ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2019
Просмотров: 4342
Скачиваний: 6
61
С
.
Милля
к
свободе
сексуальна
?
И
если
дело
обстоит
именно
так
,
изменит
ли
это
хотя
на
йоту
ценность
этой
любви
или
его
убедительных
выступлений
в
защиту
свободы
?
Есть
ли
у
нас
вообще
ясное
представление
о
психическом
механизме
подавления
цели
,
предполагаемых
трансформациях
сексуальных
импульсов
в
привязанность
,
а
также
о
сублимации
?
Сам
Фрейд
признавал
,
что
такого
представления
у
нас
нет
.
Наверное
,
это
парадоксально
,
что
Фрейд
раскрывает
понятие
либидо
применительно
к
психологии
массовых
политических
движений
.
Его
работа
«
Массовая
психология
и
анализ
человеческого
Я
написана
в
связи
с
изданием
работы
Ле
Бона
«
Психология
толпы
».
Фрейд
утверждает
,
что
в
психической
жизни
человека
всегда
присутствует
«
другой
».
С
этого
начинается
рассуждение
о
межчеловеческих
узах
,
имеющих
эротическую
подоснову
.
О
чем
размышляет
Фрейд
?
В
частности
,
и
о
том
,
что
же
такое
«
масса
»,
чем
приобретает
она
способность
так
решающе
влиять
на
жизнь
отдельного
человека
и
в
чем
состоит
душевное
изменение
,
к
которому
она
человека
вынуждает
?
И
тут
обнаруживается
вывод
,
который
сегодня
постоянно
воспринимается
как
актуальный
:
сознательная
умственная
жизнь
представляет
собой
лишь
довольно
незначительную
часть
бессознательной
душевной
жизни
.
Масса
,
по
Фрейду
,
импульсивна
,
изменчива
и
возбудима
.
Ею
почти
исключительно
руководит
бессознательное
.
Масса
легковерна
и
чрезвычайно
легко
поддается
влиянию
,
она
некритична
.
Неправдоподобного
для
нее
не
существует
.
И
еще
:
масса
—
послушное
стадо
,
которое
не
в
силах
жить
без
господина
.
У
нее
такая
жажда
подчинения
,
что
она
инстинктивно
подчиняется
каждому
,
кто
назовет
себя
ее
властелином
.
В
наших
современных
политических
программах
,
в
новейших
ма
-
нифестах
и
размежеваниях
все
чаще
возникает
малопривлекательный
образ
двуногого
,
выпавшего
из
лона
человечества
.
Винтика
,
примеривающего
на
себя
грозный
мундир
.
Приводного
ремня
,
вообразившего
себя
мотором
.
Маячит
угроза
диктатуры
индивида
,
готового
решать
свои
жизненные
проблемы
по
естественному
разумению
, —
делить
оставшееся
довольствие
,
выносить
смертные
приговоры
,
освистывать
инакомыслящих
.
Люмпенизированный
,
утративший
социальные
связи
человек
легко
обживается
в
толпе
,
в
стае
.
Грозные
вести
такого
рода
идут
отовсюду
.
Сегодня
толпа
приближается
к
складу
,
завтра
—
к
окраине
,
где
живут
инородцы
,
или
к
поднадоевшему
монументу
,
послезавтра
—
берет
в
руки
оружие
...
Парадокс
именно
в
том
и
состоит
,
что
человеческие
связи
рвутся
именно
там
,
где
есть
неразличимое
множество
конфликтующих
воль
.
Коллективистский
инстинкт
,
фантом
общности
без
труда
превращается
в
групповой
эгоизм
,
в
диктат
индивидуализма
.
Рой
пчел
сохраняет
порядок
благодаря
присутствию
королевы
.
Это
образ
Карла
Ясперса
.
Мы
тоже
не
обретаем
душевного
равновесия
,
пока
не
отыщем
очередного
идола
.
Но
вот
что
поражает
:
политические
лидеры
вообще
перестали
соотносить
свою
популярность
с
реальными
делами
.
