Файл: Сумма психоанализа. Антология. Том 11.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2019

Просмотров: 4258

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

51

«

Величайшее

 

доступное

 

нам

 

наслаждение

...» 

 

П

С

Гуревич

 

 

Фрейд

 

теперь

 

доступен

Читатель

 

имеет

 

возможность

 

судить

 

о

 

нем

 

не

 

понаслышке

Однако

 

до

 

основательного

 

уяснения

 

фрейдовских

 

идей

 

еще

 

далеко

Поверхностное

 

чтение

 

не

 

позволяет

 

осмыслить

 

прогностическую

 

мощь

 

отдельных

 

фрейдовских

 

наитий

Возможно

в

 

освоении

 

наследия

 

философа

 

была

 

бы

 

полезней

 

проработка

 

отдельных

 

понятий

 

психоанализа

Психоаналитическая

 

ассоциация

 

при

 

Московском

 

независимом

 

институте

 

экологии

конфликтологии

 

и

 

открытого

 

образования

 

подготовила

 

к

 

изданию

 

данный

 

том

 

исходя

 

из

 

того

что

 

термин

  «

либидо

» 

является

 

одним

 

из

 

ключевых

 

в

 

глубинной

 

психологии

Работы

 

Фрейда

представленные

 

в

 

томе

зачастую

 

посвящены

 

кон

-

кретным

 

проблемам

 — 

феномену

 

культуры

бессознательному

человеческой

 

природе

При

 

этом

 

прежде

 

всего

 

толкуется

 

сущность

 

человеческой

 

сексуальности

Но

 

речь

 

идет

 

о

 

широком

 

диапазоне

 

человеческих

 

отношений

 

— 

о

 

любви

о

 

платоническом

 

чувстве

 

профессора

 

и

 

студентки

священника

 

и

 

его

 

прихожанки

о

 

скрытом

 

влечении

 

к

 

харизматическому

 

лидеру

о

 

психологии

 

толпы

Вот

 

почему

 

мы

 

собрали

 

разно

-

темные

 

исследования

чтобы

 

показать

как

  «

либидо

» — 

зарядная

 

сексуальная

 

энергия

 

человека

 — 

трактуется

 

в

 

разных

 

значениях

В

 

сумме

 

рождается

 

представление

 

о

 

сокровенной

 

эмоциональной

 

связи

 

между

 

людьми

Латинское

 

слово

  «

либидо

» 

означает

 

желание

влечение

стремление

Оно

 

изначально

 

многозначно

В

 

разных

 

содержательных

 

контекстах

 

смысл

 

его

 

сопрягается

 

с

 

удовольствием

кровожадностью

жаждой

 

наслаждений

произволом

 

и

 

капризом

Как

 

понятие

 

либидо

 

употреблялось

 

и

 

до

 

Фрейда

Оно

 

появилось

 

в

 

медицинской

психологической

 

и

 

затем

 

и

 

философской

 

литературе

 

во

 

второй

 

половине

 

прошлого

 

века

 

в

 

работах

 

М

Бенедикта

 

«

Электротерапия

» (1868), 

А

Молля

  «

Исследование

 

сексуального

 

влечения

» 

(1898). 

Либидо

 — 

это

 

проявление

 

полового

 

инстинкта

обостренного

 

и

 

не

-

устанного

 

сексуального

 

влечения

В

 

бессознательном

 

мы

 

обнаруживаем

 

не

 

только

 

неудовлетворенное

 

половое

 

влечение

но

 

также

 

стремление

 

к

 

преобладанию

 

и

 

власти

смятенное

 

сознание

уязвленное

 

самолюбие

неугасимую

 

обиду

 

и

 

зависть

Признавая

что

 

основная

 

идея

 

Фрейда

 

гениальна

а

 

метод

 

плодотворен

, H. A. 

