Файл: Сумма психоанализа. Антология. Том 11.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2019

Просмотров: 4261

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

61

С

Милля

 

к

 

свободе

 

сексуальна

И

 

если

 

дело

 

обстоит

 

именно

 

так

изменит

 

ли

 

это

 

хотя

 

на

 

йоту

 

ценность

 

этой

 

любви

 

или

 

его

 

убедительных

 

выступлений

 

в

 

защиту

 

свободы

Есть

 

ли

 

у

 

нас

 

вообще

 

ясное

 

представление

 

о

 

психическом

 

механизме

 

подавления

 

цели

предполагаемых

 

трансформациях

 

сексуальных

 

импульсов

 

в

 

привязанность

а

 

также

 

о

 

сублимации

Сам

 

Фрейд

 

признавал

что

 

такого

 

представления

 

у

 

нас

 

нет

Наверное

это

 

парадоксально

что

 

Фрейд

 

раскрывает

 

понятие

 

либидо

 

применительно

 

к

 

психологии

 

массовых

 

политических

 

движений

Его

 

работа

 

«

Массовая

 

психология

 

и

 

анализ

 

человеческого

 

Я

 

написана

 

в

 

связи

 

с

 

изданием

 

работы

 

Ле

 

Бона

 «

Психология

 

толпы

». 

Фрейд

 

утверждает

что

 

в

 

психической

 

жизни

 

человека

 

всегда

 

присутствует

  «

другой

». 

С

 

этого

 

начинается

 

рассуждение

 

о

 

межчеловеческих

 

узах

имеющих

 

эротическую

 

подоснову

О

 

чем

 

размышляет

 

Фрейд

В

 

частности

и

 

о

 

том

что

 

же

 

такое

 «

масса

», 

чем

 

приобретает

 

она

 

способность

 

так

 

решающе

 

влиять

 

на

 

жизнь

 

отдельного

 

человека

 

и

 

в

 

чем

 

состоит

 

душевное

 

изменение

к

 

которому

 

она

 

человека

 

вынуждает

И

 

тут

 

обнаруживается

 

вывод

который

 

сегодня

 

постоянно

 

воспринимается

 

как

 

актуальный

сознательная

 

умственная

 

жизнь

 

представляет

 

собой

 

лишь

 

довольно

 

незначительную

 

часть

 

бессознательной

 

душевной

 

жизни

Масса

по

 

Фрейду

импульсивна

изменчива

 

и

 

возбудима

Ею

 

почти

 

исключительно

 

руководит

 

бессознательное

Масса

 

легковерна

 

и

 

чрезвычайно

 

легко

 

поддается

 

влиянию

она

 

некритична

Неправдоподобного

 

для

 

нее

 

не

 

существует

И

 

еще

масса

 — 

послушное

 

стадо

которое

 

не

 

в

 

силах

 

жить

 

без

 

господина

У

 

нее

 

такая

 

жажда

 

подчинения

что

 

она

 

инстинктивно

 

подчиняется

 

каждому

кто

 

назовет

 

себя

 

ее

 

властелином

В

 

наших

 

современных

 

политических

 

программах

в

 

новейших

 

ма

-

нифестах

 

и

 

размежеваниях

 

все

 

чаще

 

возникает

 

малопривлекательный

 

образ

 

двуногого

выпавшего

 

из

 

лона

 

человечества

Винтика

примеривающего

 

на

 

себя

 

грозный

 

мундир

Приводного

 

ремня

вообразившего

 

себя

 

мотором

Маячит

 

угроза

 

диктатуры

 

индивида

готового

 

решать

 

свои

 

жизненные

 

проблемы

 

по

 

естественному

 

разумению

, — 

делить

 

оставшееся

 

довольствие

выносить

 

смертные

 

приговоры

освистывать

 

инакомыслящих

Люмпенизированный

утративший

 

социальные

 

связи

 

человек

 

легко

 

обживается

 

в

 

толпе

в

 

стае

Грозные

 

вести

 

такого

 

рода

 

идут

 

отовсюду

Сегодня

 

толпа

 

приближается

 

к

 

складу

завтра

 — 

к

 

окраине

где

 

живут

 

инородцы

или

 

к

 

поднадоевшему

 

монументу

послезавтра

 — 

берет

 

в

 

руки

 

оружие

... 