62
Имидж
кроится
совсем
по
другим
меркам
—
против
кого
и
с
кем
новоиспеченный
вожак
.
У
всех
наших
лидеров
,
оказывается
,
есть
бездна
зловредных
про
-
тивников
.
А
с
врагами
не
договариваются
,
не
сотрудничают
.
Их
изобличают
,
изо
всех
сил
стараясь
вызвать
ярость
масс
в
расчете
на
скорую
помощь
слепых
инстинктов
.
Мы
поклоняемся
сегодня
не
идее
,
не
закону
,
не
экономической
целесообразности
,
а
только
кумиру
.
Психология
шестерки
,
завороженной
паханом
.
Толпа
жадно
внемлет
тому
,
кто
обнажает
общественные
язвы
.
Программы
едва
ли
не
всех
новых
партий
начинаются
с
ликующего
описания
бездны
,
куда
мы
летим
.
Не
беда
,
что
эти
болячки
окружают
нас
повсеместно
.
Сейчас
я
заворожен
голосом
кумира
.
Он
рассказывает
мне
не
о
том
,
как
спасти
страну
,
а
о
том
,
кого
следует
истребить
.
Истомленное
сердце
преисполняется
сладостным
предчувствием
погони
и
возмездия
.
Либидо
,
по
словам
Фрейда
,
это
термин
из
области
учения
об
аффективности
.
Сущность
массы
австрийский
психиатр
усматривает
в
ее
либидозных
связях
.
На
это
указывает
и
феномен
паники
,
который
,
как
обнаруживается
,
лучше
всего
изучать
на
военных
массах
.
Дело
в
том
,
что
паника
возникает
,
когда
масса
разлагается
.
Ужас
предполагает
ослабление
либидозной
структуры
массы
.
Фрейд
прав
:
в
морфологии
массы
есть
еще
много
вопросов
,
которые
следовало
бы
изучить
.
«
Народ
несется
толпою
», —
это
ремарка
Пушкина
.
Так
характери
-
зуется
очередное
общественное
прозрение
,
которому
масса
обязана
очередным
знатным
провокатором
.
Нам
сегодня
гораздо
больше
,
чем
Фрейду
,
известно
о
способности
толпы
к
бессмысленному
разрушению
.
О
возможности
ее
натравливания
на
людей
.
Своевольный
индивид
наших
дней
отказывается
признать
право
,
если
оно
не
выражает
его
вожделений
.
Под
видом
культа
человека
отвергается
все
,
что
не
совмещается
с
его
собственным
жизненным
пониманием
.
В
социальной
организации
ему
грезится
только
насилие
над
ним
.
В
чужой
нации
он
клеймит
странные
обычаи
и
опасную
кровь
.
В
христианских
заповедях
усматривает
абстрактную
мудрость
,
совершенно
непригодную
для
повседневности
.
Там
,
где
толпа
,
там
и
миф
.
В
нем
воплощаются
тайные
вожделения
человека
,
в
частности
,
его
галлюцинаторный
опыт
и
драматургия
бес
-
сознательного
.
Индивиду
психологически
неуютно
в
разорванном
,
расколотом
мире
.
Он
интуитивно
тянется
к
нерасчлененному
миро
-
ощущению
.
Миф
освящает
человеческое
существование
,
придает
ему
смысл
и
надежду
.
Вот
почему
люди
так
часто
отступают
от
трезвой
мысли
,
отдавая
предпочтение
миру
мечты
.
Миф
,
таким
образом
,
является
тем
шагом
,
при
помощи
которого
,
по
мысли
Фрейда
,
отдельный
индивид
выходит
из
массовой
психологии
.
Первым
мифом
,
несомненно
,
был
миф
психологический
,
миф
героический
.
Лживость
мифа
завершается
обожествлением
героя
.
Толпа
делегирует
популистских
лидеров
.
Они
балансируют
на
разливах
народного
возмущения
.
63
Идеи
Фрейда
относительно
либидо
получили
последующую
разработку
у
его
последователей
.
Так
,
К
.
Г
.
