмоций

а

 

всегда

 

эмоций

связанных

 

с

 

половой

 

жизнью

 

прежде

 

или

 

теперь

Более

 

тонкие

 

наблюдения

 

за

 

хаосом

 

клинических

 

случаев

подве

-

денных

 

под

 

название

  «

неврастения

», 

позволило

 

Фрейду

 

выделить

 

два

 

принципиально

 

различных

 

типа

которые

 

часто

 

появлялись

 

в

 

смешанном

 

виде

В

 

одном

 

из

 

типов

 

невроза

 

центральным

 

был

 

приступ

 

страха

Название

 

неврастении

 

Фрейд

 

оставил

 

для

 

второго

 

типа

 

неврозов

Постепенно

 

психиатр

 

обнаруживает

 

силы

вытеснившие

 

в

 

бессознательное

 

то

что

 

психоаналитик

 

пытается

 

вернуть

 

на

 

поверхность

Рождается

 

теория

 

вытеснения

а

 

с

 

ней

 

и

 

психоанализ

Тексты

 

Фрейда

помещенные

 

в

 

этой

 

книге

позволяют

 

вернуться

 

к

 

традиционной

 

оценке

 

психоанализа

 

как

 

концепции

 

пансексуальности

 

и

 

обозначить

 

некоторые

 

аспекты

 

критического

 

отношения

 

к

 

такой

 

оценке

Сам

 

психиатр

 

подмечал

что

 

стоило

 

психоанализу

 

рассматривать

 

то

 

или

 

иное

 

психическое

 

явление

 

в

 

качестве

 

производного

 

от

 

половых

 

тенденций

сразу

 

же

 

раздавались

 

обвинения

 

в

 

односторонности

Человек

 

не

 

сводится

 

к

 

воплощению

 

полового

 

инстинкта

в

 

психической

 

жизни

 

есть

 

стремления

 

и

 

интересы

не

 

имеющие

 

полового

 

характера

Нельзя

 

поэтому

 

все

 

выводить

 

из

 

половой

 

деятельности

Все

 

здание

 

психоанализа

 

возведено

 

на

 

принципе

 

разделения

 

между

 

влечениями

 

полового

 

характера

 

и

 

влечениями

относящимися

 

к

 

Я

Психоанализ

не

 

дожидаясь

 

возражений

утверждал

что

 

неврозы

 

являются

 

результатом

 

не

 

сексуальности

а

 

конфликта

 

между

 

нею

 

и

 

Я

Половые

 

влечения

 

и

 

инстинкт

 

самосохранения

 

по

-

разному

 

ведут

 

себя

 

перед

 

лицом

 

реальной

 

необходимости

Инстинкт

 

самосохранения

 

и

 

все

что

 

с

 

ним

 

связано

лучше

 

поддается

 

воспитанию

Он

 

рано

 

учится

 

подчиняться

 

необходимости

 

и

 


background image

 

58

в

 

своем

 

развитии

 

приспосабливаться

 

к

 

требованиям

 

реальности

Это

 

понятно

если

 

учесть

что

 

иначе

 

он

 

и

 

не

 

может

 

получить

 

те

 

нужные

 

ему

 

объекты

без

 

которых

 

индивиду

 

угрожает

 

гибель

Гораздо

 

труднее

 

воспитать

 

половое

 

влечение

которое

 

вначале

 

вообще

 

не

 

нуждается

 

в

 

объекте

игнорирует

 

эту

 

потребность

Оно

 

ведет

так

 

сказать

паразитическое

 

существование

связанное

 

с

 

жизнью

 

других

 

органов

и

 

способно

 

найти

 

аутоэротическое

 

удовлетворение

не

 

выходя

 

за

 

пределы

 

тела

 

индивида

Тем

 

самым

 

половое

 

влечение

 

ускользает

 

от

 

воспитующего

 

влияния

 

реальной

 

необходимости

в

 

некоторых

 

отношениях

 

сохраняя

 

у

 

большинства

 

людей

 

на

 

протяжении

 

всей

 

их

 

жизни

 

свой

 

произвольный

капризный

строптивый

 

и

 «

загадочный

» 

характер

Эрос

 

Платона

 

неравнозначен

 

либидо

В

 

его

 

философском

 

лексиконе

 

нет

 

слова

которое

 

выражало

 

бы

 

действие

 

механизма

 

сублимации

 — 

пе

-

реключения

 