Бердяев

 

считал

что

 

философ

 

придал

 

либидо

 

центральное

 

и

 

всеобъемлющее

 

значение

Так

по

 

словам

 

русского

 

мыслителя

рождается

 

ложная

 

пансексуалистическая

 

метафизика

1

В

 

расхожем

 

обвинении

 

основателю

 

психоанализа

которое

 

выражается

 

в

 

констатации

 

фрейдовского

 

фундаментального

 

метасексуализма

надо

 

бы

 

разобраться

У

 

Фрейда

 

слово

  «

либидо

» 

впервые

 

перестало

 

быть

 

чисто

 

назывным

В

 

нем

 

обозначился

 

разносторонний

 

и

 

метафизический

 

смысл

В

 

                                                 

1

 

См

Бердяев

 

Н

А

.

 

О

 

назначении

 

человека

с

. 74. 


background image

 

52

трактовке

 

понятия

 

основоположник

 

психоанализа

 

обнаружил

 

себя

 

как

 

проницательный

 

философ

 

эроса

Однако

 

именно

 

через

 

либидо

 

он

 

пытался

 

осмыслить

 

множество

 

культурных

социальных

 

и

 

антропологических

 

вопросов

В

 

мировой

 

философской

 

литературе

посвященной

 

любви

два

 

имени

 

нередко

 

соседствуют

 — 

Платон

 

и

 

Фрейд

Да

по

 

глубине

 

и

 

мощи

 

идей

направленных

 

на

 

постижение

 

феномена

австрийского

 

ученого

 

можно

 

поставить

 

рядом

 

с

 

античным

 

мудрецом

Два

 

глубочайших

 

переворота

 

в

 

постижении

 

эроса

Натолкнувшись

 

на

 

одинаковые

 

обнаружения

 

челове

-

ческой

 

природы

Платон

 

и

 

Фрейд

 

создали

 

две

 

радикально

 

противоположные

 

концепции

Один

 

стремился

 

к

 

философскому

 

истолкованию

 

эроса

другой

 — 

к

 

научному

Опыт

 

этой

 

контроверзы

 

поучителен

Читатель

 

данной

 

книги

 

сам

 

обратит

 

внимание

 

на

 

тот

 

факт

что

 

Фрейд

 

нередко

 

ссылается

 

на

  «

божественного

 

Платона

», 

пытаясь

 

отыскать

 

у

 

античного

 

мудреца

 

основу

 

для

 

собственных

 

прозрений

Тот

 

и

 

другой

 

трактуют

 

эрос

 

как

 

изначальную

 

мощную

 

страсть

Но

 

как

 

объяснить

 

это

 

поразительное

 

обнаружение

 

человеческой

 

природы

Многообразные

 

проявления

 

эроса

 — 

таинство

Их

 

нельзя

 

осознать

 

из

 

чисто

 

натуралистических

 

предпосылок

Платон

 

сразу

 

отказывается

 

от

 

такой

 

попытки

Иное

 

дело

 

Фрейд

Природа

разумеется

могла

 

позаботиться

 

о

 

том

чтобы

 

тела

 

ее

 

созданий

 

оказались

 

анатомически

 

разными

Но

 

неужели

 

разделенность

 

плоти

 

может

 

объяснить

 

огромную

 

силу

 

страсти

Трепетное

многообразное

 

и

 

неодолимое

 

влечение

 

трудно

 

выводится

 

из

 

простой

 

констатации

 — 

мужчина

 

совсем

 

иначе

 

устроен

нежели

 

женщина

Остается

 

загадкой

как

 

появился

 

половой

 

инстинкт

Фрейд

 

признает

что

 

наука

 

еще

 

мало

 

знает

 

о

 

происхождении

 

пола

Луч

 

гипотезы

сообщает

 

он

не

 

проникает

 

в

 

этот

 

мрак

 

неведения

У

 

Платона

 

вообще

 

иная

 — 

мифологическая

философская

 

конструкция

Она

 

может

 

показаться

 

наивной

надуманной

Зато

 

эта

 

версия

 

глубже

метафизичнее

Она

 

заставляет

 

обдумать

 

возможные

 

следствия

 

из

 

однажды

 

сделанного

 

допущения

Само

 

оно

 

восхитительно

когда

-

то

 

мужчина

 

и

 

женщина

 

были

 

чем

-

то

 

единым

Глубинные

 

и

 

парадоксальные

 

обнаружения

 

эроса

 — 

из

 

этого

 

первоначала

... 