Юнг
для
создания
целостной
психологии
пытался
сопоставить
собственную
концепцию
либидо
с
символизмом
,
который
объединяет
онто
-
и
филогенез
интеллекта
.
Он
показывает
,
как
архетипы
,
проявляясь
вовне
,
разворачиваются
,
модифицируются
в
истории
культур
в
виде
фольклорных
,
мифологических
,
религиозных
,
художественных
образов
,
которые
оказываются
символами
бессознательного
.
Заслуга
Фрейда
,
по
мнению
русского
философа
Б
.
П
.
Вышеславцева
,
в
его
открытии
эротической
природы
подсознания
.
Вместе
с
тем
возникла
потребность
расширить
концептуальное
понимание
либидо
.
Необходимость
этого
сознают
все
значительные
мыслители
,
вышедшие
из
Фрейда
.
Юнг
понимает
либидо
как
основную
психическую
энергию
,
соответствующую
в
области
психического
бытия
тому
,
что
называется
энергией
в
физике
.
Ш
.
Бодуэн
предлагает
для
этой
основной
душевной
потенции
термин
«
эмоциональный
потенциал
».
Для
А
.
Адлера
эта
движущая
пружина
души
есть
жажда
власти
и
господства
1
.
Культура
человечества
,
по
Фрейду
,
является
сублимацией
сексу
-
ального
.
Вот
во
что
преображается
подсознательная
жажда
жизни
,
полноты
и
блаженства
.
Фрейд
З
.
Либидо
.
М
., 1996,
с
. 3–15
1
См
.
Вышеславцев
Б
.
П
.
Этика
преображенного
Эроса
.
М
., 1994,
с
. 46.
64
История
российского
психоанализа
и
проблемы
ее
периодизации
В
.
И
.
Овчаренко
Создание
и
распространение
психоаналитического
учения
З
.
Фрейда
и
его
последователей
является
одним
из
наиболее
значительных
событий
духовной
жизни
XX
в
.
Осознание
этого
исторического
факта
—
независимо
от
отношения
к
З
.
Фрейду
и
его
идеям
—
естественно
предполагает
необходимость
достижения
адекватного
понимания
и
соответствующей
интерпретации
психоанализа
во
всех
его
измерениях
.
В
общем
история
психоанализа
,
психоаналитического
движения
изучена
довольно
полно
,
хотя
в
силу
ряда
причин
и
обстоятельств
она
отнюдь
не
свободна
от
различных
лакун
.
Пожалуй
,
наиболее
значительной
из
них
является
история
российского
психоанализа
,
развивавшегося
в
стране
,
где
в
начале
века
работы
З
.
Фрейда
переводились
и
публиковались
наиболее
оперативно
и
представительно
,
а
психоаналитические
идеи
нашли
отклик
у
специалистов
и
общественности
,
хотя
содержание
и
направленность
российского
менталитета
не
совпадали
с
сущностью
психоаналитической
трактовки
человека
и
культуры
.
До
недавнего
времени
исследования
и
работы
по
истории
российского
психоанализа
,
носившие
преимущественно
приватный
характер
,
осуществлялись
почти
исключительно
зарубежными
специалистами
1
,
которые
,
несмотря
на
заведомую
слабость
источниковедческой
базы
,
все
же
сумели
получить
результаты
,
представляющие
значительный
научный
интерес
.
Политика
гласности
и
информационный
прорыв
,
осуществленный
в
России
во
второй
половине
80-
х
— 90-
е
годы
XX
в
.,
позволили
отечественным
ученым
ввести
в
научный
оборот
значительный
ряд
новых
документов
,
материалов
и
идей
2
,
совокупность
которых
предоставляет
возможность
выработать
общее
предварительное
представление
об
истории
российского
психоанализа
.
В
этой
связи
одной
из
основных
задач
ныне
становится
создание
систематизированного
представления
о
путях
формирования
и
ходе
развития
российского
психоанализа
.