Парадокс

 

именно

 

в

 

том

 

и

 

состоит

что

 

человеческие

 

связи

 

рвутся

 

именно

 

там

где

 

есть

 

неразличимое

 

множество

 

конфликтующих

 

воль

Коллективистский

 

инстинкт

фантом

 

общности

 

без

 

труда

 

превращается

 

в

 

групповой

 

эгоизм

в

 

диктат

 

индивидуализма

Рой

 

пчел

 

сохраняет

 

порядок

 

благодаря

 

присутствию

 

королевы

Это

 

образ

 

Карла

 

Ясперса

Мы

 

тоже

 

не

 

обретаем

 

душевного

 

равновесия

пока

 

не

 

отыщем

 

очередного

 

идола

Но

 

вот

 

что

 

поражает

политические

 

лидеры

 

вообще

 

перестали

 

соотносить

 

свою

 

популярность

 

с

 

реальными

 

делами


background image

 

62

 

Имидж

 

кроится

 

совсем

 

по

 

другим

 

меркам

 — 

против

 

кого

 

и

 

с

 

кем

 

новоиспеченный

 

вожак

У

 

всех

 

наших

 

лидеров

оказывается

есть

 

бездна

 

зловредных

 

про

-

тивников

А

 

с

 

врагами

 

не

 

договариваются

не

 

сотрудничают

Их

 

изобличают

изо

 

всех

 

сил

 

стараясь

 

вызвать

 

ярость

 

масс

 

в

 

расчете

 

на

 

скорую

 

помощь

 

слепых

 

инстинктов

Мы

 

поклоняемся

 

сегодня

 

не

 

идее

не

 

закону

не

 

экономической

 

целесообразности

а

 

только

 

кумиру

Психология

 

шестерки

завороженной

 

паханом

Толпа

 

жадно

 

внемлет

 

тому

кто

 

обнажает

 

общественные

 

язвы

Программы

 

едва

 

ли

 

не

 

всех

 

новых

 

партий

 

начинаются

 

с

 

ликующего

 

описания

 

бездны

куда

 

мы

 

летим

Не

 

беда

что

 

эти

 

болячки

 

окружают

 

нас

 

повсеместно

Сейчас

 

я

 

заворожен

 

голосом

 

кумира

Он

 

рассказывает

 

мне

 

не

 

о

 

том

как

 

спасти

 

страну

а

 

о

 

том

кого

 

следует

 

истребить

Истомленное

 

сердце

 

преисполняется

 

сладостным

 

предчувствием

 

погони

 

и

 

возмездия

Либидо

по

 

словам

 

Фрейда

это

 

термин

 

из

 

области

 

учения

 

об

 

аффективности

Сущность

 

массы

 

австрийский

 

психиатр

 

усматривает

 

в

 

ее

 

либидозных

 

связях

На

 

это

 

указывает

 

и

 

феномен

 

паники

который

как

 

обнаруживается

лучше

 

всего

 

изучать

 

на

 

военных

 

массах

Дело

 

в

 

том

что

 

паника

 

возникает

когда

 

масса

 

разлагается

Ужас

 

предполагает

 

ослабление

 

либидозной

 

структуры

 

массы

Фрейд

 

прав

в

 

морфологии

 

массы

 

есть

 

еще

 

много

 

вопросов

которые

 

следовало

 

бы

 

изучить

«

Народ

 

несется

 

толпою

», — 

это

 

ремарка

 

Пушкина

Так

 

характери

-

зуется

 

очередное

 

общественное

 

прозрение

которому

 

масса

 

обязана

 

очередным

 

знатным

 

провокатором

Нам

 

сегодня

 

гораздо

 

больше

чем

 

Фрейду

известно

 

о

 

способности

 

толпы

 

к

 

бессмысленному

 

разрушению

О

 

возможности

 

ее

 

натравливания

 

на

 

людей

Своевольный

 

индивид

 

наших

 

дней

 

отказывается

 

признать

 

право

если

 

оно

 

не

 

выражает

 

его

 

вожделений

Под

 

видом

 

культа

 

человека

 

отвергается

 