Платон

 

вложил

 

в

 

уста

 

Аристофана

 

в

  «

Пире

» 

слова

которые

 

разъяс

-

няют

что

 

наше

 

тело

 

имело

 

раньше

 

совсем

 

иной

 

вид

чем

 

теперь

: «

Прежде

 

всего

люди

 

были

 

трех

 

полов

а

 

не

 

двух

как

 

ныне

, — 

мужского

 

и

 

женского

— 

ибо

 

существовал

 

еще

 

третий

 

пол

который

 

соединял

 

в

 

себе

 

признаки

 

этих

 

обоих

». 

Все

однако

у

 

этих

 

людей

 

было

 

двойным

у

 

них

значит

было

 

четыре

 

руки

 

и

 

четыре

 

ноги

два

 

лица

двойные

 

половые

 

органы

 

и

 

т

.

д

Зевса

 

уговорили

 

разделить

 

каждого

 

человека

 

на

 

две

 

части

, «

как

 

разрезают

 

перед

 

засолкой

 

ягоды

 

рябины

 

или

 

как

 

режут

 

яйцо

 

волоском

... 

И

 

вот

 

когда

 

тела

 

были

 

таким

 

образом

 

рассечены

 

пополам

каждая

 

половина

 

с

 

вожделением

 


background image

 

53

устремилась

 

к

 

другой

 

своей

 

половине

они

 

обнимались

сплетались

 

и

страстно

 

желая

 

срастись

умирали

 

от

 

голода

...»

1

 

Эрос

 

есть

 

величайшая

 

неостановимая

 

страсть

смутное

 

томление

 

по

 

единению

таинственная

 

устремленность

 

людей

обреченных

 

на

 

смерть

к

 

некоей

 

вечной

 

жизни

Влечение

 

и

 

утрата

гибель

 

и

 

обретение

... 

Эту

 

догадку

 

Платон

 

высказал

 

в

 «

Пире

» 

устами

 

пророчицы

 

Диотимы

тайна

 

всякой

 

любви

 

— 

тоска

 

по

 

вечности

стремление

 

человека

 

устоять

 

перед

 

разрушительным

 

потоком

 

времени

2

Гонимый

 

страхом

 

смерти

человек

 

возрождает

 

себя

 

в

 

другом

 

существе

Любовь

 — 

это

 

вызов

 

вечности

 

перед

 

фактом

 

человеческой

 

бренности

Согласно

 

Платону

рождение

 

пола

 — 

разрыв

 

в

 

первоначальной

единой

 

и

 

могучей

 

природе

Переживание

 

вечности

которое

 

достигается

 

в

 

эросе

обеспечивает

 

постижение

 

божества

бессмертного

 

и

 

неустранимого

Бытие

 

разделено

 

на

 

два

 

мощных

 

потока

 — 

бытие

 

во

 

времени

 

и

 

бытие

 

вне

 

всякого

 

времени

Любовь

 — 

это

 

томительное

 

чувство

 

воссоединения

 

в

 

целостное

 

бытие

в

 

одну

 

индивидуальность

Эрос

по

-

видимому

и

 

в

 

самом

 

деле

 

древнейший

 

из

 

богов

а

 

любовь

 — 

универсальное

 

чувство

Нет

 

на

 

земле

 

такой

 

культуры

где

 

бы

 

она

 

от

-

сутствовала

Эрос

 

свойствен

 

человеческой

 

природе

И

 

как

 

причудливо

 

и

 

неповторимо

 

проявляется

 

он

 

в

 

отдельной

 

судьбе

Кто

-

то

 

через

 

всю

 

жизнь

 

проносит

 

печать

 

воздержания

преобразуя

 

энергию

 

секса

 

в

 

романтические

 

чувства

Кто

-

то

напротив

в

 

полной

 

мере

 

предается

 

страстям

погружаясь

 

в

 

оргиастическую

 

стихию

Любовь

 

одухотворяет

 

не

 

только

 

родительские

 

или

 

братские

 

переживания

Она

 

питает

 

также

 

молитвенное

 

поклонение

 

Богу

Однако

несомненно

зачатки

 

самых

 

различных

 

проявлений

 

эроса

 

есть

 

в

 

каждом

 

человеке

Будучи

 

целомудренным

он

 

знает

 

подземные

 

толчки

 

страсти

Предаваясь

 

вожделению

испытывает

 

силу

 

земных

 

наваждений

Трепеща

 

от

 

дьявольских

 

внушений

обретает

 

себя

 

в

 

живой

 

любви

Ведая

 

об

 

утонченных

 

изысках

 

страсти

вместе

 

с

 

тем

 

догадывается

 

о

 

ее

 

неисчерпанности

... 