энергии

 

влечений

 

в

 

культурное

 

творчество

У

 

австрийского

 

исследователя

 

это

 

понятие

 

не

 

имеет

 

окончательного

 

и

 

развернутого

 

ис

-

толкования

Сам

 

он

 

многократно

 

уточнял

 

и

 

пересматривал

 

свою

 

концепцию

Разве

 

у

 

человека

 

есть

 

такой

 

инстинкт

 

совершенствования

который

 

привел

 

его

 

на

 

высоту

 

современных

 

достижений

Может

 

ли

 

такой

 

инстинкт

 

позаботиться

 

о

 

дальнейшем

 

развитии

 

человека

 

в

 

сверхчеловека

Фрейд

 

относился

 

с

 

сомнением

 

к

 

такой

 

вере

Зато

 

он

 

описывал

 

механизм

 

сублимации

 

как

 

следствие

 

вытеснения

 

первичных

 

позывов

на

 

котором

 

и

 

построены

 

наивысшие

 

ценности

 

че

-

ловеческой

 

культуры

Этот

 

механизм

по

 

Фрейду

ярко

 

выраженная

 

черта

 

культурного

 

развития

Именно

 

она

 

дает

 

возможность

 

высшим

 

формам

 

психической

 

деятельности

 — 

научной

художественной

 

и

 

идеологической

 — 

играть

как

 

подчеркивает

 

Фрейд

в

 

культурной

 

жизни

 

столь

 

значительную

 

роль

Сам

 

ученый

 

говорил

что

 

под

 

влиянием

 

первого

 

впечатления

 

появляется

 

искушение

 

сказать

что

 

сублимация

 

вообще

 

есть

 

навязанная

 

культурой

 

судьба

 

первичных

 

позывов

Конечно

известное

 

сходство

 

между

 

тем

что

 

отмечалось

 

Платоном

и

 

фрейдовской

 

конструкцией

 

есть

Между

 

лестницей

 

духовного

 

восхождения

 

античного

 

мудреца

 

и

 

сублимацией

 

Фрейда

 

просматривается

 

нечто

 

общее

И

 

в

 

том

 

и

 

в

 

другом

 

случае

 

подразумевается

 

художественное

научное

 

или

 

духовное

 

творчество

Вместе

 

с

 

тем

 

указывается

что

 

способность

 

к

 

спиритуальности

 

является

 

редким

 

даром

 

и

 

не

 

обнаруживается

 

у

 

каждого

 

в

 

абсолютной

 

мере

Однако

 

Платон

 

вряд

 

ли

 

мог

 

принять

 

версию

 

Фрейда

который

 

опи

-

сывал

 

лестницу

 

эроса

 

как

 

серию

 

последовательных

 

сублимаций

Рас

-

пределение

 

либидо

 

у

 

Фрейда

 

осуществляется

 

как

 

бессознательный

 

процесс

У

 

Платона

 

же

 

именно

 

разум

 

является

 

поводырем

 

по

 

лестнице

 

эроса

Одухотворение

 — 

осмысленный

 

акт

Тяготение

 

к

 

возвышенным

 

и

 

прекрасным

 

целям

 — 

сознательный

 

выбор

 

человека

а

 

не

 

слепая

 

судьба

 

культуры

В

 

процессе

 

сублимации

 

первоначальная

 

цель

 

перекрывается

Инстинкт

 

устремляется

 

к

 

новой

 

цели

которая

 

социально

 

более

 

приемлема

Платон

 

дает

 


background image

 

59

совсем

 

иную

 

трактовку

 

этому

 

механизму

В

 

ситуации

 

духовного

 

восхождения

 

разум

 

не

 

блокирует

 

цели

 

эроса

а

 

ориентирует

 

человека

 

на

 

глубокое

 

творчество

 

и

 

бессмертие

Акт

 

сублимации

 

у

 

Фрейда

 

никогда

 

не

 

приносит

 

подлинного

 

удовлетворения

Такое

 

наслаждение

 

сулит

 

только

 

первоначальная

 

сексуальная

 

цель

Для

 

Платона

напротив

влюбленный

 

преодолевает

 

инстинкт

 

и

 

возвышается

 

навстречу

 

бессмертию

красоте

 

и

 

благу

Любовь

как

 

это

 

очевидно

предполагает

 

партнера

Подспудно

 

касаясь

 

этого

 

вопроса

 (

в

 

частности

в

 