все

что

 

не

 

совмещается

 

с

 

его

 

собственным

 

жизненным

 

пониманием

В

 

социальной

 

организации

 

ему

 

грезится

 

только

 

насилие

 

над

 

ним

В

 

чужой

 

нации

 

он

 

клеймит

 

странные

 

обычаи

 

и

 

опасную

 

кровь

В

 

христианских

 

заповедях

 

усматривает

 

абстрактную

 

мудрость

совершенно

 

непригодную

 

для

 

повседневности

Там

где

 

толпа

там

 

и

 

миф

В

 

нем

 

воплощаются

 

тайные

 

вожделения

 

человека

в

 

частности

его

 

галлюцинаторный

 

опыт

 

и

 

драматургия

 

бес

-

сознательного

Индивиду

 

психологически

 

неуютно

 

в

 

разорванном

расколотом

 

мире

Он

 

интуитивно

 

тянется

 

к

 

нерасчлененному

 

миро

-

ощущению

Миф

 

освящает

 

человеческое

 

существование

придает

 

ему

 

смысл

 

и

 

надежду

Вот

 

почему

 

люди

 

так

 

часто

 

отступают

 

от

 

трезвой

 

мысли

отдавая

 

предпочтение

 

миру

 

мечты

Миф

таким

 

образом

является

 

тем

 

шагом

при

 

помощи

 

которого

по

 

мысли

 

Фрейда

отдельный

 

индивид

 

выходит

 

из

 

массовой

 

психологии

Первым

 

мифом

несомненно

был

 

миф

 

психологический

миф

 

героический

Лживость

 

мифа

 

завершается

 

обожествлением

 

героя

Толпа

 

делегирует

 

популистских

 

лидеров

Они

 

балансируют

 

на

 

разливах

 

народного

 

возмущения


background image

 

63

Идеи

 

Фрейда

 

относительно

 

либидо

 

получили

 

последующую

 

разработку

 

у

 

его

 

последователей

Так

К

Г

Юнг

 

для

 

создания

 

целостной

 

психологии

 

пытался

 

сопоставить

 

собственную

 

концепцию

 

либидо

 

с

 

символизмом

который

 

объединяет

 

онто

и

 

филогенез

 

интеллекта

Он

 

показывает

как

 

архетипы

проявляясь

 

вовне

разворачиваются

модифицируются

 

в

 

истории

 

культур

 

в

 

виде

 

фольклорных

мифологических

религиозных

художественных

 

образов

которые

 

оказываются

 

символами

 

бессознательного

Заслуга

 

Фрейда

по

 

мнению

 

русского

 

философа

 

Б

.

П

.

Вышеславцева

в

 

его

 

открытии

 

эротической

 

природы

 

подсознания

Вместе

 

с

 

тем

 

возникла

 

потребность

 

расширить

 

концептуальное

 

понимание

 

либидо

.  

Необходимость

 

этого

 

сознают

 

все

 

значительные

 

мыслители

вышедшие

 

из

 

Фрейда

Юнг

 

понимает

 

либидо

 

как

 

основную

 

психическую

 

энергию

соответствующую

 

в

 

области

 

психического

 

бытия

 

тому

что

 

называется

 

энергией

 

в

 

физике

Ш

.

Бодуэн

 

предлагает

 

для

 

этой

 

основной

 

душевной

 

потенции

 

термин

 «

эмоциональный

 

потенциал

». 

Для

 

А

.

Адлера

 

эта

 

движущая

 

пружина

 

души

 

есть

 

жажда

 

власти

 

и

 

господства

1

Культура

 

человечества

по

 

Фрейду

является

 

сублимацией

 

сексу

-

ального

Вот

 

во

 

что

 

преображается

 

подсознательная

 

жажда

 

жизни

полноты

 

и

 

блаженства

 
 

Фрейд

 

З

Либидо

М

., 1996, 

с

. 3–15 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 

1

 

См

Вышеславцев

 

Б

П

.

 

Этика

 

преображенного

 

Эроса

М

., 1994, 

с

. 46.