Любовные

 

чувства

 

архетипны

Но

 

культура

безусловно

оказывает

 

воздействие

 

на

 

эротику

Господствующие

 

стандарты

 

определяют

 

форму

 

массовых

 

переживаний

Аскетизм

 

замещает

 

оргиастические

 

страсти

сексуальное

 

буйство

 

то

 

и

 

дело

 

сменяется

 

целомудрием

Прослеживая

 

различные

 

культурные

 

воплощения

 

эроса

каждый

 

из

 

нас

 

может

 

отыскать

 

отзвук

 

тех

 

или

 

иных

 

страстей

будь

 

то

 

любовь

 

Суламифи

 

и

 

царя

 

Соломона

Дафниса

 

и

 

Хлои

Тристана

 

и

 

Изольды

Ромео

 

и

 

Джульетты

будь

 

то

 

чувство

испытываемое

 

маркизом

 

де

 

Садом

 

и

 

отцом

 

Сергием

 

у

 

Толстого

почтенными

 

бюргерами

 

или

 

современными

 

панками

Захваченный

 

любовным

 

экстазом

 

или

напротив

хранящий

 

целомудрие

любой

 

из

 

читателей

 

этой

 

книги

 

может

 

увидеть

 

в

 

истории

 

человечества

 

проекцию

 

собственных

 

чувств

                                                 

1

 

Платон

.

 

Соч

в

 3 

т

М

., 1970, 

т

. 2, 

с

. 111–618.

 

2

 

Там

 

же

с

. 138. 


background image

 

54

Платон

 

и

 

Фрейд

 

почувствовали

что

 

любовь

 

сопряжена

 

с

 

одухотво

-

ренностью

Однако

 

в

 

оценке

 

данного

 

феномена

 

они

 

радикально

 

разошлись

Платон

 

был

 

убежден

 

в

 

том

что

 

сексуальность

 — 

только

 

начало

 

восхождения

 

к

 

высшим

 

формам

 

духа

Фрейд

 

же

наоборот

полагал

что

 

всякого

 

рода

 

спиритуальные

 

изыски

 

есть

 

не

 

что

 

иное

как

 

добровольное

 

или

 

принудительное

 

отклонение

 

от

 

здоровой

 

сексуальности

Метафизика

 

любви

 

у

 

античных

 

любомудров

 

всегда

 

связана

 

с

 

нрав

-

ственностью

с

 

темами

 

добра

 

и

 

справедливости

Платон

 

и

 

Аристотель

 

усматривали

 

в

 

эротическом

 

чувстве

 

величайшее

 

благо

залог

 

человеческого

 

счастья

импульс

 

самого

 

разностороннего

 

человеческого

 

вдохновения

Христианские

 

же

 

мыслители

 

толковали

 

любовь

 

к

 

Богу

 

как

 

державный

 

принцип

 

добродетели

 

и

 

видели

 

в

 

ней

 

путь

 

к

 

спасению

На

 

либидо

несомненно

оказывают

 

воздействие

 

такие

 

факторы

 

культуры

как

 

восприятие

 

и

 

оценка

 

любви

отношение

 

к

 

смерти

образы

 

прекрасного

уровень

 

развития

 

психобиологических

 

знаний

отношение

 

к

 

гомосексуальности

Платону

 

в

 

отличие

 

от

 

Фрейда

 

явно

 

недостает

 

эмпирических

 

сведений

 

из

 

области

 

медицины

биологии

 

и

 

психологии

Да

 

собственно

 

и

 

культурная

 

вариативность

 

замыкалась

 

горизонтом

 

греческого

 