диалоге

 «

Федр

»), 

Платон

 

исходит

 

из

 

того

что

 

объект

 

любви

 

обладает

 

несомненными

 

качествами

он

 

близок

 

к

 

возвышенным

 

идеальным

 

представлениям

 

субъекта

Фрейд

 

стоит

 

на

 

противоположных

 

позициях

обдуманный

сознательный

 

акт

 

сближения

 

маловероятен

Больше

 

внимания

 

австрийский

 

исследователь

 

уделяет

 

личности

которая

 

выступает

 

субъектом

 

сладчайшего

 

чувства

Осмысливается

 

процесс

 

развития

 

этой

 

личности

Тут

-

то

 

и

 

выясняется

что

 

влюбленный

 

демонстрирует

 

широкий

 

спектр

 

мотивов

 — 

логически

 

оправданных

 

и

 

иррациональных

очевидных

 

и

 

неуловимых

нормальных

 

и

 

невротических

 (

вплоть

 

до

 

патологии

). 

К

 

тому

 

же

 

многое

 

можно

 

понять

если

 

проследить

 

сексуальный

 

отбор

 

среди

 

животных

Где

 

тут

 

отыскать

 

духовное

 

восхождение

Платон

 

также

 

сосредоточен

 

на

 

личности

 

влюбленного

 

как

 

инициатора

 

нежного

 

чувства

Но

 

о

 

том

как

 

рождается

 

интимная

 

тяга

античный

 

философ

 

почти

 

ничего

 

не

 

сообщает

Можно

разумеется

утверждать

что

 

в

 

отдельных

 

сочинениях

 

Платона

  (

в

 

том

 

же

  «

Федре

») 

прослеживается

 

связь

 

между

 

страстью

 

влюбленного

 

и

 

его

 

переоценкой

 

своего

 

объекта

Но

 

это

 

все

 

маргинальные

 

замечания

Платон

 

распространяет

 

на

 

объекты

 

любви

 

жесткий

 

дуализм

 

своей

 

теории

 

форм

 — 

он

 

разграничивает

 

мир

 

чувственный

 

и

 

мир

 

идей

Если

 

любовь

по

 

Платону

вызвана

 

несовершенством

 

человеческих

 

существ

то

 

возникает

 

вопрос

может

 

ли

 

любить

 

бессмертное

 

и

 

совершенное

 

существо

Не

 

оказывается

 

ли

 

неоправданной

 

иллюзией

 

постулат

 

христианской

 

религии

исходящий

 

из

 

противоположного

 

убеждения

А

 

может

 

быть

возможна

 

такая

 

любовь

до

 

которой

 

иногда

  (

хотя

 

бы

 

изредка

способно

 

возвыситься

 

даже

 

человеческое

 

существо

преодолевая

 

или

 

просто

 

забывая

 

на

 

какое

-

то

 

время

 

о

 

собственной

 

конечности

Может

 

ли

вообще

 

говоря

жить

 

потребность

 

в

 

другом

Не

 

может

 

ли

 

знойное

 

пламя

 

эроса

 

освободить

 

нас

 

от

 

наших

 

несовершенств

Эмоциональное

  (

либидозное

по

 

Фрейду

отношение

 

к

 

другому

 

че

-

ловеку

 

рождается

 

нуждой

 

и

 

несовершенством

 

природы

 

человека

Но

 

Платон

 

связывает

 

выбор

 

объекта

 

любви

 

с

 

рационалистическим

точнее

 

сказать

оценочным

 

моментом

Можно

разумеется

ошибиться

 

в

 

признании

 

достоинств

 

партнера

Однако

 

сам

 

процесс

 

любви

по

 

Платону

не

 

бывает

 

иррациональным

Не

 

может

 

быть

 

любви

 

без

 

оценки

определяющей

 

наш

 

выбор

Тогда

рассуждая

 

вместе

 

с

 

Платоном

уместно

 

спросить

всегда

 

ли

 


background image

 

60

любовь

 

рациональна

 

и

 

можно

 

ли

 

рассматривать

 

теологические

 

модели

 

как

 

единственную

 

возможность

 

для

 

уяснения

 

опыта

 

любви

Платон

 

также

 

считал

что

 

ценность

 

любви

 

соразмерна

 

ценности

 

самого

 

объекта

Более

 

значимая

 

любовь

 

та

в

 

которой

 

достойный

 

партнер

 

может

 