 


background image

 

64

История

 

российского

 

психоанализа

 

и

 

проблемы

 

ее

 

периодизации

 

 

В

И

Овчаренко

 

 
 

Создание

 

и

 

распространение

 

психоаналитического

 

учения

 

З

Фрейда

 

и

 

его

 

последователей

 

является

 

одним

 

из

 

наиболее

 

значительных

 

событий

 

духовной

 

жизни

 XX 

в

Осознание

 

этого

 

исторического

 

факта

 — 

независимо

 

от

 

отношения

 

к

 

З

Фрейду

 

и

 

его

 

идеям

 — 

естественно

 

предполагает

 

необходимость

 

достижения

 

адекватного

 

понимания

 

и

 

соответствующей

 

интерпретации

 

психоанализа

 

во

 

всех

 

его

 

измерениях

В

 

общем

 

история

 

психоанализа

психоаналитического

 

движения

 

изучена

 

довольно

 

полно

хотя

 

в

 

силу

 

ряда

 

причин

 

и

 

обстоятельств

 

она

 

отнюдь

 

не

 

свободна

 

от

 

различных

 

лакун

Пожалуй

наиболее

 

значительной

 

из

 

них

 

является

 

история

 

российского

 

психоанализа

развивавшегося

 

в

 

стране

где

 

в

 

начале

 

века

 

работы

 

З

Фрейда

 

переводились

 

и

 

публиковались

 

наиболее

 

оперативно

 

и

 

представительно

а

 

психоаналитические

 

идеи

 

нашли

 

отклик

 

у

 

специалистов

 

и

 

общественности

хотя

 

содержание

 

и

 

направленность

 

российского

 

менталитета

 

не

 

совпадали

 

с

 

сущностью

 

психоаналитической

 

трактовки

 

человека

 

и

 

культуры

До

 

недавнего

 

времени

 

исследования

 

и

 

работы

 

по

 

истории

 

российского

 

психоанализа

носившие

 

преимущественно

 

приватный

 

характер

осуществлялись

 

почти

 

исключительно

 

зарубежными

 

специалистами

1

которые

несмотря

 

на

 

заведомую

 

слабость

 

источниковедческой

 

базы

все

 

же

 

сумели

 

получить

 

результаты

представляющие

 

значительный

 

научный

 

интерес

Политика

 

гласности

 

и

 

информационный

 

прорыв

осуществленный

 

в

 

России

 

во

 

второй

 

половине

 80-

х

 — 90-

е

 

годы

 XX 

в

., 

позволили

 

отечественным

 

ученым

 

ввести

 

в

 

научный

 

оборот

 

значительный

 

ряд

 

новых

 

документов

материалов

 

и

 

идей

2

совокупность

 

которых

 

предоставляет

 

возможность

 

выработать

 

общее

 

предварительное

 

представление

 

об

 

истории

 

российского

 

психоанализа

В

 

этой

 

связи

 

одной

 

из

 

основных

 

задач

 

ныне

 

становится

 

создание

 

систематизированного

 

представления

 

о

 

путях

 

формирования

 

и

 

ходе

 

развития

 

российского

 

психоанализа

Решение

 

этой

 

задачи

 

естественно

 

предполагает

 

осуществление

 

хронологической

 

систематизации

 

имеющегося

 

исторического

 

материала

 

и

 

создание

 

периодизации

 

истории

 

российского

 

психоанализа

 

как

 

                                                 

1

 

Ж

оровски

 

Дж

., 

Каротенуто

 

А

., 

Левитин

 

В

., 

Лобнер

 X., 

Лотан

 

Ц

., 

Люнгрен

 

М

., 

Максимов

 

И

., 

Марти

 

Ж

., 

Менсон

 

И

., 

Миллер

 

М

., 

Михалевич

 

А

., 

Палмер

 

Дж

., 

Раис

 

Дж

., 

Ранкур

-

Лаферьер

 

Д

., 

Рудинеско

 

Э

и

 

др

.