мира

Однако

 

метафизическое

 

постижение

 

далеко

 

не

 

всегда

 

нуждается

 

в

 

конкретных

 

научных

 

констатациях

Фрейд

 

располагал

 

обширными

 

познаниями

 

в

 

медицине

был

 

знаком

 

с

 

теорией

 

эволюции

с

 

марксистской

 

экономической

 

теорией

 

и

 

концепцией

 

антропогенеза

изучал

 

исторические

 

и

 

антропологические

 

работы

связанные

 

с

 

архаическими

 

и

 

другими

 

культурами

Однако

 

все

 

же

 

общекультурный

 

эмпирический

 

базис

 

его

 

концепции

 

был

 

обуженным

что

 

сказалось

 

на

 

его

 

взглядах

 

и

 

привело

 

к

 

последующей

 

критике

 

его

 

концепции

 

культурогенеза

 

и

 

человеческой

 

сексуальности

Первоначально

 

слово

 «

либидо

» 

у

 

Фрейда

 

выражало

 

лишь

 

сексуальное

 

влечение

Иначе

 

говоря

оно

 

не

 

имело

 

онтологической

 

глубины

Подразумевалось

 

вечное

 

присутствие

 

глубинной

 

сексуальной

 

энергии

 

в

 

биологическом

 

смысле

Это

 

походило

 

на

 

аналогичное

 

толкование

 

энергии

которое

 

со

 

времен

 

Роберта

 

Майера

 

закрепилось

 

в

 

физике

Однако

 

те

 

контексты

в

 

которых

 

возникает

 

понятие

  «

либидо

» 

у

 

Фрейда

рождает

 

философские

 

смыслы

С

 

этой

 

точки

 

зрения

 

не

 

имеет

 

значения

 

тот

 

факт

что

 

поздний

 

Фрейд

 

чаще

 

употреблял

 

понятие

 

эроса

 

в

 

сопоставлении

 

с

 

Танатосом

... 

Для

 

обозначения

 

любви

 

в

 

древнегреческом

 

языке

 

существовало

 

три

 

слова

 — «

филиа

» (

любовь

 

между

 

членами

 

семьи

 

и

 

друзьями

), «

эрос

» 

(

любовь

включающая

 

сексуальный

 

компонент

и

  «

агапе

» (

любовь

-

сострадание

выразившая

 

позже

 

суть

 

христианской

 

любви

). 

С

 

этой

 

точки

 

зрения

 

появление

 

еще

 

одного

 

слова

 

в

 

теоретическом

 

и

 

обыденном

 

лексиконе

 

нашего

 

столетия

 — «

либидо

» — 

выражает

 

некоторые

 

общекультурные

 

процессы

разделяющие

 

историческое

 

пространство

 

от

 

Платона

 

до

 

Фрейда

В

 

западной

 

культуре

 

между

 IV 

в

до

 

н

э

и

 

началом

 

нашего

 

столетия

 

произошли

 

немалые

 

культурные

 

трансформации

Так

можно

 

сослаться

 

на

 


background image

 

55

рождение

 

иудео

-

христианской

 

традиции

 

с

 

ее

 

основной

 

темой

 

любви

 

между

 

Богом

 

и

 

человеком

на

 

все

 

многообразие

 

форм

 

сплетения

 

эротической

 

и

 

христианской

 

любви

 

в

 

концепциях

 

философов

 

от

 

Августина

 

до

 

Фомы

 

Аквинского

на

 

традиции

 

рыцарской

куртуазной

 

и

 

романтической

 

любви

 

в

 

искусстве

 

и

 

литературе

на

 

солидный

 

багаж

 

конкретных

 

биологических

 

и

 

медицинских

 

познаний

 

человечества

В

 

этом

 

контексте

 

можно

 

говорить

 

о

 

том

что

 

концепция

 

либидо

 

Фрейда

 

радикально

 

противоположна

 

теории

 

эроса

 

Платона

Платон

хотя

 

и

 

догадывался

 

о

 

глубинах

 

сознания

не

 

создал

разу

-

меется

теории

 

бессознательного

 

и

 

детской

 

сексуальности

Его

 