Решение
этой
задачи
естественно
предполагает
осуществление
хронологической
систематизации
имеющегося
исторического
материала
и
создание
периодизации
истории
российского
психоанализа
как
1
Ж
оровски
Дж
.,
Каротенуто
А
.,
Левитин
В
.,
Лобнер
X.,
Лотан
Ц
.,
Люнгрен
М
.,
Максимов
И
.,
Марти
Ж
.,
Менсон
И
.,
Миллер
М
.,
Михалевич
А
.,
Палмер
Дж
.,
Раис
Дж
.,
Ранкур
-
Лаферьер
Д
.,
Рудинеско
Э
.
и
др
.
2
Белкин
А
.
И
.,
Давыдова
М
.
И
.,
Лейбин
В
.
М
.,
Литвинов
A. B.,
Овчаренко
В
.
И
.,
Пружинина
A. A.,
Пружинин
Б
.
И
.,
Харитонов
А
.
Н
.,
Эткинд
А
.
М
.
и
др
.
См
.:
Белкин
А
.
И
.,
Литвинов
A. B.
К
истории
психоанализа
в
Советской
России
. —
Российский
психоаналитический
вестник
.
М
., 1992,
№
2,
с
. 24–32;
Овчаренко
В
.
И
.
Психоанализ
в
России
.
Документы
и
материалы
.
Овчаренко
В
.
И
.
Психоаналитический
глоссарий
.
Мн
., 1994,
с
. 243–287.
65
необходимого
и
неизбежного
момента
и
основы
его
понимания
и
объяснения
.
Работа
такого
рода
всегда
сопряжена
с
преодолением
ряда
трудностей
,
порождаемых
фрагментарностью
и
неполнотой
исторической
информации
,
наличием
различных
легенд
и
мифов
,
а
также
с
определением
целей
,
задач
,
критериев
,
доминирующих
тенденций
,
хронологических
рубежей
периодизации
и
т
.
д
.
Предпосылкой
решения
проблемы
оснований
периодизации
выступает
понимание
того
,
что
многомерная
история
российского
психоанализа
является
лишь
одним
из
микроэлементов
трагической
истории
народа
и
страны
.
В
силу
этого
обстоятельства
в
качестве
универсального
критерия
периодизации
истории
российского
психоанализа
могут
быть
приняты
ос
-
новное
содержание
развития
и
доминирующая
форма
существования
психоанализа
в
социокультурной
среде
.
Понимание
периодизации
как
условного
деления
какого
-
либо
исторического
процесса
на
хронологические
периоды
соответственно
их
сущностным
сходным
признакам
и
качественно
отличительным
особенностям
,
определяемым
в
зависимости
от
избранного
критерия
,
позволяет
принять
в
качестве
единого
принципа
и
признака
разграничения
периодов
последовательную
смену
доминирующих
тенденций
развития
российского
психоанализа
в
его
единстве
и
многообразии
.
Пролонгированный
и
многомерный
характер
смены
одних
доминирующих
тенденций
другими
определяет
естественную
относитель
-
ность
границ
между
ними
,
а
следовательно
,
и
относительность
границ
между
периодами
—
хронологические
рубежи
всегда
имеют
искусственный
,
конвенциональный
и
символический
характер
.
Исходя
из
логики
развития
российского
психоанализа
и
методологии
его
истории
,
позволительно
полагать
,
что
в
качестве
основных
хронологических
рубежей
периодизации
истории
российского
психоанализа
могут
быть
приняты
1904, 1910, 1914, 1922, 1932, 1956
и
1989
гг
.
Таким
образом
,
в
общем
история
российского
психоанализа
может
быть
представлена
в
виде
семи
основных
периодов
,
в
совокупности
охватывающих
временной
интервал
около
100
лет
,
с
начала
XX
в
.
вплоть
до
настоящего
времени
.
Периоды
истории
российского
психоанализа
1.
Просветительский
1904–1910
2.
Адаптационный
1910–1914
3.
Дезинтеграционный
1914–1922
4.
Институциональный
1922–1932
5.
Латентный
1932–1956
6.
Билатеральный
1956–1989
7.
Интеграционный
с
1989
по
н
/
время