 

2

 

Белкин

 

А

И

., 

Давыдова

 

М

И

., 

Лейбин

 

В

М

., 

Литвинов

 A. B., 

Овчаренко

 

В

И

., 

Пружинина

 A. A., 

Пружинин

 

Б

И

., 

Харитонов

 

А

Н

., 

Эткинд

 

А

М

и

 

др

См

.: 

Белкин

 

А

И

., 

Литвинов

 A. B.

 

К

 

истории

 

психоанализа

 

в

 

Советской

 

России

. — 

Российский

 

психоаналитический

 

вестник

М

., 1992, 

2, 

с

. 24–32; 

Овчаренко

 

В

И

Психоанализ

 

в

 

России

Документы

 

и

 

материалы

Овчаренко

 

В

И

Психоаналитический

 

глоссарий

Мн

., 1994, 

с

. 243–287. 


background image

 

65

необходимого

 

и

 

неизбежного

 

момента

 

и

 

основы

 

его

 

понимания

 

и

 

объяснения

Работа

 

такого

 

рода

 

всегда

 

сопряжена

 

с

 

преодолением

 

ряда

 

трудностей

порождаемых

 

фрагментарностью

 

и

 

неполнотой

 

исторической

 

информации

наличием

 

различных

 

легенд

 

и

 

мифов

а

 

также

 

с

 

определением

 

целей

задач

критериев

доминирующих

 

тенденций

хронологических

 

рубежей

 

периодизации

 

и

 

т

.

д

Предпосылкой

 

решения

 

проблемы

 

оснований

 

периодизации

 

выступает

 

понимание

 

того

что

 

многомерная

 

история

 

российского

 

психоанализа

 

является

 

лишь

 

одним

 

из

 

микроэлементов

 

трагической

 

истории

 

народа

 

и

 

страны

В

 

силу

 

этого

 

обстоятельства

 

в

 

качестве

 

универсального

 

критерия

 

периодизации

 

истории

 

российского

 

психоанализа

 

могут

 

быть

 

приняты

 

ос

-

новное

 

содержание

 

развития

 

и

 

доминирующая

 

форма

 

существования

 

психоанализа

 

в

 

социокультурной

 

среде

Понимание

 

периодизации

 

как

 

условного

 

деления

 

какого

-

либо

 

исторического

 

процесса

 

на

 

хронологические

 

периоды

 

соответственно

 

их

 

сущностным

 

сходным

 

признакам

 

и

 

качественно

 

отличительным

 

особенностям

определяемым

 

в

 

зависимости

 

от

 

избранного

 

критерия

позволяет

 

принять

 

в

 

качестве

 

единого

 

принципа

 

и

 

признака

 

разграничения

 

периодов

 

последовательную

 

смену

 

доминирующих

 

тенденций

 

развития

 

российского

 

психоанализа

 

в

 

его

 

единстве

 

и

 

многообразии

Пролонгированный

 

и

 

многомерный

 

характер

 

смены

 

одних

 

доминирующих

 

тенденций

 

другими

 

определяет

 

естественную

 

относитель

-

ность

 

границ

 

между

 

ними

а

 

следовательно

и

 

относительность

 

границ

 

между

 

периодами

 — 

хронологические

 

рубежи

 

всегда

 

имеют

 

искусственный

конвенциональный

 

и

 

символический

 

характер

Исходя

 

из

 

логики

 

развития

 

российского

 

психоанализа

 

и

 

методологии

 

его

 

истории

позволительно

 

полагать

что

 

в

 

качестве

 

основных

 

хронологических

 

рубежей

 

периодизации

 

истории

 

российского

 

психоанализа

 

могут

 

быть

 

приняты

 1904, 1910, 1914, 1922, 1932, 1956 

и

 1989 

гг

Таким

 

образом

в

 

общем

 

история

 

российского

 

психоанализа

 

может

 

быть

 

представлена

 

в

 

виде

 

семи

 

основных

 

периодов

в

 

совокупности

 

охватывающих

 

временной

 

интервал

 

около

 100 

лет

с

 

начала

 XX 

в

вплоть

 

до

 

настоящего

 

времени

 

Периоды

 

истории

 

российского

 

психоанализа

 

 
1. 

Просветительский

             1904–1910 

2. 

Адаптационный

  

 

1910–1914 

3. 

Дезинтеграционный

            1914–1922 

4. 

Институциональный

    

1922–1932 

5. 

Латентный

  

 

          1932–1956 

6. 

Билатеральный

  

 

1956–1989 

7. 

Интеграционный

  

 

с

 1989 

по

 

н

/

время