инстру

-

ментарий

 — 

рациональная

 

психология

метафизические

 

теории

 

форм

представления

 

о

 

бессмертии

 

души

 

и

 

отличии

 

человека

имеющего

 

дар

 

разума

от

 

животного

Он

 

продвигался

 

к

 

выводам

 

не

 

через

 

эмпирический

 

факт

гипотезу

 

и

 

аргументацию

 

к

 

общей

 

констатации

а

 

наоборот

Эмпирической

 

проверке

 

его

 

воззрения

 

не

 

подлежали

Платоновское

 

истолкование

 

понятий

 

блага

красоты

 

и

 

человеческого

 

разума

 

теологично

Мог

 

ли

 

Платон

 

выразить

 

глубинное

 

таинство

 

любви

 

и

 

ее

 

врожденную

 

иррациональность

Можно

 

сказать

что

 

в

 

диалоге

 «

Федр

» 

античный

 

философ

 

впрямую

 

говорит

 

о

 

безумии

 

эротики

Чтобы

 

осознать

 

безрассудство

 

сексуальности

необязательно

 

заглядывать

 

в

 

недра

 

психики

Можно

 

направить

 

взор

 

в

 

глубины

 

мифа

Да

эрос

 — 

это

 

неистовство

безрассудство

Но

 

в

 

нем

 

не

 

только

 

это

... 

Способно

 

ли

 

человечество

 

обойтись

 

без

 

любви

Рождающаяся

 

в

 XVII 

в

эпоха

 

рациональности

 

отвечает

 

однозначно

может

Ф

Бэкон

 

оценивает

 

эрос

 

как

 

безумие

. «

Можно

 

заметить

, — 

пишет

 

он

, — 

что

 

среди

 

всех

 

великих

 

людей

  (

древних

 

или

 

современных

о

 

которых

 

сохранилась

 

память

), 

нет

 

ни

 

одного

который

 

был

 

бы

 

увлечен

 

любовью

 

до

 

безумия

это

 

говорит

 

о

 

том

что

 

великие

 

умы

 

и

 

великие

 

дела

действительно

не

 

допускают

 

развития

 

этой

 

страсти

свойственной

 

слабым

»

1

. «

Лучше

 

поступает

 

тот

кто

 

при

 

невозможности

 

не

 

допустить

 

любви

 

удерживает

 

ее

 

в

 

подобающем

 

ей

 

месте

 

и

 

полностью

 

отделяет

 

от

 

своих

 

серьезных

 

дел

 

и

 

действий

 

в

 

жизни

ибо

 

если

 

она

 

вмешивается

 

в

 

дела

то

 

взбаламучивает

 

судьбы

 

людей

 

так

 

сильно

что

 

те

 

не

 

могут

 

оставаться

 

верными

 

собственным

 

целям

»

2

Что

 

может

 

противостоять

 

любви

Только

 

кристально

 

ясный

 

ум

Ни

 

один

 

из

 

древних

 

людей

 

не

 

позволил

 

себе

 

впасть

 

в

 

беспамятство

 

от

 

этого

 

чувства

... 

Платон

 

же

 

подчеркивает

 

не

 

столько

 

сумасшествие

 

эроса

сколько

 

его

 

одухотворенность

Он

 

раскрыл

 

творческий

 

потенциал

 

любви

 

в

 

искусстве

 

и

 

науке

представил

 

лучшие

 

виды

 

любви

 

как

 

устремление

 

к

 

бессмертию

 

и

 

благу

Эрос

 

вовсе

 

не

 

является

 

у

 

Платона

 

импульсом

истоком

 

всякой

 

любви

Он

 

прежде

 

всего

 

реконструировал

 

модель

 

телесной

 

красоты

 

и

 

привлекательности

постулировал

 

потребность

 

физического

 

соединения

 

и

 

воспроизводства

На

 

эту

 

модель

 

проецировалась

 

позже

 

иная

продиктованная

 

                                                 

1

 

Бэкон

 

Ф

О

 

любви

. — 

Эрос

 (

сб

под

 

ред

П

С

Гуревича

). 

М

., 1992, 

с

. 47. 

2

 

Там

 

же

 

с

. 48.