устранить

 

человеческие

 

несовершенства

разбудить

 

и

 

направить

 

заложенные

 

в

 

нас

 

творческие

 

потенции

Но

 

тогда

 

в

 

чем

 

достоинство

 

любви

 

для

 

самого

 

ее

 

объекта

Когда

 

речь

 

идет

 

об

 

абстрактных

 

сущностях

такой

 

вопрос

 

вроде

 

бы

 

не

 

возникает

Иное

 

дело

когда

 

толкуются

 

вопросы

 

любви

 

к

 

человеческим

 

существам

Концепция

 

Платона

 

признает

 

благотворное

 

влияние

 

влюбленного

 

на

 

объект

 

его

 

страсти

Но

 

возлюбленный

 

при

 

этом

 

остается

 

абстрактным

 

источником

 

ценности

 

этой

 

любви

управляющей

 

ее

 

моделью

Что

 

же

 

выходит

 

по

 

этой

 

логике

Влечение

 

к

 

слабым

увечным

больным

неодухотворенным

бесталанным

 

лишается

 

смысла

Оно

 

не

 

допускается

 

даже

 

в

 

виде

 

абстрактной

 

возможности

Другой

 

спектр

 

метафизических

 

проблем

 

возникает

 

при

 

осмыслении

 

фрейдовской

 

концепции

 

либидо

Исследователь

 

утверждает

что

 

всякая

 

любовь

 

возникает

 

под

 

влиянием

 

сексуального

 

опыта

а

 

также

 

в

 

связи

 

с

 

отчуждением

 

инстинкта

 

от

 

объекта

 

и

 

приматом

 

бессознательного

нестихаемым

 

колоссальным

 

столкновением

 

между

 

иррациональным

 

бессознательным

 

и

 

диктатом

 

реальной

 

действительности

природы

культуры

 

и

 

цивилизации

Осмысливая

 

эту

 

проблему

американский

 

ученый

 

Герасимос

 

Сантас

 

ставит

 

череду

 

вопросов

Действительно

 

ли

 

всякая

 

любовь

 

возникает

 

из

 

бессознательного

 

и

 

иррационального

Не

 

любим

 

ли

 

мы

 

иногда

 

просто

 

потому

что

 

что

-

то

 

видим

слышим

осязаем

 

и

 

воображаем

1

Фрейдовская

 

концепция

 

либидо

 

вызывает

 

немало

 

провокативных

 

ходов

 

мысли

Всегда

 

ли

 

любовь

 

предполагает

 

переоценку

 

самого

 

себя

 

или

 

некоего

 

внешнего

 

объекта

 

и

таким

 

образом

основывается

 

на

 

иллюзии

Существуют

 

ли

 

предметы

настолько

 

наделенные

 

благом

 

и

 

красотой

что

 

возникновение

 

и

 

объяснение

 

в

 

любви

 

к

 

ним

 

не

 

нуждается

 

ни

 

в

 

каких

 

иллюзиях

Нужно

 

ли

 

находиться

 

во

 

власти

 

каких

-

либо

 

иллюзий

чтобы

 

восхищаться

 

красотой

 

творений

 

Праксителя

 

или

 

Микеланджело

А

 

главное

нужны

 

ли

 

нам

 

иллюзии

чтобы

 

любить

 

истину

Чтобы

 

осознать

что

 

вся

 

любовь

 

начинается

 

с

 

сексуальности

нужно

 

принимать

 

во

 

внимание

 

бессознательное

 

и

 

психический

 

механизм

 

перемещения

 

объекта

подавления

 

цели

 

и

 

сублимацию

В

 

этом

 

случае

 

психоаналитические

 

наблюдения

 

подтвердят

что

 

нежная

 

привязанность

 

и

 

представляющийся

 

сексуальным

 

компонент

 

романтической

 

любви

 

оказываются

 

более

 

ранними

 

подавленными

 

сексуальными

 

импульсами

То

 

же

 

относится

 

и

 

к

 

абстрактному

 

объекту

 — 

объект

 

и

 

цель

 

сублимации

 

могут

 

не

 

исключать

 

сексуального

 

компонента

поскольку

 

он

 

содержится

 

в

 

самом

 

источнике

Можно

 

ли

исходя

 

из

 

этого

утверждать

скажем

что

 

любовь

 

Дж

                                                 

1

 

Santas G.

 Plato and Freud: Two theories of love. NY., 1988.